Фирма: её деятельность и результаты
Реферат
Фирма:
её деятельность и результаты
Содержание
Введение
.
Сущность предприятий. Фирмы и их классификации
.
Издержки и их виды
.
Прибыль и её расчёты
.
Прибыльность работы белорусских предприятий
Заключение
Список
использованных источников
фирма прибыль издержки предприятие
Введение
Данная работа посвящена понятию
фирмы (предприятию), как основному субъекту рыночной экономики.
Предпринимательская деятельность организационно выступает в форме предприятия.
Предприниматель, объединяя в одном производственном процессе ресурсы (труд,
земля, капитал) создает предприятие (фирму). В зарубежной литературе обычно
употребляется понятие "фирма", в советской и российской экономической
литературе более распространено понятие "предприятие". Хотя в точном
значении слова под предприятием понимается организация, которая занимается
одним видом деятельности и выполняет определенные функции по производству
товаров и услуг, а под фирмой понимают организацию, которой характерны
различные виды деятельности или которая представляет собой объединение
предприятий, тем не менее понятия "фирма" и "предприятие"
часто употребляются как синонимы.
Цель работы рассмотреть понятие
фирмы, ее место в рыночной экономике и показатели эффективности работы фирмы.
Первая глава раскрывает
сущность предприятия и его виды.
Во второй главе рассматриваются
издержки и их виды.
В третьей главе затрагивает
прибыль и её расчёты.
Последняя, четвёртая глава
посвящена оцекке прибыльности работы белорусских предприятий.
1. Сущность предприятий. Фирмы и их
классификации
Предприятие - это обособленный
экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных
для общества благ.
Каждое предприятие - это
совокупность определенных средств производства и работников, объединенных общим
процессом труда, в результате которого возникают производственные отношения,
включающие организационные отношения, обусловленные:
технологиями
производства и разделением труда в рамках данного предприятия;
внутрипроизводственные
связи, которые обусловлены и возникают из отношения собственности на средства
производства и внешние связи, в которые вступает данное предприятие с другими
по отношению к исследуемому с внешними субъектами хозяйственной деятельности.
Цель производственной
деятельности предприятия носит двойственный характер: непосредственная цель и
мотив деятельности - получение прибыли от реализации продукции и услуг. Но
получать прибыль можно лишь производя продукцию, пользующуюся спросом и поэтому
предприятия вынуждены добиваться удовлетворения возрастающих потребностей
населения.
Предприятия, основной целью
которых является получение прибыли, называются коммерческими.
Конкретные цели и задачи, ради
которых создаются коммерческие предприятия, фиксируются в правовых документах
об их создании. Документ, определяющий отношение между предприятием и обществом
называется уставом, а документ, определяющий отношения между учредителями
предприятия - "учредительным договором".
Виды и формы предприятия.
Виды и формы предприятия
классифицируются по ряду признаков:
По сферам деятельности можно
выделить 3 вида:
. Предприятия,
действующие в сфере материального производства и его крупных подразделений
(строительство, машиностроение) и нематериального производства, отличительным
признаком которого является создание особого продукта - услуг (материальных
услуг);
. Предприятия,
занимающиеся посреднической деятельностью, задача которых - установление связей
и заключение контрактов между предприятиями;
. Сфера нематериального
обслуживания (это непроизводственные услуги, которые являются показателями
уровня жизни в стране: (торговля).
По количеству видов
производимой продукции предприятия подразделяются на:
. специализированные,
выпускающие ограниченное число видов товаров:
- Предметные -
производство готовых к употреблению товаров.
Подетальные - выпуск
запасных деталей и частей.
Технологические -
когда на предприятии сосредоточено определенная стадия технического процесса.
Смешанные -
характеризуется наличием на предприятии деятельности по предметной и технологической
специализации.
. многопрофильные, производящие
различные товары в большом ассортименте.
Одной из важнейших
характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь
количеством работников. Как правило, по этому признаку предприятия
подразделяются следующим образом:
. мелкие - до 50
рабочих;
. средние - от 50 до
500;
. крупные - свыше 500;
. особо крупные - свыше
1000 рабочих.
Определение размеров
предприятия по числу рабочих может дополняться другими характеристиками -объемом
продаж, активами, полученной прибылью и т.п.
Размеры предприятий тесно
связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной
металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия. В
легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном
средние предприятия; в деревообрабатывающей и швейной промышленности - средние
и близкие к мелким предприятия.
. Издержки и их виды
Любая фирма, прежде чем
начинать производство, должна четко представлять, на какую прибыль может
рассчитывать. Для этого она изучает спрос, по какой цене будет реализовывать
продукцию или услуги. И сравнивает предполагаемую прибыль с затратами
(издержками).
Издержки производства - это
стоимость ресурсов, которые использует фирма для производства и реализации
продукции.
Виды издержек производства:
1. Внешние (бухгалтерские
или явные) - плата за ресурсы, которые не принадлежат фирме, привлекаются извне
(заработная плата, аренда, расходы на основные и оборотные фонды, оплата
предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта). Сумма
всех внешних затрат определяет себестоимость продукции. Размер внешних издержек
определяет цену. Например, в промышленности доля себестоимости в отпускной цене
предприятия без НДС и акцизов составляет примерно 80%.
. Внутренние
(альтернативные или неявные) - издержки использования ресурсов, которые
являются собственностью фирмы. Например, собственник земли не платит ренту,
однако, обрабатывая ее самостоятельно, отказывается от сдачи ее в аренду и от
дополнительного дохода в связи с этим.
Бухгалтерские издержки в своем
составе имеют прямые и косвенные издержки. Первые состоят из расходов
непосредственно на производство, а вторые включают затраты, без которых фирма
не может нормально работать: накладные расходы, выплату процентов банкам и т.д.
Рассмотрим структуру издержек.
Валовые издержки - это все
издержки на данный момент, необходимые для производства того или иного товара.
Они делятся на:
а) постоянные;
б) переменные.
Постоянные издержки (FC, fixed
cost) - это те, которые предприятие должно нести в любом случае и которые в
основном не зависят от объема производства.
Речь идет о расходах на
приобретение зданий, на оплату освещения, управленческого аппарата и т.д.
График постоянных издержек
является горизонтальной прямой
Средние постоянные издержки
(AFC, average fixed cost) представляют собой постоянные издержки в расчете на
единицу выпуска.
Переменные издержки (VC,
variable cost) - это те, которые связаны с затратами на покупку сырья, рабочей
силы и непосредственно зависят от объема производства (чем больше продукции,
тем больше объем используемого сырья).
График переменных затрат выглядит
таким образом:
Средние переменные издержки
(AVC, average variable cost) это переменные затраты в расчете на единицу
выпуска.
Стандартный График средних
переменных издержек выглядит как парабола.
Сумма постоянных затрат и
переменных затрат составляет общие затраты (TC, total cost)
TC = VC + FC
Средние общие издержки (AC,
average cost) это общие издержки в расчете на единицу продукции.
Также средние общие издержки
равны сумме средних постоянных и средних переменных.
AC = AFC + AVC
График AC выглядит как парабола
Предельные издержки (МС) -
связаны с производством дополнительной единицей продукции (равны отношению
изменения общих издержек к изменению объема произведенной продукции).
Сравнение средних и предельных
издержек производства - важная информация для управления фирмой, определения
оптимальных размеров производства, в пределах которых фирма устойчиво получает
доход.
. Прибыль и её расчёты
Целью деятельности любого
предприятия является прибыль. Прибыль - это качественный показатель
эффективности деятельности предприятия, который характеризует рациональность
использования предприятием средств производства, а так же финансовых, трудовых,
материальных ресурсов.
Получить прибыль предприятие
может, лишь производя товар или услуги, пользующиеся спросом и удовлетворяющие
потребности общества.
Причем существенную роль будет
играть цена этих товаров и услуг - она должна соответствовать платежеспособности
потребителей.
Что касается самого
предприятия, то для него формирование цены осуществляется с учетом издержек.
Приемлемая цена продукции предприятия возможна лишь в случае, когда предприятие
не превышает определенный уровень издержек.
В результате сумма потребляемых
ресурсов и затрат должна быть меньше получаемой выручки. Это будет означать,
что предприятие работает с прибылью.
Если предприятие работает без
получения прибыли, то, в условиях рыночной экономики, оно истощит свои ресурсы
и уйдет из производственной сферы, став банкротом.
Прибыль отражает чистый доход
предприятия и выполняет следующие функции:
● характеризует
экономический эффект от деятельности предприятия. Если предприятие получает
прибыль, это значит, что все расходы по производству продукции покрываются
доходами;
● обладает
стимулирующей функцией, так как является основой для дальнейшего расширения
производства, его усовершенствования, а так же для увеличения заработной платы
работников и выплаты дивидендов владельцам и акционерам;
● является
источником пополнения бюджетов разного уровня, формируя финансовые ресурсы не
только самого предприятия, но и государства в целом.
Максимальная прибыль и ее
устойчивый рост - важнейшее условие процветания не только конкретного
предприятия, но и национальной экономики в целом. Благодаря получению прибыли,
предприятие может увеличить свои масштабы, укрепить позиции на рынке. Как
правило, этот процесс сопровождается обновлением и усовершенствованием самого
предприятия. Это является общей целью предпринимательства.
Существуют различные виды
прибыли:
1. Валовая прибыль - это
сумма прибыли предприятия от реализации всех видов продукции предприятия
(услуг, работ, имущества), а так же доходов от внереализационных операций (за
минусом суммы расходов по ним). Валовая прибыль - показатель эффективности
производства.
Формула расчёта валовой
прибыли:
Валовая прибыль = Выручка
предприятия - Себестоимость товаров/услуг
2. Прибыль от реализации
продукции = выручка от реализации - затраты на производство и реализацию (включаемые
в себестоимость данной продукции). Прибыль от реализации - это показатель
основной деятельности предприятия, т.е. деятельности по производству и
реализации своей продукции.
. Прибыль до
налогообложения (или балансовая, бухгалтерская прибыль) - отражается в балансе
предприятия, является конечным финансовым результатом деятельности предприятия;
выявляется посредством бухгалтерского учета всех его хозяйственных операций и
оценки статей баланса. Бухгалтерская прибыль является показателем эффективности
всей хозяйственной деятельности предприятия.
Формула расчёта прибыли до
налогообложения:
Прибыль до налогообложения = прибыль от продаж - операционные доходы и расходы - внереализационные доходы и расходы.
4. Налогооблагаемая
прибыль - рассчитывается при налоговом учете в рамках действующего
законодательства, является основанием для определения налогооблагаемой базы.
Формула расчёта налогооблагаемой прибыли:
Налогооблагаемая прибыль = Налогооблагаемые
доходы - Вычитаемые расходы - Убытки прошлых лет
5. Чистая прибыль - это
та часть прибыли, которая остается у предприятия после уплаты всех налогов и
обязательств и используется на нужды предприятия (развитие производства,
социальные нужды и т.д.).
Формула расчёта чистой прибыли:
Чистая прибыль = выручка - себестоимость товара
- расходы - налоги
4. Прибыльность работы белорусских предприятий
Министерство финансов Беларуси подвело итоги
деятельности белорусских открытых акционерных обществ (ОАО) за 1 квартал
2014-го года.
Наибольшую прибыль заработал Беларуськалий -
1349049,76 бел. рублей. Отметим, что прибыль Беларуськалия по итогам 2013 года
составила примерно столько же - 1354941,5 рублей. А за 1 квартал минувшего года
Беларуськалий заработал всего 238 112,05 рублей - в 5,5 раз меньше, чем в
аналогичном периоде 2014 года.
На втором месте - Мозырский НПЗ, прибыль
которого по итогам 1 квартала 2014 года составила 572316,3 рублей, третье место
занял Банк развития, который в рассматриваемом периоде заработал 435943,7
рублей.
В таблице ниже представлена подробная информация
о прибыли ТОП-10 белорусских ОАО в 1 квартале 2014 года и ее динамике по
сравнению с 1 кварталом 2013 года.
Таблица 1
Лидером по темпам прироста прибыли в 1 квартале
2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года стал Беларуськалий -
+466,6%. На втором месте по темпам прироста прибыли - Гомельский химический
завод (+253,3%). Тройку лидеров замыкает МАПИД (Минское
арендное предприятие индустриального домостроения), прибыль которого
выросла на 134,16%.
По итогам 1 квартала 2014 года 1583 предприятия
(почти 70% всех ОАО) получили прибыль. При этом 596 предприятий (26,26%)
получили убыток, а 91 предприятие (4,01%) сработало в ноль.
Для сравнения - в 1 квартале 2013 года прибыль
получили 1775 предприятий (78%), убыток - 410 предприятий (18%), а 89 (4%) ОАО
не получили ни прибыли, ни убытка. Таким образом, можно констатировать, что
финансовое состояние белорусских ОАО в 1 квартале 2014 года ухудшилось по
сравнению с 1 кварталом 2013 года.
Заключение
Предприятие - это обособленный
экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных
для общества благ.
Коммерческие предприятия -
предприятия, основной целью которых является получение прибыли.
Существует несколько
классификаций предприятий по ряду признаков:
1. по сферам деятельности
. по количеству видов
производимой продукции
. по размерам
предприятия (обычно определяется по количеству рабочих).
Деятельность любого предприятия
характеризуется наличием издержек (т.е. затрат на производство продукции) и
наличием прибыли (т.е. денежным выражением между стоимостью
реализованной продукции и затратами на ее производство).
Целью деятельности любого
предприятия является прибыль. Получить прибыль предприятие может, лишь
производя товар или услуги, пользующиеся спросом и удовлетворяющие потребности
общества. Причем существенную роль будет играть цена этих товаров и услуг - она
должна соответствовать платежеспособности потребителей.
Также в реферате была
проанализирована прибыльность работы белорусских предприятий на основе данных,
выделенных Министерством финансов Беларуси на 1 квартал
2014 года. Были представлены темпы прироста прибыли ОАО в 1 квартал 2014 года и
проведён сравнительный анализ итогов деятельности белорусских ОАО в 1 квартал
2014 и 2013 годов.
Список использованных источников
1. Экономика
предприятия: Учебник / Под ред. В. Горфинкеля, Е. Куприянова. - М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 1996.
. http://bibliotekar.ru/economika-dlya-yuristov/54.htm
. http://n2tutor.ru/materials/handbook/chapter10/part11/
. Ворст
И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 1994.
5. ixxi.me/predprinimatelstvo/sushhnost-predpriyatiya/
6. Экономика
и статистика фирм / Под ред. С. Ильенковой - М.: Финансы и статистика, 1996.