Торгово-технологическое оборудование
ВВЕДЕНИЕ
Важность таких факторов как эффективность и уникальность в современной
конкурентной среде выходит на первостепенное место. Технологичность бизнеса -
это конкурентное преимущество, ноу-хау и серьезный источник дохода любой
коммерческой организации.
Торгово-технологическое оборудование - основа современного магазина.
Первоначальная сложность данной темы незаслуженно остаётся в стороне, но те,
кто вплотную занимаются этим вопросом, делают значительный шаг вперед, оставляя
конкурентов далеко позади. Можно рассматривать несколько сторон
технологического апгрейда магазина. В-первую очередь, бизнес процессы
функционирования торгового объекта, которые можно разделить на товарные потоки,
аналитические системы, распределение нагрузки на персонал, систему контроля и
учета. Совершенство в данной тематике дает более глубокое понимание
происходящих процессов, что в свою очередь, показывает ситуативные возможности
и точки роста. Следствием будет понимание требуемых характеристик в
использовании существующих помещений и оборудования. Таким образом, появляется
возможность сформулировать требования к торгово-технологическому оборудованию и
максимально эффективно осуществить инвестиции.
Часто возникает, совершенно обратный процесс, сначала приобретается
торгово-технологическое оборудование, а потом придумывается технология работы.
Такой подход возможен, но не гарантирует оптимальный выбор оборудования и может
привести к бессмысленной растрате средств.
Если непосредственно обратиться к торгово-технологическому оборудованию,
то можно выделить следующие группы: холодильное оборудование, торговая мебель,
механическое или обрабатывающее оборудование, тепловое, нейтральное и другое. К
нейтральному торгово-технологическому оборудованию относятся столы, мойки,
различные шкафы, полки, вытяжные зонты, гастроёмкости и многое другое. Тепловое
оборудование представлено плитами, печами, сковородами, различными грилями и
рядом других решений, обеспечивающих тепловую обработку продуктов. Раздел
механическое торгово-технологическое оборудование представлен мясорубками,
пилами для мяса, куттерами, процессорами, колодами, топорами, разделочными
досками, ножами. А также овощерезками, овощечистками, миксерами, тестомесами и
многими другими полезными устройствами. Все это позволяет не только представить
товар в магазине, но и осуществлять обработку продуктов, эффективную подачу в
зал и представление.
Важно отметить, что большим потенциалом эффективной работы является поиск
наиболее оптимальной схемы работы с поставщиками с точки зрения объема закупок,
размера складских запасов и количества представленных взору покупателей
наименований. Наиболее успешная схема позволяет получать выгодные цены,
эффективно оборачивать товар и разумно использовать оборотные средства.
Тема данной курсовой работы актуальна в настоящее время, так как,
торгово-технологическое оборудование является важным атрибутом любого
предприятия розничной торговли. Достижения максимума возможного от каждой полки
в магазине - основа хорошей доходности торгового объекта.
Объектом исследования выступает продуктовый магазин ООО «ДИАМОН».
Предметом исследования является торгово-технологическое оборудование
данного предприятия.
Целью данной курсовой работы является анализ оснащения, эффективность
использования торгово-технологического оборудования магазина, выработка
предложений по его совершенствованию.
1 Основы торгово-технологической оснащённости
предприятия розничной торговли
.1 Понятие и сущность
торгово-технологического оборудования
Независимо от области, торговое оборудование - это одна из тех «одёжек»,
по которым встречают ваш магазин или павильон, и показать себя достойно -
половина успеха.
Каким бы было направление деятельности, будь то продажа компьютеров,
модной одежды или продуктов, качественное торговое оборудование позволяет
эффективно размещать товар и будет служить верную службу на протяжении всего
срока эксплуатации.
По
сути, торговое оборудование
<#"874877.files/image001.gif"> , из них 46 - торговый зал, с установочной площадью, занимаемой торговым
оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товара, проведения
денежных расчётов с покупателями.
Соотношение численности персонала по категориям функционального
разделения труда:
а) управленческий персонал (генеральный директор, бухгалтер, старший
продавец) - 3человека;
б) основной персонал (работники, занятые обслуживанием покупателей в
торговом зале - продавцы-кассиры) - 4 человека;
в) вспомогательный персонал (уборщица) - 2 человека.
В обязанности директора входят: разработка стратегии и тактики фирмы,
маркетинговые исследования, представительские функции, взаимодействие с
партнёрами, получение необходимых лицензий, управленческие функции,
формирование имиджа фирмы.
Старший продавец работает непосредственно с коллективом магазина, следит
за ассортиментом и качеством продукции, составляет график работы продавцов,
выполняет функции завхоза.
Бухгалтер ведёт бухгалтерскую документацию, составляет квартальные и
годовые отчёты.
Предприятие оснащено инженерными системами и
оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта и санитарные
требования:
централизованное снабжение холодной водой;
централизованная канализация;
снабжение горячей водой от водонагревателя;
вентиляция во всех помещениях;
централизованное электроснабжение;
освещение: естественное и искусственное, совмещенное.
В исследуемом магазине производится продажа товаров через прилавок, что
включает следующие операции:
встреча покупателя и выявление его намерения;
предложение и показ товаров;
помощь в выборе товара и консультация;
предложение сопутствующих товаров;
проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием;
расчётные операции;
упаковка и выдача покупок.
Магазин ООО «ДИАМОН» предлагает своим клиентам полный ассортимент
продовольственных товаров: мясные и молочные продукты, рыба и морепродукты,
полуфабрикаты, фрукты и овощи, бакалея, спиртные и безалкогольные напитки.
Широта и глубина ассортимента в исследуемом магазине выбирается с учётом
предпочтений потребителей.
Таблица 1 - Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия
Показатели
|
2012г.
|
2013г.
|
% выполнения
|
+/- отклонение
|
Товарооборот, тыс. руб.
|
50 000
|
53 500
|
107,00
|
+3 500
|
Сумма издержек обращения, тыс. руб.
|
1 800
|
1 824
|
98,68
|
- 24
|
Средняя торговая надбавка, %
|
31
|
31
|
100,00
|
0
|
Прибыль, тыс. руб.
|
13 200
|
14 761
|
111,83
|
+1 561
|
Рентабельность, %
|
98
|
100
|
102,04
|
+2
|
В таблице видно, что за 2013 год увеличились все экономические
показатели. Несмотря на то, что сумма издержек обращения увеличилась на 24
тыс.руб., чистая прибыль в 2013 году по сравнению с 2012 г. увеличилась на 1
561 тыс. руб.
Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы
торговой мебели, торговое холодильное оборудование. Продавцы понимают важность
рационального расположения товаров на торговом оборудовании, то есть
эффективного использования площади выкладки и ёмкости торгового оборудования и
предоставление покупателям максимум удобств для отборки товаров.
В исследуемом магазине выделяют несколько зон, отличающихся друг от друга
ценностью или объёмом товарооборота, приходящегося на 1 торговой площади. В зоне,
непосредственно примыкающей к передней стене магазина, реализуется около 35 -
40 процентов всего товарооборота магазина, зона, находящаяся напротив, даёт 25
- 30 процентов товарооборота, остальные стороны дают соответственно 10 и 20
процентов товарооборота.
При размещении отделов принимают во внимание специфические особенности
товаров, входящих в ассортимент. Товары импульсивного спроса, полуфабрикаты и
другие товары, предоставляющие покупателям дополнительные удобства,
располагаются в тех местах, где покупательские потоки наиболее интенсивны, так
как покупатели не будут специально искать эти товары.
Для ведения торговли магазин оснащён необходимым торгово-технологическим
оборудованием. В зале установлено следующее торгово-технологическое
оборудование:
четыре холодильных шкафа марки СТАНДЕС для хранения алкогольной продукции
(преимущественно пива и слабоалкогольной продукции);
пять морозильных ларей для хранения рыбных, мясных продуктов, мороженного
и полуфабрикатов (марки СТАНДЕС);
- две холодильные витрины ( представлены марками Премьер Neo 1,0 и Лилия Титаниум ВС5-180) для
хранения молочных продуктов и колбасных изделий;
- стеллажи пристенные с полками высотой 2400 мм для хранения бакалейных,
кондитерских, хлебобулочных товаров, а так же алкогольных и безалкогольных
напитков - 7 штук; с полками высотой 2000 мм для хранения овощей и фруктов - 2
штуки;
- прилавок металлический остекленный с двумя стеклянными полками ПР1 (для
хранения шоколада, мармелада, жвачки и т.д.) так же на нём располагаются весы;
торговый прилавок из ДСП на котором располагаются весы;
-
торговая стойка шириной 440 мм для хранения чипсов Lays и Pringles
<#"874877.files/image002.gif">, (2)
где Sy - сумма площадей всех оснований
торгового оборудования (кв.м);
Sт -
площадь торгового зала, (кв.м).
Ку = = 0,37.
Оптимальная величина коэффициента установочной площади зависит от
ассортимента реализуемых товаров: для магазинов продовольственных товаров -
0,30 - 0,32. Полученное значение коэффициента свидетельствует о перенасыщении
зала оборудованием, что приводит к неудобствам, как покупателей, так и
продавцов.
С помощью коэффициента экспозиционной площади можно определить степень
использования площади торгового зала под выкладку товаров:
Кэксп. = , (3)
где - экспозиционная площадь магазина, т.е.площадь выкладки
товаров, слагаемая из площадей всех плоскостей оборудования, используемых для
показа товаров (кв.м);
- установочная площадь магазина, (кв.м).
Кэксп = = 0,87.
Полученный коэффициент достаточно высок, т.к. оптимальным считается
соотношение примерно равное 0,7. Данное значение свидетельствует о неудобствах
при выкладке товаров, приводит к ухудшению обозрения товаров.
3. Совершенствование эффективного оснащения ООО
«ДИАМОН» торгово-технологическим оборудование
.1 Модернизация торгово-технологического
оборудования
торговый оборудование инвентарь стандартизация
Прогресс не стоит на месте, все находится в постоянном развитии, в том
числе, усовершенствуется и модернизируется торгово-технологическое
оборудование. Поэтому предприятия торговли должны следить за меняющимся
ассортиментом торгового оборудования и проводить его модернизацию, чтобы идти в
ногу со временем. В условиях увеличения числа торговых предприятий и борьбы за
потребителя, торгово-технологическое оборудование является одним из важных
факторов конкурентоспособности.
Проведя анализ торгово-технологического оборудования продуктового
магазина ООО «Диамон», напрашивается вывод, что оборудование технически
исправно, но требует обновления для оптимизации процесса торговли.
В зарубежных странах давно отошли от торговли через прилавок, так как
современное торгово-технологическое оборудование позволяет использовать
торговые площади любой величины под магазины самообслуживания, что позволяет
увеличить товарооборот, пропускную способность и дает возможность покупателям
самостоятельно выбирать нужный товар.
Изучив рынок торгово-технологического оборудования, его возможности, я бы
рекомендовала преобразовать ООО «ДИАМОН» в магазин самообслуживания. Для этого
необходимо модернизировать торгово-технологическое оборудование. Это потребует
одномоментных дополнительных затрат, но в скором времени это окупится,
благодаря увеличению пропускной способности магазина.
Для реализации моего предложения я предлагаю:
1) для молочной и колбасной продукции
использовать горки холодильные напольные. Они позволят мерчандайзерам разложить
продукцию в соответствии с предпочтениями потребителей. На мой взгляд, наиболее
рациональным будет оборудование ВХСд-1,3 Carboma. Для ООО «ДИАМОН» считаю
достаточным две единицы;
2) для кондитерских и бакалейных изделий использовать стеллаж
островной двухсторонний «ШТРИХ-М» (2 единицы);
) для хлебобулочных изделий использовать стеллаж хлебный вариант
2200 от фабрики торгового оборудования СТАНДЕКС;
4) для выкладки овощей и фруктов - стеллаж овощной с зеркалом L=1000
H=2300 от торговой фирмы КЛЁН. Для нашего магазина, на мой взгляд, достаточно
будет две единицы;
5) для хранения мяса, мясных продуктов и полуфабрикатов предлагаю
использовать морозильные бонеты «Купец» - 4 единицы;
) для расстановки алкогольной и безалкогольной продукции следует
использовать шкафы холодильные Капри (для охлаждения напитков) - 3 единицы и
стеллажи торговые пристенные с полками - 3 единицы;
) необходимо поставить два кассовых бокса КБ-1,9 и POS-терминал
EasyPOS lite 7' со считывающим устройством (так же две единицы, так как в смену
работают два продавца);
) для удобства покупателей требуется закупить покупательские
корзины, разграничитель покупок на транспортёре и сопутствующее оборудование
(терминал для оплаты мобильной сети и другие);
) как и во всех магазинах самообслуживания рекомендуется перед
кассой ставить прикассовые зоны, где разместится жевательная резинка, шоколад и
другие мелочи.
Для обеспечения безопасности и предотвращения краж в магазине, я бы
порекомендовала установить специальное оборудование, такое как ограничители
прохода, камеры видео наблюдения, электромагнитные противокражные системы.
Все эти манипуляции с оборудованием позволят покупателям чувствовать себя
уютнее, так как они смогут самостоятельно отобрать и рассмотреть товар, а так
же привлечь новых покупателей.
3.2 Рациональное размещение оборудование
Эффективное размещение торгового оборудования в магазине определяет
прибыльность работы предприятия, его конкурентоспособность и перспективы
развития. Ведь покупатель оценивает в первую очередь планировку зала,
комфортность передвижения и логичное распределение товара. Если все
эргономические и эстетические особенности учтены при проектировании магазина,
то клиенты будут сюда возвращаться снова и снова, и, скорее всего, сделают
торговому предприятию дополнительную рекламу среди знакомых и друзей.
Если
сравнивать европейские и американские магазины с российским торговыми
предприятиями, можно заметить, что за границей размещением торгового
оборудования <#"874877.files/image008.jpg">
Рисунок 1 - Примеры линейной планировки торгового зала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Техническое оборудование определяет эффективность работы современных
магазинов. Технологическое и техническое оснащение современных магазинов
включает в себя: холодильное, контрольно-кассовое, весоизмерительное,
подъемно-транспортное, фасовочное оборудование и торговая мебель, а также
средства оргтехники, компьютеры, сканеры, серверы, этикетировочные машины,
охранное оборудование и др.
Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной
организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко
применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением
и продажей товаров. Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тесно
увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в значительной степени
способствуют ее типизация, унификация и стандартизация. Под типизацией понимают
систему мероприятий, направленных на устранение излишнего многообразия и отбор
наиболее рациональных типов торговой мебели. Унификация - приведение к
единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых производится
сборка торговой мебели. Стандартизация торговой мебели предусматривает
установление нормативных требований к размерам, материалам, качеству
изготовления, правилам приемки, маркировки, упаковке, транспортировке и
хранению торговой мебели. К торговой мебели предъявляют: экономические,
эргономические, эстетические и санитарно-гигиенические требования.
Расчетные операции с покупателями играют важную роль в
торгово-технологическом процессе магазина. От правильной их организации зависят
затраты покупателями времени на приобретение товаров. Расчеты с покупателями
осуществляются путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или
контролером-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью
кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту
и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций,
точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс
расчетов с покупателями.
При решении вопросов технологического оснащения магазинов особое внимание
должно быть уделено выбору типов и моделей торгового оборудования и определению
его оптимального набора. Выбор типов оборудования и комплектование его набора
должны основываться на следующих основных принципах: соответствие оборудования
товарному профилю и размерам торгового зала магазина; оснащение магазинов
торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов
продажи товаров; оборудование должно обеспечивать эффективное использование
торговой площади магазина.
В процессе выполнения курсовой работы был пройден ряд этапов:
) Было рассмотрено торгово-технологическое оборудование, которое
представляет собой различную конструктивную оснастку магазина, а именно:
мебель, инвентарь и прочие инструменты, которые необходимы для обеспечения
максимально эффективной работы магазина.
) Было рассмотрено предприятие, и его организационно-экономическая
характеристика. Форма - общество с ограниченной ответственностью. Проведённый
анализ выявил следующие моменты: основные показатели, такие как товарооборот,
чистая прибыль увеличились, а такие показатели, как издержки производства
уменьшились, что свидетельствует об эффективной работе предприятия.
) Были изучены различные принципы конфигурации торгового зала, что
дало полное представление картины эффективной организации и оптимальной
конфигурации торгового зала при различных вариантах его исполнения.
Проведенная работа позволяет судить о нерациональности выбранной
предприятием стратегии и принципах размещения торгового оборудования.
Полученные знания в дальнейшем помогут повышать эффективность
использования торгово-технологического оборудования и планировать его
расстановку в торговых залах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Санитарные правила
для предприятий продовольственной торговли. Санитарные правила и нормы. СанПиН
2.3.5.021-94 : утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 30.12.1994 № 14
<http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=280305>.
М., 1994. 36 с.
2 Торговля.
Термины и определения : ГОСТ Р 51303 - 99. М., 1999. 15 с.
Услуги
торговли. Общие требования : ГОСТ P 51304-2009. М., 2009. 12 с.
4 Горемыкин
В.А. Торгово-технологическое
оборудование / В.А. Горемыкин . - М. : Инфра-М, 2009. 158 с.
5 Дашков
Л. П. Организация, технология, проектирование торговых предприятий : учебник /
Л. П. Дашков. - М. : Дашков и Ко, 2010. 232 с.
6 Драгилев
А.И., Хромеенков В.М., Чернов М.Е. Технологическое оборудование: хлебопекарное,
макаронное и кондитерское: учебник / Академия, 2009. 432 с.
7 Егоров
В. Ф. Организация, технология и проектирование предприятий торговли / В. Ф.
Егоров. - М., 2012. 145с.
Каплина
С. А. Организация и технология розничной торговли : учебник -Ростов - на- Дону;
Феникс, 2013. 333 с.
9 Коммерция
и технология торговли : учебник / Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К., Памбухчиянц
О.В. / Дашков и К, 2011. 302 с.
10 Костерина
Н. В. Оборудование торговых предприятий : учебное пособие / 3-е издание -
Академия, 2013. 112 с.
11 Лэнли
Б. К. Холодильная техника и кондиционирование воздуха : учебник / 2012. 478 с.
Мазилкина
Е. И. Организация работы магазина : учебник - Дашков и К, 2009. 224 с.
13 Маркетинг
торгового предприятия : учебник / Лукашевич В. В., Парамонова Т. Н., Красюк И.
Н. - Дашков и К, 2013. 421 с.
14
Оборудование торговых предприятий : учебник / Т. Р. Парфентьева, Н. Б.
Миронова, А. А Петухова - Academia, 2008. 208 с.
Организация и
управление коммерческой деятельностью : учебник / Л.П. Дашков, О. В.
Памбухчиянц- М. : Дашков и К°, 2012. 688 с.
17 Парамонова
Т. Н., Красюк И. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли :
учебник / КиноРус, 2012. 120 с.
18 Ровинский
Л. А. Фасовочное оборудование малых предприятий : учебник / Инфа-Инженерия,
2011. 209 с.
19 Розничная
торговля : учебник / пер. с англ; Т. Кент, О. Омар. - М. : Юнити-Дана, 2012.
203 с.
20 Сысоева С.
В. Стандарт работы розничного магазина : учебник / , Кувакина О. - Питер, 2013.
288с.
Теплова В. И.
Коммерческое товароведение : учебник - Дашков и К, 2012. 203с.
22 Типовые правила
эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением : утв. Минфином РФ 30.08.1993. № 104 <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2594>.
Торговое оборудование:
Учебное пособие для среднего специального образования / В. Ф. Кащенко, Л. В.
Кащенко - Инфра-М, 2009. 398 с.
Торговый менеджмент : учебник
/ Тимирьянова В. М., Тугускин Г.Н. - Феникс, 2014. 220 с.
Федотова М. А. Практика
оценки стоимости машин и оборудования : учебник . 2009. 239с.
Шуляков Л. В. Оборудование
предприятий торговли и общественного питания : справочник - Вышэйшая школа,
2013. 495 с.
27
Ярыгин А. Е. Современные планировочные решения торговых предприятий / А. Е.
Ярыгин. - М. : Инфра-М, 2011. 304 с.
28 URL : <http://www.standes.ru/> (дата обращения :
18.10.2014)
29 URL : http://tob.ru/ (дата обращения : 16.10.2014)
URL :
<http://www.forum.mista.ru>/ (дата обращения : 21.10.2014)
URL :
http://www.khabarovsk.t-d.ru/ (дата обращения : 18.10.2014)