Управление себестоимостью продукции предприятия
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты
анализа и управления себестоимостью продукции и факторов её снижения
.1 Понятие, экономическое содержание
и виды себестоимости
.2 Факторы, влияющие на
себестоимость продукции
.3 Значение и задачи анализа и
управления себестоимостью
Глава 2. Анализ факторов, влияющих
на себестоимость продукции на примере ООО «Дмитровский мясокомбинат»
.1 Краткая характеристика
предприятия ООО «Дмитровский мясокомбинат»
.2 Анализ динамики и структуры
затрат на производство и реализацию продукции
.3 Факторный анализ себестоимости
продукции
.4 Анализ эффективности
использования затрат
Глава 3. Мероприятия по снижению
себестоимости продукции
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время в России развивается
производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале
девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации
продукции, то сегодня можно сказать, что она существует. С процессом наполнения
рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника
рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество
и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на
исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в
себестоимость.
Большинства коммерческих
предприятий, прежде чем начать свое производство, в качестве основной цели
ставят получение прибыли. Прибыль предприятия
во многом зависит от цены продукции и затрат
на ее производство. Цена
продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под
воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной
конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя
или покупателя - она выравнивается автоматически. Другое дело - затраты,
формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или
снижаться
в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня
техники, организации производства и других факторов. Естественно,
чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями
существует обратная функциональная связь. Следовательно,
производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может
привести в действие при умелом управлении.
Изучение себестоимости продукции позволяет дать
более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности,
достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает
все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки.
Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального
дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования
прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно
одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно
связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и
они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает
качество всей работы предприятия.
Успех фирмы зависит от формирования
себестоимости по нескольким причинам:
1) затраты на производство изделия выступают
важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной
продажной цены;
2) информация о себестоимости продукции лежит в
основе прогнозирования и управления производством и затратами;
) знание себестоимости необходимо для
определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом,
определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного
хозрасчета.
В себестоимости продукции отражаются достижения
и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность
этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и
непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат
себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности
продукции. Известно, что снижение себестоимости на 5,9% даст такой же эффект,
если бы повысить объем продаж на 33%
Снижение себестоимости является фактором
повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического
эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые
путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по
расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять
повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль
этого показателя в оценке его деятельности.
Основой выбора темы «Управление себестоимостью
продукции предприятия» на примере ООО "Дмитровский мясокомбинат" был
не только интерес изучения факторов, которые могут влиять на себестоимость
продукции, но и интерес к самому предприятию. ООО "Дмитровский
мясокомбинат" выпускает около 300 наименований продукции, объемы затрат
производимые в процессе работы комплекса огромны, а это подчеркивает значение и
важность изучения этой темы на его примере.
Целью исследования является объективная оценка
уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также
определение резервов направленных на снижение затрат на производство и
реализацию продукции.
Объектом исследования в данной курсовой работе,
является анализ себестоимости продукции на ООО "Дмитровский
мясокомбинат".
Основными задачами, которые поставлены в
курсовой работе, являются:
1) Изучить теоретические аспекты анализа
себестоимости продукции;
2) Выявить факторы, влияющие на себестоимость, и
произвести факторный анализ;
) Выявить резервы снижения себестоимости
продукции;
) Определить основные предложения по снижению
себестоимости;
Глава 1. Теоретические аспекты анализа и
управления себестоимостью продукции
.1 Понятие, экономическое содержание и виды
себестоимости
В процессе хозяйственной деятельности
предприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые).
Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и
ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются
себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким
образом, себестоимость является частью цены товара,
причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения
условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в
число особо значимых показателей эффективности хозяйственной
деятельности. Она представляет
собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой
соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости.
Если
не известна себестоимость то, практически невозможно определить прибыль. А для
формирования отпускной цены нельзя обойтись без себестоимости. Себестоимость
показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько
можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх
себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость
реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенное
производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не
обеспечивается даже простое воспроизводство.
Без преувеличения этот показатель
наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в
производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.
В экономической литературе часто встречается
определение, которое достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости:
Себестоимость
- это выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на
производство и реализацию продукции (работ, услуг).
В Положении о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), утверждено постановлением Правительства РФ
от 5 августа 1992 г. №552, себестоимость определяется как стоимостная оценка
используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных
ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых
ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.
При планировании, учете и калькулировании
себестоимости продукции предприятие имеет право суммировать в себестоимость
также и иные произведенные им расходы и платежи, непосредственно не связанные с
производством и реализацией продукции. Эти расходы «законодатель» позволил
относить на себестоимость, и которые в дальнейшем являются составной частью
формируемой цены товара, т.е. будут компенсированы предприятию потребителем его
продукции.
Условно себестоимость выпускаемой предприятием
продукции можно рассматривать с экономических и юридических позиций. В
экономическом ракурсе себестоимость продукции представляет как стоимостное
выражение любых издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами.
В юридическом разрезе себестоимость произведенных предприятием расходов нужно
учитывать только тогда, когда это дозволяет законодательство.
Как экономическая
категория себестоимость
продукции выполняет ряд важнейших функций:
1) учет
и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
) база
для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и
рентабельности;
) экономическое
обоснование целесообразности
вложения реальных инвестиций на реконструкцию,
техническое
перевооружение и расширение действующего предприятия;
) определение
оптимальных размеров предприятия;
) экономическое
обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Себестоимость
продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и
качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех
ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении
предприятия. В себестоимость
входят затраты, связанные:
1) непосредственно
с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты,
топливо, энергия и т.д.);
2) с
обслуживанием производственного процесса и его управлением;
) с
оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также
платежи по имущественному страхованию;
) с
затратами
на ремонт основных производственных фондов;
) с
амортизационными
отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;
6) с расходами на
реализацию продукции.
Причем следует
отметить, что все компоненты
учитываются по фактическим затратам, независимо от того, произведены ли они в
пределах установленных действующим законодателъством норм или превышают их. То
есть эти компоненты являются затратами прошлого труда уже совершенного. Данное
обстоятельство особо важно для обоснованного налогообложения прибыли.
В отечественной теории
и практике в зависимости от объекта, для которого определяются затраты,
различают следующие виды себестоимости:
Себестоимость
всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и
реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную
(коммерческую) себестоимость продукции.
Полная
производственная себестоимость - это общая сумма прямых и косвенных затрат на
производство товаров или услуг.
Полная
(коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную
себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.
Индивидуальная
себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется
исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна
или при изготовлении уникального оборудования.
Средняя
себестоимость - данный
показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий
и
для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние
затраты на единицу продукции.
1.2 Факторы, влияющие на снижение себестоимости
продукции
Факторы, влияющие на уровень снижения затрат,
отражают совокупность частных причин (обстоятельств), обуславливающих изменение
условий производства по направлениям их воздействия на производственный процесс
с целью их снижения. Они связаны с экономией затрат по всем видам ресурсов (по
всем статьям и элементам). Снижение затрат на продукцию (работ, услуг)
необходимо для следующего:
1) увеличение прибыли от реализации продукции,
за счет которой предприниматель может развивать собственное производство, в
большей степени стимулировать отдельных работников, выплачивать больший доход
(дивиденд) акционерам и решать социальные задачи;
2) повышение конкурентоспособности
производимой продукции за счет возможности установления более низкой договорной
цены по сравнению со своими конкурентами;
) производство новой продукции и
внедрения прогрессивных технологий;
Снижение затрат на производство представляет
собой единство двух сторон: факторов производства и экономических отношений.
Основными направлениями снижения затрат в области производства являются:
технический прогресс; совершенствование организации и управления производством;
использование эффективного сырья, материалов, машин и оборудования,
технологических процессов.
Снижение затрат на продукцию, работы, услуги
зависит от нескольких групп факторов: технологических, организационных и
экономических. Технологические факторы связаны с техникой и технологией
производства. Они предусматривают:
а) повышение прогрессивности и качества
продукции, работ, услуг;
б) применение более современного и
высокопроизводительного оборудования и техники (машин и механизмов);
в) повышения степени механизации и автоматизации
производства;
д) повышение уровня технической и энергетической
вооруженности труда;
е) ускорение внедрения достижений новой техники
и инструментов;
ж) применение высокоэффективных материалов.
Организационные факторы связаны с организацией
производства и труда и их управлением и включают:
а) повышения уровня концентрации, специализации
и кооперирования;
б) сокращения длительности производственного
цикла;
в) обеспечения ритмичности производства и других
условий рациональной организации труда;
г) сокращение и полная ликвидация
производственного брака, простоев оборудования и рабочих;
д) повышение квалификации работников и подбор
кадров согласно технического уровня производства.
Экономические факторы состоят в повышении уровня
управления и методов хозяйствования. Они включают:
а) совершенствование производственной структуры
предприятия;
б) повышения уровня плановой, учетно-контрольной
и аналитической работы;
в) улучшение социальных условий жизни трудового
коллектива;
г) повышение культуры производства и состояния
промышленной эстетики;
д) повышение компетентности
административно-управленческого персонала (менеджеров) предприятия.
Все факторы, влияющие на уровень снижения затрат
можно подразделить по масштабам их действия: общегосударственные,
внутриотраслевые и внутрипроизводственные.
Общегосударственные связаны с политикой
правительства в области экономических отношений. Внутриотраслевые факторы в
условиях реформирования экономики играют незначительную роль и могут быть
представлены процессом совершенствования нормативов системы цен на продукцию и
в области планирования производственной деятельности, принятия ценовых и
тарифных, трудовых (отраслевых) соглашений, регулирующих отдельные виды затрат.
Вопросы специализации и кооперирования решаются самим предприятием.
Внутрипроизводственные факторы связаны с
улучшением использования всех имеющихся у предприятия материально-технических,
трудовых и финансовых ресурсов. Они главным образом зависят от результатов
деятельности предприятия, могут быть также независимыми от них.
Кроме перечисленных группировок, факторы по
признакам использования подразделяются на перспективные и текущие, а по
способам выявления - явные и скрытые.
С точки зрения влияния факторов на данное
явление различают факторы первого, второго, K-го
порядка от объективно обусловленных факторов следует отличать субъективные. Они
еще подразделяются на внешние и внутренние и, основные и второстепенные.
Классификация факторов, определяющих
экономические категории и показатели снижения затрат на продукцию (работ,
услуг) является основой классификации резервов производства. Под резервами
следует понимать неиспользованные возможности снижения затрат при данном уровне
состояния производства и экономических отношений. Устранение всякого рода
потерь и нерациональных затрат это главный путь использования производственных
резервов. Другой путь связан с большими возможностями ускорения
научно-технического прогресса и использования достижений науки и техники.
На конечные результаты производственной
деятельности предприятия резервы влияют также за счет изменения характера
производства и перехода от экстенсивных методов к интенсивным методам. Факторы
снижения затрат воздействуют на резервы обеспечивая при этом повышения объема
продукции (работ, услуг), улучшения их качества, совершенствования структуры и
ассортимента изделий. Они также создают условия для повышения прибыльности
предприятия, повышения уровня его рентабельности и укрепления финансового
положения. Их действие определяется многими факторами производственного,
экономического и организационного порядка. В машиностроении, высок удельный вес
незавершенного производства. На предприятиях пищевой и легкой промышленности
главное место в затратах занимают сырье и материалы. На предприятиях, где
применяется большое количество инструментов, приспособлений, приборов высок
удельный вес малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
В добывающих отраслях практически отсутствуют
запасы сырья и основных материалов, но велик удельный вес расходов будущих
периодов. Кроме того, например, в нефтедобывающей промышленности повышенную
долю составляют вспомогательные материалы, запасные части для ремонта основных
фондов.
1.3 Значение и задачи анализа и управления
себестоимостью
Под управлением себестоимостью понимают действия
менеджеров направленные на изменение факторов, влияющих на себестоимость
продукции. Такие как структура выпуска продукции, объем производства,
распределение и учет затрат, качество и используемое сырье и т.д. Управление
себестоимостью связано с осуществлением предприятия функций планирования,
контроля и принятия решений. Значение анализа себестоимости продукции
определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель,
характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на
основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути
увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных
и финансовых. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения
данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов
на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию
возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Задачи анализа себестоимости
заключаются в следующем:
определение величины затрат по
конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации;
управление стоимостью
продукции, на основе получение точных данных о себестоимости продукции и
использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены,
состав продукции, технология производства;
анализ затрат, исследовании
данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для
управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и
долгосрочного действия.
Анализ себестоимости:
а) призван обеспечивать
необходимой информацией управленческий персонал предприятия, который отвечает
за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия
разнообразных административных решений;
б) направлен
на выявление возможностей повышения
эффективности использования материальных,
трудовых и денежных ресурсов в процессе производства,
снабжения и сбыта продукции;
в) дает данные необходимые для
управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия
стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического
процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и
менеджеры принимают тактические решения и действия.
Управление себестоимостью и
анализ затрат являются составной частью менеджмента, которая оперирует данными
о затратах. Затраты есть показатель прошлой или будущей способности
распорядиться экономическими ресурсами в интересах достижения определенной
цели. Процесс управления и анализа делится на следующие основные стадии:
а) планирование затрат -
определение целей организации и ее подразделений в форме постановки
производственных задач и выбора средств для их выполнения. Планы
конкретизируются в сметах, включающих показатели в денежном выражении.
Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат.
б) контроль затрат -
установление исходных стандартов на основе которых можно определить показатели
эффективности. Контроль затрат помогает установить причины отклонения от плана
и внести соответствующие коррективы.
в) управление стоимостью для
принятия решений - оценка точных и значимых данных о затратах и анализ этой
информации для принятия решений. Процесс принятия решений, который также можно
назвать процессом разрешения проблем, по большому счету есть процесс выбора между
альтернативными действиями (стоит ли приступать к производству нового изделия,
следует ли приостановить выпуск продукции или производство каких-то услуг).
Система управления стоимостью для того и предназначена, чтобы содействовать
руководству в принятии оптимальных решений, касающихся разработки изделия,
назначения цены, маркетинга, ассортимента, и способствовать внесению
усовершенствований на постоянной основе.
Глава 2. Анализ факторов, влияющих на
себестоимость продукции на примере ООО "Дмитровский мясокомбинат"
.1 Краткая характеристика предприятия ООО
"Дмитровский мясокомбинат"
ООО "Дмитровский мясокомбинат"
расположен в г. Дмитрове на окраине города.
На предприятии функционируют следующие цеха:
кулинарный цех, цех полуфабрикатов, цех горячего и холодного копчения, цех
фасовки, механический цех, цех варки, цех аммиачно-холодильных установок и
колбасный цех.
Основные направления деятельности мясо в
полутушах глубокой заморозки, блочное мясо, субпродукты, мясные полуфабрикаты
колбасные изделия, мясные и мясорастительные консервы, пищевые животные жиры,
технический жир, шкуры, мясокостную муку, эндокринно-ферментное сырье. Весь
ассортимент выпускаемой продукции сертифицирован. Комплекс способен
перерабатывать до 150 тысяч тонн в год мяса говядины и свинины.
.2 Анализ динамики и структуры затрат на
производство и реализацию продукции
Основное направление деятельности ООО
"Дмитровский мясокомбинат" - выпуск различных сортов колбасы
(варёной, сырокопчёной, полукопчёной), а также полуфабрикатов (пельмени,
блинчики, котлеты) и прочей продукции.
На предприятии функционируют
следующие цеха: кулинарный цех, цех полуфабрикатов, цех горячего и холодного
копчения, цех фасовки, механический цех, цех варки, цех аммиачно-холодильных
установок и колбасный цех, который и будет выступать объектом анализа. Выбор
колбасного цеха был не случайным. Во-первых, данный цех является самым большим
цехом на предприятии. Во-вторых, сумма затрат и прибыли колбасного цеха,
намного превышает затраты и прибыль других цехов. Это связано с большим запасом
времени производства сырокопчёной колбасы, так как срок ее производства
составляет 35 дней, и это позволяет производить большое количество, а затем
реализовать ее в течение полугода. А срок годности, например, кулинарной
продукции (пельменей) составляет всего 72 часа (в условиях глубокой заморозки),
что ограничивает их реализацию.
К числу наиболее
ответственных задач, которые ставит перед собой экономист при анализе
себестоимости,
справедливо отнесено изучение состава затрат или, иначе,
структуры себестоимости. Это вопрос, изучение которого имеет особо важное
практическое значение.
Под структурой
себестоимости понимаются ее состав по
элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Она находится в
движении, и на нее влияют следующие факторы:
специфика
(особенности) предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия
(большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие
(большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации);
энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);
ускорение
научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости
многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого
фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в
себестоимости продукции увеличивается;
местоположение
предприятия;
инфляция
и
изменение
процентной ставки банковского кредита.
Можно сказать, что все из выше
перечисленных факторов, безусловно, оказывают свое воздействие на структуру
себестоимости. Особенность мясоперерабатывающих предприятий заключается в том,
что они являются материалоёмкими и большую часть в себестоимости занимает
материальные затраты (сырье).
На предприятие требуется
внедрение технических новшеств. Например, частично механизировать процесс
обвалки и жиловки мяса (разделка полутуш, отделение мяса от костей и разделение
мяса по сортам). Внедрение механизированного процесса обвалки мяса позволило
бы, прежде всего, сэкономить на ресурсах живого труда. Так же было бы неплохо
закупить новое оборудование для копчения колбасы, что позволило бы сэкономить
также на электроэнергии, так как эффективность копчения выше, сократить
численность обслуживающего персонала цеха и место, занимаемое этим оборудованием
в цеху. Данное оборудование в несколько раз компактнее, чем действующее на
сегодняшний день.
Проблема инфляции и кредита
также остро стоит не только перед мясокомплексом, но и перед другими
предприятиями. Инфляция в России составляет 13%, средняя ставка по промышленным
кредитам составляет 14-15% годовых (в зависимости от банка, срока, суммы и
риска). Для комплекса не составляет трудности взять 15% кредит, так как имеются
большие запасы основных фондов, которые могут использоваться как залог.
Трудность стоит в том, что рентабельность от выпуска и реализации продукции
небольшая и в случае получения кредита, рентабельность резко сокращается и
комплекс работает как бы не на себя, а на банк.
Систематический
анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую
очередь,
для управления издержками с целью их минимизации, выявления
основных
резервов
по их снижению и разработки
конкретных мероприятий
по их реализации на предприятии. На
каждом предприятии структура затрат
должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это
необходимо для управления издержками на предприятии с целыо их минимизации.
Рассмотрим структуру затрат за
последние годы в целом
по производству
ООО "Дмитровский мясокомбинат". Затраты можно разбить на пять
элементов и все они будут формировать полную себестоимость колбасной продукции.
Доля
материальных затрат за три года снизилась на 2,2% и в 2013 году составляет
73,2%. Их структура в полной себестоимости в 2012 г. составила 74,0%, а в 2013
г. 73,2%. Снижение материальных затрат в общей структуре говорит о рациональном
их использовании и росте другого преобладающего фактора. Влияние материальных
затрат в общем по производству занимают ключевое место, что означает ООО
"Дмитровский мясокомбинат" является материалоемким предприятием и
основной резерв снижения себестоимости лежит здесь.
Снижение доли материальных затрат может означать
то, что комплекс в 2013 г. в общем использовал более дешевое сырье. Общая сумма
материальных затрат за 2013 г. составляет около 48 миллионов рублей, а
отклонение с 2012 г. по 2013 г. составило почти 3 миллиона рублей в сторону
увеличения. Данный показатель вырос в связи с увеличением объема производства
по колбасному цеху.
Элемент «Амортизация основных средств» занимает
небольшое место в структуре себестоимости. В 2012 г. 5,4% и в 2013 г. 6,1%.
Увеличение за один год составило 1,5%. Это произошло за счет изменения политики
начисления амортизации на колбасную продукцию руководством предприятия и
пополнением цеха нового оборудования. В 2012 г. сумма отчислений составляла 3
млн. 640 тыс. руб., а в 2013 г. 4 млн. 504 тыс. руб., что на 864 тыс. руб.
больше. Амортизационные отчисления имеют тенденцию к увеличению, что говорит о
постепенном изнашивании оборудования.
Также произошел рост оплаты
труда в структуре. Это в основном связано с тем, что за три года увеличился
ассортимент и объем производимой продукции. Сумма затрат на оплату труда в 2011
году составляла 5 млн. 802 тыс. руб. на человека, в 2012 году 6 млн. 166 тыс.
руб., а в 2013 году 7 млн. 390 тыс. руб., то есть изменение за три года
составило 1 млн. 588 тыс. руб.
Удельный вес оплаты труда в структуре составляет
8,9% в 2011 г, 9,2% в 2012 г и 10,0% в 2013г. Рост заработной платы и повышение
материальных затрат за 2012 г. говорит о том, что объемы производства
увеличились за год, так как заработная плата зависит от сделанной работы. Рост
этого показателя в структуре составил 21,1% или 2 810 323,05 руб. за 1 год.
Вместе с ростом заработной
платы произошел рост отчислений в социальные фонды. Этот показатель также
являться резервом снижения себестоимости продукции.
Отчисления в социальные фонды начисляется от
заработной платы. Следовательно, с ростом заработной платы в 2013 году выросли
и отчисления. При росте заработной платы почти на 1,6 миллиона рублей, рост
отчислений составил почти два миллиона рублей. Это и следовало ожидать, так как
существует следующая зависимость 1/3. Это связано с тем, что отчисления в фонд
социальной защиты происходит из фонда заработной платы в размере 36,7%, но
данный процент отчислений варьируют в зависимости от льгот распространяющихся
на работников цеха. Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей
структуре себестоимости небольшой 2,3% в 2011 году, 2,5% в 2012 г. и 2,7% в
2013 г. Изменение данного показателя произошли из-за роста заработной платы.
На структуру затрат
за анализируемый период повлияли следующие
факторы:
а) использование более дешевого
сырья и материалов в производстве;
б) рост заработной платы и
отчислений соответственно;
в) переоценка амортизационных
фондов и их постепенный износ;
г) увеличение
доли
кредитов и процентных ставок, что значительно
повысило плату за участие заемного капитала в
производстве;
д) подорожание стоимости
энерго- и тепло- тарифов;
За три года значительно уменьшились
прочие расходы на 10,3%. Изменение по «Прочим расходам» за 2013 год составило
732 тыс. руб. Это самое небольшое изменение, которое произошло из всех
элементов затрат. Прочие расходы занимают второе место в структуре
себестоимости после материальных затрат. В 2011 г. их доля была 9,7%, в 2012 г.
9,3%, а в 2013 году 7,5%.
В итоге под влиянием роста всех элементов
затрат, увеличилась и полная себестоимость продукции за три года на 7 млн. 749
тыс. руб. Это связано с увеличением объема производства. Этот фактор был
причиной повышения по всем элементам затрат и, прежде всего, материальным
затратам и заработной плате.
.3 Факторный анализ себестоимости продукции
Для того чтобы проводить факторный анализ по
колбасному цеху, необходимо выбрать определенные виды колбасы. Комплекс
выпускает две основные группы колбас: варёные и сырокопчёные. Для анализа я
выбрал группу варёных колбас. А точнее следующие виды: Чесночная, Липецкая,
Краковская, Закусочная и Городская. Именно эта продукция занимает наибольший
вес в общем выпуске за два анализируемых год. Удельный вес в годовом объеме
выпуска по пяти видам варённой продукции достигает высокого показателя 68,93% в
2012 году и 65,0% в 2013 году.
Наибольший удельный вес в 2012 году занимает
Чесночная, выпуск составил 25,46% в общем объеме, также в 2013 году Чесночная
22,8%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на Чесночная немного
сократился за счёт выпуска новых сортов колбасы. Структура выпуска Липецкой
сократилась на 2,42% (1485 кг), это также связано с рыночным спросом. По другим
видам варённых колбас показатели доли структуры в общем объеме выпуска доходят
до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов варённой продукции в общем
выпуске продукции существенное.
Чтобы произвести факторный анализ себестоимости,
необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что
каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют
непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как
причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной
деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых
экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов
нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы
производства, обосновать планы и управленческие решения.
Под факторным анализом понимается методика
комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину
результативных показателей.
Полная себестоимость колбасной продукции может
измениться из-за объема выпуска продукции, ее структуры, себестоимости единицы
продукции:
С = ВПxДixСi
где, С - себестоимость
ВП - объем выпуска продукции
Дi
- структура себестоимости- себестоимость единицы продукции
В свою очередь, себестоимость единицы продукции
(Сi) зависит от
ресурсоемкости (Ремк) - внутренний фактор и цен на ресурсы (Цi)
- внешний фактор:
Сi
= ВпxДixРемккxЦi
где, Сi
- себестоимость единицы продукции
ВП - Объем выпуска
Дi
- структура себестоимости
Ремк - ресурсоемкость - внутренний фактор
Цi
- цены на ресурсы - внешний фактор
Полная себестоимость сырокопчёной продукции
определяется произведением объема произведенной продукции на себестоимость
единицы продукции:
С=Х*Сi
где Х - объем произведенной продукции
Сi
- себестоимость единицы продукции
Себестоимость единицы продукции определяется
делением суммарных издержек за отчетный период на количество произведенной за
этот период продукции и рассчитывается по формуле:
Сi=
где Сi
- себестоимость единицы продукции, руб.
З - объем произведенной продукции в денежном
выражении, руб.
Х- объем произведенной за отчетный период
продукции
Определение влияния факторов на изменение
себестоимости колбасной продукции:
1.С0 = ВП0xДi0xСi
0;
2. С1скор= ВП1xДi0xСi
0;
. С2скор= ВП1xДi1xСi
0;
. С1 = ВП1xДi1xСi1.
Влияние факторов на изменение себестоимости
продукции:
1. объема товарной продукции
∆С∆ВП = С1скор
- С0
2. структуры товарной продукции
∆С∆Дi
= С2скор - С1скор
. себестоимости единицы продукции
∆С∆Сi
= С1 - С2скор
Расчет полной себестоимости скорректированной
при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре товарной
продукции и базисной себестоимости единицы продукции:
Таблица 1
Виды
продукции
|
Выпуск
товарной продукции фактический при базисной структуре, кг.
|
Себестоимость
единицы продукции базисная, руб.
|
Себестоимость
скорректированная, руб.
|
1.
Чесночная
|
39581
|
134,41
|
5320360,43
|
2.
Липецкая
|
31000
|
157,42
|
4880184,15
|
3.
Краковская
|
14052
|
98,49
|
1384090,48
|
4.
Закусочная
|
13944
|
102,21
|
1425343,93
|
5.
Городская
|
8688
|
156,91
|
1363388,61
|
Итого
|
-
|
-
|
14373367,61
|
Таблица 2. Расчет полной себестоимости
скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, фактической
структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции:
Выпуск
товарной продукции фактический при фактической структуре, ед.
|
Себестоимость
единицы продукции базисная, руб.
|
Себестоимость
скорректированная, руб.
|
1.
Чесночная
|
37647
|
134,414
|
5060283,85
|
2.
Липецкая
|
28900
|
157,423
|
4549524,7
|
3.
Краковская
|
15311
|
98,497
|
1508087,56
|
4.
Закусочная
|
15096
|
102,213
|
1543007,44
|
5.
Городская
|
10314
|
156,915
|
1618421,31
|
Итого
|
-
|
-
|
14279324,88
|
Рост объема выпуска колбасной продукции является
закономерным, так как объем производства с 2012 г. по 2013 г. по пяти видам
варёной колбасы вырос на 2,01% или на 2116 кг.
Структура товарной продукции:
14279324,88 - 14373367,61 = - 94042,73 (руб.)
Изменение структуры выпуска колбасной продукции
в 2013 г. повлияло на уменьшение себестоимости. Выпуск колбасы Чесночная
незначительно уменьшился, ее доля занимала 25,46% в общем объеме выпуска
варённой продукции в 2012 году и 22,8% в 2013 году, также произошло уменьшение
объема выпуска колбасы Липецкая. Уменьшение объемов выпуска связано, прежде
всего, с началом выпуска новых видов варённой продукции в 2013 году. Из этого
следует, что, в результате сокращения выпуска определенных видов колбасы и
общая сумма затрат в составе себестоимости уменьшилась.
Себестоимость продукции:
15241026,83 - 14279324,88 = 961701,95 (руб.)
Из-за увеличения себестоимости продукции, на
мясокомплексе увеличились расходы на выпуск продукции почти на миллион рублей.
Можно заметить, что это неблагоприятно сказалось на возможности увеличения
конечного финансового результата предприятия.
Сумма факторных оценок составила:
,94 + (- 94042,73) + 961701,95 = 1151349,16
(руб.)
Данный результат говорит о том, что в целом за
2013 г. ООО "Дмитровский мясокомбинат" увеличил себестоимость
варённой продукции на один миллион рублей по сравнению с 2012 г. или на 8,2%.
Это вызвано тем, что в материально-затратном производстве было задействовано более
дорогое сырье, что резко увеличило себестоимость единицы продукции.
.4 Анализ эффективности использования затрат
Анализ эффективности использования затрат
является аналитическим инструментом, который часто используется при
исследовании деятельности предприятия, с целью оказания помощи лицам,
принимающим решения, в проведении оценки и сравнении затрат и эффективности
альтернативных путей достижения целей. Анализ эффективности использования
затрат на ООО "Дмитровский мясокомбинат" объединяет два четко
разграниченных процесса:
а) Анализ эффективности использования
материальных затрат.
б) Анализ эффективности использования основных
производственных фондов.
Самым важным является эффективность
использования материальных затрат, её и рассмотрим в первую очередь. Причиной
повышения себестоимости может являться неэффективное использование материалов,
их удорожание. О неэффективном использовании материалов может говорить
повышение материалоемкости, которое вызывает дополнительный расход материалов.
Повышение материалоемкости на 1,73 руб. вызвало
дополнительный расход материалов на 7,56356 тыс. руб. = (0,00173 * 4372). Тем
самым при сохранении прежнего уровня материалоемкости себестоимость продукции
была бы ниже на эту величину. На изменение себестоимости также оказывают влияние
объем производства и уровень затрат определенного вида.
Влияние объема производства на себестоимость
продукции:
Сзм = ЗМ1 - ЗМ0 -*In
где Сзм - себестоимость продукции зависящая от
объема производства;
ЗМ1 - материальные затраты за 2013 г.;
ЗМ0 - материальные затраты за 2012 г.;
In - индекс
объема производства;
Сзм = 53993 - 49621* 1,08 =4721,76;
Влияние материальных затрат на себестоимость
продукции:
Сn
= ЗМ0 * In - ЗМ0
где, Сn
- себестоимость продукции зависящая от уровня материальных затрат;
ЗМ0 - материальные затраты за 2012 г.;
In - индекс
объема производства;
Сn = 49621 * 1,08 - 49621 = 3969,68;
Увеличение материальных затрат на 4372 тыс.
руб., повысило себестоимость продукции на 3969,68 тыс. руб., а увеличение
объема производства не повлияло на снижение себестоимости.
Далее проведем анализ эффективности
использования основных производственных фондов. В себестоимости находит
выражение состояния основных фондов через показатель амортизации. На увеличение
затрат влияет амортизациоемкость, т.е. амортизационные отчисления в паре с
фондоотдачей.
Влияние амортизационных отчислений на
себестоимость продукции:
СА= A1 - A0 * In
где, СА - себестоимость продукции, зависящая от
объемов амортизационных отчислений;
А1 - амортизационные отчисления за 2013 год;
А0 - амортизационные отчисления за 2012 год;
In - индекс
объема производства;
СA = 4504 - 3640 * 1,81 = 1563,84 тыс. руб.
Затраты на амортизацию основных производственных
фондов остались на прежнем уровне 1563,84 тыс. руб. и никак не повлияли на изменение
себестоимости, однако уменьшение фондоотдачи снизило рентабельность основных
производственных фондов.
Глава 3. Мероприятия по снижению себестоимости
продукции
Для снижения затрат на производство и реализацию
продукции на предприятии ООО "Дмитровский мясокомбинат" рекомендуется
провести следующие организационно-технические мероприятия:
Совершенствование организации производства и
труда. Этот процесс, практически во всех случаях обеспечивает повышение
производительности труда, стимулирует более качественное использование трудовых
ресурсов, имеющихся на предприятии. Отсюда и сокращение издержек производства.
На данном этапе, на предприятии рекомендуется всемерно улучшать эргономику
труда работающих путем создания полноценного социально - психологического
климата. Предлагается ввести должность психолога, который будет следить за
психическим здоровьем работников. Так как большинство потерь рабочего времени
связано с различными болезнями, наиболее весомым среди которых является грипп
необходимо создать собственный медицинский пункт, который будет следить за
состоянием здоровья работников.
Сокращение затрат на обслуживание производства и
управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу
продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной
суммы. Добиться этого возможно двумя путями:
Совершенствование работы управленческого
персонала. В данный момент все отделы, связанные с обработкой экономической
информации и принятия управленческих решений не используют в достаточной
степени компьютерное обеспечение, заменяя их примитивными калькуляторами. Таким
образом, необходимо повышение квалификации управленческого персонала и
привлечение на постоянную работу экспертов в области компьютерных технологий.
Это позволит максимизировать эффективность управления и в конечном итоге
уменьшить затраты на содержание управленческого персонала, а это в свою очередь
приведет к снижению себестоимости продукции в целом.
Организация полноценной службы маркетинга на
предприятии. Маркетинг - неотъемлемая часть рыночной экономики и в условиях
постоянно меняющейся конъюнктуры рынка стал жизненно необходимым элементом
управления такого субъекта хозяйствования как производство. На данном этапе существования
предприятия ООО "Дмитровский мясокомбинат" один сбытовой отдел не в
состоянии решать весь комплекс проблем связанных с позиционированием,
продвижением собственного товара на местный рынок. Эти и другие задачи решает
служба маркетинга. Таким образом, предприятию следует провести следующие
мероприятий, которые позволят ему ещё больше укрепиться на местном рынке и
нарастить объемы производства, что в конечном итоге приведет к снижению
себестоимости выпускаемой продукции:
Реклама. Так как продукция предприятия является
довольно высококачественной и ее реклама, по всем средствам массовой
информации, включая Интернет, позволит создать или укрепить имидж продукции ООО
"Дмитровский мясокомбинат" как высококачественного продукта.
Сбытовая сеть. Расширение сети фирменных
магазинов позволит увеличить долю предприятия на местном рынке и таким образом
увеличить объемы реализации продукции.
Поиск новых поставщиков. Сырье и материалы
входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку,
поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость
продукции. Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет
как передовая система всемирной связи. Любое мало-мальски серьезное предприятие
размещает информацию о себе и своем продукте на созданном специально для этих
целей сайте и связь с этим производителем возможна в течение нескольких секунд.
Экономический анализ, который был проведен на
примере ООО "Дмитровский мясокомбинат", выявил повышение
себестоимости производимой продукции. Для снижения себестоимости можно
предложить ряд мер направленных на изменение основных её элементов:
материальные затраты, заработная плата, амортизационные отчисления. Рассмотрим
каждый из них в отдельности:
а) Уменьшение материальных затрат на
производство, как следствие повышения технического уровня производства. Сюда
входит внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация
производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов
сырья и материалов, также снижение цен на закупаемое сырье. В частности на ООО
"Дмитровский мясокомбинат" можно провести следующие мероприятия:
разработать и применить инновационную упаковку
для сырокопченой колбасы;
хотя бы частично механизировать процесс обвалки
и жиловки мяса;
применить новый метод дефростации мяса с
использованием метода «острого пара»;
б) Совершенствование организации производства и
труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в
организации производства, при развитии специализации производства
совершенствования управления производством и сокращения затрат на него
улучшение использования основных фондов улучшение материально-технического
снабжения, сокращения транспортных расходов, прочих факторов, повышающих
уровень организации производства.
Серьезным резервом снижения себестоимости
продукции является расширение специализации и кооперирования. На
специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость
продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же
продукцию в небольших количествах.
Снижение текущих затрат происходит в результате
совершенствования обслуживания основного производства, например, развития
поточного производства, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения
инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за
качеством работ и продукции. Значительное уменьшение затрат живого труда может
произойти при сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не
выполняющих норм выработки. Дополнительная экономия возникает при
совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в
сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на
нее в связи с высвобождением управленческого персонала.
При улучшении использования основных фондов
снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и
долговечности оборудования совершенствования системы планово-предупредительного
ремонта централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и
эксплуатации основных фондов. Совершенствование материально-технического
снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении
норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения
заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в
результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов, на транспортировку
готовой продукции.
Определенные резервы снижения себестоимости
заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми
при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход
сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от
нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и
т.п.). Сюда же можно отнести и такие наиболее распространенные производственные
потери, как потери от брака. Выявление этих излишних затрат требует особых
методов и внимания коллектива предприятия. Устранение этих потерь является
существенным резервом снижения себестоимости продукции.
Относительное уменьшение амортизационных
отчислений. Это изменение объема и структуры продукции, которые могут привести
к относительному уменьшению условно-постоянных расходов, изменению номенклатуры
и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не
зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением
объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что
приводит к снижению ее себестоимости. Применительно ООО «Дмитровский
мясокомбинат» можно предложить следующее:
модернизация существующего устаревшего
оборудования;
увеличение объема производства;
Также на структуру себестоимости продукции ООО
"Дмитровский мясокомбинат" может влиять ряд других факторов, таких
как комплексные расходы, расходы на подготовку и освоение производства новых
видов продукции, потери от брака; прочие производственные расходы;
внепроизводственные расходы. По ним можно предложить следующее:
а) совершенствовать управленческий аппарат,
например, преобразовать административно-хозяйственный отдел и группу
материально - технического обеспечения в единый административно - технический
отдел, который занимался бы и обеспечением управления производства и
технико-хозяйственным обеспечением.
б) ужесточить контроль за производством
продукции, для снижения процента брака - создать производственную лабораторию.
в) ввести и освоить новые цеха и производства,
например, неплохо было создание производства других различных полуфабрикатов
(котлеты, вареники, голубцы и т.п.).
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены
теоретические основы управления себестоимостью продукции предприятия ООО
«Дмитровский мясокомбинат» за 2011-2013 гг. и были выработаны направления по
снижению себестоимости продукции.
В первой главе были рассмотрены теоретические
аспекты анализа и управления себестоимостью продукции. По результатам главы
можно отметить:
а) себестоимость является одним из важнейших
показателей хозяйственной деятельности предприятия;
б) себестоимость это один из основных факторов
формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость
предприятия и уровень его конкурентоспособности;
в) планирование, контроль, управление, а вместе
с тем и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции является одним из
емких участков менеджмента любого предприятия, поэтому любое предприятие должно
прежде уделять особое внимание значению анализа и управления себестоимостью
продукции, путем его всестороннего изучения.
Во второй главе, был произведен анализ факторов,
влияющих на снижение себестоимости продукции. Анализ структуры затрат
колбасного цеха показал, что большую часть в себестоимости продукции занимают
материальные затраты 74%. Факторный анализ подчеркнул главные причины, которые
повлияли на изменение производственной себестоимости в 2013 году. Главным
фактором повышения себестоимости продукции оказалось себестоимость единицы
продукции. Этот фактор повысил производственную себестоимость до 14373367,61
руб.
В третей главе, были рассмотрены мероприятия по
снижению себестоимости продукции.
Себестоимость продукции характеризует затраты
предприятия на производство и реализацию продукции. Отражая процессы
производства, обращения и распределения, она выступает основным синтетическим
показателем деятельности предприятия, определяя результаты его хозяйственной
деятельности, достижения и имеющиеся резервы - важнейшим качественным
показателем. Ее сущность как объективной категории определяется рядом
принципов: связью с осуществляемой предпринимательской деятельностью, разделением
текущих и единовременных затрат, допущением временной определенности фактов
хозяйственной деятельности и имущественной обособленности предприятия.
Анализ себестоимости продукции имеет важное
значение, так как позволяет выявить тенденции изменения данного показателя,
выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост,
установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию
возможностей снижения себестоимости продукции.
Снижение себестоимости продукции - сложный процесс,
требующий соблюдения запланированных расходов трудовых, материальных и
энергетических ресурсов, эффективного использования оборудования, поиска
резервов экономии ресурсов. Основными источниками резервов снижения
себестоимости продукции являются: увеличение объема производства за счет более
полного использования производственной мощности предприятия и сокращение затрат
на ее производство за счет повышения уровня производительности труда,
экономного использования сырья и материалов, электроэнергии, топлива,
оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и
т.д. Каждое направление снижения и регулирование себестоимости предполагает ряд
мероприятий, которые в совокупности составляют конкретные планы.
себестоимость колбасный рентабельность
денежный
Список литературы
1.Широбоков, В.Г. Формирование
себестоимости и доходов в системе управленческого учета/ В.Г. Шробоков. //
Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. - №7. -
с.25-27.
2. Нечаев В.И., Парамонов П.Ф.,
Халявка И.Е. Экономика предприятий АПК: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Лань»,
2010. - 464 с.
. Экономика фирмы: Учебник / Под
общ. Ред. Проф. Н.П. Иващенко. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 528 с.
4. Яркина, Т.В. Основы экономики
предприятия: краткий курс. Учеб. пособ. / Т.В. Яркина. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 365
с.
. Состав и учет затрат, включаемых в
себестоимость. - М.: «Издательство Приор», 2006 - 224с.
6. Абрютина, М.С. Экономика
предприятия: Учебник.- М.: Издательство Высшая Школа, 2006. - 480с.
7. Агапова, Т.А. Макроэкономика:
Учебник/ Т.А. Агапова; Под ред. А.В. Сидоровича.-2-е изд.- М.: МГУ им. М.В.
Ломоносова, Дело и сервис, 2010. - 416 с.
8. Адамов В.Е. Экономика и
статистика фирм / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова. - М.: Финансы и статистика,
2007. - 184 с.
. Анализ и диагностика
финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов /
П.П. Табурчак, А.Е. Викуленко А.Е., Л.А. Овчиникова и др.; Под ред. П.П.
Табурчака. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 352 с.
. Анализ хозяйственной деятельности
в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и
др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - Минск: Выс. шк., 2010. - 363 с.
. Баканов, М.И. Теория
экономического анализа: Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет; - 4-е изд., доп.
и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2005. -416с.:ил.
. Богатко, А.Н. Основы
экономического анализа хозяйствующего субъекта / А.Н. Богатко. - М.: Финансы и
статистика, 2007.-208 с.: ил.
. Булатов, А.С. Экономика: Учебник /
Под ред. А.С. Булатова.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2006.
- 816 с.
14. Бычкова, С.М. Аудит
себестоимости продукции / С.М. Бычкова, Н.В. Лебедева. // Экономика с/х и
перерабатывающих предприятий АПК.- 2009.-№4.-с.12-14.
.Грузинов, В.П. Экономика
предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Грузинова. - М.: Банки и биржи,
Юнити, 2007. - 535с.
16. Друри, К. Введение в
управленческий и производственный учет: Учеб. пособ. для вузов/ К. Друри; Пер.
с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили; Предисловие П.С. Безруких. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2004. - 783с.
. Ерошова, И.В. Имущество и финансы
предприятия. Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие/ И.В. Ерошова.
- М.: Юрист, 2005. -397с.
. Зайцев, Н.Л. Экономика
промышленного предприятия: Учебник/ Н.Л. Зайцев. - 3е изд., перераб. и доп. -
М.: Инфра-М, 2008.- 358с.
. Карлин, Т.Р. Анализ финансовых
отчетов (на основе GAAP):
Учебник/ Т.Р. Карлин, А.Р. Макмин. - М.: Инфра-М, 2006. - 448 с.
. Карпова, Т.П. Основы
управленческого учета: Учебное пособие/ Т.П. Карпова. - М.: ИНФРА-М, 2008. -
392с.