Значение и динамика развития малого и среднего бизнеса в социально-культурной сфере
АЛМАТИНСКИЙ
ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Факультет
экономический
Кафедра
экономики, математики и информатики
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине: «Экономика СКС»
на
тему: «Значение и динамика развития малого и среднего бизнеса в
социально-культурной сфере»
Выполнила студентка
вечернего отделения
группы 501 ЭВ
Криворучко Анна
Проверил
доцент кафедры
экономики и управления
Качаев В.А
Алматы,
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоритическое
значение малого и среднего бизнеса в СКС
.1
Сущность и функции предпринимательства
.2
Функциональные особенности социально-культурной сферы
.3
Специфика деятельности предприятий, оказывающих социально-культурные услуги
.4
Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций
.
Оценка предпринимательской деятельности на примере туристической компании
.1
Общая характеристика туристического агентства «Sun Tour Astana»
.2
Оценка развития предприятия среднего бизнеса на примере туристической компании
Заключение
Список
используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
малый бизнес культурный услуга
За последние десятилетия отечественный
социально-культурный сервис расширил диапазон услуг, с которыми советское
общество напрямую не сталкивалось: консалтинг, инжиниринг, лизинг,
психологическое и семейное консультирование, культурные услуги, игровой и
шоу-бизнес. Коммерциализация данного сектора услуг дает реальную возможность
открыть новые организации, создать новые рабочие места, как в сфере услуг, так
и в обеспечивающем секторе, повысить процент занятости населения муниципального
образования в целом. Занятость в сфере услуг позволяет значительно расширить
социально-возрастной диапазон работающего населения. Если трудовая деятельность
в материальной сфере производства жестко регламентируется действующим
законодательством (медицинские и возрастные ограничения по трудоспособности,
ограничения для определенных видов работ и т.д.), то в сфере малого и среднего
предпринимательства ограничения по трудоспособности и возрасту в значительной
мере снимаются.
Актуальность темы, связанная с малым и средним
бизнесом в сфере культуры определяется широким внедрением рыночных отношений во
все сферы жизнедеятельности современного общества, в том числе и в
социально-культурную сферу. Экономика социально-культурной сферы рассматривает
современные экономические модели, сохраняя положительный хозяйственный опыт
организации культуры. Экономические законы, действующие во всех отраслях
национальной экономики используемы и необходимы для отрасли культуры.
Специалисты сферы культуры должны обладать практическими экономическими
знаниями и навыками, преимущественно в современных условиях глобализации
общественно-производственных процессов.
Степень изученности. В разработке данной темы
были использованы работы таких авторов как: Богалдин В. В., Михеева Н. А.,
Морозова Е. Я., Пугаев В. Н., Фролов С.С., и др.
Объектом курсовой работы является -
предпринимательская деятельность на примере туристического агентства «Sun Tour
Astana».
Предметом - предпринимательской деятельности
некоммерческих организаций СКС.
В связи с этим основной целью курсовой работы
является рассмотрение теоретических и практических моментов предпринимательской
деятельности в сфере культуры.
Исходя из поставленной цели, были определены
следующие задачи:
Рассмотреть положение субъектов малого и
среднего предпринимательства;
Исследовать функциональные особенности
социально-культурной сферы;
Изучить специфику деятельности предприятий,
оказывающих социально-культурные услуги;
Проанализировать оценку предпринимательской
деятельности на примере туристической компании.
Структура данной работы состоит из: введения, 2
глав, заключения и списка используемой литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА В СКС
.1 Сущность и функции предпринимательства
Предпринимательство - самостоятельная
деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое
получение прибыли от пользования собственностью, продажи товаров, реализации
работ или предоставления услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в
установленном законом порядке.
Наиболее развернутая характеристика
предпринимательства дана в первой части Гражданского кодекса Российской
Федерации (ГК РФ), где говорится, что гражданское законодательство регулирует
отношения между лицами, реализующими предпринимательскую деятельность, или с их
участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской
деятельности, которой является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение прибыли от пользования
собственностью, продажи товаров, реализации работ или предоставления услуг
лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с трактовкой понятия
предпринимательской деятельности, установленной в гражданском кодексе РФ, можно
выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства:
) предпринимательство - это самостоятельная
деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никто не может кого-нибудь
принудительно заставить заниматься этой деятельностью;
) предпринимательство - это не просто
самостоятельная, но активная деятельность, направленная на осуществление своих
способностей и удовлетворение нужд других лиц и общества;
) предпринимательство - это деятельность
рисковая, поэтому, прежде чем стать предпринимателем, надо помнить, что ты
будешь рисковать и преодолевать сопротивление среды. К тому же государство не
берет на себя обязательство за возможные неудачи;
) предпринимательство - это не разовая сделка, а
процесс, целенаправленный на систематическое извлечение прибыли законным путем.
Поэтому, это профессиональная деятельность, так как, чтобы «систематически
получать прибыль», надо поступать компетентно, профессионально длительное
время;
) предпринимательство - это законная
деятельность, исполняемая в соответствии с правовыми законодательными актами;
) гражданским законодательством установлен
основной мотив осуществления предпринимательской деятельности - получение прибыли,
а чтобы этого добиться, надо предложить потребителям товары (работы, услуги).
Предпринимательская деятельность представляет
собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок,
каждая из которых ограничена сравнительно коротким, четко описанным временным
промежутком.
При этом под сделкой понимается основанное на
письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких
хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Определение
предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного
действующего лица - самого предпринимателя.
Предпринимателем, или субъектом
предпринимательства, согласно принятому законодательству может быть гражданин
страны, который является дееспособным в установленном законом порядке (не
ограниченный в дееспособности). Граждане иностранных государств и лица без
гражданства могут быть в качестве предпринимателей в пределах правомочий,
установленных законодательством.
.2 Функциональные особенности социально-культурной
сферы
Функциональные особенности социально-культурных
услуг взаимообусловлены. Как особенностями самого процесса, так и получением
конечного результата такой деятельности. Такая деятельность связана с
преобразованием сознания (восприятием, пониманием, переживанием и т.д.)
получателя услуг и не поддается непосредственному учету, а ее итог совпадает с
потреблением оказываемых услуг (чтение книги, просмотр спектакля). Производство
нематериальных благ обозначают термином «непроизводственная сфера».
Производимые в социально-культурной сфере блага
- это, в первую очередь, интеллектуальные продукты и услуги. В научной
литературе существуют различные подходы к употреблению понятий «продукт»,
«услуга» и «благо». В одних контекстах услуга - разновидность продукта, в
других - одна из разновидностей производимых благ наряду с продуктом.
Услуга - результат непосредственного
взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности
исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Услуга, в отличие от
продукта, квалифицируется следующими особенностями:
она представляет собой процесс живого труда, а
не его результат;
производство услуги, как правило, совпадает с ее
потреблением.
По функциональному назначению услуги,
оказываемые населению, подразделяются на материальные и нематериальные.
Материальная услуга направлена на удовлетворение
материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Она снабжает восстановление
(изменение, сохранение) потребительских свойств изделия или изготовление новых
изделий по заказам граждан, а также движения грузов и людей, создание условий
для потребления. Так, материальными услугами выражаются бытовые услуги,
связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги,
услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.
Например, в рамках предоставления материальных
услуг заказчику в ателье могут сшить новый или перекроить старый костюм,
строительная компания может сделать перепланировку жилья или торгового центра.
Кондитер, предоставляя материальные услуги, может приготовить для потребителя
необыкновенный торт и доставить его своим транспортом к месту проведения
торжественных мероприятий.
Нематериальные услуги, в отличие от
материальных, направлены на удовлетворение духовных, интеллектуальных потребностей
и поддержание нормального душевного состояния потребителя.
Нематериальные услуги характеризуются тем, что
отсутствует наглядный показатель приложения труда, не воплощенный в
непосредственно осязаемые материальные результаты. К нематериальным услугам
могут быть отнесены медицинские услуги, услуги здравоохранения, культуры,
туризма, образования, физкультуры и спорта.
При этом важно отметить, что в отличие от
нематериальных услуг интеллектуальные продукты расцениваются не процессом
оказания услуги (живого труда исполнителя), а его результатом (картина,
литературное или музыкальное произведение, кинофильм, сценарий, и т.д.). Итог
этой деятельности должен быть всегда материализован.
Так, например, творческие усилия (услуги)
литератора по написанию художественного произведения обретают свой смысл,
только тогда, когда оно дойдет до читателя (потребителя услуги), который сможет
оценить его художественную ценность (качество услуги).
Наряду с этим, многие услуги носят пограничный
характер и их отнесение к материальным или нематериальным довольно
затруднительно.
Таким образом, пределы материальных и
нематериальных услуг, а, следовательно, и социально-культурной сферы в целом,
относительны. Согласно классификации среди услуг выделяются: текст сюда
осязаемые действия, направленные на людей (перевозка людей, стрижка волос);
осязаемые действия, направленные на физическое
имущество заказчика (охрана жилья);
неосязаемые действия, направленные на сознание
человека (образовательная услуга);
неосязаемые действия, направленные на
неосязаемые активы (страхование, инвестиции, банковское дело).
.3 Специфика деятельности предприятий,
оказывающих социально-культурные услуги
В комплексе услуг социально-культурной сферы
значителен удельный вес общественных благ, характеризуемых такими свойствами
как «не исключаемость» и «не соперничество».
Свойство не исключаемости выражается в разумном
уровне издержек при доступе к благам цивилизации.
Например, расширение рынка аудио- и
видеопродукции дает возможность потребителю повысить свой культурный уровень,
получить духовное наслаждение от прослушивания и просмотра шедевров мирового
искусства. При этом обществу приходится признать, что на рынке услуг может
появиться продукция сомнительного характера, иногда подпадающая под нормативный
запрет (экстремизм, попрание морали и общественных устоев).
Свойство несоперничества проявляется в публичном
характере потребления благ, в возможности приобретать типовые услуги различными
потребителями (экскурсии, школьные уроки, лекции, зрелищные мероприятия,
библиотеки, спортсооружения и т.д.) без учета их социальной обеспеченности.
Помимо общественных, также существуют смешанные
и чистые блага.
Смешанные блага - если их не исключаемость
ограничена, а свойство не соперничества присутствует (бассейны, оздоровительно-спортивных
комплексы, экскурсии, музее, кинотеатры, образование).
Чистые блага не обладают свойствами не
исключаемости и не соперничества (ремонт музыкальных инструментов, ритуальные
услуги, услуги парикмахерских, косметических салонов, и т.д.).
Широкий спектр общественных услуг в
социально-культурной сфере обусловлен как обширным спросом на услуги в ряде ее
отраслей, так и ограничением сферы действия рыночных регуляторов, что дает
значительные возможности для развития малого и среднего предпринимательства в
этой сфере услуг. Для производимых в социально-культурной сфере благ характерна
уникальность в силу, которой не всегда возможна стандартизация и качественный
контроль оказываемых услуг, в том числе статистический. Таким образом,
большинство клиентов идет на некоторый риск, когда приобретает какие-либо
нестандартные услуги.
Особенностью материальных услуг, которые
создаются в социально-культурной сфере, это есть их низкая оборотоспособность,
неспособность к хранению и ограниченность транспортировки.
Очень сложно, а в основном невозможно исправить
брак в услугах врачей, парикмахеров, учителей и других представителей
социально-культурной сферы. Достаточно проблематично перепродать продукт работ
художника, скульптора, дизайнера, создавшего произведение искусства под заказ
конкретного клиента. Полученный продукт, вызывая эстетическое удовлетворение
одного человека, может быть безразличен или даже негативно воспринят другим
человеком.
В структуре ресурсов социально-культурной сферы
преобладает «человеческий капитал». При этом индивидуальные особенности людей,
производящих услуги, нередко оказывают решающее влияние на качество услуги,
определяют уровень услуг, степень удовлетворения клиентов, в конечном счете, -
прибыль фирмы.
Особенностью услуг отдельных отраслей
социально-культурной сферы будет то, что цена услуги будет отражать не реальные
затраты, а те имиджевые составляющие, которыми распологает поставщик услуги.
Так, стоимость изделия известного модельера многократно превышает реальные
затраты на его производство. Стоимость туристских услуг «раскрученных»
брендовых маршрутов или курортов будет многократно выше, чем у менее известных,
при возможном более худшем «пакете» оказываемых услуг.
Особенностью социально-культурных услуг могут
быть неполнота и асимметрия информации об их потребительских свойствах. Часто
заказчик не владеет объективной информацией о качестве оказываемых услуг.
Например, информация из рекламных роликов о
чудодейственных результатах, которые получит потребитель после принятия
отдельных биологически активных добавок, в основном никогда не соответствует
действительности. Вызывает подозрение возможность выучить иностранный язык за
несколько месяцев или недель, как бы нас в этом не убеждали продавцы
«эксклюзивных» электронных курсов иностранного языка.
В связи с возможностью получить искаженную
информацию о представляемых услугах, во многих отраслях социально-культурной
сферы важна роль авторитетного консультанта. Причем, при продаже
нематериального продукта требуется более высокий уровень консультирования, чем
материального. Особо важны долгосрочные связи с клиентами. Умение поддерживать
длительные отношения является критерием эффективности деятельности продавца
услуги (консультанта). Научные исследования в сфере услуг показывают, что найти
нового заказчика в пять раз затратнее, чем поддерживать отношения со старыми
клиентами. Сегодня часто доверие к услуге выражается в доверии к ее поставщику.
В связи с этим, операторы туруслуг уверены, что так называемые, глобальные
компьютерные системы бронирования и резервирования (ГКС) не смогут полностью
вытеснить туристические фирмы.
.4 Предпринимательская деятельность
некоммерческих организаций
Некоммерческая организация может осуществлять
предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых она создана. Главная задача заключается в том,
чтобы некоммерческая организация, занимаясь предпринимательской деятельностью,
не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла возможную
прибыль на реализацию уставных целей.
Успех некоммерческого предпринимательства, как и
коммерческого, зависит от множества факторов (правильный выбор вида
деятельности, эффективное управление и др.). Кроме того, результаты
некоммерческого предпринимательства во многом зависят от желания сотрудников
заниматься коммерцией. Если большинство работников считает, что данная
некоммерческая организация не должна вести предпринимательскую деятельность, то
любой перспективный проект будет обречен на неудачу.
Несмотря на привлекательность и
распространенность некоммерческого предпринимательства, на его пути встречаются
определенные трудности: жесткая конкуренция; большие затраты, требующиеся для
ведения предпринимательской деятельности; наличие соответствующего персонала и
др.
Некоммерческое предпринимательство можно
подразделить на два вида:
) деятельность, непосредственно связанная с
основной деятельностью некоммерческой организации;
) деятельность, не связанная с главной миссией
организации (операции с недвижимостью, ценными бумагами, производственные
инвестиции и др.).
Некоммерческие организации традиционно
предпочитают заниматься предпринимательской деятельностью, непосредственно
связанной с их основной деятельностью. Например, музеи организовывают книжные
киоски, торгуют репродукциями и копиями экспонатов и др. Вместе с тем
некоммерческие организации стали все чаще заниматься предпринимательской
деятельностью, не имеющей отношения к основной деятельности организации.
Российское законодательство предусматривает, что
предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна
соответствовать целям, ради которых созданы эти организации. Таковыми
признаются следующие виды предпринимательской деятельности:
приносящее прибыль производство товаров, работ и
услуг, которое отвечает целям создания некоммерческой организации;
приобретение и реализация ценных бумаг;
реализация имущественных и неимущественных прав;
участие в хозяйственных обществах и
товариществах на вере в качестве вкладчика.
На предпринимательскую деятельность некоммерческих
организаций отдельных видов могут устанавливаться ограничения в соответствии с
законодательством РФ.
Общественные организации (объединения) имеют
право создавать различного рода предприятия, вести издательскую деятельность,
заниматься внешнеэкономической деятельностью и др.
Религиозные объединения вправе учреждать
производственные, реставрационные, художественные, сельскохозяйственные и иные
предприятия, обладающие правами юридического лица.
Профсоюзы могут вести предпринимательскую
деятельность через учрежденные ими организации для достижения целей,
предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям. Они вправе учреждать
банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды
обучения и подготовки кадров и др.
Фонд имеет право осуществлять
предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, ради которых он
создан. Допускается создание фондами хозяйственных обществ или участие в них. В
то же время не предусматривается участие фондов в товариществах на вере.
Ассоциации и союзы не имеют возможности вести
непосредственно предпринимательскую деятельность даже тогда, когда это
требуется для получения дополнительных средств, необходимых для выполнения
основных целей.
Таким образом, социально-культурная сфера
представляет собой совокупность отраслей общественного производства, создающих
интеллектуальные продукты и услуги, не предназначенные для материального
производства, она выполняет универсальные для всех отраслей общественного
производства экономические функции - обеспечения занятости, производственную и
доходную. Она вносит вклад в совокупный общественный продукт и национальный
доход, дает рабочие места.
Социально-культурная сфера влияет
непосредственно, на человеческие, информационные и духовные ресурсы,
составляющие богатство общества и опосредствованно, на эффективность
материального производства.
На сегодня она становится ведущей сферой малого
и среднего предпринимательства и доминирующим источником повышения жизненного
уровня в индустриально развитых странах мира. Востребованность обществом
оказания социально-культурных услуг, определяет появление новых видов
организаций различных форм собственности, способных эти потребности
удовлетворять.
2. ОЦЕНКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ
.1 Общая характеристика туристического агентства
«Sun Tour Astana»
Туристическое агентство «Sun Tour Astana»
является небольшой, однако прогрессирующей туристической фирмой г. Астаны.
Будучи ориентировано на работу с индивидуальными клиентами, оно может рассматриваться
как типичный образец малого предприятия в сфере туристического бизнеса.
В своей работе туристическая фирма старается
придерживаться следующих принципов:
индивидуальный подход к каждому клиенту;
быстрый и компетентный ответ на все поступающие
заявки;
улучшение качества и расширение оказываемых
услуг;
постоянное повышение профессионального уровня
сотрудников.
«Sun Tour Astana» предлагает широкий выбор туров
и путешествий по всему миру: отдых на морских курортах, экзотические страны и
острова, европейские горнолыжные курорты, автобусные, комбинированные и авиа
экскурсионные туры, шоп-туры, лечение, SPA и оздоровление, морские и океанские
круизы, разработка индивидуальных программ отдыха. ТОО тесно сотрудничает с
другими туристическими фирмами города. Одна из основных причин такого
сотрудничества - это необходимость транспортного обеспечения поездок. У фирмы
пока нет своих автобусов, и она арендует их у более крупных агентств таких, как
«Синяя птица» и «Корсар».
Услуги, оказываемые организацией:
заказ, бронирование и оформление туров от
крупнейших казахстанских и зарубежных туроператоров по всем направлениям;
продажа авиа и ж/д билетов;
организация корпоративных мероприятий за
рубежом;
индивидуальное бронирование отелей;
организация образовательных туров для детей и
школьников за границей;
помощь в оформлении загранпаспортов, виз,
приглашений.
Основные виды деятельности:
отдых на побережье;
экскурсии;
морские и речные круизы;
детский отдых;
туры на лечение;
экзотика;
туры на обучение;
корпоративный отдых;
паспорта, визы, оформление документов;
туры по Казахстану, СНГ;
бронь гостиниц, билетов и прочие услуги;
Турфирма имеет несколько городских и
международных телефонных линий, факс, ксерокс, несколько компьютеров,
принтеров, кондиционер, подключение к сети Internet.
Офис турагентства имеет небольшие размеры,
однако это существенно не сказывается на продвижении и предоставлении услуг,
поскольку он достаточно светлый, просторный, и имеет оригинальный интерьер. В
помещении есть большой удобный диван, столик, стеллажи для каталогов и брошюр.
Стены украшают различные дипломы и грамоты, разноцветные национальные сувениры
из различных стран.
Режим работы круглогодичный: понедельник -
пятница: с 10-00 до 18-00; Суббота: с 11-00 до 16-00.
2.2 Оценка развития предприятия среднего бизнеса
на примере туристической компании
Рассмотрим предпринимательскую деятельность в
компании.
Актив баланса содержит сведения о размещении
капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в
конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на
производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной
наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная статья
баланса.
Рассмотрим основные финансовые показатели,
основываясь на годовой финансовой отчетности предприятия за 2011-2013 годы
(таблица 1)
Таблица 1 - Основные финансовые показатели
предприятия за 2011-2013 годы млн.тенге
Показатели
|
2011
год
|
2012
год
|
2013
год
|
изменение
(+,-) по сумме
|
|
|
|
|
2012-2011
|
2013-2012
|
Активы
|
6
404
|
8
295
|
11
380
|
1
891
|
3
085
|
Обязательства
|
5
129
|
6
773
|
9
242
|
1
644
|
2
469
|
Капитал
|
1
275
|
1
522
|
2
138
|
247
|
616
|
Чистая
прибыль
|
158
|
143
|
616
|
-15
|
473
|
ROA,
%
|
0,02
|
0,02
|
0,05
|
-
|
-
|
ROE,
%
|
0,12
|
0,09
|
0,29
|
-
|
-
|
Примечание:
составлено автором по данным ТОО «SUN TOUR ASTANA»
|
За исследуемый период активы предприятия
увеличились, в 2013 году активы составили 11 380 млн. тенге против 6 404
млн.тенге в 2011 году (в 2012 году - 8 295 млн.тенге).
Обязательства предприятия в 2013 году составили
9 242 млн.тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 2 469
млн.тенге. В 2011 году обязательства составили 5 129 млн.тенге.
Собственный капитал предприятия увеличился с 1
275 млн.тенге в 2011 году до 1 522 млн.тенге в 2012 году, в 2013 году
собственный капитал составил 2 138 млн.тенге.
Чистая прибыль предприятия в 2013 году составила
616 млн.тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 473 млн.тенге. В
2011 году данный показатель составил 158 млн.тенге.
Рентабельность активов предприятия за
исследуемый период увеличилась с 0,02% до 0,05%.
Рентабельность собственного капитала также
увеличилась с 0,12% до 0,29%, что свидетельствует об улучшении финансового
состояния предприятия за исследуемый период.
Анализ финансового состояния предприятия
начинается с изучения бухгалтерского баланса, его структуры, состава и
динамики.
С помощью горизонтального (временного) и
вертикального (структурного) анализа можно получить наиболее полное
представление об имевших место качественных изменениях в структуре актива, а
также динамики их изменений.
Рассмотрим динамику объема и структуры активов
предприятия за 2011-2013 годы.
Общие активы предприятия за исследуемый период
увеличились в основном за счет увеличения внеоборотных активов. Общие активы
предприятия в 2013 году составили 11 380 млн.тенге, увеличившись по сравнению с
предыдущим годом на 3 085 млн.тенге. В 2011 году данный показатель составил 6
404 млн.тенге.
Удельный вес внеоборотных активов в составе
общих активов предприятия за исследуемый период изменялся: 50,7% в 2011 году,
52,6% в 2012 году и 70,5% в 2013 году. Оборотные активы соответственно
составили 49,3%, 47,4% и 32,9%.
Увеличение внеоборотных активов связано с ростом
долгосрочной дебиторской задолженности (с 1 981 млн.тенге в 2012 году до 2 424
млн.тенге в 2013 году), основных средств (с 3 184 млн.тенге в 2011 году до 3
746 млн.тенге в 2013 году), нематериальных активов (в 2013 году - 1196
млн.тенге против 2 млн.тенге в 2011 году), прочих долгосрочных активов
(увеличение с 63 млн.тенге в 2011 году до 573 млн.тенге в 2013 году).
Увеличение оборотных активов связано с ростом
краткосрочной дебиторской задолженности (в 2013 году 1 706 млн.тенге против 1
038 млн.тенге в 2011 году), запасов (увеличились с 957 млн.тенге в 2011 году до
2 560 млн.тенге в 2012 году, затем сократились до 1 347 млн.тенге в 2013 году),
Текущие налоговые активы в 2013 году составили 65 млн.тенге против 158
млн.тенге в 2011 году. Прочие краткосрочные обязательства сократились с 830
млн.тенге в 2011 году до 127 млн.тенге в 2013 году.
Пассив бухгалтерского баланса отражает источники
финансирования средств предприятия, сгруппированные на определенную дату по их
принадлежности и назначению. Иными словами пассив показывает:
величину средств (капитала), вложенных в
хозяйственную деятельность предприятия;
степень участия в создании имущества
предприятия.
В зарубежной практике существует несколько иное
толкование сущности пассива баланса - это обязательства за полученные ценности
или требования на полученные предприятием ресурсы (активы).
Данные определения не противоречат друг другу,
но в современной концепции бухгалтерского учета последнее более
предпочтительно.
Для аналитических исследований и оценки
структуры пассива все обязательства группируют по следующим признакам:
. Юридические принадлежности:
обязательства перед собственниками предприятия
(собственный капитал);
обязательства перед третьими лицами -
кредиторами, банками и т.п. (заемный капитал);
. Срочности возврата обязательств:
средства длительного пользования;
средства краткосрочного пользования.
Следует отметить, что обязательства перед
собственниками составляют практически постоянную часть пассива баланса, не
подлежащую погашению во время деятельности организации. Обязательства перед
третьими лицами имеют разные сроки возврата: менее одного года - краткосрочные,
более одного года - долгосрочные.
Для оценки имущественного потенциала предприятия
проводится анализ динамики состава и структуры обязательств (пассива) баланса
(Приложение И).
Рост пассива баланса на конец периода по
сравнению с началом идет за счет увеличения краткосрочных обязательств,
долгосрочных обязательств и собственного капитала. При этом наблюдается
уменьшение доли краткосрочных обязательств в составе пассивов предприятия:
73,3% в 2011 году, 50,4% в 2012 году, 51,4% в 2013 году и увеличение доли
долгосрочных обязательств (6,8%, 31,2% и 29,8% соответственно).
Увеличение краткосрочных обязательств связано с
ростом краткосрочных финансовых обязательств, обязательств по другим
добровольным и обязательным платежам, краткосрочных оценочных обязательств,
прочих краткосрочных обязательств. За исследуемый период наблюдается уменьшение
краткосрочной кредиторской задолженности с 2 763 млн.тенге в 2011 году до 1 066
млн.тенге в 2013 году.
Долгосрочные обязательства в 2013 году составили
3 391 млн.тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 801 млн.тенге.
Увеличение долгосрочных обязательств связано с ростом отложенных налоговых
обязательств (150 млн.тенге в 2013 году против 71 млн.тенге в 2011 году) и
долгосрочных финансовых обязательств (3 241 млн.тенге в 2013 году против 363
млн.тенге в 2011 году).
Увеличение собственного капитала связано с
ростом нераспределенной прибыли: в 2013 году данный показатель составил 1 569
млн.тенге против 706 млн.тенге в 2011 году (в 2012 году - 953 млн.тенге).
Прибыль - это часть добавленной стоимости,
которую непосредственно получают предприятия после реализации продукции как
вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности.
Количественно она представляет собой разность между совокупными доходами (после
уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из
выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного
периода (таблица 2).
Таблица 2 - Отчет о прибылях и убытках за
2011-2013 годы, млн.тенге
Наименование
показателей
|
2011
год
|
2012
год
|
2013
год
|
Доход
от реализации продукции и оказания услуг
|
6601
|
7274
|
13717
|
Себестоимость
реализованной продукции и оказанных услуг
|
5753
|
6403
|
12048
|
Валовая
прибыль (стр. 010 - стр.020)
|
848
|
871
|
1669
|
Доходы
от финансирования
|
-
|
205
|
212
|
Прочие
доходы
|
352
|
455
|
405
|
Расходы
на реализацию продукции и оказание услуг
|
299
|
270
|
413
|
Административные
расходы
|
212
|
290
|
420
|
Расходы
на финансирование
|
157
|
307
|
411
|
Прочие
расходы
|
315
|
459
|
484
|
Прибыль
(убыток) за период от продолжаемой деятельности (стр. 030 + стр. 040 + стр.
050 - стр. 060 - стр. 070 - стр. 080 - стр. 090)
|
216
|
204
|
558
|
Прибыль
(убыток) от прекращенной деятельности
|
-
|
-
|
-
|
Прибыль
(убыток) до налогообложения (стр. 110 +/- стр. 120)
|
216
|
204
|
558
|
Расходы
по корпоративному подоходному налогу
|
58
|
73
|
-59
|
Итоговая
прибыль (убыток) за период (стр. 150 - стр. 160)
|
158
|
132
|
616
|
Примечание:
составлено автором по данным ТОО «SUN TOUR ASTANA»
|
Основную часть прибыли предприятия получают от
реализации продукции и услуг. Валовая прибыль предприятия имеет тенденцию к
увеличению: в 2013 году данный показатель составил 1669 млн.тенге против 848
млн.тенге в 2011 году.
Доходы от финансирования в 2013 году составили
212 млн.тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 7 млн.тенге.
Прочие доходы в 2013 году составили 405 млн.тенге, увеличившись по сравнению с
предыдущим годом на 50 млн.тенге.
Наряду с увеличением доходов от продолжаемой
деятельности наблюдается рост расходов на реализацию продукции и оказание услуг
(413 млн.тенге в 2013 году против 299 млн.тенге в 2011 году), административных
расходов (420 млн.тенге в 2013 году против 212 млн.тенге в 2011 году), расходов
на финансирование (411 млн.тенге в 2013 году против 157 млн.тенге в 2011 году),
прочих расходов (484 млн.тенге в 2013 году против 315 млн.тенге в 2011 году).
Итоговая прибыль в 2013 году составила 616
млн.тенге против 158 млн.тенге в 2011 году.
Важную роль в оценке и прогнозировании
финансового состояния предприятия играют анализ и прогнозирование денежного
потока. Для анализа денежного потока используют такую форму отчетности, как
Отчет о движении денежных средств. В процессе анализа сопоставляются приток и
отток средств за определенный период (таблица 3).
Таблица 3 - Анализ денежных потоков предприятия
прямым методом за 2011-2013 годы ,млн.тенге
Показатели
|
2011
год
|
2012
год
|
2013
год
|
изменение
(+,-)
|
|
|
|
|
2012-2011
|
2013-2012
|
1.
Текущая деятельность
|
1.1
Приток денежных средств:
|
8600
|
6719
|
12630
|
-1881
|
5911
|
1.2
Отток денежных средств:
|
9094
|
4427
|
13684
|
-4667
|
9257
|
1.3
Итого: приток (+), отток (-) денежных средств (1.1-1.2)
|
-494
|
2292
|
-1054
|
2786
|
-3346
|
2.
Инвестиционная деятельность
|
2.1
Приток денежных средств:
|
1
|
38
|
0
|
37
|
-38
|
2.2
Отток денежных средств:
|
1527
|
2690
|
4092
|
1163
|
1402
|
2.3
Итого: приток (+), отток (-) денежных средств (2.1-2.2.)
|
-1526
|
-2652
|
-4092
|
-1126
|
-1440
|
3.
Финансовая деятельность
|
3.1
Приток денежных средств:
|
3972
|
5100
|
8904
|
1128
|
3804
|
3.2
отток денежных средств
|
2117
|
4573
|
5254
|
2456
|
681
|
1855
|
527
|
3650
|
-1328
|
3123
|
Всего
изменение денежных средств (1.3.+2.3.+3.3.)
|
-165
|
167
|
-1496
|
332
|
-1663
|
Примечание:
составлено автором по данным ТОО «SUN TOUR ASTANA»
|
Операционная деятельность - это основная
деятельность предприятия по производству продукции (работ, услуг) и торговле
покупными товарами, а также любое вспомогательное производство, которое
обслуживает основную деятельность. Примерами движения денежных средств
вследствие операционной деятельности являются поступление средств от реализации
продукции (товаров, работ, услуг) и за предоставление права использования
активов (аренда, лицензии и т. д.); платежи поставщикам; выплаты работникам и
т. д.
В 2012 году чистая прибыль от текущей
деятельности составила 2 292 млн.тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим
годом на 2 786 млн.тенге, а к 2013 году данный показатель сократился на 3 346
млн.тенге. Таким образом, прибыль от текущей деятельности имеет тенденцию к
уменьшению.
Инвестиционная деятельность - это операции
предприятия по приобретению и продаже долгосрочных (внеоборотных) активов, а
также краткосрочных (текущих) финансовых инвестиций, которые не являются
эквивалентами денежных средств.
Примерами движения средств вследствие
инвестиционной деятельности являются платежи, связанные с приобретением
основных средств и нематериальных активов; поступление доходов (дивидендов,
процентов) от финансовых инвестиций; поступление средств от продажи
внеоборотных активов.
Прибыль от инвестиционной деятельности имеет
негативную тенденцию к уменьшению: в 2013 году данный показатель составил -4092
млн.тенге, уменьшившись по сравнению с предыдущим годом на 1 440 млн.тенге.
Финансовая деятельность - это совокупность
операций, которые приводят к изменению размера и состава собственного или
заемного капитала. Примерами таких операций являются поступление денежных
средств от размещения акций, которое ведет к увеличению собственного капитала;
получение и погашение займов; выкуп акций собственной эмиссии; выплата
дивидендов.
Прибыль от финансовой деятельности в 2013 году
составила 3 650 млн.тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3
123 млн.тенге.
Таким образом, на формирование прибыли
предприятия наиболее позитивное влияние оказало увеличение притока денежных
средств от финансовой деятельности.
Аналитическая ценность финансовых коэффициентов
подтверждается тем, что за рубежом существуют специальные издания, где
публикуются статистические сводки об этих коэффициентах. Их рассчитывают
специальные организации (например, налоговое бюро министерства торговли США,
предпринимательские союзы, торгово-промышленные палаты и др.). Единая система
показателей не соблюдается, публикуются 10-15 (иногда больше) показателей.
Основные показатели, характеризующие финансовое
состояние предприятия, объединяются в группы:
- коэффициенты ликвидности (текущей
платежеспособности);
- коэффициенты платежеспособности (структуры
капитала);
- показатели деловой активности
(оборачиваемости);
- показатели рентабельности (прибыльности).
Коэффициенты ликвидности отражают способность
предприятия вовремя оплатить свою краткосрочную задолженность, мобилизовав
ликвидные активы. Рассчитывают эти коэффициенты в зависимости от срочности
погашения долга (таблица 4)
Таблица 4 - Коэффициенты ликвидности предприятия
за 2011-2013 годы
Показатели
|
Формула
|
2011
год
|
2012
год
|
2013
год
|
Коэффициент
абсолютной (немедленной ликвидности
|
|
0,04
|
0,20
|
0,20
|
Коэффициент
быстрой ликвидности
|
|
0,26
|
0,68
|
0,73
|
Коэффициент
покрытия (коэффициент текущей ликвидности)
|
|
0,67
|
0,95
|
0,67
|
Анализ показателей ликвидности, которые отражают
способность предприятия оперативно погасить свои обязательства за счет
легкореализуемых активов, свидетельствует о низком уровне ликвидности
предприятия. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2011 году ниже нормы (нормативное
значение 0,2-0,25), а в 2012-2013 годах - в пределах нормы.
Значение коэффициента промежуточного покрытия
подтверждает ликвидность предприятия в 2013 году, хотя в предыдущие годы
коэффициент ниже нормы (нормативное значение 0,7-1). На этот коэффициент, в
первую очередь, должны обращать внимание владельцы акций предприятия, так как
он показывает реальную возможность покрытия краткосрочных финансовых
обязательств за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и
дебиторской задолженности.
Общий коэффициент покрытия краткосрочных
обязательств показывает, что с учетом запасов и затрат у предприятия
недостаточно ликвидных средств для выполнения краткосрочных обязательств.
Нормативное значение коэффициента >2.
Коэффициенты платежеспособности характеризуют
возможность выполнить обязательства перед кредиторами и инвесторами, имеющими
долгосрочные вложения в предприятие (таблица 5).
Таблица 5 - Коэффициенты платежеспособности
предприятия за 2011-2013 годы
Показатели
|
Формула
|
2011
год
|
2012
год
|
2013
год
|
Коэффициент
финансовой независимости (автономии)
|
|
0,20
|
0,18
|
0,19
|
Коэффициент
финансовой устойчивости
|
|
0,27
|
0,50
|
0,49
|
Коэффициент
обеспеченности собственными источниками средств
|
|
-0,63
|
-0,22
|
-0,65
|
Коэффициент независимости должен быть больше или
равен 5. Данный коэффициент входит в норму, предприятие в 2013 году может
погасить 19% своих долговых обязательств за счет собственных средств.
Коэффициент финансовой устойчивости составил в
2013 году 0,49 при норме 0,8-0,9.
Коэффициент обеспеченности собственными
источниками средств в 2013 году отрицателен: -0,65 при норме
Показатели деловой активности (оборачиваемости)
характеризуют эффективность работы предприятия в использовании активов.
Коэффициенты оборачиваемости, показывающие
количество оборотов, которое совершают оборотные активы и отдельные их элементы
в течение отчетного периода, а также показатели длительности оборота в днях (за
сколько дней совершается один оборот), рассчитаны в таблице 6.
Анализ показателей деловой активности
показывает, насколько эффективно предприятие использует имеющиеся средства.
Показатель оборачиваемости запасов достаточно высокий, что отражает нормальную
скорость реализации товарно-материальных ценностей. Происходит увеличение
общего коэффициента оборачиваемости (в 2012 году - 0,83, в 2013 году - 1,21).
Коэффициент оборачиваемости запасов в днях увеличился: в 2012 году обновление
запасов происходило за 146 дней, а в 2013 году уже за 77,5 дней.
Таблица 6 - Коэффициенты оборачиваемости
(деловой активности) предприятия за 2011-2013 годы
Показатели
|
Формула
|
2011
год
|
2012
год
|
2013
год
|
Коэффициент
оборачиваемости оборотных активов
|
|
1,03
|
0,88
|
1,21
|
Коэффициент
оборачиваемости запасов
|
|
6,01
|
2,50
|
4,71
|
Коэффициент
оборачиваемости дебиторской задолженности
|
|
6,36
|
2,63
|
7,94
|
Коэффициент
оборачиваемости кредиторской задолженности
|
|
2,39
|
3,07
|
12,87
|
Продолжительность
одного оборота оборотных активов
|
|
354
|
416
|
303
|
Продолжительность
одного оборота запасов
|
|
61
|
146
|
77,5
|
Длительность
одного оборота дебиторской задолженности (средний период погашения ДЗ)
|
|
57
|
139
|
46
|
Длительность
одного оборота кредиторской задолженности (средний период погашения)
|
|
152,7
|
118,9
|
28,36
|
Показатели рентабельности характеризуют
эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений
деятельности, окупаемость затрат и т.д., являются обязательными элементами
сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. Все
показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от
реализации продукции и чистой прибыли.
Основные показатели рентабельности представлены
в таблице 7
Таблица 7 - Показатели рентабельности
предприятия за 2011-2013 годы %
Показатели
|
Формула
|
2011
год
|
2012
год
|
2013
год
|
Рентабельность
продаж (Рпр)
|
Рпр=Пб*100/Vпр,
где Пб - прибыль балансовая; Vпр - объем продаж
|
2,39
|
1,97
|
4,49
|
Рентабельность
активов (Ра)
|
Ра
= Пб*100/А, где А - итог актива баланса
|
2,47
|
1,72
|
5,41
|
Рентабельность
текущих активов (Рт.а)
|
Рт.а.
= Пб*100/Т.А., где Т.А. - текущие (оборотные активы)
|
5,01
|
3,63
|
15,66
|
Рентабельность
собственного капитала (Рс.к.)
|
Рс.к.=Пб*100/СК,
где СК - собственный капитал предприятия
|
12,39
|
9,40
|
28,81
|
Примечание:
составлено автором по данным ТОО «SUN TOUR ASTANA»
|
Рентабельность продаж в 2012 составляла 1,97%, в
2013 году - 4,49%, т.е. увеличилась на 2,52%. Это значит, что предприятие в
2013 получало 4,5 тг прибыли с каждого тг реализации. Рентабельность активов в
2012 году составила 1,72%, в 2013 году произошло увеличение на 3,69%,
следовательно, эффективность использования всего имущества организации в 2013
году составила 5,41%.
В процессе анализа финансового состояния были
рассчитаны показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой
активности и рентабельности. Делая общий вывод о финансовом состоянии
предприятия на основании анализа его коэффициентов можно заключить, что
предприятие в целом имеет неустойчивое положение.
В целом по проведенному анализу можно сделать
вывод, что предприятие за анализируемый период показывает хорошие финансовые
показатели. Но проведенный анализ также свидетельствует о некоторых недостатках
по управлению дебиторско-кредиторской задолженностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги рассмотрению различных аспектов
развития малых и средних предприятий в сфере социально-культурных услуг
муниципального образования отметим следующее.
Предпринимательство в культуре - специфическая
область человеческой деятельности, возникшая в результате интеграции двух сфер
- культуры и бизнеса. Данная область деятельности характерна для становления,
развития и трансформации периода рыночных отношений, которые сложились и
реализуются в рамках индустриальной и постиндустриальной модели развития
общества. Предпринимательство в культуре имеет амбивалентную природу. Специфика
данной деятельности вырабатывалась в пограничной зоне между созданием
материальных и духовных ценностей.
Предпринимательство в культуре, безусловно,
является прикладной область культурологических знаний. Эта область возникла на
перекрестке, на первый взгляд, весьма отдаленных сфер: культуры и экономики,
культуры и бизнеса.
Предпринимательство является основным
компонентом рыночной модели экономического развития цивилизованного общества, а
социально-культурная сфера является неотъемлемой частью этой модели. В связи с
этим при изучении данной темы большое внимание мной уделялось вопросам,
связанным с сущностью предпринимательской деятельности, проблемам организации
предпринимательской деятельности в сфере культуры, задачам государственного
регулирования предпринимательской деятельности, правовым аспектам
предпринимательства в РФ в сфере культуры.
Таким образом, организация предпринимательской
деятельности в социально-культурной сфере рассматривает теорию и практику предпринимательской
деятельности как системы экономических, организационных и правовых отношений в
рамках предпринимательских единиц в сфере культуры, искусства и образования.
Предприятия малого и среднего
предпринимательства чаще всего развиваются в сферах образования,
здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры и туризма. В целом они занимают
те ниши сферы социально-культурных услуг, которыми «пренебрегают» крупные
предприятия, и прочно их удерживают. Поэтому в периоды экономических спадов
более крупные фирмы попадают в тяжелые условия и порой банкротятся, а более
мелкие, казалось бы, более слабые, выживают, оставаясь в той же сфере услуг. В
развитых странах предприятия бытовых услуг являются наиболее массовым,
повсеместно распространенным типом фирм, производящим потребительские услуги.
Преимущества малого и среднего предпринимательства в сфере социально-культурных
услуг:
не требуют больших капиталовложений;
способны более динамично развиваться,
ориентируясь на инновации и быстро меняющиеся запросы потребителей;
выступают важнейшим источником новых рабочих
мест;
помогают развернуть свою инициативу огромному
числу людей, включая и новичков, так как предоставляют им небольшое, обозримое
поле деятельности, где ясно видна связь между разными процессами и явлениями.
Работники предприятий малого и среднего бизнеса
в силу особенностей своей работы готовы углублять индивидуальный характер
услуг, отзываясь на самые неожиданные запросы потребителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный
закон "О культуре в Российской Федерации" ред. от 26 октября 2011 г.
Алимова,
Т. А. Социально-экономические условия и государственная поддержка малого
бизнеса / Т. А. Алимова // Вопросы статистики. - 2007. - № 7. - С. 447
Бабич
А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы.
Казань: 2006. С. 587
Богалдин
В. В. Маркетинг и управление в сфере социально-культурного сервиса 2003 г. 560
стр.
Богачева
О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства // Вопросы
экономики. - 2006. - №10, с. 745.
Воронова
Е.Н. Экономика культуры. Учебное пособие. - Рязань: "Узорочье", 2007.
С. 655
Грибов,
В. Д. Экономика предприятия. Практикум : учебник для вузов / В. Д. Грибов, В.
П. Грузинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2013. -
336 с.
Егорова,
Н. Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация / Н. Е.
Егорова, М. А. Маренный. - М. : Кооперация Спутник +, 2008. - 199 с.
Карпухин
О. Экономический аспект современной культурной политики государства // Диалог.
2005, №12. С. 147
Кефели
И.Ф., Кулакова Т.А. Культура и экономическая жизнь общества //
Социально-политический журнал. - 2005, №5. С. 65
Колесникова,
Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление
развитием / Л. А. Колесникова. - М. : Проспект, 2013. - 290 с.
Малый
бизнес в России: проблемы и перспективы. - М. : Росстат, 2008. - 344 с.
Михеева
Н. А., Галенская Л. Н. Экономика в социально - культурной сфере Издательство:
Издательство Михайлова В. А. Серия: Высшее профессиональное образование 2000 г.
170 стр.
Морозова
Е. Я., Э. Д. Тихонов Экономика и организация предприятий социально-культурной
сферы. Учебное пособие Издательство: Издательство Михайлова В. А. Серия: Высшее
профессиональное образование 2002 г. 320 стр.
Мотышина
М. Механизмы управления организациями социально-культурной сферы в
трансформируемой экономике России Издательство: СПбГУП Серия: Новое в
гуманитарных науках 2010 г. 224 стр.
Помпеев
Ю. А. Социально-культурные сферы Издательство: Санкт-Петербургский
государственный университет культуры и искусств (СПб ГУКИ) 2003 г. 96 стр.