работы является формирование общего представления о культуре Древнего Рима.
- Религия, мифология, философия
Заимствованная у греков античная мифология у римлян утратила свою поэтичность. Римские философы занимались не размышлениями и общениями, а прикладными вопросами. Они не спрашивали: "Что есть человек?", их интересовало: "Как он должен жить?"
Римская литература славится не только своей поэзией, сколько прозой. Трезвый утилитаризм лежит в основе всей деятельности Древнего Рима. Культура для римлян в первую очередь - средство разумной организации жизни. Не случайно именно в Древнем Риме была создана рациональная система управления государством, которая была закреплена в знаменитом римском праве, ставшем образцом для потомков.
Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой. В ней отразилась простота трудовых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни.
По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже самых мельчайших проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так как человек на каждом шагу зависел от какой-нибудь высшей силы.
Древние этрусские божества: триада небесная и триада подземная Этрусских пантеон во многом был схож с греческим, влияние греков особенно заметно с VIII в. до н.э., когда в Южной Италии и на Сицилии появились колонии. Особым почитанием у этрусков пользовались две триады. В первую, небесную, входили Уни - покровительница царской власти. Минерва - богиня материнства, защитница городов, воительница, покровительница ремесла, Тин - бог неба, громовержец. Он считался верховным богом и его свиту составляли двенадцать богов. Вторая, подземная, триада известна нам меньше, в нее входили бог и две богини, связанные с культурой плодородия.
Одной из характерных черт религии было широкое распространение гаданий по внутренностям животных, молниям, полету птиц. Правила гадания были заимствованы римлянами и назывались у них "этрусской наукой".
Италийская религия первоначально была анимистической - признавала существование всевозможных духов. Постепенно произошел переход к антропоморфизму - богов стали представлять в человеческом облике как у этрусков и греков, которые оказали влияние на формирование римского пантеона.
Пантеон римских богов у римлян существовала верховная триада богов: Юпитер - италийский бог неба и света, Марс - бог плодородия, дикой природы, войны, Квирин - бог сабинов, италийского племени, жившего в центральной части Апеннинского полуострова, он считался ипостасью Марса, его мирным проявлением. Со временем появились две другие триады богов. Одну из них почитали патриции (представители исконных римских семей, изначально входивших в гражданскую общину), в нее входили Юпитер, Юнона - богиня брака, женщин, материнства, Минерва - покровительница ремесел и искусств. Вторую почитали плебеи (не относились к исконным римским семьям, первоначально не имели прав гражданства), в нее вошли Церера - древняя италийская богиня производительных сил земли, подземного мира, материнства и брака, а также Либер - бог плодородия и Либера - его женская параллель.
Характерной чертой римской религии была персонификация сил природы и всех общественных, политических, хозяйственных процессов. Свои божества были у дорог, перекрестков, у навоза, у жатвы, сева, и т.д. особую роль играл двуликий Янус - бог дверей, входов и выходов. Считалось, что одно его лицо обращено в будущее, второе - в прошлое, и он почитался как бог времени.
Римский пантеон никогда не был замкнутым: считая что, новые боги усиливают их мощь, римляне охотно принимали новые культуры. Начиная с V. и особенно с III в. до н.э. происходит отождествление римских богов с греческими, а также некоторое изменение их функций.
Культ Аполлона, не имевший аналога у римлян, был заимствован одним из первых через греческую колонию Кумы, где существовал его знаменитый оракул. С принятием культа Аполлона был перевезен в Рим и стал использоваться для гаданий сборник предсказаний кумской свиллы (пророчицы) - "Сивиллины книги".
Наряду с богами римляне продолжали почитать духов - безличные силы. Добрыми духами считались пенаты - покровители дома, родного города, государства; лары - хранители домашнего очага, семьи; манны - добрые духи умерших; гении - духи-покровители мужчин. К злым - ларвы - души непогребенных покойных; лемуры - призраки мертвецов.
Как и остальные древние народы, римляне приносили своим богам жертвы, стоили в их честь храмы. Культовые функции были распределены между различными коллегами жрецов. Верховные жрецы ведали обрядами и погребальным культом, они осуществляли надзор за другими жрецами, составляли календари. Фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права, фламилы обслуживали культы определенных богов, коллегия арвальских братьев молилась о ниспослании урожая, Луперки исполняли ритуалы. Существовала особая коллегия жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полету и крику птиц, гаруспики - по внутренностям жертвенных животных. Весталки - жрицы богини Весты, поддерживали в ее храме вечный огонь как символ нерушимости государства. Как сама богиня, весталки должны были хранить целомудрие, при нарушении этого обычая их заживо закапывали в землю или замуровывали. Салии (плясуны) - два раза в год в боевых доспехах и со священными щитами в руках исполняли ритуальные танцы в честь Марса. Жрецы подчинялись государству, их выбирали, иногда должности передавались по наследству.
Мифология в Риме не получила особого развития. В основном были восприняты греческие мифы, которые позже, в эпоху Возрождения и Нового времени, стали популярны именно в римской трактовке, с римскими именами богов и героев. Так, греческий Геракл большинству современных людей известен как Геркулес, статуя Афродиты с острова Мелос - как Венера Милосская. Особенно популярным в Риме был цикл сказаний об Энее - одном из троянцев, бежавших после разрушения Трои греками. Эней считался предком Ромула и Рема, основавших Рим.
В первые века новой эры, в эпоху империи, римская языческая культура столкнулась с новой, монотеистической, ставшей затем одной из мировых религий, - с христианством.
В Римской империи возникают многочисленные христианские общины, в которые принимали всех, уверовавших в искупительную жертву Иисуса Христа и пожелавших жить в соответствии с его проповедями.
Многие правила христианских общин вызывали подозрительное и неприязненное отношение со стороны римских властей, нередки были гонения против христиан. В середине III в. христианство было запрещено.
В 312 г. верховную власть получил император Константин (272 - 337). При Константине отношение к христианству резко меняется: в 313 г. в Медиолане (Милан) император издал эдит, которым христианство было признано религией, равноправной с другими. В 325 г. Константин созвал первый Вселенский собор, обсудивший христианский символ веры.
Во второй половине IV в. был окончательно сформирован "Новый Завет", в состав которого вошли: Евангелия, Деяния, Послания апостолов, Откровение Иоанна Богослова. В конце IV в. христианство стало официальной религией Римской империи, старые языческие культы были запрещены.
Римская философия возникает под влиянием древнегреческой. Как в целом философии эпохи эллинизма, здесь имеют место школы стоицизма (крупнейшие представители - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизма (Секст Эмпирик), эпикуреизма (Лукреций Кар), неоплатонизма (Плотин, Порфирий, Прокл). Особо широкое распространение получило в Риме учение стоиков, органично сочетающееся с древнеримскими представлениями о добродетелях и долге гражданина.
Теоретическое познание, согласно стоицизму, дает мудрость; последняя - необходимость условие достоинства личности; достоинство же - условие для счастья личности. Так, человек был поставлен в центр процесса познания; неважно, что предметом познания является весь мир, целью его становится человек с его стремлением к счастливой жизни. Под нею понималась блаженная жизнь мудреца - в невозмутимости и гордом спокойствии духа при любых обстоятельствах бренной земной жизни. Поэтому в стоической философии римляне выдвинули на первый план этику.
Для этического учения стоиков было характерно тяготение к космополитизму, что отражало политику огромной средиземноморской империи во главе с блистательным Римом. Римские философы - стоики отождествляли природу с универсумом и в философских вопросах стояли на позициях пантеизма. Согласно им, мир управляется естественной необходимостью, а божество, представляющее собой разум и чувство вселенной, так же находиться во власти естественных законов и действует не свободно, а повинуясь естественной необходимости. Поэтому бог весьма ограничен в своих возможностях. Познание общих законов вселенной тождественно познанию божественного провидения, поскольку бог может действовать в пределах естественных законов. Творящая природа есть начало и конец всего.
- Литература, театр, музыка
Первые известные надписи на латинском языке относятся к VII-VI в.в. до н.э., в них использовался один из вариантов греческого алфавита. Начертания букв постепенно менялось и к II-III в. до н.э. они в основном приобрели характерный для латинского языка вид.
На становление римской литературы большое влияние оказали устное народное творчество и греческая литература. Поэзия возникла в Риме, как и в Греции, раньше прозы. Первым римским поэтом, произведения которого известны, был Ливий Андроник (III в. до н.э.), грек по происхождению. Он перевел на латинский язык "Одиссею" Гомера, переделывал классические греческие трагедии и комедии, включая в них новые сюжеты, изменяя имена. Важную роль сыграл Энний (239-169 до н.э.), создав эпическую поэму "Анналы", в которой он рассказал об истории Рима, начиная от бегства Энея из Трои до современной ему эпохи.
Эпоха последних десятилетий существования республики и начала принципата стала периодом расцвета римской поэзии. В это время, творили Лукреций, написавший философскую поэму "О природе вещей", в которой излагалось учение Эпикура; Катулл - мастер лирической поэзии. Огромное влияние на европейскую лирику Нового времени оказал замечательный поэт Гораций (65-8 до н.э.). К знаменитым римским поэтам относится Овидий (43 до н.э. - 18 н.э.), чьими главными произведениями считают "Метаморфозы" превращениях греческих богов и героев; "Фасты" (календарь), описывающие римские праздники. Широко известны также его "Наука любви" и "Лекарства от любви".
Театральное поэтическое творчество в Риме достигло расцвета в произведениях Плавта (ок. 250 - 184 до н.э.) и Теренция (190 - 159 до н.э.). их произведения служили образцом для таких великих драматургов, как Шекспир и Мольте. Сюжеты Плавта близки эллинистическим, герои носят греческие сюжеты, написаны изысканным языком, проникнуты духом гуманизма. Среди трагиков наиболее известны Пакувий (220 - 130 до н.э.) и Акций (170 - 85 до н.э.) их творчество было подражательным, основывалось на классических греческих трагедиях, хотя создавались произведения и с римской тематикой.
Театральные представления по греческому образцу стали устраиваться в Риме с III в до н.э., но еще раньше здесь существовал народный вид драматического творчества ателлана - комедия масок. Устройство театров было близко греческому, использовались различные механические приспособления для смены декораций, применялись костюмы, парики, маски, исполняли пьесы профессиональные актеры.
В Древнем Риме появился цирк с фокусниками, эквилибристами и клоунами, забавлявшими публику в перерыве между гладиаторскими боями и травлей животных - любимыми римскими зрелищами.
Римская музыка не была так тесно связана с литературой, как греческая, хотя театральные представления тоже сопровождались музыкой танцами. Римляне усовершенствовали многие греческие инструменты - лиру, кифару, аулос, лютни. С I в. до н.э. получил распространение водяной орган, изобретенный в это время в Александрии. Очень разнообразна была в Риме военная музыка - от всевозможных сигналов до маршей. Духовая музыка исполнялась и во время триумфальных шествий, официальных праздников, похорон; ударные инструменты были популярны в театре, во время развлечений.
- Искусство
Основной вид искусства - архитектура, возникшая под влиянием этрусской и особенно греческой. Римские архитекторы восприняли греческую ордерную систему, у этрусков заимствовали купольный свод, возводившийся из клиновидных балок. Особое развитие в Риме получило применение разнообразных арок, куполов, больших и малых колонн, пилястр. Строительство велось под строгим планом, очень тщательно прорабатывались фасады зданий. Основной материал был камень, кирпич, со II в. до н.э. - бетон. Архитектура отличалась декоративностью, пышностью отделки, монументальностью, призванными показать мощь и величие римского народа.
Среди множества разных типов сооружений римского зодчества самым величественным был форум. В Риме, недалеко от древнейшей республиканского форума, высятся форумы римских императоров, каждый из которых стремился увековечить память о себе. Самым большим был форум императора Траяна, в центре которого до сих пор высится знаменитая колонна его имени. В отличие от сооружений греческой классики римские форумы были строго симметричны.
Первые храмы были построены еще при этрусских царях. На Капитолийском холме сооружен храм патрицианской триады - Юпитера, Юноны, Минервы. В дальнейшем храмовое строительство идет очень активно, особенно с присоединением новых территорий и включением новых богов. Множество храмов было создано на значительной части территории Европы, по всему Средиземноморью. Известны Баальбек - культовый комплекс I-III в.в. н.э. неподалеку от Пальмиры (древнего города Сирии), посвященный местным и римским богам.
Самый знаменитый римский храм - Пантеон (храм в честь всех богов) был построен в первые десятилетия II в. н.э. Это монументальное купольное сооружение высотой около 43 м построено из обожженного кирпича в сочетании с бетоном, внутри отделано цветным мрамором. Вход украшен прямоугольными портиком, центральная часть имеет цилиндрическую форму.
Храмы являются составной частью архитектурного форума - центральной площади римских городов, средоточия общественной, политической культурной жизни. Самый известный Форум Романум в Риме.
Также к Римским сооружениям относятся: триумфальные арки, предназначенная для торжественного въезда победителя. Одним из лучших образцов является арка Тита, поражающая не только своим величием, но и четкостью членений и соразмерностью пропорций. Амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои; цирки, где проходили соревнования колесниц. Потребности римской городской жизни создали новый тип зданий - так называемый термы. Называть термы банями значит сужать их истинное назначение. Это было место встреч, отдыха, бесед в дружеском кругу, здесь заключали сделки, совещались с адвокатами. Помимо бассейнов и ванн в термах были помещения для отдыха, библиотеки, гимнастические залы.
Римляне очень гордились своими арочными мостами - акведуками. Из них лучше других сохранился Гардский мост, выстроенный в I в. н.э. в римской провинции Галлии.
Своеобразие римской архитектуры появилось также в строительстве жилых домов. Их образцы найдены в Помпеях. Особенно знаменит дом Веттиев. Планировка домов отличалась строгой симметрией. Он делился на официальную часть, где принимали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи. Центром официальной части был атриум с бассейном. Сзади к дому примыкал внутренний дворик - перистиль, место отдыха.
Кроме частных домов в городах существовали многоквартирные дома - инсулы, в которых жилье сдавалось в наем беднейшему населению. Инсулы строились из кирпича, имели от трех до шести этажей и не отличались особыми удобствами, на первом этаже обычно располагались лавки.
С IV в. н.э., времени признания христианства и превращения его в официальную религию, в Римской империи начинают строиться христианские храмы - базилики. Название христианских базилик были заимствованы от римских административных зданий.
Наиболее известный памятник римской архитектуры построен в I в. н.э. Колизей - самый большой амфитеатр античного мира, вмещавший более 50 тыс. человек, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями. Свое название он получил от стоявшей неподалеку огромной статуи (колосса), первоначально изображавшей печально известного императора Нерона (37-68), а затем бога Галиоса. Римский поэт Марциал называл Колизей чудом света. римский культура религия литература
Больших успехов достиг Древний Рим в скульптуре. Римляне создали так называемый исторический рельеф. Подобные рельефы, украшают арки и колонны, были реалистическим, беспристрастным изображением подлинных событий и поэтому имеют большую ценность как исторический источник.
В рельефы арки Тита изображены триумфы императора, в честь которых была сооружена арка. Эти тонкие по манере исполнения рельефы очень близки к живописи.
Колонна Траяна опоясана от пьедестала до капители двухсотметровой спиральной лентой рельефов, повествующих о походах императора против даков. Эта колонна уникальный памятник римской скульптуры.
Скульптурный портрет. Интерес к нему появился у римлян еще во время завоевания Греции. Они преклонялись перед художественным гением греков. Завоеватели вывезли из Греции большое количество статуй. С I в. до н.э. скульпторы-греки, переселившиеся в Рим, стали изготавливать мраморные копии с наиболее прославленных памятников эллинской скульптуры.
Скульптура Греции оказала сильное влияние на искусство римского портрета, но римляне создали совершенно особый его тип. Скульпторы стремились передать не только портретное сходство, но и суть характера человека.
Самой развитой в Риме была юриспруденция - наука о праве. Основной римского права стали составленные в V в. до н.э. "Законы 12 таблиц".
В дальнейшем в Риме появились профессиональные юристы - известно, что уже с III в. до н.э. у них можно было получить консультацию. Римская юриспруденция ввела деление права на частное и публичное, принцип равенства граждан перед законом, были заложены основы общей теории права. Юристы в своей деятельности сочетали теорию и практику, давали профессиональные советы, составляли исковые формулы и т.д.
В развитии математики, физики, астрономии римляне не внесли ничего нового - они использовали греческие достижения.
Античная медицина достигла своего расцвета в эпоху империи благодаря деятельности греческого врача Галена (139-199), практиковавшего в Риме. Он проводил анатомические исследования, опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга.
История. В Риме ее истоки восходят к книгам жрецов-пантификов, имевших форму летописи, куда заносились основные события. Великий полководец и диктатор Гай Юлий Цезарь (100-44 до н.э.) - автор "Записок о Галльской войне", отличающийся ясностью изложения. Расцвет римской историографии пришелся на эпоху принципата: Тит Ливий (59 до н.э. - 17 н.э.) написал "Историю Рима от основания города"; крупнейший римский историк Тацит (ок. 55 - ок. 120) в своих произведениях "История" и "Анналы" рассказал о драматических событиях в I в. н.э., особое внимание уделял личности императоров.
Система образования и риторика в римской империи во II-I в.в. до н.э. была заимствована у греков, но с некоторыми изменениями. Ведущее место занимала юриспруденция, а не математика, занятия музыкой и гимнастикой отсутствовали, языки и литература изучались в тесной связи с римской историей. На высшей стадии обучения особое внимания уделяли риторике, а не философии. В отличие от Греции начальные и средние школы были частными, занятия платными.
Заключение
История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Просуществовав более 12 веков, последняя стала явлением значительно более сложным, чем греческая культура. За это время римляне под влиянием Греции и Востока создали свою самобытную культуру, которая глубоко проникла в культуру большинства европейских народов. Само слово "Рим" когда-то трактовалось как синоним величия, славы, военной доблести, богатства, но впоследствии превратилось в печальный символ надлома и краха мощной экспансионистской цивилизации, даже во времена своего подъема испытывавшей кризисные потрясения. Милитаризм являлся одной из характерных особенностей римской цивилизации.
Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.
Древний Рим оставил богатое культурное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всём этом - реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом.
С момента падения Римской империи прошло более полутора тысяч лет. Но и сегодня мы можем видеть руины древних городов, хорошо сохранившиеся каменные дороги, акведуки, остатки древних величественных дворцов и общественных зданий. Культура Древнего Рима до сих пор живет в языке культуры Средиземноморья - латыни, в современном праве, в городской архитектуре Европы, в обычаях и традициях многих европейских народов.
Список использованной литературы
- Буданова В.П., Токмаков В.Н., Уколова В.И. Древний Рим. М. Астрель-АСТ, 2006.
- Булгакова С.В. Культурология / Булгакова С.В. М.: Эксмо, 2009.
- Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990.
- Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 2004.
- Дуров В.С. Художественная историография Древнего Рима. СПб., 1993.
- Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. М.: "Nota Bene", 2003.
- Кнабе Г. С. Древний Рим - история и повседневность. М., 1986.
- Кобылина М.М. Искусство древнего Рима. М., 1991.
- Коуэлл Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура. М.: Эксмо, 2005.
- Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ - ДАНА, Единство, 2003.
- Культурология. Учебное пособие. Под редакцией А.А. Радугина. М., 2001.
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
- Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. Л., 1981.