Вид
технических обслуживаний
|
Общая
трудоёмкость
|
В
том числе по кварталам
|
|
|
I
(30 %)
|
II
(23 %)
|
III
(20 %)
|
IV
(27 %)
|
Для
тракторов
|
ТО-3
|
42.3
|
12.7
|
9.7
|
8.5
|
11.4
|
63.6
|
19.1
|
14.6
|
5.4
|
24.5
|
ТО-1
|
47.6
|
14.3
|
10.9
|
4.0
|
18.4
|
СО
|
146.4
|
43.9
|
33.6
|
29.3
|
39.6
|
Для
автомобилей
|
ТО-2
|
59
|
17.7
|
13.5
|
11.8
|
16
|
ТО-1
|
43.5
|
13.1
|
10.0
|
8.7
|
11.7
|
СО
|
2.4
|
0.7
|
0.5
|
0.5
|
0.7
|
Для
зерноуборочных комбайнов
|
ТО-2
|
59
|
17.7
|
13.5
|
11.8
|
16
|
ТО-1
|
43.5
|
13.1
|
10.0
|
8.7
|
11.7
|
СО
|
2.4
|
0.7
|
0.5
|
0.5
|
0.7
|
Всего:
|
509.7
|
153
|
116.8
|
89.2
|
150.7
|
.8 Составление поквартального годового плана-
графика технических обслуживаний сельскохозяйственной техники
На основании сводной ведомости технических
обслуживаний тракторов, автомобилей, комбайнов строим график загрузки. Масштаб
построения графика выбираем по наибольшей загрузке квартала. По горизонтальной
оси откладываются кварталы (в произвольном масштабе), по вертикальной -
трудоёмкость, чел-час.
2.9 Расчёт числа и состава специализированных
звеньев по техническому обслуживанию
Количество производственных рабочих определяется
по формуле:
где - суммарная годовая трудоёмкость,
чел-час;
- действительный фонд рабочего
времени, час.
= (, дни (45)
где - число календарных дней в году,
дни;
- число выходных дней в году, дни;
- число праздничных дней в году,
дни;
- число дней отпуска в году, дни;
- коэффициент учитывающий невыход
на работу по уважительным причинам;
t -
продолжительность рабочей смены, час
= (365 - 52 - 7 - 24) 0.98 6.66 = 1840.5 час
Определяем состав звена для
технического обслуживания трактора:
Принимаем = 1
Для технического обслуживания
трактора необходим один мастер-наладчик.
3. Технологическая часть
В технологической части курсового
проекта предлагается описать диагностирование одной из систем двигателя, или
силовой передачи, электрооборудования, гидросистемы, ходовой части.
При описании диагностирования
необходимо указать параметры состояния, основные признаки дефектов. Необходимо
последовательно описать процесс диагностирования, применяемое оборудование,
получение диагностических параметров, их сравнение с нормативными. На основании
сравнения диагностических параметров с нормативными сделать вывод о возможности
дальнейшей эксплуатации системы её ремонтопригодности или замены на новую.
В технологической части необходимо
представить схему диагностического приспособления
Пример разработки технологической
части курсового проекта
.1 Диагностирование системы
охлаждения
Основанными параметрами состояния
системы охлаждения является: толщина накипи на поверхностях нагрева,
герметичность соединений системы, состояние сердцевины радиатора,
паровоздушного клапана, прокладки и головки цилиндров, износ лопастей
крыльчатки и стенок корпуса водяного насоса , состояние шторок ,натяжение ремня
вентилятора.
Неисправности системы охлаждения
вызывают перегрев двигателя или замедленный его прогрева до нормальной
температуры в холодное время Медленный прогрев резко увеличивает износ
двигателя.
Перегрев может быть вызван
недостаточным уровнем воды, ослаблением натяжения ремня вентилятора, скоплением
шлака и отложением накипи, неисправностью водяного насосов, неисправностью
клапана термостата и засорением сердцевины радиатора.
Накипь в системе охлаждения
определяют измерением толщины отложения накипи в наиболее напряжённых местах,
например, в верхней части блока цилиндров. Для этого на боках должны быть
специальные заглушки.
Из-за отсутствия объективных методов
обнаружения накипи в системе охлаждения периодически (при ТО-3) промывают
растворами-накипеудалителями.
Засорения трубок радиатора и накипь
на них устанавливают по снижению разности температур охлаждающей жидкости на
входе и выход радиатора.
Загрязнённости сердцевины радиатора
определяют внешним осмотром и по разности температур охлаждающей жидкости на
входе и выходе радиатора.
Герметичность соединений системы
охлаждения проверяют внешним
осмотром и с помощью средств
диагностирования; надёжности соединений и трубок сердцевины радиатора -
гидравлической опрессовкой системы охлаждения под давлением. При этом утечку
жидкости оценивают по падению давления в единицу времени.
Действие провоздушного клапана
проверяют по давлению начала открытия клапана при подачи сжатого воздуха.
Состояние прокладки и головки блока
цилиндров контролируют манометром, подключаемым к системе охлаждения, при
избытке давления в системе неработающего двигателя. В случае пропуска в систему
охлаждения газов стрелка манометра колеблется.
Чрезмерный износ лопастей крыльчатки
и стенок корпуса водяного насоса определяют по повышению температуры в верхнем
бочке радиатора.
Состояние шторок и жалюзи
контролируют внешним осмотром.
3.2 Проверка и регулировка натяжения
ремня вентилятора
Натяжение ремня вентилятора
определяют по величине прогиба в средней части при определённом усилии нажатия.
Контролируют приспособлением
КИ-13918 которое состоит из корпуса, двух секторов, штока с рукояткой, опорного
кольца, а также цилиндра и пружин, расположенных внутри корпуса.
На секторе 4 нанесена шкала в виде
двух наклонных линий на одной из них, которых обозначены цифры 1, 2, 3, 4, 5,
6, условно обозначающие конкретные типа размер ремня ГОСТ-5813-76.
Между линиями шкалы имеется надпись
"Норма", обозначающая зону натяжения ремня, расположенного между
линиями. На секторе 3 нанесена справочная табличка для определения типа
проверяемого ремня. Узлы и агрегаты двигателя, привод которых осуществляется с
помощью ремней, в табличке обозначены буквами: В-вентилятор, Г-генератор,
К-компрессор. Условное обозначение типа ремня в табличке такое же, и как
секторе 4.
Слева напротив соответствующих условных
обозначений указаны марки тракторных двигателей. Для проверки натяжения ремня
прикладывают к ветви ремня перпендикулярно её плоскости (приблизительно в
середине между шкивами), чтобы упоры секторов 3 и 4 плотно прилегались к
боковой поверхности ремня, а основание сектора прилегали к наружной поверхности
ремня. Нажимают на рукоятку штока 1 до совмещения риски А на штоке с торцом
кольца 2. Этому положению штока соответствует усилие сжатия пружины
приспособления, равное 40РН. При этом секторы
раздвигаются на угол, соответствующий величине прогиба ремня. Снимают
приспособление с ремня и по шкале сектора 4 определяют необходимость натяжения
или ослабления ремня. При нормальном натяжении контрольная грань сектора 3 не
выходит за пределы линий шкалы сектора 4 в точке с обозначением типа ремня
привода узла диагностированного двигателя.
4. Экономическая часть
.1 Организация и оплата труда
мастеров-наладчиков по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники
Цель организации технического обслуживания машин
заключается в высококачественном выполнении операции технического обслуживания
с оптимальными затратами труда и средств. Для этого применяют специализацию и
разделение труда. Базу для проведения технического обслуживания выбирают в
зависимости специализации хозяйства. Существует несколько вариантов организации
технического обслуживания. Наиболее распространённая схема, где объём по
техническому обслуживанию достаточен для загрузки одного мастера-наладчика при
участии трактористов-машинистов. В этом случае, техническое обслуживание
проводится на пункте технического обслуживания или межсменной стоянке. При
проведении технического обслуживания в полевых условиях (в период напряжённых
сельскохозяйственных работ) за мастером-наладчиком закрепляют передвижной
агрегат технического обслуживания. Заработная плата: мастеров-наладчиков
состоит из основной заработной платы и дополнительной. Основная заработная
плата оплачивается по сдельно-премиальной системе.
Дополнительная заработная плата устанавливается
в процентном соотношении к основной. В дополнительную заработную плату
мастеров-наладчиков входит доплата за классность, премия за произведённую
продукцию в хозяйстве, премия за своевременное и качественное техническое
обслуживание, премия за экономию топливо-смазочных материалов используемых на
техническое обслуживание, доплата к отпуску, надбавка за стаж.
5. Техника безопасности
.1 Оснащение рабочего места
В оснащение рабочего места входит: совокупность
основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической и
организационной оснастки, средств связи и документации, необходимых для
выполнения работ (операций), закреплённых за данным рабочим местом.
Основное оборудование включает в себя: станки,
моечные машины, стенды для разборки, сборки и испытания агрегатов, верстаки и
др.
Основное оборудование должно соответствовать
технологическим параметрам производственного процесса и обеспечивать высокую
производительность.
Вспомогательное оборудование включает в себя
подъёмно-транспортные устройства (краны, электротали, конвейеры, электрокары),
вентиляционные устройства и т.п. Это оборудование должно способствовать
снижению затрат энергии и утомляемости рабочих. Всё оборудование на рабочем
месте должно быть удобно в эксплуатации, соответствовать требованиям охраны
труда и технической эстетике.
Кроме основного и вспомогательного оборудования,
рабочее место должно быть оснащено технологической и организационной оснасткой.
Технологическая оснастка включает в себя
различные приспособления для быстрого и надёжного закрепления деталей, режущей
и мерительный инструмент и т. д. В организационную оснастку входят
инструментальные шкафы, тумбочки, стеллажи, тара для стружки, и т.д.
Особые требования предъявляются к таре.
Она должна быть лёгкой, прочной, удобной в
эксплуатации.
Техническая документация должна быть чёткой,
краткой и содержать все необходимые данные для проведения технического
обслуживания.
5.2 Планировка рабочего места
Планировка рабочего места предусматривает
рационное размещение основного и вспомогательного оборудования. Главная цель
рациональной планировки - эффективное использование производственной площади
при соблюдении безопасных условий труда. Важным фактором планировки рабочего
места является минимальная траектория движения рабочего и предметов труда.
Планировка рабочего места предусматривает соблюдение
следующих правил:
для каждого предмета должно быть постоянное
место.
предметы, которыми пользуется рабочий чаще
всего, должны находится как можно ближе к нему.
органы управления и объекты ремонта должны
располагаться так, чтобы исключить лишние движения рабочего, особенно повороты
и наклоны.
всё, что берут левой рукой, должно располагаться
слева, что правой - справа.
инструмент и детали желательно разместить в зоне
досягаемости рук рабочего.
.3 Организация обслуживания рабочего места
Организация рабочего места предусматривает
обеспечение рабочего места средствами, предметами труда и услугами,
необходимыми для осуществления трудового процесса.
Основные задачи системы обслуживания рабочих
мест заключаются в следующем:
своевременное доведение до рабочих планов,
заданий и календарных графиков выполнения работ.
постоянное снабжение рабочих мест материалами,
заготовками, запасными частями, агрегатами, и т.д.
бесперебойное снабжение рабочих мест
необходимыми инструментами и приспособлениями.
обеспечение рабочих мест необходимыми видами
энергии, водой, теплом и т. д.
контроль качества и своевременная приёмка
объектов ремонта.
обеспечение рабочих мест технической
документацией.
поддержание на рабочих местах нормальных
санитарно-гигиенических и безопасных условий труда работающих.
.4 Основные правила техники безопасности при
проведении технического обслуживания машин
- своевременное и качественное проведение всех
видов инструктажей.
обеспечение работающих специальной одеждой,
обувью, средствами защиты органов дыхания.
использование исправных (прошедших проверку в
Госатомнадзоре) грузоподъёмных механизмов.
правильную организацию рабочего места
(освещение, вентиляция, защитные ограждения).
соблюдение правил пожарной безопасности (наличие
первичных средств пожаротушения, хранение ГСМ, исправность пожарной
сигнализации).
соблюдение правил личной гигиены (умывальники с
холодной и горячей водой, душ, раздевалки и т.д).
5.5 Охрана окружающей среды
На многих предприятиях ремонт и обслуживание
сельскохозяйственной техники выполняются с большими нарушениями правил
экологической безопасности. Наиболее опасными являются операции, связанные с
очисткой машин и их сборочных единиц, а также с заправкой топливом и маслами,
консервацией машин при постановке на хранение.
В жидкостях, используемых при очистке
ремонтируемых машин и их сборочных единиц накапливаются загрязнения, которые
содержат минеральные вещества и нефтепродукты. Сливать загрязнённую воду или
отработанные моющие растворы в водоёмы и канализационные сооружения недопустимо.
Загрязнение водоёмов и почвы нефтепродуктами
происходит в результате утечек и аварийных разливов. Для предотвращения
попадания топлива и смазочных материалов в почву заправку тракторов и
автомобилей необходимо осуществлять через исправные раздаточные колонки.
При несоблюдении правил заправки потери топлива
составляют:
при заправке машин при помощи вёдер - 2 % от
расхода, или в среднем 200 кг горючего на одну машину в год.
при неисправности топливораздаточных колонок и
не плотности в соединениях и корпусе насоса - 1 т на одну колонку в год.
Отсутствие или неисправность запорных устройств
в полунавесных или прицепных машинах при каждой разборке приводит к потере 0.5
кг масла.
Потери пластических смазок могут достигать 30 %
от общего количества. Обычно они возникают из-за налипания смазки на
заправочные лопатки, пресс-маслёнки, штуцера и трубки.
Потери топлива при несоблюдении правил
транспортировки могут достигать 1.5 %. Это происходит из-за нарушения
герметичности автоцистерн или неправильного их заполнения.
При несоблюдении правил хранения топлива и
смазочных материалов потери составляют до 5 % от их годового оборота.
Для уменьшения потерь топлива, масла,
пластических смазок необходимо выполнять следующие требования:
заправлять тракторы, автомобили, самоходные
сельскохозяйственные машины на стационарных постах заправки или при помощи
передвижных механизированных заправочных агрегатов.
следить за герметичностью всех соединений в
системе подачи топлива двигателей.
не допускать разрыва шлангов, сальниковых и
других уплотнений.
заправлять и до заправлять гидросистему при
опущенных сельскохозяйственных машинах.
использовать пневматические
пистолеты-нагнетатели с порционной подачей пластической смазки.
не допускать подтекания топлива в местах
соединения, муфтах, кранах и т.д.
постоянного следить за герметичностью
резервуаров, оборудования, особенно замерного люка и крышки горловины.
Важное значение в борьбе с утечками и разливами
нефтепродуктов имеет своевременное обнаружения появившихся дефектов и их устранение.
Заключение
Курсовой проект на тему: "Организация
технического обслуживания машин с разработкой диагностирования системы
охлаждения" выполнен на __ листах формата А4.
Графическая часть проекта выполнена на одном
листе формата А1.
Объектом исследования является СПК "Красный
боец" Кировского района.
В курсовом проекте разработаны следующие
разделы:
Введение
. Краткие характеристика предприятия
. Расчётная часть
. Технологическая часть
. Экономическая часть
. Охрана труда
Во введении охарактеризовано состояние ТО и
ремонта в Республике Беларусь, обосновано актуальность темы курсового проекта.
В расчётной части проекта произведён расчёт
количества ремонтов и ТО тракторов, автомобилей, зерноуборочных комбайнов от
годовой наработки и количества единиц техники. Произведён расчёт суммарной
годовой трудоёмкости работ по ремонту и ТО тракторов, автомобилей, комбайнов.
Составлена сводная ведомость технических обслуживаний тракторов, автомобилей,
комбайнов.
Построен поквартальный годовой план-график
загрузки мастерской.
Произведён расчёт числа и состава
специализированных звеньев по техническому обслуживанию сельскохозяйственной
техники.
Определена себестоимость технических
обслуживаний сельскохозяйственной техники.
В раздел Охрана труда разработаны вопросы оснащения
рабочего места, планировки рабочего места, основные правила техники
безопасности и охраны окружающей среды.
Приведён список литературы используемой для
работы над курсовым проектом.
Список используемой литературы
Основная
№
п/п
|
Название
|
Автор
|
Издательство,
год издательства
|
1
|
Техническая
эксплуатация машинно-тракторного парка
|
Аллилуев,
В.А.
|
Москва:
Аграпромиздат, 1998
|
2
|
Техническое
обслуживание и ремонт машин
|
Баранов,
Л.В.
|
Минск:
Ураджай, 2000
|
3
|
Диагностика
и техническое обслуживание машин
|
Новиков,
А.В.
|
Минск:
ИВЦ Минфина, 2013
|
4
|
Техническое
обслуживание и ремонт машин
|
Ульман,
И.Е.
|
Москва:
Агропромиздат, 1998
|
5
|
Диагностирование
тракторов
|
Присс,
В.И.
|
Минск:
Ураждай, 1993
|
6
|
Техническое
обслуживание и ремонт автомобилей
|
Власов,
В.М.
|
Москва:
Академия, 2003
|
7
|
Техническое
обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве
|
Курчаткин,
В.В.
|
Москва:
Академия, 2003
|
Дополнительная
№
п/п
|
Название
|
Автор
|
Издательство,
год издательства
|
1
|
Справочное
пособие инженера-механика сельскохозяйственного производства
|
Баранов,
Л.Ф.
|
|
2
|
Справочник
по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов.
|
Бельских,
В.И.
|
|
3
|
Рекомендации
по техническому обслуживанию тракторов "Беларус"
|
Буймистров,
В.В.
|
Кличев:
УО КГАТК, 2011
|
4
|
Техническое
обеспечение процессов сельскохозяйственного производства (дипломное
проектирование)
|
Вабищевич,
А.Г.
|
Минск:
Риппо, 2009
|
5
|
Техническая
эксплуатация сельскохозяйственных машин (с нормированными материалами)
|
|
Москва:
ГОСНИГИ, 1993
|
6
|
ГОСТ
20793-2009 Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание
|
|
Минск:
Стандартинформ, 2011
|