Анализ направлений реализации концепции электронного правительства
Содержание
Введение
.
Концепция «электронного правительства»
.
Анализ реализации концепции «электронного правительства» в России
Заключение
Список
используемых источников
Введение
Современная конкурентоспособная экономика
требует соответствующего администрирования в государственном секторе.
Модернизация государствен-ного управления неразрывно связана с использованием
новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Во многих странах
мира в основе административных реформ, внедрения практики публичного управления
и противодействия коррупции лежит концепция создания и развития электронного
правительства. Несмотря на то что в России уже созданы концептуальные основы
электронного правительства, в целом в данной сфере мы по-прежнему отстаем от
многих государств мира. Термин «электронное правительство» впервые в
официальных документах появился в «Концепции использования информационных
технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010
года». В документах международных организаций (ООН, ОЭСР, ЕС) он широко
используется уже в течение последнего десятилетия. Актуальность темы
обусловлена тем, что современная государственная политика требует применения
современных технологий управления, и главным инструментом выступает электронное
правительство. Суть электронного государственного управления состоит в
непрерывной оптимизации предоставления услуг, участии граждан в управлении
посредством преобразования внутренних и внешних взаимодействий через
информационные технологии, сеть Интернет и новые средства массовой информации.
Исследованию данной проблемы уделили внимание такие авторы как И.Л. Бачило,
В.В. Годин, А.Ю. Гридасов, В.И. Жмачинский, А.Г. Ивасенко, И.К. Корнеев, С.Л.
Кузнецов, Павленко В.А., М.Д. Папкова, Н.М. Трубилов, Н.Н Федосеева и др.
Цель данной работы - проанализировать реализацию
концепции электронного правительства.
1. Концепция «электронного правительства»
В последнее десятилетие одним из важнейших
факторов, влияющих на развитие общества, повышения уровня информационно-коммуникационной
грамотности населения, стало широкое распространение и применение
информационно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой
деятельности, в том числе в социально-экономической сфере и органах
государственной власти. Поэтому Правительство России проявляют значительные
усилия к созданию более оперативного и эффективного взаимодействия с гражданами
и организациями на основе использования современных информационных технологий в
рамках реализации концепций «электронных правительств».
На реализацию концепции «электронного
правительства» в России направлены Федеральная целевая программа «Электронная
Россия (2002-2010 годы)», разработанная Министерством информационных технологий
и связи РФ, Концепция использования информационных технологий в деятельности
федеральных органов государственной власти до 2010 года, и Концепции
формирования в РФ электронного правительства на период до 2010 года.
Целями формирования в РФ электронного
правительства являются:
повышение качества, оперативности и доступности
предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг;
повышение открытости информации о деятельности
органов государственной власти;
повышение качества
административно-управленческих процессов;
совершенствование системы информационно-аналитического
обеспечения принимаемых решений.
Для достижения указанных целей необходимо
обеспечить:
развитие и широкое применение в деятельности
органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа к
информации;
предоставление государственных услуг с
использованием многофункциональных центров и Интернет;
создание защищенной системы межведомственного
электронного документооборота;
внедрение ведомственных информационных систем
планирования и отчетности в рамках создания единой государственной системы
контроля результативности деятельности органов государственной власти;
формирование нормативной правовой базы,
регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений.
В качестве основных приоритетов и направлений
формирования электронного правительства Концепция определяет следующие:
) Развитие систем обеспечения удаленного доступа
граждан к информации о деятельности государственных органов на основе
использования ИКТ.
) Развитие сайтов государственных органов в
Интернет, что обеспечит, в частности, полное, достоверное, оперативное
размещение и обновление информации, связанной с деятельностью, структурой,
адресно-справочной информации, нормативных правовых актов, регулирующих
деятельность для данного государственного органа, оперативный доступ к открытой
информации, организацию интерактивного взаимодействия с гражданами в рамках,
обратной связи и обработки обращений граждан. Предусматривается создание
единого Интернет-портала государственных услуг, объединяющего в рамках общей
системы навигации сайты соответствующих государственных органов в Интернет.
) Создание инфраструктуры общественного доступа
к информации о деятельности государственных органов и к государственным
услугам, предоставляемым в электронном виде, которая будет базироваться, в
частности, на сети центров общественного доступа, информационных терминалов
устанавливаемых в органах исполнительной власти.
) Развитие ведомственных центров обработки
телефонных обращений организаций и граждан с целью обеспечения удобства
обращения граждан и организаций в органы государственной власти и получения
необходимой справочной информации.
) Создание единой системы
информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с государственными
органами на основе единого реестра государственных услуг и условий их
предоставления, общего справочника общественных приемных, центров приема и
обслуживания граждан государственными органами.
) Использование единой сети многофункциональных
центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которые позволят,
в частности, обеспечить предоставление комплекса взаимосвязанных между собой
государственных услуг федеральными, региональными органами исполнительной
власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по принципу «одного окна».
) Предоставление государственных услуг с
использованием Интернет, например, приоритетные услуги в сфере учета объектов
недвижимости, а также регистрации прав на них и сделок с ними; обеспечения
социальной помощи и социальных выплат; оформления правового состояния граждан;
получения разрешений для предпринимательской деятельности.
) Создание единой инфраструктуры обеспечения
юридически значимого электронного взаимодействия, которая должна обеспечить
автоматизацию процессов обмена данными между отдельными ведомственными
информационными системами, обеспечение доступа к ним других государственных
органов на основе единой информационно-технологической и коммуникационной
инфраструктуры.
) Развитие защищенной межведомственной системы
электронного документооборота, которая должна обеспечить оперативный и
защищенный информационный и документационный обмен между Администрацией
Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, палатами Федерального Собрания РФ и
федеральными органами исполнительной власти.
) Внедрение информационных систем планирования и
мониторинга деятельности государственных органов, которые позволят повысить
качество принимаемых управленческих решений органов государственной власти,
унификацию и автоматизацию процедур сбора и согласования ведомственных планов и
отчетности об их исполнении в рамках единой информационной системы мониторинга
результативности деятельности государственных органов.
) Формирование необходимой нормативной правовой
базы формирования электронного правительства, которая должна обеспечить, в
частности, развитие законодательства РФ, обеспечивающего использование ЭЦП в
РФ, гармонизированного с международными правовыми актами.
В рамках создания инфраструктуры электронного
правительства в 2010 году было подписано постановление Правительства РФ,
определяющее срок запуска единой системы межведомственного электронного
взаимодействия (СМЭВ), главная функция которой - налаживание обмена между
ведомствами информацией, необходимой для оказания государственных услуг
населению. К системе должны подключиться не только федеральные, но и
региональные системы межведомственного электронного взаимодействия.
В целом, можно констатировать, что в настоящее
время в России созданы концептуальные основы электронного правительства,
происходит массовое внедрение ИКТ в деятельность государственных и
муниципальных органов власти; в основном все органы государственной власти
поддерживают ведомственные сайты в сети Интернет и размещают на них общую
информацию о своей деятельности. Однако, имеется еще множество проблем.
. Анализ реализации концепции «электронного
правительства» в России
Формирование электронного правительства РФ
планировалось обеспечить до 2010 года в два этапа:
на первом этапе (окончание было в 2008 г.)
планировалось разработать нормативные правовые и нормативно-технические
документы, регламентирующие порядок использования ИКТ для доступа граждан к
информации о деятельности и услугах государственных органов, а также типовые
ведомственные технологические решения поддержки предоставления государственных
услуг и обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной
власти на основе ИКТ.
Одновременно предполагалось завершить
проектирование и создание действующих прототипов и опытных участков
межведомственных компонентов электронного правительства, т.е. единой системы
информационно-справочной поддержки граждан, инфраструктуры межведомственного
электронного взаимодействия, защищенной системы межведомственного электронного
документооборота.
на втором этапе (2009-2010 гг.) - обеспечить
тиражирование и внедрение в широкую практику деятельности органов
государственной власти типовых ведомственных технологических решений.
По расчетам Мининформсвязи России,
социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации концепции в период
2007-2010 годов могла составить примерно 74 млрд руб. Однако указанные сроки не
были соблюдены, в результате в сентябре 2009 года в программу «Электронная
Россия» было внесено очередное изменение. В ее новой редакции были определены
мероприятия, цели и показатели результативности.
Однако, единая инфраструктура межведомственного
обмена данными в электронной форме до настоящего времени не сформирована, имеет
место дублирование информации и противоречивость данных, отсутствуют единые
форматы, протоколы, технологии автоматизированной обработки и анализа данных,
не дискриминационного доступа к ним, что снижает качество и оперативность
принимаемых решений, усложняет процедуры их обработки.
Отсутствует единая система планирования и
мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а
также доступ к этой информации граждан. Практически отсутствуют государственные
услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без
непосредственного посещения государственного органа. Обращение граждан в несколько
ведомств, связано с большой потерей времени и длительными задержками из-за
отсутствия взаимодействия между ведомственными информационными системами.
Не решены проблемы создания системы электронной
идентификации, не сложилась практика применения Федерального закона от
6.04.2011 № 63-ФЗ. В России отсутствуют аккредитованные удостоверяющие Центры,
юридически подтверждающие усиленную квалифицированную электронную подпись. Не
решена проблема кооперации с бизнесом в кардинальном вопросе создания
инфраструктуры «электронного правительства».
Для эффективного решения задач внедрения
технологий «электронного правительства» и методов «электронного управления»
необходимы регулярные исследования не только готовности социума к внедрению
новых технологий, но и мониторинг получаемых эффектов от применения этих
технологий и оптимизации деятельности органов власти при оказании услуг
гражданам и организациям. В этой связи, в сентябре 2011 года Центр технологий
электронного правительства НИУ ИТМО приступил к исследованию проблем развития
«электронного правительства» в Российской Федерации.
Цель исследования: выявление основных проблем и
барьеров («болевых» точек) и возможных путей их преодоления. Основным
исследовательским методом был выбран экспертный опрос. В ходе исследования
эксперты предлагали различные варианты решений проблем развития «электронного
правительства», основываясь на имеющемся опыте.
В таблице 1 представлены предлагаемые решения
для проблем, занявших в рейтинге 1-3 место.
Таблица 1 - Возможные пути решения проблем
развития электронного правительства
Помимо обозначенных путей решения проблем, почти
в каждом пункте имеются суждения о необходимости выстраивания системы обучения
и повышения квалификации специалистов, занятых реализацией задач построения
электронного правительства. Например, высказаны рекомендации организовать
обязательные и регулярные курсы повышения квалификации, построенные по принципу
профессиональных тренингов, использующих психологические приемы построения
командной работы и повышения сервисных способностей команды (аналог тренинга
группы продаж). Также эксперты высказали ряд предложений по улучшению
обеспечения финансовыми и техническими ресурсами в ходе решения поставленных
задач.
Особое внимание участники опроса уделили
необходимости создания федеральных, региональных и муниципальных экспертных
сообществ для проработки документов, проведения регулярных форумов,
формирования и публикации своих рекомендаций. Ключевым компонентом является
легитимизация межведомственного электронного взаимодействия, без чего
невозможен комплексный подход к переводу государственных и муниципальных услуг
в электронный вид. Проблема межведомственного взаимодействия при ее ближайшем
рассмотрении выявляет многочисленные дисфункции бюрократии, на устранение
которых и должно быть ориентировано по-новому интерпретируемое «электронное
правительство».
При этом, необходимо подчеркнуть, что проблемы с
внедрением «электронного правительства» в Российской Федерации носят не
технический, а в основном организационно-правовой характер, а также проблемы,
связанные с недостатками законодательной базы для создания системы электронной
идентификации как электронного документа, так и гражданина.. Данные экспертных
опросов свидетельствуют о том, что проблемы отсутствия нормативной базы или
плохой координации при внесении изменений в нормативные правовые акты являются
наиболее острыми.
К сожалению, первая государственная программа -
федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)» фактически
свелась к большому набору пилотных проектов. Одной из причин отсутствия
системного подхода к реализации мероприятий программы явилось то, что до 2009
года не проводилась работа по формированию нормативной правовой базы
«электронного государства» (табл. 2).
Таблица 2 - Общее количество нормативных
документов, принятых в РФ по вопросам развития информационного общества и
электронного правительства, 2002 -2011 гг.
Отставание от директивных сроков стало хроническим,
и в середине 2013 года произошла его полная остановка. Оказалось, что
инициаторы тотальной электронизации услуг трех уровней власти России
просчитались с объемом предстоящих работ. В феврале 2012 года В.В. Путин
потребовал ликвидировать отставание России по созданию «электронного
правительства», В ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг» возможность для заявителей представлять
документы в электронном виде при получении услуги с использованием Единого
портала государственных и муниципальных услуг предусмотрено было реализовать до
01.07.2012. Поэтому уже в тот момент в ходе предоставления услуг ведомства
должны были как обмениваться информацией друг с другом, так и получать от
заявителей документы в электронном виде. Так, участники работы для Комитета
государственных услуг города Москвы проанализировали 50 услуг и опубликовали
результаты этого анализа. Он показал существование более 380 форм
входных/выходных документов. И в каждой из них выделено от 10 до 100
реквизитов. Нельзя забывать, что в состав информационного пространства помимо
Web-сервисов входят также справочники и классификаторы, которых выявлено около
170, и структура каждого из них включает 3-15 различных реквизитов (полей).
При анализе сервисов, задействованных в
исполнении услуги, было выделено от двух до семи операций, а также до 15
входных и выходных параметров. На конец 2012 г. количество существовавших
сервисов составляло больше 1200 (415 на федеральном и 827 на региональном
уровнях), а при подключении 23 118 муниципальных образований Российской
Федерации (по данным Госкомстата от 08.06.2012) счет пойдет на десятки и даже
сотни тысяч. Таким образом, число объектов информационного взаимодействия
составляет десятки тысяч, а ведь здесь должны быть учтены все возможные
варианты их взаимосвязей. На пятидесяти услугах для Москвы оценка числа
объектов информационного взаимодействия составила 10 млн., а на пятистах
услугах она может достигать 100 млн. И это при том, что услуги неодинаковы в различных
регионах. Достаточно вспомнить об особенностях каждого региона, возникающих при
предоставлении льгот населению. Оказалось, что проект не готов к такому
колоссальному объему разработок, выполняемых прямым программированием.
К середине 2013 г. отставание в реализации
масштабного плана перевода федеральных, региональных и муниципальных услуг на
электронные рельсы стало хроническим и нарастало. Очевидно, что для выполнения
следующих этапов перевода услуг в электронный вид, а также высококачественного
и эффективного исполнения услуг в действительно электронном виде требуется
инструмент, который обеспечит целостный и непрерывный промышленный процесс
подготовки государственных услуг к их электронизации в едином семантическом,
нормативно-правовом и организационно-методическом пространстве. В результате
эта проблема была специально рассмотрена на заседании Правительственной
комиссии по внедрению информационных технологий в органах власти. Председатель
комиссии Д. Медведев высказал на заседании мнение, что перевод услуг в
электронный вид можно ускорить за счет решения следующих задач:
) Формирование единой общефедеральной структуры
оказания услуг, включающей как онлайновые, так и офлайновые сервисы. Под этой
структурой подразумевается не только единый портал государственных услуг, на
котором сегодня зарегистрировано более 4 млн. граждан, но и сеть
многофункциональных центров. На момент проведения заседания было создано около
700 центров, к 2015 г. еще около 3 тыс. Ещё один элемент - это филиальная сеть
«Почты России», естественно, при условии модернизации самих отделений, а их
более 40 тыс., и обучение соответствующего персонала, чтобы он был готов к этой
работе,
) Четкое определение понятия «предоставление
услуги в электронном виде». За ним должна стоять не веб-страница
соответствующего ведомства, а «нормальный, современный, полноценный интерфейс,
который упростил бы общение с чиновниками». Интерфейс должен быть понятным не
только «продвинутым» пользователям, но и обычным людям, в том числе пожилым,
которые, тем не менее, пытаются осваивать электронные услуги.
) Создание системы, позволяющей получать
государственные и муниципальные услуги на всей территории страны независимо от
места жительства или пребывания.
Правительственной комиссией по использованию
информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения
предпринимательской деятельности - после обсуждения ситуации с торможением
развития системы предоставления электронных услуг - был сделан вывод о том, что
необходимо разработать, согласовать и утвердить «Концепцию развития механизмов
предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде»
(протокол № 1 п. 4 р. 1 от 19.09.2013). Новая Концепция подводит итог
предыдущему развитию электронного правительства России и ставит задачи на новый
период.
С целью оптимизации наиболее удачных и
доказавших свою жизнеспособность решений, в октябрьской (2013 г.) версии
Концепции не ставится задача разработки промышленного инструментария для
постановки производства электронных услуг на поток, а затем и их сопровождения
в условиях постоянных и неизбежных изменений законодательства, структуры и
функций министерств и ведомств. Для упрощения решаемой задачи в Концепции
предложено остановиться на оптимизации уже реализованных 34 услуг федерального,
регионального и муниципального уровней, предоставляемых министерствами и
ведомствами соло, и заморозить изменения законодательства, приводящие к
необходимости обновлять реализацию услуг.
Таким образом, в России с некоторым разрывом во
времени и одновременно (2008-2015 гг.) реализуются электронные правительства
трех типов в виде:
сети многофункциональных центров предоставления
услуг (МФЦ, 2008);
единого портала предоставления государственных и
муниципальных услуг (ЕПГУ, 2009), региональных порталов и порталов муниципалитетов
(сеть ЕПГУ, 2009), связанных с системой межведомственного электронного
взаимодействия (СМЭВ);
системы открытого правительства (2011). Открытые
государственные данные уже стали обязательным компонентом веб-сайтов органов
государственного и муниципального управления РФ. Компоненты системы открытого
правительства (открытый регион, открытое министерство и открытые
государственные и муниципальные данные) непосредственно реализуются на
государственных и муниципальных веб-сайтах, доступ к ним производится не через
ЕПГУ, а напрямую через Интернет (например, сайт Минэкономразвития России). В
принципе сейчас создается сайт, где в одном месте будут собраны все
государственные открытые данные.
В октябре 2013 г. общественности была
представлена для обсуждения упомянутая выше Концепция. В ней предлагается
интегрировать электронные правительства перечисленных выше типов, в результате
получится интегрированное электронное правительство России.
Рисунок 1 - Единое информационное пространство
межведомственного взаимодействия при предоставлении электронных услуг
Необходимые условия для решения проблем
подготовки госуслуг:
организация единого, комплексного подхода к
процессу подготовки госуслуг, с учетом всех составных компонентов, на
необходимом и достаточном уровне структуризации и формализации самой услуги;
применение при подготовке услуг к переводу в
электронный вид промышленных технологий с использованием языков
программирования, которые подразумевают манипуляции с объектами моделей данных,
автоматическую интерпретацию метаданных;
обеспечение коллективной работы большого
количества участников в рамках семантического, нормативно-правового и
организационно-методического пространства для реализации полноценного
взаимодействия.
Таким образом, выстраивается следующая
хронология развития электронного правительства России, устремленная в будущее
(рис. 2).
г. - сеть МФЦ.
г. - ЕПГУ+СМЭВ.
г. - Открытое правительство (ОП).
г. - Интегрированное правительство
(МФЦ+ЕПГУ+СМЭВ).
+ - если все пойдет хорошо, в России будет
поставлена задача формирования «электронного правительства».
Рисунок 2 - Вектор развития электронного
правительства России 2008-2015+ гг.
Заключение
Таким образом, исследование проблем реализации
Концепции электронного правительства, изучение учебной, научно-публицистической
литературы позволили сформулировать следующие выводы.
Правительство РФ разработало «Концепцию
формирования электронного правительства до 2010 года», в рамках которой были
определены следующие основные приоритеты и направления формирования и развития
электронного правительства:
) развитие систем обеспечения удаленного доступа
граждан к информации о деятельности государственных органов на основе ИКТ;
) развитие защищенной межведомственной системы
электронного документооборота;
) внедрение информационных систем планирования и
мониторинга деятельности органов государственной власти.
Предполагалось, что реализация мероприятий
программы позволит уменьшить административную нагрузку на население и
организации, повысит скорость и качество предоставляемых государственных услуг,
что в свою очередь положительно отразится на общем уровне доверия населения к
государству.
Однако в 2013 году развитие инфраструктуры
электронного правительства России зашло в тупик, несмотря на имевшие
положительные результаты. К сожалению, в новой «Концепции развития механизмов
предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» не
предложены инновационные пути для выхода из данного тупика. Концепция
ограничивается 34 электронными услугами, которые предоставляют федеральные,
региональные и муниципальные органы власти.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности
использования ИКТ в деятельности органов государственной власти, носят
комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне
отдельных органов государственной власти.
Таким образом, формирование электронного правительства
требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий
и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой
государственной политики.
В заключение отметим, что подлинный успех
электронного правительства зависит от степени поддержки со стороны самых
широких общественных слоев. Вот почему в ближайшем будущем потребуются
компетенции организации и участия в партнерских отношениях от всех
заинтересованных сторон (государство, бизнес, НКО и, конечно, граждане).
единый интернет портал государственный
Список используемых источников
1. О
федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»:
Постановление Правительства РФ от 28.02.2002 № 65 // СЗ РФ. - 2002. - № 5. -
Ст. 531.
2. О
Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных
органов государственной власти до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от
27.09.2004 № 1244-р // СЗ РФ. - 2004. - № 40 - Ст. 3981.
. О
концепции формирования в РФ электронного правительства до 2010 года:
Распоряжение Правительства РФ от 6.05.2008 № 632-р // СЗ РФ. -2008.- № 20. -
Ст. 2372.
. Об
утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и
муниципальных услуг в электронном виде: Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013
№ 2516-р // СЗ РФ. - 2014. - № 2. - Ст. 155.
. Гаврилов
О. А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2002. - 432 с.
. Дрожжинов
В. 2013 год: Электронное правительство России на перепутье / В. Дрожжинов
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.pcweek.ru/gover/article/detail.php?ID=157690
. Казиев
В.М. Введение в правовую информатику: учебник / В.М. Казиев. - М.: Консультант
Плюс, 2009. - 253 с.
. Путин
В.В. Путин потребовал ликвидировать отставания по электронному правительству //
Взгляд. Деловая газета от 17.02.2012.
. Чугунов
А.В. Мониторинг общественного мнения об использовании общественных пунктов
доступа в Интернет и востребованности электронных правительственных услуг
(2005-2007 гг.) // Информационные ресурсы России. - 2008. - № 1. - С.2-7.