Автоматизированная система учета для организации, занимающейся розничной торговлей медпрепаратами
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МИНГОРИСПОЛКОМА
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
ЭЛЕКТРОНИКИ
Специальность: 2-40 01 01
"Программное обеспечение
информационных технологий"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Автоматизированная система
учета для организации, занимающаяся розничной торговлей медпрепаратами "
НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Содержание
Введение
1. Назначение и область применения
2. Практическая часть
2.1 Постановка задач
2.2 Выбор среды разработки
2.3 Вычислительная система
2.4 Тестирование и отладка программы
2.5 Описание программы
2.5.1 Входные данные
2.5.2 Выходные данные
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
1С: Предприятие является системой программ для автоматизации
различных областей экономической деятельности. В конкретный программный
продукт, входящий в систему программ 1С: Предприятие, включаются те функции и
возможности, которые отвечают назначению этого продукта.
Данный программный продукт предназначен для
автоматизированной системы учета для организации, занимающаяся розничной
торговлей медпрепаратами. Он позволяет:
- вести учёт принятых и уволенных сотрудников;
- вести учёт материалов
- вывод документов на печать;
- создание отчётов.
Данная работа является курсовым проектам учащегося МГК электроники
четвёртого курса, разработанная на основе теоретических и практических знаний
по дисциплине "Автоматизация управленческой деятельности
организации". Для реализации поставленной задачи была использована
конфигурация и встроенный язык в 1С: Предприятие.
В разработке курсового проекта были применены все знания в
программе 1С: Предприятие, полученные на практических занятиях, а также
изученные самостоятельно.
программа учет тестирование отладка
1. Назначение
и область применения
Для реализации курсового проекта по дисциплине
"Автоматизация управленческой деятельности организации" была
поставлена задача - создать конфигурацию "Автоматизированная система учета
для организации, занимающаяся розничной торговлей медпрепаратами".
Предполагается, что программа будет использована в компаниях
предлагающих услуги по продаже медпрепаратами;
- Конфигурация должна содержать справочники:
сотрудники, должности, поставщики, покупатели, перечень товара.
Конфигурация должна содержать документы: приём на работу,
увольнение, продажа товара, поступление товара.
Вся информация должна поддаваться просмотру и редактированию;
Программа должна формировать список оказанных услуг,
предоставляемых предприятием, в виде вывода на печать.
Программа должна предоставить вывод информации о клиентах,
работников и других данных предусмотренных программой.
2.
Практическая часть
2.1
Постановка задач
Для реализации курсового проекта по дисциплине
"Автоматизация управленческой деятельности организации" была
поставлена задача - создать автоматизированную систему учета для организации,
занимающейся розничной торговлей медпрепаратами. За основу создания
информационной базы были взяты различные справочники и соответствующие книжные
издания.
· Конфигурация должна содержать документы:
сотрудники, должности, поставщики, покупатели, перечень товара;
· Вся информация должна поддаваться просмотру и
редактированию;
· Программа должна формировать список оказанных
услуг, предоставляемых предприятием, в виде вывода на печать.
· Программа должна предоставить вывод информации о
клиентах, работников и других данных предусмотренных программой.
Структурная схема программы показана на рисунке 2.1
Входная информация Выходная
информация
Рисунок 2.1 - Структурная схема программы
2.2 Выбор
среды разработки
Система программ 1С: Предприятие предназначена для решения
широкого спектра задач автоматизации управления и учета и позволяет построить
индивидуальную информационную систему, учитывающую задачи и особенности каждого
предприятия.
Основной особенностью системы 1С: Предприятие является её
конфигурация. Собственно система 1С: Предприятие представляет собой
совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами
объектов предметной области. Конкретный набор объектов, структуры информационных
массивов, алгоритмы обработки информации определяет конкретная конфигурация.
Вместе с конфигурацией система 1С: Предприятие выступает в качестве уже
готового к использованию программного продукта, ориентированного на
определённые типы предприятий и классы решаемых задач.
Конфигурация создаётся штатными средствами системы. Обычно
конфигурация поставляется фирмой-разработчиком в качестве "типовой",
но может быть изменена, дополнена пользователем системы, а также разработана
заново.
Система 1С: Предприятие имеет компонентную структуру. Часть
возможностей, предоставляемых системой для решения задач автоматизации,
является базовыми, то есть поддерживается в любом варианте поставки системы.
Это, прежде всего, механизмы поддержки справочников и документов. Другие возможности
реализуются компонентами системы: например, ведение списка бухгалтерских
счетов. Таким образом, состав установленных компонентов определяет
функциональные возможности системы.
2.3
Вычислительная система
1С может запускаться в четырех режимах:
Предприятие - режим использования информационной базы. В этом
режиме работают обычные пользователи, вводят данные, печатают отчеты и т.д. В
этом режиме нельзя редактировать структуру конфигурации.
Конфигуратор - режим конфигурирования (программирования). В
этом режиме работают программисты, создают новые справочники, отчеты, пишут
программные модули. Вводить данные в информационную базу в этом режиме нельзя.
Монитор - режим наблюдения за пользователями, работающими в
данный момент с информационной базой. Все операции с информационной базой
регистрируются в Журнале регистраций. В режиме Монитор можно получить протокол
всех операций совершенных конкретным пользователем, над конкретным объектом, а
также можно задать другие условия фильтра.
Отладчик - режим для программистов, когда у них что-то не
ладится с программой. Здесь можно отследить как выполняется программа буквально
по шагам. При этом программа выполняется в режиме Предприятие.
Рисунок 2.2 - Главное окно 1С Предприятия
Конфигуратор представляет собой специальный режим запуска
системы 1С: Предпритие 7.7 Этот режим позволяет выполнять изменение
существующих прикладных решений и создание новых, а также выполнять действия по
администрированию информационной базы. Конфигуратор может быть вызван прямо из
окна запуска 1С: Предприятия:
Конфигуратор предоставляет разработчику все необходимые
инструменты для "визуального" описания структуры прикладного решения,
создания форм диалогов и выходных документов, механизмов работы пользователей с
данными (интерфейсов) и прав доступа различных групп пользователей к различной
информации. Кроме этого конфигуратор позволяет создать и настроить
взаимодействие различных элементов прикладного решения друг с другом и написать
модули на встроенном языке для обработки различных событий и реализации
специфических алгоритмов взаимодействия, обработки входных и выходных данных.
Конфигуратор системы 1С: Предприятие является специальным
режимом запуска 1С и предназначен для разработчиков, программистов. В этом
режиме разработчик создает или корректирует структуру базы данных, программные
модули, производит административные работы. В режиме Конфигуратора нельзя
вводить информацию в базу данных, за исключением загрузки базы данных из
архивов. Обычные пользователи работают в другом режиме "Предприятие".
В этом режиме возможен ввод данных, заполнение справочников и ввод документов,
формирование отчетов и запуск обработок. В режиме Предприятие нельзя
редактировать структуру конфигурации.
Итак, основное правило:
В режиме Конфигуратор - мы определяем структуру базы данных и
пишем программы.
В режиме Предприятие мы используем программы и вводим данные.
Дерево конфигурации (метаданные)
В окне конфигурации можно раскрывать списки объектов
(константы, справочники, документы и т.д.). Объекты можно добавлять, удалять,
редактировать, изменять их порядок, сортировать, писать для них описание.
Каждый объект имеет свойства и контекстное меню (вызывается
правой кнопкой мыши).
Также к конфигурации относятся Интерфейсы и Права. Для их
вызова нужно щелкнуть вкладки, расположенные внизу дерева конфигурации.
Кроме того, когда окно дерева конфигурации активно в меню
Действия становятся доступными пункты "Глобальный модуль",
"Общие таблицы" и "Библиотека картинок".
У многих объектов конфигурации есть экранные формы. В
частности экранные формы в версии 7.7 имеют справочники, документы, журналы
документов, отчеты, обработки, журналы расчетов, журнал операций, журнал
проводок, план счетов и счет. У некоторых объектов может быть несколько
экранных форм, например, у справочников есть формы списков, форма элемента и
форма группы.
Редактор программных модулей
У каждой экранной формы есть программный модуль. Кроме того,
есть программные модули документов и глобальный модуль. В этих модулях
располагается программа на встроенном языке 1С, который похож на Бейсик, но
имеет свои особенности.
В программном модуле имеется синтаксическая подсветка.
Разными цветами отображаются ключевые слова, переменные, комментарии и
значения. Цветовая палитра настраивается в параметрах.
Шаблоны предназначены для облегчения нелегкого труда
программиста. Чтобы не писать длинные конструкции, а заменять их короткими
словами. При этом при вводе такого сокращения оно автоматически заменяется на
полную конструкцию.
У отчетов есть печатные формы, это понятно. У документов
также есть печатные формы, это тоже понятно. Но печатные формы могут быть и у
других объектов: справочников, журналов документов, плана счетов и т.д.
Фактически у любого объекта, у которого есть экранная форма, может быть одна
или несколько печатных форм.
Печатные формы состоят из ячеек, в которых содержатся текст
или формулы, что очень напоминает Microsoft Excel. Печатные формы формируются
на встроенном языке 1С при помощи вывода секций. В печатной форме может не быть
секций вообще, тогда можно вывести или все, или ничего. Но в большинстве
случаев нужно выводить какую-то повторяющуюся часть много раз, например список
сотрудников, список товаров и т.д. Секции могут быть горизонтальными и вертикальными.
У каждой ячейки есть свойства, которые вызываются правой
кнопкой мыши
Обычно пользователи спокойно работают с базой данных, пока вы
вносите какие-то изменения в свою локальную копию. Потом вы загружаете
измененную конфигурацию в рабочую базу и пользователи начинают испытывать
блаженство от ваших изменений.
Когда нужно сохранить некоторые особенности оригинальной
конфигурации, то применяют этот режим. При этом анализируются различия между
конфигурациями и настраивается режим объединения.
2.4 Тестирование
и отладка программы
Конфигурация тестировалась в течение 2-х недель в таблице 1
представлена информация тестирования конфигурации:
Таблица 2.1 - Тестирование конфигурации
№ п/п
|
Действие
|
Результат
|
1
|
Запуск 1С
|
Загрузка 1С
|
2
|
Выбор режима нажатие на кнопку "ок"
|
Переход к 1С предприятию начало работы
|
3
|
Выбор вводимого документа
|
Успешное открытие документа
|
4
|
Добавление записи
|
Открытие формы заполнения
|
5
|
Заполнение документа и его проводка
|
Удачное заполнение документа и его проводка
|
6
|
Вывод отчетов при установке различных дат
|
Вывод информации корректен
|
7
|
Добавление записей в справочники
|
Корректное дополнение справочников
|
8
|
Просмотр журнала и перепроводки
|
Корректно
|
Результат тестирования показал, что конфигурация работает на
все 100%.
2.5 Описание
программы
Для работы с конфигурацией необходимо: запустить программу 1С
Предприятие, добавить конфигурацию, хранящуюся в каталоге "PRG".
Появится главная форма, которая имеет вид в соответствии с рисунком 2.1.
Рисунок 2.1 - Главная форма
В программе имеется горизонтальное меню с пунктами:
"Файл", "Операции", "Справочники",
"Документы", "Отчеты", "Сервис",
"Окна", "Помощь". В каждом из которых имеется подпункты
меню:
В пункте "Файл" находятся подпункты:
"Новый", "Открыть", "Выход".
В пункте "Операции" находятся подпункты:
"Журнал документов", "Справочники", "Константы",
"Отчеты", "Обработка", "Удаление помеченных
документов", "Поиск ссылок на объекты", "Проведение
документов", "Управление операционными итогами";
В пункте "Справочники" находятся подпункты:
"Сотрудники", "Должности", "Поставщики",
"Покупатели", "Перечень медпрепаратов";
В пункте "Документы" находятся подпункты:
"Прием на работу", "Увольнение”, "Продажа товара",
"Поступление товара";
В пункте "Сервис" находятся подпункты:
"Калькулятор", "Календарь", "Табло",
"Временная блокировка", "Параметры", "Панель
инструментов";
В пункте "Отчёты" находятся подпункты:
"Остатки материалов", "отчёт о имеющихся материалах";
В пункте "Окна" находятся подпункты: "Закрыть
окно сообщений", "Панель окон", "Окна";
В пункте "Помощь" находятся подпункты:
"Помощь", "Содержание", "Общее описание",
"Окна", "Советы дня", "О системе 1С Предприятие",
"О программе";
Программа разрабатывалась преимущественно для пользователей с
низким уровнем владения компьютера, поэтому обладает более удобным, упрощенным
и понятным интерфейсом.
2.5.1 Входные
данные
Входными данными является содержимое справочников и
документов, которые находятся в конфигураторе. Структура справочников и
документов представлена на рисунках 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9,
2.10.
Рисунок 2.2 - Справочник "Сотрудник"
Рисунок 2.3 - Справочник "Должности"
Рисунок 2.4 - Справочник "Поставщики"
Рисунок 2.5 - Справочник "Покупатели"
Рисунок 2.6 - Справочник "Перечень медпрепаратов"
При помощи конфигуратора были разработаны следующие
справочники:
Справочник "Сотрудники":
- Наименование - Фамилия с инициалами;
- Должность - должность сотрудника;
- Оклад - з\п сотрудника;
- Дата Приема - дата приема на работу сотрудника;
Справочник "Покупатели":
- Наименование - название покупателя;
- Адрес - адрес покупателя;
- Телефон - телефон покупателя.
Справочник "Поставщики":
- Наименование - название покупателя;
- Адрес - адрес покупателя;
- Телефон - телефон покупателя.
Справочник "Должности":
- Наименование - название должности;
Справочник "Перечень товара":
- Наименование - название товара;
- Цена - цена товара;
- НДС - НДС на товар;
Документ "Продажа товара"
- Покупатель - наименование покупателя;
- Наименование - название товара;
- Количество - количество товара;
- Цена - цена товара;
- Ставка НДС - НДС на товар;
- НДС - налог в деньгах;
- Сумма - сумма НДС и цены.
Документ "Поступление товара":
- Поставщик - наименование поставщика;
- Наименование - название товара;
- Количество - количество товара;
- Цена - цена товара;
- Ставка НДС - НДС на товар;
- НДС - налог в деньгах;
- Сумма - сумма НДС и цены.
Документ "Приём на работу":
- Дата - дата приёма на работу сотрудника;
- ФИО - ФИО сотрудника;
- Должность - должность сотрудника.
Документ "Увольнение":
- Дата - увольнения сотрудника
- ФИО - ФИО сотрудника
Заключение
Таким образом, в данном курсовом проекте была разработана
конфигурация, которая автоматизирует работу организации, занимающаяся розничной
торговлей медпрепаратами. Задача была успешно выполнена. В процессе разработки
были созданы: справочник, документы и др.
В будущем планируется доработать конфигурацию добавить новые
запросы и сделать сетевую версию. Это будет возможно, так как 1С: Предприятие
является открытой компонентной программой.
Список
использованных источников
1. Ощенко
И.А.Д. Азбука программирования в 1С: Предприятие 7.7 - СПб.: БХВ-Петербург,
2008. - 528 с;
2. Габец
А.П., Гончаров Д. И.1С: Предприятие 8.1 Простые примеры разработки -
электронная версия, 2009. - 579;
. Постовалов
С.Н., Постовалова А. Ю.1С: Предприятие 7.7 Уроки программирования. Самоучитель
- СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 320 с;
. Конспект
по курсу "Автоматизированное управление деятельности предприятия".
Приложения
Приложение А
Процедура Подбор ()
ОткрытьПодбор
("Перечень_Медпрепаратов","ФормаСписка");
КонецПроцедуры
Процедура ЗапросКоличестваВПодборе (Выб)
Если Выб. ПометкаУдаления () =1 Тогда
Предупреждение ("Нельзя выбирать помеченные на удаление
товары!");
Возврат;
КонецЕсли;
Кол=1;
Если ВвестиЧисло (Кол,"Введите количество",10,2) =1
Тогда
НоваяСтрока ();
Наименование=Выб;
Количество=Кол;
Цена=Выб. Цена;
Ставка_НДС=Выб. НДС;
НДС = (Кол * Цена) / 100 * Ставка_НДС;
Сумма = Кол * Цена + (Кол * Цена) / 100 * Ставка_НДС;
КонецЕсли;
КонецПроцедуры
Процедура ОбработкаПодбора (Выб);
ЗапросКоличестваВПодборе (Выб);
АктивизироватьСтроку ();
КонецПроцедуры
Процедура Печать ()
Таб = СоздатьОбъект ("Таблица");
Таб. ВывестиСекцию ("Шапка");
ВыбратьСтроки ();
Пока ПолучитьСтроку () =1 Цикл
Таб. ВывестиСекцию ("Основная");
КонецЦикла;
Таб. Опции
(0,0,0,0,"ОпцииПечатиМ4","ОкноМ4");
Таб. ТолькоПросмотр (1);
Таб. Показать ();
КонецПроцедуры
Процедура ПриОткрытии ()
ПриЗаписиПерепроводить (1);
КонецПроцедуры
Запрос = СоздатьОбъект ("Запрос");
ТекстЗапроса = "
|Долж = Справочник. Сотрудник. Должности;
|Группировка Долж упорядочить по Долж. Наименование;
|";
Запрос. Выполнить (ТекстЗапроса);
Пока Запрос. Группировка ("Долж") =1 Цикл
Сообщить (Запрос. Долж);
КонецЦикла;
Процедура Сотрудники ()
Таб = СоздатьОбъект ("Таблица");
ДатаОтчета = ТекущаяДата ();
;
Таб. ИсходнаяТаблица ("Таблица");
Сотрудн = СоздатьОбъект ("Справочник. Сотрудник");
Таб. ВывестиСекцию ("Шапка");
Сотрудн. ИспользоватьДату (ДатаОтчета);
Сотрудн. ПорядокНаименований ();
Сотрудн. ВыбратьЭлементы (0);
Пока Сотрудн. ПолучитьЭлемент () =1 Цикл
Если Сотрудн. ЭтоГруппа () = 1 Тогда
Продолжить;
КонецЕсли;
Таб. ВывестиСекцию ("Строка");
КонецЦикла;
Таб. ТолькоПросмотр (1);
Таб. Показать ("");
КонецПроцедуры
Процедура Товары ()
Таб = СоздатьОбъект ("Таблица");
;
Таб. ИсходнаяТаблица ("Таблица1");
Товар = СоздатьОбъект ("Справочник.
Перечень_Медпрепаратов");
Таб. ВывестиСекцию ("Шапка");
Товар. ПорядокНаименований ();
Товар. ВыбратьЭлементы (0);
Пока Товар. ПолучитьЭлемент () =1 Цикл
Если Товар. ЭтоГруппа () = 1 Тогда
Продолжить;
КонецЕсли;
Таб. ВывестиСекцию ("Строка");
КонецЦикла;
Таб. ТолькоПросмотр (1);
Таб. Показать ("");
КонецПроцедуры
Приложение Б
Примеры форм программы
Рисунок 1 - Авторизация доступа
Рисунок 2 - Приём на работу
Рисунок 3 - Увольнение
Рисунок 4 - Поступление товара