Сущность
|
Имя
отношения
|
Атриибут
|
Имя
атрибута
|
Тип
|
Обяза-тельный
|
Формат
|
Условие
|
ПтК
|
ВК
|
Заказчик
|
Customer
|
Код
заказчика
|
CustomerId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
+
|
|
|
|
Фамилия
|
Surname
|
Т
|
нет
|
Дл
50
|
|
|
|
|
|
Имя
|
Firstname
|
Т
|
нет
|
Дл
50
|
|
|
|
|
|
Отчество
|
Secondname
|
Т
|
нет
|
Дл
50
|
|
|
|
|
|
Адрес
|
Address
|
Т
|
нет
|
Дл
50
|
|
|
|
|
|
До.м
тел
|
PhoneHome
|
Т
|
нет
|
Дл
20
|
|
|
|
|
|
Раб.
тел
|
PhoneWork
|
Т
|
нет
|
Дл
20
|
|
|
|
|
|
Моб.
тел
|
PhoneMob
|
Т
|
нет
|
Дл
20
|
|
|
|
|
|
Код
автомобиля
|
CarId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
|
+
|
|
|
Гос
номер
|
GosNumber
|
Т
|
Дл
15
|
|
|
|
Накладная
|
Bill
|
Код
накладной
|
BillId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
+
|
|
|
|
Номер
|
Number
|
Ч
|
да
|
Дл
4
|
|
|
|
|
|
Дата
создания
|
Date
|
Д
|
да
|
Дл
8
|
|
|
|
|
|
Код
заказчика
|
CustomerId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
|
+
|
|
|
Стоимость
|
ServicesCost
|
Ч
|
нет
|
Дл
8
|
|
|
|
|
|
Добавочная
стоимость
|
AddCost
|
Ч
|
нет
|
Дл
8
|
|
|
|
|
|
Примечание
|
Description
|
Т
|
нет
|
Дл
1024
|
|
|
|
|
|
Код
автосервиса
|
AutoServiceId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
|
+
|
|
|
Код
пользователя
|
UserId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
|
+
|
Авто-мобиль
|
Car
|
Код
автомобиля
|
CarId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
+
|
|
|
|
Модель
|
Model
|
Т
|
да
|
Дл
50
|
|
|
|
|
|
Год
выпуска
|
ModelYear
|
Т
|
нет
|
Дл
50
|
|
|
|
Список
работ
|
WorkList
|
Код
работ
|
WorkListId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
+
|
|
|
|
Название
работ
|
WorkName
|
Т
|
нет
|
Дл
200
|
|
|
|
|
|
Код
накладной
|
BillId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
|
+
|
|
|
Цена
|
Price
|
Т
|
нет
|
Дл
50
|
|
|
|
|
|
Код
рабочего
|
WorkerId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
|
+
|
Список
неисправ-ностей
|
DefectList
|
Код
неисправности
|
DefectListId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
+
|
|
|
|
Название
|
DefectName
|
Т
|
да
|
Дл
200
|
|
|
|
|
|
Код
накладной
|
BillId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
|
+
|
Автосервис
|
AutoSevice
|
Код
автосервиса
|
AutoServiceId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
+
|
|
|
|
Название
|
Name
|
Т
|
да
|
Дл
50
|
|
|
|
|
|
Адрес
|
Address
|
Т
|
да
|
Дл
50
|
|
|
|
|
|
Телефон
|
Phone
|
Т
|
нет
|
Дл
50
|
|
|
|
Пользователь
|
User
|
Код
пользователя
|
UserId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
+
|
|
|
|
Фамилия
|
SurName
|
Т
|
да
|
Дл
50
|
|
|
|
|
|
Имя
|
FirstName
|
Т
|
да
|
Дл
50
|
|
|
|
|
|
Отчество
|
Secondname
|
Т
|
да
|
Дл
50
|
|
|
|
|
|
ФИО
|
FIO
|
Т
|
да
|
Дл
50
|
|
|
|
|
|
Код
роли
|
UserRoleId
|
Сч
|
да
|
Целое
|
|
|
+
|
|
|
Пароль
|
Password
|
Т
|
да
|
Дл
15
|
|
|
|
Целостность сущностей.
В отношениях ни один атрибут, участвующий в
первичном ключе базового отношения, не может содержать отсутствующих значений,
обозначаемых определителем NULL. Таким образом, все атрибуты обязательные. Не
допускается, чтобы какой-либо атрибут, участвующий в первичном ключе базового
отношения дублировался. Каждое отношение должно иметь хотя бы один
потенциальный ключ
Ссылочная целостность.
программный автоматизация учет автосервис
Если в отношении существует внешний ключ, то
значение внешнего ключа должно соответствовать значению потенциального ключа
некоторого кортежа в его базовом отношении.
Необходимо провести нормализацию базы данных.
Существует несколько нормальных форм реляционной модели данных, которые
позволяют исключить избыточное дублирование данных, обеспечить целостность и
непротиворечивость данных [2].
При первой нормальной форме все атрибуты
отношения должны быть простыми (атомарными, неделимыми) с точки зрения СУБД.
При второй нормальной форме должна
обеспечиваться первая нормальная форма, и каждый неключевой атрибут должен
функционально полно зависеть от ключа.
При третьей нормальной форме отношение должно
находиться во второй нормальной форме, а также должны отсутствовать
функциональные зависимости между неключевыми атрибутами.
При нормальной форме Бойса-Кодда отношение
должно находиться в третьей нормальной форме, а также каждый детерминант (любой
атрибут, от которого полностью функционально зависит некоторый другой атрибут)
является возможным ключом.
Во всех описанных выше отношениях каждый
детерминант является возможным ключом, а также отсутствуют функциональные
зависимости между неключевыми атрибутами, поэтому отношения находятся в
нормальной форме Бойса-Кодда.
Схема связей БД.
Рисунок 3.2
4. Руководство по настройке и эксплуатации
программного обеспечения
.1 Настройка системы
Для успешной работы данной программы необходимо
соответствующим образом настроить базу данных. Для этого нужно перенести
оттестированную базу данных на рабочий сервер (для переноса целесообразно
использовать средства SQL Servera: с помощью системной процедуры sp_attach
активизировать рабочую базу данных из файлов
<имя б.д.>.mdf
<имя б.д.>.ldf , принесенных и
скопированных на сервер с любого поддерживаемого техникой носителя).
Синтаксис процедуры выглядит следующим
образом:_attach_db <имя б.д.> , ‘e:\ <имя б.д.>.mdf ’ , ‘e:\
<имя б.д.>.ldf ’
Далее запускается процедура:_dboption <имя
б.д.> offline, false
После проведенных операций необходимо очистить
содержимое всех таблиц, с целью возможности пользователям данного автосервиса
заносить свои данные.
В таблицу USER необходимо занести пользователей
программы этого автосервиса с указанием их ФИО и пароля, с которым они будут
загружать свой режим работы программы. Желательно эти пароли дополнительно
хранить сопровождающему программы у себя, с целью оказания быстрой помощи в
случае, если кто-либо из пользователей забудет свой пароль.
Далее скопировать ярлык программного файла на
рабочий стол для быстрого и удобного запуска программы. После чего осуществить
первый запуск программы.
4.2 Работа с программой
При успешной загрузке программы на экране
появляется главная форма, в которой отражен список всех накладных с соответствующими
реквизитами. В верхней части окна имеется строка меню. Вид главной формы
представлен на рисунке 4.1.
Через главную форму мы имеем доступ ко всем
справочникам (через главное меню «Справочники»), в которых можно добавлять,
удалять или редактировать все данные.
Рисунок 4.1.
С помощью нажатия соответствующих галочек на
главной форме можно выбрать определенный режим вывода накладных:
накладные за текущую неделю;
через диапазон дат;
все накладные сразу.
Вариант вывода накладных с указанием диапазона
дат представлен на рисунке 4.2.
Рисунок 4.2
Если необходимо просмотреть подробную информацию
по той или иной накладной, добавить или отредактировать данные текущего окна,
то это можно сделать, нажав соответственно кнопки “Добавить”, “Редактировать”,
при этом появится форма добавления/ редактирования накладной, представленная на
рисунке 4.3.
Рисунок 4.3.
Вызов пункта меню «Справочники» - «Заказчики»
откроет форму «Справочник заказчиков», изображенную на рисунке 4.4.
Рисунок 4.4.
Для добавления/редактирования данных этого
справочника имеются соответствующие кнопки, нажатие которых открывает окно
следующего вида:
Форма добавление/редактирование данных (рисунок
4.5.).
Вызов пункта меню «Справочники» - «Работы»
откроет форму «Список работ», изображенную на рисунке 4.6.
Рисунок 4.6.
Для добавления/редактирования данных этого
справочника имеются соответствующие кнопки, нажатие которых открывает окно
следующего вида:
Форма добавление/редактирование данных (рисунок
4.7.).
Рисунок 4.7.
Вызов пункта меню «Справочники» - «Пользователи»
откроет форму «Справочник пользователей», изображенную на рисунке 5.8.
Рисунок 5.8.
Для добавления/редактирования данных этого
справочника имеются соответствующие кнопки, нажатие которых открывает окно
следующего вида:
Форма добавление/редактирование данных (рисунок
5.9.).
Рисунок 5.9.
Вызов пункта меню «Справочники» - «Автомобили»
откроет форму «Справочник автомобилей», изображенную на рисунке 5.10.
Рисунок 5.10.
Вызов остальных справочников и форм добавления,
удаления и редактирования записей осуществляется аналогичным образом.
5. Тестирование программы
Если программа запускается впервые, то она
предупреждает, что нужно для начала установить связь с сервером (рисунок 5.1.).
Рисунок 5.1.
После этого сообщения мы видим окно, в котором
должны указать имя сервера и рабочую базу, с которой мы будем работать (рисунок
5.2.).
Рисунок 5.2.
После того, как мы ввели все данные, сообщение
покажет нам, что мы подключились к базе или нет (рисунок 5.3.).
Рисунок 5.3.
После этого нам необходимо авторизоваться в
программе, т.е. выбрать из списка свою фамилию и ввести пароль (рисунок 5.4.).
Рисунок 5.4.
В случае некорректного ввода данных система
выдает сообщение следующего вида:
Рисунок 5.5.
Для предотвращения ввода неверных данных в
программе есть обработчики ошибок, некоторые из них приведены ниже:
Рисунок 5.6.
Рисунок 5.7.
В этом случае программа предлагает повторить
ввод.
В результате проведенного тестирования было
установлено, что программа выполняет требуемые функции при нормальных,
ошибочных и аварийных условиях.
6. Организационно - экономический раздел
Совокупность работ по внедрению новых и
совершенствованию ранее освоенных конструкций и технологических процессов
называется технической подготовкой производства. Она состоит из двух частей:
конструкторской и технологической.
Содержание конструкторской подготовки
производства заключается в проектировании новых задач, тестировании выпускаемых
расчетов и обеспечении их точности.
Технологическая подготовка заключается в
проектировании нового технологического процесса, установке технически
обоснованных норм, выборе типов, способе технического контроля, а также работе
по улучшению применяемых на предприятии технологических задач и методов
организации их выполнения.
Конструкторскую подготовку производства обычно
разделяют на ряд элементов, содержание которых зависит от сложности и новизны
постановки. Весь процесс постановки, проектирования и внедрения
разрабатываемого проекта можно разбить на следующие этапы:
Составление и согласование технического задания
- постановка задачи, определение структуры входных и выходных данных;
Разработка эскизного проекта - уточнение работ,
связанных с постановкой задачи, а также разработка структурной схемы;
Разработка технического проекта - разработка
программной модели;
Разработка рабочего проекта - обработка
результатов проектирования.
Расчет трудоемкости каждого этапа производится
согласно методическим указаниям по организационно-экономической части
дипломного проекта.
Этап. Составление и согласование технического
задания
Объем работ по составлению и согласованию
технического задания эквивалентен разработке 8 листов формата А4. Трудоемкость
одного листа формата А4 с учетом сложности и новизны равна 11.6 час.
Изучение литературы и аналогичных работ, а также
составление технического задания - 7 листов формата А4:
= 11.6 * 7 = 81.2 час.
Исполнители:
Постановщик - 81.2 час.
Согласование технического задания равно по
объему 1 листу формата А4:
час.
Исполнители:
Инженер-программист - 11.6 час.
Продолжительность 1 этапа - 11.6 дня
Этап. Разработка эскизного проекта
Для разработки эскизного проекта
требуется выполнить объем работ на 13 листах формата А4. На этапе эскизного
проектирования при определении трудоемкости вводится коэффициент 0.7:
Разработка ER-модели - 5 листов
формата А4:
= 11.6 * 5 * 0.7 = 40.6 час.
Исполнители:
Инженер - программист - 40,6 час.
Разработка базы данных - 8 листов
формата А4:
T4 = 11.6 * 8 * 0.7 = 64.96 час.
Исполнители:
Инженер-программист - 64.96 час.
Продолжительность 2 этапа - 13.2
дней
Этап. Разработка технического
проекта
Разработка технического проекта
включает в себя этапы:
Подготовка данных для
экспортирования на ЭВМ - 1 лист формата А4
= 11.6 час.
Исполнители:
Инженер- программист - 11.6 час.
Диагностика системы осуществляется с
помощью MS SQL7. Диагностикой системы занимается инженер-программист, который
выполняет эту работу в течение 8 недель (т. е. 40 рабочих дней по 8 часов
каждый).
Продолжительность выполнения работ:
= tc*Nд,
- продолжительность рабочего дня;д -
количество рабочих дней;= 40*8 = 320 часов.
Продолжительность 3 этапа - 41.5
дней
Этап. Разработка программного
обеспечения
Проектирование пользовательского
интерфейса - 8 листов формата А4:= 11.6 * 8 = 92.8 час.
Исполнители:
Инженер-программист - 92.8 час.
Настройка на рабочих станциях - 4
листа формата А4:= 11.6 * 4 = 46.4 час.
Исполнители:
Инженер-программист - 46.4 час.
Продолжительность 4 этапа - 17.4 дня
Таблица 6.1.
Этапы проектирования и виды работ
Наименование
этапа
|
Исполнитель
|
Трудоем-кость,
час.
|
Тарифная
ставка, руб./час
|
Сумма
по этапам, руб.
|
Продолжи-тельность
этапа, дни
|
1.Техническое
задание
|
Постановщик
|
81.2
|
78,7
|
7121,24
|
11.6
|
|
Инженер
- программист
|
11.6
|
105
|
1218
|
|
2.Эскизный
проект
|
Инженер
- программист
|
40,6
|
105
|
4263
|
13.2
|
|
Инженер
- программист
|
64,96
|
105
|
6820,8
|
|
3.Технический
проект
|
Инженер
- программист
|
320
|
105
|
33600
|
41.5
|
|
Инженер
- программист
|
11.6
|
105
|
1218
|
|
4.Рабочий
проект
|
Инженер
- программист
|
92,8
|
105
|
9744
|
17.4
|
|
Инженер
- программист
|
46,4
|
105
|
4872
|
|
Итого:
|
68860,04
|
83.7
|
Таблица 6.2.
Затраты по каждой категории.
№
п/п
|
Должность
|
Затраты,
руб.
|
1
|
Главный
инженер
|
7121,24
|
2
|
Инженер
программист
|
61738,8
|
На рис.7.1 показана продолжительность разработки
модели в виде линейного графика:
Рисунок 6.1. Линейный график продолжительности
разработки модели.
Рисунок 6.2. Ленточный график продолжительности
разработки модели
Исходные данные представлены в табл. 6.1
.2 Расчет плановой себестоимости разработки
Целью планирования себестоимости разработки
является экономически обоснованное определение затрат на её выполнение.
Определение затрат производится путем составления калькуляции плановой
себестоимости. Она составляется по следующим статьям:
материалы и покупные комплектующие изделия;
основная заработная плата;
дополнительная заработная плата;
отчисления на социальное страхование;
накладные расходы.
Расчет затрат по статье «Материалы и покупные
комплектующие изделия».
На эту статью относятся затраты на сырье,
вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия.
Затраты определяются по действующим ценам.
Таблица 6.3
Затраты на приобретение расходных материалов
Вид
материалов
|
Количество
|
Цена
за ед., руб.
|
Итого
расходов, руб.
|
Диски
|
2
шт.
|
15
|
30,00
|
Бумага
|
1
пачка
|
165
|
165,00
|
Ватман
|
7
листов
|
45
|
315,00
|
Картридж
для принтера
|
1
шт.
|
1200
|
1200,00
|
Итого
|
1710,00
|
Исходя из трудоемкости проекта, определяем затраченное
машинное время равное 600 часов.
Для определения затрат на оборудование
необходимо учитывать две статьи расходов:
Амортизационные отчисления:
,
где-первоначальная стоимость
оборудования,
-время использования оборудования,
-норма амортизации,
-годовой действительный фонд времени
оборудования.
Таблица 6.4.
Стоимость оборудования и суммы
амортизационных отчислений
Наименование
оборудования
|
Стоимость,
руб.
|
Время
исполь-зования, год
|
Норма
аморти-зации, %
|
Сумма
аморти-зации, руб/год
|
Итого
расходов, руб
|
IBM
PC Celeron 2G
|
24300
|
0.3
|
20
|
4374
|
1458
|
Итого
|
1458
|
Расчет затрат на электроэнергию:
Расход электроэнергии определяется, исходя из
установленной мощности оборудования, его времени работы и стоимости
киловатт-часа электроэнергии. В данный момент стоимость киловатт-часа
электроэнергии составляет 4 руб. 18 коп.
Таблица 6.5.
Расчет затрат на электроэнергию
Наименование
оборудования
|
Потребляемая
мощность, кВт/час
|
Время
использования, час
|
Расходы
на электроэнергию, руб
|
IBM
PC Celeron 2G
|
0.09
|
600
|
225,72
|
Итого
|
225,72
|
Итого, затраты на эксплуатацию оборудования и
его амортизацию составили:
Зэкс = 1458 + 225,72 = 1683,72 руб.
Расчет основной заработной платы.
На статью «Основная заработная плата» относятся
затраты по оплате труда научных сотрудников, ИТР, копировщиков, лаборантов и
рабочих. Исходными данными для расчета является трудоемкость отдельных видов
работ по категориям работающих.
Основная заработная плата исполнителей на
проектирование модели составила:
ЗПосн = 68860,04 руб. (табл.5.1.)
Расчет дополнительной заработной платы.
На статью «Дополнительная заработная плата»
относятся выплаты, предусмотренные законодательством за не проработанное (не
явочное) время: оплата очередных и дополнительных отпусков, оплата времени,
связанного с выполнением государственных и общественных обязанностей и другое.
Размер дополнительной заработной платы определяется в процентах (10%) от
основной заработной платы:
ЗПдоп = 0,1* ЗПосн = 6886 руб.
Отчисления на социальные нужды.
На статью «Отчисления на социальные нужды»
относятся обязательные отчисления по установленным нормам органам
государственного социального страхования - в пенсионный фонд, государственный
фонд медицинского страхования - в размере 30% от общего фонда оплаты труда:
Отч = (ЗПосн + ЗПдоп)*0.3 = 22723,81 руб.
Накладные расходы.
В статью «Накладные расходы» включают расходы на
управление и хозяйственное обслуживание, которые в равной степени относятся ко
всем выполняемым разработкам. Величина накладных расходов определяется в
размере 150% от основной заработной платы работников, участвующих в выполнении
разработки:
НР = ЗПосн * 1.5 = 103290,06 руб.
На основе полученных данных составляем
калькуляцию плановой себестоимости в целом по разработке модели в форме таблицы
6.6.
Таблица 7.6.
Калькуляция плановой себестоимости
№
п/п
|
Наименование
статьи
|
Расходы,
руб
|
1
|
Расходные
материалы
|
1710,00
|
2
|
Основная
заработная плата
|
68860,04
|
3
|
Дополнительная
заработная плата
|
6886,00
|
4
|
Отчисления
на социальные нужды
|
16664,13
|
5
|
Расходы
на оборудование
|
1683,72
|
6
|
Накладные
расходы
|
103290,06
|
Итого:
|
199093,95
|
.3 Определение экономической эффективности
Под экономическим эффектом подразумевается
целесообразность использования разработки в реальной промышленности, т.е. тот
срок, который пройдет с момента разработки до достижения полной его
окупаемости, а также прогнозируемая прибыль.
К показателям эффективности относятся
рентабельность
срок окупаемости вложений
прибыль.
Экономическая эффективность будет достигаться за
счет сокращения времени приема нового автомобиля и распределение его на
необходимый пост, что повлечет сокращение рабочего времени на обслуживание
одного клиента. Перед началом расчета необходимо внести исходные данные об
автомобиле и клиенте; получить перечень требуемых работ и рассчитать затраты на
их выполнение. Благодаря разработанному программному обеспечению выходные формы
будут распечатываться практически сразу. В итоге получаем сокращение времени на
выполнение расчета, что приводит к следующему:
Экономия рабочего времени
Таблица 6.7
Численность персонала СТО.
Мастерская
|
Численность,
чел.
|
Механическая
|
2
|
Покрасочная
|
2
|
Шиномонтаж
|
2
|
Стекольная
|
2
|
До внедрения системы автоматизации проведенный
хронометраж при определенных операциях имел следующие результаты.
Таблица 6.8.
Хронометраж операций до внедрения
Мастерская
|
Операция
|
Время
выполнения
|
Механическая
|
Прием
нового клиента: Опрос Запись неисправностей
|
27
мин 20 мин 7 минут
|
Покрасочная
|
Прием
нового клиента: Осмотр Расчет расхода краски Запись
|
39
мин 25 мин 10 мин 4 мин
|
В результате внедрения системы автоматизации,
произошли изменения и в структуре самого СТО. В частности изменился принцип
работы при приемке нового автомобиля в ремонт. Что повлекло сокращение рабочего
времени работающих сотрудников. Введена новая обязанность, которую выполняет
инженер механик - Приемка автомобиля. Старший мастер определяет мастерскую,
маркирует автомобиль и ключи и записывает неисправности.
Таблица 7.9.
Хронометраж операций после внедрения
Мастерская
|
Операция
|
Время
выполнения
|
Приемка
автомобиля
|
Постановка
автомобиля в очередь на ремонт: Опрос Осмотр Запись Расчет
|
31
мин 15 мин 5 мин 6 мин 5 мин
|
Мастерская
|
Операция
|
Время
выполнения
|
Механическая
|
Прием
автомобиля на пост
|
5
мин
|
Покрасочная
|
Прием
автомобиля на пост
|
5
мин
|
Шиномонтаж
|
Прием
автомобиля на пост
|
5
мин
|
Стекольная
|
Прием
автомобиля на пост
|
5
мин
|
Электрики
|
Прием
автомобиля на пост
|
5
мин
|
|
|
|
|
|
Экономия рабочего времени сотрудников
автосервиса при применении автоматизированной системы составила 32 минуты при
постановке автомобиля в очередь. Для определения реального экономического
эффекта было проведено сравнение хронометражей обслуживания одного автомобиля
до и после внедрения автоматизированной системы оформления автомобиля.
Для проведения данного анализа была выбрана одна
из самых распространенных операций - ремонт проколотого колеса.
В таблице 6.10 приведены данные хронометража по
операциям.
В первом случае участие в работе второго
сотрудника не требуется так как для расчета и оформления необходимо произвести
запись на листочке который пойдет затем в бухгалтерию, которая рассчитает и
выдаст сумму ремонта. Во втором же случае сумму ремонта рассчитывает программа,
которая содержит утвержденные список работ и их расценки, поэтому задействован
второй сотрудник которому нет необходимости самостоятельно проводить расчет, и
он полностью принимает участи в процессе работы мастерской.
Данные хронометража записывались при открытии
смены в дальнейшей работе участка шиномонтажа второй сотрудник участие не
принимает беря на себя обязанности администратора автосервиса. Что
обуславливает условное высвобождение численности.
Из этого следует экономия заработной платы
исполнителей. При дальнейших расчетах и анализе других участков была получена
суммарная экономия рабочего времени, которая составила 36,54% в день, то есть
более трети рабочего дня, приблизительно 2 часа 54 минуты.
Из этого следует экономия заработной платы
исполнителей.
Затраты на заработную плату инженера механика:
а) затраты по статье «основная заработная
плата»:
Зосн. = t*T;
Т - тарифная ставка.
Тарифная ставка инженера механика составляет 84
руб./час.
Зосн. = 176*84 = 14784 руб.;
б) затраты по статье «дополнительная заработная
плата» составляют 10% от основной:
Здоп. = 0.1*Зосн.;
Здоп. = 0.1*14784 = 1478,4 руб.;
в) затраты по статье “Отчисления от ЗП”
(отчисления на социальное страхование) составляет 30% от суммы основной и
дополнительной заработной платы:
Зот. = 0.3*(Зосн. + Здоп.);
Зот. = 0.03*(14784 + 1478,4) = 0.3*16262,4=
4878,72 руб.;
Общие затраты:
Зобщ.1 = Зосн. + Здоп. + Зот.;
Зобщ.1 = 14784 + 1478,4 + 4878,72 = 21141,12
руб.
Затраты на заработную плату техника:
а) затраты по статье основная заработная плата:
Зосн. = t*T;
Т - тарифная ставка.
Тарифная ставка техника составляет 65 руб./час.
Зосн. = 176*65 = 11440 руб.;
б) затраты по статье дополнительная заработная
плата составляют 10% от основной:
Здоп. = 0.1*Зосн.;
Здоп. = 0.1*11440 = 1144 руб.;
в) затраты по статье “Отчисления от ЗП” (отчисления
на социальное страхование) составляет 30% от суммы основной и дополнительной
заработной платы:
Зот. = 0.3*(Зосн. + Здоп.);
Зот. = 0.3*(11440 + 1144) = 0.3*12584= 3775,2
руб.;
Общие затраты:
З’общ. = Зосн. + Здоп. + Зот.;
З’общ. = 11440+1144 + 3775,2 = 16359,2 руб..
Так как все сотрудники кроме инженера механика
занимают ставку техника то сумму увеличиваем в 7 раз.
Зобщ.2 = З’общ.*2;
Зобщ.2 = 16359,2*2 = 32718,4 руб..
Таким образом общие затраты на зарплату
работников сервиса при 8 часовом рабочем дне составят:
Зобщ. = Зобщ.1 + Зобщ.2;
Зобщ. = 21141,12 + 32718,4 = 53859,52 руб.
По полученным данным строится таблица 7.11.
Таблица 7.11.
Расчет месячного фонда оплаты труда в одной
мастерской
Должность
|
Кол-во
|
Отра-ботано,
час.
|
Тариф-ная
ставка, руб.
|
ОЗП,
руб.
|
ДЗП,
руб.
|
ОтЗП,
руб.
|
Сумма,
руб.
|
Инженер
механик
|
1
|
176
|
84
|
14874
|
1487,4
|
4878,72
|
Техник
|
2
|
176
|
65
|
11440
|
1144
|
3775,2
|
32718,4
|
Итого:
53859,52
|
ОЗП - основная заработная плата;
ДЗП - дополнительная заработная плата;
ОтЗП - отчисления на социальное страхование;
Общая годовая экономия будет составлять:
Эг = Эт + Эр;
Эг - годовая экономия;
Эт - экономия топлива;
Эр - экономия в заработной плате обслуживающего
персонала;
Годовая экономия рабочего времени одного
сотрудника после применения автоматизированной системы составит порядка 29 дней
соответственно общая годовая экономия составит.
Эг = 53859,52 руб.
Примерный срок окупаемости:
О = Зг/Эр;
О - срок окупаемости;
О = 53859,52/199093,95 = 0,27г; 0.27*365 = 99
дней.
То есть можно сделать вывод, что срок
окупаемости разработанной базы данных будет составлять около 3 месяцев при
данных условиях и неизменном числе обслуживаемых автомобилей в одной
мастерской.
7. Мероприятия по экологии и охране
жизнедеятельности
Охрана труда - это система законодательных
актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и
лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность,
сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Основная задача охраны труда - свести к минимуму
вероятность заболевания или получение травмы работающими, с одновременным
обеспечением комфорта при максимальной производительности труда.
Правила и нормы труда конкретизируют
мероприятия, направленные на выполнение основных законоположений по охране
труда. Важное место среди правил и норм отводится системе стандартов
безопасности труда (ССБТ), представляющей собой комплекс взаимосвязанных
стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда. ССБТ устанавливает:
общие требования и нормы по видам опасных и
вредных производственных факторов;
общие требования безопасности к
производственному оборудованию и процессам;
требования к средствам защиты работающих;
методы оценки безопасности труда.
В условиях технического прогресса увеличивается
количество объектов, которыми должен управлять человек, возрастают скорости
управляемых им процессов, широкие возможности за счет применения дистанционных
систем управления.
Технический прогресс связан с внедрением
автоматических линий и электронных систем управления. В связи с этим
предъявляются все более жесткие требования к охране труда и методам оценки
безопасности труда. Кроме этого во все стандарты и технические условия
включаются разделы “Требования безопасности”, в которых задаются конкретные
требования по обеспечению нормальных условий работы.
Огромную роль в обеспечении безопасного режима
работы играет администрация предприятия. Администрация станций технического
обслуживания, в области охраны труда, техники безопасности обязана:
создать безопасные условия для работы
сотрудников;
своевременно производить мероприятия по технике
безопасности;
обеспечивать нормальные температурно-влажностные
условия, чистоту воздуха в помещениях;
обеспечивать обслуживающий персонал безопасными
методами труда, снабжать рабочих спецодеждой и средствами индивидуальной
защиты.
Улучшение условий труда, повышение его
безопасности влечет за собой повышение производительности труда, сохранение
здоровья и работоспособности человека
Улучшение условий труда и его безопасность
приводят к снижению производственного травматизма, профессиональных
заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновременно приводит к
уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных
условиях труда, на оплату последствий такой работы, на лечение, переподготовку
работников производства в связи с текучестью кадров по причинам, связанным с
условиями труда.
Охрана труда на станциях технического
обслуживания
Все операции по техническому обслуживанию и
ремонту автомобилей должны производится на специально отведенных местах
(постах), оснащенных необходимыми устройствами, приборами и приспособлениями,
инвентарем согласно табелю технологического оборудования.
Посты должны быть достаточно освещены и
оборудованы переносными светильниками. На постах необходимо наличие специальных
емкостей для сбора отходов с отделением для пропитанной горюче-смазочными
материалами ветоши. Обязательно наличие на постах ящиков с песком и
огнетушитетелей.
В помещениях ТО и Р с поточным движением
автомобилей обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой и т.д.),
своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в осмотровых
канавах, на эстакадах и т.д.) о моменте начала перемещения автомобиля с поста
на пост. Если в зоне обслуживания работает конвейер для перемещения автомобилей
с поста на пост, то его включить разрешается только после включения сигнала
(звукового, светового) диспетчером или мастером. Посты должны быть оборудованы
устройствами для аварийной остановки конвейера.
ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ
В технологических процессах технического
обслуживания и текущего ремонта автомобилей могут иметь место следующие опасные
и вредные производственные факторы: повышение запыленности и загазованности
воздуха рабочей зоны; нагрев поверхностей оборудования, материалов; изменение
влажности, температуры воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума, вибраций
на рабочем месте при ремонтных и контрольно-диагностических операциях;
недостаточная освещенность рабочей зоны; наличие в составе применяемых
материалов вредных компонентов.
Технологический процесс технического
обслуживания, диагностирования и текущего ремонта автомобилей должен
соответствовать общим требованиям безопасности труда, согласно ГОСТ 12.3.002-75
"Процессы производственные. Общие требования безопасности" и ГОСТ
12.3.017-79 "Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие
требования безопасности", и обеспечивать полную безопасность выполнения
всех производственных процессов.
ПРОИЗВОДСТВЕНАЯ САНИТАРИЯ
Производственная санитария - это система
санитарно-технических гигиенических и организационных мероприятий,
препятствующих воздействию на работающих вредных производственных факторов.
Производственная санитария включает оздоровление
воздушной среды и нормализация параметров микроклимата в рабочей зоне, защиту
рабочих от шума, вибрации, и обеспечение нормативов освещения, а также
поддержание в соответствии с санитарными требованиями территории предприятия,
основных и вспомогательных помещений, местах приема пищи.
Независимо от состояния природных
метеорологических условий данной местности в помещениях и на рабочих местах
должны быть созданы климатические условия (производственные, микроклимат)
наиболее благоприятные для выполнения заданной работы. Климатические условия определяются
сочетанием температуры, влажности и скорости перемещения воздуха, а также
температуры окружающих поверхностей.
В соответствии с требованиями ГОСТ12.1.005-88
ССБТ нормируется оптимальные и допустимые условия микроклимата (температура
воздуха, его влажность, а также скорость в рабочей зоне).
В нашем случае в помещении, где осуществляется
ремонт автомобильного транспорта, микроклимат в помещении поддерживается: зимой
- системой центрального водяного отопления, летом - системой кондиционирования
воздуха. Освещённость - общая, лампами дневного света и индивидуальная -
специализированными переносными лампами. Шум - вызван работой системы
вентиляции воздуха, работой электромеханических инструментов (подъемники,
балансировальная машина компрессоры для пневматического инструмента. Вредные
выделения - выхлопные газы автомобилей, пары ацетона, лакокрасочных материалов
(в покрасочной камере).
В производственных помещениях, в которых работа
на ПЭВМ является вспомогательной, параметры микроклимата должны соответствовать
действующим санитарным нормам микроклимата производственных помещений и могут
быть оптимальными или допустимыми. В табл. 7.1 приведены оптимальные нормы
микроклимата для помещений с ПЭВМ в соответствии с СанПиН 2.2.4.548-96.
Таблица 7.1.
Оптимальные нормы микроклимата для помещений с
ПЭВМ
Период
года
|
Категория
работ
|
Температура
воздуха, С
|
Относительная
влажность воздуха, %
|
Скорость
движения воздуха, м/с
|
Холодный
(менее +10˚С)
|
Легкая
- 1а
|
22-24
|
40-60
|
0,1
|
|
Легкая
-16
|
21-23
|
40-60
|
0,2
|
Теплый
(более +10˚С)
|
Легкая
- 1а
|
23-25
|
40-60
|
0,1
|
|
Легкая
-16
|
22-24
|
40-60
|
0,2
|
МИКРОКЛИМАТ
Микроклимат оказывает существенное влияние на
функциональную деятельность человека, его самочувствие и здоровье и является
одним из важнейших факторов, определяющих санитарно-гигиенические условия
труда. Устранение воздействия таких вредных производственных факторов, как
газов и паров, пыли, избыточной теплоты и влаги, и создание здоровой воздушной
среды, являются важной задачей, которая должна осуществляться комплексно, одновременно
с решением основных вопросов производства.
Атмосферный воздух в своем составе содержит (в
процентах по объему):
азот - 78,08;
кислород - 20,95;
аргон, неон и другие инертные газы - 0,93;
углекислый газ - 0,03;
прочие газы - 0,01.
Воздух такого состава наиболее благоприятен для
дыхания.
Пары и газы образуют с воздухом смеси, а твердые
и жидкие частицы вещества - дисперсные системы: аэрозоли, которые делятся на
пыль, дым и туман. Пыль бывает крупно- , средне- и мелкозернистой . Источником
пыли могут являться трущиеся механические части внешних устройств и
недостаточное кондиционирование воздуха. Вредные вещества, хорошо растворяясь в
биологических средах, способны вступать с ними во взаимодействия, вызывая
нарушения нормальной жизнедеятельности. В результате их действия у человека
возникает болезненное состояние - отравление, опасность которого зависит от
продолжительности воздействия, концентрации и вида вещества.
Человек постоянно находится в процессе теплового
взаимодействия с окружающей средой. При благоприятных условиях труда
характеристика метеорологических показателей в производственных помещениях и на
рабочем месте следующая: температура 21-230С, при преимущественно легкой
мышечной работе допустимая температура - 19-210С. При воздействии высокой температуры,
интенсивного теплового излучения возможен перегрев организма, который
характеризуется повышением температуры тела, обильным потовыделением, учащением
пульса и повышением частоты дыхания, резкой слабостью, головокружением.
Источником высокой температуры могут являться дополнительные обогреватели на
рабочих местах, тепловые пушки, а также плохая работа кондиционеров. Влажность
воздуха оказывает большое влияние на терморегуляцию организма. Оптимальная
величина относительной влажности составляет 40-60%. Движение воздуха в
помещениях является важным фактором, влияющим на тепловое самочувствие
человека. С помощью вентиляции достигается удаление загрязненного или нагретого
воздуха из помещения и подачей в него свежего воздуха.
ВЕНТИЛЯЦИЯ
Во всех производственных и вспомогательных
помещениях предусматривают естественную, механическую или смешанную вентиляцию.
Вентиляционные системы и системы отопления
должны обеспечивать относительную влажность помещения при нормальных внутренних
температурах, а также поддерживать воздухообмен с интенсивностью,
обеспечивающей отсутствие в воздухе концентрации ядовитых паров, а пыли в
пределах рабочих зон - не выше допустимых величин.
Расчет вентиляционных систем проводится исходя
из интенсивности загрязнения воздуха. Расчету подвергается каждая
технологическая точка, загрязняющая воздух.
В агрегатных участках и рабочих постах к
основным вредностям относятся: отработанные газы двигателей автомобилей; газы и
аэрозоли, образующиеся в процессе сварки, пайки, ковки деталей; испарение
моющих растворов и др.
Время работы двигателей в помещении
устанавливается: при разогреве двигателя - 2 мин, при установке на пост или
линию обслуживания - 1... 1,5 мин, при перемещениях и выезде (въезде) - 2...2,5
мин, при перемещении с поста на пост своим ходом - 2,0...2,5 мин, при
регулировке двигателя- 10...15 мин (с применением специализированных рукавов
отводящих выхлопные газы из помещения).
Предельно допустимая концентрация газовых
вредностей для помещений технического обслуживания машин составляет (мг/м3):
окись углерода - 20, аэрозоли свинца - 0,01, окисла азота - 5, альдегиды - 0,5.
При естественной вентиляции критическая площадь
фрамуг или их заменяющих конструкций должна быть в пределах 2...4% площади
пола. Механическая вентиляция может быть вытяжной, приточной и
приточно-вытяжной. Вытяжной вентиляцией удаляют вредности с мест их образования
при помощи механических вентиляторов. Вытяжная вентиляция удаляет из помещения
загрязненный или нагретый отработанный воздух. В общем случае в помещении
предусматриваются как приточные, так и вытяжные системы.
Как приточная, так и вытяжная вентиляция может
устраиваться на рабочем месте (местная вентиляция), или для всего помещения
(общая обменная вентиляция).
ОСВЕЩЕНИЕ
Правильно спроектированное и выполненное
освещение на постах обслуживания техники обеспечивает возможность нормальной и
безопасной деятельности ремонтного персонала. При освещении производственных
помещений используют естественное и искусственное освещение. Недостаток
естественного света предусматривает применение системы смешанного освещения.
Освещенность на рабочем месте должна соответствовать характеру зрительной
работы, который определяется следующими тремя параметрами:
объект различения - наименьший размер
рассматриваемого предмета;
фон - поверхность, прилегающая непосредственно к
объекту различения;
контраст объекта с фоном - характеризуется
соотношением яркостей рассматриваемого объекта.
Недостаточное освещение приводит к напряжению
зрения, преждевременной усталости и ослабляет внимание. Чрезмерно яркое
освещение вызывает ослепление, раздражение и резь в глазах. Неправильное
направление света на рабочее место может создать резкие тени, блики и
дезориентировать работающего. Это может привести к профессиональным
заболеваниям.
Сохранность зрения человека, состояние его
центральной нервной системы и безопасность на производстве в значительной мере
зависят от условий освещения. Норма освещения 400 люкс для мастерских станции
технического обслуживания
ШУМ
Одним из наиболее распространенных факторов
внешней среды, неблагоприятно воздействующих на организм человека, является
шум.
Любой источник шума характеризуется прежде всего
звуковой мощностью. Мощность источника Р - это общее количество звуковой
энергии, излучаемой источником шума в окружающее пространство за единицу
времени. Шум вредно действует на организм и снижает производительность труда.
Уровень звукового давления по отношению к порогу слышимости L=120-130 Дб
соответствует порогу болевого ощущения. Звуки, превышающие по своему уровню этот
порог, могут вызывать боли и повреждения в слуховом аппарате. Шум создает
значительные нагрузки на нервную систему человека, оказывает на него
психологическое воздействие. Человек, работая при шуме, привыкает к нему, но
продолжительное действие сильного шума вызывает общее утомление, может привести
к ухудшению слуха, а иногда и к глухоте, нарушается процесс пищеварения,
происходит изменение объема внутренних органов. Эти вредные последствия шума
тем больше, чем сильнее шум и продолжительнее его действие. Таким образом, шум
на рабочем месте не должен превышать допустимых уровней, значения которых
приведены в ГОСТ 12.1.003-83. В частности для условий автомастерской допустимый
уровень шума 80-85 дБ
ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ
В соответствии с ГОСТ 12.1.019-79 под электробезопасностью
понимают систему организационных и технических мероприятий и средств,
обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического
тока, электрической дуги и статического электричества.
Опасность поражения электрическим током
характерна тем, что человек не может посредством своих органов чувств
обнаружить на расстоянии наличие напряжения, и обнаруживает его в момент
поражения. Действие электрического тока на человека может привести к двум видам
поражений : электротравма и электроудар.
Согласно ГОСТ 21. 1. 019-79* электробезопасность
электроустановок обеспечивается:
конструкцией электроустановок;
техническими способами и средствами защиты;
организационными и техническими мероприятиями.
Все меры обеспечения электробезопасности
сводятся к трем путям:
недопущение прикосновения и приближения на
опасное расстояние к токоведущим частям, находящимся под напряжением;
уменьшение продолжительности воздействия
электрического тока на пострадавшего.
К техническим способам относятся следующие,
предусмотренные ПУЭ:
применение надлежащей изоляции и контроль за ее
состоянием;
обеспечение недоступности токоведущих частей;
автоматическое отключение электроустановок в
аварийных режимах - защитное отключение;
заземление или зануление корпусов
электрооборудования;
применение разделительных трансформаторов;
защита от опасности при переходе напряжения с
высокой стороны на низкую;
компенсация емкостной составляющей тока
замыкания на землю;
Для предупреждения электропоражений применяется
рабочая изоляция токоведущих частей, кроме того применяется двойная изоляция -
это изоляция металлических частей электрооборудования нормально не находящихся
под напряжением. Повреждение изоляции является основной причиной многих
несчастных случаев.
Согласно ГОСТ 12.1.038-82 защиту человека от
воздействия напряжения прикосновения и токов обеспечивают конструкция
электроустановок, технические способы и средства защиты, организационно и
технические мероприятия по ГОСТ 12.1.019-79. Меры защиты следующие:
•зануление;
•двойная и усиленная изоляция;
•электрическое разделение сетей.
Электробезопасность, пожалуй, один из самых
сложных пунктов всей системы ТБ, так как электрические приборы даже в
повседневной жизни повсюду окружают нас, не говоря уже о такой отрасли, как
сервис обслуживания автомобилей. В автосервисе имеется большое количество
различных установок и инструментов, находящихся под напряжением.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОЛЯ
Воздействие электромагнитных полей на человека
зависит от напряженностей электрического и магнитного полей, потока энергии,
частоты колебаний, размера облучаемой поверхности тела и индивидуальных
особенностей организма. Переменное электрическое поле вызывает нагрев тканей
человека как за счет переменной поляризации диэлектрика (сухожилия, хрящи и
т.д.), так и за счет появления токов проводимости. Тепловой эффект является
следствием поглощения энергии электромагнитного поля. Чем больше напряженность
поля и время воздействия, тем сильнее проявляются указанные эффекты. Наиболее
интенсивно электромагнитные поля воздействуют на органы с большим содержанием
воды. Воздействие постоянных магнитных и электростатических полей зависит от
напряженности и времени воздействия. При воздействии полей, имеющих
напряженность выше предельно допустимого уровня, развиваются нарушения со
стороны сердечно-сосудистой, нервной систем, органов дыхания, органов
пищеварения и некоторых биохимических показателей крови.
Нормирование электростатических и магнитных
полей определяют СанПиН 2.2.4.1191-03.
Уровни напряженности электростатических полей
должны составлять не более 20 кВ/м. Поверхностный электростатический потенциал
не должен превышать 500В. При повышенном уровне напряженности полей следует
сократить время работы при проведении работ в опасной зоне.
При систематическом воздействии электромагнитных
излучений, превышающих допустимые значения, происходят функциональные нарушения
нервной, эндокринной и сердечно- сосудистой систем человека, а также некоторые
изменения состава крови, особенно выраженные при высокой напряженности
электрического поля.
При превышении допустимой напряженности и
плотности потока энергии электромагнитного поля необходимо применять основные
средства и способы защиты:
экранирование рабочего места;
удаление рабочего места от источника
электромагнитного поля;
рациональное размещение в рабочем помещении
оборудования, излучающего электромагнитную энергию;
установление рациональных режимов работы
оборудования и обслуживающего персонала;
применение предупреждающей сигнализации
(световой, звуковой);
применение средств индивидуальной защиты.
Эффективным и часто применяемым методом защиты
от низкочастотных и радиоизлучений является экранирование. Для экранов
используют главным образом материалы с большой электрической проводимостью
(медь, латунь, алюминий и его сплавы, сталь). Экраны должны быть заземлены.
В качестве средств индивидуальной защиты
применяется спецодежда, изготовленная из металлизированной ткани в виде
комбинезонов, халатов. Используя спецодежду из металлизированной ткани
необходимо особо строго соблюдать требования электробезопасности. Для начала
отметим такой параметр, как предельно допустимая доза электромагнитного
излучения для человека - он составляет 0,2 мкТл. Теперь отметим среднее
значение электромагнитных излучений различных электрических приборов и
устройств, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни.
Компьютер - неотъемлемый элемент в доме каждой
семьи. В девяти домах из десяти есть компьютер или другая компьютерная техника
(ноутбук, планшет и др.) Данное чудо техники является источником
электромагнитного излучения величиной до 100 мкТл. Несложно посчитать, что
человек, находясь в непосредственной близости к компьютеру, подвергается
электромагнитному излучению, которое в 500 раз превышает допустимое значение.
Также следует отметить вредное воздействие
мобильных телефонов и других гаджетов и электронных устройств. Электромагнитное
излучение от данных аппаратов достигает 50 мкТл, что в 250 раз превышает
допустимое значение.
Как правило, в инструкции к электроприборам
должны быть указаны меры безопасности, в частности безопасное расстояние к
данному электроприбору, при котором уровень излучения будет минимальным. Если
такие данные отсутствуют, то для своей же безопасности лучше эти данные
уточнить. В интернете в свободном доступе есть информация по этому поводу.
Очень часто, как в быту, так и на работе,
включены в сеть электроприборы, которые в данный момент не используются. К
таким электроприборам можно отнести зарядные устройства мобильных телефонов,
аудио-, видеоаппаратуру, телевизор и др. Отключение данных электроприборов
позволяет значительно снизить уровень электромагнитного излучения и
соответственно степень его негативного воздействия. Кроме того, отключение
электроприборов позволяет снизить общее количество потребляемой электроэнергии.
ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТЬ
Пожаром называется неконтролируемое горение вне
специального очага, наносящее материальный ущерб ( ГОСТ 12. 1. 004-76 ).
Пожарная безопасность ( ГОСТ 12717033-81 ) -
состояние объекта, при котором с установленной вероятностью исключается
возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных
факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.
Пожарная безопасность на предприятиях
обеспечивается двумя системами: предотвращения пожара (организационные,
технические меры и средства, обеспечивающие невозможность проникновения пожара)
и системой пожарной защиты (предотвращение воздействия на людей опасных
факторов пожара).
Все рабочие и служащие должны проходить
специальную противопожарную подготовку: противопожарный инструктаж ( первичный
и вторичный ) и занятия по пожарно-техническому минимуму по специальной
программе.
Система предотвращения пожара включает:
предотвращение образования горючей среды и
внесения в нее источников зажигания;
поддержание температуры и давления горючей среды
ниже максимально допустимых по горючести;
уменьшение размера горючей среды ниже
максимально допустимого по горючести.
Система пожарной защиты предусматривает:
а) ограничение количества и надлежащее
размещение горючих веществ,
б) применение негорючих и трудногорючих веществ
и материалов,
в) изоляция горючей среды,
г) применение средств пожаротушения,
д) предотвращение распространения пожара,
е) применение производственных объектов с
регламентированными пределами огнестойкости и горючести.
ж) эвакуация людей при пожаре,
з) применение средств индивидуальной и
коллективной защиты от огня,
и) применение средств пожарной сигнализации и
средств извещения о пожаре, организация пожарной охраны объектов.
Для повышения пожаро- и взрывоопасности
современных электронасыщенных предприятий играет большую роль правильный выбор
и эксплуатация электрооборудования.
При проектировании и строительстве
производственных зданий ( электромашинных помещений, трансформаторных подстанций
) необходимо учитывать категорию пожароопасности производства. Согласно СНиП
2-90-81 в зависимости от характеристики обращающихся в производстве веществ и
их количества производства подразделяются по пожарной и взрывной опасности на
шесть категорий: А, Б, В, Г, Д и Е.
В производственных помещениях СТО применяются
главным образом углекислотные огнетушители ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8, достоинством
которых является высокая эффективность тушения пожара, сохранность электронного
оборудования, диэлектрические свойства углекислого газа, что позволяет
использовать эти огнетушители даже в том случае, когда не удается обесточить
электроустановку сразу.
Огнетушители углекислотные.
В углекислотных огнетушителях огнетушащим
средством является сжиженная двуокись углерода.
Огнетушитель ручной углекислотный ОУ -
предназначен для тушения загораний в самолетах, а также может быть использован
для тушения различных веществ, за исключением тех, горение которых происходит
без доступа воздуха. Он пригоден для тушения элекроустановок, находящихся под
напряжением до 1000 В. Огнетушитель представляет собой стальной армированный
баллон, в горловину которого ввернут затвор пистолетного типа с сифонной
трубкой. К огнетушителям углекислотным относятся также огнетушители марки:
ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8, ОУ-2 мм, ОУ-5 мм.
Огнетушитель используется при температуре
окружающего воздуха от -25 до +50 градусов С.
Огнетушители порошковые.
В порошковых огнетушителях в качестве
огнетушащих средств используют сухие порошки на основе двууглекислой соды
различной рецептуры.
Порошковый огнетушитель предназначен для тушения
загораний в помещениях и на легковом транспорте всех видов горючих материалов,
а также электрооборудования, находящихся под напряжением до 1000В. Огнетушитель
применяют при температуре окружающего воздуха от -20 до +35 градусов.
РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ЗАЩИТНОГО ЭКРАНА ОТ
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ.
Для безопасной эксплуатации оборудования с
электромагнитными полями следует: рассчитать границу зон индукции и излучения;
определить безопасное расстояние до источника излучения; вычислить
напряжённость электрического и электромагнитного полей или плотность потока
энергии на заданном расстоянии от источника и сравнить результат с нормативными
данными; рассчитать толщину защитного экрана; выбрать средства индивидуальной
защиты.
Таблица 7.2.
Исходные данные.
Мощность
источника ЭПМ (Р), Вт
|
240
|
Частота
(f), Гц
|
104
|
Направленность
ЭМП
|
300
|
Расстояние
от рабочего места до источника, м
|
10
|
Рассчитаем границу зон индукции и излучения.
Радиус зоны индукции (ближней зоны) определяется
по формуле (1):
, (1)
где l - длина волны электромагнитного излучения.
Длина волны электромагнитного
излучения l
определяется по уравнению (2):
, (2)
где с - скорость света в вакууме
(воздухе), равная 3.108 м/с,- частота электромагнитного излучения, с-1,
εr, µr - соответственно
относительные диэлектрическая и магнитная постоянные, для воздуха равные 1 [13,
c.514].
Рассчитаем радиус зоны индукции
(ближней зоны):
м (3)
Следовательно, граница зоны индукции
и излучения располагается на расстоянии 4,78 км от источника излучения. Ближняя
зона расположена на расстоянии 0 < R < 4,78 км от источника излучения.
Дальняя зона излучения располагается на расстоянии R>4,78 км от источника
излучения. Тогда рабочее место (r=10 м) расположено в ближней зоне.
Определим безопасное расстояние до
источника излучения. В зоне индукции электромагнитная волна не сформирована,
поэтому на человека действует независимо друг от друга напряженность
электрического и магнитного полей.
ПДУ электрического и магнитного
полей при воздействии в течение всей смены составляет 500 В/м и 50 А/м
соответственно. ПДУ напряженности электрического и магнитного полей при
продолжительности воздействия не более 2 ч. за смену составляет 1000 В/м и 100
А/м [4]. Рассчитаем расстояния от установки, соответствующие ЕПДУ и НПДУ. Так
как электрическое поле оказывает на организм человека большее влияние, чем
магнитное поле, то безопасное расстояние рассчитывается исходя из полученного
значения ЕПДУ [13, c.83].
Так как в условии задачи не указан
тип источника ЭМП а также длина проводника, то дальнейшие расчеты проводим,
приняв рабочее напряжение излучателя ЭМП равным промышленному напряжению 220 В.
Напряженность магнитного поля (Н) данной установки определим по законы полного
тока [13, c.518]:
(4),
где I = P/U - ток в проводнике, P -
мощность источника ЭМП, U - напряжение в проводнике, G - коэффициент усиления
(направленность) электромагнитного поля, R - расстояние от точки наблюдения.
Из (5) определим Rmin для НПДУ:
м (5)
Напряженность электрического поля в
соответствии с уравнением Пойнтинга равна:
(6)
Следовательно, уравнение (5) для
Rmin для ЕПДУ принимает вид:
м (7)
Так как Rmin(ЕПДУ) >>
Rmin(НПДУ), то расстояние, на котором напряженность электрического и магнитного
поля не превышает ПДУ составляет Rmin(ЕПДУ) = 39 м. Следовательно, рабочее
место располагается в пределах действия электрического поля, напряженность
которого превышает ПДУ (рис.7.1).
Рис.7.1. Схема границ зон воздействия ЭМП,
где r - расстояния от источника излучения до
рабочего места (r=10м),
Rmin - расстояние, при котором Rmin(ЕПДУ)
ПДУ (Rmin =
39м), - граница ближней и дальней зон излучения
Вычислим напряжённость
электрического и электромагнитного поля на заданном расстоянии от источника.
В соответствии с формулой (5)
получим:
А/м (8),
В/м (9)
Сравним полученный результат с
нормативными данными.
Н = 5,2 А/м не превышает НПДУ,
равное 50 А/м (5,2 < 50).= 1964,17 В/м значительно превышает максимально
допустимое значение ЕПДУ, равное 500 А/м в L = 1964,17/500 = 4 раза.
Рассчитаем толщину защитного экрана.
Так как значения ПДУ превышаются
только напряженностью электрического поля, а значение напряженности магнитного
поля находится в пределах допустимых значений, то рабочее место необходимо
экранировать от воздействия электрической составляющей ЭМП. Эффективность
экранирования электромагнитного излучения для рассчитываемого экрана
рассчитывается по формуле (14):
дБ (10)
Результирующее поле очень быстро
убывает в экране, проникая в него на незначительную величину δ,
определяемую по формуле (11) [13, c.515 - 516].
(11)
где - угловая частота поля, Гц;
µ - магнитная проницаемость, Гн/м
(для алюминия µ = 4.10-9 Гн/см = 4.10-7 Гн/см);
γ - элекрическая проводимость,
См/м (для алюминия 3,54.105 Ом-1/см = 3,54.107 См/м).
Вычислим δ по формуле
(15):
м = 37,3 см (12)
Следовательно, для снижения
напряженности электрического поля на рабочем месте до уровня ПДУ, рабочее место
необходимо экранировать листами алюминия толщиной 37,3 см. Для исключения
отражения электромагнитных волн, пол рабочего места следует застелить
резиновыми ковриками, поглощающими излучение.
Выбор средств индивидуальной защиты.
Для защиты работников от
электрического поля низкой и очень низкой частоты, создаваемого промышленными
установками, применяется экранирующий костюм (комбинезон или куртка с
брюками).Также в комплект костюма входят: металлическая или пластиковая
металлизированная каска, рукавицы (перчатки), покрытые проводящей тканью и
спецобувь [12, c.169].
Все составляющие костюма соединены
между собой проводниками с целью обеспечения надежной электрической связи с
целью предотвращения проникновения излучения сквозь ткань костюма (для защиты
от ЭМИ необходимо заземление).
Для защиты глаз сотрудников
используются защитные очки З5-80 (ГОСТ 12.4.013-75). Обращенная к глазу
поверхность стекол покрыта бесцветной прозрачной пленкой диоксида олова,
ослабляющей электромагнитную энергию по 30 дБ при светопропускании не ниже 75%
[13, c.518].
Экологичность станций технического
обслуживания
В настоящее время задача соблюдения
экологических норм стоит на первом месте. Это, прежде всего, связанно с сильным
загрязнением окружающей среды, и наша задача не допустить ещё большего
ухудшения данной ситуации и, при возможности, приложить все усилия для её улучшения.
В соответствии с санитарными нормами проектирования станций технического
обслуживания, автосервисных центров, запылённый или загрязнённый ядовитыми
газами воздух удаляется местными вентиляционными устройствами и очищается перед
выбросом в атмосферу, с учётом местных природных условий. Для очистки воздуха,
удаляемого из помещений, используются инерционные и центробежные пылеотделители
и фильтры различных конструкций.
В гаражах и ремонтных мастерских
производственные сточные воды загрязняются нефтепродуктами, лакокрасочными
материалами, ядовитыми электролитами, древесными волокнами и т.п. Загрязнённые
сточные воды при сборе в водоём предварительно необходимо очищать и
обезвреживать, так как они могут представлять собой серьёзную экологическую
опасность для водоёмов и почв.
Способ очистки сточных вод зависит
от степени их загрязнения, самоочищающейся способности водоемов, в которые
спускаются сточные воды, и от использования этих водоёмов населением.
Существуют несколько способов
очистки сточных вод: механический, биологический, физико-химический и
комбинированный.
Температура сточных вод, поступающих
в канализацию не должна превышать 40 С. Содержание вредных веществ, перед
спуском в канализацию, при механической очистке должно быть снижено на 50-60%,
после механической очистки с биофильтрацией на 90-95%.
Механическая очистка
грязеотстойников сточных вод обязательна для автотранспортных предприятий с
количеством автомобилей более 50 единиц, а на базах централизованного
обслуживания - при наличии десяти постов.
Грязеотстойники с ручным удалением
осадка очищают еженедельно, а с механическими средствами удаления осадков -
ежедневно. Выпуск сточных вод в водоёмы допускается после проверки концентрации
вредных веществ в соответствии с СН 245-73.4 органами санитарного надзора.
Содержание окиси углерода в
отработавших газах более установленной нормы способствует загрязнению
окружающей воздушной среды. Поэтому количество окиси в отработавших газах не
должно превышать 20 мг/м3. Внутри салона и кабины транспортных средств,
перевозящих людей, концентрация этих газов не должна превышать установленной
нормы.
На территории сервисных центров
отработанные нефтепродукты и спецжидкости сливаются и хранятся в специальных
ёмкостях. Периодически, по мере заполнения ёмкостей, нефтепродукты и
спецжидкости вывозятся на территорию нефтеперерабатывающего завода, где в
последствие перерабатываются.
Не подлежащие ремонту узлы, агрегаты
и детали автомобилей, складируются в специально отведённом месте. По мере
накопления сдаются в пункт приёма лома цветных и чёрных металлов, и далее
поступают на переплавку.
Все операции по техническому
обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортного
средства (АТС) должны выполняться с соблюдением правил.
Разлитое масло или топливо необходимо
немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования
следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне
помещения.
Использованные обтирочные материалы
(промасленные концы, ветошь и т.п.) должны немедленно убираться в металлические
ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из
производственных помещений в специально отведенные места.
Заключение
В данном разделе рассмотрены
вопросы, связанные с охраной труда персонала СТО. Даны рекомендации по
изменению расположения средств индивидуальной защиты, обустройству помещений
системой пожарной сигнализации, очистке вентиляционных шахт для улучшения
микроклимата. Также даны рекомендации по содержанию прилегающей территории в
частности вывоза и утилизации отходов деятельности СТО.
Приведены меры снижения этого
влияния и предотвращения чрезвычайных ситуаций. Станция технического
обслуживания автомобилей должна располагаться на удаленной от жилых кварталов
территории, для обеспечения комфортного облуживания автотранспортных средств,
предоставления полного спектра услуг клиентам. Станция технического
обслуживания должна обладать достаточной территорией для обеспечения
парковочными местами всех автомобилей, поступающих в ремонт и при этом, не
оказывать негативного влияния на окружающую среду. Руководство станций
технического обслуживания, расположенных вблизи жилых домов, должно обеспечить
комплекс защитных мероприятий по снижению негативного воздействия на природу и
благоустройству отведенной территории, в частности, своевременно вывозить
образовавшиеся отходы, которые не подлежат утилизации, и утилизировать
остальные.
В результате проделанной работы по
данному дипломному проекту было разработано программное обеспечение для
автоматизации работы всех сотрудников автосервиса.
В данном дипломном проекте удалось
решить следующие задачи:
заключать договора об оказании услуг
по ремонту автомобиля;
заключать договора об оказании
услуги диагностирования автомобиля с целью выявления неполадки;
оформлять документы, необходимые для
оплаты услуг, оказанных застрахованному авто-владельцу при наступлении
страхового случая;
проверять и анализировать
произведенные выплаты за оказанные услуги на соответствие перечню услуг,
указанному в договоре;
предоставлять накопленную информацию
по ранее проводимым ремонтным работам по запросу клиента;
добавлять, изменять и удалять
информацию по конкретному авто-владельцу;
осуществлять поиск и сортировку
данных;
печатать выходные формы: договора,
акты, списки перечня и стоимости работ.
Преимуществом разработанной нами
системы является ее относительно низкая стоимость, а также простота и удобство
в эксплуатации, гибкость программирования, что позволит дальнейшую доработку по
запросу владельца автосервиса в случае внесения каких-либо изменений в
комплексной работе автосервиса
Библиографический список
Архитектура
корпоративных программных приложений / Мартин Фаулер-Вильямс, 2006. - 533 с.
ISBN 5-8459-0579-6, 0-321-12742-0.
Совершенный
код. Мастер-класс / Макконнелл С. «Русская Редакция» ; СПб Питер, 2005. - 896
с. ISBN 5-7502-0064-7, ISBN 5-469-00822-3
Основы
разработки приложений на платформе .Net Framework. Учебный курс Microsoft /
Нортроп Т., Райан Б. «Русская Редакция» ; СПб Питер, 2005. - 864 с.
Полный
справочник по C# / Г. Шилдт. Вильямс, 2006.
Таили
Эд. Безопастность персонального компьютера: Пер. с англ. - Мн. ООО «Попурри»,
1997 - 480 с.
Касаткин
А. И. Профессиональное программирование на языке Си. Системное
программирование. Мн.: Высш. Шк., 1993 - 301 с. Ю.Дунаев С. А. Intranet-технологии.
WebDBC. CGI,COBRA 2.0, Netscape, Suite, Borland,
IntraBuilder, Java. JavaScpript М:
Диалог-МИФИ
1997 - 288 с.
Microsoft
Corporation. Реализация баз данных Учебный курс - М.: Изд-во «Русская редакция»
- 2000.
СанПиН
2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных
помещений. М.: ГКСЭН России, 1996.
СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным
электронно-вычислительным машинам и организация работы.
СНиП
2.09.04-87. Административные и бытовые здания.
www.autostat.ru
<http://www.autostat.ru> Аналитическое агентство.
Арустамов
Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Электронный вариант. -
М.: «Дашков и К°», 2002 - 619 с.
Занько
Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. 13-е
изд., испр. / Под ред. О. Н. Русака. - Спб.: Издательство «Лань», 2010. - 672
с.
Приложения
Листинг наиболее значимых частей
программы.
Процедура вывода всех данных по
текущей накладной:
public static SqlDataReader GetAllBill(SqlConnection conn)
{query =
"select a.BillId, a.Number, a.[Date], a.ServicesCost, a.AddCost," +
"
a.Description, b.FIO, c.Surname + ' ' + c.Firstname + ' ' + c.Secondname AS
Cust " +
" from
Bill a INNER JOIN " +
"
[User] b ON a.UserId = b.UserId INNER JOIN " +
"
Customer c ON a.CustomerId = c.CustomerId";cm = new SqlCommand(query,
Helper.CheckConnection(conn));reader =
cm.ExecuteReader(System.Data.CommandBehavior.CloseConnection);
return reader;
}
Процедура вывода всех накладных за
текущую неделю:
public
static SqlDataReader GetBillByDatePeriod(SqlConnection conn, dateBegin,
dateEnd)
{query =
"select a.BillId, a.Number, a.[Date], a.ServicesCost, a.AddCost," +
"
a.Description, b.FIO, c.Surname + ' ' + c.Firstname + ' ' + c.Secondname AS
Cust " +
" from
Bill a INNER JOIN " +
"
[User] b ON a.UserId = b.UserId INNER JOIN " +
"
Customer c ON a.CustomerId = c.CustomerId" +
" where
a.Date between '" +.DateToSQLServerFormat(dateBegin) + "' and '"
+.DateToSQLServerFormat(dateEnd) + "'";cm = new SqlCommand(query,
Helper.CheckConnection(conn));reader =
cm.ExecuteReader(System.Data.CommandBehavior.CloseConnection);
return reader;
}
Процедура вывода всех накладных за
определенный диапазон дат:
public
static SqlDataReader GetBillByDatePeriod(SqlConnection conn,dateBegin,dateEnd)
{query =
"select a.BillId, a.Number, a.[Date], a.ServicesCost, a.AddCost," +
"
a.Description, b.FIO, c.Surname + ' ' + c.Firstname + ' ' + c.Secondname AS
Cust " +
" from
Bill a INNER JOIN " +
"
[User] b ON a.UserId = b.UserId INNER JOIN " +
"
Customer c ON a.CustomerId = c.CustomerId" +
" where
a.Date between '" ++ "' and '" ++ "'";cm = new
SqlCommand(query, Helper.CheckConnection(conn));reader =
cm.ExecuteReader(System.Data.CommandBehavior.CloseConnection);
return reader;
}
Процедура добавления нового
заказчика:
internal
static void CreateNewCustomer(SqlConnection conn, Customer cust)
{query =
"Insert into Customer (Surname,
Firstname,Secondname,Address,PhoneHome,"+
"PhoneWork,
PhoneMob,CarId,GosNumber) values ('" + cust._Surname.ToString() + "'
,'" + ._Firstname.ToString() + "','" +
cust._Secondname.ToString() + "' ,'" + ._Address.ToString() +
"','" + cust._PhoneHome.ToString() + "' , '" +
cust._PhoneWork.ToString() + "', '" +._PhoneMob.ToString() +
"'," + cust._CarId.ToString() + " , '" +
cust._GosNumber.ToString() + "')";.Open();comm = new
SqlCommand(query,conn);
{.ExecuteNonQuery();
}(Exception
e)
{.Show(e.Message,
"Ошибка добавления",.OK,
MessageBoxIcon.Error);
}
}
Процедура удаления заказчика:static
void DeleteCustomer(int id,SqlConnection conn)
{query =
"Delete from Customer where CustomerId=" + id.ToString();(conn.State
== System.Data.ConnectionState.Closed).Open();com = new SqlCommand(query,conn);
{.ExecuteNonQuery();
}(Exception
e)
{.Show(e.Message,
"Ошибка удаления",.OK,
MessageBoxIcon.Error);
}
Процедура обновления данных о заказчике:static
void UpdateCustomer(int id, SqlConnection _conn,Customer cust)
{query =
"Update Customer Set "+
"Surname=
'" + cust._Surname.ToString() + "'," +
"Firstname
= '" + cust._Firstname.ToString() + "',"+
"Secondname
='" + cust._Secondname.ToString() + "'," +
"Address
='" + cust._Address.ToString()+"'," +
"PhoneHome
='" + cust._PhoneHome.ToString()+"'," +
"PhoneWork
='" + cust._PhoneWork.ToString() + "'," +
"PhoneMob
='" + cust._PhoneMob.ToString() + "'," +
"CarId
=" + cust._CarId + "," +
"GosNumber
='" + cust._GosNumber.ToString()+ "'" +
"where
CustomerId = " + id.ToString();
_conn.Open();com
= new SqlCommand(query, _conn);
{.ExecuteNonQuery();
}(Exception
e)
{.Show(e.Message,
"Ошибка обновления",.OK,
MessageBoxIcon.Error);
}
}
Процедура добавления новой накладнойstatic
void CreateNewBill(SqlConnection conn, Bill Bl)
{query =
"Insert into Bill (Number, CustomerId, Description,UserId,
Date,AutoServiceId) values ('" +._Number.ToString() + "' ,'"
+._CustomerId.ToString() + "','" + ._Description.ToString() +
"','" +._UserId.ToString()
+"','"+.DateToSQLServerFormat(System.DateTime.Today)+ "','"
+._AutoServiceId.ToString() +"' )";.Open();comm = new SqlCommand(query,
conn);
{.ExecuteNonQuery();
{
MessageBox.Show(e.Message,"Ошибка добавления",.OK,
MessageBoxIcon.Error);
}
}:
Процедура подсчета стоимости работstatic
Bill GetTotalCoast(int id, SqlConnection conn)
{query =
"SELECT SUM(CAST(Price AS int)) AS Summa "+
" FROM
WorkList "+
" WHERE
(BillId = "+id+")";cm = new SqlCommand(query,
Helper.CheckConnection(conn));reader =
cm.ExecuteReader(System.Data.CommandBehavior.CloseConnection);b = new
Bill();(reader.Read())
{.TotalCoast
= reader.GetInt32(0);
}.UpdateTotalCoast(id,
conn, b);b;
}
Форма
FormCustomer.cs («Заказчики»)AUTO
{partial
class FormCustomer : Form
{_conn = new
SqlConnection(Properties.Settings.Default.ConnectionString); _fm = new
FormCustomerAdd();static EventHandler RefreshGrid; void
FormCustomer_RefreshGrid(object sender, EventArgs e)
{();
}FormCustomer()
{.RefreshGrid
+= new EventHandler(FormCustomer_RefreshGrid); ();
}void
handler()
{();
}void
btExit_Click(object sender, EventArgs e)
{.ActiveForm.Close();
}void
FillGrid()
{bs = new
BindingSource();.DataSource = Customer.GetAllCustomer(_conn);.DataSource = bs;
}void
FormCustomer_Load(object sender, EventArgs e)
{();
}void
ShowCustomerAddForm(int id)
{ ca = new
FormCustomerAdd();.ShowMe(id, _conn, FormCustomerAdd.FormMode.Edit);
}void
dgCustomer_CellDoubleClick(object sender, DataGridViewCellEventArgs e)
{id =
(int)dgCustomer.Rows[e.RowIndex].Cells["CustomerID"].Value;(id);
}void
btEdit_Click(object sender, EventArgs e)
{id =
(int)dgCustomer.Rows[dgCustomer.CurrentRow.Index].Cells["CustomerID"].Value;(id);
}void
btAdd_Click(object sender, EventArgs e)
{ca = new
FormCustomerAdd();.ShowMe(_conn, FormCustomerAdd.FormMode.Add);
}void
btDelete_Click(object sender, EventArgs e)
{id =
(int)dgCustomer.Rows[dgCustomer.CurrentRow.Index].Cells["CustomerID"].Value;
if (MessageBox.Show("Вы
действительно хотите удалить запись?", "Внимание!",
MessageBoxButtons.YesNo,
MessageBoxIcon.Warning) == DialogResult.Yes)
{.Customer.DeleteCustomer(id,
_conn);
}();
}
}
форма FormCustomerAdd.cs
(Добавление\редактирование заказчиков)
Namespace
AUTO
{partial
class FormCustomerAdd : Form
{enum
FormMode
{ ,
}
_customer;_conn;_myMode;FormCustomerAdd()
{();
}void
ShowMe(int id, SqlConnection conn, FormMode mode)
{
_myMode =
mode;
_conn =
conn;(id, _conn);.btAdd.Text = "Обновить";.ShowDialog();
}void
ShowMe(SqlConnection conn, FormMode mode)
{
_myMode =
mode;
_conn =
conn;bs = new BindingSource();.DataSource =
Car.GetAllCar(_conn);.cbCar.DataSource = bs;.cbCar.DisplayMember =
"Model";.cbCar.ValueMember = "CarId";.btAdd.Text = "Записать";.ShowDialog();
}void
FillControls(int id, SqlConnection conn)
{
_customer =
new Customer();
_customer =
Data.Customer.GetCustomer(id, _conn);.tbSurName.Text =
_customer.Surname.ToString();.tbFirstName.Text = _customer.Firstname.ToString();.tbSecondName.Text
= _customer.Secondname.ToString();.tbAddress.Text =
_customer.Address.ToString();.tbPhoneHome.Text =
_customer.PhoneHome.ToString();.tbPhoneWork.Text =
_customer.PhoneWork.ToString();.tbPhoneMob.Text = _customer.PhoneMob.ToString();.tbGosNumber.Text
= _customer.GosNumber.ToString();bs = new BindingSource();.DataSource =
Car.GetAllCar(_conn);.cbCar.DataSource = bs;.cbCar.DisplayMember =
"Model";.cbCar.ValueMember = "CarId";.cbCar.SelectedValue =
_customer.CarId;
}Customer
FillCustomer()
{c = new
Customer();(_myMode == FormMode.Edit).CustomerID =
_customer.CustomerID;.Surname = this.tbSurName.Text;.Firstname =
this.tbFirstName.Text;.Secondname = this.tbSecondName.Text;.Address =
this.tbAddress.Text;.PhoneHome = this.tbPhoneHome.Text;.PhoneWork =
this.tbPhoneWork.Text;.PhoneMob = this.tbPhoneMob.Text;.CarId =
(int)this.cbCar.SelectedValue;.GosNumber = this.tbGosNumber.Text;c;
}void
btClose_Click(object sender, EventArgs e)
{.ActiveForm.Close();
}void
btAdd_Click(object sender, EventArgs e)
{(_myMode ==
FormMode.Add)
{.Customer.CreateNewCustomer(_conn,
FillCustomer());.Close();
}
{.Customer.UpdateCustomer(_customer.CustomerID,
_conn, FillCustomer());.Close();
}
}void
FormCustomerAdd_FormClosed(object sender, FormClosedEventArgs e)
{.RefreshGrid(sender,
e);
}
}