Ночные клубы как форма досуга молодежи
"Ночные
клубы как форма досуга молодёжи"
1.Методологический
раздел программы
.1 Обоснование актуальности
История развития клубного досуга в России
начинается с XIX века. Однако, трансформируясь в течение двух веков, клубы XXI
века несут на себе отпечаток современной культуры. В современной России клубные
формы досуга продолжают оставаться актуальными, но в их пространстве произошла
дифференциация, которая порой бывает настолько полярной, что представляется
проблематичным сравнение между собой форм досуга, объединенных названием
«клуб», например, шахматный клуб, бизнес клуб и ночной клуб.
Функции клубов как формы организованного досуга
изменились, вместе с этим изменились ценности и нормы досуговой деятельности,
потребности, удовлетворяемые в досуге. Все это актуализирует необходимость
теоретического и практического анализа клубов как формы организованного досуга.
Ночные клубы, появившиеся в России в девяностых
годах XX века, до сих пор противоречиво оцениваются общественным мнением. С
одной стороны, ночные клубы предстают в качестве новой и необычной среды для
самовыражения личности. С другой стороны, ночной клуб представляется девиантной
формой досуга, связанного с пьянством, употреблением наркотиков и
распространенностью случайных половых связей. С этой точки зрения
актуализируется изучение характера деятельности, реализующейся в ночных клубах.
Увеличивающееся количество ночных клубов на
территории России вызывает интерес не только у посетителей, но и у
исследователей. Бесспорно, ночные клубы - это закрытые системы со специфическим
механизмом функционирования, своей иерархией и системой ценностей. Ночной клуб
предстает для посетителей как совершенно иная реальность, непохожая на мир их
ежедневных социальных практик.
1.2 Проблематика темы исследования
Ночные клубы как форма досуга еще не стали
предметом целенаправленного научного изучения в отечественной социологии.
Исследований на эту тему проводилось в России крайне мало, как правило, они
являются маркетинговыми и не рассматривают ночные клубы как форму
организованного досуга. В большинстве из них ночной клуб рассматривается лишь с
точки зрения потребительских предпочтений людей, регулярно посещающих ночные
клубы. Поэтому существует потребность в изучении ночных клубов, в составлении
целостного представления об этой форме досуга и реализуемой в ней деятельности.
1.3 Интерпретация и
операционализация ключевых понятий
Досуг - это совокупность различных видов
деятельности, которые человек может осуществлять в незанятое работой время для
удовлетворения своих физических, социальных и духовных потребностей.
Дресс-код - это форма одежды, требуемая при
посещении определённых мероприятий, организаций, заведений.
Имидж клуба - искусственный образ, формируемый в
общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации.
Контингент - это совокупность людей, образующих
однородную в каком-либо отношении группу, категорию.
Молодёжь - это особая социально-демографическая
группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход
от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь
понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет
возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в
возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Ночной клуб - это общественное заведение,
работающее обычно после 21:00, предназначено для свободного времяпрепровождения
(как правило, для молодежи).
Обычно в клубах есть бар, танцпол, чил аут -
место, в котором можно посидеть в тихой обстановке с более спокойной музыкой.
Часто в клубах присутствует дресс-код и фейсконтроль. Для клубов нет особого
единого формата, так как каждый клуб специализируется на своей целевой
аудитории посетителей.
Тематическая вечеринка - имеет одно строго
заданное направление: это может быть стилизация под любимую историческую эпоху,
народный стиль выбранной страны, музыкальное направление или поэтический вечер,
посвященный творчеству любимого поэта.
Тенденции - это идейно-эмоциональное отношение
автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые или
непосредственные) проблематики и характеров, выраженные через систему образов.
Фейсконтроль - ограничение входа, выборочный
отказ в обслуживании посетителей (клиентов), не удовлетворяющих определённым
критериям.
Цели исследования
Цель исследования - изучить досуг современной
молодёжи города Ульяновска, выделить факторы, определяющие выбор ночного клуба
как формы досуга молодежью г. Ульяновска, рассмотреть положительные и отрицательные
стороны этой формы досуга
Задачи исследования
1. рассмотреть основные цели посещения ночных
клубов молодежью;
2. проанализировать частоту посещения
ночных клубов молодежью;
. выявить наиболее популярные ночные
клубы среди молодежи в г. Ульяновск;
. рассмотреть положительные и
отрицательные стороны клубной жизни.
Объект исследования
Объект исследования - досуг молодежи Ульяновска.
Предмет исследования
Предмет исследования - факторы, определяющие
выбор ночного клуба как формы досуга молодежью г. Ульяновска.
Гипотеза
Респонденты от 18 до 23 лет чаще посещают ночные
клубы, чем люди более старшего возраста, так как именно это тот возраст, когда
человек стремится выплеснуть свои эмоции в кругу друзей, как-то себя показать.
ночной клуб досуг
2.Методический раздел программы
.1 Методы сбора первичной
социологической информации
ночной клуб досуг
В данном социологическом исследовании будет
использоваться анкетный опрос.
Задачи исследования предполагают получение
структурированной информации, а анкетирование наиболее подходящий способ сбора
такой информации.
Также следует отметить, что данное
социологическое исследование направлено не на широкую целевую аудиторию, т.е.
пилотаж.
2.2 Выборка
Было опрошена молодёжь города Ульяновска в
возрасте от 18 до 35 лет. Всего было опрошено 56 человек, из них 35 женщин и 21
мужчина.
2.3 Практическая значимость
исследования
Изучение современных форм досуга имеет важное
теоретическое и прикладное значение, поскольку исследования в данной сфере в
настоящее время немногочисленны. Помимо этого общая концепция досуга и
свободного времени требует дальнейшей теоретической и эмпирической разработки
ввиду категориальной противоречивости этих понятий.
Анкета
Лаборатория «Социолог» УлГУ проводит
социологическое исследование по теме «Ночные клубы как форма досуга молодёжи».
Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты. При ответе на вопросы Вам просто
необходимо отметить наиболее подходящий, на Ваш взгляд, вариант ответа (в
некоторых случаях количество ответов указано в скобках) или написать ответ
словами или цифрами, где это указано. Мы будем очень признательны, если Вы
ответите на наши вопросы. Анкета носит анонимный характер.
. Ваш пол?
. М
. Ж
. Ваше образование?_______________________
. Ваш возраст?_____
. Нравится ли Вам посещать ночные клубы в городе
Ульяновск?
. да
. скорее да, чем нет
. отношусь нейтрально
. нет
. скорее нет
. Как часто Вы посещаете ночные клубы?
. очень часто (каждую неделю)
. часто (1-2 раза в месяц)
. редко (1-2 раза в квартал)
. очень редко (раз в пол года)
. не посещаю
. Какова цель Вашего визита в ночной
клуб?____________________________________
. Какие клубы наиболее предпочтительны для Вас в
г. Ульяновск?
_____________________________________________________________________________
. Что больше всего Вам нравится в приоритетном
для вас клубе?
_____________________________________________________________________________
. Что Вас раздражает или отталкивает от
посещения определенного ночного
клуба?_______________________________________________________________________
. Оцените работу ночных клубов города Ульяновск
по некоторым характеристикам:
Таблица 1
. Определите важность некоторых показателей
ночных клубов Ульяновска:
Таблица 2
12. Опишите Ваше эмоциональное восприятие от
ночного клуба в городе Ульяновск по 5-ной шкале.
Таблица 3
Следует
найти хороших ди-джеев
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Вход
в клуб стоит дорого
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Темы
для вечеринок интересны
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
В
клубах всегда атмосфера веселья
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
. Каков Ваш постоянный доход в
месяц?______________________________________
. Закончите предложение:
Я могу оставить в клубе за один раз примерно
________________ рублей.
. Достаточно ли Вам денежных средств для Вашего
отдыха?
. да
. нет
. денег хватает не всегда
. денег достаточно, чтобы провести свой досуг
как хочется, но немного ограничиваю себя
. другое_______________
. Источник Ваших доходов:
. работа, заработная плата
. стипендия
. случайные заработки
. дают родители
. содержит любимый человек
. другое_____________
. Укажите, на Ваш взгляд, положительные стороны
ночных клубов г.
Ульяновска?_______________________________________________________________
. Укажите, на Ваш взгляд, отрицательные стороны
ночных клубов г.Ульяновска.
. Сколько времени Вы проводите в
клубе?___________________________________
. Откуда Вы узнаетё информацию о
клубе?____________________________________
. Ваше семейное
положение?_________________________________________________
. Есть ли у Вас хобби?_______________________________________________________
. Почему Вы предпочитаете именно эту форму
досуга?__________________________
. Какие причины могут повлиять на выбор
определённого ночного клуба?_______
3.Анализ результатов
социологического исследования «ночные клубы как форма досуга молодёжи
В социологическом исследовании было опрошено 56
молодых людей.
В половом соотношении получились следующие
данные:
Таблица 4. Пол респондентов
Вариант
ответа
|
%
|
Женский
|
64
|
Мужской
|
36
|
Были опрошены 56 человек, из них - женщины (64%)
и мужчины (36%).
Средне-специальное образование имеет 14%
респондентов, незаконченное высшее образование - 38% респондентов и высшее -
10%. 38% опрошенных имеют среднее образование.
На вопрос «Нравится ли Вам посещать ночные
клубы?» были получены следующие результаты.
Таблица 5. Нравится ли Вам посещать ночные
клубы?
Вариант
ответа
|
Мужчины
|
Женщины
|
12%
|
14%
|
Скорее
да, чем нет
|
36%
|
16%
|
Нет
|
1%
|
2%
|
Скорее
нет, чем да
|
9%
|
8%
|
% мужчин и 14% женщин отметили, что им нравится
посещать ночные клубы. Не нравится посещать ночные клубы лишь 1% мужчин и 2 %
женщин. «Скорее да, чем нет» ответили 38% мужчин и 16% женщин. И лишь 9% мужчин
и 8% женщин ответили «скорее нет, чем да».
Таблица 6. Возраст респондентов
|
От
18 до 23 лет
|
От
24 до 30лет
|
От
30 до 3 5 лет
|
Нравится
ходить в ночные клубы
|
19%
|
5%
|
1%
|
Скорее
да, чем нет
|
9%
|
35%
|
10%
|
Скорее
нет, чем да
|
2%
|
8%
|
6%
|
Большинство респондентов, которым нравятся
ходить в клубы (19%) представляют возрастную категорию от 18 до 23 лет, от 24
до 30 лет ответили 5% и только 1% относятся к категории от 31 до 35 лет.
«Скорее да чем, нет» ответили большинство (35%) в возрасте от 24 до 30 лет, 10%
- от 31 до 35 лет и 9%- от 18 до 23 лет. «Скорее нет, чем да» ответили
респонденты в возрастной категории, набравшие почти равное количество, от 24 до
30 лет (8%) и от 31 до 35 лет(6%). И лишь в возрасте от 18 до 23 лет ответили 2
%.
Большинство респондентов, которые часто посещают
ночные клубы (10%) представляют возрастную категорию от 18 до 23 лет, 5% в
возрасте от 24 до 30 лет и 0,6 % в возрасте от 31 до 35 лет.
Респонденты от 24 до 30 лет редко посещают
ночные клубы, 6% - от 31 до 35 лет и 3,4% - студенты от 18 до 23 лет. Больше
всего процентов в категории «не посещаю ночные клубы» (13%) представляет собой
возрастная категория от 31 до 35 лет, 5% - в возрасте от 18 до 23 лет и только
3% - в возрасте от 24 до 30 лет.
На вопрос «Сколько часов Вы проводите в клубе»
были даны следующие ответы.
Таблица 7. Время, проведенное в клубе
Время
|
Женщины
|
Мужчины
|
От
1 до 1,5часов
|
31%
|
-
|
От
2 до 3 часов
|
10%
|
11%
|
5
часов
|
3%
|
18%
|
Свыше
5 часов
|
12%
|
15%
|
Женщины, которые проводят в клубе от 1 до 1,5
составляют 31%. Почти равное количество женщины (10%) и мужчины (11%) проводят
в клубе от 2 до 3 ч. 5 часов в клубе проводят 18% мужчин, а женщины гораздо меньше
(3%). Свыше 5 ч проводят почти одинаковое количество времени мужчины (15%) и
женщины (12%)
Респонденты в возрасте от 18 до 23 лет, а именно
29%, проводят в клубе от 1 до 1,5ч. Такое же количество времени проводят
респонденты в возрасте от 24 до 30 лет (11%). Почти равное количество ответов
дали респонденты в возрасте от 18 до 23 лет (10%) и от 24 до 30 лет (8%),
которые проводят от 2 до 3 ч в клубе, и только 3 % в возрасте от 31 до 35 лет
проводят такое количество времени.
На вопрос «Какова цель Вашего визита в ночной
клуб?» были получены следующие результаты.
% мужчин и 21 % денщик ходят в ночные клубы,
чтобы потанцевать. Послушать музыку ходят 16% мужчин и 9% женщин. 8% женщин и
1%мужчин на вопрос ответили «чтобы показать себя». Чтобы пообщаться ходят
равное количество (13%) и мужчин, и женщин. И только 3% женщин ответили «ходить
в клубы - это модно».
Почти половина опрошенных 16% респондентов
состоят в браке, помимо их еще 5% состоят в гражданском браке. 69% опрошенных
холосты или не замужем,5 % респондентов разведены. И только 5% респондентов
вдовец или вдова.
На вопрос, какие клубы для Вас наиболее
предпочтительными были выделены следующие лидеры, а именно:
) Four Rooms
) TEXAS
) Монако
На вопрос «Что больше всего Вам нравиться в
приоритетном для Вас клубе» были получены следующие данные:
Таблица 8. Критерии в приоритетном клубе
Критерий
|
%
|
Диджей
|
35
|
Хорошая
музыка
|
27
|
Большой
танцпол
|
23
|
Дешевые
коктейли
|
13
|
Скорее
привычка
|
На вопрос «Что Вас раздражает или отталкивает от
посещения определённого ночного клуба?» респонденты ответили следующим образом:
Таблица 9. Отталкивающие критерии ночного клуба
Вариант
ответа
|
%
|
Плохая
репутация
|
48
|
Высокие
цены
|
23
|
Посетители
клуба
|
15
|
Не
нравиться атмосфера клуба
|
10
|
Плохое
расположение
|
4
|
Следующий вопрос звучал следующим образом:
«Оцените работу ночных клубов города Ульяновск
по некоторым характеристикам»:
Таблица 10. Характеристики работы ночного клуба
Далее респондентам было предложено отметить
следующие характеристики:
Таблица 11. Показатели ночного клуба
На вопрос, «Какой средний доход приходиться на 1
члена Вашей семьи?» выявлены следующие результаты:
Таблица 12. Доход на 1 члена семьи
Сумма
|
%
|
Менее
5000 руб.
|
9
|
5000-9000
руб.
|
78
|
Свыше
9000 руб.
|
13
|
За один раз в клубе респонденты могут оставить
следующую сумму.
Таблица 13. Какую сумму Вы можете оставить за
одно посещение в клубе
Варианты%
|
|
От
500 до 1000р
|
19
|
От
1000 до 2000р
|
42
|
От
2000 до 5000р
|
16
|
Более
5000р
|
4
|
Большинству респондентов денег не всегда хватает
(63%), 24% - денег хватает, но приходиться себя ограничивать, 7% хватает денег,
6 - не хватает. Источником доходов являются стипендия и заработная плата.
На вопрос «Почему Вы предпочитаете именно эту
форму досуга» были получены следующие результаты:
Выводы
В результате проведенного исследования были
сделаны следующие выводы.
Посетители клуба - это образованные люди, так
как в результате опроса была выявлено, что 38% имеют незаконченное высшее образование,
высшее - 10%, и среднее специальное - 14%.
Респондентам нравиться ходить в клубы, причем
идёт почти равное соотношение количества мужчин и женщин - 12 и 14 %
соответственно. «Скорее да, чем нет» ответили 38% мужчин и 16% женщин. И лишь
9% мужчин и 8% женщин ответили «скорее нет, чем да».
Возрастная категория тех, кому нравиться ходить
в клубы - это возраст от 18 до 23.
Следует отметить и разные показатели во времени
проведения в клубе. 31% женщин проводит в клубе 1,5 часа. 10% мужчин и 10%
женщин проводят 2-3 часа в клубе.
Основная цель прихода в ночной клуб мужчин и
женщин - потанцевать. Так ответили 10% мужчин и 21% женщин. Послушать музыку
приходят 16% мужчин и 9% женщин.
Были выделены наиболее популярные клубы города
Ульяновск: это Four
Rooms, TEXAS, Монако.
При посещении этих клубов главными критериями
являются следующие:
1. большой танцпол,
2. дешевые коктейли,
. хорошая музыка,
. диджей.
Не пойдут в ночной клуб респонденты при
следующих условиях. Это - плохая репутация клуба, высокие цены, неприятные
посетители клуба, плохая атмосфера клуба.
Оценить работу ночных клубов по мнению
респондентов можно следующим образом.
разнообразие тематических вечеринок
(удовлетворительно)
цены за вход (удовлетворительно)
качество музыки и работы диджеев (хорошо)
безопасность и охрана (неудовлетворительно).
Из этого можно сделать вывод, что общую оценку
ночных клубов города Ульяновск можно дать удовлетворительно.
Для респондентов при посещении ночного клуба
важны следующие показатели:
имидж клуба,
известность диджея,
соответствие модным тенденциям,
средний возраст контингента,
фейсконтроль.
он негативно влияют на развитие индивида,
разрушая его ценности и нанося вред здоровью;
многие школьники и студенты проводят очень много
времени в клубах, что отрицательно сказывается на их учёбе и трудоспособности;
алкоголь, внутриклубная атмосфера, пропитанная
табачным дымом, конечно, отрицательно влияет на здоровье;
в некоторых небольших ночных клубах световые
эффекты и звуковая система некачественны, что также отражается на здоровье.
Очень важно, чтобы обстановка в клубе была удобной для отдыха. Интерьер,
мебель, расположение зон отдыха, световой и звуковой техники должны быть хорошо
продуманы и не наносить вред здоровью;
в клубах часто возникают конфликты и даже драки;
ночные клубы дорого обходятся их посетителям.
Ценовая политика клубов довольна жёсткая. Ведь главная цель - получение
прибыли.
Есть и положительные стороны клуба:
клубы - это места, где молодёжь отдыхает,
общается, танцует;
различные конкурсы способствуют новым
знакомствам и повышению коммуникабельность;
посетив несколько раз такие заведения, некоторые
люди находят свою профессию и призвание, становятся ди-джеями, ведущими или
танцорами;
танцы, общение и любимая музыка являются хорошей
разрядкой после рабочей недели и зарядом положительным эмоций.
Социологический анализ ночных клубов как формы
организованного досуга предполагает анализ факторов, влияющих на посещение
ночных клубов. Под факторами понимается условия, которые оказывают воздействие
на посещение ночных клубов, а также определяют характер деятельности во
внутриклубном пространстве. В исследовании выделены и проанализированы две
группы факторов: объективные (макро) и субъективные (микро).
Объективные факторы зависят от состояния
общества, от групповых и социальных особенностей посетителей клубов.
Субъективные факторы реализуются на уровне индивидуального сознания.
К первой группе относятся: внутриклубная
атмосфера, референтная группа, материальное положение, образование и наличие
семьи.
Во вторую группу нами включены факторы: наличие
свободного времени, интерес к клубной жизни, опыт посещения ночных клубов,
особые мотивы посещения ночных клубов.
Одним из важных факторов, влияющих на посещение
ночных клубов, является внутриклубная атмосфера. Наличие атмосферы, по мнению
респондентов, является важным стимулом при выборе ночного клуба, а также при
реализации досуговой деятельности в нем. Так отсутствие специфической атмосферы
в клубе делает его не привлекательным для посетителей, вызывает негативные
оценки, создает плохую репутацию. В то время как клуб с хорошо
зарекомендовавшей себя атмосферой привлекает новых посетителей даже среди тех,
кто ранее не входил в их ряды.
Наличие впутриклубной атмосферы также
обуславливает процесс активного развития ночной клубной жизни, которая дает
возможность посетителям абстрагироваться от повседневности, окунуться в
необычную культурную среду музыки и танца, придумать себе какой-то новый образ
и полностью ему соответствовать.
Следующим важным фактором, влияющим на посещение
ночных клубов, являются средства массовой информации. Последнее время тема
ночных клубов в СМИ существенным образом актуализировалась. Телевидение
транслирует привлекательный и «гламурный» (как это принято называть в среде
посетителей ночных заведений) образ человека, проводящего свой досуг в ночных
клубах. Этот образ создается за счет внешней привлекательности героя, модности
одежды, непринужденности в общении, и ориентации на досуговую, а не на
профессиональную деятельность. В роли героя программ про внутриклубную жизнь
часто выступают известные эстрадные исполнители. Безусловно, это не может не
оказать влияние на подрастающее поколение, проводящее свободное время перед
телевизором и прослушивающее радиостанции. Помимо этого, СМИ выступают значимым
источником информации о ночных клубах (открытие новых клубов, проводящиеся
вечеринки, анонсы предыдущих вечеринок и т.д.), что также оказывает влияние на
их посещение.
Анализ результатов показал, что 47% респондентов
выделяют СМИ, как значимый для себя фактор при посещении клубов, при этом 7%
получают информацию о ночных клубах по телевидению, 13% - по радио, 14% - из
тематических печатных СМИ, а 13% - из Интернета.
Одним из наиболее важных факторов, оказывающих
влияние на посещение ночных клубов, выступает референтная группа. Референтную
группу мы рассматривается как реальную или воображаемую группу, являющуюся для
индивида эталоном, с которым он сопоставляет свое социальное положение,
поведение и установки. При изучении посетителей ночных клубов в роли
референтной группы выступает «тусовка», определяемая нами как группа близких по
своему социальному, экономическому и мировоззренческому положению посетителей
определенных ночных клубов.
Внутриклубная «тусовка» выступает в качестве
основного источника информации о ночных клубах, что подтверждают 52%
респондентов, отметивших, что получают информацию о клубах от друзей и
знакомых, из них 37% считают этот источник наиболее удобным и достоверным. Так
же 88% посетителей сообщают, что начало их посещения ночных клубов связано с
наличием друзей и знакомых, которые их заинтересовали клубным досугом. Таким
образом, с одной стороны, «тусовка» способна формировать у индивида потребность
в посещении ночных клубов; а с другой стороны, поддерживать дальнейший интерес
путем создания благоприятного досугового коммуникационного пространства в клубе
и выступать основным источником информации о ночной жизни.