Конструктивная разработка привода к ленточному конвейеру
РЕФЕРАТ
Курсовой проект содержит 42 с., 6 таблиц, 4 рисунка, 4 источника.
ПРИВОД, ДВИГАТЕЛЬ, ШКИВ, РЕДУКТОР, ШЕСТЕРНЯ, КОЛЕСО, ПОДШИПНИК, КОРПУС,
ФЛАНЕЦ, БОЛТ, МАСЛО, РЕМЕНЬ.
В курсовом проекте произведена конструктивная разработка привода к
ленточному конвейеру. Выполнены расчеты на прочность различных деталей
редуктора: таких как зубчатое колесо, валы, подшипники. Проведены
конструкторские расчеты шпоночных соединений. Рассчитана клиноременная
передача.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Расчет и конструирование
.1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет
1.2 Расчёт клиноременной передачи
1.3 Расчёт зубчатых колёс
.4 Предварительный расчёт валов редуктора и выбор
подшипников
.5 Конструктивные размеры шестерни и колеса
.6 Конструктивные размеры корпуса редуктора
.7 Первый этап компоновки
.8 Проверка долговечности подшипников
.9 Выбор муфты
.10 Расчёт шпонок на смятие
.11 Уточнённый расчет валов
. Посадки зубчатого колеса, шкивов и подшипников
. Выбор сорта масла
. Сборка редуктора
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
Целью данного курсового проекта является разработка привода к ленточному
конвейеру, конструирование одноступенчатого цилиндрического косозубого
редуктора.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых колес или червячных
передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи
вращения от вала двигателя к валу рабочей машины.
Назначение редуктора - понижение угловой скорости и соответственно
повышения вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим (рисунок 1).
1 - электродвигатель; 2 - клиноременная передача; 3 - одноступенчатый
цилиндрический редуктор; 5 - ленточный конвейер.
Рисунок 1 - Привод ленточного конвейера с цилиндрическим редуктором и
клиноременной передачей.
Основные характеристики редуктора - КПД, передаточное отношение,
передаваемая мощность, максимальные угловые скорости валов, количество ведущих
и ведомых валов, тип и количество передач и ступеней.
Цилиндрический редуктор общемашиностроительного назначения используется
для передачи вращательного движения между валами расположенными параллельно
друг к другу. Установленный в различных агрегатах и механизмах цилиндрический
редуктор способен снизить частоту вращения, и в тоже время увеличить крутящий
момент.
В данном курсовом проекте будет использована клиноременная передача.
Клиноременная передача - один из видов ременной передачи.
В клиноременной передаче гибкая связь осуществляется приводным ремнем
трапециевидного сечения с углом профиля, равном 40° (в недеформированном
состоянии). По сравнению с плоским ремнем клиновидный ремень передает большие
тяговые усилия, но передача с таким ремнем имеет пониженный КПД.
Достоинства ременных передач:
• простота конструкции и малая стоимость;
• возможность передачи мощности на значительные расстояния (до 15
метров);
• плавность и бесшумность работы;
• смягчение вибрации и толчков вследствие упругой вытяжки ремня.
Недостатки ременных передач:
• большие габаритные размеры, в особенности при передаче значительных
мощностей;
• малая долговечность ремня в быстроходных передачах;
• большие нагрузки на валы и подшипники от натяжения ремня;.
• отсутствие в необходимости смазки;
• малая стоимость.
1.
РАСЧЕТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ
1.1 Выбор электродвигателя и кинематический
расчет
Для выбора электродвигателя необходимо знать примерную мощность,
требуемую на входном валу привода. Коэффициент полезного действия механических
передач определяется отношением мощности на выходном валу к мощности на входном
валу:
где h - коэффициент
полезного действия (КПД) привода;
- требуемая мощность на выходном валу редуктора;
Р - требуемая мощность двигателя.
Используя формулу (1) выразим требуемую мощность двигателя:
КПД привода определяется произведением КПД передач, входящих в
кинематическую систему, а так же потерями на трение в опорах на трение каждого
вала (3):
КПД зубчатой передачи .
КПД ременной передачи .
Коэффициент трения в опорах
Зная КПД, выразим из выражения (2) требуемую мощность:
В соответствие с ГОСТ 19523 - 81 подберём электродвигатель требуемой
мощности. Выбираем электродвигатель АО2 - 51 - 6, с параметрами Рдв=
5,5 кВт,частотой вращения n =970
об/мин и диаметром вала.
Угловая скорость двигателя :
Определяем передаточное отношение:
Намечаем для редуктора тогда для клиноременной передачи:
Угловая скорость и частота вращения ведущего вала редуктора (рисунок 2,
вал В):
А - вал электродвигателя; В - ведущий вал редуктора; С - ведомый вал
редуктора и вал барабана
Рисунок 2 - Кинематическая схема привода.
Полученные результату поместим в таблицу.
Таблица 1 - Кинематические характеристики валов привода
Вал
|
n, об/мин
|
, с-1
|
А
|
966
|
|
В
|
483
|
|
С
|
69
|
7,22
|
1.2 Расчет клиноременной передачи
При выборе между плоскоременной и клиноременной передачей, предпочтение
отдано клиноременной, так как применение клинового ремня позволяет увеличить
тяговую способность передачи за счет повышения трения, при этом сцепление с
поверхностью шкива увеличится примерно в три раза.
Исходные данные для расчета:
передаваемая мощность Р = 3,3 кВт,
частота вращения ведущего (меньшего) шкива nдв= 970 об/мин,
передаточное отношение iк.р.= 2,1,
скольжение ремня e =
0,01.
В зависимости от частоты вращения меньшего шкива и передаваемой
мощности Р= 3,3 кВт принимаем сечение клинового ремня О.
Вращающий момент:
Диаметр меньшего шкива определим по эмпирической формуле:
(17)
Полученный результат округлим до стандартного значения. Принимаем
значение диаметра меньшего шкива .
Диаметр большего шкива:
Уточненное передаточное отношение
При этом угловая скорость вала:
Расхождение с заданным значением:
Следовательно, окончательно принимаем диаметры шкивов
d1=112 мм
d2=221 мм
Межосевое расстояние в интервале:
где - высота сечения ремня,
Принимаем предварительное значение
Расчетная длина ремня:
Ближайшее значение длины ремня по стандарту
Уточненное межосевое расстояние с учетом стандартной длины
ремня:
Где L = 1180 мм,
9 Угол обхвата ремнем малого шкива:
10 Коэффициент режима работы, учитывающий условия эксплуатации
передач, для привода к ленточному конвейеру при двухсменной работе Ср=1,0.
11 Коэффициент, учитывающий влияние длины ремня, для ремня сечения О
при длине L= 1180 мм коэффициент СL= 0,98.
Коэффициент влияния длины обхвата(таблица 1):
Таблица 1 - Коэффициент
|
180
|
160
|
140
|
120
|
100
|
90
|
70
|
|
1,0
|
0,95
|
0,89
|
0,82
|
0,73
|
0,68
|
0,56
|
При = 160°коэффициент = 0,95.
Коэффициент, учитывающий число ремней в передаче (таблица 2):
Таблица 2 - Коэффициент
z
|
2-3
|
4-6
|
св. 6
|
Сz
|
0,95
|
0,90
|
0,85
|
Предполагая, что число ремней от 2 до 3, принимаем Сz=0,9.
Число ремней в передаче:
где Р- мощность электродвигателя
Ро = 3 кВт для ремня сечения В.
Принимаем число ремней z =7
. Предварительное натяжение ветви ремня
где
q- коэффициент, учитывающий влияние центробежных сил (таблица 3).
Таблица 3 - Коэффициент q
Сечение ремня
|
О
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
q, Н×с2/м2
|
0,06
|
0,1
|
0,18
|
0,3
|
0,6
|
0,9
|
Для сечения ремня О коэффициент q=0,06 Н×с2/м2. Тогда:
. Сила, действующая на вал:
. Ширина шкивов Вш:
1.3 Расчет зубчатых колес
Выбираем материалы для зубчатых колес. Для шестерни -
сталь 45, термообработка - улучшение, твердость НB=230. Для колеса - сталь 45, термообработка - улучшение,
твёрдость HB=200. Допускаемое контактное
напряжение для косозубых колес из указанных материалов [] = 410 МПа.
Примем, коэффициент ширины венца.
Коэффициентучитывающий неравномерность
распределения нагрузки по ширине венца. Несмотря на симметричное расположение
колес относительно опор, примем значение этого коэффициента, как в случае
несимметричного расположения колес, так как со стороны клиноременной передачи
действует сила давления на ведущий вал, вызывающая его деформацию и ухудшающая
контакт зубьев: .
Мощность на ведомом валу редуктора Найдем вращающий момент на этом валу:
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных
поверхностей зубьев считаем по формуле (38):
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66
.
Нормальный модуль:
Принимаем по ГОСТ 9563-60 .
Примем предварительно угол наклона зубьев .
Число зубьев шестерни считаем по формуле (41):
Уточняем значение угла наклона зубьев:
Основные размеры шестерни и колеса.
Диаметры делительные:
Проверка:
Диаметры вершин зубьев:
Ширина колеса ширина шестерни
.
Коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Окружная скорость колес:
электродвигатель вал редуктор подшипник
Коэффициент нагрузки:
При , твердости НВ<350 и несимметричном расположении колес
(учет натяжения клиноременной передачи) коэффициент .
При и 8-й степени точности коэффициент .
Для косозубых колес при скорости менее 5 м/с
коэффициент .
Таким образом,.
Проверяем контактные напряжения по формуле (54):
что менее [] = 410 МПа. Условие прочности выполнено.
Силы, действующие в зацеплении:
где окружная сила,
радиальная сила,
осевая сила.
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле (59):
Коэффициент нагрузки:
гдекоэффициент, учитывающий
неравномерность распределения нагрузки по ширине венца (коэффициент
концентрации нагрузки), приYвd
=2,3 НВ < 350 и несимметричном расположении
колес (учет натяжения клиноременной передачи) KFb= 1,53;
коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки
(коэффициент динамичности),.
Таким образом,
Коэффициент , учитывающий форму зуба, определяем по эквивалентному числу
зубьев :
Коэффициенты и .
Определяем коэффициенты и :
где - среднее значение торцового перекрытия,
- степень точности.
Допускаемое напряжение при проверке на изгиб определяем по формуле (67):
Для объемно закаленной стали 45предел выносливости при нулевом цикле
изгиба
Коэффициент безопасности:
Для стали 45 улучшенной , коэффициент для поковок и штамповок. Следовательно,
Допускаемые напряжения:
Проверку на изгиб следует проводить для того зубчатого колеса, для
которого отношение допускаемого напряжения к коэффициенту меньше. Найдем эти отношения.
Для шестерни:
Для колеса:
Проверку на изгиб проводим для шестерни по формуле (72):
Условие прочности выполнено.
1.4 Предварительный расчет валов редуктора и выбор подшипников
Предварительный расчет валов, как уже было указано, проводят на кручение,
принимая пониженные допускаемые напряжения.
Вращающий момент ведущего вала :
Допускаемое напряжение на кручение Это невысокое значение принято с
учетом того, что ведущий вал испытывает изгиб от натяжения клиноременной
передачи.
Определим диаметр выходного конца вала:На выходной конец вала насаживается
шкив клиноременной передачи:
Принимаем ближайшее большее значение .
Вращающий момент ведомого вала .
Допускаемое напряжение на кручение
Определим диаметр выходного конца вала :На выходной конец вала насаживается
муфта:
Принимаем ближайшее большее значение .
Примем радиальные шарикоподшипники средней серии; габариты выбираем по
диаметру вала в месте посадки подшипников и . Габариты подшипников указаны в
таблице 4.
Таблица 4 - Габаритные размеры подшипников
Условное обозначение подшипника
|
d
|
D
|
B
|
|
Размеры, мм
|
305
|
25
|
62
|
17
|
309
|
45
|
100
|
25
|
1.5 Конструктивные размеры шестерни и колеса
Шестерню выполняем за одно целое с валом. Ее размеры: ; ; .
Колесо кованное. Размеры колеса: ; ; .
Диаметр ступицы
где - диаметр вала под зубчатым колесом;
Длина ступицы
Толщина обода
Толщина диска
1.6 Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенок корпуса и крышки:
где aw - межосевое расстояние редуктора.
Принимаем и .
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки. Верхний пояс корпуса:
Нижний пояс корпуса:
Диаметр болтов фундаментных . Принимаем болты с резьбой М20.
Диаметр болтов, крепящих крышку к корпусу . Принимаем болты с резьбой М16.
1.7 Первый этап компоновки
Принимаем зазор между торцом ступицы и внутренней стенкой корпуса
Принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки
корпуса
Принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и
внутренней стенкой корпуса
Решаем вопрос о смазывании подшипников. Принимаем для подшипников
пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазки внутрь
корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны
зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца толщиной .
Измерением устанавливаем расстоянияи определяющие положение опор валов,
относительно центральной оси. Также устанавливаем расстояние , которое определяет положение
барабана конвейера относительно ближайшей опоры вала.
1.8 Проверка долговечности подшипников
Ведущий вал.
Из предыдущих расчетов имеем силы в зубчатом зацеплении:
Ft=2646 Н
Fr= 978 Н
Fa= 447 Н
Сила, действующая на вал, в клиноременной передаче:Fрп=898 Н.
Из первого этапа компоновки l1 = 89 мм и l0 =80 мм.
Реакции опор. Рассматриваем худший вариант, когда Ft и Fрпнаправлены в одну сторону:
в плоскости хz:
Проверка:
в плоскости yz:
Проверка:
Суммарные реакции:
Выбираем подшипники по более нагруженной опоре .
Намечаем радиальные однорядные шарикоподшипники 309 средней серии:
;
;
;
Эквивалентная нагрузка:
где радиальная нагрузка,
осевая нагрузка,
коэффициент, зависящий от того, какое кольцо подшипника
вращается; при вращении внутреннего кольца,
Отношение:
Отношение:
Расчетная долговечность, млн.об.:
Расчетная долговечность, ч.:
Таким образом расчетная долговечность больше минимально допустимой,
равной 10000 ч.
Ведомый вал.
Из предыдущих расчетов имеем силы в зубчатом зацеплении:
Ft=2224 Н
Fr= 836 Н
Fa= 224 Н
Из первого этапа компоновки l2 = 89 мм и d2 =315 мм.
Реакции опор. Находим опорные реакции вала от нагрузки в зацеплении:
в вертикальной плоскости :
- в горизонтальной плоскости :
Проверка:
Суммарные реакции:
Выбираем подшипники по более нагруженной опоре .
Намечаем радиальные шарикоподшипники305 средней серии:
;
;
;
Эквивалентная нагрузка:
Отношение:
Отношение:
Расчетная долговечность, млн.об.:
Расчетная долговечность, ч.:
1.10 Расчет шпонок на смятие
Материал шпонок - сталь 45 нормализованная.
Произведём проверку прочности соединения, передающего вращающий момент от
вала двигателя к шкиву, .
Диаметр вала в этом месте 24 мм. Сечение шпонки мм, глубина паза мм. Длина шпонки
Напряжение смятия:
Произведём проверку прочности соединения, передающего вращающий момент от
ведомого вала к зубчатому колесу, .
Диаметр вала в этом месте 58 мм. Сечение шпонки мм, глубина паза мм. Длина шпонки
Напряжение смятия:
После проведенных расчетов, выполняем второй этап компоновки.
1.11 Уточненный расчет валов
Уточненный расчет валов состоит в определении коэффициентов запаса
прочности S для опасных сечений и сравнении их с требуемыми значениями [S].
Условие прочности соблюдено при S³[S] = 2,5.
Уточненный расчет ведущего вала с диаметром и
.
Предел выносливости при изгибе:
Предел выносливости при касательных нагрузках:
Рисунок - 3 - Ведущий вал
Проверяем опасное сечение А - А:Это сечение вала под шкивом клиноременной
передачи, рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие
шпоночной канавки.
Коэффициент запаса прочности:
где t-1 - предел
выносливости стали при симметричном цикле кручения;
kt- эффективный коэффициент концентрации касательных
напряжений;
et- масштабный фактор для касательных
напряжений;
tv - амплитуда цикла касательных напряжений;
Yt - коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла
касательных напряжений, Yt= 0,1;
tm - среднее напряжение цикла касательных напряжений.
При диаметре , , :
Вращающий момент от шкива (консольная нагрузка):
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
где s-1 - предел выносливости стали при
симметричном цикле изгиба;
ks- эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений;
es- масштабный фактор для нормальных напряжений;
sv
- амплитуда цикла нормальных напряжений;
Ys- коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла
нормальных напряжений, для углеродистых сталей Ys= 0,2, для легированных Ys= 0,25..0,30;
sm
- среднее напряжение цикла нормальных напряжений.
Рассчитываем результирующий коэффициент запаса прочности.
Уточненный расчет ведомого вала. Материал - Сталь 45нормализованная,
Предел выносливости при изгибе:
Предел выносливости при касательных нагрузках:
Рисунок - 5 - Ведущий вал
Проверяем опасное сечение А - А:
Изгибающий момент:
Момент сопротивления кручению при , , :
Момент сопротивления изгибу:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Амплитуда нормальных напряжений изгиба:
Коэффициенты запаса прочности:
Рассчитываем результирующий коэффициент запаса прочности.
Проверяем сечение Б - Б:
Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным
натягом (для диаметра вала мм):
Осевой момент сопротивления сечения:
Полярный момент сопротивления кручению:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Коэффициент запаса прочности:
Рассчитываем результирующий коэффициент запаса прочности.
. ПОСАДКИ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА, ШКИВОВ И ПОДШИПНИКОВ
Посадка зубчатого колеса на вал по ГОСТ 25347-82. Шейки валов под
подшипники выполняем с отклонением вала k6. Отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца по H7. Остальные посадки назначаем,
пользуясь табличными данными.
Таблица 6 - Посадки основных деталей редуктора
Рекомендуемые посадки
|
Пример соединения
|
|
распорные втулки
|
|
Муфты при тяжелых ударных нагрузках
|
|
Шкивы и звездочки
|
|
Распорные кольца; сальники
|
Отклонение отверстия
|
Наружные кольца подшипников качения в корпусе
|
Отклонение вала
|
Внутренние кольца подшипников качения свыше 100 мм при
тяжелых ударных нагрузках
|
Предельные отклонения размеров посадочных поверхностей подшипников
регламентированы ГОСТ 520-89. Посадки подшипников отличаются от обычных
расположением и величинами полей допусков на посадочные поверхности колец.
.
ВЫБОР СОРТА МАСЛА
Для смазки зубчатых колес выбираем способ смазывания погружением зубчатых
колес в масло, залитое в картер редуктора. Данный способ используют при
окружных скоростях менее 15 м/с.Уровень масла в картере редуктора должен
обеспечить погружение венца колеса на глубину до двух высот зубьев, но не менее
10 мм.
В спроектированном редукторе доступ масляных брызг к подшипникам качения
затруднен и смазку подшипников масляными брызгами осуществить нельзя. Поэтому
полость подшипника отделяем от внутренней части корпуса мазеудерживающим
кольцом. Свободное пространство внутри подшипникового узла заполняем на одну
треть объема пластичной мазью. Для подачи в подшипниковую полость смазочного
материала без снятия крышки используем пресс-масленки.
Для наблюдения за уровнем масла в картере редуктора используем жезловый
маслоуказатель.
При работе передачи масло постепенно загрязняется продуктами износа. С
течением времени оно стареет, свойства его ухудшаются. Поэтому масло, налитое в
корпус редуктора, периодически меняют. Отработанное масло нужно слить таким
образом, чтобы не производить разборку механизмов привода. Для этой цели в
нижней части корпуса редуктора предусматриваем сливное отверстие, закрываемое
пробкой.
Для имеющих место контактных напряжений и скорости V = 1,21 м/с, рекомендуемая вязкость масла. Принимаем масло индустриальное
И-70А по ГОСТ 20799-75.
.
СБОРКА РЕДУКТОРА
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора
тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.
Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом
редуктора, начиная с узлов валов:на ведущий вал насаживаютмазеудерживающие
кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80 - 100°С;в
ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем
надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают
шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранные валы укладывают в основание корпуса
редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка
крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус
с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.
После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо,
в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников
с комплектом паронитовых прокладок для регулировки.
Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают
резиновые манжеты. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания
подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами.
Далее на конец ведомого вала в шпоночную канавку
закладывают шпонку, устанавливают звездочку и закрепляют ее торцовым
креплением; винт торцового крепления стопорят специальной планкой.
Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с
прокладкой и жезловый маслоуказатель.
Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с
прокладкой из технического картона и закрепляют крышку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении курсового проекта были закреплены знания, полученные за
период обучения в таких дисциплинах как: и сопротивление материалов и детали
машин.
При расчете был выбран электродвигатель АО2-51-6.
По результатам расчета по напряжениям изгиба действующие напряжения
изгиба меньше допускаемых напряжений.
В ходе решения поставленной передо мной задачей, была освоена методика
выбора элементов привода, получены навыки проектирования, позволяющие обеспечить
необходимый технический уровень, надежность и долгий срок службы механизма.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Дунаев,
П.Ф., Леликов О.П.Детали машин. Курсовое проектирование. Пятое издание,
дополненное - М.: Машиностроение, 2004. - 560 с.
Дунаев, П.Ф.,
Леликов О.П.Конструирование узлов и деталей машин. Восьмое издание,
переработанное и дополненное - М.: Академия, 2003. - 496 с.
Решетов, Д.
Н. Детали машин. Атлас конструкций. Пятое издание, переработанное и дополненное
- М.: Машиностроение, 1992. - 352 с.
Чернавский,
С. А. Курсовое проектирование деталей машин. Третье издание, стер. - М.:
Альянс, 2005. - 416 с.