Изучение особенностей проявления агрессии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,19 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение особенностей проявления агрессии















Тема курсовой работы

Изучение особенностей проявления агрессии

Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Рассмотрим термин агрессии. В психологическом словаре В.М. Блейхера и И.В. Крука, Агрессия понимается как один из механизмов психологической защиты. Понятие, введенное К. Хорни для обозначения защиты от фрустрации агрессией, направленной не на фрустрирующий фактор, а на некий вторичный объект, ошибочно принимаемый за источник фрустрации. Примером этого является агрессия перемещения, наблюдающаяся в тех случаях, когда агрессия на реальный фрустратор нежеланна, может привести к тяжелым последствиям. К механизму агрессии перемещения относят негативизм, отказ в сотрудничестве, если они направлены не на истинный источник фрустрации.[1]

Выделяют такие виды агрессии как :

)физическая Агрессия - использование физической силы направленной против другого лица или объекта. Басс различал следующие виды физической агрессии:

физическая- активная- прямая , это нанесение ударов, избиение или ранение с помощью оружия .

физическая - активная - непрямая, это может быть сговор с целью избиения или причинения вреда кому-либо.

физическая - пассивная - прямая, это желание физически не позволить другому человеку достичь своей цели, или заняться какой-либо деятельностью, устроив ему бойкот, или сидячую демонстрацию.

физическая - пассивная - непрямая, например отказ от выполнения необходимых задач.

)Вербальная агрессия- проявляется в словесных выражениях грубой формы, оскорбления, угрозы или использование соответствующих интонаций речи.

)Прямая агрессия - это агрессивное поведение, которое не пытаются скрыть и которое носит намеренный характер.

)Косвенная агрессия - агрессивное поведение, направленное на другого человека и которое носит скрытый, замаскированный характер. Например, сплетни, злые шутки, клевета. Так же под косвенной агрессией понимают такие действия, которые характеризуются их не направленностью и неупорядоченностью, например хлопанье дверьми, взрывы ярости и топанье ногами. Направленность подобных действий всегда скрывается субъектом или же не осознается им самим.

)Инструментальная агрессия - в данном случае агрессия не является самоцелью, а лишь средством достижения желаемой цели, например воспитание с помощью наказаний. Немецкий психоаналитик и социолог Эрих Зелигманн Фромм, предположил, что данный вид агрессии может быть не только приобретенным, но и врожденным, как у хищников. Инструментальная агрессия характеризуется такими признаками как :

)наличие ясно осознаваемой неагрессивной цели;

)безразличное отношение к объекту агрессии;

)приобретение навыков инструментальной агрессии опытным путем.

) Враждебная агрессия - данный вид агрессии имеет хорошо осознаваемую цель и направлен на конкретного человека, с целью нанести ему физический, материальный или психологический ущерб. Э. Фромм считал, что такая агрессия свойственна людям не решительным, недостаточно настойчивым и которым нехватает неустрашимымости.

) Аутоагрессия- это агрессия направленная на самого себя, и проявляющаяся в самообвинении, чувствах злости, отвращения к себе, так же агрессия проявляется и в действиях, самоповреждения, суицид, а так же скрытые аутоагрессивные действия , такие как злоупотребление алкоголем, наркомания, переедание или анорексия, занятие опасным видом спорта, провоцирующее поведение.

) Альтруистическая агрессия - это агрессивное поведение, которое осуществляется с целью защиты кого либо. Примером может быть агрессивное поведение матери, которая защищает своего ребенка, или агрессия со стороны правоохранительных органов с целью нейтрализовать опасного преступника.


Мы рассмотрим агрессивное поведение в некоторых естественных условиях, узнаем, как алкоголь способствуют возникновению агрессии, какие факторы вызывают сексуальную агрессию, способствует ли участие в спортивных соревнованиях или наблюдение за выступлениями спортсменов росту агрессии, и когда межличностный конфликт перерастает в агрессивные выпады по отношению друг к другу.

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ. Алкоголь не всегда является причиной агрессивного поведения, он так же может вызвать проявления альтруизма, или усилить тревогу и чувствительность, так же он может способствовать снятию напряжения и имеет успокаивающее воздействие. Мы рассмотрим влияние алкоголя на агрессивное поведение. Известно, что алкоголь притупляет механизмы торможения, ослабляя деятельность определенных центров мозга. В результате чего человек становиться предрасположен к поведению, неодобряемому обществом. Таким образом, человек может не сдержать, приступ ярости направленный на объект который способствует фрустрированию какой-либо его потребности, например который мешает выполнению желаемого действия, поступка.

Так же необходимо учитывать социальную ситуацию. Люди часто винят алкоголь в том что они сделали, таким образом, мужья которые обычное время не одобряют жестокое обращение с женщиной, считаю что выпитое ими спиртное оправдывает их агрессивное поведение, и они со спокойной совестью могут ударить свою жену, ссылаясь на алкоголь. Некоторые психологи, в числе которых можно выделит Алана Марлатта, нашли объяснение, почему алкоголь способствует агрессии. Эксперимент Алана Марлатта выявил то, что на поведение людей влияет ожидания людей. В ходе эксперимента испытуемым, которым говорили, что дадут им смесь водки и тоника, наливали в тайне от них только тоник, в то время как другие испытуемые получили ожидаемую ими водку, а половине другой группы испытуемых дали не ожидаемый ими тоник а подмешали туда водки. В итоге те испытуемые которые думали что выпили алкоголь вели себя агрессивнее , чем те которым на самом деле подмешали водки.

ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ, ВЫЗВАННЫЕ НАБЛЮДЕНИЕМ ЗА СПОРТИВНЫМИ СОСТЯЗАНИЯМИ. С теоретической точки зрения, наблюдение за спортивными состязаниями может в равной степени способствовать как росту агрессии, так и ее снижению. Существуют данные, которые доказывают что наблюдение за спортивными состязаниями, особенно в которые входят агрессивные виды спорта, способствует росту агрессии. Было обнаружено, что мужчины сухопутных и военно-морских сил, покидающие футбольный стадион проявляют больше агрессии, чем перед началом игры. Это было выяснено при помощи опросника агрессивных и враждебных реакций Басса и Дарки. Но не было выявлено никакой разницы в уровне агрессии до и после у зрителей посещавших соревнования гимнастов.

Так же существует агрессия среди участников спортивных состязаний, но она имеет иную форму, нежели агрессия со стороны зрителей. Спорт создает такие условия, где различные формы межличностной агрессии, разрешены обществом и законом. Такие благоприятные условия, дают исследователям возможность изучать некоторые базовые вопросы, которые касаются определяющих факторов агрессивного поведения в таких ситуациях, в которых обычные проблемы, связанные с тем, что сдерживает испытуемых и с вопросами общественного одобрения, не имеют отношения к выражению агрессии.

МЕЖРАСОВАЯ АГРЕССИЯ И АГРЕССИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧУЖАКАМ. Расовые предрассудки не редко являются причиной множества актов проявления агрессии. Как показали эксперименты, белые американцы с признаками межрасовых предрассудков, проявляли больше агрессии по отношению, как к белым, так и к чернокожим американцам. Такой же эксперимент провели с группой, чернокожих американцев, результат был аналогичным, американцы с черной кожей проявили больше агрессии по отношению к другим участникам эксперимента, как к белым так и к чернокожим . На проявление межрасовой агрессии влияют так же многие факторы, например страх отмщения или же полная анонимность в совершенных деяниях.

Было выдвинуто предположение: для того чтобы индивид проявил агрессию по отношению к чужаку, необходимо наличие мотива. Наиболее сильный мотив это воображаемый конфликт интересов, в связи с которым члены одной группы начинают проявлять признаки агрессии и не уважения, по отношению к человеку с другими интересами, или относящийся к другой группе. Люди в таких ситуация, склонны считать что у них и членов другой группы совершенно разные жизненные ценности и между ними существует непреодолимая граница.

Таким образом, некоторыми из причин агрессивного поведения могут выступить: дегуманизация, воображаемое несовпадение ценностей, воображаемые границы и расовые предрассудки.

ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА АГРЕССИЮ. Известно, что на наше поведение оказывают сильное воздействие факторы окружающей среды, такие как жара, духота, теснота, шум, загрязненный воздух, кроме это так же влияют темнота и фазы луны. Исследователи выяснили, что большинство преступлений приходится на жаркие летние месяцы. Жара повышает раздражительность, приводя тем самым к коллективному неистовству. Специалистов занимающихся изучением агрессии, больше интересует зависимость агрессии от температуры воздуха, нежели зависимость от каких либо других факторов окружающей среды. Для этого ученые использовали множество методик для исследования в которых, в основном пользовались архивным методом, и изучались данные погодных наблюдений и статистика преступности, благодаря этому многие ученые выявляли зависимость между температурой или климатом и преступлениями либо массовыми беспорядками, так же в других исследования использовался лабораторный эксперимент, для выявления эффекта воздействия температуры в контролируемых условиях. Лабораторные и архивные исследования зависимости агрессии от температуры неизменно приводят к различным результатам. В лабораторных исследованиях подтверждается модель негативного аффекта: когда он растет по мере возрастания температуры, и сначала агрессия доминирует, но в итоге это приводит к реакциям несовместимым с агрессией, в частности уход. В архивных же исследованиях доказана зависимость роста агрессии от роста температуры.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН. Существует определенное различие между проявлением агрессии у мужчин и женщин, так же различие в форме проявления агрессии. Некоторые исследователи полагают, что агрессивность у мужчин в разных возрастах выше, чем у женщин, но данное предположение оспаривалось, и некоторые исследователи считают, что разницы в агрессивности нет между мужчинами и женщинами. Так же считается что мужчинам более свойственна гетероагрессия, т.е агрессия направленная на других, а женщинам наоборот, свойственна аутоагрессия, направленная на самих себя. Отмечается, что женщинам удается лучше скрывать экспрессивное выражение счастья, а мужчинам - гнева и злобы. Данные различия имеют причины в воспитании и усваивании представителями разного пола социальных норм: то, что «прилично» женщине, «неприлично» для мужчин, и наоборот. Предполагается, что мужчинам доставляет больше удовольствия от шуток или анекдотов на агрессивные или сексуальные темы, так же, в мужских группах, чаще чем в женских, наблюдается поддразнивание.

В результате проведенного анализа конфликтных ситуаций и вербального выражения агрессии, были выявлены следующие особенности:

В конфликтных ситуациях, в которых участвовало бы два человека противоположного пола, встречаются примерно в полтора раза реже. Это может означать, что при общении с противоположным полом люди склонны контролировать свою речевую деятельность, чем с человеком своего пола.

В ситуациях, когда объектом вербальной агрессии является женщина, в брани обязательно присутствует грубая актуализация пола адресата, содержащая оценку с точки зрения несоответствия гендерным нормам, принятым в обществе, а так же брань сексуального характера. Кроме того, в ситуациях, когда оба участника конфликта женщины, в брани в негативном ключе репрезентируются особенности внешности адресата.

В ситуациях, когда оба участника конфликта мужчины, объект агрессии номинируется говорящим либо с точки зрения несоответствия ожиданиям говорящего («трус», «проходимец», «аферист», «мелкий человек»), либо с точки зрения несоответствия гендерной норме гетеросексуальной ориентации.

Особую группу лексики служащей для вербализации агрессии, составляют зоосемантические номинации, типа «коза», «козел», «мартышка», «корова», «кобыла», «слизняк» и т.п. Лексика данного типа в равной степени используется как по отношению к мужчинам, так и по отношению к женщинам. Наиболее часто к зоонимам прибегают, женщины высказываясь, в адрес женщин, и мужчины высказываясь в адрес мужчин. Наиболее редкими являются ситуации, в которых мужчина использует зоонимы, высказываясь в адрес женщины, обычно в таких ситуациях используется слово «сука», в современной речевой практике почти утратившее связь со значением самка собаки, и употребляемое как ругательство с самым широким значением.

В этой главе мы рассмотрели проявления агрессии у мужчин и женщин, влияние алкоголя на агрессивное поведение, а так же проявления агрессии в некоторых естественные условиях, и узнали какие виды агрессии, выделял Эрих Фромм. Мы выяснили, что алкоголь не всегда является причиной агрессии, и что в большей степени на агрессию в данном случае влияет ожидание людей, это подтвердил эксперимент Алана Марлатта. Далее мы рассмотрели агрессивное поведение участников спортивных состязаний, а так же их зрителей, где было выявлено, что и наблюдение и участие в агрессивных видах спорта, способствует росту агрессии. Затем мы рассмотрели влияние межрасовых предрассудков, где так же было выявлено, что межрасовые предрассудки часто являются причиной агрессивного поведения человека. При рассмотрении влияния естественных факторов окружающей среды, таких как жара или духота, мы получили два различных результата, в архивных исследованиях агрессия сменялась другой реакцией на температуру, например уходом. В лабораторных исследованиях, агрессия росла по мере роста температуры, на эти различия могло повлиять желание испытуемых как можно скорее прекратить эксперимент, поэтому их реакция в данной ситуации не может восприниматься как адекватная, возможно в повседневной жизни они вели бы себя иначе.

Явных признаков различия между проявлением агрессии у мужчин и женщин, нами выявлено не было, хотя некоторые исследователи и полагают что, мужчины более агрессивны, чем женщины. В данном разделе мы рассмотрели вербальное выражение агрессии, из которого можно выделить, что участники конфликта более агрессивны по отношению друг к другу, если они одного пола, в других ситуациях люди ведут себя сдержанней.

Глава II. ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

II.1 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тест руки Вагнера используется для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования, как взрослых, так и детей. Значение руки очень велико в восприятии пространства и ориентации в нем, необходимые для любого действия. Так как рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность, мы можем предложить испытуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, которая выполняет разные действия, из чего можно будет сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Суть теста заключается в сравнении агрессивных выборок с неагрессивными.

Далее мы обработали результаты, При этом, каждый из полученных ответов испытуемого относят к одной из 11 категорий.

Следующим этапом работы, является подсчет результатов в каждой категории. Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, учитывая то что он дает по 4 ответа к каждому изображению - 40. Однако испытуемый может давать больше ответов по одним категориям и меньше по другим. Затем мы заполняем таблицу, в первой колонке указывают номер карточки. Во второй - дается время первой реакций на карточку в секундах. В третьей - приводятся все ответы испытуемого. В четвертой - результаты категоризации ответов. Если экспериментатору приходится обращаться к испытуемому с уточнениями - это обозначается (об).

Затем вычитывается суммарный бал агрессивности с помощью формулы:

А = (Агрессия + Указание) - (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость).

Следующая методика, которую мы использовали это Опросник Басса-Дарки, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили восемь видов реакций.

Испытуемому предоставляется тест состоящий из 75-и утверждений ,на каждое из которых необходимо однозначно ответить да или нет.Ответы оцениваются по 8 шкалам.

II.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРИТАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методика тест руки Вагнера.

Интерпретация результатов,

1.Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).

2.Указание (у). Рука участвует в действии, ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию)

.Страх (с). Рука выступает как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).

.Эмоциональность (э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).

.Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-то, контактирует или стремится установить контакты. (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).

.Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции "снизу", успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).

.Демонстративность (д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).

.Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).

.Активная безличность (аб). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).

.Пассивная безличность (пб). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).

.Описание (о). В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).

Таким образом, при наличии 2-3 агрессивных ответов и при полном отсутствии ответов типа социальной кооперации говорят о большой степени враждебности, чем множество таких ответов на фоне еще большего количества установок на доброжелательное межличностное взаимодействие.

А = (1+2) - (0+0+4+1) = -2.

По результатам теста, мы видим, что у испытуемого нет склонности к агрессивным действиям, у него преобладают установки на социальное сотрудничество, из всех высказываний, число агрессивных составляет один балл, доминирующее количество баллов в пункте коммуникации - 4 балла.

Интерпретация результатов теста Басса- Дарки

Агрессивное поведение по форме проявления делится на восемь шкал:

Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности - 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Заключение

агрессия алкоголь тест

Социальные проблемы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологическое состояние людей, это проявляется в тревожности, напряжённости, озлобленности, жестокости и насилие. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. В каких бы формах агрессия ни проявлялась, она оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, и не редко ведет к драматическим последствиям. В этом и заключается причина необходимости изучения данной проблемы.

Список литературы

1.Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2010.

.Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 2007 - № 2 с. 34-38

.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 1968.- 345 с.

.Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 2006. - 220 с.

.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 2009. - 288 с.

.Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. -М. : Педагогика,2006. - 64 с.

.Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр - СПб: Союз, 2011. -224 с.

9.Зеньковский В. В. Психология детства. - М. : Академия,2006. - 356 с.

Похожие работы на - Изучение особенностей проявления агрессии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!