Гендерная социология
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный
университет»
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине «Социология»
на тему: Гендерная социология
Студентки
группы УЧР-131
Ионовой
Надежды Константиновны
Научный
руководитель:
Кочнева
Оксана Петровна
Кемерово 2015
Содержание
Введение
Глава 1.
Теоретические основы изучения гендерной социологии
.1 Понятие
гендера в современной социологии
.2 Процесс
зарождения и становления научного предмета гендерной социологии.
.3 Гендерные
стереотипы в социальной системе
Глава 2.
Эмпирические исследования в гендерной социологии
.1 Практика
социологического изучения гендерных проблем
.2 Программа
пилотажного социологического исследования «Социальные факторы формирования
гендерных стереотипов студенческой молодежи»
.3 Анализ
результатов пилотажного исследования гендерных стереотипов современной
студенческой молодёжи
Заключение
Список использованных
источников
Приложение
Введение
Существовавший в советский период отечественной истории гендерный
порядок, при котором государство активно проводило политику эмансипации женщин
и поддержки материнства, сменился свободными рыночными отношениями,
обострившими многие социальные проблемы, в том числе и гендерные. В первую
очередь это коснулось женщин, которые потеряли свои позиции в области занятости
и оплаты труда, общественной и политической жизни, снизилась социальная
защищенность женщин, имеющих детей. Трансформационные процессы способствовали
также и кризису маскулинности, выразившемуся в ограниченности, часто и в
невозможности исполнения традиционных мужских ролей в различных сферах, включая
семейную. Современные гендерные процессы в стране характеризуются
трансформацией гендерно-дифференцированных моделей и сфер ответственности в
производстве, общественной жизни, а также в семье и домашнем хозяйстве.
В свете этих положений актуальность темы данной курсовой работы очевидна
и заключается в необходимости рассмотрения гендерной социологии как значимой
проблемы для современного общества.
Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания
теоретических и практических аспектов гендерной социологии.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством решения
следующих задач:
. Рассмотрение теоретических основ изучения гендерной социологии,в
т.ч. процесса становления гендерной социологии;
. Рассмотрение практики эмпирических исследований в области
гендерной социологии
. Изучение социальных факторов формирования гендерных стереотипов
студенческой молодежи.
. Анализ результатов исследования гендерных стереотипов
современной студенческой молодёжи.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая
литература.
Методологическую основу написания работы составляют сравнительно -
сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Объем и структура данной курсовой работы определены логикой системного
исследования вопроса и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из
введения, двух глав и заключения.
Глава 1 Теоретические основы изучения гендерной социологии
.1 Понятие гендера в современной социологии
гендер социология студенческий молодежь
Понятия гендера и пола в социологии являются одними из фундаментальных.
Для того чтобы отличать изучение пола в социологии (то есть в контексте
социальных отношений и процессов), принято использовать понятие «гендер»,
впервые введённое в социологию сексологом Джоном Мани. Термин «пол» описывает
биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями
строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными
функциями.
Определение понятия «пол», находим у авторов сборника «Начала
физиологии», под редакцией А.Д. Ноздрачева и берем его за основу:
пол - совокупность морфологических и физиологических особенностей
организма, обеспечивающих половое размножение.
Термин «гендер» указывает на социальный статус и
социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и
сексуальностью и возникают во взаимодействии с другими людьми.
Подтверждается мнение Л.Н. Пушкарева, выделившего два
подхода к определению гендер:
. гендер как мыслительная конструкция, новая научная
дефиниция, определяющая социальные и культурные функции представителя того или
иного пола;
. гендер как исконно присущее человеку качество, в
котором половые (женские либо мужские) свойства и особенности теснейшим образом
не только связаны, а сплавлены воедино с предписанными обществом нормами, стереотипами,
взглядами, суждениями и т.д.
Из второго подхода, описанного Л.Н. Пушкаревым, видно,
что термин «гендер» актуализировал проблему соотношения биологического и
социального.
Анализ работ, посвященных гендеру, показывает
существование биологического и социокультурного подходов в объяснении половых
различий.
Т.В.Бендас отмечает, что биологический подход исходит
из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и
гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями
конституции, темперамента и т. п. Ярким примером данного подхода является
эволюционная концепция дифференциации полов В. А. Геодакяна, которая
показывает, что дихотомия мужского и женского - это дихотомия изменчивости и
наследственности, оперативной и долговременной памяти вида, качества и
количества потомства, эволюции и консервативности, зрелого и ювенильного.
Концепция В.А. Геодакяна заключается в том, что
генетическая обусловленность признаков у мужчин и женщин является определяющей
в половых различиях и подтверждается множеством фактов. В.И. Кухаренко
отмечает, что на 100 зигот женского типа приходится 120-150 зигот мужского
типа. К рождению, отмечает Э. Бауст, соотношение полов составляет уже
103-106:100. Д.В. Колесов и Н.Б. Сельверова подчеркивают, что повышенная
смертность особей мужского пола характерна для животных и человека. У животных
она связывается с более рискованным поведением самца, а у человека - с опасными
профессиями. Более высокую смертность представителей мужского пола. В.А.
Геодакян рассматривает как выгодную для популяции форму контакта со средой. Он
считает, что женский пол реализует преимущественно тенденцию стабилизирующего
отбора, а мужской пол - движущую. Иными словами, поток информации от среды к
популяции реализует преимущественно мужской пол, а от поколения к поколению -
женский. При этом оказывается, что более высокая смертность представителей
мужского пола не наносит ущерба численности популяции, так как она лимитируется
в первую очередь числом представителей женского пола и их репродуктивной
способностью.
Анализ биологических и социокультурных концепций
гендера, показывает, что понятие «гендер» синтезирует биологический и
социокультурный подходы. Среда образует условия для развития в онтогенезе
врожденных программ, которые в свою очередь, являются необходимым условием
превращения определяемых средой возможностей в действительность: гендер есть
биосоциокультурное единство. Считается, что понятие гендер является многомерным
и иерархичным, а формирование его необходимо понимать, как последовательное,
преемственное и согласованное действие биологических и социокультурных
детерминант.
Таким образом, можно заключить, что гендер состоит их
двух половин: пола биологического и пола социокультурного, в неразрывном
единстве и можно дать следующее определение: гендер - система социокультурных
половых отношений, возникающих у мужчин и женщин в результате их общения между
собой и с внешним миром и проявляющихся во всех сферах жизни человека и
общества.
В научный оборот многих общественных наук вошли прилагательные от понятия
«гендер» - гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные идентичности и
т.д., которые все в совокупности были названы Е.Гоффман «гендерным дисплеем»,
т.е. многообразием проявлений пола в общественных нормах и требованиях, в
стереотипах и представлениях, в путях социализации и идентификации. Для
педагогической науки данные категории также имеют важное значение, так как
раскрывают сущность гендерного развития ребенка и являются началом разработки
гендерного понятийно-категориального аппарата.
В социологическом словаре, под редакцией А.В.
Петровского и М.Г. Ярошевского отмечается, что для обозначения
культурно-символического смысла «женского» и «мужского» используют термины
«фемининный» и «маскулинный», которые обозначают нормативные представления о
соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и
женщин.
Т.В.Бендас дает следующее толкование понятий
маскулинность и фемининность:
Маскулинность (лат. masculinus - мужской) - набор личностных и
поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»:
мужественность, уверенность в себе, властность и т.д.
Фемининность (лат. femina - женщина) - набор личностных и поведенческих черт,
соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость,
нежность, слабость, беззащитность и т.д.
Также представляется плодотворной концепция взаимодополняемости полов Т.
Парсонса - Р. Бейлза, согласно которой, женщина выполняет экспрессивную роль в
социальной системе, мужчина - инструментальную. Экспрессивная роль проявляется
в сфере домохозяйства и вменяется исключительно в ведение женщины.
Инструментальная роль мужчины заключается в регуляции отношений между семьей и
другими социальными системами, это роль добытчика и защитника. Т. Парсонс
считает, что роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине,
а женщина - это экспрессивный (эмоциональный) лидер. Т. Парсонс аргументирует
такое распределение ролей природной способностью женщины к деторождению, что
влечет за собой отстранение мужчины от функции заботы о ребенке и способствует
его развитию в инструментальном направлении.
В качестве основной и превалирующей женской роли Т. Парсонс видит роль
жены, матери, домохозяйки. Занятие мужчины профессиональной деятельностью,
оценивается как социально ценная функция мужчины, определяющая его доминирующее
положение в семье, а домашний труд женщины, не являющийся занятостью,
определяет ее подчиненную роль. Данное разделение способствует снижению
внутрисемейной конкуренции за власть, статус, престиж, что является основой
функционального разделения семейных ролей. Т. Парсонс утверждал, что замужняя
женщина может позволить себе работать, если такая работа не способствует
построению карьеры для женщины, не приносит существенный доход. То есть вследствие
такого разделения не происходит соревнования с мужем, что не подрывает его
экономическую функцию и социальный авторитет. Хотя, с точки зрения Т. Парсонса,
любая занятость женщины может вызвать нестабильность брака.
В настоящее время наблюдается противопоставление традиционной теории
гендерной социализации теорией конструирования гендера, в которой
подчеркивается деятельный характер усвоения опыта и неравенство гендерных
отношений мужчины и женщины.
Также выделяется подход социального конструкционизма (П. Бергер, Т.
Лукман), согласно которому «гендерная личность» конструируется в межличностных
отношениях, «делающих» гендер в практиках обыденной жизни, где гендер
становится основой и результатом общественных отношений, средством
легитимизации одного из самых фундаментальных разделений в обществе.
Разрабатывается теория «социального конструирования гендера», рассматривающая
гендер как естественную сторону социального взаимодействия, являющуюся в то же
время социально обусловленным достижением.
Теории социального конструктивизма преобразуют теории социализации с
точки зрения конструирования гендерной идентичности субъектом, путем
идентификации себя с определенным социальным полом. Особенностью данных теорий
является социальная обусловленность гендера, выражающаяся в построении
определенного типа социальных отношений, имеющих ценностное значение для
поддержания конкретного общественного порядка. Можно отметить, что, гендер
конструируется на стыке этнических, классовых, культурных характеристик
социального взаимодействия, и может быть использован для определения основных
сущностных закономерностей и процессов существующей социальной реальности.
Таким образом, конструктивистские теории способствовали углублению
научных представлений о гендере и отделению биологически детерминированных
качеств от качеств, конструируемых самим субъектом, что является неоспоримым
достоинством конструктивистских теорий и в определенной мере подтверждается
примерами современного социума.
.2 Процесс зарождения и становления научного предмета
гендерной социологии
В рамках социологии до середины 1970х годов термины
"гендер", "гендерные отношения" и понятия с ними
сопряженные не использовались, данная область социологии анализировалась лишь в
терминах отношений межу полами. Однако, обсуждая отношения между полами,
социологи сводили рассуждения о поле к постулату о биологических различиях
между мужчиной и женщиной (такую позицию в современной науке принято называть
биологическим детерминизмом).
Термин «гендер» возникает в социологии, как и в других
сопряженных областях лишь в начале 1970х годов. В первую очередь он формируется
как оппозиция исследованиям отношений между полами. 1968 году, Роберт Столлер
ввел понятие гендер, таким образом в отличие от своих предшественников,
Столлером выделилось понятия sex(пол) как биологический пол, и gender(гендер) -
в качестве пола социального. Позже американский социолог Джудит Лорбер в её
работе «Пол как социальная категория» рассматривает категории пол и гендер в
5-ти возможных позициях:
пол (sex) как биологическая категория в качестве
непосредственного данного сочетания генов и гениталий, дородовой, подростковый
и взрослый гормональный набор; способность к прокреации;
пол (sex) в качестве социальной категории -
предназначение от рождения, основанное на типе гениталий;
половая (sex-gender) идентичность - осознание себя как
представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела,
осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте;
пол (gender) как процесс - обучение, научение, принятие
роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве
соответствующих (или несоответствующих - в случае бунта или неприятия)
определенному гендерному статусу, «осознание пола как социальной категории»
человеком, принадлежащим к данному полу как к биологической категории;
пол (gender) в качестве социального статуса и
структуры - гендерный статус индивида как часть общественной структуры
предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и
подчинения, а также разделения домашнего и оплачиваемого труда по гендерному
признаку.
Подобное разграничение понятий дало толчок для
дальнейших исследований. Зарождается термин гендерный подход и сопряженные с
ним понятия. Под гендерным подходом в социологии понимается анализ отношений
власти, организованных на основании культурно-символического определения
пола(гендера).Гендерный подход на Западе разрабатывался во второй половине
двадцатого века как когнитивная практика женского движения второй волны и как
критика социальной теории, и потому во многом определяется закономерностями их
развития, из этого следует, что гендерный подход развивался по большому счету
как феминистская критика основных направлений социологии.
Первый период в развитии гендерной социологии как
отдельной области-так называемые «Женские исследования». Феминистской
критической мыслью в 70-80ые года осваивается и развивается марксизм и
структурно-функциональный анализ гендерных отношений.
Феминистками переосмысливался также и
функционалистский поло-ролевой подход. Так, либеральным феминизмом (одним из
направлений феминистской мысли), критикуя, адаптируется положение
парсонсианства, (Учение Т. Парсонса о напряжении половых ролей и кризисе семьи,
о отдельных частях которого более подробно будет рассказано в этой главе),
используя их для анализа угнетения женщин и мужчин предписанными традиционными
ролями. Феминистский подход в этом своем варианте остается
структурно-функционалистским, однако меняется пафос анализа гендерных
отношений: акцент делается на измерение неравенства, на обоснование
возможностей изменений в содержании этих ролей. Примерами такого варианта
гендерного подхода можно считать исследование по андрогинии Сандры Бем, которой
разработана методика измерения степени маскулинности и фемининности и
многочисленные последующие феминистские исследования, которые используют
понятия социализации, роли и статуса для интерпретации различий положения
женщин и мужчин в обществе. Согласно этой позиции, поведение мужчин и женщин
различно, в связи с тем, что оно находится в соответствии с разными социальными
ожиданиями.
Вторая стадия развития гендерных исследований:
признание «женских исследований», возникновение «мужских» (андрологии) - 1980-е
годы: под непосредственным воздействием «женских исследований» возникли в те
годы «мужские исследования». Научный термин, обозначающий данное
явление-социальная андрология. Среди причин появления социальной андрологии
можно назвать переосмысление мужской гендерной роли, ее ограниченности, и
стремление разрушить поло ролевые стереотипы. «Мужские исследования» пытались
выявить основные этапы становления концепций мужественности, возможные кризисы
и девиации, особенности способов, механизмов, каналов формирования института
пола, в данном случае - пола мужского и предложить возможные варианты
преодоления жесткости мужской гендерной роли (в частности - через так
называемое «новое родительство», в рамках которого оба родителя активно
участвуют в воспитании).
Третья стадия развития гендерных исследований:
объединения (конец 1980-х - конец 90-х годов): от анализа патриархата и
свойственных ему политик подавления и дискриминации (женщин, сексуальных
меньшинств) гендерологи 80-х сочли возможным перейти к анализу гендерных систем
- то есть выявлять и анализировать разные аспекты социальности и культуры в их
гендерном измерении. Новая концепция «гендера» перестала связывать его
исключительно с женским опытом. Под гендером стали пониматься система
отношений, которая является основой стратификации общества по признаку пола.
Содержание гендерных исследований расширилось, включив проблемы маскулинности и
сексуальности.
Четвертая стадия: гендерные исследования в эпоху
глобализации (конец 90-х годов - настоящее время). В последнее время гендерные
исследования стали признанным направлением развития гуманитарного знания не
только в США и Западной Европе, но и в странах Африки, Азии, Восточной Европы,
России, на постсоветском пространстве. Это связано с ростом внимания к
проблемам женщин, имеющим международный характер. Образовательные программы
приобрели глобальную ориентацию.Они делают акцент на политических вопросах,
проблемах дискриминации женщин и сексуальных меньшинств на рынке труда, на
проблемах милитаризма, беженцев, репродуктивных прав, института брака и семьи.
1.3 Гендерные стереотипы в социальной системе
Исследование специфики гендерного стереотипа невозможно без рассмотрения
комплекса существующих научных взглядов на систему социальных стереотипов,
частью которой он является.
Термин «социальный стереотип» происходит от греческих слов «твердый» и
«отпечаток» и означает обобщенную, упрощенную и ригидную систему представлений
об объекте, характеристики которого распространяются и приписываются любому
представителю данной группы. Многие авторы отмечают его целостность, ярко
выраженную оценочную и ценностную окраску, высокую степень ошибочности. В
качестве особенностей выделяют его динамические характеристики - устойчивость,
ригидность, консерватизм - свидетельствующие о способности успешно
сопротивляться любой попытке изменения.
Как вид познания, социальный стереотип можно охарактеризовать тем, что он
зачастую основывается на ложных знаниях об объекте. В результате в стереотипе
фиксируются некоторые основные элементы действительности, а остальная
информация подвергается искажению. Хочется отметить, что благодаря социальному
стереотипу достигается высокая устойчивость восприятия, осмысления реальности и
осуществления практических действий, что позволяет человеку быстро включаться в
разнообразную работу, пусть даже не всегда достигая желаемого результата.
Большой интерес для раскрытия темы работы представляет такой вид
социальных стереотипов как гендерные стереотипы, затрагивающие особенности
взаимоотношений между полами.
Теоретические подходы к изучению сущности гендерных стереотипов, их
содержания, а также механизмы гендерной стереотипизации прослеживаются в
научных трудах зарубежных и отечественных авторов. Например, Р. Унгер при
изучении гендерных стереотипов делает акцент на их социальную основу. Категории
«маскулинность» и «феминность» связываются с потребностями человека
придерживаться социально одобряемого поведения, ощущать свою целостность с
социальной группой, что знаменуется различным поведением мужчин и женщин, их
неравновесным распределением внутри социальных ролей и статусов.
Такие исследователи, как Р. Ашмоа и Ф. дель Бока, акцентируют внимание на
свойствах личности мужчин и женщин и изучают гендерные стереотипы как ряд
схематизированных представлений о личностных качествах мужчин и женщин. Другая
группа исследователей берет за основу сами понятия «маскулинность» и
«феминность».
Согласно определению А.В. Меренкова, «гендерные стереотипы-это устойчивые
программы восприятия, целеполагания, а также поведения человека, в зависимости
от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей
определенного пола. Они возникают в процессе исторического становления
социальных способов взаимодействия личности с окружающим миром в зависимости от
своей половой принадлежности. Она выступает важнейшей характеристикой системы
детерминации сознания и поведения индивидов, поскольку в значительной мере
определяют их социальные возможности».
В современной науке все большее значение приобретает концепция Э. Мэккоби
и К. Жаклин, закладывающих в основу формирования гендерной роли и гендерной
идентичности социальные ожидания общества, специфика которых зависит от
конкретной социально-культурной среды, а процесс усвоения происходит через
воспитание. В данной концепции приобретаемый социальный, психический пол,
усвоенный в процессе социализации играет большую роль, чем биологический.
Особое значение исследователи Э. Маэккоби и К. Жаклин отводят стереотипу
зависимости женщин, причем если данная черта в раннем возрасте характерна для
детей обоего пола, то в процессе социализации она фиксируется в гендерных
установках именно девочек, закрепляется в структуре личности и подкрепляется
социальными ожиданиями. Научные взгляды данных исследователей представляют
наибольший интерес для работы с точки зрения социального конструирования
гендерных стереотипов.
Начиная с 60-х гг. ХХ века, набирают популярность исследования в области
компетентностных свойств мужчин и женщин, их профессиональных особенностей и
источниках успехов, особенностях функциональных способностей представителей
обоего пола. Например, П. Голдберг обнаружила взаимосвязь между низкой оценкой девушками
своих научных способностей, которая нашла отражение в завышенной оценке
студентками колледжа статей, подготовленных мужчинами. Исследователи Дж.
Боулинг и Б. Мартин видят причину, мешающую научной и изобретательской
деятельности женщин, в традиционных представлениях и стереотипных установках,
господствующих в современном социуме. Данное обстоятельство обуславливает
преобладание патриархата в науке и в обществе, актуализирующее социальные
отношения, которые воспроизводят доминирование мужчин в наиболее престижных и
значительных сферах. Таким образом, большинство исследователей психологии пола
и гендерных стереотипов утверждают, что нет объективных физиологических
оснований для разной оценки способностей и функций мужчин и женщин в науке,
ограничения сфер приложения их активности.
В то же время особый интерес для исследования представляет изучение
ценностных ориентаций и гендерных стереотипов студенческой молодежи, так как
студенческая молодежь являет собой организованную, высоко интеллектуально
развитую, социально и творчески активную, а главное, обладающую выраженной
восприимчивостью к инновациям. Выступает примером для остальных групп молодых
людей. Ценность определяется как положительная или отрицательная значимость
объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом,
обусловленная не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу
человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений;
критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах
и нормах, идеалах, установках, целях. Ценность является субъективным
восприятием того, что является полезным и направлено на удовлетворение
человеческих потребностей и интересов. Как и стереотипы, ценности нужны
человеку для обеспечения стабильности социального порядка, они задают стандарт,
в соответствии с которым отбираются цели действия. Они усваиваются в процессе
социализации, усиливая связь человека с социальной системой и таким образом
обеспечивают порядок и предсказуемость. Стереотипы часто не поддаются изменению
или исправлению при сравнении с действительностью, поскольку порождают чувство
социальной солидарности, способствуют сохранению важных ценностей. Их
устойчивость усиливается под воздействием национальных обычаев и традиций,
равно снижается скорость их распространения в социуме. Будучи одной из
разновидностей житейских понятий, стереотипы имеют преувеличенную степень
обобщенности существенных признаков объекта, их неполный или избыточный набор.
Гендерные стереотипы во многом связаны с социальными стереотипами. Они
несут в себе эмоционально - оценочный компонент, так как оценка изначально
заложена в гендерном стереотипе (например, женские черты - слабость и
чувствительность, мужские - храбрость и самообладание). Однако такая оценка
может варьироваться и доходить до полярных значений (мужчины, идущие к цели -
амбициозны, чувствительные женщины - капризны). Следующим свойством, по мнению
Т.Е. Рябовой, является их устойчивость и стабильность. Можно сказать, что
гендерные стереотипы, как и стереотипы вообще, подвержены изменению под
влиянием общественных практик. В последнее столетие произошли значительные
изменения в представлении о гендерной идентичности мужчины и женщины, мужского
и женского поведения. Теперь мужчина уже не так однозначно воспринимается, как
защитник и кормилец семьи, а женщина как домохозяйка, что связано с все
возрастающей ролью женщины в общественной жизни, производстве, политике. Вместе
с тем, изменения гендерных стереотипов, также, как и социальных, проходят
намного медленнее, чем общественные трансформации.
Феномен полярности гендерных стереотипов рассматривается в исследованиях
X. Липса. Согласно его представлениям, основной функцией гендерных стереотипов
является поддержание полярности двух групп - мужчин и женщин. В случае такого
разделения частичное несоответствие мужчины стереотипу мужественности
становится основанием для приписывания ему женских качеств, а не полного
отрицания его маскулинности. Таким образом, бинарная оппозиция маскулинности и
феминности служит целям поддержки групповой идентичности, сплоченности всех
членов внутри социальной группы. Помимо данной функции, гендерные стереотипы
участвуют в когнитивном процессе, когда человек выучивает нормативы гендерного
поведения и распределения гендерных ролей. С точки зрения идеологии, гендерные
стереотипы также несут в себе социальные функции, аргументируя существующую
социально детерминированную гендерную асимметрию, иерархию, а также с целью
поддерживания, воспроизводства данных отношений, обеспечения стабильности
социальных норм. Гендерные стереотипы транслируются через большинство
социальных институтов - медиа, религию, семью, образование, политические и
социальные институты. Это в том числе способствует росту популярности
исследований ретрансляционной функции гендерных стереотипов. В современной
научной среде актуализируется изучение таких тем, как трансляция и формирование
гендерных стереотипов через основные механизмы стереотипизации сознания
(социальные институты, литература, искусство, средства массовой информации и
другие каналы).
В современной научной мысли отмечаются следующие основные направления
изучения особенностей влияния гендерных стереотипов на общество. Зачастую
гендерные стереотипы как концепты мужественности и женственности определяют
социально приемлемые образцы гендерной самопрезентации. Например, данные
экспериментов, проведенных психологами, демонстрируют гендерную обусловленность
различного поведения мужчины и женщины в процессе общения с работодателем.
Осуждению зачастую подвергаются люди, чье поведение не соответствует
общепринятой гендерной роли (декретный отпуск мужчины вызовет негативную
реакцию со стороны общества). Гендерно-определяемым может стать также выбор
профессии, предопределенный гендерными ролями. Для мужчины такие роли строго
регламентированы и определяют спектр нормального и ненормального поведения.
Данные нормы способствуют (или препятствуют) формированию и распространению
гендерных стереотипов (например, мужчина - няня в детском саду). Таким образом,
можно сделать вывод, что гендерные стереотипы выполняют функции социального
контроля. С другой стороны, принадлежность к группе мужчин или женщин может
послужить достаточной основой для восприятия и объяснения деятельности
конкретного человека.
Глава 2. Эмпирические исследования в гендерной социологии
.1 Практика социологического изучения гендерных проблем
Гендерные проблемы - очень интересная тема для изучения. В российской
исследовательской среде в последние пять лет ей уделяется все большее и большее
влияние. Особенно интересными автору представляются исследования проблемы
гендерных стереотипов и их влияние на общество.
Багаевой Любовью Михайловной в 2013 году было проведено социологическое
исследование на тему «Гендерные стереотипы в представлении образа идеального
мужчины и женщины, сравнение современности и исследований девяностых годов 20
века». Предметом данного исследования выступили стереотипы в восприятии образа
идеального мужчины и женщины. Целью исследования она выбрала изучение гендерных
стереотипов восприятии образа «идеального» мужчины и женщины методом
фокус-группы. Разбившись на две команды по гендерному аспекту, участники должны
были представить образ идеального мужчины и женщины. «По мнению обеих команд
идеальная девушка должна быть спортивного телосложения, высокая, с правильными
чертами лица, красивыми, ухоженными, длинными волосами, не замужем,
образованна, добрая, чуткая, нежная, целеустремленная, коммуникабельная,
уверенная в себе. Единственное в чем мнение участников команд не совпало - это
возраст: мужчины предположили 20-25 лет, а девушки 23-31. По мнению участниц
фокус-группы, идеальный мужчина должен сочетать в себе мужество, честь,
достоинство, образованность, красоту, терпение, шик, опыт, сексуальность.
Мужчины же считают, что мужчина должен быть в первую очередь образованным,
умным, владеющий несколькими иностранными языками, коммуникабельный и
ответственный. Дальше участники предположили, что он должен быть спортивного
телосложения, не женат, имеющий стабильную хорошую работу, в возрасте 27-28
лет.» -приводит ответы респондентов Любовь Михайловна. Для сравнения
полученного образа автор приводит данные исследования, проведенного в 1994
газетой «Аргументы и Факты», опубликованного в №16 за 1994 год.
Большинство молодых людей, опрошенных интервьюером на московских улицах,
идеалов не имеет вообще, их заменяют кумиры. Эталоном женской красоты у мужчин
в 1994 году являлась Мадонна. Что же касается женщин, их мнения были очень
разнообразны. Среди перечисленных фигурировали такие имена, как Дмитрий
Маликов, Эксел Роуз, Олег Меньшиков, Дмитрий Харатьян. Почетное первое место у
женщин заняла верность и порядочность их идеалов, а далее по убывающей -
надежность, деньги, «место под солнцем». Мужчины же думали иначе: 38%
представителей «сильного» пола ценят в женщине ее трудоспособность, 21% -
аккуратность и хозяйственность, 17% -способны полюбить женщину за умение
готовить, 15% -обращают внимание на совместимость цвета волос, 7% предпочитают
скромных женщин.
И только 2% мужчин отметили необходимость присутствие у женщин
интеллекта. Это можно объяснить тем, что с изменением общества меняются и
стереотипы, на первый план выходят личностные и применимые в быту качества, а
не внешняя оболочка и соответствие далекому от реальности образу. В то же время
высокая оценка верности, надежности мужчин, их порядочности как в 1994, так и в
2013 годах показывает что мускулинность избранника является важным аспектом.
Это говорит о том, что за прошедшие 19 лет гендерные стереотипы не утратили
своей силы и также влияют на общество, как и в прошлом.
Гендерные стереотипы проявляются не только в области личных отношений, но
во всех сферах общественной жизни. В том числе очень ярко в политической жизни
государства, не только мы редко видим женщин на руководящих постах, но и на
выборах: согласно опросу, проведенному в период подготовки цикла выборов - в
2009 г., голосует женщин меньше чем мужчин и делают они это более экспрессивно.
Опрос проводился коллективом исследователей Института социологии РАН под
руководством С. В. Патрушева в августе 2009 г. в рамках проекта «Гражданское
участие в меняющихся политико-институциональных условиях России: проблемы и
перспективы» и был приведен в научно-исследовательском журнале «СОЦИС» в
публикации Айвазовой С.Г.
В ходе этого опроса была предпринята попытка определить характер женского
и мужского голосования. Для анализа были выбраны ответы респондентов на
несколько перекрестных вопросов по поводу их явки на выборы. В результате
сложилась такая картина: - на общероссийские выборы «всегда ходят» 53 % мужчин
и 44% женщин, «иногда» - 36 % мужчин и 31 % женщин, «никогда» - 19 % мужчин и
14 % женщин. Значимо и то, что 53% мужчин и 39 % женщин «точно знают, что будут
голосовать на следующих выборах в Государственную думу». «Затрудняются» подтвердить
свое участие в следующих парламентских выборах 16 % мужчин и 31 % женщин.
О своей уверенности по поводу участия в предстоящих президентских выборах
заявили 60 % мужчин и 46 % женщин. Эти данные отчетливо обнаруживают, что сам
поход на выборы является для большинства женщин является, похоже, не столько
актом сознательного выбора, сколько привычной, рутинной практикой, а голос
отдается иногда, следуя сиюминутным порывам. Мужские ответы, в свою очередь,
скорее свидетельствуют о том, что мужчины более заинтересованы в политической
жизни.
Как показал этот опрос, и тот и другой случай обозначают некоторые
особенности гражданской компетентности мужчин и женщин. Эти особенности
достаточно четко проявляются, например, в их осведомленности о проблемах
политики. В ходе того же опроса респондентам был задан вопрос: «Насколько Вы
интересуетесь политикой?». В ответах на него 23 % мужчин и 9 % женщин заявили,
что «очень интересуются» ею, 19 % мужчин и 14 % женщин - «интересуются
политикой», 58 % мужчин и 46 % женщин - «скорее не интересуются» политикой,
около 16% мужчин и 10 % женщин - политикой «совсем не интересуются». Иными
словами, женщины проявляют явно меньшую заинтересованность в участии в
политических формах гражданской активности, чем мужчины.
Сведя в своей статье воедино показатели, характеризующие особенности
поведения мужчин и женщин в отношении своего избирательного права, а также в
гражданской компетентности мужчин и женщин, ее автор в очередной раз попыталась
доказать, что слабая представленность, даже маргинальность, женщин в сфере
политики имеет своим следствием воспроизводство не гражданской и
демократической, а скорее «подданнической» политической культуры. Поскольку
политика для большинства женщин остается совершенно чужой, далекой от их
жизненных стратегий сферой, то их политическое поведение, как правило,
оказывается продиктованным не столько рациональным выбором, сколько аффектом,
повышенной склонностью к конформизму, нежеланием задумываться над тем, что
происходит где-то вне пространства их повседневной жизни.
Но ведь именно женщины, носительницы этой культуры, являются в России
основными агентами социализации подрастающего поколения, и в процессе
воспитания они неизбежно транслируют ему эти «подданнические» нормы. Учитывая
эти обстоятельства, можно с полным основанием утверждать, что гендерное
неравенство в сфере политики в реальности является очень важной проблемой
гендерной политологии как отрасли социологии. Исследование наглядно показывает,
что гендерные стереотипы о сфере применения женщины и мужчины
(женщина-домохозяйка, мужчина-добытчик) оказывают огромное влияние на общество
до сих пор и женщина несмотря на трансформацию своей гендерной роли все еще
живет старыми стереотипами и лишь учится проявлять себя наравне с мужчиной во
всех сферах жизни.
2.2 Программа пилотажного социологического исследования
«Социальные факторы формирования гендерных стереотипов студенческой молодежи»
Студенческая молодежь во все времена была зеркалом инновационных
процессов, происходящих в обществе, так как эта среда является
интеллектуальной, высоко социально и творчески активной. Для исследования эта
группа была выбрана в связи с тем, что молодые люди, студенты - основа будущего
общества, эти люди воспитают следующее поколение граждан, передадут им свои
убеждения.
Изучение комплекса социальных факторов, обуславливающих формирование
гендерных стереотипов студенческой молодежи, по моему мнению, может быть
осуществлено в рамках методологии социоконструктивистского подхода.
Социальный конструктивизм - это социологическая и психологическая теория,
изучающая процессы конструирования социальной реальности в человеческой
активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов
рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным
условиям.
Этот подход позволяет учитывать одновременное влияние на процесс
формирования гендерных стереотипов исторически сложившегося в России
«гендерного порядка» и воздействия сложных и противоречивых глобализационных
процессов, охватывающих современный социум. На макроуровне эти процессы
вызывают изменение традиционных культурных символов и ценностей под
воздействием наднациональных глобалистских институтов, а на микроуровне -
трансформацию поведенческих установок и общественных практик внутри различных
социальных групп.
Автором было проведено пилотажное исследование на тему «Социальные
факторы формирования гендерных стереотипов студенческой молодежи» среди
студентов вузов г. Прага, в котором осуществляется дополнительное обучение.
Исследование проводилось автором в мае 2015 года.
Объект исследования: студенческая молодежь высших учебных заведений
города Прага.
Метод исследования: анкетирование с использованием социальной сети «В
контакте».
Анкета включала как открытые, так и закрытые вопросы. Объем выборки
составил 60 человек.
В проведенном исследовании приняли участие 30 мужчин (50 %) и 30 женщин
(50 %). Возрастной состав респондентов составил:
-17 лет - 5 чел. (7,9%), 18-20 лет - 42 чел. (69,8%), 21-24 - 13 чел.
(22,3%).
Целью исследования являлось рассмотрение факторов формирования гендерных
стереотипов у молодежи, а также степень подверженности студенчества
общепринятым гендерным стереотипам.
Задачи, стоявшие перед исследователем:
провести анализ факторов формирования гендерных стереотипов студенчества;
рассмотреть подверженность влиянию трансформационных процессов в обществе
рассмотреть подверженность гендерным стереотипам
Предмет исследования-гендерные отношения студентов.
Основные использованные понятия:
Гендерные стереотипы - социально конструируемые устойчивые
образы-представления о персональных характеристиках мужчин и женщин,
предписывающие определенные стандарты поведения и сфер ответственности, как в
производстве, так и в семье.
2.3 Анализ результатов пилотажного исследования гендерных стереотипов
современной студенческой молодёжи
Исследование направлено на изучение полоролевых стереотипов студентов.
Современные исследователи выделяют три типа властных структур: патриархальная
семья, где власть принадлежит мужу, смешанный тип семьи и эгалитарная семья,
где власть равномерно распределяется между мужем и женой. Эгалитарный тип брака
может быть связан одновременно с так называемым кризисом современной семьи.
Данный кризис в развитых странах проявляет себя в росте числа разводов,
нерегистрируемых брачных союзов, введение в законодательства ряда стран
однополых браков, ростом количества внебрачных детей. Современные тенденции
брачно-семейной сферы свидетельствуют о снижении ценности традиционного брака,
смещению акцентов в сторону альтернативных отношений. Нельзя не отметить, что
такая тенденция разрушительно сказывается на демографической ситуации.
Приобретение семьей стабильности происходит через установление связи
доминирования-ответственности. По материалам исследования определяются семьи с наличием
явного главы семьи. Для 31,9% юношей и 26,2% девушек главой семьи является
отец. Для 24,7% юношей и 25% девушек - мать. Наличие формального главы при
фактическом равноправии родителей отмечается у 32,3% семей юношей и 41,3% семей
девушек (Рисунок 1).
Рисунок 2.1- Определение лидерства в семье (в % отношении к числу
ответивших)
Установка на создание семьи, ее приоритетное место в системе жизненных
ценностей молодежи определяет ее будущую модель семейно-брачных отношений.
Анкетирование студенческой молодежи показало, что все респонденты имеют
установку на создание собственной семьи.
Ответы респондентов раскрывают их отношение к семье как в первую очередь
сферы брачных отношений мужчины и женщины, а не родственных связей.
Создать семью в ближайшее время планируют 17,3% респондентов мужского
пола и 27,5% женского. В планах 67,9% юношей и 57,5% девушек в ближайшее время
создание семьи не стоит на первом месте. Уже женаты/замужем 3,2% юношей и 2,7%
девушек (Рисунок 2).
Рисунок 2.2- Планы создания семьи (в % отношении к числу ответивших)
Предполагаем, что отдаленность планов создания собственной семьи в
определенной степени связана с тем, что отсутствует экономическая база для
заключения брака (респонденты являются в большинстве своем неработающими
студентами), а также предполагается возможность реализации «отложенной» модели
брачности, предполагающей рост числа консенсуальных браков и повышение среднего
возраста вступления в брак до 25-26 лет. Таким образом, у студентов наблюдается
наличие противоречивых установок в реализации брачного поведения: восприятие
семьи как основной ценности при сохранении тенденции отложенности реализации
брака.
Ответы респондентов позволяют установить их представления о допустимом
добрачном поведении, а также те поведенческие установки и ценности, которые они
предъявляют будущему брачному партнеру. Важное место в определении желаемого
брачного партнера, судя по ответам респондентов, занимают личностные и эмоционально-психологические
характеристики. Студенты назвали следующие качества «хорошего мужа»:
ответственный - 87,4%, заботливый - 33,4%, любящий семью - 18,9%, верный -
16,2%, умный - 14,8%, надежный - 13,8%, трудолюбивый - 13,8%, внимательный -
10%, уверенный - 8%, добытчик - 7,2%, терпеливый - 5,9%, решительный - 4,8%,
сильный - 4,4%, понимающий - 4,3%, уважительный - 4,3%, обеспечивает семью -
3,8%, целеустремленный - 3,8%, доброжелательный - 3,6%, ласковый - 3,6%, нежный
- 3,3%, хозяйственный - 1,8%, воспитывает детей - 1,6%, красивый - 1,5%,
мужественный - 1,5%, смелый - 1,5%, поддерживает семью - 1,3%, работящий,
трудолюбивый - 1,3%, взаимопонимание - 1,1%, хороший муж, отец - 1,1%. Сходные
представления у студентов и о качествах «хорошей жены»: заботливая - 13,6%,
любящая - 7,6%, верная - 6,9%, ласковая - 6%, нежная - 5,4%, терпеливая - 4,2%,
умная - 4%, внимательная - 3,9%, трудолюбивая - 3,7%, хозяйственная - 3,7%,
понимающая - 3,2%, красивая - 2,7%, доброжелательная - 2,6%, надежная - 2,2%,
воспитывает детей - 2,1%, мать - 1,7%, мудрая - 1,3%, сексуальная - 1,3%,
уважает мужа - 2,2%, хорошая домохозяйка - 2,2%.
Таким образом, современные студенты ассоциируют с понятием «мужчина»,
такие реакции как «отец», «муж», «глава семьи», «кормилец семьи», «воспитатель»,
что составляет 13% ответов. Это показывает, что в студенческая молодежь
связывает и мужчину, и женщину с распределением гендерных ролей в семье (муж -
«глава семьи», «кормилец семьи» и «жена» - «хранительница домашнего очага»,
«хозяйка») и родительских функций («мать» и «отец»).
Полученные данные позволяют выявить следующее: в выборе спутницы и
спутника жизни существует закономерность, проявляющаяся у всех народов во все
исторические эпохи, и коренящаяся в биологической роли пола: мужчины традиционно
ценят в женщинах то, что символизирует плодовитость, способность производить
потомство, а женщины в мужчинах то, что позволяет это потомство вырастить.
Поэтому мужчины стремятся к красоте, сексуальной привлекательности, молодости,
а женщины особое значение придают тем качествам мужчины, которые позволяют
вырастить детей, в какой-то мере гарантируют и обеспечивают стабильность,
надежность, достаток, безопасность. Это характер, интеллектуальные способности,
образование, способность зарабатывать деньги, материальная обеспеченность,
власть.
Для опрашиваемых студентов выбор брачного партнера основан на чувствах
90,1% юношей и 88,1% девушек, мнение родителей и родственников здесь менее
значимо - 18,3% юношей и 26,9% девушек. Согласно общепризнанным обычаям и традициям
в брак вступят 14,7% юношей и 7,2% девушек. Основываться при выборе на
материальное положение будущего супруга/супруги будут 12,3% юношей и 41,2%
девушек, социальным статусом женатого мужчины/замужней женщины - 7,1% юношей и
20% девушек (Рисунок 3).
В анкете затрагивались вопросы, освещающие мнение респондентов о
приемлемости или неприемлемости различных форм брака и типов семьи.
Рисунок 2.3- Чем Вы в первую очередь руководствуетесь при выборе супруга
(в % отношении к числу ответивших)
Так, влияние трансформационных процессов и воздействие со стороны СМИ в
первую очередь повлияло на установки семейно-брачного поведения. Стали
осуществляться такие формы брачного поведения как фактический (гражданский),
пробный и гостевой браки.
Таким образом, в представлении современной студенческой молодежи
настоящая женщина, прежде всего, должна быть красивой и привлекательной, умной,
заботливой, женственной.
Настоящий мужчина, по мнению опрошенных студентов, должен быть сильным,
умным, смелым, мужественным, решительным, заботливым.
Как показывают вышеприведенные результаты, респонденты обоего пола имеют
сходные представления как о женских и мужских качествах, так и о ролях мужчины
и женщины в обществе.
В заключение приведем краткие итоги выполненного пилотажного
исследования:
проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что наиболее
подверженным влиянию трансформационных процессов является индивидуальный
уровень конструирования гендера, что подтверждается либерализацией добрачных и
внебрачных практик студентов, подражание образам внешнего облика, транслируемым
из средств массовой информации и абсолютизацией моды как универсальной
характеристики мужчины/женщины.
анкетирование студенческой молодежи показало, что все респонденты имеют
установку на создание собственной семьи. Ответы респондентов наглядно
показывают, что в сознании респондентов понятие «женщина» и «мужчина» в
значительной степени определяется выполнением семейных обязанностей (муж -
«глава семьи», «кормилец семьи» и «жена» - «хранительница домашнего очага»,
«хозяйка») и родительских функций («мать»/«отец»).
Таким образом, общим вывод проведенного исследования среди студенческой
молодежи: в иерархии поля гендера наиболее значительные изменения происходят на
уровне самоидентификации личности. Результаты пилотажного исследования
свидетельствуют, что у опрошенных студентов отмечается преобладание традиционных
стереотипов семейных отношений с одновременной тенденцией к отложенной
реализации брака, присущей западноевропейской модели брачности, что считается
нормальным в условиях повсеместных глобализационных процессов.
Заключение
Подводя итог проведенного исследования гендерной социологии в целом и
гендерных стереотипов в частности, можно сформулировать следующие выводы и
предложения по данной теме.
Теоретические основы изучения гендерной социологии продолжают свое
развитие, обогащаясь все новыми прикладными исследованиями. Только в целостном
единстве этих двух составляющих научного познания мы сможем полностью составить
научно-обоснованное представление о гендерных отношениях и современном обществе
в целом.
В период взросления люди усваивают социально одобряемые нормы поведения и
жизнедеятельности, предписываемые нормативы женственности и мужественности, а
также гендерные стереотипы. В силу своей восприимчивости как дети, так и
подростки перенимают образы, транслируемые из средств массовой информации, кино,
эстрады. Также видят гендерное разделение ролей в своей семье, в обществе.
Гендерные представления современных детей и молодежи закладывают также основу
для формирования норм и правил поведения в брачно-семейной сфере в будущем.
Однако, анализ отечественных научных работ, посвященных студенческой молодежи,
показывает недостаточное внимание современных исследователей к студенчеству в
целом.
Исходя из свойственной ей повышенной адаптивности и инновационной
восприимчивости, студенческая молодежь может представлять наиболее
репрезентативную социально-демографическую группу для изучения особенностей
гендерных стереотипов в целом.
Особый интерес для данного исследования представляет рассмотрение
гендерных стереотипов. Исходя из определения стереотипа как стандартизированного
образа, можно выделить такие присущие ему качества как целостность, ярко
выраженная оценочная и ценностная окраска, зачастую сопровождаемая так
называемым ошибочным компонентом, а также динамические характеристики:
устойчивость, ригидность, консерватизм. Вместе с тем, значимой особенностью
стереотипа, является то, что информация, на которой он основывается,
соотносится не с соответствующим объектом, а с другими знаниями. Поэтому одной
из задач представленного в работе исследования является установление специфики
гендерных стереотипов в современном социальном контексте и с учетом современных
научных представлений о гендере. Гендерные стереотипы определены здесь как
социально конструируемые устойчивые образы-представления о персональных характеристиках
мужчин и женщин, предписывающие определенные стандарты поведения и сфер
ответственности, как в производстве, так и в семье.
Таким образом, можно прийти к выводу, что гендерные стереотипы следует
рассматривать как один из основных видов социальных стереотипов, складывающихся
в процессе общественной коммуникации, интериоризующихся индивидом в процессе
социализации и играющих важную роль в поддержании существующих гендерных
практик. Идеи «мужественности» и «женственности» здесь выступают как архетипы
поведения, взаимодействий с другими людьми, социальных ожиданий и оценок.
Список использованных источников
1. Айвазова
С.Г. Гендерные особенности политического поведения россиян в контексте
избирательного цикла парламентских и президентских выборов 2011-2012
гг./С.Г.Айвазова//СОЦИС.-2012.-№3.-С.3-11.
. Багаева
Л.М. Исследование гендерных стереотипов /Л.М.Багаева//Известия
АГУ.-Астрахань:АГУ,2010.-С.26-30.
. Бартол
К. Мужчины и женщины при выполнении групповых заданий/ К.Бартол, Д. Мартин. -
М., 2013.-108 с.
. Бауст
Э. О причинах, обуславливающих развитие мужского и женского потомства.
/Э.Бауст.- Киев, 2014.-187с.
. Безруких
М.М. Проблемные дети / М.М. Безруких. - М.: Изд-воУРАО, 2012. - 308 с.
. Бондаревская
Е.В. Личностно-ориентированное воспитание как смыслопорождающий процесс
(Становление теории) / Е.В. Бондаревская// Известия Южного отделения Российской
академии наук. - 2014. - Выпуск VI. -С.3-25.
. Бондаревская
Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике /Е.В.
Бондаревская// Известия Южного отделения Российской академии наук.- 2011. -
выпуск III.-С.33-49.
. Бондаревская
Е.В. Тенденции развития образования в постиндустриальном обществе /Е.В.
Бондаревская// Известия Южного отделения Российской академии наук. - 2013. -
выпуск V.-С.26-38.
. Веселовская
К. П. Педологические основы полового воспитания/ К.П.Веселовская. - М.,
2014.-178 с.
. Гейманс
Г. Психология женщины /Г.Гейманс. - СПб., 2011.-248 с.
. Гидденс
Э. Социология/ Э.Гидденс. - М., 2012.- 704 с.
. Гордон
Л.А. Человек после работы / Л.А. Гордон, Э.В.Клопов. - М., 2014.-368 с.
. Горлач
М.Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса /М.Г.Горлач// СОЦИС.- 2012. -
№1. -С.33-41.
. Гребенников
И.В. Основы семейной жизни/ И.В. Гребенников. - М., 2011.-158 с.
. Григорович
Л.А. Педагогическая психология/ Л.А. Григорович. - М., 2013.-480 с.
. Каменская
Е.Н. Гендерный подход в социологии / Е.Н. Каменская// Известия ТРТУ. -2013.-
Специальный выпуск.- С.23-82.
. Каменская
Е.Н. Модель гендерного образования/Е.Н.Каменская// Поликультурное славянское
образовательное пространство: пути и формы интеграции: Сборник материалов
международной научно-практической конференции V Славянский педагогический
собор. - Москва: Изд-во МГУ, 2012.-С.97-99.
. Колбановский
В. Н. Проблемы воспитания/ В.Н. Колбановский. - Кострома, 2013.-128 с.
. Корякина
А. Мальчики становятся мужчинами /А.Корякина// Воспитание школьников.- 2014.-
№2.-С.87-88.
. Костикова
И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога /И. Костикова,
А.Митрофанова, Н.Пулина, Ю. Градскова // Высшее образование в России. - 2011. -
№2. - С.68-75.
. Костяшкин
Э. Г. Педагогические аспекты полового воспитания / Э.Г.Костяшкин // Советская
педагогика. - 2012.- № 7.-С.35-41.
. Котовская
М.Г. Анализ феномена мачизма / М.Г. Котовская, Н.В. Шалыгина// Отечественные
науки и современность. -2013.- №2.-С.166-176.
. Крайг
Г., Бокум Д. Психология развития / Г.Крайг, Д.Бокум. - СПб., 2014.- 940 с.
. Кудинов
С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков /С.И. Кудинов //
Психологический журнал.- 2012. -№1.-С.26-36.
. Ньюкомб
Н. Развитие личности ребенка/ Н. Ньюкомб. - СПб., 2013.- 640 с.
. Ольшанский
В.В. Взросление «Я» / В.В. Ольшанский. - М., 2012.- 30с.
. Орлов
Ю.М. Половое развитие и воспитание/ Ю.М. Орлов. - М., 2013.- 239 с.
. Силласте
Г.Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога / Г.Г.
Силласте// Высшее образование в России. - 2011.- №2.-С.96-106.
. Сиротюк
А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода / А.Сиротюк // Народное
образование. - 2013.-№8.-С.28-35.
Приложение
Анкета
Здравствуйте! Предлагаем Вам ответить на следующие вопросы.
1. Ваше имя_______________
2. Ваш пол _______________________
. Укажите, кто, по Вашему мнению должен являться главой семьи:
Мать Отец Решения должны приниматься сообща
. Как Вы относитесь к созданию семьи:
Планирую в ближайшее время Не планирую в ближайшее время Уже
женат/замужем
. Подчеркните определяющие для Вас качества «хорошего мужа»:
ответственный, заботливый, любящий семью, верный, умный, надежный,
трудолюбивый,
внимательный, уверенный, добытчик, терпеливый, решительный, сильный,
понимающий,
уважительный, обеспечивает семью, целеустремленный, доброжелательный,
ласковый,
нежный, хозяйственный, воспитывает детей, красивый, мужественный, смелый,
поддерживает семью, работящий, трудолюбивый, взаимопонимание, хороший
муж, отец.
. Подчеркните определяющие для Вас качества «хорошей жены»:
заботливая, любящая, верная, ласковая, нежная, терпеливая, умная,
внимательная,
трудолюбивая, хозяйственная, понимающая, красивая, доброжелательная,
надежная,
воспитывает детей, мать, мудрая, сексуальная, уважает мужа, хорошая
домохозяйка.
. Чем Вы в первую очередь руководствуетесь при выборе супруга
чувства
мнение родителей, родственников
соблюдение обычаев и традиций
материальное положение будущего супруга
социальный статус
Спасибо за внимание!