в межличностном общении мужчин и женщин, которые представляют микроуровень:
1. Барьеры «эмоционального рассогласования» в коммуникации
С самого рождения мальчикам и девочкам задают разные пути развития. Если девочек в процессе гендерной социализации учат быть нежными, ласковыми, позволяют открыто выражать свои эмоции, то к мужской гендерной роли предъявляют требования, характеризующиеся «эмоциональной твердостью»: «мальчики не плачут», «учись терпеть». В дальнейшем многим мужчинам сложно выражать свои переживания, они имеют скудный репертуар в выражении своих эмоций. Представляющим «мужскую культуру» не принято говорить о своих переживаниях, выражать свои чувства (например, любви и благодарности) окружающим, в том числе и близким. В то же время многие женщины фактически натренированы говорить о своих переживаниях и чувствах и хотят, чтобы их слушали и выражали сопереживание их проблемам. Следовательно, социально сконструированные эмоциональные барьеры между мужчинами и женщинами могут провоцировать конфликты в процессе общения.
2) Статусные и иерархические барьеры, связанные с гендерными ролями
В патриархатном обществе в более привлекательной позиции оказываются те, кто представляет доминирующую - мужскую - группу. Нормы мужской культуры требуют постоянной конкуренции между мужчинами, доказательств большей мужественности, что отражается на соревновательном характере взаимодействий между мужчинами.
Однако иерархичность и «соревновательность» между мужчинами переносится также и на общение с женщинами как представителями «подчиненной» гендерной группы. Особенно яркие противоречия в коммуникации с женщинами возникают у тех мужчин, которые не уверены в своих преимуществах, в своем первенстве в соревновании с другими мужчинами, возникает феномен «компенсаторной мужественности». В подобных ситуациях «неуверенные мужчины», согласно социально-психологическим исследованиям, не только более агрессивны и доминантны с женщинами, но также склонны к различным формам насилия в отношении женщин - преимущественно сексуальному, физическому и психологическому насилию.
В свою очередь женщины как представители менее ресурсной гендерной группы пытаются манипулировать представителями более статусной мужской группы для получения власти и влияния в социуме.
3) Интеллектуальная самопрезентация
Для многих мужчинам, согласно гендерным нормам, важно выглядеть в глазах окружающих знающими и компетентными, соответственно в процессе коммуникации мужчинам труднее признать свое интеллектуальное поражение. Для поддержания гендерных норм иногда мужчины пытаются выглядеть компетентными даже в стереотипно «женских» вопросах. Завышенная интеллектуальная самопрезентация может также затруднить процесс общения, создав недопонимание или напряжение.
4) «Мужской» и «женский» язык
В настоящее время достаточно активно развивается гендерная лингвистика, которая демонстрирует различия в языке, на котором учат говорить мальчиков и девочек. Эти различия касаются как невербальной репрезентации (так, в каждой культуре существуют мужские и женские позы, мужские и женские мануальные жесты, мужская и женская походка и т.п.), так и вербальной.
3. Особенности мужского коммуникативного поведения
гендерный коммуникативный поведение мужчина женщина
1. Мужское общение практически всегда ориентировано на результат, на принятие решения. Мужчина старается видеть конечный результат разговора и старается прояснить этот результат для себя. Так, вопрос «Так что же ты собственно хочешь?» - чисто мужской вопрос, и он адресуется чаще всего женщине.
. Мужчина более жестко, чем женщина, контролирует тему разговора, его очень раздражает отклонение от темы и перескакивание с одного на другое.
. Для мужчины важно, чтобы общение было отделено от дела. Женщина может смотреть телевизор, говорить по телефону и готовить одновременно, мужчина же не может совмещать работу с разговором. Необходимость это делать его раздражает. Мужчине нельзя говорить «по руку».
. Мужчины любят «сущность» и требуют начинать беседу с главного, обходиться без подробностей и многочисленных деталей.
. Мужчины более категоричны в формулировках, чем женщины, они формулируют свои утверждения более безапелляционным тоном.
. В диалоге мужчины чаще склонны оспаривать заявления и утверждения партнера, чаще выражают несогласие.
. Мужчины чаще, чем женщины, склонны игнорировать в процессе диалога замечания партнера.
. Мужчины перебивают женщин в два раза чаще, чем женщины мужчин.
. Мужчины удовлетворяются гораздо меньшим объемом общения, чем женщины. Они немногословны и более молчаливы.
. Мужчины по сравнению с женщинами в два-три раза меньше задают вопросов собеседнику.
. Мужчины не любят, когда им задают много вопросов.
. Мужчины любят «слушать себя».
. Мужчины больше женщин любят спорить, демонстрировать свою компетентность, доказывать свою правоту, приводить убедительные с их точки зрения аргументы.
. Мужчина склонен при обсуждении какого-либо вопроса давать готовые советы, не особенно выслушивая собеседника и не задавая ему дополнительных вопросов.
. Мужчина умеренно выражает оценку, не любит крайних оценок, очень эмоциональных оценок и восклицаний.
. Мужчина предпочитает краткие оценки и почти не умеет давать развернутых. Вопрос к мужчине «А что тебе особенно понравилось?» обычно ставит его в тупик и он отвечает «Все понравилось».
. Мужчины не любят эмоциональных разговоров и всячески стараются их избегать.
. Мужчине трудно словами выразить эмоции, и он не старается этому научиться, так как неэмоциональность рассматривает как важную составляющую мужского поведения.
. Мужчина хуже, чем женщина, владеет навыками связной речи. Он склонен к диалогизму в общении и не любит произносить длинных связных речей.
. В споре мужчина старается перевести разговор с уровня чувств на уровень интеллекта, логики.
. Если у мужчины трудности на работе, профессиональные проблемы и т.д., он начинает избегать общения с женщиной, нередко в довольно грубой форме отвергая ее попытки узнать, в чем у него дело.
. В разговоре с женщиной мужчина боится того, что общение будет длительным и эмоциональным, и любит иметь временные рамки разговора.
. Мужчине трудно извиняться. Особенно неохотно мужчины извиняются перед женщинами.
. Мужчины не любят консультироваться, они более скептичны по отношению к учебе. Это связано с тем, что мужчины не любят обращаться за помощью, ведь это означает для них признать свою некомпетентность и несостоятельность.
. Мужчины говорят, понижая в конце фразы интонацию, что придает их речи признаки уверенности, убедительности и безапелляционности.
. Фразы, произносимые мужчинами, в среднем на два-три слова короче, чем у женщин.
. Мужчины больше женщин употребляют существительных и слов с абстрактным значением.
. Выявленные в диалоге разногласия мужчины, как правило, не рассматривают как состоявшуюся ссору с собеседником, а женщины часто склонны воспринимать подобную ситуацию именно как произошедшую ссору.
. Мужчина гораздо медленнее женщины реагирует на вопросы и требования в свой адрес, он не любит быстро отвечать и вообще быстро реагировать.
. Мужчина размышляет молча, он старается выдать в словесной форме уже готовый результат мышления и не любит рассуждать вслух, как женщина.
. Мужчины лучше понимают письменный текст, чем устный. Хуже женщин различают нюансы интонаций.
. Мужчины плохо понимают подтекст, намеки, очень многое склонны воспринимать буквально.
. Мужчины сравнительно мало внимания уделяют форме речи, а больше - ее содержанию.
. Любую эмоциональную речь мужчина воспринимает иронически и скептически, с некоторой настороженностью.
. Ассоциаций на слова собеседника у мужчины возникает меньше, чем у женщин, мужские ассоциативные ряды короче и рациональней.
. Советы в свой адрес мужчина воспринимает как критику, сомнение в его компетентности.
. Мужчина не выносит иронии в свой адрес, особенно если она исходит от женщины.
. Наглядную демонстрацию чувств предпочитает словесной, он не требует словесной демонстрации чувств к себе.
. Мужчины крайне иронично воспринимают многословие, при котором они вынуждены присутствовать.
. Особенности женского коммуникативного поведения
1. Женщины гораздо легче, чем мужчины, меняют свои планы, вносят коррективы, порой весьма существенные, вплоть до быстрого принятия совершенно противоположного плана действий.
. Женщины менее настойчивы, чем мужчины, в реализации своих стратегических планов.
. Женщины менее сдержанны в проявлениях эмоций, больше мужчин склонны демонстрировать свои эмоции окружающим.
. При восприятии и оценке человека или ситуации женщина склонна воспринимать и ситуацию, и конкретного человека в деталях, в отличие от мужчины, который и человека, и ситуацию воспринимает целостно.
. У женщин преобладает конкретно-образный характер мышления, у мужчин же больше развито абстрактно-логическое мышление.
. Женская самооценка связана, прежде всего, с семейным положением женщины, в то время как мужская самооценка напрямую зависит от его профессиональных достижений.
. Женщины крайне легко по сравнению с мужчинами переключаются с мыслей на чувства, для мужчин это трудно.
. Женщины гораздо быстрее мужчин принимают решения.
. У женщин очень высокая психическая заражаемость, способность поддаваться общему эмоциональному настрою.
. Женщины зачастую склоны видеть маленькие проблемы как большие, драматизируя незначительные события; мужчины умеют такие события просто не замечать.
. В эмоционально-стрессовом состоянии женщины склонны выбирать стратегию поведения по принципу «чем хуже, тем лучше».
. В рассуждениях женщины часто пропускают логические звенья. Что мало характерно для мужского рассуждения.
. Женщины любят все улучшать и совершенствовать.
. Женщины увереннее чувствуют себя в мужском коллективе, любят руководителей-мужчин и обладают даром убеждения в мужском окружении. Женщина обычно считает, что конфликт с женщиной-руководителем решить невозможно.
. Женщины острее мужчин конкурируют друг с другом из-за зарплаты.
. Женщины больше мужчин любят учиться.
. Женщина больше мужчины нуждается в общении.
. Женщины самоутверждаются через взаимоотношения, важнейшим элементом которых всегда выступает общение; мужчина же самоутверждается через профессиональную деятельность.
. Женщины любят советоваться с мужчинами. Мужчины же не испытывают желания советоваться с женщинами.
. Женщина легко обращается к самым разным людям, в том числе и к начальству с просьбами и вопросами, так как воспринимает свой вопрос как средство получить информацию.
. Женщины в процессе общения следят преимущественно за манерой, тоном, стилем общения.
. Для женщин сам факт разговора важнее его результативности.
. Когда женщина жалуется на что-либо, она ждет, прежде всего, сочувствия в свой адрес.
. Когда женщины обсуждают в своем кругу какую-либо проблему, они делают это по кругу, вновь и вновь к ней возвращаясь.
. Женщины задают массу конкретизирующих вопросов для того чтобы показать свое участие и заинтересованность; мужчина же обычно избегает задавать вопросы, уважая независимость собеседника.
. Если мужчина дает жалующейся женщине совет, как поступить, она рассматривает это как отсутствие сочувствия.
. Женщина гораздо легче мужчины произносит «не знаю».
. Женщины обычно лучше мужчин умеют объяснять.
. Женщины активнее участвуют в частных беседах, а мужчины - выступают публично.
. Женщина - активный, заинтересованный слушатель.
. Выступая с публичными сообщениями, аргументируя что-либо, женщины чаще мужчин используют примеры из своей личной жизни и жизни своих знакомых.
. Женщины любят детали и подробности.
. Коммуникативная цель женщины - установить и поддержать отношения, поэтому она склонна к компромиссам, ищет согласия, примирения.
. Значительную часть информации в процессе общения женщина получает невербально, поэтому ей так важно быть рядом с собеседником.
. Женщины садятся ближе друг к другу, чем мужчины, смотрят собеседнику в глаза. Мужчины же не любят смотреть собеседнику в глаза и обычно не садятся близко, стараются сесть под углом к собеседнику.
. Женщины легче мужчин воспринимают критические замечания в свой адрес. Это связано с тем, что женщина привыкла все улучшать, поэтому она внимательна к идеям, направленным на улучшение ситуации.
. Общение в женском коллективе чаще приобретает конфликтный характер, нежели общение в мужском коллективе.
. Женская речь избыточнее мужской, так как треть времени женщина собирается с мыслями и восстанавливает прерванный ход разговора.
. У женщин есть привычка «думать вслух».
. В конце фразы женщина часто повышает интонацию. Что нередко делает ее утверждение похожим на вопрос или претензию.
. Женщина чаще обращается к собеседнику в разговоре. Называя его по имени ли имени-отчеству.
. Женщина склонна чаще, чем мужчина, комментировать слова тех людей, мнение которых она пересказывает.
. Женщина по сравнению с мужчиной выдвигает в разговоре в 3 раза больше идей.
. Женщина произносит больше восклицательных предложений, чем мужчина.
. В речи женщины больше мужчин употребляют собственные имена, местоимения, прилагательные.
. Типичной особенностью женского общения является привычка начинать разговор с подробностей, а не с главного.
. Женщины лучше понимают и воспринимают устную информацию.
. Женщины лучше мужчин понимаю подтекст.
. В разговоре с мужчиной женщины склонны драматизировать выявляющиеся несходства мнений, рассматривая их как размолвку. Мужчины же, как правило, так вовсе не считают.
. Женщины более обидчивы в разговоре, чем мужчины.
В следующий раз, когда вам случится впасть в отчаяние или возмутиться в связи с поведением человека противоположного пола, уделите несколько минут размышлениям о том, что мы сегодня обсуждали. Вспомнив, насколько отличаются друг от друга мужчины и женщины, и о том, что этот порядок вещей естественен, вы получите возможность освободиться от излишней мнительности и проникнуться глубоким пониманием, уважением и любовью к людям.
Заключение
Итак, рассмотрев влияние гендерного аспекта на коммуникативное поведение женщин и мужчин можно сделать следующие выводы:
1) Для преодоления коммуникационных барьеров между гендерными группами необходимо пересмотреть систему гендерного воспитания, направив усилия на формирования доброжелательного отношение к индивидуальным проявлениям ребенка и к ослаблению гендерных стереотипов, моделировать равноправные гендерно-ролевые отношения и следить за тем, чтобы дети не перенимали гендерные стереотипы, изображаемые в СМИ.
) Очень важно артикулировать «различия», дискутировать о различиях между «мужской» и «женской» культурами для того, чтобы представители гендерных групп имели информацию о «разных языках» общения, что позволит субъектам общения осознавать коммуникационные барьеры.
) Исследователям - психологам, социологам, лингвистам, культурологам и т.д. - необходимо содействовать осознанию необходимости изменений жестких стандартов мужской и женской культуры, отказываясь от деструктивных гендерных стереотипов и жестких ролевых моделей поведения.
Список используемой литературы
1.Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2004. 316 С.
.Горошко Е.И. Особенности мужских и женских вербальных ассоциаций (Опыт качественной интерпретации) // Гендер: язык, культура, коммуникация / Доклады Второй международной конференции. М., 2002. С. 77 - 86.
.Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Категория власти в гендерных исследованиях // Гендер как инструмент познания и преобразования общества / Ред Е. Баллаева, О. Воронина, Л. Лунякова. М, 2006. С. 104 -115.
.Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Гендерный калейдоскоп / Под ред. М.М. Малышевой. М., 2002. С. 189-209.
.Радина Н.К. К вопросу о «многослойности» культурного содержания социума: роль гендерной культуры в развитии личности // Материалы 2-ой Всерос. научно-практ. конференции «Психология индивидуальности». М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2008. С. 82 - 83.
.Радина Н.К. Гендерная психология: учебное пособие. Н. Новгород, 2010. 86 С.
.Скаженик Е.Н. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
.ВЕСТНИК ВГУ, Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2005, № 2