правовые акты, касающиеся воспроизводства здоровья населения, материалы и документы государственных законодательных органов Республики Беларусь. В ходе исследования применялись следующие методы анализа: сравнительного анализа, группировок, экономико-математические, экспертных оценок и анкетирования.
Структура работы определяется логикой исследования и отражена в содержании курсовой работы, состоящей из введения, трех глав и заключения, списка использованных источников.
. ВОСПРОИЗВОДСТВО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, КАК ОСНОВНАЯ ЦЕННОСТЬ НАЦИИ
1.1 Воспроизводство населения и глобальные проблемы народонаселения
Постижение воспроизводства населения складывалось в XIX-XX вв. по мере роста социальной надобности в понимании демографических изменений, протекающих в мире. Первые попытки осмыслить воспроизводство населения как солидарность рождаемости и смертности предпринимались еще в XVIII веке математиком Л. Эйлером. На протяжении длительного времени интерес к обзору отдельных сторон «естественного» движения населения очевидно господствовал над их синтезом в границах постижения воспроизводства населения в совокупности. Только в первом десятилетии XX столетия в связи с созданием модели стабильного населения возникла вероятность увидеть процесс воспроизводства населения как что-то целостное, осознать присущие ему внутренние количественные зависимости.
Воспроизводство населения - вероятностный процесс, один из основных процессов репродукции социума, тот, что образует масса случайных, единичных событий - рождений и смертей. Долгое существование популяций полагает сохранение фундаментальных условий их взаимодействия с внешней средой, что допустимо только в том случае, если поток демографических событий не хаотичен, а определенным образом упорядочен. Такая упорядоченность подлинно имеет место и представляет собой следствие самоорганизации демографической системы. Данные процессы имеют место и в природе, вследствие чего достигается непрерывность воспроизведения популяций растений и животных и относительная стабильность их численности. Управление размножением популяций в природе имеет биологическую основу [4, с.154].
С появлением человеческого социума система регулирования воспроизводства популяций претерпевает качественные изменения, биологические механизмы управления размножением заменяются социальными, речь идет об управлении не процессами, происходящими на индивидуальном уровне - рождение и смерть остаются биологическими феноменами, - а о сознательном стимулировании либо сдерживании рождаемости и смертности на уровне популяций.
По Медкову, воспроизводство населения - это непрерывное возобновление его численности и структуры как путем обычной смены уходящих поколений новыми, так и перехода одних частей в другие [2, с.391].
По определению, предложенному в энциклопедическом словаре «Народонаселение» - воспроизводство населения - это непрерывное обновление населения в итоге процессов рождаемости и смертности, а для отдельных регионов и миграции. В более узком понимании воспроизводство населения - это возобновление поколений людей в итоге рождений и смертей.
Таким образом, невзирая на рубеж жизни всякого человека, население продолжает существовать, сберегая либо меняя свою численность и структуру.
В широком понимании термин «воспроизводство населения» включает в себя возобновление и становление состава населения: по полу и возрасту; социальным группам; национальностям, семейному расположению; образованию, профессиональному составу.
Рассматривать всеобщие задачи общества необходимо с демографических сдвигов в населении планеты, так как значительное воздействие на мировую эволюцию делает демографическое (от греч demos - народ) становление мира. Демографическая задача приобрела статус всеобщей и включает в себя воспроизводство населения, изменение его конструкции, увеличение длительности и качества жизни, применение рабочей силы, ее квалификацию, миграцию населения, численность населения земли, его региональное размещение, масштабы хозяйственной деятельности (зависят обеспеченности населения ресурсами), состояние биосферы Земли, мировую общественную и политическую среды. Динамика численности населения значительно влияет на динамику безусловных размеров валового внутреннего продукта (ВВП).
Количество населения мира на протяжении каждой истории общества неуклонно растет. Но в XX в. темпы прихода населения круто ускорились. В течение первой половины XX в. всеобщее число людей на Земле увеличилось на 1 млрд.. За период 1950-1996 г.г. населения мира в совокупности подросло в 2,3 раза и на конец 1999 г. превысило шестимиллиардный рубеж.
Среднегодовые темпы прихода мирового населения понемногу замедляются: с 2,2 в 1960-1970 г.г. до 2% в 1970-1980 г.г., до 1,8 в 1980-1990 г.г., 1,5% в 1990-2000 г. и в 2000.
Следует обратить внимание на следующие моменты:
колоссальные темпы роста населения Земли: 55 лет (с 1950 по 2005 г.г.) чистый приход населения составил около 4 млрд. человек. Количество населения в 2005 г. достигло примерно 6,5 млрд. чел.;
насыщенность населения в экономически неразвитых регионах и странах;
относительное уменьшение населения в развитых регионах;
насыщенность населения Земли в городах (и городских агломератах) и быстрое сокращение сельского населения.
Согласно прогнозам ООН, темпы роста населения в будущем замедлятся, а всеобщий рост численности населения от 2005 до 2015 г. составит 743 600 000 чел. Впрочем общая численность жителей Земли до 2015 г. превысит 7,2 млрд. чел.
Население Европейского и Североамериканского материков, где расположены особенно экономически развитые государства, немного превышает 1 млрд. чел, на 3 других материках - в Азии, Африке и Латинской Америке - сконцентрировано около 150 менее развитых стран, количество населения составляет больше 5 млрд. чел., из которых больше 2 млрд. доводится на два азиатских великана - Китай и Индию. В прогнозе численности населения на 2015 г. интерес вызывает то, что рост городского населения в менее развитых странах будет протекать более высокими темпами, что приведет к преобладанию этой части населения над сельским.
Но замедление темпов фактически не обозначает смягчения остроты мировой демографической обстановки в первые десятилетия XXI в. Специальная острота всеобщей демографической задачи заключается в том, что с 1950-2005 г.г. приход мирового населения больше чем в три раза случился в прогрессирующих странах. Ареной демографического взрыва в текущее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени - Южной Азии. Население прогрессирующих стран, увеличилось за 1950-2005 г.г. на 307,2%, в то время как число жителей развитых государств усилилось на 56,6%, а в странах Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ в 1990-2005г.г. осталось примерно на прежнем уровне.
В демографическом переходе, либо смене типов воспроизводства населения, дозволено выделить четыре фазы [6, с.211].
В первой фазе снижение смертности (в итоге совершенствования качества питания и здравоохранения) происходит стремительней, чем снижение рождаемости, в итоге круто возрастает естественный прирост населения. В этой фазе - «демографический взрыв».
Во второй фазе смертность продолжает снижаться, но рождаемость падает еще стремительней, в итоге прирост населения понемногу замедляется.
Для третьей фазы свойственно замедление снижения рождаемости при некотором возрастании смертности, так что естественный прирост сохраняется на невысоком уровне. Индустриально развитые страны в 90-е годы стали близки к заключению третьей фазы демографического перехода.
Наконец в четвертой фазе показатели смертности и рождаемости становятся примерно идентичными, и процесс демографической стабилизации заканчивается.
Рациональность фаз воспроизводства населения в существенной мере обусловливается общественно-экономической организацией социума. Перестройка типа воспроизводства зависит не только от снижения смертности, но и от общественно-экономических реформирований. Тип рождаемости во многом определяется типом семьи и природой экономических отношений в ней. В неразвитой аграрной экономике господствуют огромные семьи, где родственники, объединены всеобщей экономической деятельностью и обязанностями, где потоки благ направлены от младшего возраста до старшего. Данные отношения обусловливают экономическую рациональность максимизации рождаемости.
Люди теперь живут дольше, чем прежде. Глобальная длительность жизни возросла с 56,7 лет в 1970-1975 г.г. до 61,5 года в 1985-1990 г, в среднем 71 ребенок из тысячи умирает в возрасте до 5 лет. В то же время в Латинской Америке длительность жизни 66 лет, в Южной Азии - 57, а в Африке - только 51 год.
Прогресс в длительности жизни в основном достигнут за счет индустриально развитых стран, где она подросла до 76 лет и только 9 детей из 1000 гибнут до 5 лет.
Рассматривая значимость демографической задачи, в сентябре 1994 г. в Каире состоялась пятая Глобальная конференция ООН по народонаселению, на которой была принята «Программа действий по определению политики народонаселения во каждом мире на период до 2015 г». Эта Программа содержит положения, касающиеся численности населения, его прироста и структуры, интернациональной миграции, создания путей сотрудничества в водовороте демографической задачи. Была определена примерная сумма денег, нужная для этих целей, около 17 млрд.дол.
Одновременно Фонд ООН по народонаселению разработал план по демографическому становлению планеты, предложив ограничить рост населения фактически по каждому миру, даже против позиции Ватикана и исламских фундаменталистов.
1.2 Режим воспроизводства населения
народонаселение воспроизводство здравоохранение регулирование
Общность показателей рождаемости и смертности обусловливает особенности процесса непрерывного возобновления поколений людей. Впрочем, динамика всякого из показателей, их соотношение и, как следствие, величина естественного прироста значительно разнятся как во времени, так и в пространстве. Эволюция рождаемости и смертности отлично отражается в концепции так называемого «демографического перехода». Суть этой теории сводится к тому, что рождаемость и смертность обусловлены не столько биологическими обоснованностями, сколько общественно-экономическими условиями. Согласно этой теории, демографическая обстановка в разных странах и регионах мира имеет сходную тенденцию становления. Сначала она характеризуется высокими показателями, как рождаемости, так и смертности. После этого смертность начинает понемногу снижаться вследствие улучшения общественно-экономических условий, а рождаемость остается на прежнем уровне либо снижается значительно меньшими темпами, чем смертность. Дальше и рождаемость, и смертность понемногу стабилизируются на низком уровне [5, с.184].
В соответствии с эволюцией социума различные страны и регионы Земли находятся сегодня на различных этапах демографического становления, что предопределяют существование в одно и то же время нескольких исторических типов воспроизводства населения, характеризующихся общностью демографических показателей.
2-й тип воспроизводства, именуемый «традиционным» либо «патриархальным», существует при низком уровне становления материальной базы и крупной зависимости человека от сил природы. Он главенствует в аграрном либо на ранних стадиях промышленного социума. Основные отличительные черты этого типа - очень высокая рождаемость, увеличенный уровень смертности, низкая средняя длительность жизни людей. Репродуктивное поведение людей ориентировано на наивысшее число рождений. Многодетность, поощряемая социальными и культурными традициями, содействует лучшему функционированию семьи в аграрном обществе. Высокая смертность - следствие низкого уровня жизни людей, их тяжелого труда и плохого питания, неудовлетворительного становления медицинского сервиса. В текущее время данный тип воспроизводства населения характерен для многих слаборазвитых стран - Нигерии, Бангладеш и исключительно для Эфиопии, где рождаемость составляет 45 %, смертность - 20 %, а средняя длительность жизни - лишь 43 года. В большинстве из этих стран по-прежнему высока смертность от инфекционных и паразитарных болезней, а демографические показатели крайне неустойчивы. На динамике населения резко негативно сказываются стихийные бедствия, голод, эпидемии и т. д. Скажем, в 1984 - 1985 г.г.. в Эфиопии из-за гибели урожая в итоге засухи от голода скончалось больше миллиона человек.
В существенной части прогрессирующих стран (Мексика, Бразилия, Филиппины и др.) «традиционный» тип воспроизводства населения за последние десятилетия изменился. Уровень смертности гораздо снизился (до 6 - 10 %) в связи с совершенствованием здравоохранения и успехами медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями. Но обычно высокая рождаемость в основном сохраняется. В итоге прирост населения тут очень высок - 2,5 - 3,0 % в год. Именно эти страны с «переходным» типом воспроизводства населения предопределяют высокие темпы роста населения мира во 2-й половине ХХ столетия.
-й, так называемый «современный» либо «рациональный» тип воспроизводства населения, порождается переходом от аграрной к промышленной экономике, уменьшением зависимости человека от природы. Радикальным образом меняются данные воспроизводства демографических отношений, которые становятся более эластичными и допускают широкую свободу индивидуального выбора. Данный тип воспроизводства населения характеризуется пониженной рождаемостью, близким к среднему на Земле уровнем смертности, низким естественным приростом и высокой средней длительностью жизни. Он характерен для экономически развитых стран с больше высоким уровнем жизни и культуры жителей. Низкая рождаемость тут тесно связана с сознательным регулированием размера семей, а на уровне смертности, прежде всего, сказывается высокий процент пожилых лиц. В Германии и Дании смертность господствует над рождаемостью, и количество их населения растет только за счет миграции.
В современном мире показатели смертности в большинстве стран сильно не отличаются. Хотя надо отметить, что причины такого положения различны. Так, например, в Западной Европе созданы более благоприятные социально - экономические условия для жизни людей, чем в развивающихся странах, и средняя продолжительность жизни здесь выше, но при этом показатели смертности сопоставимы, а иногда и выше, чем в развивающихся странах. Это происходит из-за того, что в странах Западной Европы большая доля лиц преклонного возраста (происходит «старение нации»). Поэтому один из подходов разделяет типы воспроизводства населения в основном по показателю рождаемости. В соответствии с этим подходом выделяют два типа воспроизводства населения:
Первый тип воспроизводства («демографическая зима») характеризуется невысокими показателями рождаемости (до 15 %) и низким или средним уровнем смертности. Как следствие, естественный прирост для стран с таким типом воспроизводства не высок и не превышает 10%. Этот тип воспроизводства характерен для экономически развитых стран. В странах с 1 типом воспроизводства населения могут наблюдаться даже демографические кризисы, т.е. естественная убыль населения.
Второй тип воспроизводства («демографическая весна») характеризуется высокими показателями рождаемости и, как следствие, высоким естественным приростом населения. Смертность при данном типе воспроизводства может быть средней, а иногда и низкой. Ко второму типу относятся развивающиеся страны
Необходимо отметить, что деление стран и территорий по типам воспроизводства населения весьма условно. Существует много стран, демографическое развитие которых на сегодня не обладают ярко выраженными чертами того, или иного типа воспроизводства населения. Поэтому часто для характеристики стран используют конкретные показатели естественного прироста населения. По данному показателю страны и территории разделяют на пять групп [4, с.154].
Таблица 1.1 - Географические особенности прироста населения
Очень высокий естественный приростВысокий естественный приростСредний естественный приростНизкий естественный приростОтрицательный естественный приростБолее 30 %21 - 30 %10 - 20 %1 - 9 %Менее 0 %Африка, Зарубежная АзияСеверная Африка, Заруб. АзияЗаруб. Азия, Латинская АмерикаЗаруб. Европа, Сев. АмерикаЗарубежная Европа, СНГОман, Того, Ирак, Нигер, Сирия, Ливия, Судан.Филиппины, Бангладеш, Эфиопия, Египет, Алжир.Китай, Индия, Турция, Монголия, Бразилия, Аргентина.Польша, Чехия, Великобритания, Канада, США, Австралия.Латвия, Украина, Эстония, Россия, Болгария, Венгрия, Германия.
Состояние здоровья для каждого человека, для населения в целом, для общества и страны имеет чрезвычайное значение и определяется не только его демографической ролью, действуя через число умерших и не родившихся.
Здоровье - это характеристика и человеческого потенциала и человеческого капитала, определяющего экономическую мощь страны.
Здоровье - это главный компонент качества жизни, вполне адекватно измеряемого продолжительностью предстоящей здоровой жизни в условиях свободного выбора; это целевая установка жизнедеятельности населения. Качество жизни корреляционно связано с масштабами, интенсивностью, уровнем заболеваемости и смертностью населения.
И, наконец, особая роль здоровья определяется тем, что оно становится активным источником динамического развития общества и является решающим фактором экономического роста страны.
Оно должно стоять во главе социальной политики во всех его аспектах. Это - главный приоритет.
. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социально-экономические модели здравоохранения. Государственная и частная медицина
В каждой стране исторически складывается свой способ привлечения экономических средств для оказания медицинской помощи. Система экономических, политических, морально-этических и иных отношений, особенности национальных условий, исторически сложившихся в конкретно этой стране, определяет количество и качество выделяемых обществом средств, эффективность их использования в сфере здравоохранения.
Формы организации системы здравоохранения в различных странах отличаются огромным разнообразием. Это приводит к трудностям при создании единой системы классификации имеющихся систем и моделей здравоохранения. В реальности за основу классификации используются самые различные признаки. Нет разногласий только при разграничении бисмарковской (страховой) и бевериджской (национальной) систем здравоохранения. С другой стороны это конкретные системы, имеющие определенные национальные и исторические особенности, в результате чего их нельзя рассматривать как эталонные системы. В связи с отсутствием единой классификации, различные авторы выделяют различные модели здравоохранения.
Все существующие системы здравоохранения сводят к основным трем базовым моделям:
.Государственно-бюджетная, финансируемая преимущественно (до 90%) из бюджетных источников.
.Социально-страховая, финансируемая за счет целевых взносов предпринимателей, трудящихся граждан и субсидий государства.
.Рыночная или частная.
Государственно-бюджетная модель здравоохранения характеризуется значительной ролью государства; финансирование осуществляется преимущественно из той части общественных средств, которая складывается за счет налоговых поступлений в государственный бюджет. Эта модель традиционно базируется на системе государственных медицинских учреждений. В рамках государственных программ медицинской деятельности обеспечивается оказание медицинской помощи всем категориям населения (общедоступность). Государство само определяет, в каком объеме оказывать медицинскую помощь населению. Управление и планирование медицинской помощи осуществляется центральными и местными органами исполнительной власти. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно, за исключением небольшого набора медицинских услуг. В целом эта модель обеспечивает равенство граждан в получении медицинской помощи. Обеспечивая высокие социальные гарантии, эта модель в то же время характеризуется низкой экономической эффективностью, нерациональным использованием средств, отсутствием действенных стимулов к своему дальнейшему развитию. Государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, обычно контролируемая государством.
Социально-страховая модель также управляется государственными органами, но в отличие от государственно-бюджетных моделей финансируются на трехсторонней основе: за счет бюджетных ассигнований, взносов работодателей и самих работников. Эта модель характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования (ОМС) всего или практически всего населения страны. Ее также называют системой регулируемого страхования здоровья. При этом лица с низкими доходами и социально незащищенное население, как правило, уплату страховых взносов не производят. Отличительной чертой социально-страховой модели является одновременное сочетание в ней двух противоположных принципов: принципа «общественной солидарности», когда здоровый платит за больного, молодой за старшего, богатый за бедного и принципа «участия в издержках», когда медицинские услуги оплачиваются населением самостоятељно, помимо общественных фондов. Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль платного рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня. Многоканальная система финансирования создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины. Такая модель типична для большинства экономически развитых стран; максимально ярко она представляется здравоохранением Германии, Франции, Нидерландов, Бельгии, Японии. Системы здравоохранения ряда стран, оставаясь в рамках этой модели, по ряду характеристик значительно приближаются к государственно-бюджетной. Такие системы частенько выделяют в особый вариант, именуемый бюджетно-страховым. Это системы здравоохранения стран Скандинавии и, по ряду характеристик, Канады.
Рыночная, или частная модель в своем классическом виде базируется на частной медицинской практике с оплатой медицинских услуг за счет средств пациента. Для конкретно этой модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является платный рынок медицинских услуг. Эта модель опирается на широкое использование рыночных отношений - оплату по рыночным ценам производит сам потребитель медицинской услуги. Он сам (основываясь на мнении врача и личных финансовых возможностях) определяет объем потребляемой медицинской помощи. В конкретно этой ситуации каждый платит сам за себя. Это приводит к высокой экономической эффективности подобной модели, способствует научно-техническому прогрессу для увеличения прибыли в конкурентной борьбе. Но в связи с различными финансовыми возможностями населения становятся различными и объемы получаемых отдельными пациентами медицинских услуг. В итоге часть населения оказывается фактически лишенной медицинской помощи, ҹто ведет к негативным последствиям. В экономически невыгодном положении оказываются люди, более подверженные болезням, имеющие тяжелые хронические заболевания, инвалиды. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком, берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Вследствие этого масштабы государственного сектора малы. Наиболее ярко данная модель представлена в США. Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда частно-страховой или преимущественно частным здравоохранением.
С экономической тоҹки зрения существует следующая классификация моделей здравоохранения. Она характеризуется как классификация по признакам отношений собственности и способов оплаты оказанной медицинской помощи.
. Частное здравоохранение:
с прямой формой оплаты медицинской помощи (оплачивает сам потребитель);
с опосредованной (страховой) формой оплаты;
. Общественное здравоохранение:
с прямой формой оплаты (оплачивает государство);
с опосредованной (страховой) формой оплаты.
При частном здравоохранении возможно использование государственных медицинских учреждений, когда оплата медицинской помощи, предоставляемой государственными медицинскими учреждениями, осуществляется самими пациентами. С другой стороны, общественное здравоохранение не обязательно должно базироваться только на системе государственных медицинских учреждений, возможно заключение государством договоров с частными медицинскими учреждениями.
Существует более развернутый вариант классификации моделей здравоохранения.
Универсалистская модель (Англия, Ирландия). Национальная система здравоохранения, финансируемая в значительной части за счет общего налогообложения. Медицинское обслуживание осуществляется в основном в государственных медицинских учреждениях (больницах) наемными служащими либо привлеченными по контракту работниками (первичная медицинская помощь, стоматология, фармацевты).
Основными достоинствами конкретно этой организации здравоохранения являются:
государственный характер финансирования здравоохранения;
государственное регулирование региональных бюджетов здравоохранения путем перераспределения финансовых средств из регионов с более высоким уровнем жизни в регионы с более низким уровнем жизни;
относительно невысокие (в сравнении с другими экономически развитыми странами) затраты на здравоохранение обеспечивают высокие показатели состояния здоровья населения;
дифференцированная система оплаты труда врачей общей практики исходя из численности и структуры населения обслуживаемой территории.
Однако данная система имела и ряд существенных недостатков, которые в конечном итоге и предопределили реформу британского здравоохранения в 1992-1993 гг. Сущность реформирования сводится к децентрализации финансирования, управления здравоохранением, ҹто позволит сблизить уровни медицинской помощи для разных социальных групп и разных регионов страны. В системе государственного регулирования помимо традиционных мер появились новые механизмы, ориентированные на рынок и основанные на использовании соответствующих стимулов. В свою очередь, эффективное регулирование направлено на мониторинг и оценку конечных результатов.
Континентальная модель (Германия, Австрия, Франция, Нидерланды, Бельгия, Люксембург) - финансирование посредством отчислений из фонда заработной платы и из специальных государственных фондов.
В Германии бюджет здравоохранения формируется следующим образом: 14,2% финансовых средств поступают из государственных источников, 72,5% составляют взносы предпринимателей, 6,9% из личных средств граждан, 6,4% составляют средства частного страхования.
Существующая в Германии модель здравоохранения может эффективно функционировать только в стране с высоким уровнем национального дохода.
Южная модель (Испания, Португалия, Греция и частично Италия) - финансирование системы здравоохранения в значительной степени за счет взносов из фондов занятости. Медицинское обслуживание осуществляется государственными и частными медицинскими учреждениями.
В Испании до 90-х годов XX века система финансирования здравоохранения из бюджетных источников, являлась непомерным грузом для государства. Из максимально острых проблем, стоявших перед правительством, можно назвать: неоправданное расширение медицинских услуг, подлежащих госфинансированию; тенденция увеличения госрасходов на дотации фармацевтическому сектору.
Однако в 1997 г. были произведены следующие преобразования: предусмотрено снижение бюджетных расходов путем упорядочения медицинских услуг; был утвержден перечень основных услуг национальной системы здравоохранения, финансируемых государством. Были введены ограничения по компенсации стоимости лекарственных препаратов.
В целом, реформы не ставили под сомнение необходимость сохранения основ всеобщего медицинского страхования, гарантирующего бесплатное медобслуживание. Однако многие положения предусматривали значительное расширение платных медицинских услуг, ҹто означало отход от устоявшейся модели государственного финансирования здравоохранения.
Скандинавская модель (Швеция, Финляндия и Дания) - финансирование здравоохранения в этих странах осуществляется в основном за счет подоходного налога (взимаемого как на национальном, так и на местном уровне), причем размер выплачиваемых пособий напрямую зависит от заработка. Медицинские услуги оказываются как государственными, так и частными лечебно-профилактическими учреждениями.
Шведская модель здравоохранения признана одной из самых луҹших в мире. Она предполагает не только доступность и высокое качество медицинского обслуживания, но и создание равных для всех предпосылок в сохранении здоровья.
Значительную долю расходов на медицинскую помощь несет государство, однако около 10% услуг оплачивает само население. При покупке лекарств, назначенных враҹом, медицинская страховка возвращает больному от 50 до 100% расходов.
Швеция в 1999 г. отошла от применения конкурентных стимулов в качестве движущей силы реформы в здравоохранении, был возрожден интерес к планированию на базе отдельных общин, а также к национальному регулированию, в частности расходов на фармацевтические препараты.
Преимущественно частная модель (США) - финансирование здравоохранения в этих странах осуществляется за счет частных и, в значительной меньшей степени, государственных источников, причем оказание медицинской помощи осуществляется частными производителями медицинских услуг. Роль государства в оказании медицинской помощи незначительна.
Модель, используемая в странах с переходной экономикой (страны Восточной Европы, некоторые страны СНГ, включая Республику Беларусь) - финансирование, сочетающее элементы государственной и страховой медицины; внедрение института оказания платных медицинских услуг.
Государственный сектор здравоохранения в Республике Беларусь занимает 95% национальной системы здравоохранения, частная медицина - 5% [26].
Особенностью функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь является полный охват населения медицинской помощью, предоставляемой за счет бюджетных средств, государственное регулирование и планирование с реализацией комплекса государственных программ в сфере охраны здоровья населения, четкая организационная структура системы здравоохранения и относительно низкие расходы на содержание аппарата управления.
Финансирование системы здравоохранения Республики Беларусь практически полностью возложено на государство и осуществляется за счет средств государственного бюджета различных уровней. За счет средств республиканского бюджета финансируются содержание организаций здравоохранения республиканского подчинения, общереспубликанские целевые программы, централизованные мероприятия, закупки сложного, дорогостоящего медицинского оборудования, отдельных видов лекарственных средств по жизненно важным позициям. Организации здравоохранения областного и районного уровней финансируются из бюджетов областей и районов, на территории которых они находятся.
За последние годы Министерством здравоохранения Республики Беларусь приняты действенные меры по совершенствованию системы финансирования, управления, инвестиционной политики, экономии и перераспределения ресурсов. В настоящее время в Республике Беларусь действует система планирования и финансирования здравоохранения на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых законом Республики Беларусь «О бюджете» на очередной финансовый (бюджетный) год. Эта система дает возможность гражданам республики получать медицинскую помощь в полном объеме, независимо от степени развития инфраструктуры здравоохранения региона, создает условия для эффективного использования ресурсов и позволяет обеспечить:
защиту социальных интересов граждан в оказании им бесплатной медицинской помощи;
выравнивание распределения ресурсов по территориям республики;
внедрение ресурсосберегающих технологий (сокращение недостаточно эффективно используемых больничных коек; внедрение стационарозамещающих, энергосберегающих технологий; ликвидация дублирования исследований, создание центров коллективного пользования дорогостоящим оборудованием и пр.);
перераспределение бюджетных средств на развитие первичной медико-санитарной помощи, дополнительное материальное стимулирование персонала;
совершенствование планирования деятельности организаций здравоохранения.
Ежегодно удельный вес государственных расходов, выделяемых на систему здравоохранения Республики Беларусь, составляет около 4% ВВП (всего на здравоохранение - около 7% ВВП). Привлечению дополнительных финансовых средств в сферу здравоохранения способствует формирование рынка платных медицинских услуг, а также привлечение дополнительных ассигнований за счет средств добровольного медицинского страхования граждан. Для этого созданы как частные, так и унитарные хозрасчетные медицинские центры. Внебюджетные источники финансирования позволяют снизить нагрузку на бюджет, давая возможность сохранить высокий уровень предоставления качественной медицинской помощи.
Годом официального рождения платной внебюджетной медицины в Республике Беларусь можно считать 1982-ой, когда была открыта 9-ая стоматологическая поликлиника Минска - хозрасчётное предприятие, призванное оказывать платные услуги независимо от места жительства. В государственных организациях здравоохранения платные услуги появились в середине 1990-х годов прошлого века [27].
Активно в республике развивается экспорт медицинских услуг. Про необходимость наращивания экспорта услуг на IV Всебелорусскоом народном собрании высказывался и А. Лукашенко: «Задача номер один - переходить уже к экспорту медицинских услуг» [28].
В программе социально-экономического развития страны до 2015 года предусмотрен рост экспорта медицинских услуг в 3,5 раза [29].
Главной задачей в области развития платной медицины является недопущение бесконтрольного замещения бесплатных услуг платными.
Многообразие потенциальных моделей здравоохранения делает проблему выбора конкретной её разновидности достаточно сложной.
Идеальной модели здравоохранения не существует, да и существовать в действительности не может. Любую систему здравоохранения необходимо рассматривать в конкретной связи с особенностями развития и функционирования определенной страны. Достоинства и недостатки каждой конкретной модели определяются комбинацией различных факторов. Исходя из конкретных условий каждая из моделей имеет свои преимущества перед другими по определенным показателям.
В идеальном варианте система, построенная на принципе универсализма, предполагает предоставление каждому основных форм социальной защиты. Это означает, ҹто определенный уровень льгот по пользованию услугами здравоохранения должен бесплатно предоставляться государством. Характерной чертой экономической политики в странах с переходной экономикой была минимизация роли государства в предоставлении медицинских услуг. Теперь уже ясно, ҹто в условиях переходного периода, обладающего затяжным характером и сложной природой, ответственность государства должна, скорее увеличиваться, чем уменьшаться. Вмешательство государства должно быть активным в те важные области, где рыночные силы не могут обеспечить эффективного размещения средств или где доступ к основным, максимально важным благам и условиям жизни людей является несправедливым.
Таким образом, опыт стран с переходной экономикой демонстрирует важность поддержания дееспособности государства, которая была ослаблена в процессе реформ. В рыночной экономике государство играет центральную роль в сохранении экономической стабильности, регулировании рынка, обеспечении необходимых социальных услуг.
2.2 Механизм взаимодействия государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здорового населения
Одной из приоритетных задач реформирования здравоохранения является создание цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения (государственного и частного).
Достичь этого можно следующими способами:
увеличить число государственных унитарных предприятий, полностью финансово и организационно независимых от бюджетных учреждений здравоохранения, исключив возможность сокращения объемов бесплатных услуг;
создать условия для развития негосударственных медицинских организаций;
стимулировать спрос на платные медицинские услуги путем научно-обоснованного упорядочивания существующих налоговых льгот для юридических и физических лиц, оплачивающих эти услуги;
проводить взвешенную политику в области ценообразования медицинских услуг.
Выход из медико-демографического кризиса напрямую зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития (обеспечения стабильного экономического роста, роста реальных доходов и благосостояния населения, снижения уровня бедности и уменьшения дифференциации по доходам, интенсивности развития человеческого капитала и создания эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и т.д.) [16].
Меры по улучшению демографической ситуации должны носить комплексных характер, связанный с переориентацией целевых программ на решение задач демографической политики с учетом региональной специфики [10]. В качестве приоритетных направлений по улучшению уровня здоровья населения и стабилизации медико-демографических процессов можно выделить следующие подходы:
-улучшение материального благосостояния населения;
-реструктуризация распределительных процессов, повышение прожиточного минимума, рост минимальной оплаты труда;
-улучшение жилищных условий;
-поддержка института семьи, поощрение более высокой рождаемости через экономические и социальные воздействия;
-повышение эффективности здравоохранения и санитарной культуры общества, увеличение государственных расходов на здравоохранение;
-развитие самосохранительного поведения в обществе (создание предпосылок для внимательного отношения населения к своему здоровью и сокращению вредных привычек);
-государственная политика в сфере производства, оборота и потребления алкоголя, меры по профилактике и ограничению курения табака, формирование у людей установок здорового образа жизни и принятие мер по обеспечению доступности для населения занятий спортом и физической культурой, пропаганда здорового питания;
-снижение уровня смертности населения от травм и острых отравлений, улучшение условий труда и сокращение травматизма на производстве;
-морально-этическое воздействие, в том числе через религиозные установки [17].
Механизм взаимодействия государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здорового населения функционирует на основе комбинирования различных форм регулирования:
Защитное регулирование предназначено для недопущения и ограничения действий, которые создают угрозу для социального благополучия различных групп населения. Оно осуществляется через создание и поддержание правовой базы, обеспечивающей реализацию социальных норм, принципов, гарантий и прав граждан страны в сфере социально-трудовых отношений. Поощрительное регулирование способствует созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности, например региональные программы поддержки малого бизнеса.
Ограничительное регулирование имеет целью создать препятствия отдельным лицам или группам людей действовать таким образом, чтобы они могли получить преимущества по сравнению с другими (запрет на совмещение депутатской и предпринимательской деятельности, это распространяется и на госслужащих).
Директивное регулирование предполагает руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам (трудовое законодательство, тарифные ставки, выходные и праздничные дни и др.).
Финансовое регулирование (налоги и субсидии) позволяет стимулировать рост занятости за счет создания новых рабочих мест, выхода предприятий из сферы «теневого» использования рабочей силы, повысить активность граждан по поиску доходного занятия и т.д.
Специфика политического регулирования всегда связана с особенностями государственного и политического устройства той или иной страны. Влиятельные политические силы формируют и реализуют подходы к регулированию рынка труда на основе социально-экономических приоритетов развития государства.
На государственном уровне разработан и принят ряд законов, регулирующих социальные отношения в сфере здравоохранения и направленных на улучшение здоровья населения и повышение демографической безопасности страны. В их числе: Законы Республики Беларусь «О здравоохранении», «О санитарно-эпидемическом благополучии», «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О демографической безопасности Республики Беларусь», «О государственных минимальных социальных стандартах» и некоторые другие. В соответствии с перечисленными законами в целом расширился круг прав граждан в сфере охраны здоровья, более определенными стали цели, приоритеты, принципы и нормы политики здравоохранения, повысилась ответственность за здоровье человека всех субъектов социальных отношений. Осуществляется модернизация отрасли. Развивается и укрепляется ее информационная инфраструктура, создана и функционирует многоуровневая система социально-гигиенического мониторинга, позволяющая контролировать параметры среды обитания человека и изучать их влияние на состояние здоровья. Укореняются нормы и практики международного и межведомственного сотрудничества, в том числе в сфере научных исследований и подготовки кадров [17].
На уровне социальной политики государства осуществляются масштабные меры по социальной (факторной) профилактике заболеваний. В соответствии с известными в мировой и отечественной науке данными об основных причинах ухудшения состояния здоровья людей и рекомендациями ученых осуществляется комплекс мер, направленных на уменьшение негативного влияния экономических, экологических и социальных факторов. Осуществляется контроль за дифференциацией доходов населения (индекс Джини, который характеризует степень неравномерности распределения доходов между отдельными группами населения, в Беларуси равен 0,265, что соответствует критерию оптимальности) [1, с. 168].
Установлен государственный контроль и регулирование цен на основные продукты питания, включая мясо и овощи. Осуществляются масштабные меры, направленные на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС, реабилитацию пострадавших территорий и социальную поддержку населения. Предпринимаются меры, нацеленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций и повышение безопасности условий труда и учебы.
Развивается социальная инфраструктура в сельской местности и малых городах. Осуществляются мероприятия, направленные на реализацию государственных минимальных социальных стандартов. Улучшаются условия для занятий физической культурой и спортом. При государственной поддержке проходят оздоровление школьники и матери с малолетними детьми. По актуальным вопросам здоровья через средства массовой информации организовано информирование населения ведущими специалистами системы охраны здоровья.
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007 годы осуществлен комплекс мер, направленных на повышение качества медицинской помощи и эффективности функционирования здравоохранения. В их числе: мероприятия, направленные на децентрализацию внутренней структуры здравоохранения; преодоление диспропорций в распределении ресурсов и их рациональное использование; развитие амбулаторной помощи и стационарозамещающих технологий; импортозамещение и расширение производства отечественного оборудования и лекарственных средств; развитие профилактических и реабилитационных технологий; расширение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам.
На уровне органов исполнительной власти субъектов РБ главными задачами в области улучшения демографической ситуации являются:
разработка и реализация региональных программ улучшения демографической ситуации;
разработка и реализация территориальных целевых про грамм в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;
организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде региональной демографической политики.
Согласно данным Мониторинга общественного мнения населения Республики Беларусь, проводимого Институтом социологии НАН Беларуси (2002-2011) отмечается повышение уровня удовлетворенности населения состоянием медицинского обслуживания (увеличение доли тех, кто удовлетворен и уменьшение доли тех, кто не удовлетворен). Все эти данные свидетельствуют об определенном улучшении ситуации в сфере охраны здоровья.
. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственное регулирование системы здравоохранения Республики Беларусь
Одной из ключевых задач демографической политики Республики Беларусь является укрепление здоровья нации, минимизация заболеваемости и поступательное снижение смертности, образование в обществе крепких устоев здорового образа жизни.
Активация усилий государства и общественности по линии здравоохранения, общественно-экономической поддержки семей с детьми, профилактики семейного неблагополучия и популяризации здорового образа жизни содействовали совершенствованию за последние годы в стране важнейших медико-демографических показателей.
Самое дорогое наследие социума и государства - здоровье населения.
Стержневой целью отечественного здравоохранения является создание системы доступной и качественной медицинской помощи для сохранения и укрепления здоровья граждан.
В итоге с 2006 года в Республике Беларусь подмечена устойчивая склонность снижения всех показателей детской смертности. С поддержкой новейших спецтехнологий в перинатальных центрах республики выхаживают новорожденных с массой от 500 до 1000 граммов. В итоге лечения бесплодия способами вспомогательных репродуктивных спецтехнологий родилось больше 600 детей, при этом результативность данной спецтехнологии превышает 40%.
Усовершенствован ряд показателей здоровья населения, снижена смертность от инфаркта миокарда (на 12,3%), цереброваскулярных заболеваний (на 11,1%), черепно-мозговой травмы (на 7%), болезней органов дыхания (на 31%), инфекционных заболеваний (в 2,4 раза - гепатитом А, в 2,1 раза - сепсисом, в 2,7 раза снижена частота передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку). Уровень первичной инвалидности населения снижен на 14% - до 48,6 на 10 тыс. населения.
Совместно с тем задачи здоровья населения сохраняют свою востребованость. Изменение возрастной структуры населения в сторону старения приводит к росту числа хронических неинфекционных заболеваний и инвалидности. В Республике Беларусь насчитывается около 504 тыс. инвалидов [16].
Больше чем на 50% заболеваемость обусловлена нездоровым образом жизни, прежде всего курением, гиподинамией, непомерным употреблением алкогольных напитков. Как показывают социологические исследования, среди 16-летних школьников около 60% пробовали курить, 90% - употребляли алкогольные напитки.
Отношение граждан к собственному здоровью, основные заболевания и возрастная структура определяют высокий уровень смертности взрослого населения. Показатель всеобщей смертности в 2010 году составил 14,4 на 1000 населения, смертности в трудоспособном возрасте - 5,5 на 1000 населения. Среди умерших в 2010 году доля трудоспособного населения - больше 23%.
В структуре всеобщей смертности крупнейший удельный вес составляют болезни сердечнососудистой системы - около 54%,новообразования - больше 13% и внешние причины - 10%.
Серьезным вопросом является состояние здоровья детей школьного возраста. Если к началу обучения в школе доля фактически здоровых детей составляет 90%, то к концу обучения она снижается до 80%. Число хронических заболеваний в детском возрасте увеличилось в 2,5 раза, при этом растет число так называемых школьных болезней - снижение зрения, нарушение осанки, болезни органов пищеварения.
Необдуманное поведение в подростковом возрасте приводит к инфекциям, передающимся половым путем, психическим расстройствам, употреблению алкоголя, табако- и наркозависимости и как итог к нарушению репродуктивного здоровья в будущем.
Ранняя диагностика заболеваний, своевременное обнаружение факторов риска для здоровья, последующее возрастание качества и доступности медицинской помощи, создание условий для охраны репродуктивного здоровья населения, материнства и детства, уменьшение тяжести течения и вероятности происхождения осложнений при хронических заболеваниях являются основными задачами системы здравоохранения по обеспечению демографической безопасности страны.
При обзоре составляющих репродуктивного здоровья населения страны выявлен ряд задач. Высокий уровень абортов, снижение мотивации к здоровому образу жизни во многом содействуют тому, что 73 женщины из 100 имеют разные заболевания во время беременности, только 36% родов протекают без осложнений. Каждая пятая семейная пара нуждается в оказании медицинской помощи по причине бесплодия, причем в каждой 2-й паре это связано с мужским бесплодием [16].
В целях укрепления здоровья населения и увеличения ожидаемой длительности жизни Министерством здравоохранения планируется реализовать мероприятия, предусматривающие:
развитие системы сохранения репродуктивного здоровья, добрачного консультирования, внедрение новых способов диагностики и лечения женского и мужского бесплодия, вспомогательных репродуктивных спецтехнологий;
профилактику абортов, основанную на сотрудничестве государства, религиозных конфессий, социальных организаций и средств массовой информации;
усиление профилактической направленности в работе с детьми, в том числе по предупреждению нарушений осанки, зрения, становления хронических заболеваний, их обострений и осложнений;
расширение межведомственного взаимодействия в целях снижения смертности детей и взрослых от внешних причин, возрастание ответственности родителей за жизнь и здоровье детей;
широкое информирование населения о факторах риска хронических неинфекционных заболеваний;
проведение диспансеризации населения, в первую очередь трудоспособного, реализация профилактических мероприятий и оказание нужной медицинской помощи;
внедрение современных медицинских спецтехнологий и новых способов диагностики, лечения и реабилитации пациентов с хроническими болезнями на всех уровнях оказания медицинской помощи;
завершение создания системы медицинской реабилитации в республике, открытие в регионах клиник медицинской реабилитации, оснащение отделений медицинской реабилитации современным медицинским оборудованием, внедрение новых реабилитационных спецтехнологий;
внедрение в организациях здравоохранения электронного паспорта здоровья, электронной карты амбулаторного пациента, осуществление мониторинга пациентов с хроническими болезнями, инвалидов, становление телемедицины.
скрининг врождённых изъянов становления и преемственных заболеваний;
диагностика и лечение преемственных болезней детей; дооснащение ультразвуковыми диагностическими аппаратами экспертного класса медико-генетических центров;
совершенствование деятельности службы планирования семьи по вопросам добрачного консультирования, подготовки семьи к родам и популяризации семейных родов, реабилитации после абортов;
открытие отделения экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) на базе РНПЦ "Мать и дитя", закупка оборудования, реагентов и др. [17].
Данные мероприятия прописаны в Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы, разработанной Министерством труда и социальной защиты, Министерством здравоохранения, Министерством внутренних дел, Министерство образования, и др.
Реализация указанных мер позволит добиться в 2015 году:
стабилизации и снижения младенческой смертности до 3,8 на 1000 младенцев, рожденных живыми;
увеличения до 40 процентов удельного веса родов без осложнений;
снижения смертности трудоспособного населения до 5,0 на 1000 человек, в том числе в 2011 году - 5,4, 2012 - 5,3, 2013 - 5,2, 2014 - 5,1, в 2015 году - 5,0;
снижения показателя всеобщей смертности населения до 13,0 - 12,5 на 1000 человек, в том числе в 2011 году - 14,3, 2012 - 13,9, 2013 - 13,5, 2014 - 13,3, в 2015 году - 13,0 - 12,5;
увеличения ожидаемой длительности жизни при рождении до 72 - 73 лет, в том числе в 2011 году - 71 год, 2012 - 71,2, 2013 - 71,4, 2014 - 71,6, в 2015 году - 72 - 73 года [6].
Для образования здорового образа жизни и создания благоприятной среды обитания нужны государственные и отраслевые программы по борьбе с табакокурением; по разумному, сбалансированному и неопасному питанию населения; по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма. Нужно принятие мер по подготовке кадров и разработке образовательных программ, направленных на образование здорового образа жизни, по информационно-рекламному сопровождению.
Остро данный вопрос ставится во многих странах мира, собственно и политика и меры, предпринимаемые властями в этой сфере, тоже разнообразны и имеют различные итоги. Национальные законодательства в странах СНГ в области охраны здоровья констатируют право всякого гражданина независимо от этнического и расового происхождения, возраста, пола, родного языка, религиозных либо политических убеждений, общественного и семейного расположения на медицинскую поддержку.
Проектирование семьи и репродуктивные права остаются очень проблематическим разделом в присутствующем законодательстве всех стран региона. От того что в советский период гражданские права женщины отождествлялись с материнством, множество законодательных норм в сфере здравоохранения для женщин в основном направлено на охрану репродуктивной функции женщины, но не на репродуктивные права. Контрацепция стоит дорого, а сексуальное просвещение поставлено неудовлетворительно. Аборты остаются особенно распространенным способом контроля за рождаемостью и регулируются законодательством. Целостный подход, тот, что рассматривал бы все вопросы женщины на протяжении жизни, по-прежнему отсутствует [10].
На взор автора, наиглавнейшими проблемами социального здоровья в Беларуси являются: преимущество смертности над рождаемостью, высокая смертность работоспособного населения, развивающаяся алкоголизация вкупе с безрассудным отношением граждан к своему здоровью. Огромная доля ответственности за решение этих задач возложена на систему здравоохранения. Соответственно поставленным задачам, в республике - по-прежнему декларируется бесплатность и доступность медицины для граждан, независимо от места проживания и уровня прибыли людей.
На сегодняшний день медицина в Республике Беларусь в области репродуктивного здоровья достигла определенных триумфов, что выводит нашу страну по некоторым показателям на первое место среди стран СНГ (индекс материнства, интегральный индекс репродуктивного здоровья). Но в то же время достигнутые итоги неудовлетворительны для того, дабы выйти на уровень ряда высокоразвитых стран. Вследствие некоторых Национальным Программам, а также политики охраны материнства и детства, проводимой в республике, были достигнуты определенные итоги в снижении младенческой и материнской смертности, возрастании рождаемости, снижении заболеваемости ИППП. Но в то же время существует ряд задач, которые все еще остаются нерешенными. Среди таких задач можно выделить растущий уровень мужского и женского бесплодия, возрастание уровня заболеваемости ВИЧ-инфекцией, довольно высокий уровень абортов, как исключительный метод регулирования рождаемости, неудовлетворительная распространенность способов женской контрацепции, а также рождение детей с прирожденными аномалиями и инфекционными болезнями. Для охраны репродуктивного здоровья женщин и остановки распространения ВИЧ-инфицированных нужно повышать уровень применения контрацепции, а также проводить информатизацию социума через: социальную рекламу в средствах массовой информации, выпус разных брошюр и буклетов, проведение всевозможных семинаров и особых консультационных дней для населения.
Сегодня государство должно уделять внимание не только медицинским аспектам проводимой политики, но и общественным. Задачи недооснащенности медицинских учереждений, нехватки медицинских кадров в некоторых регионах страны ожидают своего решения. Следственно информатизация социума (и особенно молодежи), политика планирования семьи, программы общественной поддержки матерей и младенцев обязаны являться основой для создания прочной и здоровой нации.
3.2 Формирование здорового образа жизни, как основного фактора воспроизводства населения Республики Беларусь
Здоровье - самое дорогое, что мы имеем. Нездоровая национальность не может быть экономически удачной. Следственно здоровье населения - это задача не столько медицинская, сколько общественно - экономическая, т. е. раньше всего государственная. Она затрагивает все аспекты и сферы человеческой жизни и деятельности.
В национальной стратегии общественно-экономического становления Республики Беларусь на период до 2020 года определено, что «тактической целью в области совершенствования здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, образование высокого потребности на личное здоровье, создание предпосылок для его удовлетворения». [9]
Жизнь и здоровье наших людей обязаны стать приоритетными ценностями в общественном сознании, в стратегии и тактике государственной общественно - экономической политики.[10]
Основная задача нашего государства в этом направлении - создание у своих граждан осознание надобности относится к своему здоровью как к ценности. Здоровье необходимо закалять и сберегать.[8]
Впрочем практика показывает, что без энергичного и сознательного участия всякого гражданина в этом процессе решить общегосударственную задачу укрепления здоровья и совершенствования качества жизни немыслимо. В текущее время находит признание суждение о том, что совершенствование состояния здоровья населения обусловлено, основным образом, не медицинскими вмешательствами, а зависит от качества жизни и обеспечивается через образ жизни, тот, что ведет тот либо иной индивид.
Установлено, что больше 70% факторов, влияющих на состояние здоровья населения, являются управляемыми, т.е. зависят от состояния и поведения самого человека.
Частенько бывает так, что человек неправильным образом жизни, пагубными повадками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда припоминает о здоровье.
Здоровье - это первая и наиглавнейшая надобность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое становление фигуры. Оно является важнейшей предпосылкой к знанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Энергичная долгая жизнь - это главное слагаемое человеческого фактора.
Образование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировидений.
В наше время, научно-технической и индустриальной революции за человека примерно все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок доводится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как неизменно нет вероятности, времени, сил, мечты и т.д. Отсель и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.
Также на состояние здоровья человека влияет экологическая атмосфера в месте его проживания, качества питания и наличия благоприятных природных условий. В районе с экологическими задачами поддержание здоровья носит первоочередной характер.
В Республике Беларусь в связи с аварией на ЧАЭС здоровье каждой нации было подорвано. Его поправление и сохранение - это главная национальная задача, как государственного аппарата, так и всякого гражданина нашей страны.[4]
Нередко органы государственного управления ищут выход из медико-демографических кризисов путем совершенствования здравоохранения через увеличение расходов на лечебную медицину. В тоже время мировой навык показывает, что система здравоохранения, ставящая своей задачей совершенствование здоровья человека посредством непропорционального становления диагностики и лечения по отношению к средствам профилактики, становится непроизводительной с точки зрения могущества на социальное здоровье, на качество жизни населения [9].
Тактические цели по достижению здоровья для всех на ближайшее и отдаленное будущее позволило медицинскому сообществу планеты предложить цивилизованному миру следующие основные направления здорового образа жизни для обеспечения высокого уровня общественного благополучия человека:
1.Физическая культура.
2.Рациональное питание.
.Отказ от курения,
.Отказ от наркотиков.
.Отказ от алкоголя
.Этика.
.Самоконтроль за своим здоровьем.
.Сексуальная культура и репродуктивное здоровье.
Теперь задача образования навыков здорового образа жизни у населения стала значительно выше, впрочем, пока только в границах житейского бытового сознания.
Поводом этому является целый ряд причин, связанный как с психологией, культурой и традициями, так и с некоторыми социальными явлениями. Ряд авторов абсолютно объективно к ним относит:
повседневная и круглосуточная доступность первичной медицинской помощи на уровне доврачебной и первой врачебной помощи рождает убежденность в вероятности излечения большинства болезней, что порождает игнорирование профилактическим мероприятиям;
неправильное толкование медицинской информации приводит к существенному обрыву между притягательностью рекламируемых новых способов диагностики, лекарств, легких методов избавления от болезней и кажущейся простотой, обыденностью профилактических мер;
неизбежная потеря личного времени для мероприятий здорового образа жизни и нежелание отказаться от удовольствий привычного образа жизни, а также финансовые сложности по получению физкультурно-оздоровительных товаров и услуг снижают профилактическую активность населения;
отсутствие результативной системы воспитания и обучения психологическим аспектам здорового образа жизни и в совокупности весьма низкий уровень психологических услуг привело к неумению населения создавать для себя психосоциальное благосостояние по тезису: «не можешь изменить обстановку - измени отношение к ней».
Верное осознавание здоровья как многокомпонентного явления, детерминировано всеобщей культурой и познаниями человека. К сожалению, у многих (исключительно у молодых) людей, когда они еще здоровы, нет понимания необходимости в сохранении и укреплении здоровья, нет спросы в здоровье. Существенная часть людей первую половину своей жизни не задумывается о том, что здоровье дозволено утратить, а лишь потом, потеряв его, начинает чувствовать выраженную надобность в нем [10].
В итоге осознание необходимости укрепления своего здоровья, как личного участия в поддержании и укреплении социального здоровья, низкое.
Скажем, социологические исследования по республике показали, что при правильном отношении людей к здоровому образу жизни, рекомендации по сохранению и укреплению своего здоровья фактически применяют только лишь 10-15% населения. В статусе особенно востребованных жизненных ценностей (достаток, образование, расположение в обществе и др.) здоровье оказывается лишь на 8-9 месте. Этим, по каждой вероятности, объясняется такой печальный факт, что от 86 до 91 % населения имеют от одного до пяти основных поведенческих факторов риска (низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, психологический стресс, сексуальная неразборчивость и т.д.). [8]
Здоровье человека очень чутко реагирует на общественно-экономические условия. Ведущими и определяющими факторами в данном случае являются такие, как размер дохода, уровень образования и присутствие занятости, По данным ВОЗ больше половины случаев нарушения здоровья связано с этими факторами. По мере увеличения разницы в уровнях прибылей, риск неудовлетворительного состояния здоровья у лиц, находящихся в неблагополучном расположении, возрастает.
Основа здоровья и правильного отношения к физической культуре закладывается в детские годы, рассматривая обстановку в отношении здоровья подрастающего поколения, это говорит о необходимости принятия срочных мер по совершенствованию охраны здоровья детей и подростков. На процесс физического становления оказывают воздействие разнообразные факторы: хронические соматические заболевания детского возраста, гинекологические заболевания, нарушения питания, общественно-гигиенические, климатические и экологические условия, наследственность и другие.
Сам социум все больше возвращается к пониманию определяющей роли семьи в обеспечении физического и психического здоровья человека.
Данные для интегрального подхода к образованию здорового образа жизни семьи, объединяющего усилия здравоохранения, образования, общественно-психологической службы и других государственных учреждений в нашем регионе имеются вследствие сделанной структуре центров общественной помощи семье и детям, которые могут выступать не только как общественные больницы, но и как первичное звено центров здоровья для семьи.
С общественно-медицинской позиции, а именно она и должна быть приоритетной, улучшение условий жизнедеятельности в обществе должно проводиться на основе системного подхода, имеющего многоуровневый характер: межгосударственный, государственный, совместно-групповой, семейный и личный.
Образование здоровой, уверенной в своих силах нации, способной достичь высот современного экономического и общественного прогресса, - это задача отечественного здравоохранения. Нам предстоит одолеть современную демографическую обстановку, добиться роста длительности жизни белорусов, укрепить семью, обеспечить высокий уровень физического становления населения, исключительно молодежи.
Таким образом, государство хочет, чтобы будущее поколение людей было отличнее и гармоничнее текущего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспроизводство населения - это, по сути, взаимодействие 2-х составляющих процессов: рождаемости и смертности. Интенсивность рождаемости и смертности обусловлена многими факторами, одни из которых влияют на оба процесса, другие - либо на тот, либо на иной. Но все факторы в целом, а среди них особенно важными являются общественно-экономические и этнокультурные, воздействуют на воспроизводство населения. В свою очередь они также в различной мере влияют на многие общественные процессы.
На сегодняшний день основная цель развития здравоохранения - обеспечение различных социальных групп населения широким спектром высококачественных территориально доступных медицинских и санаторно-оздоровительных услуг. Формирование этой системы должно сопровождаться разработкой и внедрением научно обоснованных стандартов, содержащих основные требования к кадровым, финансовым, материальным ресурсам, а также стандартов лечебно-диагностических, профилактических и других процессов оказания медицинской помощи и повышения ее эффективности, включая рациональное использование имеющихся ресурсов.
По результатам экономико-географического анализа демографических показателей здоровья населения можно сделать следующие выводы:
.Методика изучения здоровья в РБ предполагает изучение различных видов заболеваемости по случаям возникновения болезней. Правильно собранные и хорошо проанализированные данные о групповом здоровье, здоровье населения административно-территориальных единиц и популяции в целом служат основой для разработки организационных форм и методов работы органов и учреждений здравоохранения.
.На сегодняшний день, начиная с 2009 г. в динамике заболеваемости наметилась тенденция к снижению, причем как в группе лиц до 17 лет, так и старших возрастах. Тем не менее, уровень заболеваемости первой группы в 1,5 раз превышает уровень заболеваемости людей старше 18 лет. В структуре первичной заболеваемости наибольшей долей обладают новообразования, заболеваемость органов дыхания и травм от ынешних причин.
3.Самыми значимыми проблемами репродуктивного здоровья являются инфекции, передаваемые половым путем, включая ВИЧ/СПИД, и аборты. Тенденции роста числа больных венерическими заболеваниями отчетливо прослеживаются в нашей республике. До 50% и более всех случаев ИППП выявляется у молодых людей в возрасте до 30-лет. Особую обеспокоенность вызывает распространение ВИЧ-инфекции и заболеваемости СПИДом среди людей репродуктивного возраста, которое в последние годы по темпам роста приобрело эпидемический характер. Подавляющее большинство ВИЧ-инфицированных - молодые люди, среди которых постоянно увеличивается количество подростков.
.На сегодняшний день, несмотря на снижение абсолютного числа абортов, искусственное прерывание беременности по-прежнему остается основным методом регулирования рождаемости. Высокий уровень абортов свидетельствует об очень низком уровне знаний о современных методах контрацепции, о недоступности контрацептивов и о низком качестве предоставляемых услуг по планированию семьи. Что касается бесплодия, то с 2011 года наметилась тенденция к снижению. Женское бесплодие значительно превышает мужское, а в 2012 году женщин, страдающих бесплодием в 4 раз больше, чем мужчин.
5.Беларусь занимает 24-е место среди развитых стран по материнскому индексу, 21-е - по женскому и по детскому индексам. Беларусь опережает все страны СНГ; среди всех постсоветских стран по материнскому индексу выше Беларуси Литва (23) и Эстония (17). Интегральный индекс репродуктивного здоровья (ИРЗ) увеличился с 0,599 в 2005 г. до 0,627 в 2007 г., что может быть обусловлено снижением риска материнской смертности, ростом суммарного коэффициента рождаемости при сохранении на базисном уровне доли женщин, использующих средства контрацепции. В 2008-2011 гг. в связи со значительным увеличением среднего возраста матери при рождении первого ребенка, а также ростом процента женщин, прибегающих к средствам контрацепции, ИРЗ снизился до 0,59-0,6.
6.Показатель младенческой смертности в Республике Беларусь за 2012 г. составил 3,4 ‰ (2011 г. - 3,9 на 1000 живорожденных). Лидирует Гомельская область − 4,9 на 1000 живорожденных. Большое количество районов с показателем младенческой смертности выше 8,0 ‰ в Могилевской области. Наименьший показатель в г. Минске - 2,9. Основными причинами в регионах с высокой младенческой смертностью являются экологические факторы (рождение детей с врожденными аномалиями), а также проблемы современного здравоохранения (недооснащенность медецинский учреждений). Стоит отметить, что в региональном разрезе лидерами по некоторым показателям репродуктивного здоровья являются Гомельская область и г. Минск (например, по числу ВИЧ-инфицированных, младенческой смертности, некоторым ИППП). А вот Гродненская область, наоборот, по показателям заболеваемости в основном находится на последних местах.
.Неблагоприятная экологическая обстановка, дисбаланс в питании, невозможность полноценной рекреации, эмоциональные стрессы ведут к росту онкологических и психических расстройств, обменных нарушений, анемий. Достоверно увеличилась заболеваемость беременных и новорожденных. Согласно этим показателям в г. Минске можно выделить группы районов с более благоприятными условиями для материнства (Партизанский, Советский и Центральный), группу районов с менее благоприятными условиями для материнства (Заводской, Ленинский и Первомайский), и группу районов с наименее благоприятными условиями для материнства (Фрунзенский и Московский).
.Сегодня состояние здоровья пострадавшего населения Беларуси от аварии на ЧАЭС оценивается на основе анализа результатов специальной диспансеризации, которой охвачено более 1,5 млн. человек, пострадавших от чернобыльской катастрофы. У всех категорий пострадавших от катастрофы на ЧАЭС наблюдается рост заболеваемости щитовидной железы, болезней системы кровообращения, психоневрологических расстройств, которые по существующим в медицине представлениям не относятся к радиационно-обусловленным.
.В последнее десятилетие, благодаря Государственным программам, направленным на сохранение здоровья населения Беларуси, а также при поддержке международных организаций (в первую очередь Фонда Народонаселения ООН и других агентств), значительно улучшились некоторые показатели репродуктивного здоровья. Основной целью отечественного здравоохранения является создание системы доступной и качественной медицинской помощи для сохранения и укрепления здоровья граждан. Отношение граждан к собственному здоровью, основные заболевания и возрастная структура определяют высокий уровень смертности взрослого населения. Для формирования здорового образа жизни и создания благоприятной среды обитания необходимы государственные и отраслевые программы по борьбе с табакокурением; по рациональному, сбалансированному и безопасному питанию населения; по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма. Необходимо принятие мер по подготовке кадров и разработке образовательных программ, направленных на формирование здорового образа жизни, по информационно-рекламному сопровождению.
Формирование здоровой, уверенной в своих силах нации, способной достичь высот современного экономического и социального прогресса, - это задача отечественного здравоохранения. Нам предстоит преодолеть современную демографическую ситуацию, добиться роста продолжительности жизни белорусов, укрепить семью, обеспечить высокий уровень физического развития населения, особенно молодежи.
Выход из медико-демографического кризиса напрямую зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития (обеспечения стабильного экономического роста, роста реальных доходов и благосостояния населения, снижения уровня бедности и уменьшения дифференциации по доходам, интенсивности развития человеческого капитала и создания эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и т.д.).
Меры по улучшению демографической ситуации должны носить комплексных характер, связанный с переориентацией целевых программ на решение задач демографической политики с учетом региональной специфики, а также взаимодействия государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здорового населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Вальчук, Э.А. Основы организационно-методической службы и статистического анализа в учреждениях здравоохранения./ Э.А. Вальчук, Н. И. Гулицкая, Ф.П. Царук.‒ Минск: БЕЛМАПО, 2006. ‒ 200-242 с.
2.Глушанко, В. С. Заболеваемость населения, ее виды. Методы изучения. /В.С. Глушанко, А.П. Тимофеева/ под ред. В.С.Глушанко. - Витебск: издательство ВГМУ, 2004. - 45 с.
3.Глушанко, В.С. Общественное здоровье и здравоохранение: курс лекций для студентов./В. С. Глушанко - Витебск: издательство ВГМУ, 2001. - 283 с.
4.Демографический потенциал, человеческий и социальный капитал в условиях глобализации / С.Ю. Солодовников, Т.В. Кузьмицкая и др.; Институт экономики НАН Беларуси. - Мн: Право и экономика, 2006. - 396с.
.Здравоохранение в Республике Беларусь. Официальный статистический сборник за 2014 год. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: #"justify">.Зуева, Е.Н. Репродуктивные установки современной молодежи в Республике Беларусь/ Зуева Е. Н. - Минск: БГУ, 2007. - 16-25 с.
8.Лукашенко А.Г. Государство для народа // Доклад Президента на третьем Всебелорусском народном собрании. - Минск, 2006г.
9.Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Доклад Президента на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы. - Минск, 2005г.
.Лукашенко А.Г. Здоровье нации - высшая ценность государства // Выступление Президента Республики Беларусь на Первом съезде врачей.
11.Мальковец, М. В. Анализ состояния здоровья населения Республики Беларусь. Методические рекомендации./М. В. Мальковец, Т.В. Калинина - Минск: БГУ, 2007. - 14-28 с.
12.Миграция населения Республики Беларусь / П.П. Дмитрук, Г.М. Евелькин и др. / Национальная академия наук Беларуси, Институт социологии; под ред. Евелькина Г.М. - Минск: Белорусская наука, 2008. - 182 с.
13.Международная конференция по народонаселению и развитию. - Минск, 2007// Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси [Электронный ресурс]. - 2007. - Режим доступа: #"justify">14.Министерство здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: #"justify">.Морозова, Н.Н. Механизм управления трудовым потенциалом в Республике Беларусь / Н.Н. Морозова, В.П.Шорохова. - Могилев, 2005.
16.Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Указ Президента Республики Беларусь 11 августа 2011 г. № 357. - Минск, 2011. - С. 47-75
17.Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. // Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. - Минск, Юнипак.
18.Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: #"justify">19.Ростовцев В.Н., Винокурова С.П. Культура здоровья: структура и формирование. Здравоохранение. 2001.№4.
20.Рынок труда Республики Беларусь: особенности формирования и развития / [Е. В. Ванкевич, А. П. Морова, И. В. Новикова]; под научной редакцией Ванкевич Е. В. - Витебск: ВГТУ, 2008. - 302 с.
21.Синельникова, Р.В. Государственный социальный заказ: практическое пособие / Р. В. Синельникова. - Минск: Мисанта, 2011. - 110 с.
22.Солодовников, С.Ю. Демографическая ситуация, человеческий и социальный капитал Республики Беларуси. / С.Ю. Солодовников. - Минск: Беларуская навука, 2008. - 424 с.
.Солодовников, С.Ю. Социальный потенциал Республики Беларуси: теория, методология, практика. / С.Ю. Солодовников. - Минск: Беларуская навука, 2009. - 303 с.
.Солодовников, С.Ю. Человеческий потенциал Республики Беларусь. / С.Ю. Солодовников. - Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, 2009. - 716 с.
25.Общественное здоровье и здравоохранение. Сборник трудов научно-практической конференции, посвященной 10-летию БелЦМТ. Минск. 2002. //Под редакцией Постоялко Л.А.
26.Жарко В.И. Здравоохранение Республики Беларусь: актуальные проблемы и их решение. [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http:// http://federalbook.ru − Дата доступа: 03.05.2015.
27.Сайт стоматологической поликлиники №9 г. Минска. [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: <http://stomatolog9.by/o-nas.html>− Дата доступа: 03.05.2015.
.Доклад Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко
на четвертом Всебелорусском народном собрании [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: <http://minsk.gov.by> − Дата доступа: 03.05.2015.
.Указ Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 № 136 «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// pravo.by <http://stomatolog9.by/o-nas.html>− Дата доступа: 03.05.2015.