Язык вражды – истоки и последствия
Доклад
на тему: Язык вражды - истоки и последствия
язык вражда публикация
Одним из самых распространённых явлений современных средств массовой информации, к сожалению, является риторика ненависти, или язык вражды. Это понятие в теории и практике журналистики возникло достаточно давно, но адекватный правовой механизм воздействия всё ещё находится в стадии разработки.
Под языком вражды следует понимать все формы языковых средств, выражающих резко отрицательное отношение «оппонентов» - носителей иной системы религиозных, национальных, культурных ценностей, подсознательно или явно программирующих человека на агрессию.
Исследователь Дзялошинский И.М. представляет термин «язык вражды» как «всю совокупность текстов (а также заголовков, фотографий и иных элементов) СМИ, прямо или косвенно способствующих возбуждению национальной или религиозной вражды или хотя бы неприязни».
Язык вражды может выступать в качестве формы проявления расизма, антисемизма, ксенофобии, гомофобии, сескизма и т.д. Он может звучать как прямой призыв к действиям, а также может иметь облик широко известных в обществе штампов («лицо кавказской национальности»), «случайно» брошенных фраз («полицейский задержал двух чеченцев»).
Появление текстов с признаками «языка вражды» связывают с возникновением первых инструментов трансляции информации для массового слушателя или зрителя (радио, телевидение).
Сам термин «язык вражды» пришёл к нам из западной социологии. В США и в Европе в 1950-х годах социологи стали приходить к выводу, что для поддержания стабильного баланса в обществе необходимо постоянно мониторить язык политиков, СМИ и общественно-открытых каналов на предмет выявления агрессивности. Этот «язык» (скорее, языковое поведение и этикет) стал рассматриваться как нечто крайне опасное и нежелательное.
Язык вражды в СМИ встречается не только в цитировании политических или общественных деятелей, не только в националистической, клерикальной или «желтой» прессе, но и во вполне респектабельных изданиях.
Чаще всего, журналисты, используя «язык вражды», не вкладывают в свой текст намеренно негативного смысла. Авторами публикаций допускаются следующего рода ошибки:
1.Журналистская небрежность. Непреднамеренное использование автором текста таких формулировок, которые впоследствии могут вызвать у аудитории отрицательное отношение к объекту.
2.Некорректный заголовок. Для привлечения внимания к своему тексту журналисты часто прибегают к броским заголовкам.
.Преувеличение статистических данных. Журналисты прибегают к такому приёму для придания своему материалу большей сенсационности.
4.Национальная зацикленность. Тема, поднимаемая в тексте СМИ, рассматривается лишь в рамках одной группы людей (по этническому, национальному признаку), хотя на самом деле вопрос гораздо шире и не сводится к одной социальной группе <#"justify">В неразрывной связи с понятием «языка вражды» находится понятие «стереотипа». Стереотип - неотъемлемый компонент индивидуального и массового сознания. Люди привыкли делить окружающих на «своих» и «чужих». Человек иной внешности, культуры и религии отличается от нас самих - а значит опасен. Так диктуют животные инстинкты любого живого организма. А с точки зрения социологии единая нация - и есть живой организм.
Классификация проявлений языка вражды:
1.Язык вражды может быть явным, т.е. проявляться в конкретных словах, словосочетаниях, фразах, а может быть скрытым - негативный подтекст высказывания может передаваться общей логикой изложения;
2.Может выражаться формой и/или содержанием;
.Может быть однообъектным (напр. агрессивные высказывания в адрес цвета кожи), или многообъектным (цвет кожи, религия, сексуальная ориентация и т.д.);
.По принципу деления на «своих» и «чужих», язык вражды может проявляться в высказываниях о «наших» и о «других»;
В средствах массовой информации существуют свои особенности языка вражды. Данное явление более характерно для региональных изданий, где все «свои», а не для общенациональных. Чаще всего журналисты и редакторы не задумываются о последствиях, т.к. в нашей стране использование языка вражды нередко остаётся безнаказанным. Более того, для некоторых изданий язык вражды является частью редакционной политики, поскольку сенсационные высказывания и громкие заголовки всегда приковывают внимание аудитории.
Язык вражды является опасным не только нанесением эмоциональных травм дискриминируемой группе людей, но и позволением самой дискриминации. Использование и распространение языка вражды имеет свои негативные последствия:
способствование развитию стереотипов;
увеличение дистанции между различными социальными слоями общества;
нивелирование проблемы дискриминации;
рост числа преступлений на почве ненависти и др.
Известное соотношение: чем выше уровень социального доверия к информационной площадке, тем сильнее она способствует интеграции тех или иных установок в общество. Это правило по-прежнему работает, несмотря на повсеместный стереотип об эпохе тотального недоверия к электронным СМИ.
Единственным возможным и действенным способом борьбы с проявлениями «языка вражды» представляется ужесточение правовой ответственности СМИ.