Исследование особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Гомеля

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Биология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    179,37 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Гомеля

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Биологический факультет

Кафедра зоологии, физиологии и генетики








Дипломная работа

Исследование особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Гомеля

Исполнитель студентка группы Би-5

Е.И. Романенко

Научный руководитель

доктор биол. наук        А.Н. Переволоцкий

Рецензент

канд.биол.наук Ю.М. Бачура


Гомель 2015

Реферат

Объект исследования: длина тела, масса, индекс массы тела, дети, готовность детей.

Цель работы: исследовать особенности развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методы исследования: определение степени готовности детей к школе с помощью теста Керна-Ирасека.

Результаты исследований: С целью проверки теста на первом этапе было проведено обследование детей 5-7 лет, поступивших в школу. В работе использованы три методики (см. приложение 1), которые позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности, возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, наличие определенного уровня работоспособности, а также умение вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Таким образом, оценивается сформированности регуляторного компонента деятельности в целом собственно предпосылки к учебной деятельности. Анализ полученных данных свидетельствует, что 94 обследуемых (60%) успешно выполнили это задание, не делая пропусков элементов. Некоторые учащиеся увеличивали масштаб узора. 25 обследуемых (20%) допустили ошибки - появились лишние углы, единичные ошибки выполнения задания. Задание при этом считается условно выполненным. 15 обследуемых (15%) не смогли выполнить задание, допуская наличие дополнительных элементов или отрывая карандаш от бумаги, или не доведение узора до края строки. Задание считается неуспешно выполненным.

Введение

Готовность ребенка к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведении. По нашему мнению именно произвольность поведения младшего школьника является центральным моментом, определяющим его готовность к обучению, поскольку она проявляется как в произвольности познавательных процессов, так и в системе его отношений к взрослому (учителю), сверстникам и самому себе.

В этой связи характеристика готовности ребенка к школе включает 3 аспекта: физический, специальный и психологический. Физическая готовность к обучению прежде всего характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. Оценивая состояние здоровья детей при их поступлении в школу следует учитывать следующие показатели: уровень физического и нервно-психического развития; уровень функционирования основных систем организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребенка. По совокупности выявленных показателей судят о состоянии здоровья детей. Выделяют пять групп детей.

Первая группа - это здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдений, а также имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья.

Вторая группа - или «угрожаемые дети», т.е. дети, с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенный заболеваемости, имеющие различные функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической зрелости органов и систем. третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями в период между обострениями, а в четвертую и пятую - дети, имеющие серьезные, грубые нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением ребенка в массовой школе.

Цель работы: заключалась в исследовании особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Практическое значение: состоит в том, что изучение проблемы готовности ребенка к школьному обучению приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин ребенок, поступающий в школу должен быть готов к школьному обучению, т.е. соответствовать тому уровню физического, психического и социального развития, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Но в настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учебе, затруднения в общении с одноклассниками и педагогом. И все это отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка

1        Обзор литературы


.1       Проблема готовности ребенка к школьному обучению

На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика еще зависимость от непосредственных влияний окружающего мира, ребенку очень трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые нередко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания следовать им. Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от не одобряемых взрослыми действий. Наука "властвовать собой" часто представляется непосильной задачей, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни. Очень важны- способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук [1].

"Незрелые" дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко, это не успевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу. Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Особую актуальность они получили тогда, когда встал вопрос о приеме в школу детей 6-летнего возраста. Готовность к обучению в начальной школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди детей 6-летнего возраста количество “незрелых“ весьма велико - почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей [2].

1.2     Факторы, определяющие готовность детей к школе


Готовность к школе - это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой. Нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребенка, от среды конкретной школы, от уклада жизни в семье. Поэтому современное определение понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяет «готовность к школе» как набор «компетентностей».

К сожалению, понятие «компетентность», его смысл, зачастую ясно не раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в современном образовании и, в частности, в определении готовности к школе. Если у ребенка хорошо развита речь, то есть он в принципе умеет хорошо говорить, и понимает услышанное, это еще не значит, что у него развита коммуникативная компетентность - важнейшее свойство, необходимое человеку в условиях современной жизни. Например, в ситуации большого класса он может вдруг потерять дар речи и, выйдя к доске, не сможет связать и двух слов. Такое часто бывает и с взрослыми. Значит, он не готов говорить перед группой людей, его речевых способностей, пусть и хорошо развитых, недостаточно, чтобы в данной, конкретной ситуации успешно общаться. Оказывается, что для того, чтобы речевые способности смогли проявиться в различных ситуациях конкретного общения в жизни, необходимо сочетание развитости речи с эмоциональной стабильностью, развитием воли (с умением преодолеть свою неуверенность, страх), должна быть также сформирована потребность выражать свои мысли и чувства [4].

Или другой пример. У человека в принципе хорошо развита речь. Он понимает то, что ему говорят, и может адекватно и понятно выражать свои мысли. Но, тем не менее, он не является «общительным человеком», не создает в коллективе атмосферу непринужденного общения, «не любит» общаться, не интересуется другими людьми. Открытость, склонность к общению, интерес к другим людям - вот составные компоненты (наряду со способностью понимать речь и ясно формулировать свои мысли) коммуникативной компетентности, являющиеся залогом успешной коммуникации в жизни. Ясно, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум, трем показателям, изолированным друг от друга. Например, если ребенок умеет уже читать и считать, значит, он готов к школе и т.п. Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Готовность к школе - это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом - через «участие в жизни» [5].

.2.1 Факторы оценки готовности детей к школе

Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения [6].

К шести годам ребенок мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком. Л. С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л. С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения. К постнатальным факторам, влияющим на физическое развитие, относят питание, режим дня, эмоциональное состояние ребёнка, хронические заболевания, климатогеографические условия :

• средний дефицит питания задерживает нарастание массы, но на длину тела, как правило, не влияет. Более длительное голодание, несбалансированное питание с дефицитом микроэлементов и витаминов приводит уже не только к дефициту массы, но и к отставанию в росте с изменением пропорций тела;

• для детей раннего возраста характерна высокая двигательная активность, стимулирующая остеогенез и рост хряща. Однако необходимо следить за адекватностью физической подвижности возрасту ребёнка. Так, избыточная вертикальная нагрузка при поднятии тяжестей приводит к обратному эффекту - торможению роста. На физическое развитие детей влияют как генетические, так и экзогенные факторы;

• влияние наследственности сказывается в основном после 2 лет жизни. Выделяют два возрастных периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима: от 2 до 9 и от 14 до 18 лет. В этом возрасте соотношение массы и длины тела может существенно отличаться от идеального из-за выраженных конституциональных особенностей телосложения.

• Факторы окружающей среды (экзогенные факторы) оказывают большое воздействие на потенциал физического развития. Их подразделяют на внутриутробные и постнатальные [7].

К внутриутробным факторам относят состояние здоровья родителей, их возраст, экологическую обстановку, в той они живут, вредные привычки, профессиональные вредности, течение беременности матери и др. Антропометрические показатели новорождённого достаточно устойчивы. Даже сравнительно небольшие отклонения от среднестатистических показателей, как правило, свидетельствуют о неблагополучии в состоянии новорождённого. В наиболее тяжёлых случаях, особенно когда страдает не только масса тела, но и его длина, диагностируют задержку развития плода, что нередко сочетается с различными пороками. В таком случае использование диапазона 25-75 центилей в качестве нормального показателя может привести к серьёзной недооценке состояния ребёнка. Задержка развития плода может быть как «симметричной», т.е. с равномерным снижением массы и длины тела, что свидетельствует о более тяжёлом поражении, так и «асимметричной». При «асимметричной» задержке, т.е. Большое значение имеет не только правильно проведённое бодрствование, но и достаточный сон [8].

У детей раннего возраста, особенно на первом году жизни, тесно взаимосвязаны физическое и нервно-психическое развитие. Отсутствие или недостаточность положительных, избыток отрицательных эмоций влияют на физическое состояние и могут быть одной из причин нарушений роста.

Различные хронические заболевания ребёнка могут вызвать задержку роста, так как при них нарушаются метаболические процессы. Так, заметно страдают росто-весовые показатели при некоторых эндокринных заболеваниях [9].

Климатогеографические условия относят к средовым факторам, влияющим на рост и развитие. Отмечено ускорение роста весной, торможение в осенне-зимний период. Жаркий климат и высокогорье тормозят рост, но могут ускорить биологическое созревание детей.

Особенно быстро неблагоприятные факторы окружающей среды сказываются на физическом развитии детей раннего возраста, поэтому антропометрические показатели на первом году жизни фиксируют ежемесячно, а в возрасте от 1 года до 3 лет не реже чем 1 раз в полгода. При оценке физического статуса одновременно учитывают длину и массу тела. К вариантам нормы принято относить результаты измерений, отклоняющиеся в пределах 5-10% от среднестатистических показателей [10].

• Раздельная оценка длины и массы тела.

Длина тела может быть нормальной (средней), сниженной, низкой, повышенной, высокой.

Масса тела может быть нормальной, сниженной (сниженное питание), низкой (недостаточное питание), повышенной (повышенное питание) и высокой (избыточное питание).

• Одновременная оценка длины и массы тела.

Нормальное физическое развитие (среднее гармоничное) - длина тела ребёнка соответствует его возрасту (±5-10%), а масса соответствует длине.

Диспропорциональное (дисгармоничное) физическое развитие - соотношение длины и массы тела нарушено в любую сторону более чем на 5-10% [11].

Физическое развитие не соответствует возрасту при отклонении в длине или массе тела более чем на 10%. Физическое развитие при этом также может быть пропорциональным (и длина, и масса тела ребёнка снижены или повышены в сравнении с возрастной нормой более чем на 10%) и диспропорциональным (длина и масса тела не соответствуют друг другу).

.3 Определения теста Керна-Ирасека

Определение степени "школьной зрелости" по тесту Керна - Ирасека может проводиться индивидуально или в группе из 10-15 детей. Ребенку (или группе детей) дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой. Во время выполнения детьми все трех заданий надо обращать внимание на то, какой рукой работает ребенок, вертится ли он, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать не в том месте, где вы ему указали или просто обводит контур образца, желает ли убедиться, что рисует красиво. Это даст возможность понять, какие трудностями ему предстоят с началом учебы [13].

Тест состоит из трех заданий:

) нарисовать человека;

) срисовать короткую фразу из трех слов "Он ел суп";

) срисовать группу точек.

Лицевая сторона листа отводится для выполнения 1-го задания. Современные исследования доказали связь изобразительной деятельности детей и общего уровня их психического развития. Существует следующая закономерность: с возрастом ребенка, его рисунок обогащается новыми деталями. Если в 3,5 года малыш рисует вместо человечков “головоножек”, то к 7 годам, как правило, у изображенного человека уже вырисовываются практически все части тела.

Тест состоит из трех заданий:

) нарисовать человека;

) срисовать короткую фразу из трех слов "Он ел суп";

) срисовать группу точек.

Лицевая сторона листа отводится для выполнения 1-го задания.

Современные исследования доказали связь изобразительной деятельности детей и общего уровня их психического развития. Существует следующая закономерность: с возрастом ребенка, его рисунок обогащается новыми деталями. Если в 3,5 года малыш рисует вместо человечков “головоножек”, то к 7 годам, как правило, у изображенного человека уже вырисовываются практически все части тела.

К нему дается следующая инструкция; "Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как умеешь". Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещаются. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Если ребенок не может начать работу, тогда разрешается его подбодрить следующим образом: "Видишь, как хорошо ты начал. Рисуй дальше". На вопрос, можно ли рисовать "тетю", необходимо объяснить, что все дети рисуют "дядю", поэтому и он должен рисовать "дядю". Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом мужскую фигуру.

После того как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона его делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее). Следующие два задания характеризуют ребенка со стороны общего психического уровня, развития тонкой моторики рук, координации зрения и движений, умения выполнять работу по заданному образцу; выявляют степень развития силы воли. Для выполнения 2-го задания необходимо приготовить 5-10 карточек (размеры примерно 7-8 см на 13-14 см), на которых пишется рукописная фраза (вертикальный размер буквы - 1 см, заглавной - 1,5 см):

Он ел суп Карточка с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Задание формулируется следующим образом: "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать, где) напиши так же". Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет помещаться па строке, нужно ребенку подсказать, что его можно написать ниже или выше. После выполнения ребенком 2-го задания первая карточка у него забирается и на ее место кладется вторая, указанного выше размера, для выполнения 3-го задания. На карточке изображена группа точек; расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм, острый угол пятиугольника, образованного точками, направлен вниз.

К 3-му заданию дается следующая инструкция: "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа" показать, где).

Оценка результата. Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). Примерные критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе.

Примерные критерии оценки задания 1 (рисунок человека).

балл - у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице - глаза, нос, рог. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.

балла - выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

балла - у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

балла - примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены лишь одной линией.

баллов - отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Примерные критерии оценки задания 2 (срисовывание написанного текста).

балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность - необязательна.

балла - буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

балла - с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.

баллов - каракули [14].

1.4 Особенности физического развития дошкольников

Физическое развитие детей и подростков связано с ростом. Каждый возрастной период - грудной, детский, подростковый и юношеский - характеризуется специфическими особенностями роста отдельных частей тела. В каждом возрастном периоде организм ребенка обладает рядом характерных особенностей, присущих только этому возрасту. Между организмом ребенка и взрослого существуют не только количественные различия (размеры тела, его масса), но и, прежде всего качественные.

Физическое развитие дошкольников отличается от развития детей младшего возраста. Примерно до трех лет ребенок растет «как на дрожжах» - только успевай новую одежду покупать взамен той, что стала мала. С четырех до шести лет рост и прибавка в весе становятся неравномерными: за три года ребенок становится выше в среднем на 15 см, а его вес увеличивается всего на 5 кг. Физическое развитие дошкольников постепенно приближает их к организму взрослых. Но при этом следует помнить, что они все еще остаются детьми, и особенности детского организма (строение некоторых органов и систем, быстрая утомляемость) не позволяют им выдерживать высокие нагрузки.

Итак, какими основными особенностями характеризуется физическое развитие дошкольников? У детей дошкольного возраста происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата. У них еще не закреплены естественные изгибы позвоночника, поэтому очень важно следить за правильной осанкой ребенка: у большинства сколиозов, кифозов и других нарушений осанки «ноги растут» именно из этого возраста.

Процесс окостенения хрящевой ткани у дошкольников еще не окончен, поэтому чрезмерные нагрузки (особенно на нижние конечности) ребенку противопоказаны: возможны травмы. Поскольку у ребенка достаточно слабые мышцы и связки, а хрящевая ткань еще не до конца окостенела, возможна деформация стопы, которая приведет к плоскостопию. Поэтому профилактике плоскостопия нужно уделить особое внимание [15].

Мышечная система дошкольников отличается от мышечной системы взрослых: дети быстрее утомляются, но утомляемость эта и проходит быстрее, чем у взрослых. Поэтому детям в этом возрасте противопоказаны однообразные длительные нагрузки: если вы занимаетесь с ребенком спортом, нужно постоянно чередовать упражнения для разных групп мышц.

Быстрая утомляемость дошкольников связана и с особенностями развития сердечно-сосудистой системы. У дошкольников больше относительный объем крови на килограмм массы, чем у взрослых, сосуды шире, путь передвижения крови по сосудам короче, а скорость кровообращения - выше. Сердце ребенка легко возбуждается при изменившейся нагрузке, тяжело к ней приспосабливается (нарушается ритм сокращений) и быстро утомляется.

Что касается развития центральной нервной системы, то тут следует отметить, что у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому дошкольники подвижны и непоседливы. У них быстрые и импульсивные движения, неустойчивое внимание. Из-за того, что движения дошкольника беспорядочные и неточные, в работу вовлекаются лишние группы мышц, возрастает нагрузка на дыхательную и сердечно-сосудистую систему [16].

Физическое развитие дошкольников, его основные особенности нужно учитывать при планировании рациона и физических нагрузок детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте у детей высокий обмен веществ, поэтому важно обеспечить дошкольнику разнообразное, полезное и рациональное питание. Также нужно следить за тем, чтобы ребенок как можно больше находился на свежем воздухе.

В дошкольном возрасте ребенку нужна умеренная физическая нагрузка. Главное - выбрать оптимальный уровень нагрузки: она не должна быть ни слишком высокой, ни слишком низкой. Мы уже говорили, что из-за физиологических особенностей дошкольник быстро устает, но при этом быстро восстанавливается. Поэтому, оптимальный вариант - кратковременные нагрузки, перемежаемые частными перерывами.

В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности [17].

Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра [18].

У 6-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Можно отметить такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменными - замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 - 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация»[19].

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания. Дошкольный период физического развития еще называют «периодом первого вытяжения»[20].

Ребенок за год вырастает на 7-10 см. В 5 лет средний рост ребенка равен 106,0-107,0 см при весе - 17,0-18,0 кг. В 6 лет ребенок прибавляет примерно по 200 г в месяц и вытягивается на полсантиметра.

В дошкольном возрасте части тела развиваются неравномерно. В 6 лет у детей обоих полов расширяются плечи и таз, вытягиваются конечности. Однако, например, у девочек грудная клетка развивается интенсивнее, чем у мальчиков. Зато мальчики увереннее прибавляют в весе.

.4.1 Факторы физического развития дошкольников

К постнатальным факторам, влияющим на физическое развитие, относят питание, режим дня, эмоциональное состояние ребёнка, хронические заболевания, климатогеографические условия :

• средний дефицит питания задерживает нарастание массы, но на длину тела, как правило, не влияет. Более длительное голодание, несбалансированное питание с дефицитом микроэлементов и витаминов приводит уже не только к дефициту массы, но и к отставанию в росте с изменением пропорций тела;

• для детей раннего возраста характерна высокая двигательная активность, стимулирующая остеогенез и рост хряща. Однако необходимо следить за адекватностью физической подвижности возрасту ребёнка. Так, избыточная вертикальная нагрузка при поднятии тяжестей приводит к обратному эффекту - торможению роста. На физическое развитие детей влияют как генетические, так и экзогенные факторы;

• влияние наследственности сказывается в основном после 2 лет жизни. Выделяют два возрастных периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима: от 2 до 9 и от 14 до 18 лет. В этом возрасте соотношение массы и длины тела может существенно отличаться от идеального из-за выраженных конституциональных особенностей телосложения.

• Факторы окружающей среды (экзогенные факторы) оказывают большое воздействие на потенциал физического развития. Их подразделяют на внутриутробные и постнатальные [21].

К внутриутробным факторам относят состояние здоровья родителей, их возраст, экологическую обстановку, в той они живут, вредные привычки, профессиональные вредности, течение беременности матери и др. Антропометрические показатели новорождённого достаточно устойчивы. Даже сравнительно небольшие отклонения от среднестатистических показателей, как правило, свидетельствуют о неблагополучии в состоянии новорождённого. В наиболее тяжёлых случаях, особенно когда страдает не только масса тела, но и его длина, диагностируют задержку развития плода, что нередко сочетается с различными пороками. В таком случае использование диапазона 25-75 центилей в качестве нормального показателя может привести к серьёзной недооценке состояния ребёнка. Задержка развития плода может быть как «симметричной», т.е. с равномерным снижением массы и длины тела, что свидетельствует о более тяжёлом поражении, так и «асимметричной». При «асимметричной» задержке, т.е. Большое значение имеет не только правильно проведённое бодрствование, но и достаточный сон [22].

• У детей раннего возраста, особенно на первом году жизни, тесно взаимосвязаны физическое и нервно-психическое развитие. Отсутствие или недостаточность положительных, избыток отрицательных эмоций влияют на физическое состояние и могут быть одной из причин нарушений роста.

• Различные хронические заболевания ребёнка могут вызвать задержку роста, так как при них нарушаются метаболические процессы. Так, заметно страдают росто-весовые показатели при ювенильном ревматоидном артрите (ЮРА), муковисцидозе, некоторых эндокринных заболеваниях [23].

• Климатогеографические условия относят к средовым факторам, влияющим на рост и развитие. Отмечено ускорение роста весной, торможение в осенне-зимний период. Жаркий климат и высокогорье тормозят рост, но могут ускорить биологическое созревание детей [24].

Особенно быстро неблагоприятные факторы окружающей среды сказываются на физическом развитии детей раннего возраста, поэтому антропометрические показатели на первом году жизни фиксируют ежемесячно, а в возрасте от 1 года до 3 лет не реже чем 1 раз в полгода.

При оценке физического статуса одновременно учитывают длину и массу тела. К вариантам нормы принято относить результаты измерений, отклоняющиеся в пределах 5-10% от среднестатистических показателей.

• Раздельная оценка длины и массы тела.

Длина тела может быть нормальной (средней), сниженной, низкой, повышенной, высокой.

Масса тела может быть нормальной, сниженной (сниженное питание), низкой (недостаточное питание), повышенной (повышенное питание) и высокой (избыточное питание).

• Одновременная оценка длины и массы тела.

Нормальное физическое развитие (среднее гармоничное) - длина тела ребёнка соответствует его возрасту (±5-10%), а масса соответствует длине.

Диспропорциональное (дисгармоничное) физическое развитие - соотношение длины и массы тела нарушено в любую сторону более чем на 5-10% [25].

Физическое развитие не соответствует возрасту при отклонении в длине или массе тела более чем на 10%. Физическое развитие при этом также может быть пропорциональным (и длина, и масса тела ребёнка снижены или повышены в сравнении с возрастной нормой более чем на 10%) и диспропорциональным (длина и масса тела не соответствуют друг другу) .

.5 Основные показатели и методы определения физического развития

Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др.На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом. Известно, что здоровье определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей. Поэтому одним из основных направлений в работе укрепления здоровья средствами физкультуры является врачебное наблюдение за влиянием физкультуры и спорта на физическое состоящие человека. Согласно программе, разработанной Международным комитетом по стандартизации тестов физической готовности, определение работоспособности должно проходить по четырем направлениям:

) медицинский осмотр;

) определение физиологических реакций разных систем организма на физическую нагрузку;

) определение телосложения и состав тела в корреляции с физической работоспособностью;

) определение способности к выполнению физических нагрузок и движений в комплексе упражнений, совершение которых зависит от разных систем организма .

Основными методами исследования физического развития человека являются внешний осмотр (соматоскопия) и измерения - антропометрия (соматометрия).Наружный осмотр (соматоскопия) [26].

Физическое развитие имеет свои закономерности, согласно которым оно изменяется в течение жизни ребенка. У здорового ребенка эти изменения укладываются в определенные возрастные нормы. Для получения возрастно-половых норм обследуют одномоментно большой контингент детей, однородный по возрасту, полу, национальности и т. д. Статистическая обработка данных о состоянии здоровья и физическом развитии детей позволяет определить средние показатели (нормы) физического развития каждой возрастной группы. Физическое развитие каждого ребенка в отдельности оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей со стандартными. Индивидуальная оценка физического развития проводится для определения соответствия между биологическим и календарным возрастом ребенка, особенностей динамики развития [27].

Физическое развитие является одним из важных показателей здоровья ребенка. Исследование физического развития осуществляют одновременно с изучением состояния здоровья во время медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. При этом определяют соотношение хронологического и соматического возраста детей, степень гармоничности развития различных физических признаков, что дает врачу возможность прогнозировать развитие заболеваний и своевременно корректировать выявленные отклонения. На сегодняшний день существует два метода сбора антропометрического материала [28].

дошкольник готовность физический обучение

2. Объект, программа и методика исследований

.1 Объект и программа исследований

Объектом исследований являются показатели особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Гомеля.

Программа исследования включала в себя следующие задачи:

)         сбор и анализ литературных источников по теме дипломной работы;

) сбор экспериментального материала по теме дипломной работы;

) статистическая обработка и анализ полученных материалов;

) написание дипломной работы в соответствие с требованиями ГОСТ;

Полученные результаты были статистически обработаны с помощью общепринятых методов с помощью пакетов прикладных программ Statistica (v 5.5 `99 Edition) и MS Excel 2003.

.2 Методика исследований

Объектом исследования является оценка готовности детей к школе (тест Керна-Ирасека) .

Программа исследования включает решение следующих задач:

) представить обзор литературы по теме исследования;

) изучить оценку готовности детей к школе;

) изучить и исследовать комплексные показатели готовности детей к обучению в школе в возрасте от 5 до 7 лет, а также определить степень готовности детей к школе с помощью теста Керна-Ирасека.

Антропометрия - методика и техника измерений человеческого тела.

В начале антропометрия применялась при оценке годности к военной службе. Одна из первых инструкций по антропометрии живого человека была разработана в 1888 году по инициативе известного антрополога А.П.Богданова. Совершенствование методов антропометрии связано с именами Р. Мартина, Н. Грулички, В.В.Бунака, Г.Ф. Дебеица, Ф.П. Алексеева. В разработке методов гониометрии и динамометрии активное участие в последние годы принимали В.А. Гамбурцев, А.А. Гладышева, В.П. Стрельников и другие. Систематизации и совершенствованию методов, применяемых в спортивной антропологии, много внимания уделил Э.Г. Мортиросов.

Проведение обследования: ребёнку (группе детей) даётся лист бумаги, на лицевой стороне которого записывается имя, фамилия ребёнка, дата его рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладётся перед ребёнком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой. Даётся инструкция к выполнению первого задания: "Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого - либо дядю.

Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее нарисован образец фразы (второе задание) и конфигурация из 10 точек (третье задание), которые ребёнок должен повторить. Второе задание формулируется следующим образом: "Посмотри, здесь что-то написано.

Третье задание даётся по такому образцу: "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (а) рядом также их нарисовать". В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, т.к у некоторых детей может ослабнуть концентрация внимания. За детьми необходимо наблюдать и делать краткие пометки об их поведении. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, какой рукой будущий школьник пишет, не перекладывает ли во время работы карандаш из одной руки в другую. Обработка результатов: каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая).

.2.1 Техника проведения теста

Тест состоит из трех заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование написанной фразы и точек в определенном пространственном положении. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен. При выполнении данного теста помощь оказывать запрещается.

Если ребенок не может высидеть выполнение всех заданий, за время выполнения теста встает, убегает, машет руками и т.п., это может говорить о незрелости эмоционально-волевой сферы.

Задание 1

«Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы.

Задание 2

Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец фразы.

«Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».

Рисунок 1 - Надпись

Результат

балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.

балла - буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.

балла - с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.

баллов - каракули.

Задание 3

"Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке".

Рисунок 2 - Схема построения точек

Результат

балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.

балла - возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

балла - группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.

балла - точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.

баллов - каракули.

.2.2 Оценка результата

Результат по первому заданию:

1 балл - у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.

балла - выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей - шея, волосы, один палец руки, - но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

балла - у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

балла - примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

баллов - отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.

Результат по второму заданию:

балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.

балла - буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.

балла - с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.

баллов - каракули.

Результат по третьему заданию:

балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.

балла - возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

балла - группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.

балла - точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.

баллов - каракули.

3. Результаты исследований

.1 Оценка физического развития детей младшего школьного возраста

В данной методике были проанализированы следующие показатели физического развития детей младшего школьного возраста (7-9 лет): рост, масса тела и окружность грудной клетки.  В таблице 1 представлены показатели физического развития исследуемых детей младшего школьного возраста в приложении А.

Результаты статистической обработки длины тела мальчиков младшего школьного возраста представлены в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2 - Результаты статистической обработки роста мальчиков младшего школьного возраста

Показатель

Среднее и его станд. ошибка, см

Станд. отклонение, см

Доверительный интервал для среднего, см

Асимметрия и ее станд. ошибка

Эксцесс и его станд. ошибка




Нижняя граница

Верхняя граница



Длина тела

122,9±0,6

2,8

121,5

124,2

0,03±0,5

-1,2±0,9


Установлено, что минимальный рост мальчиков в выборке составил 119 см, а максимальный - 128. Среднее значение исследуемого показателя составило 122,9±0,6 см при стандартном отклонении s = 2,8 см. С 95% вероятностью длина тела мальчиков не превысит 128 см и будет не меньше 119 см.

Доверительный интервал среднего генеральной совокупности длины тела мальчиков младшего школьного возраста в исследованной выборке с 95% доверительной вероятностью будет находиться в диапазоне от 121,5 до 124,2 см.

Рисунок 1 - Гистограмма распределения длины тела мальчиков младшего школьного возраста

Результаты статистической обработки массы тела мальчиков младшего школьного возраста представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты статистической обработки массы тела мальчиков младшего школьного возраста

Показатель

Среднее и его станд. ошибка, кг

Станд. отклонение, кг

Доверительный интервал для среднего, кг

Асимметрия и ее станд. ошибка

Эксцесс и его станд. ошибка




Нижняя граница

Верхняя граница



ИМТ

26,6±0,4

1,7

25,8

27,4

0,16±0,5

-0,7±0,9


Установлено, что минимальная масса тела мальчиков в выборке составила 24 кг, а максимальная - 30. Среднее значение исследуемого показателя составило 26,6±0,4 кг при стандартном отклонении s = 1,7 кг. С 95% вероятностью масса тела мальчиков не превысит 30 кг и будет не меньше 24 кг.

Доверительный интервал среднего генеральной совокупности массы тела мальчиков младшего школьного возраста в исследованной выборке с 95% доверительной вероятностью будет находиться в диапазоне от 25,8 до 27,4 кг.

Результаты статистической обработки индекса массы тела мальчиков младшего школьного возраста представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Результаты статистической обработки индекса массы тела мальчиков младшего возраста

Показатель

Среднее и его станд. ошибка, кг/м2

Станд. отклонение, кг/м2

Доверительный интервал для среднего, кг/м2

Асимметрия и ее станд. ошибка

Эксцесс и его станд. ошибка




Нижняя граница

Верхняя граница



ИМТ

21,6±0,2

0,9

21,2

22,1

0,15±0,5

-0,2±0,9


Установлено, что минимальный индекс массы тела мальчиков в выборке составила 20,1 кг/м2, а максимальный - 23,6. Среднее значение исследуемого показателя составило 21,6±0,2 кг/м2 при стандартном отклонении s = 0,9 кг/м2. С 95% вероятностью индекс массы тела мальчиков не превысит 23,6 кг/м2 и будет не меньше 20,1 кг/м2.

Доверительный интервал среднего генеральной совокупности индекса массы тела мальчиков младшего школьного возраста в исследованной выборке с 95% доверительной вероятностью будет находиться в диапазоне от 21,2 до 22,1 кг/м2 .

Результаты статистической обработки длины тела девочек младшего школьного возраста представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Результаты статистической обработки роста девочек младшего школьного возраста

Показатель

Среднее и его станд. ошибка, см

Станд. отклонение, см

Доверительный интервал для среднего, см

Асимметрия и ее станд. ошибка

Эксцесс и его станд. ошибка




Нижняя граница

Верхняя граница



Длина тела

124±0,8

3,4

122,4

125,6

-0,06±0,5

-1,3±0,9


Установлено, что минимальная длина тела девочек в выборке составила 119 см, а максимальная - 129. Среднее значение исследуемого показателя составило 124±0.8 см при стандартном отклонении s = 3,4 см. С 95% вероятностью длина тела девочек не превысит 129 см и будет не меньше 119 см.

Доверительный интервал среднего генеральной совокупности длины тела девочек младшего школьного возраста в исследованной выборке с 95% доверительной вероятностью будет находиться в диапазоне от 122,4 до 125,6 см.

Результаты статистической обработки массы тела девочек младшего школьного возраста представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Результаты статистической обработки массы тела девочек младшего школьного возраста

Показатель

Среднее и его станд. ошибка, кг

Станд. отклонение, кг

Доверительный интервал для среднего, кг

Асимметрия и ее станд. ошибка

Эксцесс и его станд. ошибка




Нижняя граница

Верхняя граница



ИМТ

26,6±0,5

2,4

25,4

27,7

0,09±0,5

-1,3±0,9


Как следует из представленных данных, минимальная масса тела девочек в выборке составила 23 кг, а максимальная - 31. Среднее значение исследуемого показателя составило 16,6±0,5 кг при стандартном отклонении s = 2,4 кг. С 95% вероятностью масса тела девочек не превысит 32 кг и будет не меньше 23 кг.

Доверительный интервал среднего генеральной совокупности массы тела девочек младшего школьного возраста с 95% доверительной вероятностью будет находиться в диапазоне от 25,4 до 27,7 кг.

Результаты статистической обработки данных по индексу массы тела девочек младшего школьного возраста приведены в таблице 7.

Таблица 7 - Результаты статистической обработки индекса массы тела девочек младшего школьного возраста

Показатель

Среднее и его станд. ошибка, кг/м2

Станд. отклонение, кг/м2

Доверительный интервал для среднего, кг/м2

Асимметрия и ее станд. ошибка

Эксцесс и его станд. ошибка




Нижняя граница

Верхняя граница



ИМТ

17,2 ±0,2

0,8

16,8

17,6

0,5±0,5

-0,7±0,9


Как следует из представленных данных, минимальный ИМТ девочек в выборке составил 16,2 кг/м2, а максимальный - 18,6. Среднее значение исследуемого показателя составило 17,2±0,2 кг/м2 при стандартном отклонении s = 0,8 кг/м2 . С 95% вероятностью индекс массы тела девочек не превысит 18,6 кг/м2 и будет не меньше 16,2 кг/м2.

Доверительный интервал среднего генеральной совокупности индекса массы тела девочек младшего школьного возраста с 95% доверительной вероятностью будет находиться в диапазоне от 16,8 до 17,6 кг/м2 .

В таблице представлено распределение детей младшей школьной группы по коридорам центильной шкалы.

Таблица 8 - Распределение детей младшей школьной группы по коридорам центильной шкалы

Пол

I

II

III

IV

V

VI

VII

По длине тела

Мальчики

-

3

5

10

2

-

-

Девочки

-

3

7

5

5

-

-

По массе тела

Мальчики

-

-

-

5

13

-

Девочки

-

-

2

7

10

1

-

По окружности грудной клетки

Мальчики

-

5

14

1

-

-

-

Девочки

-

3

10

5

2

-

-


Данные таблицы 8 свидетельствуют о том, что исследуемая группа детей младшего школьного возраста имеет «средний» уровень развития показателя.

.2 Показатели особенностей развития детей младшей группы

Исследования проводились в детском саду - 106 г. Гомеля. Общее число обследуемых составило 56 человека. Из них 15 детей, в возрасте от 2 до 3 лет. Методом двухфакторного дисперсионного анализа изучено влияние возраста и пола на длину и массу тела. В таблице 9 приведены результаты статистического анализа длины тела для детей двух и трех летнего возраста. Как следует из приведенных данных, исследуемый показатель увеличивается от 83.1±1.33 см до 93,4±1,10 см у мальчиков и от 82±0,99 до 92,9±1,09 см у девочек. Таким образом, можно предположить о влиянии возраста детей на рост.

Таблица 9 - Статистический анализ данных по длине тела

Возраст, лет

Среднее, станд. ошибка

Ст.откл.

Коэффициент вариации, %

Доверительный интервал





нижняя граница

верхняя граница

Мальчики

до 2 лет

83,1±1,33

3,52

4,24

79,90

86,41

до 3 лет

93,4±1,10

2,62

2,80

90,67

96.16

Девочки

до 2 лет

82±0,99

2,43

2,96

79,45

84,55

до 3 лет

92,9±1,09

2,89

3,11

90,25

95,60


Результаты двухфакторного дисперсионного анализа свидетельствуют о достоверном влиянии возраста детей на длину тела. При этом в наибольшей степени прослеживается влияние возраста - критерий Фишера составляет 85 при уровне значимости < 0.01 (таблица 10) и 79% дисперсии обусловлено влиянием возраста. Пол не проявляет влияние на рост. Только после периода полового созревания физическое развитие мальчиков более интенсивно по сравнению с девочками, что проявляется и для исследованного показателя.

Таблица 10 - Результаты дисперсионного анализа

Источник вариации

Степени свободы

Сумма квадратов

Средний квадрат

Критерий Фишера

Уровень значимости

Сила влияния фактора, %

Пол

1

4.4

4.4

0,51

0,48

0,48

Возраст

1

725.2

725,2

84,70

<0,01

79,32

Совместное влияние

1

0,7

0,7

0,08

0,77

0,08

Случайное влияние

22

188,4

8,6

-

-

20,60

Общее

25

914,3

-

-

-

-


Рисунок 2 - Графическая интерпретация двухфакторного дисперсионного анализа влияния возраста и пола на длину тела детей младшей группы

В таблице 11 приведены результаты статистического анализа массы тела для детей двух и трех летнего возраста. Как следует из приведенных данных, исследуемый показатель увеличивается от 11,46±0,36 кг до 13,03±0.34 кг у мальчиков и от 11,72±0,44 до 12,84±0,40 кг у девочек. Таким образом, можно предположить о влиянии возраста детей на массу тела.

Таблица 11 - Статистический анализ данных по массе тела

Возраст, лет

Среднее, станд. ошибка

Ст.откл.

Коэффициент вариации, %

Доверительный интервал





нижняя граница

верхняя граница

Мальчики

до 2 лет

11,46±0,36

0,96

8,34

10.57

12,34

до 3 лет

13,03±0,34

0,83

6,39

12,16

13,91

Девочки

до 2 лет

11.72±0,44

1,08

9,25

10,58

12,85

до 3 лет

12,84±0,40

1,06

8,23

11,87

13,82


Результаты двухфакторного дисперсионного анализа свидетельствуют о достоверном влиянии возраста на детей на массу тела. При этом в наибольшей степени прослеживается влияние возраста - критерий Фишера составляет 12,1 при уровне значимости < 0.01 (таблица 12) и 35% дисперсии обусловлено влиянием возраста. Пол не проявляет влияние на массу тела. Только после периода полового созревания физическое развитие мальчиков более интенсивно по сравнению с девочками, что проявляется и для исследованного показателя.

Таблица 12 - Результаты дисперсионного анализа по влиянию пола и возраста на массу тела

Источник вариации

Степени свободы

Сумма квадратов

Средний квадрат

Критерий Фишера

Уровень значимости

Сила влияния фактора, %

Пол

1

0,01

0,01

0,01

0.93

0,02

Возраст

1

11,80

11,80

12,06

<0.01

34.94

Совместное влияние

1

0,33

0.33

0,33

0,57

0,97

Случайное влияние

22

21.52

0,98

-

-

63,72

Общее

25

33,76

-

-

-

-

Рисунок 3 - Графическая интерпретация двухфакторного дисперсионного анализа влияния возраста и пола на массу тела детей младшей группы

Методом описательной статистики был обработан индекс массы тела детей младшей группы. Результаты исследований приведены в таблице 13 и на рисунке 4.

Установлено, что минимальный ИМТ в выборке составил 12,7 см, а максимальный - 20,8. Среднее значение исследуемого показателя составило 16,34±0,36 см при стандартном отклонении s = 1,82. С 95% вероятностью ИМТ не превысит 15,6 см и будет не меньше 17,1.

Как следует из представленных данных на рисунке 3, для большинства обследуемых детей индекс массы тела находится в диапазоне от 14 до 18. Для 4 человек ИМТ превышает 18, что соответствует избыточной массе тела, а для 1 ребенка - зафиксировано ожирение.

Таблица 13 - Статистическая обработка данных по ИМТ детей младшей группы

Показатель

Среднее и его станд. ошибка, см

Станд. отклонение, см

Доверительный интервал для среднего, см

Асимметрия и ее станд. ошибка

Эксцесс и его станд. ошибка




Нижняя граница

Верхняя граница



ИМТ

16,34± 0,36

1,82

15,6

17,1

0,01±0,46

0,49±0,89


Рисунок 4 - Гистограмма распределения индекса массы тела

Таблица 14 - Распределение детей младшего школьного возраста по коридорам центильной таблицы

Пол

Коридор центильной таблицы детей младшей группы


I

II

III

IV

V

VI

VII

мальчики


1

5

6

1



девочки


1

4

6

1




Большинство детей младшей группы в количестве 15 человек, входят в 3 и 4 центильную группу, так как для них она считается самой лучшей.

3.3 Показатели особенностей развития детей старшей группы

Из них 20 детей, в возрасте до 6 лет. Методом двухфакторного дисперсионного анализа изучено влияние возраста и пола на длину и массу тела. В таблице 15 приведены результаты статистического анализа длины тела для детей двух и трех летнего возраста. Как следует из приведенных данных, исследуемый показатель увеличивается от 83,1±1,33 см у мальчиков и от 82±0,99 до 92,9±1,09 см у девочек. Таким образом, можно предположить о влиянии возраста детей на рост.

Таблица 15 - Статистический анализ данных по длине тела

Возраст, лет

Среднее, станд. ошибка

Ст.откл.

Коэффициент вариации, %

Доверительный интервал





нижняя граница

верхняя граница

Мальчики

до 5 лет

117,1±0,75

2,26

4.24

115,3

118,8

Девочки

до 5 лет

116,9±0,54

1,72

2,96

115,7

118,1


Рисунок 5 - Графическая интерпретация однофакторного дисперсионного анализа влияния пола на длину тела детей старшей группы

Результаты однофакторного дисперсионного анализа свидетельствуют о достоверном влиянии возраста детей на длину тела. При этом в наибольшей степени прослеживается влияние возраста - критерий Фишера составляет 0.05 при уровне значимости < 0.01 (таблица 16) и 79% дисперсии обусловлено влиянием возраста. Пол н проявляет влияние на рост. Только после периода полового созревания физическое развитие мальчиков более интенсивно по сравнению с девочками, что проявляется и для исследованного показателя.

Таблица 16 - Результаты дисперсионного анализа

Источник вариации

Степени свободы

Сумма квадратов

Средний квадрат

Критерий Фишера

Уровень значимости

Сила влияния фактора, %

Возраст

1

0,2

0,2

0,05

0,82

1,2

Случайное влияние

17

67,8

4,0

-

-

-

Общее

18

68,0

-

-

-

-


В таблице 17 приведены результаты статистического анализа массы тела для детей двух и трех летнего возраста. Как следует из приведенных данных, исследуемый показатель увеличивается от 21,9±1,01 кг у мальчиков и от 19.6±0.6 кг у девочек. Таким образом, можно предположить о влиянии возраста детей на массу тела.

Таблица 17 - Статистический анализ данных по массе тела

Возраст, лет

Среднее, станд. ошибка

Ст.откл.

Коэффициент вариации, %

Доверительный интервал





нижняя граница

верхняя граница

Мальчики

до 6 лет

21,9±1,01

3,05

6,39

19,59

24,29

Девочки

до 6 лет

19,6±0,6

1,95

8,23

18,20

20,99


Рисунок 6 - Графическая интерпретация однофакторного дисперсионного анализа влияния пола на длину тела детей старшей группы

Результаты однофакторного дисперсионного анализа свидетельствуют о достоверном влиянии возраста детей на длину тела. При этом в наибольшей степени прослеживается влияние возраста - критерий Фишера составляет 93.4 при уровне значимости < 0.01 (таблица 18) и 35% дисперсии обусловлено влиянием возраста. Пол не проявляет влияние на массу тела. Только после периода полового созревания физическое развитие мальчиков более интенсивно по сравнению с девочками, что проявляется и для исследованного показателя.

Таблица 18 - Распределение детей старшего школьного возраста по коридорам центильной таблицы

Пол

Коридор центильной таблицы детей младшей группы


I

II

III

IV

V

VI

VII

мальчики




9

5

2

1

девочки



1

13

5

1



Большинство детей старшей группы в количестве 20 человек входят 4 и 5 центильные группы. Вместе с тем, 3 человека относятся к VI группе, а 1 - к VII.

Заключение

В результате проведенной работы можно сделать следующие заключения:

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 5, и с 7 лет. Психодиагностика призвана помочь психологу в понимании особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе, выявлении детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Полученные данные в ходе диагностики помогут при распределении будущих первоклассников по классам в соответствии с их "зоной ближайшего развития", что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме. А также могут послужить основанием для отсрочки на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению.

Психологические исследования показали, что обучение с шести лет возможно только при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию. С шестилетками, не готовыми к школе, необходимо заниматься по специальным развивающим психологическим программам, и лишь по истечении года начинать их обучение с семи лет. По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

Список использованных источников

1 Вильчковский , Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. / Э. С. Вильчковский - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.

Дегтярев И.П. Физическое развитие. / И.П. Дегтярев - Киев 2005 - С.23-48

Лаптев А.Л. Управление физическим развитием. / А.Л. Лаптев - М, 2003.

Щебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. - М.: Академия.- 1999.- 160 с.

Безруких, М. М. Возрастная физиология: учебн. пособ. для вузов / М. М. Безруких, В. Д. Санькин, Д. А. Фарбер. - М: Академия, 2003. - 416 с.

Воробьева, Е. А. Анатомия и физиология / Е. А. Воробьева, А. В. Губарь, Е. Б. Сафьмеников. - 3-е изд. - М: Медицина, 1987. - 431 с.

Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Ю. А. Ермолаев. - М: Высш. шк., 1985. - 384 с.

Гальперин, С. И. Анатомия и физиология человека: учебн. пособ. пед. ин-ов С. И. Гальперин. - 2-е изд. - М: Высш. шк., 1974. - 468 с.

Анатомия и физиология детского организма: учебн. пособ. для фак-ов дошкольного воспитания / Н. Н. Леонтьева [и др.]; под ред. Н. Н. Леонтьевой. Москва: Просвещение, 1976. - 302 с.

Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебн. пособ. для студ. пед. вузов / М. Р. Сапин, З. Р. Брыксина. - М: издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.

Гальперин, С. И. Физиология человека и животных: учебн. пособ. для ун-ов и пед. ин-ов. / С. И. Гальперин. - М: Высш. шк., 1977. - 653 с.

Ноздрачев, А. Д. Общий курс физиологии человека и животных: учеб. пособ: в 2-х т. / А. Д. Ноздрачев. - М: Высш. шк., 1991. - 568 с. - 2 Т

Гальперин, С. И. Физиология человека и животных: учебн. пособ. для ун-ов и пед. ин-ов. / С. И. Гальперин. - М: Высш. шк., 1977. - 653 с.

Ноздрачев, А. Д. Общий курс физиологии человека и животных: учеб. пособ: в 2-х т. / А. Д. Ноздрачев. - М: Высш. шк., 1991. - 568 с. - 2 Т

Коробков, А. В. Нормальная физиология / А. В. Коробков. - М: Высш. шк., 1980. - 286 с.

Сапин, М. Р. Анатомия человека: учебник. в 2-х т. / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. - 5-е изд. - Москва: ООО “Издательский дом ОНИКС 21 век”, 2003. - 512 с. - 2 Т

Парсонс, Т. Анатомия и физиология. Справочник / Т. Парсонс. - М: АСТ, 2003. - 282 с.

Старушенко, Л. И. Анатомия и физиология человека / Л. И. Старушенко. - Киев: Высш. шк., 1989. - 216 с.

Леонтьева, Н. Н. Анатомия и физиология детского организма: учебн. пособ. для ин-ов. / Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1986. - 287 с.

Маркосян, А. А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / А. А. Маркосян. - М: 1969. - 423 с.

Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова. - М: Просвещение, 1990. - 320 с.

Фомин, М. А. Физиология человека М. А. Фомин. - М: 1982. - 375 с.

Цузмер, А. М. Человек: Анатомия, физиология, гигиена / А. М. Цузмер, О. А. Петрешина. - Москва: Просвещение, 1986. - 240 с.

Калугин, А. С. Возрастная физиология / А. С. Калугин. - Министерство образования РБ, УО «ГГУ им. Ф. Скорины». - Гомель: 2005. - 142 с.

Основы антропологии : учеб. пособие / Л.И. Тегако, О.В. Марфина, И.Н. Радзевич-Грун. - Минск : Белорус. наука, 2008. - 381 с.

27. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. СПБ.: Речь, 2007. - 118 с.

. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности дошкольников к обучению в школе. М.: Академия, 2005. - 240 с.

Приложение

Таблица 1 - Показатели физического развития детей младшего школьного возраста

Длина тела, см

Масса тела, кг

Окружность грудной клетки, см

Мальчики

1

123

26

58

2

119

24

57

3

120

25

58

4

122

26

58

5

119

25

57

6

119

26

57

7

125

28

59

8

120

26

58

9

120

25

57

10

123

26

58

11

124

27

59

12

123

26

59

13

128

28

61

14

125

28

59

15

126

29

60

16

124

28

58

17

125

28

58

18

120

24

57

19

127

30

59

20

126

28

60

Девочки

1

125

28

59

2

123

26

58

3

122

25

58

4

121

24

57

5

119

23

56

6

124

25

58

7

129

31

60

8

125

29

58

9

128

28

61

10

129

29

59

11

122

25

57

12

119

24

56

13

128

29

60

14

125

28

58

15

122

25

57

16

120

24

56

17

127

30

58

18

128

29

60

19

126

27

61

20

119

23

58


Похожие работы на - Исследование особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Гомеля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!