Традиционные обряды одного из народов России и ближнего зарубежья
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нестеровский
лицей»
Конкурс
проектно-исследовательских работ, посвящённый формированию толерантности
учащихся: «Мы разные, но мы вместе»
Номинация:
«Традиционные обряды одного из народов России и ближнего зарубежья»
Выполнила:
Ульянцева Анастасия
ученица
8 «А» класса
Руководитель:
Назарова Нина Анатольевна
учитель
русского языка и литературы
2014
г.
Аннотация
В своей проектно- исследовательской работе я
хочу рассказать о традиционных обрядах народов России и ближнего зарубежья, а
именно- казаков. Какие это будут обряды? Их множество, но я решила остановиться
на свадебных и проводах и встречах казаков.
Моя работа адресована читателям, которые хотят
больше узнать о традиционных обрядах казаков.
В исследовании я постараюсь подробно описать
свадебные обряды, а также встречи и проводы казаков и их самих.
Я поставлю в работе цели и задачи, после
окончания исследования удостоверюсь, что мои задачи выполнены.
Цель
Цель работы: усовершенствовать свои знания в
области исследовательской деятельности; изучить традиционные обряды казаков;
доказать, что без них жизнь казачества развивалась бы по-другому.
При выполнении исследовательской работы ставлю
себе следующие задачи:
* подобрать сведения об обрядах казаков;
*описать свадебные обряды, встречу и проводы
казаков;
*изучить традиции этих обрядов;
Проблема.
В современном мире уменьшается интерес молодежи
к изучению национальной культуры народов России и ближнего зарубежья.
Актуальность исследования.
Большинство людей, которые посещают разные
уголки России и страны ближнего зарубежья, совершенно ничего не знают о
традициях народов, их населяющих. Я считаю, что мы должны иметь знания не
только о русских традициях, но и о традициях других народов, населяющих нашу
страну, ведь это не только увлекательно, но и показатель того, насколько
человек образован и интересуется жизнью общества.
Практическая значимость.
Мои исследования пригодятся мне на уроках
истории, духовного краеведения Подмосковья и классных часах.
Методики исследования и их описание.
Методы исследования - это способы, приёмы, при
помощи которых осуществляется исследование. Я буду использовать следующие
методы:
). Теоретический научно - конкретный метод
(знакомство с литературой)- является одним из методов получения первичной
информации на ранних стадиях исследования для предварительного знакомства с
объектом.
). Анализ - метод исследования, при котором
целое явление мысленно расчленяется на составные части, но при этом выделенная
«часть» осознается именно как часть целого.[1]
Традиционные свадебные обряды, проводы и встречи
казаков
Казаки.
Казаки - социальные группы, в различные времена
обладавшие самостоятельными военными, политическими и сословными привилегиями и
выделяемые в силу культурной специфики. Первоначально проживали в степях и
лесостепях Восточной Европы, в частности на территории современной Украины и
России; впоследствии расселялись также на территории Среднего и Нижнего
Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока.
Понятие «казак» или «козак» образовалось из двух
скифских слов «кос» (белый) и «сак» (олень). Племя белого оленя скифского
(ираноязычного) народа было прародителем казачьего народа. До сих пор герб
Донских казаков - Белый олень, раненный стрелою, но не побежденный.
Впрочем, существуют и другие версии
происхождения слова «казак», но истинность их остаётся под сомнением.[2]
Помни, брат, что у казаков:
Дружба- обычай;
Товарищество - традиции;
Гостеприимство-закон! [3]
Казак не может считать себя казаком, если не
знает и не соблюдает обычаи и традиции. Соблюдение традиций, обычаев, обрядов,
поверий являлось жизненно-бытовой необходимостью каждой казачье семьи наряду с
заповедями Господними. Несоблюдение или нарушение их осуждалось жителями хутора
или станицы.
Одним из важных обрядов был свадебный, который,
как никакой другой, несет в себе элементы народной драмы. Все её участники в
одно время были и зрителями, и действующими персонажами. В народе есть два
понятия свадебного обряда - «играть» свадьбу и «справлять» свадьбу. Первое
показывает сущность обряда, а второе хозяйственные заботы, связанные с этим
событием.
До того как засылать сватов, родители жениха
обсуждали на семейном совете плюсы и минусы возможной родни. Тут вспоминалось,
кто в их роду нарушал правила общины, не выполнял обычаи, был скуп и нелюдим,
пьянствовал, воровал. Все эти отрицательные черты могли сказаться и на
характере невесты. Только всесторонне обсудив «природу невесты», семья жениха
принимала решение начать сватовство.
Свадьбы справляли в любое время, кроме постов.
Начиналось всё со смотрин невесты, а потом уже в дом невесты засылались сваты
жениха. Для этого выбирали опытных людей, которые умели красноречиво
изъясняться, убеждать. Сваты говорили, что одна семья хочет вступить в родство
с другой семьёй. Благодарность за мнение о дочери, но в то же время сообщение о
том, что в семье нет всего необходимого для свадьбы, означало отказ. В случае
согласия отец невесты назначал день, в который сватам надо было прийти за
ответом.
Следующий этап - рукобитье. Жених с отцом,
матерью и роднёй приходил в дом к суженой. Родители в знак согласия давали друг
другу руки, а невесту и жениха ставили рядом и, соединяя их руки, говорили:
«Дочь, вот тебе жених, а тебе, сын, невеста, да благословит Господь Бог союз
ваш».
Далее шел сговор. Приглашались гости со стороны
жениха и невесты. Готовили 10 или 20 блюд (в зависимости от достатка) с
кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами, финиками. Сговор заканчивался
тем, что жених и невеста подносили всем гостям вино. Затем начинались игры,
танцы под балалайку, а потом под звуки оркестра, состоящего из двух скрипок,
дудочки и цимбалов. Невеста должна была сменить два-три платья, показывая тем
самым достаток.
За несколько дней до свадьбы смотрели приданое
невесты: постель, платья в сундуках. По искусно сделанной вышивке, сплетенному
кружеву судили о том, какая хозяйка входит в дом. Накануне свадьбы устраивали
девичник. Приходили подруги невесты, и здесь она как бы прощалась со своей
девичьей волей, со своими подружками и прежней жизнью.
И вот наступал день свадьбы. Это было всегда в
воскресенье. Невесту убирали в брачную одежду. Отец с матерью благословляли
дочь. Жених, также получив благословение родителей, отправлялся к невесте в
сопровождении «храброго поезда», т.е. холостых друзей жениха. Из дома невесты
все отправлялись в церковь, где над молодыми совершалось таинство венчания.
После этого молодые и гости направлялись в дом жениха. На крыльце молодожёнов
встречали родители жениха с хлебом и солью, осыпали их орехами, зерном,
конфетами, мелкой монетой - символами добра, счастья, благополучия. Всех
приглашали за столы, произносили три тоста - «за князя с княгинею», за
родителей жениха и невесты, после чего выходил дружка и говорил: "Сыр,
каравай принимай, молодых одаряй!". Караваем закладывали хозяйственную
основу новой семьи. Дарили новобрачным скот, материю, посуду, деньги, иногда
даже дом с садом. После даров начинался пир, веселье, которое продолжалось до
самого утра.
На второй день свадьбы носили «калину» - символ
чести невесты. Сваха со стороны жениха наряжала красными лентами две зелёные
ветви любого дерева и вместе с родственниками жениха шла к родителям невесты
благодарить за дочь, по пути приглашая всех гостей на вторые столы. Когда
носили «калину», все ее участники старались одеться посмешнее. Мужчины
одевались в женскую одежду, а женщины - в мужскую. Но бывало и по-другому. Если
невеста не сохранила свою честь, то на её родителей надевали хомут с намеком на
то, что они не сумели удержать свою дочь, а иногда даже такую невесту на второй
день возвращали родителям.
Проводы и встречи казаков.
Важным обрядом были проводы казаков и встреча их
со службы. Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание.
Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны
уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в XVII в., когда казаки собирались
в сухопутные или морские походы за «зипунами» [4], перед отправлением весь
народ собирался около часовни или церкви. Вместе с походным атаманом и Войском
слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи. Потом все
выходили на площадь, где были приготовлены мёд и вино, пили прощальный ковш,
провожали походное войско до судов. На берегу еще запевали взаимное прощание и
оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду.
Если поход был удачен, день возвращения казаков
праздновался с особенным торжеством. Все население стекалось на берег Дона.
Победители, одетые в лучшие одежды, с распущенными знаменами, с песнями при
звуках литавр, торжественно проплывали мимо стоявшей толпы, приветствуя родные
берега пушечными и ружейными выстрелами.
В XIX веке в обряде происходят изменения.
Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на
берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого. Перед уходом на службу отец
брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая,
дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и
правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что
они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи
батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».
По обычаю все казаки, уходившие на службу,
собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли
у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома.
Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено
было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.
После благословения отца казак кланялся в ноги
матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите
меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, - обращался
к жене, - жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!"
Если проводы казака были связаны с грустью и
печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей
семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы.
Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого
Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где
служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи
и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем
храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи
вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных
мужей. (Приложение 3)
Традиции, обряды помогают сохранять
нравственность и духовность народа. Без соблюдения традиций, обрядов и поверий
жизнь казачества развивалась бы совсем иным путём.
казак традиция обычай свадебный
Заключение
Итак, моя работа подошла к концу, и я могу
сделать следующие выводы:
поставленные задачи выполнены:
*описаны свадебные обряды, обряды встречи и
проводов казаков;
*изучены традиции этих обрядов;
* создан проект, интересный и понятный для моих
ровесников. Надеюсь, что я заинтересовала их проектно-исследовательской
деятельностью.
Я добилась своей цели: усовершенствовала свои
знания в области исследовательской деятельности, изучила историю казаков в их
традиционных обрядах, доказала, что без них жизнь казачества развивалась бы
по-другому.
Постаралась решить проблему, результат увидим в
дальнейшем.
Я уверена, что мои исследования пригодятся мне
на уроках истории, духовного краеведения Подмосковья и классных часах.
Приложение
«Зипун»- верхняя одежда у крестьян.
Представляет собой кафтан
<#"868343.files/image001.gif">