Графическая модель газеты 'Известия'
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ
.1 Понятие и
сущность термина «графическая модель СМИ»
.2 Главные
элементы графической модели печатного издания: дизайн и верстка
ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГАЗЕТЫ «ИЗВЕСТИЯ»
.1 Общая
характеристика газеты «Известия»: история и современность
.2 Анализ
графической модели газеты «Известия»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Изменения в обществе, появление новых технологий, интеграция СМИ в
глобальную сеть и конвергенция коммуникаций рождают появление новых изданий.
Многие из них повторяют удачные варианты западных моделей, другие пытаются
пройти собственный, непохожий ни на кого путь. Развитие периодики в России
связано с изучением основных типологических характеристик каждого издания,
поиска своего читателя, изменением графической модели.
Уровень визуальной информации газет на современном этапе высок. Данный
факт позволяет дизайну стать ведущим типологическим признаком периодической печати.
Современные дизайнерские решения печатного издания строятся на основе
графической модели, которая призвана объединить различные художественные
элементы в одно целое для удобства работы редакции и адекватного восприятия
информации аудиторией.
В настоящее время газета - это, прежде всего, визуальное СМИ. Наравне с
журналистами полноправными авторами издания считаются дизайнеры, фотографы,
художники, верстальщики. Важную роль при создании номера играет не только
текст, но и иллюстрации, фотографии. Все большую популярность приобретает
инфографика как одно из средств выразительности. Теперь дизайн газеты - это
индивидуальный облик, который создаётся с учётом потребности аудитории.
Дизайнерские подходы открывают принципиально новый потенциал в удовлетворении
запросов потребителей.
Актуальность темы исследования связана с увеличением тенденции влияния
графического аспекта на современные печатные СМИ и возрастающей ролью дизайна в
развитии печатных средств массовой информации. Издатели стараются применять комплексные
подходы к созданию контента, выбирать только качественные иллюстрации,
создавать неповторимый стиль. Кроме того, графическая модель газеты
эволюционирует с течением времени, но, вместе с тем, она должна оставаться
узнаваемой, чтобы не терять свою целевую аудиторию.
Объектом исследования в работе служит графическая модель газеты
«Известия», предмет - особенности графической модели газеты «Известия».
Цель исследования - определить особенности графической модели СМИ на
примере газеты «Известия».
При реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
. Дать определение понятию «графическая модель СМИ»;
. Выявить основные элементы графической модели печатных изданий;
. Проанализировать графическую модель газеты «Известия»;
. Определить тенденции и перспективы развития графической модели
газеты «Известия».
Научная значимость данного исследования заключается в систематизации
существующих теоретических подходов к изучению методологических основ
моделирования печатных СМИ, определению роли дизайна в газете, их графической
модели в создании структуры печатной прессы.
Эмпирической базой исследования являются номера газеты «Известия» за
период 1917-2014 гг., детальному анализу подверглись выпуски издания за последнее
полугодие 2014 года, январь 2015 года, а также номера, датированные 2005 и 2010
годом.
В работе были применены такие методы исследования как дедукция, индукция,
описание, сравнение, сопоставление, а также метод контент-анализа.
Исследуя состояние СМИ на современном этапе, мы прибегли к изучению работ
таких ученых как: Е.Л. Вартановой, Б.И. Есина, С.Г. Корконосенко, Р.П.
Овсепяна, Е.П. Прохорова. В работе над первой главой, которая посвящена
графической модели, дизайну и вёрстке СМИ, были проанализированы работы А.П.
Деева, П.М. Керженцева, С.Н. Срединского, И.Н. Табашникова, которые одними из
первых выявили значение графической модели СМИ. Среди зарубежных авторов можно
выделить работы М. Картера, К. Фроста и Т. Хэроуэрра.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Она состоит
из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕЧАТНОГО
ИЗДАНИЯ
1.1 Понятие и сущность термина «графическая модель СМИ»
Термин «графическая модель СМИ» появился не сразу. Одним из первых кто
заговорил об этом явлении, был Д. Георгиев. Тогда он определил это понятие как
графическая концепция и включил в него такие компоненты: «тематическая
структура, стиль графического оформления, композиция полосы, принципы
оформления специальных страниц и рубрик, постоянные графические элементы,
размер полосы, колонки и межколонных пробелов, шрифтовое оформление заголовков,
композиция заголовков, текстовые шрифты, внутреннее оформление материалов,
оформление рекламы, границы между материалами и воздух в газете, оформление
рисунков и фотоиллюстраций, оформление деталей и специфичных для газеты
публикаций».
В дальнейшем И. Н. Табашниковым предложен термин
«композиционно-графическая модель». «Композиционно-графическое моделирование
преследует главным образом практическую цель - придать стабильность структуре
содержания и внешнему облику газеты, устранить случаи необдуманного,
произвольного подхода к организации и оформлению материалов, облегчить работу
над выпуском газеты в редакции и типографии». «Качественные изменения в
графическом облике издания начинаются с того момента, когда редакция переходит
от импровизации к системному представлению о газете и ее дизайне. Это
выражается в создании композиционно-графической модели», - говорит Л. М.
Ныркова.
«Макетируя полосы и развороты, дизайнер руководствуется программой,
заложенной в модели - художественном проекте издания, рассчитанном на более или
менее длительный период времени (год, пять, десять лет)»- пишет С. И. Галкин.
Итак, понятие графической модели многообразно, и нет единого подхода к
этому термину. Так что же такое графическая модель СМИ? Обобщая вышеизложенное,
можно сказать, что графическая модель - это некий свод норм, приёмов, и правил
оформления СМИ прежде всего для удобочитаемости.
Фирменный стиль СМИ - набор цветовых, графических, словесных,
типографских, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и
смысловое единство товаров, исходящей от предприятия информации, ее внутреннего
и внешнего оформления.
Графическая модель должна включает в себя четыре
составные части:
. структура издания (размещение рубрик,
разделов);
. размерные стереотипы (объём номера,
количество колонок и их ширина, кегль шрифта, формат полосы, поля, и другие
характеристики номера);
. типовые макеты (примеры вёрсток отдельных
полос);
. стандартные операции оформления (всё, что
касается фирменного стиля).
Для начала необходимо рассмотреть структуру издания, его композицию.
Как уже говорилось раннее, графическая модель напрямую зависит от
концепции СМИ. Композиция издания также опирается на тематико-жанровые факторы.
Структура печатных СМИ включает в себя:
. последовательность расположения, порядок следования основных
разделов и постоянных рубрик издания по номерам (временной аспект);
. размещение и организация их в номере (пространственный аспект) в
зависимости от значения, актуальности и оперативности; установление
соответствующих жанровых, размерных и других пропорций в зависимости от типа
издания и его традиций.
Композиция отдельных полос определяется сеткой. Печатное СМИ, которое
создано на базе сетки, легче воспринимается читателем, так как его дизайн
строится на законах пропорции.
1.2 Главные элементы графической модели печатного издания:
дизайн и верстка
В условиях современности печатные СМИ конкурируют не только между собой,
но и с такими коммуникационными каналами как: телевидение, интернет, и недавно
пришедший мобильный контент, где аудитории предоставлено весьма много
визуальных элементов (фото, картинки, видео). Периодика создается в условиях
единства текста, и изображения. Задача издания прежде всего привлечь внимание к
себе, сделать восприятие информации лёгкой и комфортной, а затем способствовать
лояльности аудитории.
Два термина - «вёрстка СМИ» и «дизайн СМИ» - понимаются в некотором
смысле как синонимы. Остановимся на их принципиальных различиях. Вёрстка
издания прежде всего сам процесс, а дизайн - скорее результат. Если оформление издания
может быть не продуманным, то дизайн - никогда, так как для него «характерно
моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что
позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных,
цветографических, эргонометрических, антропометрических и других решений».
Порядок и системность - вот что главное в дизайне. Газетный, журнальный дизайн
должен быть изначально функциональным, своеобразной визитной карточкой издания.
Знакомство аудитории с газетой начинается с внешнего вида, как театр начинается
с вешалки. Если читателю уже знакома манера подачи материалов, то он без труда
может навигационно ориентироваться по изданию. Нет формы без содержания, как
нет и содержания без формы, они находятся в тандеме, взаимосвязи, и
представляют неразрывное единство друг с другом. Проблему этого единства в СМИ
призвана решить графическая модель, которая закрепляет форму издания на
определённый период, как бы создавая «лицо» газеты или журнала, при этом
оставляя место для творчества в оформлении (заголовки, развёрстка фото,
компоновка отдельных материалов).
Композиция номера включает в себя размещение основных
рубрик в издании, связь между ними, последовательное расположение, размещение
разделов в зависимости от оперативности и актуальности материалов.
Узнаваемость издания зависит, прежде всего, от качественно составленного
макета СМИ. Макет включает в себя все: композицию номера, отдельные полосы,
колонтитулы, подписи к фотографиям. От правильности сформированного макета
зависит облик издания в целом. Обновлять и изменять его, конечно, можно и
нужно, дабы постоянно оставаться на гребне волны периодики, но главное не
перестараться: слишком кричащий дизайн может оттолкнуть аудиторию.
Таким образом, функции дизайна уже не ограничиваются визуализацией
типологических и содержательных характеристик издания, созданием
индивидуального облика и указанием на целевую аудиторию. Дизайн становится
главной экспериментальной площадкой формирования новой модели взаимодействия
«газета-читатель».
Роль типографики в дизайне периодического издания не
ограничивается подбором текстовых шрифтов. Она также важна при создании
логотипа, так как логотипы СМИ в основном состоят из букв.
Гордон в «Книга про буквы от А до Я» выделяет понятие «графическая рифма».
Это некие повторяющиеся элементы, задающие ритм надписи или знака. Рифму может
создавать точный повтор, зеркальное отражение, общая для нескольких элементов
горизонталь или вертикаль, не повторяющиеся, но похожие формы и т.д. Работает
графическая рифма точно так же, как поэтическая: она легко считывается и легко
запоминается, делая знак узнаваемым.
Художественно-образные иллюстрации значительно повышают уровень
оформления издания. Иногда вместо привычных фотографий на полосе вдруг
появляется нарисованный портрет самого героя материала, или отношение к
событию. Здесь важно не перейти тонкую этическую грань, т.к неумело поданный
рисунок может легко разрушить стилистическое единство издания. Карикатура, как
форма художественно-образной иллюстрации, является одной из первых, на что
обратит внимание читатель. Поэтому нужно тонко чувствовать жанр и стиль
карикатур и рисунков.
Информационная графика (таблицы, графики) определяется прежде всего
уместностью. А нужен ли график в данной публикации, если да, то данная
иллюстрация обеспечит наглядное представление материала, и послужит прекрасным
оформительским средством. Инфографика в периодике должна быть простой и
понятной аудитории. Любая иллюстрация должна удовлетворять двум требованиям:
соответствовать тематике и быть профессиональной по качеству.
Одной из важных характеристик полос с иллюстрацией является процентное
соотношение площади полосы и площади изображения. В иллюстрированных изданиях
допускается от 30% до 70% изображения. В определённых случаях изображение
занимает целый разворот. Один из вариантов оформления полосы- это запечатка
фона под обрез, причем на этом фоне могут быть размещены как текстовые
фрагменты, так и изображения. Существуют визуально-декоративные элементы
оформления: врезки, подложки, буквицы, стрелки, рамки, линейки, и т.д. Все они
призваны привлекать внимание читателя, например, к основной мысли страницы.
Благоприятное впечатление о странице создаётся путём непрерывного воздействия
всех страниц, при помощи одних и тех же стилистических приёмов.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГАЗЕТЫ
«ИЗВЕСТИЯ»
графический
газета печатный композиция
2.1 Общая характеристика газеты «Известия»: история и
современность
Газета «Известия» одна из старейших, за свою почти столетнюю историю
претерпевала изменения в названиях от «Извѣстія Петроградскаго Совѣта
Рабочихъ Депутатовъ» 1917 год до нынешнего лаконичного «Известия» с 1991 года.
Первый номер газеты вышел в феврале 1917 года в Петербурге, где на первой
полосе было напечатано обращение к населению Петрограда и России от Совета
рабочих депутатов, которое содержало в себе призыв: «Всѣ вмѣстѣ,
общими силами будемъ бороться за полное устраненіе стараго правительства и
созывъ учредительнаго собранія, избраннаго на основѣ всеобщаго равнаго,
прямого и тайнаго избирательнаго права».
В июне 2011 года газета "Известия" перешла в
ведение ООО "Айньюс". Издание "Известий" входит в состав
холдинга "Национальная Медиа Группа". Помимо газеты холдингу
принадлежат ТРК "Петербург-Пятый канал", РЕН ТВ, «Русская Cлужба
Новостей».
С
апреля 2011 года главным редактором газеты является
<#"867691.files/image001.gif">
Рисунок 1 - Возрастная характеристика аудитории газеты «Известия»
Газета освещает общественно-политическую жизнь страны, поэтому
ориентирована как на женскую, так и на мужскую аудиторию, выделяя с небольшим
отрывом женщин - 51 %, не намного оставляя позади мужчин - 49%.
. Россия - новости,
. деловые новости,
. мнения,
. культура и спорт.
В данной классификации российские новости занимают три
полосы, остальные рубрики по одной. Исходя из этого, можно отметить, что газета
пытается охватить практически все области жизни россиян, сохраняя при этом свой
статус общественно-политического издания.
Газета «Известия» с момента своего существования
претерпела несколько изменений: от смены собственников - до изменения внешнего
вида. Развитие современных технологий позволило использование в качестве
средства выразительности цвета. Кроме того, для издания характерно наличие
фотографий высокого качества и уровня съемки. Все это, несомненно, находит свое
отражение в общей графической модели издания.
2.2 Анализ графической модели газеты «Известия»
Газета «Известия» выходит форматом D2 (310 на 578 миллиметров) с 2011
года. С переходом на этот удобочитаемый формат издание обвинили в сходстве с
The Wall Street Journal, дизайн которой был похож на отечественное издание. В
«Известиях» применена шестиколончатая модель вёрстки, стремящаяся к симметрии,
текст обтекает фото, а заголовочные комплексы построены аккуратными
прямоугольниками.
Развороты в полном объеме практически не используются, материалы, как
правило, помещаются на одну полосу, а текст в таких случаях часто принимает
форму латинской буквы U.
Поддерживает этот принцип тематика статей, а также их соразмерность. Каждый
материал не вступает между собой в соперничество. Статьи выставлены очень
грамотно по отношению друг к другу, не вступая между собой в соперничество.
Рассмотрим графическую модель газеты «Известия» на примере выпусков за
второе полугодие 2014 года. Постоянные элементы
Среди постоянных элементов графической модели газеты «Известия» мы можем
отметить:
· Название газеты, ее логотип;
· Количество колонок;
· Шрифты;
· Размерность шрифтов (кегль);
· Цветовое решение
«Театр начинается с вешалки, а газета начинается с заглавия», -
утверждала Э.А.Лазарева. С мнением автора трудно не согласится, так как именно
название, выступающее как центральный заголовок, привлекает к себе внимание в
первую очередь. В печатных СМИ, особенно тех, которые насчитывают многолетнюю
историю, название газеты представляет собой узнаваемый бренд. Поэтому логично,
что именно ему уделяется особенное внимание.
Логотип, который одновременно является названием газеты, существует в
«Известиях» с момента основания. Он не претерпевал существенных изменений, так
как таким образом редакция подчеркивает его аутентичность, а также позволяет
создать ориентир своей целевой аудитории.
Конечно, выделяться среди другой массы периодической печати газете
«известия» позволяет ее логотип, который одновременно является фирменным знаком
и оригинальной и неповторимой этикеткой издания. Шрифт логотипа полужирный, с
засечками, не меняется вот уже почти 100 лет. Среди особенностей мы можем также
отметить, что логотип газеты «Известия» первым в России признан Роспатентом
"общеизвестным" товарным знаком».
Заглавие включает в себя логотип, над логотипом располагается «чердак» с
анонсом главных событий в области политики, культуры и спорта. В оформлении
главного анонса дизайнерами используется голубая подложка, которая выступает
как средство привлечения внимания. Под заглавием разделённой полужирной линией
размещена экономическая информация о курсе рубля по отношению к доллару и евро,
а так же стоимость золота и акции. Первая полоса посвящена анонсу наиболее
значимых новостей в номере. Как правило, печатается самое начало материала, а
дальше идет ссылка с указанием страницы в самой газете.
Такой подход позволяет решить сразу несколько задач: