Кому
принадлежит
|
Органу
законодательной власти - парламенту. В РФ - роль парламента принадлежит
Федеральному собранию (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя -
Государственная Дума)
|
Правительству
(федеральные министерства, агентства и службы)
|
Суды
(Конституционный суд РФ, Верховный суд, Арбитражный суд, Конституционные суды
субъектов)
Глава Российской Федерации - Президент РФ
Рис. 2
Говоря о реализации прав человека, стоит
сказать, что Государственная Дума (законодательная власть, избранная народом)
может объявить импичмент Президенту. Это значит, что в случае проявления
недоверия к главе государства Совет Федерации может добиться отставки
Президента путем сложного процесса:
Рис. 3
Однако в компетенции Президента распустить
Государственную Думу.
В соответствии с этим возникает вопрос о полноте
действия системы сдержек и баланса взаимодействия всех трех ветвей власти.
Стоит сделать вывод, что на данном этапе Россия на пути совершенствования
принципа разделения властей, который пока воплощается в РФ специфическим
образом. А значит в полной мере к правовому государству не относится.
Все же все это обуславливает принцип взаимной
ответственности между государством и гражданином. Для правового государства
характерны такие взаимоотношения с гражданами, при которых государственные
органы:
Ø Ответственны перед человеком и
гражданином
Ø Рассматривают в качестве высшей
ценности:
Рис. 4
Ø
Обеспечивают и защищают права и свободы человека и гражданина
Но не только со стороны государства направлена
такая деятельность, граждане в свою очередь так же несут ответственность перед
государством.
Поэтому государство в исключительных случаях
(нарушение закона) может ограничивать свободу граждан, а граждане в свою
очередь могут предъявить претензии государству за неисправную, несправедливую,
неправомерную работу органов власти. В данном случае государство и гражданин
связаны с помощью закона (права). Право обеспечивает и одну и другую сторону
такими возможностями.
Рис. 5
Осознание гражданами ответственности приобретает
особое значение, поскольку исторически сложилось так что, со времен
антидемократизма в сознаниях граждан развилось безразличие к делам государства
и отстраненность к делам общества. Поэтому важно отметить, что граждане должны
проявлять уважение по отношению к государственной власти, которую сами же
избрали и быть активными в решении вопросов по развитию страны и
заинтересованными во всех сферах жизни общества. От этого во многом зависит
судьба государства.
Следовательно, правовое государство возможно
только там, где присутствует правовая культура, т.е. сами граждане не нарушают
закон и понимают, как важно безусловное уважение закона. Также важно понимать,
что правовое государство гарантирует справедливость и правовую защищенность
прав и свобод человека, как в отношениях с государственной властью, так и с
другими индивидами, т.е. в общественных отношениях.
Так, как обстоят дела в России?
В Конституции РФ есть 2 глава «Права и свободы
человека и гражданина».
Судя по названию главы, можно догадаться, что РФ
гарантирует гражданину права и свободы человека.
Так, например, ст. 20 п.1 Конституции
гарантирует, что «Каждый имеет право на жизнь»; ст. 21 п.2: «Никто не должен
подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому уничижающему человеческое
достоинство обращению или наказанию...». Как мы уже говорили, формальность этих
законов ничего не значит.
Разберемся, как они обеспечиваются и
регулируются.
Нарушение этих статей (естественно, что не
только этих, но в качестве примера рассмотрим их) влечет за собой последствия,
а именно: в 16 главе «Преступления против жизни и здоровья» VII
раздела «Преступления против личности» Уголовного кодекса в ст.105 обозначены
меры наказания - лишение свободы на определенный срок в зависимости от
характера преступления. Соответственно, что Уголовный кодекс регулирует
общественные отношения
Это говорит нам о равенстве перед законом,
невозможно, чтобы совершенные преступления кому-то прощались, иначе говорить о
правовом государстве не имеет смысла. Законы писаны для всех и НИКТО не имеет
право их нарушать, в противном случае существуют органы принуждения и
наказания, а именно суды. Но как показывает практика, в России все еще
существует коррупция, а вместе с ней и взяточничество. Виновный, имея
возможность дать взятку уполномоченному лицу (к примеру прокурору, судье и
т.д.), который в свою очередь эту взятку принимает , может остаться
безнаказанным. Конечно же, УК РФ предусмотрел и такую ситуацию: в 30 главе
статье 290 и 291 указано, что, как получение, так и дача взятки наказуемы
(штрафы, назначение исправительных работ, лишение прав на занимаемую должность
или лишение прав заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на
определенный срок и т.д.). Но опять же, к сожалению, невозможно уследить за
всеми подобными правонарушениями.
Хочется сделать, вывод, что, несмотря на
гарантию прав и свобод человека, защита и обеспечение их производятся с
«прорехами». Значит, вновь РФ не в полной мере соответствует правовому
государству.
Рассмотрим политическое и идеологическое многообразие
в России
Таблица 2 Многообразие в РФ
Идеологическое
|
Политическое
(Многопартийность)
|
Существование
в обществе различных, даже противоположных, взглядов, идей и теорий во всех
сферах жизни. Каждый имеет право создавать, развивать и защищать свои идеи и
взгляды · Является
неотъемлемой часть прав человека на свободу мысли слова, вероисповедания. · Ни одна религия не является
официальной. Государство отделено от религии. · Никакая идеология не является обязательной
(государство не должно подчинять какому-либо идеологическому направлению)
|
Свободное
образование и деятельность политических партий · Выражают волю населения или отдельных групп · Выступают в роли
соединительного звена между индивидом и государством · Руководящей партии НЕ
существует
|
Но свобода идеологического и политического
многообразия не безгранична. Конституция устанавливает определенные рамки и
запрет создания таких идеологий и партий, деятельность которых направлена на:
Экстремистские действия (крайние,
насильственные, например, террористические акты).
Разжигание социальных, расовых, национальных,
религиозных ссор и войн.
Причинение опасности государству и обществу.
Нарушение единства (целостности) страны.
Заключение
Стоит сделать вывод, что правовое государство,
согласно своей идее, создается с целью удовлетворения потребностей общества,
достижения общих целей и решения поставленных задач по улучшению жизни своих
граждан и развитию страны. Так как гражданин является составляющей общества, то
можно сказать, что государство удовлетворяет интересы одного гражданина. Но
угодить всем, абсолютно точно не возможно. Особенно, если учесть, что Россия
многонациональная с обширной территорией страна. Поэтому рассматривать РФ, как
идеализированное правовое государство нельзя. В России все же деятельность
государства направлена на достижение лучшей жизни своих граждан, обеспечение
прав и свобод человека.
Основываясь на всех выводах сделанных ранее,
можно сказать, что Россия не относится к правовому государству. Однако стоит
задать вопрос: «Существует ли вообще правовое государство?». Я считаю, что
совершенного правового государства не существует. Данное понятие существует,
как идеализированное представление об образцовом государстве, как стимул к
совершенствованию государственного устройства.
Поэтому, подводя итог, хочу сказать, что,
несмотря на недостатки и некоторое несовершенство России, как правового
государства, РФ все же на верном пути становления таковым. Нам, как гражданам
Российской Федерации, стоит быть активными, а не «инертными» в решении
поставленных задач и проблем перед страной. Ведь Конституция РФ определяет нас,
как многонациональный народ - единственный источник власти, а мы в свою очередь
сами определили Конституцию, как наивысшую юридическую силу. Следовательно, от
нас зависит, в каком государстве, в каких условиях будем жить мы и наше
наследие. И, возможно, в скором времени мы достигнем апогея (наивысшей степени)
правового государства.
Похожие работы на - Российская Федерация, как правовое государство
|