Социальные опасности как источник чрезвычайных ситуаций
Социальные опасности как источник чрезвычайных ситуаций
План
1. Классификация, причины, виды социальных опасностей
2. Характеристика чрезвычайных ситуаций социального характера
а) Терроризм как реальная угроза национальной безопасности
б) Массовые беспорядки
в) Криминальные угрозы в современной России
г) Угрозы информационной безопасности
д) Наркомания как угроза обществу будущего
3. Защита населения при ЧС социального характера
Защита от терроризма в образовательных учреждениях
Правила поведения и способы защиты при массовых беспорядках
Профилактика криминала и способы защиты от него
Обеспечение безопасности человека в информационном пространстве
Профилактика и борьба с наркоманией
Литература
1. Классификация, причины, виды социальных опасностей
В процессе жизнедеятельности, т.е. создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой, техносферой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию (ЧС).
Анализ происходящих в последнее время ЧС свидетельствует, что в 75-80 % случаев их возникновение связано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера.
Исторически сложилось так, что в России в основном развивались такие виды безопасности, как государственная, военная, техническая и некоторые другие, в то время как социальная безопасность оставалась в тени. Ее игнорирование дорого обошлось и государству, и обществу, не говоря уже об отдельных людях. Чрезвычайные ситуации социального характера не раз сотрясали нашу страну. Это и революции, и войны, и экстремизм различного толка, и криминал, и экономические потрясения, и экологические угрозы. Сейчас отношение к проблеме социальной безопасности постепенно меняется, о чем свидетельствуют наряду с прочим включение в образовательные стандарты такой дисциплины, как "Безопасность жизнедеятельности", и подготовка специалистов в этой сфере в высших учебных заведениях России.
Вместе с тем необходимо отметить, что и сегодня продолжаются научные дискуссии по теоретическим и практическим аспектам безопасности жизнедеятельности. В современной литературе существуют различные точки зрения и взгляды на ее предмет, сущность и содержание. Однако при всем их разнообразии выявились некоторые наиболее животрепещущие проблемы безопасности, носящие ярко выраженный социальный характер.
Во-первых, проблемы, связанные с терроризмом, который приобрел угрожающий характер не только в масштабах отдельных стран, регионов и стал серьезной угрозой национальной безопасности России, но и в планетарном масштабе, что вызывает настоятельную необходимость объединения усилий всего мирового сообщества в борьбе с ним.
Во-вторых, рост экстремизма, который, к сожалению, становится реальностью современной России. Его опасность для полиэтнического и поликонфессионального российского общества усугубляется тем, что истоки этого социального явления кроются в ксенофобии, национализме и религиозной нетерпимости. К тому же именно экстремизм - питательная почва для терроризма и региональных военных конфликтов.
В-третьих, проблемы криминализации и наркотизации российского общества, вызывающие серьезную обеспокоенность как российской, так и международной общественности и требующие эффективных мер по их локализации. Эти крайне опасные социальные явления современности вызывают настоятельную потребность их пристального изучения, прогнозирования масштабов их распространения и профилактики, а также выработки стратегии, тактики и основных направлений борьбы с ними как на общероссийском, так и на международном пространстве.
В-четвертых, проблемы, обусловленные становлением информационной цивилизации, что требует поиска новых путей безопасности в условиях перехода России к информационной стадии развития.
Социальные угрозы и опасности - результат имеющихся и формирующихся в самом обществе, в межгосударственных отношениях противоречий, и без их выявления и устранения никакая безопасность обеспечена быть не может.
чрезвычайная ситуация социальный информационный
Причины социальных опасностей кроются в социально-экономических процессах, протекающих в обществе. "Последствиями глубокого социального кризиса, - отмечается в Концепции национальной безопасности РФ, - являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения".
Социальные опасности в рассматриваемом контексте могут быть также классифицированы по определенным признакам.
. По природе, связанные:
с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство, шарлатанство и т.д.);
с физическим насилием (войны, вооруженные конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм, терроризм, захват заложников и пр.);
с употреблением веществ, которые негативно действуют на психическое и физическое состояние организма человека (наркомания, алкоголизм, курение);
с массовыми заболеваниями (СПИД, венерические заболевания, инфекционные заболевания и т.д.);
с суицидами.
. По масштабам событий: локальные, региональные, национальные, глобальные.
. По организации: случайные, преднамеренные.
. По половозрастному признаку: характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей и пр.
Говоря о классификации ЧС социального характера, необходимо подчеркнуть, что они, в отличие от чрезвычайных ситуаций иного происхождения, поддаются прогнозу, так как связаны с действиями социума. Однако эти прогнозы нередко бывают субъективны, поскольку люди подвержены идейному влиянию, что порой мешает им объективно оценивать социальные явления и процессы.
Социальные ЧС определяются условиями жизни людей. Чем они хуже, тем выше уровень социального недовольства и тем сложнее его сдержать. При неблагоприятном развитии событий отдельные мелкие волны открытого недовольства соединяются, набирают разрушительную силу, охватывая все новые территории.
Источниками (субъектами) социальных ЧС могут быть экстремистские партии и политические течения, террористы, преступные группировки, коррумпированные чиновники, специалисты опасных производств (АЭС, военных, химических НИИ, заводов, биологических лабораторий и т.д.), способные за денежное вознаграждение сотрудничать с террористами или уголовными элементами и др. Очень опасным субъектом сегодня для России и ее граждан является международный терроризм, который развязал открытую кампанию с целью дестабилизации ситуации в России. Учитывая социальную опасность, именно представители указанных групп риска должны находиться под пристальным вниманием правоохранительных органов и силовых структур.
Зачастую ЧС социальной направленности провоцируют техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия.
При возникновении ЧС социального характера нарушается нравственный баланс в обществе. Именно поэтому ЧС подобного рода более масштабны и трагичны, чем самые грандиозные стихийные бедствия. Причем вне зависимости от их последствий - будь то снижение уровня жизни населения или революция и гражданская война. Жертвы и в том и в другом случае исчисляются сотнями тысяч. Только при открытой войне они явные и потому легче поддаются подсчету, а при дестабилизации общества - скрытые, так как включают в себя тысячи "случайных смертей" от насильственных преступлений, несчастных случаев, эпидемий и других сопутствующих социальным ЧС факторов.
При возникновении социальных катаклизмов естественно встает вопрос о возможности выживания. Специалисты в этой сфере отвечают на него утвердительно, но с определенными оговорками. Индивидуальное выживание, по их мнению, в условиях социальных катастроф возможно, но гораздо более эффективно коллективное выживание. Однако полностью гарантировать безопасность людей можно, только остановив социальную катастрофу в самом начале. Для этого необходимы совместные усилия всего народа.
Из всего множества социальных опасностей и угроз в современной России в настоящей лекции будут рассмотрены наиболее распространенные, которые чреваты человеческими жертвами и материальными потерями, а также могут привести к масштабным изменениям в общественном устройстве государства: терроризм, массовые беспорядки, криминальные угрозы, проблемы наркомании и информационной безопасности.
2. Характеристика чрезвычайных ситуаций социального характера
а) Терроризм как реальная угроза национальной безопасности
Современную международную обстановку, несмотря на позитивные изменения последнего десятилетия, трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающего сегодня поистине всемирный характер, что побуждает представителей ведущих стран мира регулярно собираться, в том числе и на высшем уровне, для обсуждения этой проблемы и создания международного механизма антитеррора.
Терроризм - это общественно-политическое явление, представляющее собой совокупность преступлений, совершаемых с применением насилия или его угрозы специально организованными экстремистскими организациями, группами или отдельными лицами в интересах определенных социально-политических сил или криминальных группировок с целью дестабилизации общества, устрашения населения и органов власти, принуждения их к определенным действиям или отказу от них, раздела сфер политического или экономического влияния, а также устранения неугодного политического режима и захвата власти.
Терроризм в его современном виде возник немногим более 30 лет назад. При этом терроризм в 1960-е годы носил ярко выраженный идеологический характер и имел антикоммунистическую или, напротив, прокоммунистическую направленность. Поставки оружия, обучение, предоставление убежища и денег политическим группировкам, не игнорировавшим терроризм как средство достижения своих целей, рассматривались обеими сторонами в свете идейного противоборства социалистической и капиталистической мировых систем.
Несмотря на то, что терроризмом не брезговали ни противники, ни сторонники социализма, многие западные политологи рассматривали его как средство борьбы "левых сил". Однако окончание "холодной войны", завершившейся уничтожением мировой системы социализма и развалом СССР, не привело к исчезновению терроризма из общественно-политической практики. Более того, произошла его мутация. "Государственный", управляемый из конкретных мировых идейно-политических центров терроризм превратился в "стихийный", практически неуправляемый. Бывшие социалистические страны полностью отказались от поддержки террора. Государства Ближнего Востока, включенные США в черный список пособников террористов, также потеряли возможность помогать экстремистским группировкам в прежнем объеме. В итоге терроризм утратил свою управляемость и, как следствие, предсказуемость. Большинство экстремистских организаций оказались предоставленными сами себе. А это значит, что использовавшиеся ранее рычаги влияния на них через поддерживающие их страны уже не работают.
Более того, 90-е годы прошлого столетия, наряду с крушением государственного "идеологического", "управляемого" терроризма, ознаменовались невиданным до этого ростом террористических групп, руководствующихся в своей деятельности этническими и религиозными мотивами, действия которых отличаются изощренной жестокостью. К ним можно отнести алжирский Исламский фронт спасения, а также секту "Аум Синрике".
Эксперты выделяют сегодня следующие направления современного терроризма:
политический, преследующий цель изменения экономического или политического строя собственной страны;
националистический, представленный организациями этносепаратистского толка, а также группировками, ставящими своей целью борьбу против экономического или политического господства иностранных государств и монополий;
религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии или секты в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попытками низвергнуть светскую власть и утвердить теократический режим, либо с тем и другим одновременно;
криминальный терроризм заключается в использовании уголовными преступниками методов насилия и устрашения, заимствованными из практики террористических организаций.
Основными субъектами криминального терроризма являются организованные преступные сообщества национального характера, которые используют устрашение и насилие как главное средство воздействия на представителей власти, на своих конкурентов по бизнесу в целях перераспределения сфер влияния, собственности и финансовых потоков. Формы проявления: заказные умышленные убийства, разборки между конкурирующими преступными группировками, насильственное вымогательство и т.п.
Однако, как правило, эти разновидности терроризма редко встречаются в чистом виде. Это характерно, пожалуй, лишь для организаций, практикующих политический терроризм, который нередко бывает окрашен в националистические или религиозные тона. Националистический терроризм во многих случаях переплетается с религиозным, но при этом часто заимствует идеи, лозунги и аргументацию у терроризма политического. В свою очередь, терроризм религиозной направленности порой нелегко отделить от националистического, кроме того, он многое заимствует из идейного арсенала политического терроризма.
марта 2006 г. в России вступил в силу Федеральный закон "0 противодействии терроризму", в котором устанавливаются основные принципы, правовые и организационные основы профилактики и борьбы с ним, в том числе с помощью Вооруженных сил РФ.
В законе терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
В документе обозначено, что под террористической деятельностью понимаются, в частности, организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация теракта, подстрекательство к нему, создание с этой целью незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, организованной группы, участие в такой структуре, а также информационное и иное пособничество в планировании, подготовке или реализации теракта и пропаганда идей терроризма. Законом запрещается создание и деятельность организаций, цели и действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма.
Основными причинами появления и существования терроризма в России являются:
Во-первых, это глубочайшие противоречия в экономической сфере и растущая социальная дифференциация общества, обусловленные переходом крынку.
Во-вторых, серьезным фактором является политическая разобщенность общества, ожесточенная борьба за государственную власть, к которой помимо политических сил все настойчивее подключаются как сформировавшаяся за последние годы криминализированная финансовая олигархия, так и обыкновенные уголовники с их своеобразной моралью и специфическими приемами и методами борьбы.
В-третьих, появление терроризма обусловлено невиданным ростом организованной преступности, нарастанием тенденции к разрешению общественных противоречий и конфликтов силовыми методами. Это связано прежде всего с тем, что сегодня фактически созданы криминальные силовые структуры, порой более подготовленные и лучше технически оснащенные, чем государственные.
В-четвертых, распространению терроризма во многом способствует низкая эффективность работы государственного аппарата, правоохранительных органов и спецслужб, отсутствие надежных механизмов правовой защиты населения.
И в-пятых, возникновению терроризма благоприятствует упадок общественной нравственности, ведущий к снижению эффективности функционирования защитных механизмов в сфере морали.
Следует различать терроризм направленный, т.е. нацеленный на конкретный объект, чаще всего - физическое лицо, и терроризм рассеянный, жертвами которого становятся случайные люди. Взрыв в аэропорту Домодедово в январе 2011 года является ярким примером подобного терроризма. К актам рассеянного терроризма также относятся групповые захваты заложников, организация взрывов в общественных и многолюдных местах, случайные жертвы при нападениях на избранные объекты.
Помимо этого различаются теракты скрытые, когда террористы стремятся не привлекать к ним, как таковым внимание общественности (отравления, хищения неугодных лиц, запугивание, шантаж), и демонстративные, которым исполнители стремятся придать максимально возможный общественно-политический резонанс - взрывы, расстрелы и т.д., вплоть до "официального" принятия на себя "ответственности" за совершенные действия.
захват транспортных средств; взятие в заложники; убийства; нападения; взрывы зданий и сооружений; отравления; взрывы в местах скопления людей; заражения; похищение людей; уничтожение материальных средств; угрозы; другие приемы.
На характер и тактику современного терроризма огромное влияние оказывает научно-технический прогресс. Уже появились и предвестники терроризма нового поколения. Трагедии Бхопала и Чернобыля со всей очевидностью продемонстрировали всему миру необычайную уязвимость нынешней техноструктуры. Террористические акции могут вызвать антропогенные катастрофы, сравнимые по масштабам разрушений и жертв с результатами боевого применения оружия массового поражения. Ведь удары по объектам техносферы или угрозы их осуществления не выходят за рамки традиционного понимания терроризма, отличаясь от уже привычных взрывов самолетов, поездов или трубопроводов лишь размерами ущерба.
Серьезную опасность представляет возможность применения террористами средств радиоэлектронного подавления (РЭП), источниками которых могут быть промышленные и исследовательские СВЧ - установки и приборы, а также военная техника. Обнаружить такую аппаратуру столь же трудно, как и взрывное устройство, а ее использование террористами в боевых условиях не позволяет оперативно организовать их преследование и провести анализ какой-либо информации, так как все электронные средства связи, охраны, контроля выходят из строя вместе с компьютерами и базой данных. Террористические удары средствами РЭП выводят из строя спутниковую связь, государственные, военные, частные и иные управленческие структуры, электронные СМИ. Так, удар СВЧ - излучения по крупному банку способен вызвать кризис всей финансовой системы развитых стран, поскольку общество потеряет доверие к современным технологиям денежного рынка. Непосредственным результатом такой атаки станет разорение мелких и средних фирм, зависящих от скорости оборота капитала, затем обрушатся страховые компании. В итоге последует массовый отказ от кредитных карточек, которые легко уничтожить СВЧ - излучением, возникнет ажиотажный спрос на наличные и произойдет резкое повышение цен на драгоценные металлы. Продуманная кампания, сопровождающая подобный теракт, способна вызвать системный кризис всего цивилизованного мира, разрушить базовые ценностные установки, определяющие направление развития личности и общества на современном этапе.
Перейти к новым технологиям в принципе способна ныне любая из существующих террористических группировок как социально-политической, так и этнической, религиозной или криминально-мафиозной ориентации, поскольку до сих пор еще существует достаточно серьезная организационная и материальная поддержка терроризма. Более того, эти технологии привлекательны для них, так как лишают международное сообщество важного пропагандистского фактора - апелляции к общественному мнению через средства массовой информации.
Таким образом, традиционный терроризм при всей его опасности не угрожал основам общества, тогда как современный, основанный на применении новых технологий, может вызвать системный мировой кризис, и прежде всего в странах с развитой информационной инфраструктурой.
Эффективная борьба с терроризмом предполагает не только меры, направленные против него, но также искоренение или нейтрализацию факторов, прямо и непосредственно способствующих его возникновению и развитию. Аналитики отечественных спецслужб считают, что сегодня терроризм в России развивается по самой опасной, стихийной схеме, которая уже в ближайшее время может привести к весьма серьезным последствиям.
Политические последствия терроризма в России связаны с тем, что, подрывая систему государственной власти, расшатывая структуры управления, он резко ослабляет политическую стабильность общества, доверие населения к действующему политическому режиму, а значит, и к декларируемым им демократическим институтам, усиливает влияние радикальных, в том числе и экстремистских, антиконституционных оппозиционных политических сил.
В социальной сфере последствия терроризма тоже весьма серьезны, поскольку обостряется и без того сложная социальная обстановка в российском обществе, характеризующаяся резкой имущественной дифференциацией населения и состоянием напряженности. В подобных условиях террористические акции, используемые экстремистскими группировками как средство внутриполитической борьбы, могут спровоцировать непредсказуемый социальный взрыв в самых различных его формах. Такой взрыв может приобрести и международный характер (как, например, в бывшей Югославии), поскольку под угрозой окажутся не только сугубо национальные интересы России, но и интересы стран ближнего и дальнего зарубежья.
В экономической сфере последствия терроризма проявляются прежде всего в резком уменьшении внутренних и потере иностранных инвестиций: вкладывать крупные материальные средства в экономику далеко не благополучного с точки зрения безопасности государства весьма опасно. Кроме того, ухудшается развитие таких сфер, как транзитные перевозки и туризм. Немаловажное значение имеет и то, что на борьбу с терроризмом и ликвидацию причиненного им ущерба затрачиваются значительные бюджетные средства, столь необходимые сегодня для развития российской экономики, реформирования общества и социальной защиты населения.
Серьезный ущерб терроризм наносит и нравственному здоровью общества. Он оказывает негативное морально-психологическое воздействие на людей, вызывая страх, острое чувство незащищенности, ожесточенность, недоверие к властям, хаос, беспорядки, стремление к самозащите даже незаконными средствами, тоску по "сильной руке", т.е., по сути, по диктатуре и государственному насилию.
б) Массовые беспорядки
В процессе своей жизнедеятельности человек нередко сталкивается с различными формами социальной напряженности, которые порой перерастают в экстремальные ситуации, приобретающие характер массовых беспорядков. Последние, как правило, связаны с возможностью образования толпы и наиболее часто возникают во время митингов, демонстраций, спортивных соревнований, шоу-представлений и т.д. Толпа по своей природе опасна как для ее участников, так и для окружающих, поэтому массовые беспорядки в российском законодательстве относятся к экстремистским действиям и могут стать причиной введения чрезвычайного положения.
Толпа - это не просто скопление людей. Для того чтобы массовое скопление мирных людей превратилось в опасную, агрессивную по своей сути толпу, способную на массовые деструктивные действия, нужны не только внутренние предпосылки (массовые настроения), но и фактор внешнего воздействия (паника, вызванная стихийным бедствием, пожаром, массовое недовольство и пр.). Причины могут быть разные, но важно то, что в какой-то момент масса индивидуальностей превращается в самодовлеющий механизм, подчиняющийся единым законам, где человеку отводится роль "винтика". Подчиненность каждого всем - главный закон толпы.
В связи с этим специалисту в сфере безопасности жизнедеятельности необходимо ясно представлять себе сущность и характер проявления массовых беспорядков, которые нередко предвосхищают вооруженные конфликты, знать правила поведения и основные способы защиты в экстремальных ситуациях подобного рода и уметь применять их на практике.
Массовые беспорядки как социальное явление представляют собой серьезную опасность для общества. Они могут быть вызваны различными причинами: социально-экономическими (нехватка продовольствия, катастрофическая инфляция, всеобщая безработица и т.д.), политическими (произвол властей, попрание демократических свобод, недовольство политикой правительства и пр.), этническими (нарушение прав национальных меньшинств или, наоборот, засилье в социально значимых сферах общественной жизни представителей некоренной национальности и т.д.), религиозными (разногласия между представителями различных конфессий), криминальными (борьба за передел сфер влияния между преступными группировками) и иными. Так, например, в последнее время достаточно широкий размах стали принимать вылазки экстремистских группировок, акции антиглобалистов и столкновения между футбольными "фанатами". Ярким примером являются события на Манежной площади в г. Москве 11 декабря 2010 года. Их формальной причиной стал конфликт между группировкой футбольных "фанатов" и выходцами из Кавказского региона.
Но каковы бы не были причины массовых беспорядков в их основе лежат неразрешенные противоречия, которые переросли в прямое противостояние, конфликт. По характеру возникновения они могут быть преднамеренные, т.е. вызванные действиями определенных социальных сил, или непреднамеренные, возникшие стихийно под влиянием каких-то объективных факторов. По масштабам действия массовые беспорядки чаще всего носят локальный и местный характер, так как происходят обычно в городском районе или небольшом населенном пункте. Если массовые беспорядки выходят за рамки местных масштабов, они уже принимают характер региональных конфликтов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
в) Криминальные угрозы в современной России
Преступность - весьма сложное общественное явление, самым непосредственным образом связанное с обществом, но вместе с тем достаточно самостоятельное, способное оказывать на него серьезное влияние, особенно в периоды социально-политической и экономической нестабильности или под влиянием субъективных факторов, обусловленных просчетами в организации борьбы с ним.
Статистика подтверждает, что сегодня в России рост тяжких и опасных преступлений опережает рост преступности в целом. К подобного рода преступлениям относятся такие, которые затрагивают особо охраняемые права, свободы и интересы граждан, общества и государства: убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, похищение людей, изнасилование, действия бандитских групп, вымогательство, разбои, грабежи, посягательства на собственность в особо крупных размерах, наркобизнес и другие преступления.
Рассматривая тяжкие преступления, закономерно выделить преступления, посягающие на жизнь человека. Проведенные исследования показывают, что убийства все больше и больше становятся латентными (скрытыми, не выявленными) преступлениями, их количество фактически большее, чем это отражается в статистике. Причины здесь разные, но совершенно очевидно, что убийства совершаются все более изощренными способами, тщательно скрываются и нередко направлены сразу против многих лиц. Изменилась и структура их мотивации, которую можно классифицировать по следующим группам:
первая группа (45 %) связана с убийствами, совершенными из корыстных побуждений, с целью овладения имуществом или денежными средствами государственных, коммерческих и других предприятий (организаций) и граждан;
вторая группа (14 %) - это убийства в результате конфликтов между конкурирующими криминальными группировками в связи с борьбой за передел сфер влияния, за лидирующее положение в преступных сообществах;
третья группа (21 %) - убийства, сопряженные с изнасилованиями или удовлетворением полового влечения в иной форме;
четвертая группа (20 %) - это убийство лиц, умысел уничтожения которых реализуется в течение довольно длительного времени; к ним относятся очевидцы преступлений, иные нежелательные свидетели, члены конкурирующей преступной группировки, бывшие владельцы приватизированных квартир, которых "приобретателям" желательно убрать и т.п.;
пятая группа (9 %) - убийства по найму, совершенные профессиональными убийцами.
Характерной чертой организованной, профессиональной преступности является наличие собственных структур подготовки, обеспечения безопасности, сокрытия преступлений. Именно участники преступных группировок совершают наиболее тяжкие преступления, направленные против жизни и здоровья граждан (в том числе такие, как убийства, похищение людей, вымогательства), а также посягающие на собственность. Подобные формирования занимаются организацией и расширением наркобизнеса, вовлекают в свою орбиту представителей государственной власти и правоохранительных органов, что ведет к коррупции государственного аппарата и экономической деятельности в целом. Наглядным примером могут служить события в станице Кущевской Краснодарского края, где в течении многих лет вся власть реально принадлежала бандитской группировке, действовавшей под прикрытием сотрудников правоохранительных органов и при полной беспомощности органов местного самоуправления.
Следует помнить, что непрогнозируемая криминальная ситуация чревата самыми непредсказуемыми последствиями. Прогноз, изучение если и не делают ее абсолютно безопасной, то по крайней мере позволяют встретить во всеоружии, а возможно, и избежать.
Основными гарантиями безопасности любого человека являются ведение нормального образа жизни, исключение случайных знакомств, предусмотрительность, знание зон повышенной криминальной опасности и правил поведения в них.
Зонами повышенной криминальной опасности могут быть места массового скопления людей (рынки, вокзалы, транспорт, стадионы, зрелищные мероприятия, митинги и пр.), уединенные места, особенно в вечернее время (пустыри, стройки, парки, скверы, лесопосадки и т.д.), а также подвалы и чердаки домов, заброшенные и предназначенные на слом здания, пустующие склады, сараи и другие строения.
г) Угрозы информационной безопасности
Информационная безопасность личности - это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.
В процессе информатизации человек стал информационно "прозрачен". При наличии желания и средств любая имеющаяся информация о конкретной личности может стать доступной и быть использована в своих целях другой личностью, группой лиц, общественной группой и государством. Только незначительная часть населения способна предотвратить нежелательный доступ к своей информации. Большинство людей такой возможности не имеют и остаются беззащитными в этом плане.
С помощью существующих перспективных информационных средств и технологий можно практически полностью контролировать и регулировать информационное взаимодействие людей. Речь идет о потенциальных возможностях подслушивания телефонных (и не только телефонных) разговоров, осуществления контроля переписки, создания компьютерных баз данных о каждом человеке, включающих конфиденциальную информацию, и т.д.
Современные информационные технологии позволили резко повысить эффективность средств воздействия на психику людей и общественное сознание, создать новые формы "тихого" ("скрытого") манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием. Не случайно средства массовой информации называют "четвертой властью". Дальнейшее развитие информационных технологий существенно расширит возможности СМИ, и сила этой власти еще более возрастет. В этой связи вполне обоснованно появление и развитие нового направления в сфере безопасности - информационно-психологическая безопасность.
К числу форм "скрытого" воздействия на сознание можно отнести новые технологии средств массовой информации, психотронное оружие, сетевые технологии, позволяющие получать доступ к различной негативной информации, в том числе порнографического, националистического и другого характера, современные компьютерные игры, существенно влияющие на формирование сознания детей, и т.д.
д) Наркомания как угроза обществу будущего
Наркомания в настоящее время является одной из ведущих проблем всего мирового сообщества. Это со всей определенностью констатируется в Концепции национальной безопасности РФ, где отмечается: "Угрозой физическому здоровью нации являются кризис системы здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ". Об опасности распространения наркомании свидетельствует тот факт, что за последние 15 лет количество наркозависимых людей возросло в десятки раз.
Проблему наркомании необходимо решать в контексте трех основных задач - идентификации опасности наркотизации, ее профилактики и защиты от нее людей.
В современном обществе отношение к наркотикам неоднозначное. Все осознают опасность наркомании, но в то же время общественное сознание сдвигается в направлении все большей наркотолерантности. Первопроходцами в этом стали Голландия и Швейцария, где узаконены так называемые легкие наркотики. Великобритания легализовала медицинское применение марихуаны. В Германии принят закон о создании в стране пунктов бесплатной раздачи и употребления слабодействующих наркотических препаратов.
Сегодня все психоактивные вещества делятся на легальные и нелегальные. Легальные - это этиловый спирт, никотин, кофеин. Нелегальные: природные - опиум, гашиш, кокаин, марихуана, героин и др. - и синтетические: экстази, ЛСД и др. И здесь вырисовывается весьма специфическая картина. Так, курить табак, пить спиртное и заваривать крепкий чай (чифирь) никому не запрещено, всё же остальное находится под запретом. Это связано с тем, что каждая культура легализовала свой традиционный наркотик. Индейцы жевали коку и кактусы пейот. Народы Севера ели мухоморы. Азия курила опий и гашиш. Но случилось так, что эти регионы завоевали европейцы, поэтому теперь в Америке пьют, а не жуют, народам Севера запретили есть практически безвредные для них мухоморы, но разрешили пить крайне вредную водку. В результате эти народы практически погублены. Ведь к традиционным психоактивным веществам (ПАВ) организмы этих людей поколение за поколением приспосабливались. У европейцев произрастал виноград, из которого добывали алкалоиды. Поэтому они могут пить много, что не является для них гибельным, а у представителей индейцев и северных народов, которые раньше представления не имели, что такое водка, организм не выработал фермента, разлагающего алкоголь, поэтому они так быстро спиваются и вымирают от алкоголя.
Законодательствами всех стран признаются наркотиками героин, метадон, препараты конопли, LSD, кокаин и некоторые другие "в связи со своей значительной общественной опасностью и вредом, причиняемым здоровью индивидуума" (согласно формулировке Всемирной организации здравоохранения).
К наркотикам те или иные вещества обычно причисляют, исходя из следующих критериев:
способность вызвать эйфорию (приподнятое настроение) или, по крайней мере, субъективно приятные переживания; способность вызвать зависимость (психическую и/или физическую), т.е. потребность снова и снова принимать наркотик;
существенный вред, причиняемый психическому и/или физическому здоровью лиц, регулярно употребляющих их; опасность широкого распространения этих веществ среди населения;
использование указанного вещества не должно быть традиционным в данной культурной среде (в противном случае в первую очередь пришлось бы отнести к наркотикам табак и алкоголь).
Все наркотики и психоактивные вещества можно разделить на три основные группы:
1) угнетающие нервную систему ("седативные", т.е. успокаивающие средства, снотворные, алкоголь, опиаты и т.п.), иначе "депрессанты";
) возбуждающие нервную систему, ускоряющие ее работу (например, эфедрин), или "стимуляторы";
) нарушающие сбалансированную работу нервной системы и тем самым изменяющие сознание (препараты конопли, галлюциногены вроде LSD и т.д.), еще их называют "психолептики" или "психоделики".
В основе формирования наркозависимости лежат:
привыкание - невозможность исключить наркотик из своей жизни в связи с постоянной потребностью в нем;
толерантность - необходимость постоянно увеличивать дозу принимаемого препарата для достижения желаемого эффекта;
нарушение соматических функций;
нарушение социальной или профессиональной деятельности (например, применение насилия, утрата друзей, проблемы в учебе и на работе, невозможность учиться и работать, нарушение закона).
В настоящее время состояние дел в борьбе с наркозависимостью далеко от того, чтобы признать ее успешной. По оценкам специалистов, годовой объем сбыта нелегальных наркотиков в мире составляет не менее 300 тыс. т. Один из богатейших американцев Дж. Сорос в письме президенту США писал: "…Америка без наркотиков - утопическая мечта. Те или иные формы пристрастия к наркотикам или злоупотребления различными веществами эндемичны [внутренне присущи] для большинства стран".
3. Защита населения при ЧС социального характера
Исторический опыт свидетельствует, что защита от социальных опасностей - важнейшая функция государственных и общественных структур. Она заключается прежде всего в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей.
Нормативные, правовые и организационные основы противодействия терроризму изложены в ряде федеральных законов и постановлений Правительства РФ, постановлениях субъектов Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено в особых случаях проведение контртеррористической операции в отдельных субъектах РФ.
Контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического гнета, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Основные принципы противодействия терроризму:
- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
- системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
- приоритет мер предупреждения терроризма;
- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
- сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
- конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
- недопустимость политических уступок террористам;
- минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
- соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Для координации деятельности органов исполнительной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления создаются антитеррористические комитеты, комиссии и штабы.
Важнейшую роль играет соответствующая подготовка человека, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т.д. Причем в процессе обучения нужно осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.
Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:
предвидение опасности;
избежание влияния опасности;
преодоление опасности;
создание ресурсов безопасности.
Безусловно, дать рекомендации, как вести себя во всех ситуациях, связанных с проявлениями терроризма, практически невозможно. Самое главное - не терять самообладания, не паниковать, действовать адекватно ситуации. К общим рекомендациям при угрозе взрывов, захвате объектов или заложников, можно отнести:
адекватная оценка окружающей обстановки (подозрительные люди, их поведение, машины, предметы);
незамедлительное информирование правоохранительных органов об угрозе или совершенном теракте;
безоговорочное выполнение указаний руководителей контртеррористических операций.
Защита от терроризма в образовательных учреждениях
Обеспечение безопасности детей имеет очень важное значение. Главное правило: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, даже самые маленькие, по вашему мнению, проблемы. Еще одно важнейшее правило: вы если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами выполняйте их.
самым лучшим способом обучения является собственный пример;
обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать;
у каждой школы должен быть собственный паспорт безопасности, согласованный с правоохранительными органами.
в школе необходимо ввести должность замдиректора по безопасности, с которым необходимо постоянно контактировать для обеспечения безопасности в учебном заведении.
Правила поведения и способы защиты при массовых беспорядках
Выжить в экстремальной ситуации поможет соблюдение определенных правил поведения в толпе:
нельзя поддаваться общему психозу и стремиться спастись любой ценой. Чтобы не стать пешкой в толпе, необходимо отключить эмоции и полагаться на разум - анализ ситуации поможет найти наиболее перспективные пути спасения;
не следует слепо подчиняться мнению толпы, сколь бы верным оно ни казалось, - нужно принимать самостоятельное решение, исходя из конкретной ситуации;
не рекомендуется высказывать или каким-либо образом проявлять свое несогласие с мнением и действиями толпы, так как инакомыслящих и инакодействующих она уничтожает. Не высказывайте, не защищайте свое мнение, не вступайте в дискуссию в толпе, сосредоточьтесь на действии, оно важнее слов;
необходимо сопротивляться массовому психозу;
в дни, когда велика вероятность возникновения социальной напряженности, или даже во время массовых гуляний не следует лишний раз выходить на улицу, тем более с малолетними детьми;
по возможности необходимо избегать наиболее опасных мест (в голове идущей колонны, у митинговой трибуны, в гуще митингующих, в местах концентрации сил правопорядка и противостоящих им сил); лучше держаться края толпы, так как в этом случае можно вовремя и без проблем уйти, если начнутся беспорядки;
необходимо помнить, что в толпе есть шанс спастись не тогда, когда спасаются все (в этом случае уже поздно что-либо предпринимать), а тогда, когда паника и массовое бегство только предполагаются;
нельзя убегать от толпы в сторону ее движения и в неизвестные переулки, так как это, во-первых, может спровоцировать погоню, во-вторых, привести в тупик, где толпа вас настигнет, в-третьих, вы можете оказаться между толпой и силами правопорядка и пострадать от тех и других.
Все вышеперечисленные правила не являются гарантией от негативных последствий массовых беспорядков, но они могут помочь людям с наименьшими физическими и нравственными потерями для себя выйти из подобной ситуации, если они в ней окажутся волей обстоятельств.
Профилактика криминала и способы защиты от него
Экстремальные ситуации криминального характера, к сожалению, явление весьма распространенное в современной России, поэтому актуальным является вопрос о выживании в них. Однозначных рецептов, как вести себя в том или ином случае, нет. Кроме того, в состоянии стресса не каждый человек способен адекватно реагировать на опасную ситуацию. Однако все-таки есть некоторые общие правила поведения, которые могут помочь, и потому их необходимо знать.
Анализ криминальных ситуаций позволяет утверждать, что очень часто люди страдают из-за собственной неосторожности, неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков, оценить степень своей защищенности и принять необходимые меры. Психологи и криминалисты разных стран, анализируя преступления против личности, пришли к неутешительному выводу, что 10-90 % всех совершаемых преступлений в той или иной мере спровоцировали сами жертвы.
В экстремальной ситуации, связанной с криминалом, важно быстро принять решение, уметь импровизировать, контролировать себя, различать опасности действительные и мнимые, правильно оценивать людей, быть независимым и самостоятельным, твердым и решительным, но уметь и подчиняться обстоятельствам, если это необходимо. Важно не падать духом и стремиться найти выход из положения даже тогда, когда кажется, что его нет, используя для этого все возможные средства. Существенное значение в опасной ситуации имеет умение преодолеть страх. Контролируемый страх мобилизует физические силы, активизирует работу интеллекта, обостряет внимание, помогает выходить из сложных ситуаций.
Следует помнить, что непрогнозируемая криминальная ситуация чревата самыми непредсказуемыми последствиями. Прогноз, изучение если и не делают ее абсолютно безопасной, то по крайней мере позволяют встретить во всеоружии, а возможно, и избежать.
Основными гарантиями безопасности любого человека являются ведение нормального образа жизни, исключение случайных знакомств, предусмотрительность, знание зон повышенной криминальной опасности и правил поведения в них.
Зонами повышенной криминальной опасности могут быть места массового скопления людей (рынки, вокзалы, транспорт, стадионы, зрелищные мероприятия, митинги и пр.), уединенные места, особенно в вечернее время (пустыри, стройки, парки, скверы, лесопосадки и т.д.), а также подвалы и чердаки домов, заброшенные и предназначенные на слом здания, пустующие склады, сараи и другие строения.
Вот некоторые советы специалистов, как избежать экстремальных опасностей криминального характера на улице:
избегайте одиночных прогулок в безлюдных местах, особенно в темное время суток, не пользуйтесь плохо освещенными подземными переходами, будьте внимательными на остановках;
идите по улице навстречу движению транспорта, чтобы не подвергнуться внезапному нападению из машины;
если по пустынной улице навстречу движется группа подростков, лучше перейдите на другую сторону или поверните назад;
на улице держитесь уверенно, но не агрессивно, чтобы не спровоцировать нападение;
избегайте пользоваться частными машинами; садясь в такси, обращайте внимание на номерной знак, не оставляйте в машине вещи, даже выходя на короткое время, не показывайте водителю крупные суммы денег, не выходите из машины, если водитель просит "подтолкнуть" ее сзади;
при преследовании бегите к месту скопления людей, если преследователь настигает, то не надо стесняться громко кричать и звать на помощь;
при нападении преступника избегайте немедленного реагирования на его насильственные действия, особенно если он вооружен и у вас нет уверенности в способности защитить себя, не следует бежать, если нет уверенности, что это удастся;
при провокационных приставаниях, особенно нескольких человек, не отвечайте на насмешки и грубости, постарайтесь уйти в более безопасное место.
Теперь обратимся к способам защиты жилища. Наш дом должен быть самым надежным и безопасным местом. Однако статистика свидетельствует, что немало экстремальных ситуаций криминального характера происходит еще на подходе к жилищу (в подъезде, лифте). Приведем некоторые элементарные правила, позволяющие избежать их:
следует укрепить входную дверь в подъезде, поставить кодовый замок или домофон, закрыть на замок двери, ведущие на чердак и в подвал;
нужно следить, чтобы перед подъездом и в подъезде всегда горел свет;
не стоит входить в подъезд или лифт с посторонними, под благовидным предлогом лучше выйти из лифта, если в него сели подозрительные люди;
находясь внутри кабины с незнакомыми людьми, нельзя поворачиваться к ним спиной или демонстрировать свое негативное отношение;
при нападении с целью грабежа следует сразу, без сопротивления отдать деньги и ценности.
В борьбе с преступностью важное значение имеют не только государственные меры и действия правоохранительных органов, но и ее профилактика, а также готовность и способность населения противостоять криминалу.
Последнее требует знания способов защиты от этого весьма опасного социального явления и умения их применять адекватно сложившейся экстремальной ситуации.
Обеспечение безопасности человека в информационном пространстве
В число первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности личности, входят следующие.
. Развитие информационной культуры населения, в том числе развитие личностных способов активной и пассивной защиты от опасных информационных воздействий и привитие навыков технологически грамотного продуцирования информации.
. Развитие законодательства в информационной сфере. Основным и, возможно, единственным гарантом соблюдения прав и свобод личности в информационном пространстве является государство. Эту функцию оно может реализовать только через соответствующие законы. Следует отметить, что законодательство в информационной сфере не имеет аналогов в истории. Поэтому к его разработке кроме юристов должны быть привлечены специалисты различных областей, в том числе информатики, информационных технологий, психологии, социологии, педагогики и т.д. В указанном направлении уже сделаны определенные шаги. Рабочей группой Межведомственной комиссии по информационной безопасности под руководством Совета безопасности РФ разработан проект концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности РФ.
3. Создание системы мониторинга информационно-технологических факторов риска (возможно, путем расширения функций структур изучения общественного мнения, обеспеченных соответствующими методиками).
. Расширение международного сотрудничества по вопросам безопасности в информационном пространстве. Диапазон проблем для обсуждения в рамках такого сотрудничества весьма широк. Это и установление согласованной точки зрения по проблемам воздействия информации на индивидуальное и массовое сознание, на психику человека, и подготовка соглашений (конвенций) о неиспользовании информационного пространства во враждебных целях, о контроле над производством и внедрением информационных технологий, которые могут быть использованы в террористических и криминальных целях, о международной правовой защите сетевых информационных ресурсов, о возможности контроля и ограничения распространения по глобальным сетям типа Интернета информации, оказывающей негативное воздействие на физическое, психическое и социальное здоровье людей, особенно детей и молодежи, и т.д.
Профилактика и борьба с наркоманией
В Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, разработанной Министерством образования Российской Федерации в 2002 г., отмечалось, что в России низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60 % опрошенных детей и подростков и 28 % взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Причем в основном население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии. В этой ситуации особая ответственность ложится на тех, кто по роду своей деятельности работает с детьми и молодежью - учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей. Им необходимо выработать совершенно новый подход к решению проблем профилактики наркомании.
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако, несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.
В международной практике сложились следующие основные модели профилактики наркозависимости:
медицинская, ориентированная преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривающая в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств, их влиянии на физическое и психическое здоровье;
образовательная, направленная на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и предоставление свободы выбора при максимальной информированности;
психосоциальная, главная цель которой - развитие определенных психологических навыков, позволяющих противостоять групповому давлению, разрешать конфликтные ситуации, делать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
В настоящее время различными являются и законодательные нормы, определяющие отношение к наркотикам - от разрешения на легальную торговлю "легкими" наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай, Ирак).
Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой занимается преимущественно система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена - школы, профессиональные училища, менее активно - колледжи, лицеи и вузы. Введены новые учебные программы ("Основы безопасности жизнедеятельности", "Валеология"), косвенным образом ориентированные на предупреждение наркомании. Однако единой государственной программы по борьбе с наркоманией нет, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах предпринимались попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.).
Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми и молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в этой области. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, программы которых нацелены на профилактику наркозависимости. В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ).
Наркомания - это не личное дело каждого. В результате наркотизации у человека возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями, в числе которых гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни, и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно если они управляют транспортом или имеют доступ к оружию, эти люди представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства и таким образом становятся обузой для семьи и общества. Потенциально наркоман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что они в определенной степени теряют право на неприкосновенность личности, поскольку в конечном счете речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе.
Чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить возможность вмешательства на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды. Прежде всего должна быть введена административная ответственность за употребление наркотиков, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, подозреваемых в употреблении наркотических средств, расширены правовые основы для профилактической работы и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.
Литература
1. Конституция Российской Федерации [официальный текст] - М.: Юридическая литература, 2005. - 96с.
. Трудовой Кодекс Российской Федерации № 197 - ФЗ от 30.12.2001 (ред.01.12.2007 - М.: Юристъ, 2008. - 202 с.
. Кодекс РФ об административных нарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 - М.: Инфра-М, 2007. - 261 с.
. Уголовный Кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 (ред.14.02.2008) - М.: Юридическая литература, 2008. - 288 с.
. Федеральный Закон "О гражданской обороне"№ 28-ФЗ от 12.12.1998 - М.: Юридическая литература, 2008. - 68 с.
. Федеральный Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 68 - ФЗ от 21.12.1994 (ред.30.10.2007) - М.: Юристъ, 2008. - 44 с.
. Федеральный Закон "О внесении изменений в Федеральный Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 206-ФЗ от 04.12.2006 - М.: Инфра-М, 2007. - 261 с.
. Федеральный Закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" № 125-ФЗ от 24.07.1998 (ред.21.07.2007) - М.: Юридическая литература, 2007. - 76 с.
. Федеральный Закон "О радиационной безопасности населения" № 3-ФЗ от 09.01.1996 (ред.23.07.2008). - М.: Приор, 2007. - 55 с.
. Федеральный Закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" № 116-ФЗ от 21.07.1997 (ред.18.12.2006 г.). - М.: Приор, 2007. - 55 с.
. Указ Президента РФ "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий" № 868 от 11.07.2004 - М.: Проспект, 2007. - 46 с.
. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о государственном надзора в области гражданской обороны" № 309 от 21.05.2007 - М.: Проспект, 2008. - 66 с.
. Постановление Правительства РФ "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" №1149 от 03.10 1998 г. (ред.01.02.2005 - М.: Проспект, 2008. - 47 с.
. Постановление Правительства РФ "О порядке создания убежищ и других объектов гражданской обороны"№ 1309 от 29.11.1999 - М.: Юридическая литература, 2005. - 261 с.
. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов" № 595 от 14.08.2002 - М.: Юридическая литература, 2005. - 68 с.
. Постановление Правительства РФ "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" № 1371 от 24.11.1998 - М.: Юридическая литература, 2005. - 49 с.
. Постановление Правительства РФ "О порядке финансирования проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" № 859 от 30.12.2006 - М.: Юридическая литература, 2007. - 22 с.
. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" № 841 от 02.11.2000 - М.: Юридическая литература, 2004. - 61 с.
. Постановление Правительства РФ "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера." № 304 от 21 мая 2007 г. - М.: Юридическая литература, 2007. - 22 с.
. ГОСТ Р.22.0.03-94 Источники природных ЧС. Поражающие
факторы. Термины и определения.
. ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 года. СанПин 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)".
. Постановление Минтруда РФ "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда" № 12 от 14.03.1997 - М.: Юридический центр "Нота", М.: 2005. - 88 с.
. Приказ МЧС "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" № 993 от 21.12.2005 - М.: ГУ ГО МЧС РФ, 2005. - 133 с.
. Приказ МЧС "Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" № 575 от 21.07.2005 - М.: ГУ ГО МЧС РФ, 2005. - 47 с.
. Белов, С.В., Ильницкая, А.В. Безопасность жизнедеятельности.: учебник / - М.: Высшая школа, 2004 г. - 448с.
. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Электронное учебное пособие. http://obzh.ru/pre/1.html