Организация корпоративных информационных систем в ООО 'ПИК НСС'
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НАЗВАНИЕ
ТВОЕГО ВУЗА И БЛА_БЛА_БЛА
УДК
ДИПЛОМНЫЙ
ПРОЕКТ
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ООО «ПИК НСС»
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
КИС - Корпоративная информационная система.
ИС - Информационная система.
ПО - Программное обеспечение.
ИТ - Информационные технологии.
БД - База данных.
ВТ - Вычислительная техника.
УИС - Управленческие информационные системы.
ОС - Операционная система.
MRP - Material Requirement
Planning.Manufacturing Resource Planning.- Customer Relationship Management.-
Enterprise Resource Planning System.- Enterprise Resource and Relationship
Processing.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня персональные компьютеры и программное
обеспечение (ПО) незаметно вошло во все аспекты нашей жизни - от глобального бизнеса
и экономики до повседневного быта и общения. А всего каких-то лет десять назад
были популярны разногласия о том, какой же экономический эффект “нанесет” ПО.
Очевидное преимущество бизнес-приложений создание стратегии для ведения
бизнеса. Вопрос заключается в том, как же получить преимущества от
автоматизации.
Было бы логичным обратиться к чужому опыту
внедрений. Как неудачному, так и удачному. Но такую информацию можно редко
найти в открытом доступе. И если истории успешных проектов широко демонстрируются
публике, то о неудачных проектах, как правило, умалчивают. Самыми
распространенными причинами неудач могут быть незаинтересованность руководства
в результатах автоматизации или ограниченность бюджета компании.
Комплексный подход в автоматизации организации и
предприятий является их важной и неотъемлемой частью. Вопрос об эффективности
предлагаемых преобразований зависит от заинтересованности сторон в ее
результатах. Не менее важным является и полнота функциональных возможностей
системы автоматизации, и насколько широко она будет охватывать сферы
деятельности заказчика. По этой причине идея построения корпоративных
информационных систем (КИС) стала востребованной. Сегодня руководители
организации уже не мыслят ее функционирование без использования этих систем.
При их использовании повышается эффективность труда сотрудников организации, и,
как следствие, конкурентная способность организации.
Понятие «корпоративная» подразумевает наличие
большой, распределенной территориально информационной системы (ИС). Но к этой
категории можно приписать и системы любых организаций, независимо от их формы
собственности и масштаба. Сделать это можно на основе того, что любая
организация, компания, предприятие или государственное учреждение имея сегодня
в своем распоряжении десяток компьютеров, соединенных по сети, и сервер, по
законам развития должно расшириться завтра. Кроме того, почти все ИС начинали
создаваться с одного, реализующего некий основной вид деятельности,
подразделения.
Как бы это ни было удивительно, но КИС применяются
во многих сферах деятельности человека, а уникальность архитектуры, отражает
специфику организации. В то же время у любой системы должно быть ядро,
состоящее из базовых блоков, без которых невозможно было бы назвать программную
систему корпоративной. За последние принципы, методы и архитектура
корпоративных систем радикально изменились. И, если в шестидесятые годы
считалось, что никакой процесс не должен поддаваться автоматизации до тех пор,
пока он эффективно функционирует, то теперь господствующим является прямо
противоположный подход. Считается, что процесс должен автоматизироваться только
после того, как он будет эффективно организован.
Создание КИС невозможно без использования
информационных технологий (ИТ), поскольку разработка таких систем представляет
собой длительный и трудоемкий процесс, требующий материальных, в том числе
финансовых, и человеческих затрат, и иногда научной деятельности, а
разработчики, занимаясь разработкой КИС, сталкиваются с рядом сложных проблем,
такими как: выбор архитектуры разрабатываемой системы, внедрение распределенных
баз данных, создание сетей коммуникаций. При этом одной из основных проблем
является организовать разработанную систему в рамки организации-заказчика.
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ
.1 Общие принципы построения и
основные этапы проектирования КИС
История корпоративных информационных систем
начинается примерно с 1950-1960 годов, когда эти системы реализовывались на
электромеханических бухгалтерских машинах и предназначались для обработки
счетов и расчета зарплаты. Использование такой аппаратуры приводило к
некоторому сокращению сроков на подготовку бумажных документов.
Очередное развитие вычислительной техники в
шестидесятые годы привело к появлению операционных систем, дисковых технологий,
улучшению языков программирования. Появились и новые возможности автоматизации
различных видов работ. Отношение к ИС меняется, они стали применяться для
периодической отчетности по различным составляющим, поддержания планирования экономики.
В этот период ИС стали системами управления, результатом внедрения которых было
ускорение подготовки экономической отчетности [001].
Дальнейшее появление систем бизнес-аналитики,
которые в отличие от предшествующих им систем управленческих отчетов,
предоставлявших информацию по установленным заранее формам отчетности,
предоставляли информацию по необходимости, было следующим шагом развития
автоматизированных ИС.
Появление разнообразных компьютерных и
телекоммуникационных технологии расширили область применения ИС, к ним можно
отнести обработку текста, издательство, электронная почта. В этот же период
появляются первые системы класса - системы планирования потребностей в
материалах, одна из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе
которой разработано и функционирует большое число микрологистических систем
[002].
Появление настольных персональных компьютеров в
80-90 годах и резкий скачок производительности оборудования и ПО способствовали
дальнейшему развитию КИС. Предприятия и организации, используя ИС как
стратегическое оружие - своевременное предоставление нужной информации,
достигали успеха в своей деятельности: создание новых товаров, услуг,
нахождение новых рынков сбыта, поиск партнеров, организация выпуск продукции по
низкой цене. Появляются MRPII, представляющие методологию, направленную на
более широкий охват ресурсов, нежели MRP (в отличие от MRP, в системе MRPII
производится планирование не только в материальном, но и в денежном выражении)
[003] и CRM систем - прикладного ПО для организаций, предназначенного для
автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками, в частности, для
повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания
клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с
ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа
результатов [004].
С возникновением интернета в 1990-2000 годах
появилась возможность получать заказы от клиентов удаленно, что способствовало
появлению электронной экономики. После объединений функций планирования
материальных и финансовых ресурсов появились ERP системы - системы на базе ИТ
для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия (значимые
физические активы, финансовые, материально-технические и человеческие ресурсы)
[005]. С возможностью обновления данных через интернет стало возможным развитие
систем нормативно-справочной информации. Общей целью использования ИТ являлось
обеспечение конкурентоспособности организации.
В начало XXI века характерными были попытки объединить
все сложившиеся системы в одну, а так же шагнуть за рамки предприятия к
совместному предпринимательству. Считалось что если одна КИС используется
несколькими предприятиями, это должно способствовать ускорению принятия заказов
и отправки продукции потребителю [006].
В настоящее время ведущие производители КИС для
организации стали предлагать системы новейшего класса ERPII - новая ревизия
концепции ERP, основная идея которой заключается в выходе за рамки задач по
оптимизации внутренних процессов организации. Системы класса ERPII позволяют
управлять взаимоотношениями с клиентами, цепочками поставок, вести торговлю
через Интернет. [007].
Таким образом, корпоративная система является
системой, состоящей из модулей или блоков, каждый из которых несет свою
функцию. Эти блоки в зависимости от потребностей организации могут работать как
всей системой в целом, так и отдельными функциональными элементами. Эти
потребности явились результатом обобщения опыта построения множества ИС, в
которых автоматизация не затрагивающие общую эффективность работы.
Главными особенностями современного подхода к
построению КИС являются:
всесторонний анализ бизнес-процессов, на основе
которого производится разработка проекта информационной системы и обоснование
заложенных в нем решений;
использование широкой палитры современных
методологий и инструментальных средств моделирования и проектирования систем;
детальная проработка и согласование с заказчиком
всех этапов разработки проекта, контрольных точек, требуемых ресурсов [008].
Этот подход обеспечивает разработку
интегрированных решений, которые построены на объективных данных о работе
организации, своевременно согласованы все принципиальные вопросы между всеми
участниками работ и направлены на сохранение сделанных в систему инвестиций.
Анализируя опыт развертывания КИС, эксперты
аналитического агентства McKinsey в 1997 году сформулировали принципы,
построения таких систем:
экономическая необходимость - основанием для
внедрения должна быть экономическая необходимость, а не просто появление новых
ИТ;
финансовая целесообразность - объем
финансирования новой ИС должен определяться из соображений финансовой выгоды;
простота структуры - система должна иметь
простую и гибкую структуру;
быстрая отдача - необходимо выбирать решения,
которые приносят конкретную пользу бизнесу практически с момента внедрения;
постоянное совершенствование - постоянное
совершенствование и оптимизация КИС, гарантирует оптимальные значения
производительности, надежности и удобства использования.
органичное взаимодействие подразделений бизнеса
и ИТ - внедрять новую систему должны совместно как специалисты службы ИТ,
которые должны хорошо разбираться в бизнесе, так и специалисты других
подразделений, знающие методы эффективного использования ИТ [011].
Также принципы построения КИС зависят еще и от
заданных индивидуальных свойств. Данная проблема встала перед ЗАО
"СПРУТ-Технология" в 1993 г., когда была поставлена задача создания
ИС управления всей городской инфраструктурой, включая саму мэрию. Специалистами
было проведено обследование муниципальной инфраструктуры, а затем разработан
проект системы, призванной решить весь комплекс поставленных задач. Но после
первых попыток реализации прототипа на основе вышеописанных принципов
интеграции отдельных компонент дали отрицательный результат. Дальнейший поиск
решения и различного рода эксперименты по организации управления делами внутри
мэрии поставили массу новых проблем. Проблемы коснулись психологии и
менталитета людей, уровня сложившихся производственных отношений, а также стиля
и правил индивидуальной и коллективной работы. Собранная по результатам
исследования информация слабо соответствовала принятым в мире правилами
постановки менеджмента, что ставило под сомнение возможную эффективность ИС в
среде людей, каждый из которых работает по своим правилам и зачастую
непредсказуем.
Тогда была предпринята попытка разработки новой
концепции, которая основывалась на том, что большую часть правил и методов
современного менеджмента необходимо поручить выполнять ИС. Причем, методы управления
должны настраиваться под индивидуальные потребности и сферы деятельности
предприятий. То есть КИС должна стать своего рода «нервной системой»
предприятия, во главе которой стоит руководящий орган, принимающие
ответственные решения, корректируя поведение системы, что позволило сделать КИС
инструментом творческого создания эффективной организации, обучения персонала
корпоративной культуре [009].
Описанный подход показывает, что в основе КИС
должно лежать специализированное ядро управления предприятием, которое
контролировало бы все ресурсы и процессы предприятия и организовывало работу
всех элементов такой сложной системы. Таким образом, ядро должно быть своего
рода информационной копией всего предприятия, а первоначальным этапом
проектирования системы должно быть именно проектирование информационного ядра и
системный анализ его функций.
Различают две модели проектирования КИС:
каскадная, когда каждая последующая стадия вытекала из предыдущей (рис. 1);
итерационная, когда каждая последующая стадия не только вытекает из предыдущей,
но и может корректироваться по результатам последующих стадий (рис. 2).
Рис. 1 - Каскадная модель разработки КИС
Рис. 2 - Итерационная модель разработки КИС
Как видно из рисунков обе модели используют одни
и те же этапы, различие составляет лишь связь между этапами, которые можно
выделить:
Исследование предметной области:
Спецификацию деятельности в предметной области,
Анализ деятельности в предметной области:
структурно-логический анализ деятельности (анализ путей, анализ связности
(прочности и сцепления) компонентов предметной области), анализ
производительности, экономический анализ;
Разработка архитектуры системы:
Спецификации требований к проектируемой системе,
Конструирование концептуальной модели предметной
области,
Спецификации обработки данных в проектируемой
системе,
Спецификации пользовательского интерфейса
системы,
Спецификации деятельности в предметной области с
учетом внедрения системы;
Реализация проекта.
Внедрение системы.
Сопровождение системы [10].
1.2 Классификация и основные
характеристики КИС
Ориентированные на использование в масштабах
организации для различных рабочих групп КИС поддерживают территориально
разнесенные узлы или сети. Отличительной особенностью таких систем является
обеспечение доступа из подразделений к центральной или распределенной БД
организации, а также к информационным ресурсам рабочей группы.
Строгой классификации КИС нет, но более
приемлемой может быть следующая:
Локальные системы. Предназначены, в основном,
для автоматизации учета по одному или нескольким направлениям. Ей может
пользоваться практически любое предприятие, нуждающееся в управлении
финансовыми потоками и в автоматизации учетных функций. Универсальны по многим
критериям. Цикл внедрения невелик, вплоть до пользования «коробочным»
вариантом, купив программу и самостоятельно организовав систему её на
предприятии. Стоимость колеблется в диапазоне $5 000 - $50 000.
Средне-интегрированные системы. Предназначены
для управления производственным предприятием и интегрированного планирования
производственного процесса. Учетные функции проработаны глубоко, но выполняют
вспомогательную роль и порой невозможно выделить модуль бухгалтерского учета:
информация в бухгалтерию поступает автоматически из других модулей. В установке
значительно сложнее: цикл внедрения занимает от 6 месяцев до полутора лет и
более. Причина в том, что система покрывает потребности подразделений и
полностью интегрирует производственное предприятие. Стоимость внедрения в
районе $50 000, но может достигать $500 000 и более.
Крупные интегрированные системы. Отличаются
глубиной поддержки процессов управления большими многофункциональными группами
предприятий и набором вертикальных рынков. Имеют наибольшую функциональность,
включая управление производством, управление сложными финансовыми потоками,
корпоративную консолидацию, глобальное планирование и бюджетирование и пр.
Сроки внедрения обычно занимают более года, а стоимость проекта - более $500
000.
Данная классификация достаточно условна. Ряд
представленных на рынке систем по своим функциональным возможностям,
техническим особенностям, срокам внедрения, стоимости и другим параметрам может
относиться к разным классам в представленной классификации. [028]
Деятельность организаций связана с своевременным
принятием решений и управлением производственными процессами, что позволяет
устанавливать оптимальное равновесие между разнообразными потребностями и
целями организации. Достижение целей довольно затруднительно как при отсутствии
достоверных сведений и фактов, так и при хаотичном потоке информации, который
не может быть упорядочен без качественных механизмов сбора, обработки и анализа
данных. КИС охватывают практически все аспекты работы современного предприятия,
делая все более тесной связь между производственными объектами и компонентами
информационной инфраструктуры, и обладают рядом неотъемлемых характеристик,
таких как:
кросс-платформенность - приложение, которое
реализует функции отдельной дисциплины управления, прозрачно для различных
операционных сред;
кросс-дисциплинарность - приложения для
различных дисциплин используют общую информацию;
открытость - возможность интеграции средств
управления других поставщиков. [021]
1.3 Архитектура и требования,
предъявляемые к КИС
В полностью интегрированной среде управления
должен быть реализован унифицированный, открытый способ просмотра и разделения
информации, который может использоваться всеми входящими в эту среду
управляющими приложениями на всех вычислительных платформах. Интегрированная
среда должна отвечать следующим требованиям:
обладать согласованным пользовательским
интерфейсом;
иметь возможность разделять информацию между
различными операционными средами и дисциплинами управления.
обеспечивать представление информационной
инфраструктуры как с точки зрения системного и сетевого управления, так и
исходя из интересов бизнеса;
быть распределенной как физически, так и
логически;
обеспечивать иерархическую организацию
управления - возможность делегирования прав менеджера сверху вниз и передачи
ответственности за выполнение определенных действий снизу вверх. [020]
В большой распределенной вычислительной среде
ежедневно приходится выполнять множество управляющих "транзакций":
генерацию сообщений о событиях, модификацию учетной информации пользователя,
распределение нового программного обеспечения, операции по управлению хранением
данных, сбор информации о производительности и т.д. Использование
интегрированной системы управления, удовлетворяющей этим условиям, может
существенно повысить эффективность работы и предотвратить возникновение ошибок
из-за повторения однотипных действий. Автоматическая корреляция событий также
повышает качество работы менеджера.
Открытость управляющей среды реализуется с
помощью прикладных программных интерфейсов. Эти возможности позволяют
интегрировать новые продукты, а также те системы, которые уже использовались в
организации и по-прежнему представляют ценность для нее, тем самым сохраняя
вложенные инвестиции.
В то же время, непродуманная организация
управления ИС не может дать таких гарантий. Анализируя имеющиеся сегодня
системы управления и их влияние на работу корпорации, можно выделить три
параметра их оценки:
Эффективность - сколько сетевых устройств,
серверов или настольных систем может находиться в ведении одного
администратора. Эффективность управляющей системы показывает, насколько хорошо
организован труд администраторов. При использовании эффективной системы
развитие бизнеса будет опережать процесс разрастания штата специалистов, такая
система управления позволяет одному администратору поддерживать большее
количество узлов (серверов, пользователей, сетевых устройств) и выполнять
больше операций управления удаленно. Это сокращает число перемещений, которые
приходится делать менеджеру, и соответственно снижает связанные с этим затраты
Продуктивность - время, необходимое
администратору для выполнения действий по поддержке и повышению эффективности
работы сети, систем и приложений. Производительная система снижает затраты на
выполнение ежедневных операций, высвобождая время администратора инфосреды для
анализа существующих систем, оптимизации их производительности и изоляции
потенциальных источников проблем. Таким образом, администратор получает
возможность разрабатывать и быстро воплощать в жизнь новые идеи.
Доступность. Такая характеристика управляющей
системы, как обеспечение доступности сетевых и системных ресурсов, является
крайне значимой для современного предприятия. Доступность ресурсов
подразумевает доступность бизнес-приложений. Реальное значение параметров
различных сетевых устройств, серверов и настольных систем определяется их
способностью обеспечить согласованное и надежное функционирование приложений.
Соответственно, качество управляющей системы определяется тем, насколько она
способна гарантировать производительность и надежность на уровне приложений,
обеспечивающих ведение бизнеса. Поскольку эффективность приложений имеет такое
значение для работы предприятия, интеграция данных о ресурсах, трафике и
производительности приложений в единой управляющей среде становится ключевым
фактором успешного использования информационных технологий. [019]
Если говорить обобщенно, то КИС представляет
собой универсальный инструмент ведение хозяйственной деятельности предприятия.
С помощью КИС можно повысить эффективность операций во всех сферах
деятельности, улучшая, таким образом, экономические параметры деятельности. Необходимо
заметить, что полная автоматизация предприятия невозможна. Поэтому повышение
эффективности будет зависеть от руководства и их навыков владения КИС.
Управленец должен понимать актуальность получаемых им данных, своевременно
совершать анализ и предпринимать адекватные решения. В противном случае,
информация, которую предоставляет КИС, остается невостребованной. КИС без
надлежащего руководства не способна повлиять на эффективность ведения
хозяйственной деятельности. Основная задача КИС ускорить протекания
основополагающих процессов успешного предприятия и предоставить актуальную
информацию. Управленец же, в свою очередь, должен принимать решения на основе
полученных данных. Именно решения руководства оказывают непосредственное
влияние на прибыльность бизнеса. Исходя из этого, руководитель должен
позаботиться не только о том, чтобы корпоративная информационная система была
установлена, но и обучится основам её использования. На основе определенных
знаний, управленец должен самостоятельно определиться, какая КИС будет наиболее
эффективной в конкретной ситуации. Основной элемент, который способствует
созданию КИС - консолидация всевозможной информации о деятельности предприятия.
Каждая сфера бизнес-деятельности имеет свои
индивидуальные особенности и характеристики, поэтому КИС должна в точности
соответствовать уникальным требованиям. С внедрением КИС управленец получает в
свое распоряжение массу возможностей, на основе которых можно увеличить
эффективность ведения хозяйственной деятельности. Компании, которые имеют
множество филиалов, рассматривают КИС как жизненно важный элемент бизнеса. Ведь
в этом случае необходима постоянная консолидация, обработка и мониторинг
большого объема отчетов и другой информации.
КИС необходимо рассматривать в различных
аспектах. Общее представление о системе складывается из проекций, получаемых в
результате ее рассмотрения с различных точек зрения.
С точки зрения системной функциональности КИС
выглядит как единое целое, предоставляющее пользователям и программам набор
полезных в работе услуг (сервисов), общесистемных и специализированных
приложений, обладающее набором полезных качеств (свойств) и содержащее в себе
службы, гарантирующее нормальное функционирование системы.
При всем многообразии программных продуктов
оказывается, что типов архитектуры КИС не так уж и много. На сегодняшний день в
корпоративной практике получили распространение три таких типа, основанных на
соответствующих моделях интеграции:
«лоскутное одеяло»;
сильная интеграция;
слабая интеграция [013].
Каждый из этих типов архитектуры имеет свой
специфический способ обеспечения взаимодействия компонентов и окружения КИС, а
также свои границы эффективного использования (приложение Б).
Проведённый компанией Gartner анализ тенденций
развития мирового рынка ИТ показывает, что в этой области идет постоянное
формирование архитектурных типов, которые появляются на стыке новых ИТ и новых
моделей менеджмента. Однако на сегодняшний день доминирующими оказываются
только эти три. [012]
Срок службы системно-технической инфраструктуры
в разы больше, чем у приложений. КИС обеспечивает возможность развертывания
новых приложений и их эффективное функционирование при сохранении инвестиций в
нее, и в этом смысле должна обладать свойствами открытости (следование
перспективным стандартам), производительности и сбалансированности,
масштабируемости, высокой готовности, безопасности, управляемости.
Перечисленные свойства, по сути, представляют
собой эксплуатационные характеристики создаваемой КИС и определяются в
совокупности качеством продуктов и решений, положенных в ее основу.
Профессионально выполненное системное
конструирование гарантирует, что система будет обладать заранее заданными
свойствами. Эти свойства вытекают также из высоких эксплуатационных свойств
сервисов ПО промежуточного слоя, которые можно назвать диффузионными, имея в
виду, что они «распространяются» снизу-вверх по слоям ПО промежуточного слоя и
гарантируют высокое качество сервисов верхнего уровня. Разумеется, хорошие
показатели по конкретным свойствам будут достигаться за счет грамотных
технических решений системного конструирования.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И СРЕДСТВА
ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КИС
.1 Структурный подход к
проектированию КИС
.1.1 Сущность структурного подхода
На сегодняшний день в программной инженерии
существуют два основных подхода к проектированию, принципиальное различие
которых обусловлено разными способами декомпозиции систем. Первый подход
называется функционально-модульным или структурным. В его основу положен
принцип функциональной декомпозиции, при которой структура системы описывается
в терминах иерархии ее функций и передачи информации между отдельными
функциональными элементами. Второй, объектно-ориентированный подход использует
объектную декомпозицию. При этом структура системы описывается в терминах
объектов и связей между ними, а поведение системы описывается в терминах обмена
сообщениями между объектами.
Итак, сущность структурного подхода заключается
в ее декомпозиции (разбиении) на автоматизируемые функции: система разбивается
на функциональные подсистемы, которые, в свою очередь, делятся на подфункции,
те - на задачи и так далее до конкретных процедур. При этом система сохраняет
целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны.
При разработке системы «снизу-вверх», от отдельных задач ко всей системе,
целостность теряется, возникают проблемы при описании информационного
взаимодействия отдельных компонентов.
В структурном подходе в основном две группы
средств, описывающих функциональную структуру системы и отношения между
данными. Каждой группе средств соответствуют определенные виды моделей
(диаграмм), наиболее распространенными среди них являются:(Data Flow Diagrams)
- диаграммы потоков данных;(Structured Analysis and Design Technique - метод
структурного анализа и проектирования) - модели и соответствующие
функциональные диаграммы;
ERD (Entity - Relationship Diagrams)
- диаграммы
«сущность-связь».
Практически во всех методах структурного подхода
(структурного анализа) на стадии формирования требований к ПО используются две
группы средств моделирования:
Диаграммы, иллюстрирующие функции, которые
система должна выполнять, и связи между этими функциями - DFD или SADT (IDEF0).
Диаграммы, моделирующие данные и их отношения
(ERD).
Можно выделить два основных подхода к проектированию
систем управления предприятием и информационных систем их поддержки:
структурный и процессный.
Структурный подход основан на использовании
организационной структуры компании, когда проектирование системы идет по
структурным подразделениям. Технологии деятельности в этом случае описываются
через технологии работы структурных подразделений, а взаимодействие структурных
подразделений - через модель верхнего уровня. Если компания представляет собой
сложную структуру типа холдинга, или предприятие-сеть, то необходимо также
иметь модель взаимодействия всех входящих в него элементов, в которой будут
отражены не только технологические, но также финансовые и юридические моменты.
[014]
Главным недостатком структурного подхода
является привязка к организационной структуре, которая очень быстро меняется,
поэтому в системный проект ИС приходится часто вносить изменения. Хорошо, если
на предприятии есть обученные специалисты, способные быстро и качественно
актуализировать этот документ. Но актуализировать надо также и саму
информационную систему, а это, как правило, это достаточно трудоемкий,
длительный и утомительный процесс.
2.1.2 Метод функционального
моделирования SADT
Метод функционального моделирования SADT
(Structured Analysis and Design Technique) разработан Дугласом Россом. На его
основе разработана, в частности, известная методология IDEF0 (Icam DEFinition),
которая является основной частью программы ICAM (Интеграция компьютерных и
промышленных технологий), проводимой по инициативе ВВС США.
Методология SADT представляет собой совокупность
методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной
модели объекта какой-либо предметной области. Функциональная модель SADT
отображает функциональную структуру объекта, т.е. производимые им действия и
связи между этими действиями. Основные элементы этой методологии основываются
на следующих концепциях:
графическое представление блочного
моделирования. Графика блоков и дуг SADT-диаграммы отображает функцию в виде
блока, а интерфейсы входа/выхода представляются дугами, соответственно
входящими в блок и выходящими из него. Взаимодействие блоков друг с другом
описываются посредством интерфейсных дуг, выражающих "ограничения",
которые в свою очередь определяют, когда и каким образом функции выполняются и
управляются;
строгость и точность. Выполнение правил SADT
требует достаточной строгости и точности, не накладывая в то же время
чрезмерных ограничений на действия аналитика.
Правила SADT включают:
ограничение количества блоков на каждом уровне
декомпозиции (правило 3-6 блоков);
связность диаграмм (номера блоков);
уникальность меток и наименований (отсутствие
повторяющихся имен);
синтаксические правила для графики (блоков и
дуг);
разделение входов и управлений (правило
определения роли данных).
отделение организации от функции, т.е.
исключение влияния организационной структуры на функциональную модель.
Методология SADT может использоваться для
моделирования широкого круга систем и определения требований и функций, а затем
для разработки системы, которая удовлетворяет этим требованиям и реализует эти
функции. Для уже существующих систем SADT может быть использована для анализа
функций, выполняемых системой.
Одним из важных моментов при проектировании ИС с
помощью методологии SADT является точная согласованность типов связей между
функциями.
2.1.3 Моделирование потоков данных
(процессов)
В основе данной методологии лежит построение
модели анализируемой ИС - проектируемой или реально существующей. В
соответствии с методологией модель системы определяется как иерархия диаграмм
потоков данных (ДПД или DFD), описывающих асинхронный процесс преобразования
информации от ее ввода в систему до выдачи пользователю. Диаграммы верхних
уровней иерархии (контекстные диаграммы) определяют основные процессы или
подсистемы ИС с внешними входами и выходами. Они детализируются при помощи
диаграмм нижнего уровня. Такая декомпозиция продолжается, создавая
многоуровневую иерархию диаграмм, до тех пор, пока не будет достигнут такой
уровень декомпозиции, на котором процесс становятся элементарными и
детализировать их далее невозможно.
Источники информации (внешние сущности)
порождают информационные потоки (потоки данных), переносящие информацию к
подсистемам или процессам. Те в свою очередь преобразуют информацию и порождают
новые потоки, которые переносят информацию к другим процессам или подсистемам,
накопителям данных или внешним сущностям - потребителям информации. Таким
образом, основными компонентами диаграмм потоков данных являются:
внешние сущности;
системы/подсистемы;
процессы;
накопители данных;
потоки данных.
Внешняя сущность представляет собой материальный
предмет или физическое лицо, представляющее собой источник или приемник
информации, например, заказчики, персонал, поставщики, клиенты, склад.
Определение некоторого объекта или системы в качестве внешней сущности
указывает на то, что она находится за пределами границ анализируемой ИС. В
процессе анализа некоторые внешние сущности могут быть перенесены внутрь
диаграммы анализируемой ИС, если это необходимо, или, наоборот, часть процессов
ИС может быть вынесена за пределы диаграммы и представлена как внешняя
сущность.
При построении модели сложной ИС она может быть
представлена в самом общем виде на так называемой контекстной диаграмме в виде
одной системы как единого целого, либо может быть декомпозирована на ряд
подсистем.
Накопитель данных представляет собой абстрактное
устройство для хранения информации, которую можно в любой момент поместить в
накопитель и через некоторое время извлечь, причем способы помещения и
извлечения могут быть любыми.
Поток данных определяет информацию, передаваемую
через некоторое соединение от источника к приемнику. Реальный поток данных
может быть информацией, передаваемой по кабелю между двумя устройствами,
пересылаемыми по почте письмами, магнитными лентами или дискетами, переносимыми
с одного компьютера на другой и т.д.
Первым шагом при построении иерархии ДПД
является построение контекстных диаграмм. Обычно при проектировании
относительно простых ИС строится единственная контекстная диаграмма со
звездообразной топологией, в центре которой находится так называемый главный
процесс, соединенный с приемниками и источниками информации, посредством
которых с системой взаимодействуют пользователи и другие внешние системы.
Если же для сложной системы ограничиться
единственной контекстной диаграммой, то она будет содержать слишком большое
количество источников и приемников информации, которые трудно расположить на
листе бумаги нормального формата, и кроме того, единственный главный процесс не
раскрывает структуры распределенной системы.
Для сложных ИС строится иерархия контекстных
диаграмм. При этом контекстная диаграмма верхнего уровня содержит не
единственный главный процесс, а набор подсистем, соединенных потоками данных.
Контекстные диаграммы следующего уровня детализируют контекст и структуру
подсистем.
Разработка контекстных диаграмм решает проблему
строгого определения функциональной структуры ИС на самой ранней стадии ее
проектирования, что особенно важно для сложных многофункциональных систем, в
разработке которых участвуют разные организации и коллективы разработчиков
[016].
2.2 Объектно-ориентированный подход
к проектированию КИС
.2.1 Сущность объектно-ориентированного
подхода
Несколько по-иному обстоит дело при процессном
подходе. Этот подход ориентирован не на организационную структуру, а на
бизнес-процессы. С точки зрения авторов, он наиболее перспективен.
Бизнес-процессы, в отличие от организационной структуры, меняются реже. Как
правило, основных бизнес-процессов на предприятии немного, обычно не более
десяти.
Важное место в разработках архитектурных моделей
занимают объектно-ориентированные методологии, основанные на объектной
декомпозиции предметной области, представляемой в виде совокупности объектов,
взаимодействующих между собой посредством передачи сообщений. В качестве
объектов предметной области могут рассматриваться конкретные предметы, а также
абстрактные или реальные сущности (например, клиент, заказ, организация и
т.п.). Каждый объект характеризуется своим состоянием (точнее, набором
атрибутов, значения которых определяют состояние), а также набором операций для
проверки и изменения этого состояния. Каждый объект является представителем некоторого
класса однотипных объектов, определяющего их общие свойства. Все представители
(экземпляры) одного и того же класса имеют один и тот же набор операций и могут
реагировать на одни и те же сообщения.
Объекты и классы организуются с использованием
следующих принципов:
Принцип инкапсуляции (упрятывания информации)
декларирует запрещение любого доступа к атрибутам объекта, кроме как через его
операции. В соответствии с этим внутренняя структура объекта скрыта от
пользователя, а любое его действие инициируется внешним сообщением, вызывающим
выполнение соответствующей операции.
Принцип наследования декларирует создание новых
классов от общего к частному. Такие новые классы сохраняют все свойства
классов-родителей и при этом содержат дополнительные атрибуты и операции,
характеризующие их специфику.
Принцип полиморфизма декларирует возможность
работы с объектом без информации о конкретном классе, экземпляром которого он
является. Каждый объект может выбирать операцию на основании типов данных,
принимаемых в сообщении, т.е. реагировать индивидуально на это (одно и то же
для различных объектов) сообщение.
Таким образом, объектно-ориентированный подход
заключается в представлении моделируемого процесса в виде совокупности классов
и объектов предметной области. При этом иерархический характер сложного
процесса отражается с использованием иерархии классов, а его функционирование
рассматривается как взаимодействие объектов.
2.2.2 Архитектура CORBA
CORBA (Common Object Request Broker
Architecture) - это стандарт, набор спецификаций для промежуточного
программного обеспечения (ППО,middleware) объектного типа. [017]
Задача ППО и заключается в связывании
программных приложений для обмена данными. Эволюция ППО - это путь от программ
передачи информации между конкретными приложениями, через средства импорта,
экспорта данных и организацию мостов между некоторыми приложениями, через SQL,
RPC (Remote Procedure Call), TP мониторы (Transaction Proceesing) обработки
транзакций, Groupware - управление различными неструктурированными данными
(тексты, факсы, письма электронной почты, календари и т.д.) и, наконец, MOM -
Message-Oriented Middleware (асинхронный обмен сообщениями между сервером и
клиентом), к созданию распределенных компьютерных систем. Элементы этих систем
могут взаимодействовать друг с другом как на одной локальной машине, так и по
сети. Уникальная полифоничность CORBA позволяет организовать единую ИС,
элементы которой могут общаться друг с другом, вне зависимости от их конкретной
реализации, «прописки» в распределенной системе, платформы и языка их
реализации.А возник как необходимость интеграции промышленных приложений и
является стандартом для объединения объектов.
При определении конкретной архитектуры Брокер
Объектных Запросов вовсе необязательно должен быть реализован как один
компонент, но каждая реализация должна реализовывать три категории операций:
Операции, которые одинаковы для всех реализаций
ORB-а.
Операции, специфичные для конкретного объектного
типа.
Операции, специфичные для отдельных видов
реализаций объектов.
Различные реализации ORB-а могут поддерживать
различные виды реализаций, а различные адаптеры объектов могут обеспечивать
различные наборы сервисов для клиента и реализаций.
Ядро Брокера Объектных Запросов обеспечивает
основные механизмы для манипуляций объектами и выполнения запросов.
Спецификация CORBA предназначается для поддержки различных механизмов
реализации объектов, поэтому структура ядра не определяется. Вместо этого
задается набор интерфейсных функций, которые должны присутствовать в каждой
реализации ORB-а и тем самым маскируют отличия между различными реализациями
Брокеров Объектных Запросов.
Система объектов обеспечивает клиента набором
сервисов. Клиент способен запросить некоторый сервис. Объект - это нечто, что
обеспечивает один или более сервисов, которые клиент может запросить.
2.2.3 Технология OLE
Технология OLE (Object Linking and Embedding) -
технология управления и обмена информацией между программным интерфейсом других
приложений. Связывание и внедрение объектов (Object Linking and
Embedding).позволяет создавать объекты (рисунки, чертежи и текст) в одном
приложении, а затем отображать эти объекты в других приложениях. Объекты,
помещенные в приложение, использующее OLE, называются OLE-объектами. Для того,
чтобы технология OLE действовала, приложение, используемое для создания
OLE-объекта, и приложение, в которое помещается OLE-объект, должны поддерживать
режим OLE.
При использовании OLE в обмене информацией
участвуют два приложения: приложение-сервер и приложение-клиент.
Приложение-сервер используется для создания и
редактирования OLE-объектов (рисунков, чертежей, текстов). После того как
объект создан, он помещается в приложение-клиент.объекты могут связываться с
приложениями клиента или внедряться в них. OLE-связанный объект подключается к
отдельному файлу. Управление появлением OLE-объекта в приложении-клиенте
осуществляется на основе информации, хранящейся во внешнем файле. Когда этот
внешний файл изменяется в серверном приложении, OLE-объект соответствующим
образом обновляется. Внедренный OLE-объект полностью содержится в файле
приложения-клиента, поэтому он не связан с внешним файлом.
Буфер обмена представляет собой временную
область памяти, используемую для хранения информации. Реализована возможность
копирования в буфер обмена элемент или его часть из приложения-сервера, а затем
размещения его в приложение-клиент.
В большинстве случаев редактировать OLE-объекты
можно только при помощи приложения-сервера. Над OLE-объектами можно производить
следующие действия: изменять их размеры и перемещать копировать. Копии
связанных объектов соотносятся с тем же файлом, что и исходный объект. Фильтры
импорта и экспорта представляют собой трансляторы, которые обеспечивают
согласование двунаправленной связи между приложениями. [018]
2.2.4 Основные средства языка UML
Язык UML представляет собой общецелевой язык
визуального моделирования, который разработан для спецификации, визуализации,
проектирования и документирования компонентов программного обеспечения,
бизнес-процессов и других систем. Язык UML является достаточно строгим и мощным
средством моделирования, которое может быть эффективно использовано для
построения концептуальных, логических и графических моделей сложных систем
различного целевого назначения. Этот язык вобрал в себя наилучшие качества и
опыт методов программной инженерии, которые с успехом использовались на
протяжении последних лет при моделировании больших и сложных систем.
Для описания языка UML используются средства
самого языка. К базовым средствам относится пакет, который служит для
группировки элементов модели. При этом сами элементы модели, в том числе
произвольные сущности, отнесенные к одному пакету, выступают в роли единого
целого. При этом все разновидности элементов графической нотации языка UML
организованы в пакеты.
Пакет - основной способ организации элементов
модели в языке UML. Каждый пакет владеет всеми своими элементами, т.е. теми
элементами, которые включены в него, при этом каждый элемент может принадлежать
только одному пакету. В свою очередь, одни пакеты могут быть вложены в другие.
Подпакет - пакет, который является составной
частью другого пакета.
По определению все элементы подпакета
принадлежат и более общему пакету. Тем самым для элементов модели задается
отношение вложенности пакетов, которое представляет собой иерархию.
Для графического изображения пакетов на
диаграммах применяется специальный графический символ (рис. 3.).
Рис. 3 - Графическое изображение пакета: а) без
содержимого, б) с содержимым
В рамках языка UML все представления о модели
сложной системы фиксируются в виде специальных графических конструкций,
получивших название диаграмм. Диаграмма - графическое представление
совокупности элементов модели в форме связного графа, вершинам и ребрам (дугам)
которого приписывается определенная семантика. Нотация канонических диаграмм -
основное средство разработки моделей на языке UML.
В нотации языка UML определены следующие виды
канонических диаграмм:
вариантов использования (use case diagram)
классов (class
diagram)
кооперации
(collaboration diagram)
последовательности
(sequence diagram)
состояний
(statechart diagram)
деятельности
(activity diagram)
компонентов
(component diagram)
развертывания
(deployment diagram)
Каждая из этих диаграмм детализирует и
конкретизирует различные представления о модели сложной системы в терминах
языка UML. При этом диаграмма вариантов использования представляет собой
наиболее общую концептуальную модель сложной системы, которая является исходной
для построения всех остальных диаграмм. Диаграмма классов, по своей сути,
логическая модель, отражающая статические аспекты структурного построения
сложной системы.
В целом интегрированная модель сложной системы в
нотации UML может быть представлена в виде совокупности указанных выше диаграмм
(рис. 4.)
Рис. 4 - Интегрированная модель сложной системы
в нотации UML
Кроме графических элементов, которые определены
для каждой канонической диаграммы, на них может быть изображена текстовая
информация, которая расширяет семантику базовых элементов. В языке UML
предусмотрены три специальных механизма расширения, которые включают в себя следующие
конструкции.
Для диаграмм языка UML существуют три типа
визуальных графических обозначений, которые важны с точки зрения заключенной в
них информации:
Геометрические фигуры на плоскости, играющие
роль вершин графов соответствующих диаграмм.
Графические взаимосвязи, которые представляются
различными линиями на плоскости.
Специальные графические символы, изображаемые
вблизи от тех или иных визуальных элементов диаграмм и имеющие характер
дополнительной спецификации (украшений).
2.3 CASE-средства
.3.1 Особенности CASE-технологии
На протяжении всей истории программирования
программные проекты все более и более усложнялись, объем работ стремительно
увеличивался (особенно это проявилось в бизнес-приложениях), возникла
потребность в таком универсальном средстве, которое могло бы помочь как-то
структурировать, упорядочить и даже автоматизировать создание ПО. Проблема была
глубже - необходимо было как-то объединить заказчиков, разработчиков,
программистов, пользователей - причем в условиях постоянно меняющейся ситуации.
А для того, чтобы о чем-то договориться, нужен какой-то общий язык.
Традиционные языки программирования в силу малой
наглядности, избыточности и многословия для этой роли не подходили, и, в конце
концов, стали предприниматься попытки создания четкого графического языка.
Реализации графических языков и методологии их использования способствовали
появлению программно-технологических средств специального класса -
CASE-средств. Аббревиатура расшифровывается как Computer-Aided Software
Engineering, т.е. разработка ПО с помощью компьютера. [022]
Главные составляющие CASE-продукта таковы:
методология (Method Diagrams), которая задает
единый графический язык и правила работы с ним.
графические редакторы (Graphic Editors), которые
помогают рисовать диаграммы;
генератор: по графическому представлению модели
можно сгенерировать исходный код для различных платформ
репозиторий, своеобразная база данных для
хранения результатов работы программистов (сложилась парадоксальная ситуация: к
тому моменту базами данных пользовались все, кроме программистов), происходит
переход от "плоских" файлов к системе хранения информации о
разработке проекта. [023]
2.3.2 Компоненты полного комплекса
CASE-средств
Интегрированное CASE-средство (или комплекс
средств, поддерживающих полный ЖЦ ПО) содержит следующие компоненты;
графические средства анализа и проектирования,
обеспечивающие создание и редактирование иерархически связанных диаграмм (DFD,
ERD и др.), образующих модели ИС;
средства разработки приложений, включая языки
4GL и генераторы кодов;
средства конфигурационного управления;
средства документирования;
средства тестирования;
средства управления проектом;
средства реинжиниринга. [029]
Основные характерные особенности:
мощные графические средства для описания и
документирования ИС, обеспечивающие удобный интерфейс с разработчиком и
развивающие его творческие возможности;
интеграция отдельных компонент CASE-средств,
обеспечивающая управляемость процессом разработки ИС;
использование специальным образом организованного
хранилища проектных метаданных (репозитория). [030]
2.3.3 Классификация CASE-средств
Все современные CASE-средства могут быть
классифицированы в основном по типам и категориям. Классификация по типам
отражает функциональную ориентацию CASE-средств на те или иные процессы ЖЦ.
Классификация по категориям определяет степень интегрированности по выполняемым
функциям и включает отдельные локальные средства, решающие небольшие автономные
задачи (tools), набор частично интегрированных средств, охватывающих
большинство этапов жизненного цикла ИС (toolkit) и полностью интегрированные
средства, поддерживающие весь ЖЦ ИС и связанные общим репозиторием. Помимо
этого, CASE-средства можно классифицировать по следующим признакам:
применяемым методологиям и моделям систем и БД;
степени интегрированности с СУБД;
доступным платформам.
Классификация по типам в основном совпадает с
компонентным составом CASE-средств и включает следующие основные типы:
средства анализа (Upper CASE), предназначенные
для построения и анализа моделей предметной области (Design/IDEF (Meta
Software), BPwin (Logic Works));
средства анализа и проектирования (Middle CASE),
поддерживающие наиболее распространенные методологии проектирования и
использующиеся для создания проектных спецификаций (Vantage Team Builder
(Cayenne), Designer/2000 (ORACLE), Silverrun (CSA), PRO-IV (McDonnell Douglas),
CASE.Аналитик (МакроПроджект)). Выходом таких средств являются спецификации
компонентов и интерфейсов системы, архитектуры системы, алгоритмов и структур
данных;
средства проектирования баз данных,
обеспечивающие моделирование данных и генерацию схем баз данных (как правило,
на языке SQL) для наиболее распространенных СУБД. К
ним
относятся
ERwin (Logic Works), S-Designor (SDP) и
DataBase Designer (ORACLE). Средства проектирования баз
данных имеются также в составе CASE-средств Vantage Team Builder,
Designer/2000, Silverrun и PRO-IV;
средства разработки приложений. К ним относятся
средства 4GL (Uniface (Compuware), JAM (JYACC), PowerBuilder (Sybase),
Developer/2000 (ORACLE), New Era (Informix), SQL Windows (Gupta), Delphi
(Borland) и др.) и генераторы кодов, входящие в состав Vantage Team Builder,
PRO-IV и частично - в Silverrun;
средства реинжиниринга, обеспечивающие анализ
программных кодов и схем баз данных и формирование на их основе различных
моделей и проектных спецификаций.редства анализа схем БД и формирования ERD
входят в состав Vantage Team Builder, PRO-IV, Silverrun, Designer/2000, ERwin и
S-Designor. В области анализа программных кодов наибольшее распространение
получают объектно-ориентированные CASE-средства, обеспечивающие реинжиниринг
программ на языке С++ (Rational Rose (Rational Software), Object Team
(Cayenne)). [024, 025, 026].
2.3.4 Характеристика российского
рынка CASE-средств
На сегодняшний день Российский рынок
программного обеспечения располагает следующими наиболее развитыми
CASE-средствами:
Vantage Team Builder (Westmount
I-CASE);/2000;;+BPwin;Designor;
CASE.Аналитик.
Кроме того, на рынке постоянно появляются как
новые для отечественных пользователей системы (например, CASE /4/0, PRO-IV,
System Architect, Visible Analyst Workbench, EasyCASE), так и новые версии и
модификации перечисленных систем. текст. [031]
Российский рынок CASE-средств характеризуется
обширной областью поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от
простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств
автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл ПО.
В разряд CASE-средств попадают как относительно
дешевые системы для персональных компьютеров с весьма ограниченными
возможностями, так и дорогостоящие системы для неоднородных вычислительных
платформ и операционных сред. [032]
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КИС
ПРЕДПРИЯТИЯ
.1 Анализ структуры предприятия,
выделение ее основных компонентов и устойчивых связей между ними
Базой для организации КИС я выбрал предприятие,
на котором проходил преддипломную практику - ООО «НСС».
Целью деятельности предприятия является
производство железобетонных изделий и бетона. Для выполнения этой задачи и
продвижения бизнеса, использует парк вычислительной техники (персональных
компьютеров).
Политика в области соблюдения качества
продукции, модернизации выпускаемых изделий является частью общей политики и
стратегии «НСС» и Группы Компаний ПИК в целом. В основе этой системы лежит
максимальный учет требований рынка и запросов клиентов. Действующая система
управления на «НСС» гарантирует строгий контроль качества, как входящего сырья,
так и получаемой продукции, а также обеспечивает стабильное производство.
Основные виды деятельности:
производство раствора и бетона
производство железобетонных изделий
производство сборно-монолитного каркасного
домостроения
производство асфальтобетона
производство и монтаж изделий из ПВХ [027].
Предприятие имеет большие складские площади для
хранения сырья и материалов, комплектовочную площадку с подъездными
железнодорожными путями и кранами для комплектации и отгрузки готовой продукции
авто- и железнодорожным транспортом.
Продуманная ассортиментная политика «НСС», а
также политика в области управления качеством позволяют предприятию
присутствовать поставками своей продукции на всех этапах строительства: от
закладки фундамента до сдачи объекта заказчику под ключ и благоустройства
территории. Это позволяет объединить в круг клиентов «НСС» строительно-монтажные,
ремонтные, дорожные, отделочные и другие организации, с самым широким охватом
возможных специализаций этих организаций.
Продукция компании поставляется на строящиеся
объекты на территорию с радиусом не менее 100-150 км от г. Обнинска. Широчайший
ассортимент выпускаемой продукции обеспечивает в качестве постоянных клиентов,
как строительно-монтажные организации, так и дорожные ремонтно-строительные
управления, а также компании, которые специализируются на рынке отделочных
работ.
Благодаря вышеперечисленным факторам,
потребителями продукции «НСС» являются все 100% строительных организаций г.
Обнинска и области. Также, Мострансгаз, концерн Крост, концерн Mirax Group, Дон
Строй, Русский монолит, Высотспецтрой, Апикур, Аспол, Аэропорт Внуково и многие
другие.
3.2 Разработка КИС предприятия
.2.1 Информационная модель
Примерная модель, представляющая собой снимок
положения дел на предприятии на момент исследования, имела вид, представленный
на рисунке 5. Она позволяет понять, как функционирует данное предприятие с
позиций системного анализа. Модель также интегрирует перспективные предложения
руководства и сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков и
позволяющей сформировать видение новых рациональных технологий работы
предприятия.
Рис. 5 - Информационная модель «НСС»
3.2.2 Аппаратно-программная
платформа
Выбор аппаратной платформы и конфигурации
системы представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Это связано, в
частности, с характером прикладных систем, который в значительной степени может
определять рабочую нагрузку вычислительного комплекса в целом.
Следует отметить, что выбор той или иной
аппаратной платформы и конфигурации определяется и рядом общих требований,
которые предъявляются к характеристикам современных вычислительных систем. К
ним относятся:
отношение стоимость/производительность,
надежность и отказоустойчивость,
масштабируемость,
совместимость и мобильность ПО.
Одним из наиболее важных факторов, выбора
аппаратной платформы является ориентация компаний-поставщиков компьютерного
оборудования на рынок прикладного ПО. Объясняется это, прежде всего тем, что
для конечного пользователя в конце концов важно ПО, позволяющее решить его
задачи, а не выбор той или иной аппаратной платформы.
В силу того, что парк ВТ предприятия состоит из
47 компьютеров HP c установленной, в основном, ОС Windows XP. Связь компьютеров
осуществляется с помощью «свитчей», переход на новое аппаратное оборудование
желателен, но в силу его дороговизны оставляется на усмотрение генерального
директора компании.
Целью систематизации и оформления результатов
обследования является получение полноценного документа, содержащего
характеристику организации, описание особенностей ее функционирования и
перечень работ, которые необходимо выполнить при внедрении КИС или ее отдельных
модулей.
3.3 Внедрение КИС на предприятии
В «НСС» существует один отдел автоматизации
производства. Для более эффективной работы отдела и рациональной организации
учетного процесса предлагается внедрение КИС «ИЛАДА Производство» - системы,
предназначенной для оптимизации управления производственным процессом. Она
позволяет осуществлять планирование производства готовой продукции и ресурсов,
необходимых для исполнения планов, контролировать ход производства и оперативно
принимать управленческие решения.
КИС «ИЛАДА Производство» не является локальной
системой, поэтому самостоятельное внедрение - не посильная задача. На
предприятии нет сильной группы службы автоматизированных систем управления с
хорошо подготовленными специалистами, поэтому браться за развёртывание
собственными силами средней или крупной интегрированной системы - мероприятие
слишком рискованное.
Кроме того, многие производители КИС сознательно
препятствуют самостоятельному развертыванию систем и поставляют свои системы
только в том случае, если внедрением будут заниматься сами или
сертифицированные партнёры, чтобы минимизировать риск провала внедрения и
причинения вреда имиджу разработчика и программного продукта.
Процесс внедрения КИС состоит не только в
развёртывании ПО и обучении пользователей. В большей степени речь идёт о
постановке управленческих технологий.
КИС «ИЛАДА Производство» соответствует
международному стандарту MRPII и полностью автоматизирует систему управления
производством. В ней отражается работа многих подразделений предприятия. Это
экономит время на формировании сводных планов и отчетов по работе данных
подразделений и минимизирует объем ручной работы специалистов. продукта,
решающего задачи оптимизации бизнес-процессов. Данная КИС имеет комплекс
собственных инструментальных средств, разработанных на базе языка Delphi и СУБД
Oracle. Снабжена подробной и удобной в использовании документацией, легко
устанавливается на компьютер.
Внедрение программных продуктов Компании «Илада»
осуществляется проектными группами.
Основная задача работы проектной группы -
выполнить полный объем работ по внедрению в соответствии с договором и
техническим заданием, а также с гарантией качества.
Целью этой работы является установка на серверах
и рабочих станциях организации комплекса программных средств для работы КИС.
При установке решаются вопросы по правам
пользователей, варианты настройки доступа к сетевым и локальным принтерам с
терминальных станций и т.д. Установка системы проводится совместно с
представителями организации.
В зависимости от условий договора, производится
настройка системы, задач или конкретных технологических процессов.
Залогом успешного выполнения работ является
большой опыт Компании по внедрению автоматизированных информационных систем в
различных областях деятельности - в банках, на промышленных предприятиях, в
бюджетных организациях и т.д. Компания занимается такой деятельностью с 1991
года.
Внедрение происходит под управлением
руководителя проекта по внедрению. Основная задача руководителя проекта -
обеспечить организационное взаимодействие сотрудников группы внедрения Компании
с руководством и сотрудниками заказчика.
Опыт участия в нескольких десятках успешных
проектов позволяет специалистам Компании предвидеть развитие ситуации и
гарантировать высокое качество и короткие сроки выполнения работ.
Внедряемая система обладает большой гибкостью
для адаптации к уникальности бизнес-процессов на предприятии, а тесное
сотрудничество руководителей проекта позволяет с точностью до деталей
отобразить бизнес-процессы предприятия в программных продуктах компании.
Компания «ИЛАДА» проводит обучение и содействует
повышению квалификации пользователей. В центре внимания всегда качество
обучения. Для работников любого уровня могут быть предложены соответствующие
мероприятия по обучения и повышению квалификации. Проведение консультирования и
обучения непосредственно на предприятии содействует более оптимальному
использованию решения во всех бизнес-процессах.
Занятия проводятся с использованием баз данных,
содержащих сконвертированную информацию. В этом случае пользователи начинают
изучение системы, содержащей знакомые данные - списки клиентов, счетов,
значения показателей в отчетах.
При проведении занятий определяется квалификация
и степень подготовленности потенциальных пользователей системы. Для этого
слушатели выполняют контрольные задания, результаты которых оформляются
специальными ведомостями.
Итоги обучения доводятся до руководства
организации заказчика, вместе с сотрудниками отдела автоматизации определяются
«проблемные участки» со слабыми пользователями, рассматриваются возможные мероприятия
для решения проблем, которые могут возникнуть на этапе опытной эксплуатации.
При переходе предприятия на новые ИТ
консультанты оказывают необходимую поддержку и заботятся о том, чтобы этот
переход был осуществлен плавно и без проблем, проводя необходимые разъяснения,
давая подсказки и советы по использованию возможностей решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе предлагается проект
организации корпоративной информационной системы предприятия.
Так как производственная деятельность любого
предприятия предполагает циркулирование большого объема информации как внутри
организации, так и в процессе взаимодействия с внешней средой, то построение
КИС базируется на, применении проверенных информационных технологий,
технических и программных средств, средств связи.
Все предприятие рассматривается как единое
информационное пространство, все подразделения которого могут взаимодействовать
друг с другом и использовать общие ресурсы в пределах разрешенных прав доступа.
Для того чтобы понять, почему это именно так,
необходимо вспомнить, что, фактически, деятельность любой организации
представляет собой нечто иное, как совокупность выработанных в повседневной
практике деловых процессов, в которые вовлечены финансовые, материальные,
кадровые, информационные и прочие виды ресурсов. Именно деловые процессы
определяют порядок взаимодействия отдельных сотрудников и целых отделов, а
также принципы построения информационных систем. Поэтому автоматизация
предприятия, исходя из делового процесса, наиболее логична, и самое главное, -
вполне реальна благодаря современным workflow-системам, выступающим в роли
связующего звена, вокруг которого и будут интегрироваться другие программные
продукты. Сформированная таким образом КИС характеризуется одновременно
универсальностью и эффективностью. Она способна автоматизировать деятельность
предприятия практически любой отрасли и при этом позволяет сохранить
специфические, критически важные нюансы управленческого и организационного
ноу-хау. Кроме того, автоматизацию не нужно начинать с нуля. Интегрированный
комплекс может создаваться на базе разрозненных автоматизированных рабочих
мест, т. е. с использованием уже имеющегося системного и прикладного
программного обеспечения. Не стоит забывать также, что при применении в
предложенной структуре современных workflow-систем, которые характеризуются
открытостью и широкими возможностями по настройке, легко достигается динамичная
и гибкая модификация целей и функций у корпоративной информационной системы.
КИС - это совокупность технических и программных
средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации. Комплексная
автоматизация подразумевает перевод в плоскость компьютерных технологий всех
основных деловых процессов организации. И использование специальных программных
средств, обеспечивающих информационную поддержку бизнес-процессов, в качестве
основы корпоративной информационной системы представляется наиболее оправданным
и эффективным. Современные системы управления деловыми процессами позволяют
интегрировать вокруг себя различное программное обеспечение, формируя единую
информационную систему. Тем самым решаются проблемы координации деятельности
сотрудников и подразделений, обеспечения их необходимой информацией и контроля
исполнительской дисциплины, а руководство получает своевременный доступ к
достоверным данным о ходе производственного процесса и имеет средства для
оперативного принятия и воплощения в жизнь своих решений. И, что самое главное,
полученный автоматизированный комплекс представляет собой гибкую открытую
структуру, которую можно перестраивать на лету и дополнять новыми модулями или
внешним программным обеспечением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. #"865292.files/image006.gif">
Рис. А1 - MRP
Рис. А2 - Материальные потоки
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1 - Классификация объектов слоя «Ключевые
объекты»
Параметр
|
«Лоскутное
одеяло»
|
Сильная
интеграция
|
Слабая
интеграция
|
Программное
обеспечение
|
КИС
представляет собой набор автономных бизнес-приложений. Обмен данными между
приложениями осуществляется пользователями посредством ввода данных с
документов, полученных в других приложениях. Функциональность
бизнес-приложений охватывает задачи операционной деятельности отдельных
подразделений (например, бухгалтерия, склад, кадры). Предельным случаем
такого типа архитектуры можно считать набор бизнес-приложений, распределенный
по персональным компьютерам сотрудников, которые обмениваются между собой
документами и файлами. Так как данный тип архитектуры не предполагает
программной интеграции, то даже существенные изменения бизнеса сопровождаются
лишь изменением в отдельных локальных приложениях
|
Вся
КИС представляет собой набор интегрированных бизнес-приложений, связанных
между собой интерфейсами и форматами обмена данных. Интерфейсы и форматы
данных жестко привязаны к структурам данных бизнес-приложений. Примером такой
архитектуры может служить КИС, построенная на готовых решениях -- на базе
ERP, CRM, биллинговой системы и т. п. Предельным случаем такого типа
архитектуры можно считать одно интегрированное бизнес-приложение, покрывающее
своей функциональностью всю деятельность компании. Вся бизнес-логика
содержится в функциональности приложений в виде поставляемого или
разработанного кода и настроек. Эта бизнес-логика жестко привязана к модели
бизнес-процессов
|
Функциональность
КИС построена таким образом, что вся бизнес-логика максимально выведена из
приложений и сосредоточена в данных. Пользователям КИС фактически
предоставляет набор автономных сервисов, например таких, как создание
объектов и отношений между ними, ведение версий, описание, поиск или сервисы
групповой работы. Примером такого типа архитектуры может служить КИС, ядром
которой является ECM-приложение (Enterprise Content Management), используемое
при создании рабочей среды для компании, скажем, ведущей проекты или
оказывающей профессиональные услуги. Предельным случаем такого типа
архитектуры можно считать среду Интернет/интранет
|
Данные
|
Данные
в КИС многократно дублируются, причем при вводе в бизнес-приложение могут
интерпретироваться и корректироваться пользователем
|
Интеграция
осуществляется на уровне первичных данных, их дублирование сведено к
минимуму. В системе при выполнении бизнес-операций обеспечена поддержка
целостности данных. Модель данных жестко связана с функциональностью
приложений
|
Данные
в такой архитектуре разделены на два уровня: 1) информационные ресурсы
(документы, файлы, почтовые сообщения, базы данных, ссылки на приложения,
электронные формы, мультимедиа, Web-страницы); 2) модель описания
информационных ресурсов компании (каталоги, описания, классификаторы,
терминологические словари). В отличие от сильной интеграции в этом типе
архитектуры вся бизнес-логика сосредоточена в данных
|
Пользователи
|
С
КИС работают пользователи операционного уровня, чьи действия определяются их
пониманием бизнес-задач своего подразделения и распоряжениями руководства. В
этих условиях на первый план выступает как квалификация пользователя, так и
его лояльность по отношению к подразделению и компании. Много важной
информации передается неформальным путем через личное общение
|
Действия
пользователей операционного уровня жестко регламентируются бизнес-процессами.
Поэтому у них быстро возникает специализация, которая в результате снижает
квалификационные требования. По сравнению с пользователями операционного
уровня к пользователям тактического уровня управления руководителям среднего
звена, бизнес-аналитикам и ключевым специалистам) резко повышаются
квалификационные требования. Они должны хорошо понимать место всей КИС в
бизнесе компании и все многообразие связей, сосредоточенное в бизнес-модели.
|
Если
в КИС с сильной интеграцией пользователь операционного уровня буквально как
на конвейере оказывается ведомым системой, то в данном случае КИС
предоставляет среду, в которой пользователь двигается самостоятельно. Этот
тип архитектуры рассчитан на пользователей с высокой квалификацией в своей
бизнес-области
|
Модель
деятельности компании
|
Данный
тип архитектуры не предполагает какой-либо формализованной модели
деятельности компании. В лучшем случае востребованными оказываются общие
схемы технологии работы в виде функциональных схем, которые часто бывают
привязаны к организационной структуре компании
|
Модель
деятельности компании представляет собой модель бизнес-процессов. Именно эта
модель определяет требования к функциональности и данным КИС, должностные и
технологические инструкции пользователей, процедуры и регламенты их работы.
Модель бизнес-процессов определяет логику работы своеобразного
“информационного конвейера”, в котором КИС постоянно “толкает и координирует”
пользователей
|
Основой
модели деятельности компании является модель данных. Бизнес-процессы
описываются без детализации. Единственное, что детально прописывается, это
бизнес-правила -- процедуры взаимодействия сотрудников и регламенты работы с
данными
|
Организация
|
Этот
тип архитектуры не требует и централизации управления. КИС сохраняет свою
устойчивость при организационных преобразованиях. “Лоскутное одеяло” основано
на неформальных межличностных связях и лояльности компании самих
пользователей. Именно неформальные межличностные связи и лояльность являются
основой интеграции информации в этом типе архитектуры
|
Работа
компании с КИС такого типа архитектуры требует высокой степени централизации
управления. Это связано с тем, что контроль за целостностью бизнес-модели
должен находиться в одних руках и принимаемые на всех уровнях управленческие
решения должны быть согласованы с бизнес-моделью. В противном случае
начинается опасная эрозия модели и всей архитектуры в целом. Помимо этого
любые изменения в бизнес-модели или функциональности могут порождать такое количество
согласований, что без централизации принятия решений эти изменения становятся
невозможными
|
Работа
компании с КИС такого типа архитектуры предполагает высокую профессиональную
квалификацию пользователей и широкое делегирование им полномочий по самостоятельному
принятию решений. КИС сохраняет свою устойчивость при организационных
преобразованиях
|
Границы
эффективного применения
|
Несмотря
на то, что тип архитектуры “Лоскутное одеяло” подвергается наибольшей
критике, в реальной корпоративной практике именно он наиболее распространен и
устойчив. Тип архитектуры “Лоскутное одеяло” ориентирован на поддержание
операционной деятельности бизнеса, находящегося в условиях высокого уровня
неопределенности и изменчивости
|
Сильная
интеграция -- наиболее популярный в 90-х годах тип архитектуры. Данный тип
эффективен в условиях долгосрочной стабильности и предсказуемости и хорошо
приспособлен к небольшим изменениям бизнеса, которые не затрагивают схему
интеграции КИС. Проблемы начинаются при существенных изменениях бизнеса. Чем
сильнее интегрирована КИС, тем труднее провести изменения. Особенно
отрицательное воздействие на интеграцию может оказать неопределенность. В
условиях неопределенности участникам не удается согласовывать изменения в
бизнес-модели и она начинает распадаться, теряя свою целостность
|
Этот
тип архитектуры появился на волне идеологии сервисно-ориентированных
архитектур (SOA). По отношению к рассмотренным типам слабая интеграция по
многим параметрам занимает промежуточное положение. Данный тип архитектуры
эффективен в условиях большого разнообразия информационных ресурсов и
нестабильности бизнес-процессов. Он требует высокой квалификации сотрудников
и весьма чувствителен к изменениям профессиональных и технологических
стандартов
|
Резюме
|
Это
единственный тип архитектуры КИС, способный выжить в условиях хронического
дефицита ресурсов, постоянных изменений бизнеса и долгосрочной
неопределенности
|
Тип
архитектуры «сильная интеграция» ориентирован на поддержание эффективности
стабильного процессно-ориентированного бизнеса с высокой степенью
централизации управления
|
Тип
архитектуры «слабая интеграция» ориентирован на совместную работу
квалифицированных сотрудников в условиях нестабильности бизнес-процессов. При
возникновении в компании стабильных зон бизнес-процессов такая КИС легко
переходит к их автоматизации
|