Установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских поселений.
Одним из видов землеустроительных действий, имеющим значительную специфику, является установление и изменение черты поселений.
Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделённые их чертой от земель других категорий.
Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территории. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Земельные участки в сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путём выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами сельских поселений, правилами землепользования и застройки.
Предоставление и изъятие земель для государственных и общественных нужд осуществляют в порядке межхозяйственного землеустройства. Установление и изменение черты сельских поселений относятся к землеустроительным действиям.
В соответствии со статьёй 84 Земельного кодекса Российской Федерации черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.
Установление черты поселений проводится на основании утверждённой градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселений относится к градостроительной документации.
Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.
Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Включение земельных участков в черту поселений не влечёт за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесённые в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
- жилым;
- общественно-деловым;
- производственным;
- инженерных и транспортных инфраструктур;
- рекреационным;
- сельскохозяйственного использования;
- специального назначения;
- военных объектов;
- иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Согласно статье 35 Градостроительного кодекса в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В состав общественно-деловых зон могут включаться:
) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
) общественно-деловые зоны иных видов.
В соответствии со статьёй 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озёрами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учётом требований охраны памятников истории и культуры.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
Согласно статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоёмами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Органами местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
) видов территориальных зон;
) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
) в границах территорий общего пользования;
) занятые линейными объектами.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительные регламентов для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Запрет на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или рок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом устанавливается органом местного самоуправления.
Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Землеустроительные работы по установлению черты сельских поселений выполняются по заказу органов исполнительной власти (администраций) поселений, имеющих административно-территориальный статус. Основанием для проведения этих работ является решение соответствующих органов власти.
Органы государственной власти и управления устанавливают в пределах своей компетенции порядок осуществления градостроительной деятельности на своих территориях и обеспечивают защиту прав и охраняемых законом интересов её участников. Они контролируют соблюдения нормативных актов в области финансирования градостроительной документации, а также согласовывают вопросы функциональных зон и объектов использования природных ресурсов, охраны историко-культурного наследия и окружающей среды.
. Теоретические и методические основы межхозяйственного землеустройства при установлении черты сельских поселений
Территории сельских поселений являются динамичными образованиями. Поэтому работы по установлению и изменению их черты проводят по мере необходимости, и они имеют свои особенности. Обычно это делают в случаях:
неясности или отсутствии закрепленных границ поселения;
изменения генерального плана или проекта планировки и застройки поселения;
предоставления дополнительной земельной площади для развития поселении или нужд сельской администрации.
При расширении территории существующего сельского поселения в его черту могут дополнительно включаться прилегающие к нему земли, площади которых вычисляют исходя из потребности в новом строительстве, роста поголовья скота, развития личного подсобного хозяйства граждан, огородничества и т. д. Допускается также передача в ведение сельской администрации земельных участков, расположенных за чертой сельского поселения на доступном расстоянии от него, для использования гражданами под огородничество, сенокос и выпас скота.
Для уточнения площадей и использования земель сельских поселений проводится их инвентаризация. Главная её цель создать основу для ведения государственного земельного кадастра в сельских поселениях, обеспечить регистрацию прав собственности, владения, пользования (аренды) с выдачей землевладельцам (землепользователям) документов установленного образца, создать банк данных на обычных и компьютерных носителях, организовать постоянный контроль за использованием земель.
Основные задачи инвентаризации земель сельских поселений:
- выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков;
- выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель и принятия по ним решения;
- установление границ землепользовании (землевладений), границ черты, вынос и закрепление их на местности.
Все работы по инвентаризации земель сельских поселений технологически разбиваются на два этапа - подготовительный и производственный. Исходными материалами служат графические, текстовые и правовые документы на земельные участки, материалы предыдущих инвентаризацией, топографические карты и планы масштабов 1:500 - 1:2000, каталоги координат пунктов городской (сельской) геодезической сети.
Подготовительные работы при инвентаризации земель сельских поселений включают:
сбор, изучение и анализ имеющихся материалов;
анализ технической, методической и технологической обеспеченности работ по инвентаризации земель;
разбивку кварталов и массивов и составление карты - схемы топографической обеспеченности;
подготовку рабочего инвентаризационного плана (схемы).
На базе собранных и проанализированных материалов составляется техническое задание на проведение инвентаризации земель сельских поселений.
В зависимости от величины поселения выбирается общая структура разбивки его территории, которая должна учитывать существующее административно-территориальное деление и особенности территории. Небольшие поселения в зависимости от их площади и структуры могут не иметь квартальной разбивки. В качестве учётной кадастровой единицы выступает конкретное землевладение или землепользование (приусадебный участок, садово-огородный участок), а в качестве рабочей кадастровой единицы - квартал или другой компактный массив, ограниченный красными линиями или естественными границами.
На производственном этапе по каждому кварталу (массиву) формируется землеустроительное дело, которое пополняется необходимыми документами по мере выполнения работ.
В землеустроительное дело по кварталу (массиву) включают:
список всех землепользователей (землевладельцев) с указанием площадей их участков по документам и по результатам обследовании;
рабочий инвентаризационный план (схему) с предварительно нанесенными границами землепользований (землевладений);
список пользователей землей без надлежаще оформленных прав или с просроченными правами (включая случаи самовольного строительства или захвата участка);
данные о неиспользуемых или нерационально используемых землях;
выявленные несоответствия фактического использования земель их целевому назначению или режиму пользования.
Землеустроительное дело поступает в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, который представляет его на рассмотрение комиссию по инвентаризации при местной администрации.
Установление черты сельского поселения осуществляется на основании проектов внутрихозяйственного землеустройства, архитектурно-градостроительной документации, расчётов по обоснованию резервных и дополнительных площадей с использованием материалов инвентаризации земель сельского поселения, других материалов с учётов нормативов и предельных размеров приусадебных участков, установленных местной администрацией.
В черту поселений включаются, как правило, земли хозяйств, на территории которых расположены поселения, что ведёт к прекращению их права пользования или собственности. Такие сельскохозяйственные угодья могут использоваться землепользователем и изыматься у него по мере необходимости. Подлежат также изъятию неиспользуемые или используемые не по назначению земли посторонних пользователей.
Производственный землеустроительный процесс при установлении или изменении черты поселения состоит из ряда последовательно выполняемых этапов. Основными этапами являются:
подготовительные работы;
разработка и обоснование проекта;
согласование, рассмотрение и утверждение проекта;
перенесение проекта в натуру;
оформление и выдача необходимых землеустроительных документов.
Подготовительные работы включают:
получение сведений о численности населения, количестве семей, поголовье личного скота, площадях приусадебных участков, перспективах их роста, о предельных размерах;
подготовку планово-картографических материалов на землевладения и землепользования хозяйства и территорию сельских поселений, входящих в юрисдикцию конкретных сельских администрацией, материалов по вычислению площадей контуров угодий, сведений о посторонних землях;
анализ имеющегося проекта внутрихозяйственного землеустройства, его показателей;
изучение и анализ имеющихся проектов (схем) планировки и застройки поселений;
изучение и анализ материалов инвентаризации земель;
изучение обследовательских и проектных материалов мелиоративных и других инженерных мероприятий на проектируемой территории.
В проекте установления черты сельского поселения:
определяют площади для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса скота. С этой целью проводят оценку на ближайшие 5 лет числа дворов, численности населения, поголовья скота, потребности в земле для размещения приусадебных участков, огородов, кормовых угодий (сенокосов и пастбищ);
выявляют и уточняют имеющихся и потенциальных землепользователей и площади их участков;
проектируют черту поселения и границы кормовых угодий за этой чертой;
составляют экспликацию земель, включаемых в территорию поселения (в черте и за ее пределами);
определяют площади угодий, изымаемых у прежних землевладельцев (землепользователей) и остающихся в их пользовании и собственности;
устанавливают резервные площади земель, изымаемых по мере необходимости.
На основании расчетов по обоснованию потребности в земельных участках устанавливают (уточняют) черту сельских поселений и границ земельных участков за их чертой, предназначенных для использования жителями в целях огородничества, сенокошения, пастьбы личного скота.
При проектировании черты поселения учитывают следующие обстоятельства:
дороги, проходящие по периметру поселения, в состав его земель не входят;
защитные лесные насаждения, расположенные между дорогой и землями поселений, включаются в его состав;
в черту включаются примыкающие к землям поселения лесные массивы, предназначенные для общего пользования, или существующие защитные насаждения;
участки производственных центров, примыкающие к землям сельского поселения, в его черту могут и не включаться;
если к поселению примыкают водоёмы, то черта устанавливается по ближним к нему берегам;
черта по возможности не должна разрезать контуры угодий.
Проект черты поселения состоит из графической и текстовой частей. Графическая часть включает план современного использования земель поселения и прилегающих к нему земель, проектный план черты поселения. Кроме того, в зависимости от особенностей объекта проектирования, графическая часть может содержать необходимые вспомогательные чертежи, схемы, иллюстрации, графики. Для перенесения проекта в натуру составляется рабочий чертеж.
На плане современного использования земель поселения показываются сложившаяся черта поселения и фактическое использование его земель по видам.
Проектный план отражает фактически все запроектированные мероприятия; составляется в масштабах 1:2000, 1:5000, 1:10000, 1:25000 в зависимости от площади поселения и содержит следующую информацию:
существующую черту поселения или сложившуюся фактически границу;
современное использование земель по категориям, видам, землевладениям и землепользованиям;
современное использование земель, включаемых в черту поселения;
проектные предложения генерального плана поселения или другой градостроительной документации, служащей основой для установления или изменения черты поселения;
проектируемую черту поселения;
описание межей населенного пункта;
баланс территории поселения с указанием существовавшей площади до землеустройства и включаемой по проекту.
Текстовая часть проекта состоит из расчетно-пояснительной записки с материалами обоснования проекта.
Пояснительная записка содержит:
сведения о населенном пункте, черте поселения и составе его земель;
основные положения генерального плана и других проектных разработок;
баланс земель по генеральному плану;
_ обоснование проектного решения по установлению или изменению черты поселения, включению или исключению земель по пользователям, видам и угодьям, современную и проектную экспликацию земель;
предложения по включению в черту поселения других населенных пунктов;
описание проектной черты поселения.
К пояснительной записке, содержащей наряду с проектными предложениями материалы правового, экономического и экологического обоснования, прилагаются документы по рассмотрению, согласованию утверждению проекта./ /
После согласования проекта с заинтересованными землевладельцами и землепользователями, на территории которых расположены поселения, с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, органами архитектурного надзора и охраны природы его рассматривает сельская администрация и утверждает в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Закрепляют границы земель, передаваемых в ведение сельской администрации, при неясности в их размещении ( отсутствии четких границ контуров) путем разрезания контуров сельскохозяйственных угодий и установления на поворотных точках межевых знаков./ /
3. Критический анализ практики установления и изменения черты сельских поселений
До недавнего времени земли сельских поселений входили в состав землепользований сельскохозяйственных предприятий и числились у них на балансе. В связи с этим необходимость своевременного установления черты сельских поселений проявлялась довольно условно. В современных условиях, напротив, данным вопросам придается важное значение, так как сегодня все земли в границах поселений (в т. ч. сельских) находятся в ведении местных органов исполнительной власти, которым необходимы точные сведения о количестве закрепленных за ними земель. Без четко определенной черты поселения невозможно обеспечить достоверность земельно-учетной информации[ ], в связи с чем возникает проблема получения с используемых земель оптимальных систематических платежей в виде земельного налога и арендной платы, которые являются одним из источников формирования местного бюджета.
В данном разделе необходимо определить к какому виду документации относятся проекты установления черты городских и сельских поселений: градостроительной или землеустроительной; а также в чью компетенцию входит разработка данных проектов.
В Земельном кодексе от 25 октября 2001 года сказано, что проект черты поселения относится к градостроительной документации.
В действовавшем до недавнего времени Градостроительном кодексе от 1998 года, а именно в статье 28, пункте 4 оговаривалось, что градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя:
территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов);
генеральные планы городских и сельских поселений;
проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований.
То есть проекты установления черты поселений относились к градостроительной документации. Но 29 декабря 2004 года вступил в силу новый Градостроительный кодекс, в котором к документам территориального планирования муниципальных образований относятся:
схемы территориального планирования муниципальных образований;
генеральные планы поселений;
генеральные планы городских округов.
Таким образом, в новом Градостроительном кодексе сказано о том, что проекты установления черты поселений не относятся к документам территориального планирования муниципальных образований, следовательно и к градостроительной документации.
Еще необходимо отметить, что основными землеустроительными документами в городах, поселках и сельских населенных пунктах являются:
проекты установления (изменения) черты городских и сельских поселений;
проекты межевания земель;
проекты земельно-хозяйственного устройства территорий городских и сельских поселений.[ ]
Из всего этого можно сделать вывод о том, что проекты установления черты поселений не являются градостроительной документацией, так как относятся к землеустроительным проектам; хотя данные проектные документы настолько необходимы в градостроительном планировании, что могут быть условно отнесены и к градостроительным.[ ]
В Земельном и Градостроительном кодексах отсутствуют положения, которые позволяли бы однозначно ответить на вопрос: "Какая служба должна разрабатывать проекты черты городских и сельских поселений?" Нечеткое определение функций различных ведомств может привести к тому, что названные документы либо вообще выпадут из поля зрения землеустроительной и градостроительной служб, либо будут разрабатываться теми и другими, что вызовет проблему установления приоритетов в данной области. Этим и объясняется актуальность решения вопроса об определении характера конкретных проектных документов.
Чтобы разрешить названную проблему, следует обратиться к традициям отечественного землеустройства и положениям действующего земельного законодательства. В содержание современного землеустройства, наряду с другими мероприятиями, входят: установление на местности границ административно-территориальных образований; установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов. Таким образом, проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований, следует отнести к землеустроительным со всеми вытекающими последствиями.
Заключение
Территории сельских поселений являются динамическими образованиями, поэтому установление и изменение их черты производится в случае предоставления дополнительной земельной площади для развития сельского поселения или нужд сельской администрации.
Основной задачей установления черты сельского поселения является определение перспективной территории.
Детальный проект земельно-хозяйственного устройства, то есть обобщённый, сводный проект внутрихозяйственной организации территории, составляемый по отдельным организованным и существующим на территории объектам.
После утверждения плана земельно-хозяйственного землеустройства он переносится в натуру.
Список нормативно-технических документов и литературы
1.Конституция РФ. - М: Юрид. Лит-ра, 1993. - 63 с.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.-М: ООО "ВЦТРЭМ", 2002г.-64с.
- О реализации конституционных прав на землю: Указ Президента РФ от 07.03.96. - №337 // Рос. газ. - 1996.
- 12 марта.
- Положение о порядке установления границ землепользовании в застройке городов и других поселений: Постановление Правительства РФ от 02.02.96. //Рос. газ. -1996.-15фев.
- Инструкция по межеванию земель / Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству. - М..: Роскомзем, 1996. -31с.
- Беляков Г.И. Охрана труда - М.: Агропромиздат, 2010. 320с.: ил.
7.Брыжко В.Г. Экономические основы организации рационального использования земельных ресурсов в поселениях. -Пермь, 2000. - 130с.
- Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник для вузов/Под ред. академика Г.В. Чубукова - М..: Новый юрист, 2008.-544с.
- Землеустроительное проектирование / СИ Волков, В.П Троицкий, Н.Г. Конокотин и др.; Под ред. СНВолкова -М.: Колос, 1997.608с.
- Землеустроительное проектирование и организация землеустроительных работ / Под ред. С.Н. Волкова - М: Колос, 2008. - 462с.
- Кабакова СИ. Градостроительная оценка территории городов. - М.: Стройиздат, 1973. - 152с.
12.Колошин А.И. Охрана труда. - М.: Агропромиздат, 1991. - 303 с: ил.
13.Мягков В.И. Математические обеспечение градостроительного проектирования. / В.И.Мягков, И.С.Пальчиков, В.И.Фёдоров. - М.: Наука, 1989.-194 с.
14.Прогнозирование использования земельных ресурсов.: сб. Нач.тр./ГИЗР. -М.? 1975. - С. 31-39.
15.Семин А.С. Межотраслевое распределение земель. - М: Агропромиздат 1986. - 114 с.
16.Хисматулов ОТ., Желясков А.Л. Методологические и методические основы оценки земли населённых пунктов. - Пермь, 1998- 155с.