воспитывать детей с учетом национальных традиций проживавших на данной территории народов. [11]
Создавая условия для творческого развития и саморазвития нельзя не учитывать индивидуальные особенности детей. Поэтому на сегодняшний день гуманистическая педагогика приобретает все больший вес и влияние на деятельность детских оздоровительных лагерей.
1.2 Изучение проблем оздоровления и безопасности школьников во время отдыха в летних оздоровительных лагерях
детский оздоровительный безопасность лагерь
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Как отмечалось выше, в создании условий полноценного развития подрастающего поколения организация отдыха и оздоровления детей и подростков имеет далеко не второстепенное значение. Эта проблема является одной из самых приоритетных социальных проблем. Так как по данным многих авторов, ухудшается здоровье даже тех детей, которые относятся к немногочисленной первой группе. Сокращаются адаптационные возможности и резервы организма ребенка, снижаются сопротивляемость, физическая выносливость толерантность к учебным нагрузкам. Летние каникулы уникальные по многогранности воздействия естественных оздоровительных факторов. Наиболее доступной и эффективной массовой формой укрепления здоровья детей являются оздоровительные учреждения общего и санаторного типов. Они способствуют улучшению здоровья не только на летний, но и на все последующие периоды жизни подрастающего поколения.
Оздоровление- это восстановление, расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию многообразных факторов. Организация оздоровления предполагает создание условий и проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, расширение их адаптационных возможностей.
Оздоровительная работа объединяет усилия различных служб: медицинской, образовательной, социальной, психологической и строится на единых принципах и подходах к проведению необходимых мероприятий - дифференцированности, этапности, преемственности.
После тяжёлого десятилетия положение начинает выравниваться, очевиден не только рост числа летних оздоровительных лагерей, но и внимание к этим учреждениям, которые выполняют такую важную миссию оздоровления и воспитания детей, особенно сегодня, когда общество и семья находятся в сложных экономических и социальных условиях.
Преобразования, в сфере организации летнего отдыха детей, начавшиеся в последние годы, носят противоречивый характер, так как с одной стороны, ряд детских оздоровительных лагерей начали перестройку своей работы, с другой - новые программы не всегда соответствуют реальным интересам детей. Данное противоречие во многом обусловлено как недостаточным теоретическим осмыслением детских оздоровительных лагерей, как педагогической системы, так и условий, механизмов и форм оптимизации личностного развития ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря.
Летние программы представляют собой научно обоснованный комплекс специально разработанных и экспериментально апробированных методик, а применяются они с учётом специфики регионов.
Принципы построения деятельности в детских лагерях в период реализации летних программ логически исходят не только из заранее определённого организаторами содержания деятельности, но и проектируются «от ребёнка», опираясь на его ведущие потребности, исходя из особенностей культуры детства.
Непременным условием организации жизни лагеря является разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества, что дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции. Оздоровительные составляющие жизни летнего лагеря - это оптимальный двигательный режим, сбалансированное питание, гигиенические навыки и правильный образ жизни. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания детей.
Изучение возможностей развития личности ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря определяется значительным воспитательным и оздоровительным потенциалом данного социально-культурного учреждения, которое обеспечивает снятие накопленной за учебный год усталости, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, развитию и совершенствованию творческих задатков, помогает войти в систему новых социальных связей, реализовать личные планы, удовлетворить потребности в значимых сферах деятельности. Это во многом определяется спецификой детских оздоровительных лагерей как открытой педагогической системы, предполагающей высокую вариабельность воспитательных программ, их индивидуализацию, возможность максимально учесть все аспекты жизни и деятельности ребенка в каникулярное время, привлечь необходимые кадровые, материально-технические и иные ресурсы. [10]
Актуальность проблем безопасности с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
Проблема обучения детей безопасному образу жизни имеет важное государственное значение. В сложной социально-экономической обстановке, в процессе неуклонной урбанизации подверженность детей различным опасностям постоянно возрастает.
Осваивая в школьном курсе основы наук, ребенок не в силах самостоятельно приобрести и развить в себе навыки правильного, безопасного поведения в техногенной, криминогенной и природной средах.
Проблемы безопасности во время отдыха школьников в летних оздоровительных лагерях также имеют немаловажное значение.
Немаловажное значение также следует отводить учету возрастных особенностей детей. Так, например, возрастной период 9-12 лет называют самым благоприятным возрастом для пребывания в летнем лагере по сравнению с остальными. [9]
Сознавая всю ответственность за судьбу будущего поколения, мы считаем, что немаловажное значение имеет подготовка школьников к безопасному отдыху. Обучение подрастающей смены основам безопасной жизнедеятельности является по нашему мнению важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может достичь в жизни желаемых высот и максимально реализовать свои способности - это истина, не требующая аргументации. Не только учащиеся, но и другие участники процесса оздоровления детей в лагерях как минимум должны знать общие требования по обеспечению безопасности в детских оздоровительных учреждениях. И это лишь небольшая часть того объема знаний, умений и навыков, которыми должны владеть школьники любой возрастной категории и уметь применять их на практике в любой жизненной ситуации.
Глава 2. Порядок подготовки детских оздоровительных учреждений к безопасной деятельности
.1 Общие требования по обеспечению безопасности в детских оздоровительных учреждениях
В вопросах обеспечения безопасного отдыха школьников в летних оздоровительных лагерях помимо тщательной подготовки самих школьников нельзя забывать о подготовке педагогического и иного обслуживающего персонала, о соблюдении основных требований к организации оздоровительных лагерей.
Приведенные ниже методические рекомендации разработаны Министерством труда, социальной и демографической политики в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с целью соблюдения требований безопасности к размещению, устройству, содержанию и организации безопасности в загородных детских оздоровительных лагерях (далее - ДОЛ).
В рекомендациях изложены основные требования безопасности, которые необходимо выполнять при организации отдыха детей в оздоровительных лагерях с учетом потребности смены в периоды летних каникул, при исполнении обязанностей во время работы и в других случаях.
Вопросы обеспечения требований безопасности в оздоровительных лагерях урегулированы законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основные нормативные акты, использованные при разработке рекомендаций: СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей", СНиП 42-125 "Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей", СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", МУ 2.4.6.665-97 "Гигиена труда детей и подростков", "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", "Правила устройства электроустановок (ПУЭ)".
Основные требования к организации оздоровительного лагеря
1. Рекомендации устанавливают основные требования охраны труда к размещению оздоровительного лагеря, профилактике травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми и распространяются на весь персонал независимо от должности и квалификации.
. Оздоровительный лагерь должен иметь самостоятельный земельный участок, позволяющий создать благоприятные условия для отдыха и оздоровления детей. Земельный участок должен быть сухим, чистым, хорошо проветриваемым и инсолируемым. [20]
. На участке основной застройки размещаются помещения, сооружения и площадки групп проживания, питания, культурно-массового, физкультурно-оздоровительного, административного, технического, хозяйственного назначения, бытового обслуживания.
. На территории участка сооружений коммунально-хозяйственного назначения могут размещаться: котельная с соответствующим хранилищем топлива, сооружения водоснабжения, прачечная, гараж с локальными очистными сооружениями для гаражной группы, овоще -, фрукто-, картофелехранилище, склады продовольственные и материальные, ремонтные мастерские, автостоянка для хозяйственных машин.
. На участке основной застройки оздоровительного лагеря предусматриваются плоскостные физкультурно-оздоровительные сооружения. Они включают в себя сооружения и площадки, которые проектируются как обязательные для всех типов лагерей, так и дополнительные, устройство которых предусматривается в соответствии с расчетом, учетом местных условий, типа лагеря, особенностей физкультурно-оздоровительной работы. Плоскостные физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения рекомендуется размещать вблизи зеленых массивов и водоемов. [21]
Запрещается на территории лагеря высаживать колючие кустарники, зеленые насаждения (деревья и кустарники), дающие мелкие семена и ядовитые плоды, а также вызывающие аллергию у детей.
. Территория, предназначенная для отдыха и купания детей (пляж), должна быть тщательно очищена от мусора, камней и т.д., а также удалена от портов, шлюзов, гидроэлектростанций, места сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота и других источников загрязнения или располагаться выше указанных источников загрязнения на расстоянии не менее 500 м.
. В местах, отводимых для купания на водоеме, не должно быть выходов грунтовых вод с низкой температурой, резко выраженных и быстрых водоворотов, воронок и больших волн. Скорость течения воды не должна быть более 0,5 м/сек. Дно водоема должно быть песчаным, свободным от тины, водорослей, коряг, острых камней и т.п.
. Глубина водоема в местах купания детей должна составлять от 0,7 м до 1,2 м.
. Минимальная площадь пляжа на одного купающегося должна быть
кв. м, количество мест на пляже следует принимать равным 50% вместимости оздоровительного лагеря. На территории пляжа оборудуются кабины для переодевания, уборные, душевые кабины, питьевые фонтанчики, навесы от солнца, окрашенные топчаны и скамейки, игровые устройства соответственно возрасту детей.
. На пляже должен быть предусмотрен пункт медицинской помощи.
. В целях безопасности и ориентирования купающихся, граница поверхности воды, предназначенной для купания, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами (буйками).
. Буйки не должны располагаться далее 12 м от берега в зависимости от глубины акватории. [19,20]
. В помещениях пребывания детей на остекленных дверях должны предусматриваться защитные решетки по высоте не менее 1,2 м от пола. Остекление окон должно выполняться цельным стеклом с внутренней стороны помещения. Допускается остекление наружной стороны двумя частями, при этом большая часть стекла должна находиться внизу, а меньшая часть наверху. Крепление стекол производится деревянными штапиками на гвоздях и при помощи шпаклевки.
. Светильники во всех помещениях должны быть установлены и расположены так, чтобы обеспечивалась возможность обслуживания их при помощи обычных технических средств (приставных лестниц, стремянок и т.п.). В ванных комнатах, душевых и санузлах корпуса светильников с лампами накаливания и патронов должны быть выполнены из изолирующего материала. [18]
. Установка розеток в ванных комнатах, душевых и санузлах, раздевалках при душевых и в мыльных помещениях бань, стиральных помещениях прачечных не допускается. В помещениях пребывания детей розетки должны устанавливаться на высоте 1,8 м от пола и удалены от заземленных частей (трубопроводов, раковин) на расстоянии не менее 0,5 м.
. В ванных комнатах, душевых и санузлах, в мыльных помещениях бань, стиральных помещениях прачечных установка выключателей не допускается. [16]
. При прачечных следует предусматривать помещения для ремонта и глаженья белья. Стол для глаженья белья изготавливается из дерева, обтягивается хлопчатобумажным материалом с применением ватина. Рабочее место обеспечивается диэлектрическим резиновым ковриком и несгораемой подставкой для электрического утюга. Рабочее место от заземленных частей должно быть удалено на расстоянии не менее чем 1,5 м. [17]
.В помещениях зданий для проживания детей запрещается пользоваться электронагревательными приборами (в том числе кипятильниками, электрочайниками, электроутюгами, электроплитками), размещать детей в мансардных помещениях деревянных зданий, не обеспеченных двумя эвакуационными выходами, устраивать кухни, прачечные в деревянных зданиях, размещать более 50 детей в деревянных и других зданиях из горючих материалов, топить печи, применять керосиновые приборы, использовать свечи, бенгальские огни, пиротехнику в помещениях, занятых детьми. [16]
. Здания для летнего детского отдыха должны иметь на каждом этаже не менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу и быть обеспечены телефонной связью. Устанавливается круглосуточное дежурство обслуживающего персонала без права сна в ночное время и сигналом тревоги на случай пожара.
Деревянные здания для размещения детей должны быть одноэтажными.
Каркасные и щитовые здания должны быть оштукатурены и иметь негорючую кровлю, утеплитель в них должен быть неорганическим. [21]
2.2 Требования охраны труда к персоналу в оздоровительном лагере
. Работники оздоровительного лагеря обязаны пройти медицинское обследование согласно установленному порядку, гигиеническую подготовку, должны быть привиты и иметь медицинскую книжку установленного образца, которая хранится на рабочем месте.
.Принятые работники, прежде чем приступить к работе, обязаны пройти вводный, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, с регистрацией в журналах вводного и инструктажа на рабочем месте согласно ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
Вводный инструктаж проводится по утвержденной программе директором лагеря, специалистом по охране труда или уполномоченным им лицом, на которого приказом директора возложены эти обязанности.
Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, внеплановый и целевой инструктажи проводит уполномоченное директором лицо, прошедшее в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
Вводный и первичный инструктаж на рабочем месте проводятся до начала самостоятельной работы.
Внеплановый инструктаж проводится при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда, при нарушении работниками требований охраны труда, несчастных случаях и др.
Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.
4. К работе в оздоровительном лагере допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие медицинскую книжку установленного образца и прошедшие специальное медицинское обследование.
5. Каждый работник лагеря должен исключить возможность оставления детьми территории лагеря без ответственных лиц, посещения ими территории основной застройки - зоны медицинского, административного, хозяйственного и технического назначения, вспомогательной территории, зоны купания.
6. Для посещения детей родителями в лагере организовывается родительский день, который проходит на территории лагеря. Родителям запрещается передавать детям продукты питания, не входящие в список разрешенных для передачи, устраивать игры и спортивные мероприятия, не предусмотренные в мероприятиях лагеря, забирать детей без разрешения директора или заместителя директора лагеря.
. На территории и в зданиях лагеря не допускается нахождение и проживание посторонних лиц.
. В целях поддержания порядка и трудового воспитания разрешается привлекать детей к уборке постели спальных комнат, несложной работе по уходу за помещениями, благоустройству территории и другой работе под наблюдением воспитателя.
. При дежурстве в столовой дети не допускаются в производственные помещения кухни.
. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой, опасностью для жизни, опасным в эпидемиологическом отношении, уборке мест общего пользования.
. Сотрудники лагеря в рабочее время не имеют права оставлять территорию лагеря без разрешения директора.
. На время своего отсутствия директор лагеря обязан письменным распоряжением назначить временно исполняющего его обязанности и ознакомить с этим приказом сотрудников.
. Директор, заместитель, старший и отрядные вожатые, воспитатели, инструкторы по физкультуре (плаванию), медицинские работники несут персональную ответственность за жизнь и здоровье вверенных им детей.
. Каждый работник лагеря обязан в случае угрозы состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения опасности (при отсутствии опасности для личного здоровья).
. О каждом несчастном случае в оздоровительном лагере пострадавший, воспитатель, вожатый, инструктор по физкультуре (плаванию), врач и другие немедленно извещают директора лагеря, при его отсутствии - заместителя.
Директор оздоровительного лагеря при несчастном случае должен:
организовать первую помощь пострадавшему и направить его в медицинский пункт;
сообщить о происшедшем случае с детьми родителям (опекунам, попечителям), с работником - родственникам;
сохранить до расследования обстановку на месте, где произошел несчастный случай, такой, какой она была в момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих), при угрозе - составить схему, сделать фотосъемки, видеосъемки и т.д. в присутствии очевидца (-ев);
в установленные сроки издать приказ, определить состав комиссии по расследованию несчастного случая и приступить к расследованию согласно Положению расследования (комиссией расследуется любой несчастный случай, выведший здоровье ребенка или работника на один день и более). [15]
2.3 Требования безопасности при проведении игр, спортивных занятий, труда и досуга
. При использовании игровых и спортивно-оздоровительных площадок необходимо соблюдать следующие правила:
на спортивные площадки дети допускаются только в спортивной одежде и обуви;
движущиеся спортивные приспособления, углубления на площадках и т.п. должны быть ограждены;
проводить мероприятия и пользоваться спортивным инвентарем, снарядами на сырой площадке не допускается;
дети должны быть обучены правильному и безопасному пользованию спортивным оборудованием, спортинвентарем.
. Ответственность за подготовку мест спортивных мероприятий возлагается на инструктора по физкультуре (плаванию).
. При проведении спортивно-массовых мероприятий инструктор по физкультуре (плаванию) обязан обеспечить полную исправность спортивного инвентаря, оборудования, страховку при занятиях на гимнастических снарядах.
. Во время проведения спортивных мероприятий дети должны находиться вместе с вожатыми, воспитателями.
. Врач лагеря обязан присутствовать на всех спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в лагере.
. Детские спортивные команды направляются на соревнования только в сопровождении вожатых, воспитателей, инструктора по физкультуре (плаванию).
. Во время массовых мероприятий (спартакиад, костров, фестивалей, водных праздников, аттракционов, концертов, кинофильмов и др.) с детьми находится директор лагеря, вожатые, воспитатели отрядов, инструкторы по физкультуре (плаванию), медицинские работники.
. Занятия детей в спортивных секциях согласовываются с врачом лагеря. [22]
Требования безопасности при организации общественно-полезного труда:
. Общественно-полезные работы на территории детского оздоровительного лагеря проводятся под руководством отрядного воспитателя, вожатых. Началу работы должен предшествовать инструктаж детей по безопасным приемам и методам выполнения работ с записью в журнале инструктажа, с указанием номера инструкции.
. Не разрешается привлекать детей к работам связанным:
с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья);
с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников);
с опасностью в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна).
Запрещается привлекать детей для уборки мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и коридоров, полов с применением моющих и дезинфицирующих средств.
. Для детей 7-9 летнего возраста продолжительность работы не должна превышать 1 часа в день; 10-11 лет - 1,5 часов; 12-13 лет - 2 часов; для подростков 14 лет - 3 часов в день.
. Для детей 6-10 лет допускается: уборка постелей, несложные работы по уходу за помещениями и территорией, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; для старших школьников - дежурство по столовой (сервировка столов, уборка грязной посуды), для детей старше 14 лет - уборка обеденного зала, благоустройство территории, уборка спальных комнат.
. Во время дежурства в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке овощей, к резке хлеба, мытью посуды, раздаче и разносу горячей пищи. Запрещается вход детей в производственные помещения пищеблока.
. Дежурство детей в столовой и на территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7-10 дней. [22]
Требования безопасности при проведении лагерного костра:
. Во время проведения торжественного мероприятия (лагерного костра) с детьми обязательно должны находиться директор лагеря, заместитель директора, старший вожатый, вожатые, воспитатели отрядов, физкультурные инструкторы, медицинские работники, инспектор противопожарной безопасности.
. Ответственный за проведение лагерного костра назначается приказом или распоряжением и обязан:
согласовать проведение мероприятия с соответствующими службами;
разработать план мероприятия по проведению лагерного костра;
перед следованием к месту проведения лагерного костра провести инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности с детьми, сотрудниками лагеря;
окопать место разведения костра полосой шириной 0,5 м;
обеспечить вблизи костра первичные средства пожаротушения;
не допускать разжигания костра с применением легковоспламеняющейся и горючей жидкостей;
соблюдать требования пожарной безопасности при разведении костра (пожаробезопасное расстояние: 25 м от лиственного и 50 м от хвойного леса).
Требования безопасности при организации и проведении купания детей
. Ответственные лица оздоровительного лагеря обязаны не допускать купания детей в неустановленных местах, шалостей на воде, плавания на не приспособленных для этого средствах (предметах) и других нарушений правил поведения на воде.
. До начала купания врач лагеря проводит осмотр детей, определяет время пребывания их в воде и получения солнечных (воздушных) ванн, выявляет детей, не умеющих плавать.
Купание проводится ежедневно в первую половину дня, в жаркие дни разрешается повторное купание во второй половине дня. Проводить купание рекомендуется в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже 23°С и температуре воды не ниже 20°С для детей основной и подготовительной групп, для детей специальной группы - при разрешении врача. Продолжительность купания в первые дни начала купального сезона - 2-5 минут, с постепенным увеличением до 10-15 минут.
Не разрешается купание:
сразу после еды и физических упражнений с большой нагрузкой;
одновременно более 10 детей, как в открытом водоеме, так и в бассейне;
без наблюдения 2 взрослых (вожатого, инструктора по плаванию), при этом один находится в водоеме, второй наблюдает с берега.
Купание детей, не умеющих плавать, проводится отдельно от детей, умеющих плавать.
Ответственность за безопасность детей во время купания и методическое руководство возлагается на инструктора по плаванию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Сысоева, М. Е. Основы вожатского мастерства / М. Е. Сысоева, С. С. Хансова. - М. : РОН, 2002. - 128 с.
2.Методика воспитательной работы : Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2005. - 144 с.
3.Становление и развитие теории и практики воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря. Опыт историко-педагогического исследования. // Вестник Тамбовского Ун-та, Серия: Естественные и технические науки. - Тамбов, 2006. - Т.11, вып. 4. - С. 510-512.
4.Детский летний лагерь как социально-культурный институт : Сб. студенческих научных работ / под ред. И. Г.Абрамовой. - СПб. : ИСГУ, 1998. - С. 36-38.
5.Мишин, Б. И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности / Б. И. Мишин. - М. : Изд-во ACT. - 2003. - 285 с.
7.Пономарев, В. Т. Энциклопедия безопасности / В. Т. Пономарев. - Донецк : Сталкер, 1997. - 432 с.
8.Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. - Ярославль : Академия развития, 2003. - 256 с.
.Лазарева, А. Г. Организация жизни детей в летнем лагере / А. Г. Лазарева, З. И. Невдахина, Г. М. Орябинская // Воспитание школьников. - 1998. - №2. - С. 17-21.
.Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей : учеб.- метод. пособие / М. Е. Сысоева - М. : ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
11.Таран, Ю. В. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря / Ю. В. Таран // Народ. образование. - 2004. - №3. - С. 89-94.
12.Юзефавичус, Т. А. Советы бывалого вожатого : учеб.-практич. пособие для организаторов летнего отдыха детей / Т. А. Юзефавичус. - М. : Педагогич. общество России, 2005. - 192 с.
.Буданова, Г. С. Летняя страна детства / Г.С. Буданова // Народ. образование. - 2001. - №3. - С. 26-34.
. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2005. - 144 с.
. Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций : постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 N 1/29
. Охрана труда: просто и понятно / гл. ред. А. Васенина. - М. : Актион-Медиа, 2011. - 48 с.
.Ефремова, О. С. Охрана труда. Справочник специалиста / О. С. Ефремова. - М. : Альфа-Пресс, 2012. - 824 с.
. Сборник нормативных документов по пожарной безопасности [Текст] / отв. ред. Е. Н. Волкова. - М. : ГроссМедиа, 2005. - 320 с.
. Глебова, Е. В. Производственная санитария и гигиена труда [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Глебова. - М. : Высш. шк., 2007. - 382 с.
. СНиП 42-125 "Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей".
.Педагогам и родителям о пожарной безопасности : учеб. пособие. - М. : Изд-во ВНИИПО, 2003. - 144 с.
.Агаев, Э. Р. Гигиена с основами организации здравоохранения / Э. Р. Агаев, Н. И. Саркисянц. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1970. - 267 с.
.Коповой, А. С. Инструктивно - методический лагерь : учеб. - метод. пособие / А. С. Коповой, О. В. Коповая. - Саратов : Саратов. источник, 2011. - 71 с.
.Трушкин, А. Г. Физкультурно-оздоровительная работа в летних лагерях / А. Г. Трушкин. - М. : Ростов н/Д : Март, 2006. - 199 с.
.Натанзон, Э. Ш. Приемы педагогического воздействия : пособие для педагогич. ин-тов / Э. Ш. Натанзон. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение , 1972. - 215 с.
.Юриков,А. А. Летний лагерь - практическая школа воспитания. Чему дети учат своих наставников за время лагерной смены [Текст] / А. А. Юриков // Народное образование. - 2014. - № 2. - С.205-211.
.Хворонова, Г. В. Организация спортивной деятельности детей и подростков в летнем оздоровительном лагере / Г. В. Хворонова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 3. - С.19-21.
. Болотина, Т. В.Совершенствование воспитательной и оздоровительной работы с детьми через досуговую деятельность в оздоровительных лагерях на основе государственно-частного партнерства / Т. В. Болотина, В. Б. Высоцкий, А. С. Прутченков // Воспитание школьников. - 2014. - № 4. - С. 59-66.
.Шарманова, С. Б. В период летних каникул / С. Б. Шарманова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 3. - С.60-64.
.Горелова, Е. В.Организация летнего профильного лагеря / Е. В. Горелова // Начальная школа. - 2010. - N 5. -С. 67-69.