Использование информационных технологий в фармации
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ИРКУТСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая
работа
по дисциплине
"Организация и функции информационных систем в сфере экономики"
Использование информационных технологий в фармации
Иркутск, 2015 г.
Содержание
Введение
1. Развитие фармацевтической промышленности РФ на период до
2020 года и дальнейшую перспективу
1.1 Характеристика проблемы развития фармацевтической
промышленности
.2 Цель и основные задачи Программы, срок и этапы ее
реализации
1.3 Оценка социально - экономической и экологической
эффективности Программы
2. Компьютерные программы, используемые в реализации
фармацевтической деятельности
2.1 Система электронного заказа "ФармКомандир"
2.2 Система автоматизации аптек "Фарватер"
3. Перспективы развития информационных технологий в
фармацевтической отрасли, внедрение информационных технологий
3.1 Информационные технологии фармации в перспективе
3.2 Пример внедрения информационных технологий в
фармацевтической отрасли
Заключение
Список
использованных источников
фармацевтический
электронный заказ автоматизация
Введение
Фармацевтические торговые и производственные предприятия -
"Фармация", фармацевтические заводы и фабрики в настоящее время в
условиях рыночной экономики нуждаются в оперативном получении информации, ее
обработке и в использовании результатов ее анализа в процессе своей
деятельности. Разработка полноценной системы управления в фармацевтических
предприятиях представляет собой ключевой шаг к выводу производства на уровень
международных стандартов.
Организационная структура фармацевтических предприятий, в большинстве
случаев, представляет собой систему, состоящую из множества удаленных друг от
друга филиалов с централизованным органом учета и контроля. В таких условиях
осуществление оперативного документооборота становится наиболее важной задачей.
Современный уровень развития производства диктует новые требования к
подходам в управлении производством. Автоматизация производства сводит
уменьшает риск возникновения брака в производстве в результате ошибок,
допущенных персоналом. Это особенно важно в условиях фармацевтического
производства, где малейшее нарушение технологии изготавливаемой продукции может
привести к потере здоровья потребителей лекарственных средств - больных людей.
Большой проблемой в современных условиях российской экономики является
быстрый перевод денежных средств филиалам организации, оперативные расчеты с
поставщиками и клиентами. Современные условия требуют, чтобы расчеты
совершались практически "день-в-день", чтобы избежать потерь денежных
средств и задержек поставок в результате инфляционных процессов.
Единственным решением этих проблем является разработка и внедрение так
называемых информационных технологий, т.е. технологий, основывающихся на
использовании вычислительной техники и электронных средств коммуникации.
Относительно низкая стоимость, надежность, простота обслуживания и
эксплуатации расширяет сферу применения информационных технологий, прежде всего
за счет тех областей человеческой деятельности, в которых раньше вычислительная
техника не использовалась из-за высокой стоимости, сложности обслуживания и
взаимодействия. К таким областям относится и так называемая учрежденческая
деятельность, где применение информационных технологий позволило реально
повысить производительность труда специалистов, связанных с обработкой
информации. Этот аспект особенно актуален в связи с тем, что производительность
управленческого труда до сих пор росла крайне низкими темпами. Так, за
последние 30 лет она повысилась в 2-3 раза, в то же время производительность
труда в промышленности - в 14-15 раз.
Современные масштабы и темпы внедрения средств автоматизации управления в
народном хозяйстве с особой остротой ставит задачу проведения комплексных
исследований, связанных с всесторонним изучением и обобщением возникающих при
этом проблем как практического, так и теоретического характера.
Целью работы является исследование необходимости применения и внедрения
информационных технологий в фармакологические процессы.
В данной курсовой работе выдвигаются следующие задачи:
.Рассмотреть системы, используемые в фармацевтической деятельности
.Определить перспективы развития информационных технологий в
фармацевтической отрасли
.Разобрать примеры внедрения информационных технологий в фармацию
Предметом исследования являются информационные технологии в фармации.
Объект исследования - применение информационных технологий в
фармакологической деятельности.
1. Развитие фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года и
дальнейшую перспективу
1.1 Характеристика проблемы развития фармацевтической промышленности
В настоящее время объем потребления лекарственных препаратов,
производимых в Российской Федерации, составляет не более 20 процентов рынка в
денежном выражении и не более 65 процентов в натуральном. Отечественные
производители лекарственных средств проигрывают в рыночной конкуренции не
только крупнейшим мировым фармацевтическим корпорациям, разрабатывающим
новейшие инновационные препараты, но и производителям воспроизведенных
лекарственных препаратов и сырья для их производства преимущественно из Китая и
Индии. Аналогичная ситуация сложилась на рынке медицинских изделий. Потребление
продукции медицинской промышленности, произведенной на территории Российской Федерации,
составляет менее 25 процентов рынка (в денежном выражении), и на протяжении
последних лет доля продукции отечественных предприятий на российском рынке
снижается. При этом в отдельных, в первую очередь высокотехнологичных,
сегментах медицинских изделий доля импорта приближается к 100 процентам.
В течение последних лет в связи с ростом экономики России и реализацией
приоритетного национального проекта "Здоровье" наблюдается
существенный рост потребления населением Российской Федерации фармацевтической продукции,
а также интенсивное техническое переоснащение медицинских организаций
здравоохранения. Однако потребление готовых лекарственных препаратов и
медицинских изделий отечественного производства сокращается на 1 - 2 процента в
год. Таким образом, несмотря на наличие положительного эффекта от реализации
государственной политики в сфере здравоохранения, продукция отечественной
фармацевтической и медицинской промышленности замещается импортной. Увеличение
доли импортной медицинской техники в структуре оснащения учреждений
здравоохранения усиливает зависимость отечественной системы здравоохранения от
импортных расходных материалов и запасных частей и в конечном счете ведет к не
всегда оправданному увеличению государственных расходов. Данные тенденции снижают
конкурентоспособность отечественной фармацевтической и медицинской
промышленности и отрицательно сказываются на темпах роста российской экономики
в целом.
Федеральные целевые программы "Предупреждение и борьба с социально
значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)", "Национальная система
химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013
годы)", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы",
"Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы, а также
академические программы "Молекулярная и клеточная биология" и
"Фундаментальные науки - медицине", в рамках которых решаются
проблемы развития фармацевтической и медицинской промышленности, в основном направлены
на генерацию знаний и разработку технологий. В ряде случаев при их реализации
получены прикладные результаты уровня, не уступающего мировому. Однако в
отсутствие действенных организационных механизмов, вовлекающих полученные
результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в
промышленное производство инновационной фармацевтической и медицинской
продукции, эти результаты остаются невостребованными либо уходят за рубеж,
чтобы вернуться воплощенными в готовые продукты и изделия. Результатом этих
тенденций является постоянное удорожание импортных лекарственных препаратов и
медицинской техники, что затрудняет их доступность для потребителей, в
особенности для социально незащищенных категорий граждан Российской Федерации.
При этом технологический уровень производственных мощностей предприятий
фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации не отвечает
современным стандартам производства.
Складывающаяся ситуация является неприемлемой ни с точки зрения
обеспечения национальной безопасности, ни с экономической точки зрения, так как
российский рынок представляет собой один из наиболее динамичных и
быстрорастущих мировых рынков. По оценкам экспертов, объем рынка медицинской
продукции в Российской Федерации увеличится к 2020 году более чем в 3 раза и
достигнет 300 млрд. рублей в год, а отечественный рынок лекарственных
препаратов к 2020 году достигнет 1,5 трлн. рублей в год.
Необходимость принятия стратегических решений по вопросам развития
отечественной фармацевтической промышленности обусловлена следующими
проблемами:
нарастание отставания отечественной фармацевтической и медицинской
промышленности в части технологического уровня производственных мощностей для
организации выпуска конкурентоспособной продукции;
недостаток государственного стимулирования предприятий отечественной
фармацевтической и медицинской промышленности в части разработки и производства
на территории Российской Федерации инновационных лекарственных препаратов и
медицинских изделий.
Разработаны два варианта решения данных проблем развития отечественной
фармацевтической промышленности.
Первый вариант опирается на использование организационных и финансовых
инструментов в рамках текущей деятельности федеральных органов исполнительной
власти в соответствии с установленными полномочиями.
Однако при реализации данного варианта в долгосрочной перспективе
возникают риски разобщенности мероприятий, осуществляемых федеральными органами
исполнительной власти, дискоординации целей, задач и механизмов выполняемых
указанными органами отдельных проектов, увеличения бюджетных расходов за счет
дублирования мероприятий и проектов в проблемной области.
Второй вариант опирается на использование программно-целевого метода с
четким определением целей и задач, решаемых в проблемной области, выбором
перечня скоординированных мероприятий, способствующих сокращению
технологического отставания отечественной фармацевтической и медицинской
промышленности и переходу указанных отраслей на инновационный тип развития.
Основным риском данного варианта в долгосрочной перспективе является
возникновение мировой макроэкономической и финансовой нестабильности и, как
следствие, сокращение бюджетных ассигнований на реализацию программных
мероприятий. Также не исключены риски, связанные с возможным изменением
приоритетов и направлений государственной политики.
Анализ преимуществ и рисков указанных вариантов показывает, что в
существующих социально-экономических условиях реализация второго варианта
является предпочтительной.
Государственное участие в решении проблем развития отечественной
фармацевтической и медицинской промышленности заключается в стимулировании
запуска за счет средств федерального бюджета инновационного цикла в этих
отраслях с последующим нарастающим финансированием исследований и разработок за
счет собственных средств предприятий. В целях реализации данного варианта
развития фармацевтической и медицинской промышленности разработана федеральная
целевая программа "Развитие фармацевтической промышленности Российской
Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (далее -
Программа).
Перспективный характер Программы определяется тем, что после ее
завершения в 2020 году отечественные фармацевтические и медицинские компании
будут обладать значительным количеством разработок в области лекарственных
средств, включая кандидаты лекарственных препаратов, находящиеся на поздних
стадиях клинических исследований, а также разработок в области медицинских
изделий. Коммерциализация этих результатов в ходе реализации Программы, а также
после ее завершения позволит отечественным производителям инвестировать в
процесс разработки новых инновационных лекарственных средств и медицинских
изделий собственные средства без участия государства. В результате в Российской
Федерации будет запущен рыночный механизм разработки инновационной продукции в
фармацевтической и медицинской промышленности.
Мероприятия Программы разработаны на основе государственно-частного
партнерства. В основу предлагаемой модели заложены стимулы для рационального
сотрудничества частного бизнеса с государством в софинансировании исследований,
разработок и инновационного производства отечественной фармацевтической и
медицинской продукции.
1.2 Цель и
основные задачи Программы, срок и этапы ее реализации
Целью Программы является переход фармацевтической промышленности на
инновационную модель развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные
задачи:
технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной
фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня, а
также государственных учреждений науки и образования и создание
научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции;
выпуск отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью
стратегически значимых лекарственных средств и жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов, а также медицинских изделий с целью создания
конкурентоспособной продукции;
вывод на рынок инновационной продукции, выпускаемой отечественной
фармацевтической и медицинской промышленностью;
увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической и
медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с 2010 годом;
кадровое обеспечение отечественной фармацевтической и медицинской
промышленности.
Реализация Программы осуществляется в 2011 - 2020 годах в два этапа.
На первом этапе (2011 - 2015 годы) планируется преодолеть существующее
научно-техническое, технологическое и производственное отставание отечественной
фармацевтической и медицинской промышленности, обеспечить повышение
конкурентоспособности в части производства лекарственных средств, входящих в
перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых
должно быть обеспечено на территории Российской Федерации (далее - перечень
стратегически значимых лекарственных средств), и перечень жизненно необходимых
и важнейших лекарственных препаратов, а также производства необходимых системе
здравоохранения в первоочередном порядке медицинских изделий.
В ходе реализации данного этапа Программы планируется решить следующие
задачи:
ускоренное формирование научно-технологического потенциала для разработки
воспроизведенных и инновационных лекарственных средств и медицинских изделий на
основе выполнения масштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ;
технологическое перевооружение отечественной фармацевтической
промышленности до экспортоспособного уровня, а также государственных учреждений
науки и образования и создание научно-исследовательского потенциала для выпуска
конкурентоспособной продукции;
обеспечение на основе технологической модернизации производства
отечественными предприятиями синтетического и биотехнологического сырья
(субстанций) для производства готовых лекарственных препаратов;
технологическое перевооружение производства медицинских изделий, а также
локализация выпуска медицинских изделий и различных комплектующих;
удовлетворение внутреннего спроса на 30 процентов в денежном выражении на
лекарственные средства, в первую очередь входящие в перечень стратегически
значимых лекарственных средств, а также в перечень жизненно необходимых и
важнейших лекарственных препаратов, за счет роста объема продаж
фармацевтической продукции отечественного производства;
удовлетворение внутреннего спроса на медицинские изделия за счет отечественного
производства на 30 процентов в денежном выражении.
На втором этапе (2016-2020 годы) предусматривается завершить переход
отечественной фармацевтической и медицинской промышленности к модели
устойчивого инновационного развития, обеспечение российского здравоохранения и
потребительского рынка широким ассортиментом доступной и качественной продукции
отечественной фармацевтической и медицинской промышленности.
На втором этапе планируется решить следующие задачи:
удовлетворение внутреннего спроса на лекарственные средства за счет
отечественного производства на 50 процентов в денежном выражении, на 90
процентов по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств
и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
завершение процесса создания технологических кластеров на базе
высокотехнологичных предприятий фармацевтической и медицинской промышленности;
увеличение доли экспортной продукции отечественной фармацевтической и
медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с 2010 годом;
увеличение количества малых и средних инновационных предприятий в
фармацевтической и медицинской промышленности, обеспечивающих создание новых
продуктов;
укрепление высококвалифицированными кадрами отечественной
фармацевтической и медицинской промышленности;
создание эффективной системы мониторинга развития мировой науки и
практики в области здравоохранения, основных тенденций в развитии зарубежной
фармацевтической и медицинской промышленности, планирования передовых
конкурентоспособных технологий, определение приоритетов для обеспечения
успешной конкуренции на внутреннем и внешнем рынках;
создание системы непрерывного информационного обеспечения инновационного
развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности.
Досрочное прекращение реализации Программы может произойти при изменении
социально-экономической ситуации в стране, выявлении новых приоритетов при
решении общегосударственных задач, неэффективном управлении Программой.
1.3 Оценка
социально - экономической и экологической эффективности Программы
Эффективность Программы оценивается как интегральная оценка эффективности
отдельных мероприятий, при этом результативность мероприятий Программы
оценивается исходя из соответствия ожидаемых результатов поставленной цели,
степени приближения к этой цели и косвенных позитивных воздействий на
экономическую, социальную и экологическую ситуации.
Эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию
Программы, определяется на основании методических рекомендаций по оценке
эффективности инвестиционных проектов (утверждены Министерством экономики
Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и
Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и
жилищной политике 21 июня 1999 г.), в соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации, отраслевыми положениями и нормативами, с использованием
системы целевых индикаторов и показателей, отражающих приоритеты развития
экономики России, и применением критериев эффективности инвестиционных
проектов.
При проведении оценки бюджетной эффективности Программа рассматривалась
как единый инвестиционный проект с большой долей инвестиций из федерального
бюджета.
Социально-экономическая эффективность реализации Программы выражается
качественными и количественными параметрами, характеризующими рост
экономических и финансовых показателей, а также бюджетных доходов вследствие
улучшения экономического положения предприятий фармацевтической и медицинской
промышленности и расширения налогооблагаемой базы, создания качественной
конкурентной среды, стимулирующей повышение конкурентоспособности российского
бизнеса.
Общая сумма инвестиций составит 172986 млн. рублей (в ценах
соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета 110185
млн. рублей, из них 86895 млн. рублей - расходы на прикладные научные
исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ, 20768 млн. рублей - капитальные вложения, из них бюджетные инвестиции в
объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности
- 13481 млн. рублей, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты
капитального строительства государственной (муниципальной) собственности - 7287
млн. рублей, 2522 млн. рублей - прочие затраты, за счет средств внебюджетных
источников 62801 млн. рублей, из них 56660 млн. рублей - расходы на прикладные
научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам
на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ, 6141 млн. рублей - капитальные вложения.
Экономическая эффективность реализации Программы характеризуется
следующими показателями:
в сфере производства чистый дисконтированный доход составит 62424 млн.
рублей, чистый дисконтированный доход государства (бюджетный эффект) - 67573 млн.
рублей;
совокупность поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
от реализации Программы с учетом дисконтирования ожидается в размере 148,7
млрд. рублей;
коэффициент бюджетной эффективности составит 60 процентов;
срок окупаемости всех инвестиций (бюджетных и внебюджетных ассигнований)
за счет чистой прибыли и амортизации составит 6,3 года, бюджетных ассигнований
за счет налоговых поступлений - 1,2 года;
индексы доходности (рентабельности) для всех инвестиций составят 1,45,
для бюджетных ассигнований - 2,4;
удельный вес средствдерального бюджета (степень участия государства) в
общем объеме финансирования составит 0,65, в том числе удельный вес средств
федерального бюджета в расходах на прикладные научные исследования и
экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, -
0,61, в общем объеме капитальных вложений - 0,86;
уровень безубыточности составит 0,64 после освоения проектных мощностей,
что будет свидетельствовать об эффективности и устойчивости Программы к
возможным изменениям условий ее реализации.
Реализация Программы будет определять технологические возможности страны
на длительную перспективу и позволит:
создать промышленно-технологическую основу для производства
конкурентоспособной наукоемкой продукции нового поколения;
сформировать предпосылки для повышения темпов экономического роста за
счет увеличения в структуре экономики доли продукции с высоким уровнем
добавленной стоимости;
создать новые возможности для наращивания производства и экспорта
отечественной продукции высокой степени переработки;
способствовать формированию более прогрессивной структуры экономики,
развитию отечественных высокотехнологичных производств;
сократить общее отставание России от передовых стран, сохранить и развить
достигнутые результаты по ряду важных направлений, расширить возможности для
равноправного международного сотрудничества в сфере фармацевтической и
медицинской промышленности;
обеспечить создание к 2020 году более 500 новых малых и средних
высокотехнологичных предприятий фармацевтической и медицинской промышленности.
Социальная эффективность Программы выражается через показатели, влияющие
на улучшение демографической ситуации (уменьшение смертности, в том числе
детской), здоровья и трудоспособности населения, снижения
социально-экономического ущерба от заболеваемости и смертности населения за
счет повышения уровня медицинского обслуживания населения, повышения
доступности отечественных лекарственных препаратов. Социальная эффективность
Программы характеризуется количеством новых созданных рабочих мест в
фармацевтической и медицинской промышленности для высококвалифицированных
работников (6-7 тыс. человеко-мест к концу реализации Программы), существенным
повышением технологического уровня фармацевтической и медицинской
промышленности, который обеспечит снижение трудовых затрат на создание новых
видов продукции и улучшение условий труда, развитие системы подготовки
квалифицированных научно-технических кадров для фармацевтической и медицинской
промышленности, что повлечет за собой рост привлекательности сферы
фармацевтической и медицинской науки для молодежи.
Разработка и внедрение в производство конкурентоспособных
воспроизведенных и инновационных лекарственных препаратов и медицинских изделий
обеспечат создание широкой номенклатуры соответствующей продукции для
технического обеспечения решения государственных социальных программ.
В рамках реализации Программы основная часть прикладных научных
исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ, обеспечит разработку лекарственных препаратов для лечения социально
значимых и наиболее распространенных заболеваний, являющихся основными
причинами смертности населения Российской Федерации.
Экологическая эффективность Программы выражается:
в разработке и освоении экологически чистых безотходных технологий в
фармацевтической и медицинской промышленности. Новые технологии, применяемые в
фармацевтической и медицинской промышленности, основанные на замкнутых циклах,
обеспечат полное отсутствие сбросов и выбросов загрязняющих веществ в
окружающую среду;
в использовании эффективных средств защиты населения и территорий России
от поражений токсическими веществами при возможных террористических актах,
техногенных и природных авариях и катастрофах;
в обеспечении технологических возможностей для улучшения экологической
обстановки за счет применения высокоэффективных средств контроля и
нейтрализации вредных выбросов в окружающую среду.
Особое внимание при реализации Программы будет уделено вопросам экологии
производства, осуществлению мероприятий, направленных на поэтапное сокращение
уровней негативного воздействия отраслевых предприятий на окружающую среду,
созданию экологически безопасной и комфортной обстановки как на рабочем месте,
так и в местах проживания и отдыха работников.
К 2020 году уровень экологического воздействия должен быть снижен в 2,5
раза, а энергоемкость производства - на 40 процентов.
Из содержания первой главы можно сделать вывод, что реализация
вышеуказанной Программы позволит не только технологически перевооружить
производственные мощности предприятий, но одновременно стимулировать в
Российской Федерации разработку и производство наукоемкой фармацевтической и
медицинской продукции, поднять уровень отечественной фармацевтической и
медицинской промышленности до мирового и успешно конкурировать с зарубежными
производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
2.
Компьютерные программы, используемые в реализации фармацевтической деятельности
.1 Система
электронного заказа "ФармКомандир"
Данная система предназначена для оптимизации ускорения процесса заказа
товаров для аптек,с соблюдением выбранных условий.
Основные преимущества системы:
. Удобный справочник товаров, в котором все похожие названия от
разных поставщиков приведены к единому наименованию.(см. рисунок 1.1)
.Возможность просматривать и делать заказы из сводного прайса всех
поставщиков или из отдельно выбранного прайса
. Удобный электронный формат реестра цен
. Формирование заказов с применением нужных критериев
. Функция "Условия заказа" позволяет гибко сформировать условия
по производителю, поставщику и по товару
. В системе ежедневно обновляется справочник по фальсифицированным и
забракованным сериям медицинских препаратов (см. риснок 1.2)
.Для муниципальных и бюджетных организаций система позволяет получить
прайсы и договоры с электронно-цифровой подписью
. Есть возможность формировать отчеты для оценки эффективности
деятельности аптеки
Информационный центр "Аптекарь" предоставляет ПО к данной
программе и полный набор услуг по внедрению и обучению персонала аптек.
Рисунок 1.1 - Справочник товаров
Рисунок 1.2 - Перечень забракованных и фальсифицированных препаратов
2.2 Система
автоматизации аптек "Фарватер"
"Фарватер" контролирует текущее состояние аптеки в режиме
реального времени, управляет её запасами, взаиморасчётами.
Работа с "Фарватер" в аптеке:
Автоматическая расценка товара, контроль максимальных наценок на ЖНВЛС в
любом регионе РФ
Автоматическое формирование потребности и экспорт заказов в систему
заказов "ФармКомандир"
Проверка остатков на фальсифицированные и забракованные серии,
отслеживание по срокам годности (см. рисунок 1.3)
Актуальные отчеты учредителю предприятия для оценки эффективности
финансовых затрат.
Выгрузка в 1С Бухгалтерия с отражением движения аптечного товара по
организации
Отдельный учёт сильнодействующих и наркотических средств.
Контроль в автоматическом режиме предельно допустимых оптовых цен;
Раздельный учет и движения аптечных товаров по источникам финансирования;
Рисунок 1.3 - Отслеживание препаратов по срокам годности
Рассмотрев системы "ФармКомандир" и "Фарватер" можно
сказать, что благодаря их использованию функционирование фармацевтической
деятельности значительно упрощается.
3.
Перспективы развития информационных технологий в фармацевтической отрасли,
внедрение информационных технологий
.1
Информационные технологии фармации в перспективе
Информационные технологии - важнейший фактор трансформации
фармацевтической отрасли. Сегодня для этой отрасли пришло время поставить на
службу колоссальные научные достижения эры геномики. Для этого компаниям
необходимо инвестировать средства в новые технологии, способные стать
двигателем для беспрецедентного роста и средством выживания на конкурентном
рынке. Компании, не сумевшие отреагировать на возникающие сегодня требования
рынка, в ближайшем будущем столкнутся с дальнейшим снижением привлекательности
своих акций.
Сегодня ведущие компании фармацевтической отрасли мира тратят на
информационные технологии около $20 млрд. в год, однако редко получают от этих
инвестиций полноценную отдачу. Большинство ИТ-ресурсов компаний направляется на
технологии, предназначенные для сокращения затрат - управление цепочкой
поставок, обработку транзакций, услуги поддержки, - и все больше таких
технологий передается для поддержки внешним поставщикам.
Отрасль уже переживает важнейшие изменения, связанные с появлением
молекулярных подходов. Генетика, геномика, протеомика в будущем позволят
фармацевтическим компаниям точнее идентифицировать заболевания и создавать
целые пакеты решений по защите здоровья для пациентов с конкретными подтипами
заболеваний, вместо того, чтобы производить "безразмерные" лекарства
для пациентов со схожими симптомами, но разными, по сути, болезнями. Компании,
которые научатся создавать, "целенаправленные терапевтические
решения" в будущем смогут в разы увеличить прибыль своих акционеров.
Ключом к такой трансформации станут информационные технологии.
Важным фактором преобразования и повышения инвестиционной
привлекательности фармацевтических компаний в ближайшее десятилетие станут семь
ключевых технологий:
. Вычислительные системы с производительностью уровня петафлоп (1015
операций с плавающей запятой в секунду) и Grid-технологии предоставят отрасли
не виданные ранее вычислительные возможности. Поколение компьютеров с
производительностью на уровне петафлоп создадут условия для массового
применения биомолекулярного моделирования, например, конформационного анализа
белков. Grid-технологии, позволяющие эффективно использовать простаивающие
вычислительные ресурсы настольных ПК и серверов компаний, предоставят компаниям
возможность браться за такие задачи, как скрининг на совпадение
ДНК-последовательностей или анализ данных о продажах и маркетинге в реальном
времени. Ряд исследовательских grid-систем уже действует. В качестве примера
можно привести проект Smallpox Research Grid, в рамках которого на двух
миллионах компьютерах добровольцев по всему миру был проведен скрининг 35 млн.
потенциальных лекарств для лечения ветряной оспы.
. Всепроникающие вычислительные технологии - миниатюрные устройства
индивидуального слежения, мобильные телекоммуникационные средства и
беспроводные технологии - в будущем изменят сами подходы к разработке
лекарственных средств и оказанию услуг здравоохранения, упростив доставку и
сбор биологических данных в реальном времени вне стен клиники. Это, в свою
очередь, означает возможность контролировать состояние пациентов и управлять
им; принципиально новые возможности для испытания новых лекарств; возможность
оказания услуг здравоохранения в любое время и в любом месте. Ряд компаний,
включая Philips Medical, уже разрабатывают интеллектуальную
"биомедицинскую одежду", а компания Bang & Olufsen создала
упаковку для таблеток, которая сама напоминает пациенту, что пришло время
принимать лекарство.
. Интеллектуальные маркеры и радиочастотные идентификаторы позволят
идентифицировать продукцию на любых этапах производства и дистрибуции.
Радиометки будут играть ключевую роль в замене традиционно медленных и
неэффективных производственных процессов и переходе фармацевтических компаний
на новые методы работы и выпуск более широкого ассортимента более сложных
лекарственных средств более мелкими партиями. Они также помогут компаниям
удовлетворить все более жестким нормативным и законодательным требованиям,
позволив контролировать движения фармацевтической продукции во всех звеньях
цепочки поставок, и откроют новые возможности для оказания услуг
здравоохранения.
. Усовершенствованные решения для хранения данных предоставят средства
для организации хранения огромных объемов данных, которые создаются сегодня в
отрасли, и управления ими. Новые мощные серверы хранения данных,
виртуализованные распределенные сети хранения и прозрачные интегрированные системы
управления записями и архивирования помогут отрасли выполнять все более жесткие
требования американского Управления по надзору за качеством пищевых продуктов и
медикаментов (FDA), Комиссии по ценным бумагам и биржам и других регулирующих
организаций.
. Технологии анализа производственных процессов (PAT) позволяют компаниям
постоянно и автоматически контролировать процессы производства в реальном
времени вместо того, чтобы делать это постфактум, на основании контрольных
образцов и данных выходного контроля качества. Технологии PAT повышают качество
производства и экономят средства, поскольку дешевле провести текущую коррекцию
параметров производственного процесса, чем браковать продукцию, вышедшую за
рамки допустимых отклонений. Новые правила FDA в отношении организации
производства приведут к существенному росту инвестиций в PAT.
. Поиск и анализ информации в масштабах интернета и усовершенствованные
средства анализа текста позволяют с помощью интеллектуальных алгоритмов анализа
исследовать всю цифровую информацию, появляющуюся в интернете, по мере ее
возникновения. Эти новые средства анализа данных и текстов позволят
фармацевтическим компаниям быстро и эффективно извлекать содержательную
информацию из колоссальных объемов данных по исследованиям, маркетингу и
лечению пациентов. Средства интеллектуального анализа веб-информации помогут
компаниям отрасли вести исследования, выбирать потенциальные лекарственные
средства для дальнейшего изучения, анализировать тенденции, более активно
реагировать на побочные действия лекарств, предвидеть потенциальные кризисные
ситуации и лучше понимать потребности пациентов.
3.2 Пример
внедрения информационных технологий в фармацевтической отрасли
Фармацевтический завод "Гедеон Рихтер - Рус" - дочернее
предприятие крупнейшего производителя лекарственных средств в Восточной Европе
АО "Гедеон-Рихтер" (Будапешт, Венгрия). Завод занимается
производством лекарственных средств в твердой форме. Новые производственные
мощности, построенные с соблюдением самых строгих мировых стандартов,
рассчитаны на производство 1 миллиарда таблеток в год. Среди производимых
лекарственных средств: анальгетики, противовоспалительные и антибактериальные
препараты, гипертензивные средства и транквилизаторы широкого спектра действия,
противоязвенные препараты и центральные миорелаксанты, а также новые
перспективные препараты.
Создание комплексной информационной системы в "Гедеон
Рихтер-Рус" на базе Системы управления "Парус" проходило
параллельно со строительством завода, формированием принципов управления
предприятием и созданием эффективной структуры менеджмента.
Инициатором проекта информатизации на заводе "Гедеон
Рихтер-Рус" в 1999 году стал генеральный директор предприятия. Тогда
строительство завода ещё не было завершено: многие подразделения формировались
одновременно с их автоматизацией. В связи с этим определяющим параметром
системы должна была стать её открытость, возможность настройки и адаптации под
меняющиеся бизнес-процессы и специфику предприятия.
Были определены и другие ключевые критерии, которым должна
соответствовать информационная система, среди них:
наличие СУБД ORACLE, обладающей высоким уровнем информационной
безопасности и предполагающей возможность стыковки с информационной системой,
существующей в венгерской компании;
наличие функционала, покрывающего весь спектр задач предприятия (особое
внимание уделялось возможности управлять движением ТМЦ и считать
производственную себестоимость);
возможность самостоятельного внедрения системы силами собственных
ИТ-специалистов предприятия.
Цель проекта - объединить все подразделения завода в единое
информационное пространство, призванного упростить процесс управления
предприятием.
Были поставлены следующие задачи:
иметь учетные данные о финансово-хозяйственной деятельности завода в
режиме реального времени, на основании которых готовить отчеты в российском и
венгерском стандарте; (выделить жирным);
создать информационную систему, которая будет не только удовлетворять
всем требованиям международного стандарта качества GMP (выделить жирным), но и
способствовать организации бизнес-процессов на заводе в соответствии с ним.
Проект информатизации завода "Гедеон Рихтер-Рус" осуществлялся
силами специалистов собственной ИТ-службы завода. В ходе проекта специалисты
завода активно в режиме он-лайн получали все необходимые консультации на
специальном итернет-сервере технической поддержки
"Парус-Консультант".
Это первое подразделение, которое начало действовать в рамках завода -
фармацевтический склад. Склад разделен на зоны хранения: субстанций и вспомогательных
веществ; упаковочных материалов; полупродуктов и готовой продукции;
сильнодействующих и ядовитых веществ; термолабильных препаратов. Здесь были
четко выражены бизнес-процессы, требующие автоматизации:
оприходование фармацевтической продукции от поставщиков и из собственного
производства;
отпуск фармацевтической продукции покупателям;
передача в бухгалтерию данных об оприходованной и отгруженной продукции
заказчикам.
Была автоматизирована регистрация и сопровождение договоров на поставку
фармацевтической продукции, взаимодействие с другими складами (получение
оперативной информации о складских запасах, осуществление резервирования
товаров).
Также в системе было реализован учет складских запасов, включающий:
ведение постеллажного, посерийного и количественного учета сырья,
полуфабрикатов, готовой продукции и упаковочных материалов; учета по срокам
годности;
передачу данных о движении складских запасов в бухгалтерию.
Особенности внедрения были связаны с реализацией в системе специфичного
для фармацевтики учета продукции по идентификационным номерам (внутренний
регистрационный номер). В эти номера вкладывается большая аналитика (вид
продукции или материала, серия, дата производства, дата поступления на склад и
т.д.). Этот номер необходим для полного внутреннего учета продукции
Следующие этап - автоматизация бухгалтерии.
Такая последовательность внедрения системы была обусловлена тем, что
раздел "учет запасов" бухгалтерского учета был наиболее трудоемок, а
с автоматизацией складского учета эта проблема была решена. В рамках
автоматизации бухгалтерии были решены все типовые задачи.
Третьим этап была автоматизация экономической дирекции.
В рамках этого подразделения были решены следующие задачи:
расчет себестоимости готовой продукции;
ведение экспортно-импортных операций;
управление бюджетами центров финансовой ответственности завода.
В результате внедрения проекта на предприятии были автоматизированы
следующие бизнес-процессы:
учет всех существующих договоров и контрагентов;
управление движением материалов и лекарственных препаратов в производстве
и по складам (количество подготавливаемых документов по отгрузке в зависимости
от сезона колеблется от 700 до 2500 в месяц). Налажен посерийный учет, учет по
идентификационным номерам и срокам годности фармацевтической продукции. В
частности, сотрудники завода, ответственные за реализацию продукции, могут
получать упреждающую информацию о приближении срока окончания годности
лекарственных препаратов. Это дает возможность не допустить списания ни одной
партии лекарств по причине истечения срока годности. Также система позволяет
готовить отчеты по приходу, расходу и остатку фармацевтической продукции на
определенный момент времени; реализации товаров и услуг (с номенклатурой и без
номенклатуры, в суммовом и количественном выражении, со скидками и без скидок)
и др.
сертификация фармацевтической продукции в отделе контроля качества. Выбор
продукции для сертификации осуществляется в системе по идентификационному
номеру. Благодаря использованию системы, со склада невозможно отпустить
несертифицированные продукцию или материалы. В информационной системе
"Парус" готовятся "Карты статуса контроля" на каждый
медицинский препарат (рядом рисунок - карта статуса), которые содержат
информацию из фармацевтического склада (наименование, артикул,
идентификационный номер, номер серии, место хранения, срок годности, дата
поступления на склад), а также из отдела контроля качества ("отвечает
требованиям" или "не отвечает требованиям").
расчет себестоимости произведенной продукции. Сейчас затраты собираются
по аналитике затрат и распределяются на готовую продукцию и полуфабрикаты
пропорционально заработной плате. В дальнейшем отслеживать затраты планируется
по местам возникновения затрат.
управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Для
фармацевтического производства характерен большой объем дебиторской
задолженности. По различным видам продукции оплата происходит по-разному. В
системе в рамках управления кредиторской и дебиторской задолженностью
отражается большая аналитика по расчетам с покупателями, по ожидаемым платежам,
по каждому счету, по спецификации и т.д.;
управленческий учет (реализован в рамках бухгалтерского учета, который
отличается от обычного российского бухучета и имеет 4-5 уровней аналитики с
подробной детализацией внутри каждого уровня).
система бюджетирования. В системе реализовано управление бюджетами
центров финансовой ответственности завода. Одним из главных требований
управляющей компании к постановке учета на "Гедеон Рихтер-Рус"
являлась максимально возможная детализация отслеживаемых затрат и четкое
разделение доходов и расходов по центрам финансовой ответственности. Головная
компания установила также структуру элементов доходов и расходов, которые
должны отслеживать специалисты финансово-экономических служб.
Информационная система "Парус" используется в следующих
подразделениях завода "Гедеон Рихтер-Рус":
экономическая дирекция;
отдел контроля качества;
производство;
отдел капитального строительства;
фармацевтический склад;
бухгалтерия;
отдел информационного обслуживания.
Проанализировав 3 главу, хочется сделать вывод, что в ситуации, когда
управление бизнесом приобретает все более электронный характер, когда темпы
развития ИТ высоки, недостаток в квалифицированных ИТ-специалистах может
отрицательно сказаться на темпах развития бизнеса и потере гибкости.
Заключение
Российская фармацевтическая отрасль - одна из немногих, перспективы
которой оцениваются достаточно оптимистично. Отрасль обладает значительным
инвестиционным потенциалом. Многие западные фирмы пришли на наш рынок с
проектами организации выпуска лекарственных препаратов.
На сегодняшний день среди российских фармацевтических компаний наиболее
популярными являются следующие информационные технологии:
создание корпоративного портала организации;
внедрение системы электронного документооборота;
создание системы управления взаимоотношениями с клиентами, поставщиками и
партнерами;
построение комплексной системы управления.
Также необходимо отметить, что:
проблема компетенции персонала, недостаток знаний, трудность настройки и
адаптации на индивидуальные особенности бизнеса, недостаток ресурсов сегодня
свойственны как российским, так и европейским фармацевтическим компаниям.
Малочисленность отделов автоматизации в российских компаниях частично
компенсируется достаточно высокой квалификацией ведущих ИТ-менеджеров.
В фармацевтических компаниях наблюдается недостаточный уровень
финансирования обучения основных специалистов компаний способам и методам
работы с использованием ИТ. На эти цели направляется менее 5% общего
ИТ-бюджета. Преимуществами от внедрения современных технологий невозможно
воспользоваться, если основной персонал не умеет надлежащим образом работать в
информационной системе.
При выборе стратегии развития системы автоматизации руководителям любых
компаний необходимо иметь количественные оценки и технико-экономическое
обоснование уровня инвестиций в новые технологии. Количественные оценки
позволят определить, как и какие именно ожидаемые технологические преимущества
могут быть использованы в практической деятельности, какова их ценность в
организации работ.
Список
использованных источников
1. Сокольский В.С. Информатика медицины.- М.:Познавательная
книга плюс . 2008.- 704 с. (61, С-597)
. Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум.- СПб.:
Питер, 2008.- 468 с. (681, Г-322)
. Багрянцева Н.А., Нестерова Н.С., Радченко И.Н. Новые
информационные технологии в фармации на базе интегрированных отраслевых
информационных баз данных // Фармация.- 2011.- № 1.- С. 35-36.
. Деменский В., Пименова М. От стихийной компьютеризации к
системной интеграции информации // Главный врач.- 2010.- № 2 .- С. 18-20.
. Ермаков Д. Интернет в фармации //Фармацевтический вестник
.- 2008.- № 3.- С. 22-23.
. Минцер О.П. Новые информационные технологии в медицине //
Журнал практического врача.- 2010.- № 2.- С. 33-35.
. Пригожин А.А. Информационные технологии должны работать на
прибыль. //Экономический вестник фармации.- 2013.- № 11.- С.95-99.
. Шур А.Г. Информационные технологии для реализации
комплексных медицинских проектов // Компьютерные технологии в медицине.- 2008.-
№ 2.- С.54-58.
. Аптека и медицина в Интернет // Новая аптека.- 2014. - №
9.- С. 96-97.
. Информационные технологии и фармацевтика - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://pharmic.ru/, свободный.
. Аптекарь - информационный центр - [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.550550.ru/свободный.
.Провизор [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.provisor.com.ua/свободный.
. Развитие фармацевтической и медицинской промышленности -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcpfarma.ru/, свободный.
. Информационное общество - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.inf74.ru/,свободный.