Использование информационных технологий в фармации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    176 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование информационных технологий в фармации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ








Курсовая работа

по дисциплине "Организация и функции информационных систем в сфере экономики"

Использование информационных технологий в фармации










Иркутск, 2015 г.

Содержание

Введение

1. Развитие фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу

1.1 Характеристика проблемы развития фармацевтической промышленности

.2 Цель и основные задачи Программы, срок и этапы ее реализации

1.3 Оценка социально - экономической и экологической эффективности Программы

2. Компьютерные программы, используемые в реализации фармацевтической деятельности

2.1 Система электронного заказа "ФармКомандир"

2.2 Система автоматизации аптек "Фарватер"

3. Перспективы развития информационных технологий в фармацевтической отрасли, внедрение информационных технологий

3.1 Информационные технологии фармации в перспективе

3.2 Пример внедрения информационных технологий в фармацевтической отрасли

Заключение

Список использованных источников

фармацевтический электронный заказ автоматизация


Введение

 

Фармацевтические торговые и производственные предприятия - "Фармация", фармацевтические заводы и фабрики в настоящее время в условиях рыночной экономики нуждаются в оперативном получении информации, ее обработке и в использовании результатов ее анализа в процессе своей деятельности. Разработка полноценной системы управления в фармацевтических предприятиях представляет собой ключевой шаг к выводу производства на уровень международных стандартов.

Организационная структура фармацевтических предприятий, в большинстве случаев, представляет собой систему, состоящую из множества удаленных друг от друга филиалов с централизованным органом учета и контроля. В таких условиях осуществление оперативного документооборота становится наиболее важной задачей.

Современный уровень развития производства диктует новые требования к подходам в управлении производством. Автоматизация производства сводит уменьшает риск возникновения брака в производстве в результате ошибок, допущенных персоналом. Это особенно важно в условиях фармацевтического производства, где малейшее нарушение технологии изготавливаемой продукции может привести к потере здоровья потребителей лекарственных средств - больных людей.

Большой проблемой в современных условиях российской экономики является быстрый перевод денежных средств филиалам организации, оперативные расчеты с поставщиками и клиентами. Современные условия требуют, чтобы расчеты совершались практически "день-в-день", чтобы избежать потерь денежных средств и задержек поставок в результате инфляционных процессов.

Единственным решением этих проблем является разработка и внедрение так называемых информационных технологий, т.е. технологий, основывающихся на использовании вычислительной техники и электронных средств коммуникации.

Относительно низкая стоимость, надежность, простота обслуживания и эксплуатации расширяет сферу применения информационных технологий, прежде всего за счет тех областей человеческой деятельности, в которых раньше вычислительная техника не использовалась из-за высокой стоимости, сложности обслуживания и взаимодействия. К таким областям относится и так называемая учрежденческая деятельность, где применение информационных технологий позволило реально повысить производительность труда специалистов, связанных с обработкой информации. Этот аспект особенно актуален в связи с тем, что производительность управленческого труда до сих пор росла крайне низкими темпами. Так, за последние 30 лет она повысилась в 2-3 раза, в то же время производительность труда в промышленности - в 14-15 раз.

Современные масштабы и темпы внедрения средств автоматизации управления в народном хозяйстве с особой остротой ставит задачу проведения комплексных исследований, связанных с всесторонним изучением и обобщением возникающих при этом проблем как практического, так и теоретического характера.

Целью работы является исследование необходимости применения и внедрения информационных технологий в фармакологические процессы.

В данной курсовой работе выдвигаются следующие задачи:

.Рассмотреть системы, используемые в фармацевтической деятельности

.Определить перспективы развития информационных технологий в фармацевтической отрасли

.Разобрать примеры внедрения информационных технологий в фармацию

Предметом исследования являются информационные технологии в фармации.

Объект исследования - применение информационных технологий в фармакологической деятельности.

1. Развитие фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу

1.1 Характеристика проблемы развития фармацевтической промышленности

В настоящее время объем потребления лекарственных препаратов, производимых в Российской Федерации, составляет не более 20 процентов рынка в денежном выражении и не более 65 процентов в натуральном. Отечественные производители лекарственных средств проигрывают в рыночной конкуренции не только крупнейшим мировым фармацевтическим корпорациям, разрабатывающим новейшие инновационные препараты, но и производителям воспроизведенных лекарственных препаратов и сырья для их производства преимущественно из Китая и Индии. Аналогичная ситуация сложилась на рынке медицинских изделий. Потребление продукции медицинской промышленности, произведенной на территории Российской Федерации, составляет менее 25 процентов рынка (в денежном выражении), и на протяжении последних лет доля продукции отечественных предприятий на российском рынке снижается. При этом в отдельных, в первую очередь высокотехнологичных, сегментах медицинских изделий доля импорта приближается к 100 процентам.

В течение последних лет в связи с ростом экономики России и реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье" наблюдается существенный рост потребления населением Российской Федерации фармацевтической продукции, а также интенсивное техническое переоснащение медицинских организаций здравоохранения. Однако потребление готовых лекарственных препаратов и медицинских изделий отечественного производства сокращается на 1 - 2 процента в год. Таким образом, несмотря на наличие положительного эффекта от реализации государственной политики в сфере здравоохранения, продукция отечественной фармацевтической и медицинской промышленности замещается импортной. Увеличение доли импортной медицинской техники в структуре оснащения учреждений здравоохранения усиливает зависимость отечественной системы здравоохранения от импортных расходных материалов и запасных частей и в конечном счете ведет к не всегда оправданному увеличению государственных расходов. Данные тенденции снижают конкурентоспособность отечественной фармацевтической и медицинской промышленности и отрицательно сказываются на темпах роста российской экономики в целом.

Федеральные целевые программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)", "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы, а также академические программы "Молекулярная и клеточная биология" и "Фундаментальные науки - медицине", в рамках которых решаются проблемы развития фармацевтической и медицинской промышленности, в основном направлены на генерацию знаний и разработку технологий. В ряде случаев при их реализации получены прикладные результаты уровня, не уступающего мировому. Однако в отсутствие действенных организационных механизмов, вовлекающих полученные результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленное производство инновационной фармацевтической и медицинской продукции, эти результаты остаются невостребованными либо уходят за рубеж, чтобы вернуться воплощенными в готовые продукты и изделия. Результатом этих тенденций является постоянное удорожание импортных лекарственных препаратов и медицинской техники, что затрудняет их доступность для потребителей, в особенности для социально незащищенных категорий граждан Российской Федерации. При этом технологический уровень производственных мощностей предприятий фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации не отвечает современным стандартам производства.

Складывающаяся ситуация является неприемлемой ни с точки зрения обеспечения национальной безопасности, ни с экономической точки зрения, так как российский рынок представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков. По оценкам экспертов, объем рынка медицинской продукции в Российской Федерации увеличится к 2020 году более чем в 3 раза и достигнет 300 млрд. рублей в год, а отечественный рынок лекарственных препаратов к 2020 году достигнет 1,5 трлн. рублей в год.

Необходимость принятия стратегических решений по вопросам развития отечественной фармацевтической промышленности обусловлена следующими проблемами:

нарастание отставания отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в части технологического уровня производственных мощностей для организации выпуска конкурентоспособной продукции;

недостаток государственного стимулирования предприятий отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в части разработки и производства на территории Российской Федерации инновационных лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Разработаны два варианта решения данных проблем развития отечественной фармацевтической промышленности.

Первый вариант опирается на использование организационных и финансовых инструментов в рамках текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствии с установленными полномочиями.

Однако при реализации данного варианта в долгосрочной перспективе возникают риски разобщенности мероприятий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, дискоординации целей, задач и механизмов выполняемых указанными органами отдельных проектов, увеличения бюджетных расходов за счет дублирования мероприятий и проектов в проблемной области.

Второй вариант опирается на использование программно-целевого метода с четким определением целей и задач, решаемых в проблемной области, выбором перечня скоординированных мероприятий, способствующих сокращению технологического отставания отечественной фармацевтической и медицинской промышленности и переходу указанных отраслей на инновационный тип развития.

Основным риском данного варианта в долгосрочной перспективе является возникновение мировой макроэкономической и финансовой нестабильности и, как следствие, сокращение бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий. Также не исключены риски, связанные с возможным изменением приоритетов и направлений государственной политики.

Анализ преимуществ и рисков указанных вариантов показывает, что в существующих социально-экономических условиях реализация второго варианта является предпочтительной.

Государственное участие в решении проблем развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности заключается в стимулировании запуска за счет средств федерального бюджета инновационного цикла в этих отраслях с последующим нарастающим финансированием исследований и разработок за счет собственных средств предприятий. В целях реализации данного варианта развития фармацевтической и медицинской промышленности разработана федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (далее - Программа).

Перспективный характер Программы определяется тем, что после ее завершения в 2020 году отечественные фармацевтические и медицинские компании будут обладать значительным количеством разработок в области лекарственных средств, включая кандидаты лекарственных препаратов, находящиеся на поздних стадиях клинических исследований, а также разработок в области медицинских изделий. Коммерциализация этих результатов в ходе реализации Программы, а также после ее завершения позволит отечественным производителям инвестировать в процесс разработки новых инновационных лекарственных средств и медицинских изделий собственные средства без участия государства. В результате в Российской Федерации будет запущен рыночный механизм разработки инновационной продукции в фармацевтической и медицинской промышленности.

Мероприятия Программы разработаны на основе государственно-частного партнерства. В основу предлагаемой модели заложены стимулы для рационального сотрудничества частного бизнеса с государством в софинансировании исследований, разработок и инновационного производства отечественной фармацевтической и медицинской продукции.

1.2    Цель и основные задачи Программы, срок и этапы ее реализации

 

Целью Программы является переход фармацевтической промышленности на инновационную модель развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня, а также государственных учреждений науки и образования и создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции;

выпуск отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью стратегически значимых лекарственных средств и жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также медицинских изделий с целью создания конкурентоспособной продукции;

вывод на рынок инновационной продукции, выпускаемой отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью;

увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с 2010 годом;

кадровое обеспечение отечественной фармацевтической и медицинской промышленности.

Реализация Программы осуществляется в 2011 - 2020 годах в два этапа.

На первом этапе (2011 - 2015 годы) планируется преодолеть существующее научно-техническое, технологическое и производственное отставание отечественной фармацевтической и медицинской промышленности, обеспечить повышение конкурентоспособности в части производства лекарственных средств, входящих в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации (далее - перечень стратегически значимых лекарственных средств), и перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также производства необходимых системе здравоохранения в первоочередном порядке медицинских изделий.

В ходе реализации данного этапа Программы планируется решить следующие задачи:

ускоренное формирование научно-технологического потенциала для разработки воспроизведенных и инновационных лекарственных средств и медицинских изделий на основе выполнения масштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

технологическое перевооружение отечественной фармацевтической промышленности до экспортоспособного уровня, а также государственных учреждений науки и образования и создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции;

обеспечение на основе технологической модернизации производства отечественными предприятиями синтетического и биотехнологического сырья (субстанций) для производства готовых лекарственных препаратов;

технологическое перевооружение производства медицинских изделий, а также локализация выпуска медицинских изделий и различных комплектующих;

удовлетворение внутреннего спроса на 30 процентов в денежном выражении на лекарственные средства, в первую очередь входящие в перечень стратегически значимых лекарственных средств, а также в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за счет роста объема продаж фармацевтической продукции отечественного производства;

удовлетворение внутреннего спроса на медицинские изделия за счет отечественного производства на 30 процентов в денежном выражении.

На втором этапе (2016-2020 годы) предусматривается завершить переход отечественной фармацевтической и медицинской промышленности к модели устойчивого инновационного развития, обеспечение российского здравоохранения и потребительского рынка широким ассортиментом доступной и качественной продукции отечественной фармацевтической и медицинской промышленности.

На втором этапе планируется решить следующие задачи:

удовлетворение внутреннего спроса на лекарственные средства за счет отечественного производства на 50 процентов в денежном выражении, на 90 процентов по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

завершение процесса создания технологических кластеров на базе высокотехнологичных предприятий фармацевтической и медицинской промышленности;

увеличение доли экспортной продукции отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с 2010 годом;

увеличение количества малых и средних инновационных предприятий в фармацевтической и медицинской промышленности, обеспечивающих создание новых продуктов;

укрепление высококвалифицированными кадрами отечественной фармацевтической и медицинской промышленности;

создание эффективной системы мониторинга развития мировой науки и практики в области здравоохранения, основных тенденций в развитии зарубежной фармацевтической и медицинской промышленности, планирования передовых конкурентоспособных технологий, определение приоритетов для обеспечения успешной конкуренции на внутреннем и внешнем рынках;

создание системы непрерывного информационного обеспечения инновационного развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности.

Досрочное прекращение реализации Программы может произойти при изменении социально-экономической ситуации в стране, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных задач, неэффективном управлении Программой.

 


1.3 Оценка социально - экономической и экологической эффективности Программы


Эффективность Программы оценивается как интегральная оценка эффективности отдельных мероприятий, при этом результативность мероприятий Программы оценивается исходя из соответствия ожидаемых результатов поставленной цели, степени приближения к этой цели и косвенных позитивных воздействий на экономическую, социальную и экологическую ситуации.

Эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, определяется на основании методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 г.), в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, отраслевыми положениями и нормативами, с использованием системы целевых индикаторов и показателей, отражающих приоритеты развития экономики России, и применением критериев эффективности инвестиционных проектов.

При проведении оценки бюджетной эффективности Программа рассматривалась как единый инвестиционный проект с большой долей инвестиций из федерального бюджета.

Социально-экономическая эффективность реализации Программы выражается качественными и количественными параметрами, характеризующими рост экономических и финансовых показателей, а также бюджетных доходов вследствие улучшения экономического положения предприятий фармацевтической и медицинской промышленности и расширения налогооблагаемой базы, создания качественной конкурентной среды, стимулирующей повышение конкурентоспособности российского бизнеса.

Общая сумма инвестиций составит 172986 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета 110185 млн. рублей, из них 86895 млн. рублей - расходы на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, 20768 млн. рублей - капитальные вложения, из них бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности - 13481 млн. рублей, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности - 7287 млн. рублей, 2522 млн. рублей - прочие затраты, за счет средств внебюджетных источников 62801 млн. рублей, из них 56660 млн. рублей - расходы на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, 6141 млн. рублей - капитальные вложения.

Экономическая эффективность реализации Программы характеризуется следующими показателями:

в сфере производства чистый дисконтированный доход составит 62424 млн. рублей, чистый дисконтированный доход государства (бюджетный эффект) - 67573 млн. рублей;

совокупность поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от реализации Программы с учетом дисконтирования ожидается в размере 148,7 млрд. рублей;

коэффициент бюджетной эффективности составит 60 процентов;

срок окупаемости всех инвестиций (бюджетных и внебюджетных ассигнований) за счет чистой прибыли и амортизации составит 6,3 года, бюджетных ассигнований за счет налоговых поступлений - 1,2 года;

индексы доходности (рентабельности) для всех инвестиций составят 1,45, для бюджетных ассигнований - 2,4;

удельный вес средствдерального бюджета (степень участия государства) в общем объеме финансирования составит 0,65, в том числе удельный вес средств федерального бюджета в расходах на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, - 0,61, в общем объеме капитальных вложений - 0,86;

уровень безубыточности составит 0,64 после освоения проектных мощностей, что будет свидетельствовать об эффективности и устойчивости Программы к возможным изменениям условий ее реализации.

Реализация Программы будет определять технологические возможности страны на длительную перспективу и позволит:

создать промышленно-технологическую основу для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции нового поколения;

сформировать предпосылки для повышения темпов экономического роста за счет увеличения в структуре экономики доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости;

создать новые возможности для наращивания производства и экспорта отечественной продукции высокой степени переработки;

способствовать формированию более прогрессивной структуры экономики, развитию отечественных высокотехнологичных производств;

сократить общее отставание России от передовых стран, сохранить и развить достигнутые результаты по ряду важных направлений, расширить возможности для равноправного международного сотрудничества в сфере фармацевтической и медицинской промышленности;

обеспечить создание к 2020 году более 500 новых малых и средних высокотехнологичных предприятий фармацевтической и медицинской промышленности.

Социальная эффективность Программы выражается через показатели, влияющие на улучшение демографической ситуации (уменьшение смертности, в том числе детской), здоровья и трудоспособности населения, снижения социально-экономического ущерба от заболеваемости и смертности населения за счет повышения уровня медицинского обслуживания населения, повышения доступности отечественных лекарственных препаратов. Социальная эффективность Программы характеризуется количеством новых созданных рабочих мест в фармацевтической и медицинской промышленности для высококвалифицированных работников (6-7 тыс. человеко-мест к концу реализации Программы), существенным повышением технологического уровня фармацевтической и медицинской промышленности, который обеспечит снижение трудовых затрат на создание новых видов продукции и улучшение условий труда, развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров для фармацевтической и медицинской промышленности, что повлечет за собой рост привлекательности сферы фармацевтической и медицинской науки для молодежи.

Разработка и внедрение в производство конкурентоспособных воспроизведенных и инновационных лекарственных препаратов и медицинских изделий обеспечат создание широкой номенклатуры соответствующей продукции для технического обеспечения решения государственных социальных программ.

В рамках реализации Программы основная часть прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, обеспечит разработку лекарственных препаратов для лечения социально значимых и наиболее распространенных заболеваний, являющихся основными причинами смертности населения Российской Федерации.

Экологическая эффективность Программы выражается:

в разработке и освоении экологически чистых безотходных технологий в фармацевтической и медицинской промышленности. Новые технологии, применяемые в фармацевтической и медицинской промышленности, основанные на замкнутых циклах, обеспечат полное отсутствие сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

в использовании эффективных средств защиты населения и территорий России от поражений токсическими веществами при возможных террористических актах, техногенных и природных авариях и катастрофах;

в обеспечении технологических возможностей для улучшения экологической обстановки за счет применения высокоэффективных средств контроля и нейтрализации вредных выбросов в окружающую среду.

Особое внимание при реализации Программы будет уделено вопросам экологии производства, осуществлению мероприятий, направленных на поэтапное сокращение уровней негативного воздействия отраслевых предприятий на окружающую среду, созданию экологически безопасной и комфортной обстановки как на рабочем месте, так и в местах проживания и отдыха работников.

К 2020 году уровень экологического воздействия должен быть снижен в 2,5 раза, а энергоемкость производства - на 40 процентов.

Из содержания первой главы можно сделать вывод, что реализация вышеуказанной Программы позволит не только технологически перевооружить производственные мощности предприятий, но одновременно стимулировать в Российской Федерации разработку и производство наукоемкой фармацевтической и медицинской продукции, поднять уровень отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

2. Компьютерные программы, используемые в реализации фармацевтической деятельности

 

.1 Система электронного заказа "ФармКомандир"


Данная система предназначена для оптимизации ускорения процесса заказа товаров для аптек,с соблюдением выбранных условий.

Основные преимущества системы:

.        Удобный справочник товаров, в котором все похожие названия от разных поставщиков приведены к единому наименованию.(см. рисунок 1.1)

.Возможность просматривать и делать заказы из сводного прайса всех поставщиков или из отдельно выбранного прайса

.        Удобный электронный формат реестра цен

. Формирование заказов с применением нужных критериев

. Функция "Условия заказа" позволяет гибко сформировать условия по производителю, поставщику и по товару

. В системе ежедневно обновляется справочник по фальсифицированным и забракованным сериям медицинских препаратов (см. риснок 1.2)

.Для муниципальных и бюджетных организаций система позволяет получить прайсы и договоры с электронно-цифровой подписью

. Есть возможность формировать отчеты для оценки эффективности деятельности аптеки

Информационный центр "Аптекарь" предоставляет ПО к данной программе и полный набор услуг по внедрению и обучению персонала аптек.

Рисунок 1.1 - Справочник товаров

Рисунок 1.2 - Перечень забракованных и фальсифицированных препаратов

2.2 Система автоматизации аптек "Фарватер"


"Фарватер" контролирует текущее состояние аптеки в режиме реального времени, управляет её запасами, взаиморасчётами.

Работа с "Фарватер" в аптеке:

Автоматическая расценка товара, контроль максимальных наценок на ЖНВЛС в любом регионе РФ

Автоматическое формирование потребности и экспорт заказов в систему заказов "ФармКомандир"

Проверка остатков на фальсифицированные и забракованные серии, отслеживание по срокам годности (см. рисунок 1.3)

Актуальные отчеты учредителю предприятия для оценки эффективности финансовых затрат.

Выгрузка в 1С Бухгалтерия с отражением движения аптечного товара по организации

Отдельный учёт сильнодействующих и наркотических средств.

Контроль в автоматическом режиме предельно допустимых оптовых цен;

Раздельный учет и движения аптечных товаров по источникам финансирования;

Рисунок 1.3 - Отслеживание препаратов по срокам годности

Рассмотрев системы "ФармКомандир" и "Фарватер" можно сказать, что благодаря их использованию функционирование фармацевтической деятельности значительно упрощается.

3. Перспективы развития информационных технологий в фармацевтической отрасли, внедрение информационных технологий

 

.1 Информационные технологии фармации в перспективе


Информационные технологии - важнейший фактор трансформации фармацевтической отрасли. Сегодня для этой отрасли пришло время поставить на службу колоссальные научные достижения эры геномики. Для этого компаниям необходимо инвестировать средства в новые технологии, способные стать двигателем для беспрецедентного роста и средством выживания на конкурентном рынке. Компании, не сумевшие отреагировать на возникающие сегодня требования рынка, в ближайшем будущем столкнутся с дальнейшим снижением привлекательности своих акций.

Сегодня ведущие компании фармацевтической отрасли мира тратят на информационные технологии около $20 млрд. в год, однако редко получают от этих инвестиций полноценную отдачу. Большинство ИТ-ресурсов компаний направляется на технологии, предназначенные для сокращения затрат - управление цепочкой поставок, обработку транзакций, услуги поддержки, - и все больше таких технологий передается для поддержки внешним поставщикам.

Отрасль уже переживает важнейшие изменения, связанные с появлением молекулярных подходов. Генетика, геномика, протеомика в будущем позволят фармацевтическим компаниям точнее идентифицировать заболевания и создавать целые пакеты решений по защите здоровья для пациентов с конкретными подтипами заболеваний, вместо того, чтобы производить "безразмерные" лекарства для пациентов со схожими симптомами, но разными, по сути, болезнями. Компании, которые научатся создавать, "целенаправленные терапевтические решения" в будущем смогут в разы увеличить прибыль своих акционеров. Ключом к такой трансформации станут информационные технологии.

Важным фактором преобразования и повышения инвестиционной привлекательности фармацевтических компаний в ближайшее десятилетие станут семь ключевых технологий:

. Вычислительные системы с производительностью уровня петафлоп (1015 операций с плавающей запятой в секунду) и Grid-технологии предоставят отрасли не виданные ранее вычислительные возможности. Поколение компьютеров с производительностью на уровне петафлоп создадут условия для массового применения биомолекулярного моделирования, например, конформационного анализа белков. Grid-технологии, позволяющие эффективно использовать простаивающие вычислительные ресурсы настольных ПК и серверов компаний, предоставят компаниям возможность браться за такие задачи, как скрининг на совпадение ДНК-последовательностей или анализ данных о продажах и маркетинге в реальном времени. Ряд исследовательских grid-систем уже действует. В качестве примера можно привести проект Smallpox Research Grid, в рамках которого на двух миллионах компьютерах добровольцев по всему миру был проведен скрининг 35 млн. потенциальных лекарств для лечения ветряной оспы.

. Всепроникающие вычислительные технологии - миниатюрные устройства индивидуального слежения, мобильные телекоммуникационные средства и беспроводные технологии - в будущем изменят сами подходы к разработке лекарственных средств и оказанию услуг здравоохранения, упростив доставку и сбор биологических данных в реальном времени вне стен клиники. Это, в свою очередь, означает возможность контролировать состояние пациентов и управлять им; принципиально новые возможности для испытания новых лекарств; возможность оказания услуг здравоохранения в любое время и в любом месте. Ряд компаний, включая Philips Medical, уже разрабатывают интеллектуальную "биомедицинскую одежду", а компания Bang & Olufsen создала упаковку для таблеток, которая сама напоминает пациенту, что пришло время принимать лекарство.

. Интеллектуальные маркеры и радиочастотные идентификаторы позволят идентифицировать продукцию на любых этапах производства и дистрибуции. Радиометки будут играть ключевую роль в замене традиционно медленных и неэффективных производственных процессов и переходе фармацевтических компаний на новые методы работы и выпуск более широкого ассортимента более сложных лекарственных средств более мелкими партиями. Они также помогут компаниям удовлетворить все более жестким нормативным и законодательным требованиям, позволив контролировать движения фармацевтической продукции во всех звеньях цепочки поставок, и откроют новые возможности для оказания услуг здравоохранения.

. Усовершенствованные решения для хранения данных предоставят средства для организации хранения огромных объемов данных, которые создаются сегодня в отрасли, и управления ими. Новые мощные серверы хранения данных, виртуализованные распределенные сети хранения и прозрачные интегрированные системы управления записями и архивирования помогут отрасли выполнять все более жесткие требования американского Управления по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), Комиссии по ценным бумагам и биржам и других регулирующих организаций.

. Технологии анализа производственных процессов (PAT) позволяют компаниям постоянно и автоматически контролировать процессы производства в реальном времени вместо того, чтобы делать это постфактум, на основании контрольных образцов и данных выходного контроля качества. Технологии PAT повышают качество производства и экономят средства, поскольку дешевле провести текущую коррекцию параметров производственного процесса, чем браковать продукцию, вышедшую за рамки допустимых отклонений. Новые правила FDA в отношении организации производства приведут к существенному росту инвестиций в PAT.

. Поиск и анализ информации в масштабах интернета и усовершенствованные средства анализа текста позволяют с помощью интеллектуальных алгоритмов анализа исследовать всю цифровую информацию, появляющуюся в интернете, по мере ее возникновения. Эти новые средства анализа данных и текстов позволят фармацевтическим компаниям быстро и эффективно извлекать содержательную информацию из колоссальных объемов данных по исследованиям, маркетингу и лечению пациентов. Средства интеллектуального анализа веб-информации помогут компаниям отрасли вести исследования, выбирать потенциальные лекарственные средства для дальнейшего изучения, анализировать тенденции, более активно реагировать на побочные действия лекарств, предвидеть потенциальные кризисные ситуации и лучше понимать потребности пациентов.

3.2 Пример внедрения информационных технологий в фармацевтической отрасли


Фармацевтический завод "Гедеон Рихтер - Рус" - дочернее предприятие крупнейшего производителя лекарственных средств в Восточной Европе АО "Гедеон-Рихтер" (Будапешт, Венгрия). Завод занимается производством лекарственных средств в твердой форме. Новые производственные мощности, построенные с соблюдением самых строгих мировых стандартов, рассчитаны на производство 1 миллиарда таблеток в год. Среди производимых лекарственных средств: анальгетики, противовоспалительные и антибактериальные препараты, гипертензивные средства и транквилизаторы широкого спектра действия, противоязвенные препараты и центральные миорелаксанты, а также новые перспективные препараты.

Создание комплексной информационной системы в "Гедеон Рихтер-Рус" на базе Системы управления "Парус" проходило параллельно со строительством завода, формированием принципов управления предприятием и созданием эффективной структуры менеджмента.

Инициатором проекта информатизации на заводе "Гедеон Рихтер-Рус" в 1999 году стал генеральный директор предприятия. Тогда строительство завода ещё не было завершено: многие подразделения формировались одновременно с их автоматизацией. В связи с этим определяющим параметром системы должна была стать её открытость, возможность настройки и адаптации под меняющиеся бизнес-процессы и специфику предприятия.

Были определены и другие ключевые критерии, которым должна соответствовать информационная система, среди них:

наличие СУБД ORACLE, обладающей высоким уровнем информационной безопасности и предполагающей возможность стыковки с информационной системой, существующей в венгерской компании;

наличие функционала, покрывающего весь спектр задач предприятия (особое внимание уделялось возможности управлять движением ТМЦ и считать производственную себестоимость);

возможность самостоятельного внедрения системы силами собственных ИТ-специалистов предприятия.

Цель проекта - объединить все подразделения завода в единое информационное пространство, призванного упростить процесс управления предприятием.

Были поставлены следующие задачи:

иметь учетные данные о финансово-хозяйственной деятельности завода в режиме реального времени, на основании которых готовить отчеты в российском и венгерском стандарте; (выделить жирным);

создать информационную систему, которая будет не только удовлетворять всем требованиям международного стандарта качества GMP (выделить жирным), но и способствовать организации бизнес-процессов на заводе в соответствии с ним.

Проект информатизации завода "Гедеон Рихтер-Рус" осуществлялся силами специалистов собственной ИТ-службы завода. В ходе проекта специалисты завода активно в режиме он-лайн получали все необходимые консультации на специальном итернет-сервере технической поддержки "Парус-Консультант".

Это первое подразделение, которое начало действовать в рамках завода - фармацевтический склад. Склад разделен на зоны хранения: субстанций и вспомогательных веществ; упаковочных материалов; полупродуктов и готовой продукции; сильнодействующих и ядовитых веществ; термолабильных препаратов. Здесь были четко выражены бизнес-процессы, требующие автоматизации:

оприходование фармацевтической продукции от поставщиков и из собственного производства;

отпуск фармацевтической продукции покупателям;

передача в бухгалтерию данных об оприходованной и отгруженной продукции заказчикам.

Была автоматизирована регистрация и сопровождение договоров на поставку фармацевтической продукции, взаимодействие с другими складами (получение оперативной информации о складских запасах, осуществление резервирования товаров).

Также в системе было реализован учет складских запасов, включающий:

ведение постеллажного, посерийного и количественного учета сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и упаковочных материалов; учета по срокам годности;

передачу данных о движении складских запасов в бухгалтерию.

Особенности внедрения были связаны с реализацией в системе специфичного для фармацевтики учета продукции по идентификационным номерам (внутренний регистрационный номер). В эти номера вкладывается большая аналитика (вид продукции или материала, серия, дата производства, дата поступления на склад и т.д.). Этот номер необходим для полного внутреннего учета продукции

Следующие этап - автоматизация бухгалтерии.

Такая последовательность внедрения системы была обусловлена тем, что раздел "учет запасов" бухгалтерского учета был наиболее трудоемок, а с автоматизацией складского учета эта проблема была решена. В рамках автоматизации бухгалтерии были решены все типовые задачи.

Третьим этап была автоматизация экономической дирекции.

В рамках этого подразделения были решены следующие задачи:

расчет себестоимости готовой продукции;

ведение экспортно-импортных операций;

управление бюджетами центров финансовой ответственности завода.

В результате внедрения проекта на предприятии были автоматизированы следующие бизнес-процессы:

учет всех существующих договоров и контрагентов;

управление движением материалов и лекарственных препаратов в производстве и по складам (количество подготавливаемых документов по отгрузке в зависимости от сезона колеблется от 700 до 2500 в месяц). Налажен посерийный учет, учет по идентификационным номерам и срокам годности фармацевтической продукции. В частности, сотрудники завода, ответственные за реализацию продукции, могут получать упреждающую информацию о приближении срока окончания годности лекарственных препаратов. Это дает возможность не допустить списания ни одной партии лекарств по причине истечения срока годности. Также система позволяет готовить отчеты по приходу, расходу и остатку фармацевтической продукции на определенный момент времени; реализации товаров и услуг (с номенклатурой и без номенклатуры, в суммовом и количественном выражении, со скидками и без скидок) и др.

сертификация фармацевтической продукции в отделе контроля качества. Выбор продукции для сертификации осуществляется в системе по идентификационному номеру. Благодаря использованию системы, со склада невозможно отпустить несертифицированные продукцию или материалы. В информационной системе "Парус" готовятся "Карты статуса контроля" на каждый медицинский препарат (рядом рисунок - карта статуса), которые содержат информацию из фармацевтического склада (наименование, артикул, идентификационный номер, номер серии, место хранения, срок годности, дата поступления на склад), а также из отдела контроля качества ("отвечает требованиям" или "не отвечает требованиям").

расчет себестоимости произведенной продукции. Сейчас затраты собираются по аналитике затрат и распределяются на готовую продукцию и полуфабрикаты пропорционально заработной плате. В дальнейшем отслеживать затраты планируется по местам возникновения затрат.

управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Для фармацевтического производства характерен большой объем дебиторской задолженности. По различным видам продукции оплата происходит по-разному. В системе в рамках управления кредиторской и дебиторской задолженностью отражается большая аналитика по расчетам с покупателями, по ожидаемым платежам, по каждому счету, по спецификации и т.д.;

управленческий учет (реализован в рамках бухгалтерского учета, который отличается от обычного российского бухучета и имеет 4-5 уровней аналитики с подробной детализацией внутри каждого уровня).

система бюджетирования. В системе реализовано управление бюджетами центров финансовой ответственности завода. Одним из главных требований управляющей компании к постановке учета на "Гедеон Рихтер-Рус" являлась максимально возможная детализация отслеживаемых затрат и четкое разделение доходов и расходов по центрам финансовой ответственности. Головная компания установила также структуру элементов доходов и расходов, которые должны отслеживать специалисты финансово-экономических служб.

Информационная система "Парус" используется в следующих подразделениях завода "Гедеон Рихтер-Рус":

экономическая дирекция;

отдел контроля качества;

производство;

отдел капитального строительства;

фармацевтический склад;

бухгалтерия;

отдел информационного обслуживания.

Проанализировав 3 главу, хочется сделать вывод, что в ситуации, когда управление бизнесом приобретает все более электронный характер, когда темпы развития ИТ высоки, недостаток в квалифицированных ИТ-специалистах может отрицательно сказаться на темпах развития бизнеса и потере гибкости.

Заключение


Российская фармацевтическая отрасль - одна из немногих, перспективы которой оцениваются достаточно оптимистично. Отрасль обладает значительным инвестиционным потенциалом. Многие западные фирмы пришли на наш рынок с проектами организации выпуска лекарственных препаратов.

На сегодняшний день среди российских фармацевтических компаний наиболее популярными являются следующие информационные технологии:

создание корпоративного портала организации;

внедрение системы электронного документооборота;

создание системы управления взаимоотношениями с клиентами, поставщиками и партнерами;

построение комплексной системы управления.

Также необходимо отметить, что:

проблема компетенции персонала, недостаток знаний, трудность настройки и адаптации на индивидуальные особенности бизнеса, недостаток ресурсов сегодня свойственны как российским, так и европейским фармацевтическим компаниям.

Малочисленность отделов автоматизации в российских компаниях частично компенсируется достаточно высокой квалификацией ведущих ИТ-менеджеров.

В фармацевтических компаниях наблюдается недостаточный уровень финансирования обучения основных специалистов компаний способам и методам работы с использованием ИТ. На эти цели направляется менее 5% общего ИТ-бюджета. Преимуществами от внедрения современных технологий невозможно воспользоваться, если основной персонал не умеет надлежащим образом работать в информационной системе.

При выборе стратегии развития системы автоматизации руководителям любых компаний необходимо иметь количественные оценки и технико-экономическое обоснование уровня инвестиций в новые технологии. Количественные оценки позволят определить, как и какие именно ожидаемые технологические преимущества могут быть использованы в практической деятельности, какова их ценность в организации работ.

Список использованных источников


1. Сокольский В.С. Информатика медицины.- М.:Познавательная книга плюс . 2008.- 704 с. (61, С-597)

. Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум.- СПб.: Питер, 2008.- 468 с. (681, Г-322)

. Багрянцева Н.А., Нестерова Н.С., Радченко И.Н. Новые информационные технологии в фармации на базе интегрированных отраслевых информационных баз данных // Фармация.- 2011.- № 1.- С. 35-36.

. Деменский В., Пименова М. От стихийной компьютеризации к системной интеграции информации // Главный врач.- 2010.- № 2 .- С. 18-20.

. Ермаков Д. Интернет в фармации //Фармацевтический вестник .- 2008.- № 3.- С. 22-23.

. Минцер О.П. Новые информационные технологии в медицине // Журнал практического врача.- 2010.- № 2.- С. 33-35.

. Пригожин А.А. Информационные технологии должны работать на прибыль. //Экономический вестник фармации.- 2013.- № 11.- С.95-99.

. Шур А.Г. Информационные технологии для реализации комплексных медицинских проектов // Компьютерные технологии в медицине.- 2008.- № 2.- С.54-58.

. Аптека и медицина в Интернет // Новая аптека.- 2014. - № 9.- С. 96-97.

. Информационные технологии и фармацевтика - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pharmic.ru/, свободный.

. Аптекарь - информационный центр - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.550550.ru/свободный.

.Провизор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.provisor.com.ua/свободный.

. Развитие фармацевтической и медицинской промышленности - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcpfarma.ru/, свободный.

. Информационное общество - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inf74.ru/,свободный.

Похожие работы на - Использование информационных технологий в фармации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!