Приемы выполнения объемной аппликации из бумаги
. Методика формирования технических умений в объемной аппликации у детей 6-7 лет
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.
Значение занятий аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:
развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
развитие художественно - графических умений и навыков;
развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
воспитание зрительской культуры;
возможное раскрытие начал профессиональной художественно-изобразительной деятельности.
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно- методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы: "Формирование техники умений в объемной аппликации у детей 6-7 лет"
Цель нашего исследования: формирование техники умения в объемной аппликации.
Исходя из поставленной цели, нами были разработаны задачи:
) Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.
) Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике объемной аппликации.
) Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по объемной аппликации.
) Разработать и апробировать занятие занимательного характера по объемной аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста, их художественно - творческая деятельность.
Предметом исследования являются нетрадиционные формы занятий аппликацией в старшем дошкольном возрасте.
1. Понятие: техника аппликации
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий ("Салют Победы", "Полет в космос", "Птицы прилетели" и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.
Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто - желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.
Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.
Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт.
Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян.
Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев.
Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е.Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии.
В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой - мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.
Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса.
Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.
В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового.
Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро "Красная шапочка" - Волк символический образ "Судьба", воспоминание об острове Гаити.
Издавна славились на Украине, в Белоруссии узорчатые бумажные вырезки - витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания - складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, - хороводы.
Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.
Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.
Яркие, праздничные аппликации различные композиции декоративных цветов в вазах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы - все это представляется на многочисленных выставках декоративно - прикладного искусства.
В Ростове - на - Дону увлеченно работает с засушенными растениями П. Рябинин. Работы из тополиного пуха самостоятельных художников, из города Трускавца В.Тарановой и А.Шевченко демонстрировались в Донецке, Ялте, Львове и др. городах.
Работы художников - флористов пользуются неизменным успехом на выставках "Природа и творчество".
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно - тематическая и декоративная аппликация.
На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т.д.
По мере освоения приемов вырезания средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).
Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом ("Цыпленок клюет зерна", "Колобок отдыхает на пеньке", "Рыбки плавают в аквариуме", "Грачи вьют гнёзда на дереве"). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:
вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем - фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);
подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).
В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно - тематических аппликаций.
Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов.
Сюжеты аппликаций могут трактоваться по - разному в зависимости от возраста детей. Например, по - разному дети отображают тему "Осень".
Дети старшей группы вырезают и наклеивают "Осенний букет", "Богатый урожай овощей", а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: "Осенний натюрморт", "Птицы, улетающие в теплые края" и т.д.
Тематический набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие времени года, реалистичность или фантастичность явлений особенности взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса можно создать тоновые аппликации, используя сочетание двух - трех цветов: например, "Зимний вечер" (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), "Поздняя осень" (на серой основе темные силуэты деревьев, на ветках которых кое - где мелькают желтые листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции.
Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально - лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный мотив повторяется через два - три элемента.
В центрально - лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете кокой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и д.р.).
Для воспроизведения различных видов орнаментов дети дошкольного возраста должны научиться равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов.
Таким образом, большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать, некоторые делали замечательные игрушки из бумаги, ткани и т. д. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и аппликация вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
.Выразительные возможности художественных материалов для объемной аппликации
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).
Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.
Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.
Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.
Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти - флейцы. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.
Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его приготовления нужна картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают на слабом огне, все время помешивая и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями.
Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.
Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плотной цветной бумаги.
Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т.д. На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.). ее качественными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промокаемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага - мягкая, легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительные аппликации с мохнатыми контурами. Так изображают пушистых цыплят, зайчат, белок, мохнатых медвежат, ажурные снежинки, мягкие венчики одуванчиков, цветков липы, почек вербы и т. д., используя при этом мягкую, податливую для обработки салфеточную, гофрированную бумагу, некоторые сорта оберточной бумаги.
При подборе бумаги для аппликаций, выполняемых приемами симметричного вырезания, большое значение имеет такое свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным исправление ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности результатом своей деятельности. Поэтому воспитатель подбирает гибкую и упругую бумагу, хорошо поддающуюся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после вырезания сгибы разглаживались ногтем большого пальца правой руки.
Таким образом, аппликация дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.
Чем больше мы узнаем об аппликации, тем больше появляется желание и потребность трудиться, т. к. эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое нами в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от этого процесса и результатов.
3.Приемы выполнения объемной аппликации из бумаги.
Дети старшего дошкольного возраста способны овладеть большим объемом умений и навыков по аппликации, совершенствовать их при вырезании и наклеивании узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы строения, при выполнении сюжетно-тематических композиций. Эти задачи нашли отражение в "Программе воспитания и обучения в детском саду".
Наряду с вырезанием различных форм на глаз дети должны научиться изображать предметы приемом сгибания заготовки бумаги пополам для передачи зеркального соответствия правой и левой стороны ёлочек, ваз, листьев, чашевидных цветков, бабочек и т.д.; многократно складывая бумагу гармошкой, вырезать композицию типа гирлянды, хоровода, где равномерно повторяются листья, цветы, матрешки, петрушки (вырезанные из бумаги ярких расцветок с дополнительными наклейками, они нарядно выглядят в праздничном оформлении групповой комнаты, зала, участка детского сада).
Для усиления выразительности некоторых образов воспитатель должен умело использовать пушистых цыплят, мягкие почки вербы, мимозы, соцветия одуванчика, облака.
В начале учебного года следует закреплять приобретенное умение вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника.
Путем вырезания округлых геометрических фигур дети изображают реальную форму овощей и фруктов - сначала близкую к эталонной, а затем и с характерными очертаниями.
При подготовке к занятиям воспитатель вместе с детьми отбирает цвет и форму бумаги для заготовок и фона, чтобы научить каждого ребенка правильно и красиво сочетать основу с силуэтами предметов и их отдельных элементов.
Проведению занятий должна предшествовать большая воспитательная работа с детьми. Сюда включается рассматривание картин, иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений, просмотр телепередач и т.д.
В процессе выполнения аппликации воспитатель объединяет детей общей целью, организует их совместную деятельность, помогает распределять задания, направляет активность каждого участника, способствует его сотрудничеству с другими детьми, формирует чувство удовлетворения от коллективных усилий в достижении положительного результата. Результаты оказываются положительными тогда, когда воспитатель учит детей сообща планировать предстоящую работу, после распределения задания согласовывать свои действия с действиями партнеров, в ходе занятия оказывать помощь товарищам, чувствовать ответственность за выполнение своего участка работы как составной части коллективной деятельности.
Чтобы научиться вырезать и составлять более сложные предметы (силуэты домов, транспорта, изображения птиц, зверей, человека), дети старшего дошкольного возраста должны уметь четко выделять части предмета, определять их форму, устанавливать отношения по величине, пространственному расположению на плоскости листа бумаги, окраске. Это уточняется в ходе обследования предметов и акцентируется при объяснении задания воспитателем. Большая роль принадлежит подбору заготовок бумаги для вырезания, которые помогают детям правильно передавать форму частей и их пропорциональные взаимоотношения.
Дети старшего дошкольного возраста должны усвоить прием симметричного вырезания предметов, имеющих зеркальное соответствие противоположных сторон. Ребенок учится сгибать заготовку бумаги пополам для правильного и более быстрого получения аппликации. Сначала дети упражняются в вырезании простых предметов симметричной формы. Так они изображают осенние листья, вазы, составляют букет из осенних листьев. Постепенно происходит усложнение очертаний этих предметов, варьируется окраска, величина форм.
Приемами симметричного вырезания дети учатся изображать елочки, матрешек, петрушек. В каждом случае воспитатель совместно с детьми подбирает заготовки определенной формы, цвета, величины и закрепляет приемы их вырезания с учетом очертаний предметов, соотношения и расположения частей.
Приемом складывания заготовки бумаги гармошкой можно получить различные композиции типа гирлянды из листьев, цветов, хороводы матрешек, кукол, петрушек, бабочек. Для таких хороводов дети получают полоску бумаги ( под основной цвет образа), складывают ее многократно так, чтобы получилось равномерное повторение одного и того же мотива. В сложенную часть следует вписать половину изображения с вертикальной симметрией по центру без видимого нарушения пропорций фигурок по ширине и высоте.
Наиболее сложной программной задачей для детей является овладение умением вырезать на глаз силуэты сложных предметов (рыбы, птицы, звери). Например, постепенно усложняя конфигурацию частей, изменяя окраску, дети учатся вырезать образы реальных и сказочных птиц. Так можно научить детей наклеивать силуэты синички, пингвина, снегиря, попугая, обобщенно передавая особенности строения их тела, расположения и цветового взаимодействия отдельных частей.
В старшем дошкольном возрасте большое место занимают коллективные аппликации. В них усложняется характер выполнения заданий по содержанию и по техническим приемам передачи изображения, а также предоставляется детям большая самостоятельность в выборе материала, в трактовке темы. Старшие дошкольники способны творчески решить задание, проявить инициативу, выдумку, оказать помощь своим товарищам, сообща решить поставленные задачи. Поэтому формулировка задания должна давать простор развитию детской фантазии, способствовать применению объема знаний и умений для отражения явлений окружающей природы, общественной жизни, содержания литературных произведений.
Овладение разными приемами вырезания дает возможность включать в содержание коллективных аппликаций также изображения различных зверей, что позволяет полно и интересно передавать содержание знакомых сказок, рассказов, отображать свои наблюдения, воспоминания об экскурсии в зоопарк и т.д.
Коллективная аппликация, сделанная детьми старшего дошкольного возраста, применяется в оформлении игр, кукольных спектаклей, вечеров развлечений, праздников, в украшении помещений детского сада и участка. Сама подготовка к празднику или вечеру развлечения должна быть организованна так, чтобы стать важным стимулом предстоящего радостного совместного труда детей. Это - определяющее условие подъема творческих сил ребенка. У него рождаются остроумные решения, проявляются склонности, дарования, желание придумать что-то оригинальное. Этому также содействуют правильно подобранные изобразительные материалы, которые даются в свободное распоряжение детей, творческая атмосфера занятий, поощрение самостоятельной художественной деятельности.
Советский психолог Л.С.Выготский писал: "…Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение"
Принимая во внимание это положение, воспитатель при оценке результата детских работ отмечает аппликации трех детей, кто наиболее ярко и полно применил творческую фантазию и получил оригинальные комбинации форм, частей, окраски. Поэтому условия задания нацеливают не на повторение какого-то образца, а на его творческую интерпретацию.
4.Методика формирования технических умений в объемной аппликации у детей 6-7 лет
В повседневной работе воспитатель должен организовать обследование различных предметов, игрушек, произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов, рассматривание иллюстраций. В процессе обследования, рассматривания он подчеркивает характерное, образное, выразительное. Например, при рассматривании игрушечной лисы внимание детей обращается не только на строение, величинные отношения, цвет, форму, но и на образную характеристику: лиса хитрая, юркая, лукавая. Воспитатель предлагает детям еще раз посмотреть на игрушку и рассказать, как об этих свойствах можно догадаться по данной игрушке. Дети начинают связывать внешние признаки лисы с ее образной характеристикой и подмечают, что мордочка у нее вытянутая, удлиненная, уши на макушке заостренные, туловище вытянутое, хвост не только красивый, но и обтекаемой формы, длинный. Выполняя аппликацию, дети вспоминают об этом и добиваются большей выразительности в работе. На занятиях, там, где это необходимо, используется рассматривание предметов, игрушек, иллюстраций, изделий народного аппликационного искусства. Дети учатся самостоятельно анализировать воспринимаемое. Особое внимание должно обращаться на контурную линию предметов. Детям предлагается проследить контурную линию справа налево, так как в этом направлении легче вырезывать (это особенно важно в силуэтном вырезывании). Сенсорному анализу помогает образное словесное пояснение. Например, при анализе контура петуха следует начинать со спинки; спинка у петуха дугой, шея высокая, сразу переходит в маленькую голову, а затем вновь высокая шея, грудь колесом, овальное туловище, округлый высокий хвост. При вырезывании дети шепотом (или про себя) проговаривают последовательность действий.
Обращая внимание детей на изобразительные и выразительные характеристики предметов, нужно побуждать их одновременно думать о способах вырезывания, об этапах работы в целом. Важно больше активизировать детей, развивать их самостоятельность.
Показ приемов вырезывания в основном должен быть частичным. Хорошо знакомые приемы могут напомнить сами дети. В силуэтном вырезывании воспитатель, прибегая к показу, обращает внимание детей на линию контура, на пространственное положение и величинные отношения, на движения ножниц. Получившееся в результате показа педагога изображение можно прикрепить на фланелеграф, чтобы дети могли его видеть.
Слово на занятиях со старшими дошкольниками играет ведущую роль. Воспитатель, задавая детям вопросы, учит их мыслить, рассуждать, находить самостоятельные решения. В случае необходимости можно использовать словесные напоминания, указания, советы. Например, для выполнения сказочной жар-птицы воспитатель советует детям использовать теплые цвета бумаги (красный, оранжевый, желтый) в сочетании с некоторыми холодными (фиолетовый или синий фон), чтобы усилить впечатление яркости, контрастности. Особенно широко можно использовать советы в сюжетной, пейзажной аппликации и в аппликации по замыслу: воспитатель рекомендует детям, прежде чем приступить к работе, подумать, что будет в изображении, какая нужна по цвету бумага, какими приемами надо вырезать части и т. п. Советы воспитателя могут касаться достижения большей образности, выразительности, поиска удачной композиции, а также порядка выполнения работы. Например, при изготовлении аппликации "Букет цветов в вазе" важно сказать детям, что вырезанную вазу нужно сначала приклеить наполовину (только нижнюю часть), после этого составить и приклеить букет, а затем смазать клеем верхнюю часть вазы и закрыть ею ножки цветов.
Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста носит несколько иной характер, чем в предыдущих группах. По технике вырезывания дети меньше нуждаются в опеке педагога, поэтому все внимание воспитателя направлено на развитие творчества, на достижение выразительности в работе, на развитие самостоятельности.
Целесообразно развивать взаимопомощь детей на занятиях. Иногда следует рассаживать детей с учетом их навыков, чтобы ребенок, хорошо владеющий навыками вырезывания, помог рядом сидящему советом и действенным показом (в таком случае необходимо давать бумагу для тренировочных действий).
В индивидуальной работе воспитатель вместо прямых указаний должен чаще использовать советы, высказывать пожелания, задавать косвенные вопросы, стимулирующие самостоятельность ребенка. При выполнении коллективных аппликаций необходимо четче организовать взаимопомощь детей, найти советы и пожелания для каждой творческой группы детей, стимулировать их самостоятельность, поощрять индивидуальность.
В процессе рассматривания и анализа аппликаций нужно учить детей замечать образное, характерное, выразительное. Необходимо учить их самостоятельно находить ошибки и объяснять их причины. Следует развивать у детей способность к эстетической оценке, обращая внимание на удачное цветовое решение, на красоту линий разреза, на общее качество работы.
Детские работы не следует сразу убирать: нужно дать возможность хорошо все разглядеть, полюбоваться аппликациями, обменяться впечатлениями.
Повышаются возможности использования детских аппликаций в художественном оформлении детского сада, в изготовлении различных поделок для игр и развлечений, в заготовке элементов для занятий с малышами.
Таким образом, аппликация в различных комбинациях дает бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, салфеток, украшение помещения, одежды, поделок и т. д. Эта классификация дает представление о богатстве изобразительно-выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.
Заключение
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является объемная аппликация из бумаги ярких расцветок, аппликация из тканей и природного материала.
Проведенное по данной теме исследование выявило следующее: дети с интересом занимаются, добиваясь при этом качественного конечного результата, если воспитатель применяет разный занимательный материал.
Таким образом, поставленная цель в начале исследования реализовалась, поставленные задачи работы осуществлены.
Список использованной литературы
1.Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).
2.Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение, 1988. - 224с.
.Брыкина Е.К. Зайцева В.В. Методика развития детского изобразительного творчества. Учебно методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2010. 96 с.
.Брыкина Е.К. Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами.: дис. канд. пед. наук, 2004
.Букина С., Букин М. Квиллинг: шаг вперед. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 94 с.
.Вишнева Г.М. Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста.: дис. ..канд. пед. наук, 1984
7.Вершинина П.А. Возможности освоения дошкольниками некоторых знаний о композиции произведений живописи // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. Л., 1984. . С.128-136.
.Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1978. 258 с.
.Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество./ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. М.: Владос, 2000. 272 с.
.Вопросы эстетического воспитания детей./Под ред. Н.П. Сакулиной/. М., 1960. 131 с.
11.Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 "Дошкольное воспитание" и № 2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". - М.: Просвещение, 1997.
.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1998.
.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.
14.Зайцева А.Л. Искусство квиллинга //Дошкольная педагогика. 2008. №4
.Зайцева А.Л. Объемный квиллинг: создаем фигурки из гофрокартона (подробное описание, базовые техники, оригинальные идеи). М.: Эксмо, 2012. 63 с.
16.Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. по спец. 03.08 "Дошк. воспитание". - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 256с.
.Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия "Мир вашего ребенка"). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 "Педагогика и психология" (дошк.) - М.: Просвещение, 1987.
.Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (сост. Л.В. Русскова) - М.: Просвещение, 1986.
21.Моргунова К.П. Цветы в технике квиллинг. М.: Эксмо, 2013. 64 с.
.Мухина В.С. Детская психология. М., 1981. 271 с.
.Неверович Я.З., Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985. 174 с.
.Недумова М.А. Условия формирование действенного отношения ребенка к окружающему миру на занятиях художественным трудом. // Педагогика искусства в творческих поисках: материалы Всероссийского совещания - семинара. Москва - Самара, 1996 с. 141 143.
.Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративного прикладного искусства.: автореф. дис. канд. пед. наук, 1965
.Эльконин Д.И. Детская психология. М.: Издательский центр Академия, 2007. 384 с.
.Эстетическое воспитание в начальной школе / под ред. В.Н. Шацкой. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. 197 с.
.Якобсон П.М. Художественное восприятие. М., 1971. 85 с.