Бронетехника Германии времен Второй мировой войны
План
Введение
Глава I. Довоенный период
Глава II. Эволюция состава панцерваффе вермахта
Глава III. Бронетехника
.1 Легкий танк PzKpfw I
.2 Легкий танк PzKpfw II
.3 Средний танк PzKpfw IV
.4 Тяжелый танк PzKpfw VI Ausf H «Tiger»
.5 Тяжелый танк PzKpfw VI Ausf B «Tiger II»
Заключение
Источники и литература
Введение
В настоящее время нас может сильно заинтересовать, как развитие немецких бронетанковых войск во Второй мировой войне повлияло на дальнейший ход истории, и как происходило их развитие после Первой мировой войны. Как нацистская германия надеялась захватить власть, зная, что у противника будет численное превосходство, и какие были ставки?
Нацистская Германия следовала расовой теории и была намерена создать боевую машину, соответствующую данным взглядам. Они хотели создать несокрушимый, быстрый и одновременно мощный танк, который бы принуждал своих противников к отступлению. В некотором роде это им удалось. Но, несмотря на то, что они во много раз превосходили в техническом прогрессе другие страны антигитлеровской коалиции, войну им выиграть не удалось.
Данный доклад расскажет о развитии бронетехники в довоенный (после Первой мировой войны) период. О том, как, несмотря на запреты Версальского договора, происходило дальнейшее развитие бронетехники и как совершенствовалась она в периоды Второй мировой войны.
Глава I. Довоенный период
Первую мировую войну Германия, как известно, проиграла. Ее судьбу на послевоенное время определил Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 года представителями главных союзных и объединившихся держав. Теперь она могла содержать вооруженные силы численностью не более 100 000 человек (три кавалерийских и семь пехотных дивизий). Запрещалось иметь, покупать и изготавливать все виды наступательного оружия: прежде всего авиацию, крупные боевые корабли, тяжелую артиллерию.
-я статья Версальского договора говорила: «Равным образом воспрещается производство и ввоз в Германию броневиков, танков или всякого рода других подобных машин, способных служить для военных целей». Имевшиеся в боевых частях танки - A7V и трофейные английские - были выданы победителям сразу же, еще по условиям перемирия 11 ноября 1918 года. Правда, в полиции оставили несколько бронеавтомобилей для подавления внутренних беспорядков в стране, вызванных данным договором.
Танковых заделов Германия лишилась. Смириться с подобным положением руководители рейхсвера (Reichswehr - постверсальские вооруженные силы) не хотели и не могли. Оставалось одно: заниматься разработками в тайне.
Й.Фолльмер и О.Меркер выехали за границу и трудились над укреплением шведской обороны. На заводе фирмы «Ландсверк», взяв за основу конструкцию прототипа LKII, они создали легкий танк Strv m/21. Уже в 1921 году выпустили десять таких машин. Через восемь лет их модернизировали. Вместо 60-сильного поставили двигатель мощностью 85 л.с. (и тот и другой располагались в передней части корпуса). Усилили защиту, доведя толщину брони до 14 мм. С улучшенной ходовой частью машина развивала скорость 18 км/ч и имела запас хода 70 км. Боевая масса составила 9,5 т. Танком управлял экипаж из четырех человек. В дополнение к 37-мм пушке и пулемету в башне установили еще один пулемет в корпусе. Прослужили эти танки до Второй мировой войны.
Вскоре Й.Фолльмер перебрался в Чехословакию, где в середине 20-х гг. конструировал и испытывал колесно-гусеничные танки KH50 и KH60. В1934 году Меркер создал легкий танк La-100, а затем La-60, считавшийся наиболее удачной машиной шведского производства. Именно на ней впервые применили индивидуальную торсионную подвеску опорных катков. В нескольких модификациях машина выпускалась и в военное время, на ее базе создали самоходные артиллерийские установки. Она же послужила прототипом для венгерского легкого танка «Тодди».
Интенсивная учеба и испытания машин в полевом лагере «Камы» начались в июле 1929 года.
Оказывается, к этому времени испытательные объекты были уже готовы и доставлены на место под видом сельскохозяйственного оборудования. Еще в 1925 году руководство рейхсвера поручило трем фирмам - «Райнметалл-Борзиг», «Крупп» и «Даймлер-Бенц» - сконструировать и изготовить по два средних танка массой около 20 т. Для маскировки объявлялось, что строятся «большие трактора». В следующем году появился первый райнметалловский прототип.
За первые машины фирмы «Крупп» и «Райнметалл-Борзиг» отчитались в 1928-м, за вторые - в 1929 году. Даймлеровские модели из-за многочисленных дефектов задержались почти на год. Окончательно все машины собирались на заводе фирмы «Райнметалл-Борзиг» в Унтерлюсе.
Райнметалловские и крупповские машины имели массу 19,3 т. и запас хода 150 км. Шестицилиндровые карбюраторные моторы BMW Va мощностью 250 л.с. позволяли им преодолевать за час 40 км. По скорости от них не отставали и даймлеровские «тракторы». При меньшей массе (15 т.) и 255-сильном двигателе своей же фирмы они обладали гораздо лучшей удельной мощностью - л.с./т. Надо признать: очень неплохие характеристики для 20-х годов.
Танки вооружались 75-мм короткоствольным орудием (длина ствола 24 калибра) с боекомплектом 104 выстрела и тремя 7,92-мм пулеметами (один спарен с пушкой) с 6000 патронов. Экипаж состоял из шести человек. Основной конструкционный материал - неброневая сталь толщиной 13 мм.
Кое-что из немецких технических достижений перекочевало и в конструкции советских танков. Например, в Т-28 - крупповская подвеска; в Т-26, БТ и Т-28 - сварные корпуса; в Т-28 и Т-35 - размещение экипажа в носовой части; в Т-26, БТ, Т-28 - приборы наблюдения, прицелы, спарка пулемета с орудием, электро- и радиооборудование.
Развивалось и непосредственное сотрудничество с германскими инженерами. Так, в Ленинграде в начале 30-х гг. работал Э.Гроте. Он создал средний танк ТГ, не принятый в производство лишь из-за сложной конструкции. А ведь машина обладала многими интересными новшествами. При боевой массе 25 т. и скорости 35 км/ч она была превосходно вооружена: 76- и 37-мм пушки, а также четыре пулемета. Многочисленный экипаж - 11 человек - был укрыт броней толщиной 50 мм.
Реальная подготовка к созданию бронетанковых войск началась с назначением подполковника Г.Гудериана начальником штаба инспекции автомобильных войск в октябре 1931 года. Следующим летом в учебных лагерях впервые провели учения с пехотным полком поддерживаемым батальоном танков-макетов. Приход к власти А.Гитлера резко ускорил этот процесс.
Кавалерийские полки стали преобразовываться в мотопехотные. В автомобильных школах в городах Цоссен и Ордруф будущих танкистов вождению продолжали обучать на гусеничных тракторах, близких по многим параметрам к боевым машинам. Вскоре подоспели полтора десятка прототипов легкого танка различных фирм.
Их по-прежнему официально называли сельскохозяйственными тракторами LaS (Landwirtschaftlicher Schlepper). Откровенно говоря, это были лишь шасси без башни и надстройки, но с броней толщиной 13 мм. В открытом корпусе имелись места для инструктора и четырех обучающихся. Такими машинами, помимо школ, укомплектовали первые два из формируемых танковых полков. Летом 1934 года А.Гитлеру продемонстрировали в миниатюре, что такое механизированные войска. Отряд состоял из взводов мотоциклистов, противотанковых пушек, «танков» LaS, легких и средних бронеавтомобилей. «Вот то, что мне нужно. Именно это я хочу иметь», - твердил фюрер, восторгаясь быстрыми и слаженными действиями представителей различных родов оружия.
Он же отдал указание создать Управление бронетанковых войск (Panzerwaffenamt). Его возглавил генерал-лейтенант О.Люц, а начальником штаба стал полковник Г.Гудериан.
Теперь ничем не сдерживаемый вермахт (Wehrmacht - вооруженные силы нацистской Германии) набирал силы день ото дня. В первое же лето его становления провели четырехнедельные маневры опытной танковой дивизии генерала М. фон Вайкса, собравшего под свои знамена все существовавшие на то время танковые подразделения.
Таким образом, немцы, проигравшие Первую мировую войну, по их мнению, из-за танков, на сей раз именно на них и сделали главную ставку накануне новых военных походов. Победители же, как ни странно, несмотря на свой прежний приоритет в теоретических разработках, безнадежно отстали. Они рассматривали танки лишь как придаток пехоты. И поплатились за это.
бронетехника танк война
Глава II. Эволюция состава панцерваффе вермахта
По мобилизационному плану, принятому 1 марта 1939 года, во Вторую мировую войну Германия вступала с действующей армией, насчитывающей 103 соединения полевых войск. В это число входило пять танковых и по четыре мотопехотных и легких дивизий. По сути, только они располагали бронетанковой техникой. Их не надо было формировать в спешном порядке (как большинство пехотных дивизий), поскольку они требовали лишь незначительного доукомплектования.
В то же время эти дивизии составляли подвижные войска (schnelle Truppen). Для более гибкого управления их всех свели в два моторизованных армейских корпуса - Armeekorps (mot). Со штабом одного из них (XVI), в состав которого входили четыре (1, 3, 4 и 5-я) танковые дивизии, весной 1939 года командно-штабное учение провел начальник генерального штаба генерал-лейтенант Ф.Гальдер. Впервые в практике вермахта прорабатывался вопрос о массированном применении танков в бою. На осень планировались крупные полевые маневры, но упражняться пришлось в сражениях на польской земле.
Структура танковых дивизий (в дополнение к трем, нам уже известным, в 1938 году сформированы 4-я - в Вюрцбурге и 5-я - в Оппельне) была примерно одинаковой: танковая бригада (Panzerbrigade) из двух полков по два батальона, в каждом из которых три роты (Panzerkompanie): две - легких танков (leichte), одна - смешанная (gemischte); мотострелковая бригада - Schützenbrigade (mot) - в составе мотострелкового полка по два мотострелковых и мотоциклетно-стрелкового (Kradschützenbataillon) батальона. В дивизию входили: разведывательный батальон (Aufklärungsbataillon); противотанковый дивизион (Panzerabwehrabteillung), моторизованный артиллерийский полк - Artillerieregiment (mot), включавший в себя два легких дивизиона, саперный батальон (Pionierbataillon) и тыловые подразделения.
Мотопехотные дивизии - Infanteriedivision (mot), появившиеся в 1937 году, следует рассматривать как первый результат начавшейся моторизации вооруженных сил. В своем составе они имели по три пехотных полка (по три батальона в каждом), разведывательный батальон, артиллерийский полк, противотанковый дивизион, саперный батальон и батальон связи. Танков по штату им не полагалось.
Зато в легкой дивизии их насчитывалось 86 единиц, а также 10 662 человека личного состава, 36 гаубиц, 54 противотанковые пушки калибра 37 мм. Она состояла из двух кавалерийских стрелковых, разведывательного, артиллерийских полков, танкового батальона, подразделений обеспечения и связи. Кроме того, существовали и отдельные танковые бригады (4-я и 6-я), по структуре такие же, как и в танковых дивизиях. В армии резерва предусматривалось развернуть восемь запасных танковых батальонов.
В танковых соединениях и частях вермахта находилось довольно существенное количество танков. Однако материальная часть была явно слабовата: в основном легкие машины PzKpfw I и II, меньше средних PzKpfw III и IV.
Здесь уместно сравнить панцерваффе с аналогичными структурами в армии будущей антигитлеровской коалиции. Советский механизированный корпус по штату 1940 года включал в себя две танковые и мотострелковую дивизии, мотоциклетный полк и прочие части. Танковая дивизия состояла из двух танковых (по четыре батальона), мотострелкового и артиллерийского полков, насчитывала 10 940 человек, 375 танков четырех типов, в том числе Т-34 и КВ, 95 БА и 20 полевых артиллерийских систем. На треть меньше боевых машин (275 легких танков, главным образом типа БТ) имела мотострелковая дивизия, состоявшая из двух мотострелковых и танкового полков, при полном штате в 11 650 человек, 49 бронеавтомобилей, 48 полевых артиллерийских систем и 30 45-мм противотанковых пушек.
Во Франции, США и других странах танковых дивизий перед войной не было. Лишь в Англии в 1938 году сформировали механизированную подвижную дивизию - скорее учебное, нежели боевое соединение.
Для панцерваффе характерна одна интересная особенность: с увеличением числа танковых соединений их боевая мощь существенно снижалась. Причина заключалась в том, что германская промышленность так и не сумела наладить выпуск должного количества бронетехники. В ходе войны дела пошли совсем плохо. При неуклонном росте безвозвратных потерь танков германский генеральный штаб отдавал указания на формирование все новых и новых частей. По данным Б.Мюллер-Гиллебранда, в сентябре 1939 г. в вермахте имелось 33 танковых батальона, из них 20 в пяти дивизиях; в мае 1940-го, перед наступлением на Францию - 35 батальонов в 10 танковых дивизиях; в июне 1941-го - 57 батальонов, из них 43 в составе 17 танковых дивизий, предназначенных для нападения на СССР; четыре - в резерве Верховного главнокомандования (во 2-й и 5-й танковых дивизиях); четыре в составе 15-й и 21-й танковых дивизий в Северной Африке; шесть в армии резерва. Если в 1939 году каждой танковой дивизии по штату полагалось 324 танка, то в 1940-м - 258, а в 1941-м - 196.
В августе-октябре 1940 года, после французской кампании, формировались еще десять танковых дивизий - с 11-й по 21-ю. Число танков в соединениях колебалось от 147 до 229. Причем 7, 8, 12, 19 и 20-я танковые дивизии были вооружены исключительно PzKpfw 38(t), строившимися на заводах в оккупированных чешских областях.
На советско-германском фронте, наряду с армейскими, сражались и мотопехотные дивизии войск СС: «Райх», «Мертвая голова» и «Викинг», а также бригада личной охраны А.Гитлера, ставшая вскоре дивизией. Со временем А.Гитлер все меньше доверял армейцам, его симпатии склонялись к войскам СС, число частей которых непрерывно увеличивалось. Зимой 1942-1943 года мотопехотные дивизии СС получили по роте тяжелых танков PzKpfw VI «Tiger». В тот период дивизии СС находились в стадии переформирования в 1, 2, 3 и 5-ю танковые дивизии СС. В октябре их укомплектовали по полному штату. Отныне организация и вооружение танковых дивизий вермахта и СС стали различными: последние всегда получали лучшую и новейшую технику, имели больше мотопехоты.
В мае 1943 года, стремясь поднять боевой дух личного состава действующей армии и показать превосходство германской армии в оснащении пехоты бронетранспортерами, А.Гитлер распорядился именовать моторизованные пехотные соединения и части панцергренадирскими (Panzergrenadierdivision). Танковая дивизия теперь состояла из двух панцергренадирских полков двухбатальонного состава. Причем основными транспортными средствами пехоты так и остались грузовики. Лишь один батальон на всю дивизию полностью оснащался бронетранспортерами, как для перевозки личного состава, так и для тяжелого оружия.
По огневой мощи последний выглядел внушительно: по девять 37-75 мм противотанковых пушек, два 75-мм легких пехотных орудия, шесть 81-мм минометов, а также около 150 пулеметов.
Танковый полк включал батальон из четырех рот по 17 или 22 средних танка PzKpfw IV. В нем должен был быть по штату и второй батальон на PzKpfw V «Panther», но машинами этого типа располагали далеко не все соединения. Танковая дивизия 1944 года уже имела в танковом полку второй батальон (68 или 88 «Пантер»).
В 1945 году танковая и аналогичная ей панцергренадирская дивизия имели два панцгренадирских полка по два батальона и смешанный танковый полк. Последний включал танковый батальон (по две роты PzKpfw IV и роту PzKpfw V) и панцгренадирский батальон на бронетранспортерах.
С появлением достаточного количества «Тигров», а затем и «Королевских тигров» создали десять (с 501-го по 510-й) отдельных армейских тяжелых танковых батальонов СС и три таких же батальона СС - 101, 102 и 103-й.
Подведем итоги о состоянии панцерваффе в разные периоды Второй мировой войны. Они представлены в трудах Б. Мюллера-Гиллебранда:
Ø1 сентября 1939 года (начало Второй мировой войны) вермахт располагал 3190 танками, в том числе 1145 PzKpfw I; 1223 - PzKpfw II; 219 PzKpfw 35(t); 76 - PzKpfw III; 211 - PzKpfw IV; 215 - командирскими, 3 - огнеметными и 5 - штурмовыми орудиями. Безвозвратные потери в польской кампании составили 198 машин.
Ø1 мая 1940 года (канун вторжения во Францию) имелся 3381 танк: 523 - PzKpfw I; 955 - PzKpfw II; 106 - PzKpfw 35(t); 228 - PzKpfw 38(t); 349 - PzKpfw III; 278 - PzKpfw IV; 135 - командирских и 6 штурмовых орудий. Из них на западе к 10 мая - 2574 машины.
Ø1 июня 1941 года: 5639 боевых машин, в том числе 377 штурмовых орудий. Из них 4575 боеготовых. Для войны против СССР предназначалось 3582 машины.
Ø1 марта 1942 года: 5087 машин, из них 3093 боеготовых. Это самый низкий показатель за всю войну.
Ø1 мая 1942 года (канун летнего наступления на советско-германском фронте): 5847 машин, из них 3711 боеготовых.
Ø1 июля 1943 года (канун Курской битвы): 7517 машин, из них 6291 боеготовая.
Ø1 июля 1944 года: 12 990 машин, в том числе 7447 танков. Из них боеготовых 11 143 и 5087 соответственно.
ØНа 1 февраля 1945 года приходится максимум количества германской бронетехники: 13 620 машин, в том числе 6191 танк. Из них боеспособных 12 524 и 5177 соответственно. На советско-германском фронте постоянно находилось от 65 до 80% бронетанковых сил вермахта.
Глава III. Бронетехника
.1 Легкий танк PzKpfw I (SdKfz 101)
В 1933 году управление вооружений сухопутных войск предложило пяти фирмам («Крупп», «Геншель», MAN, «Крупп-Грузон» и «Даймлер-Бенц») разработать проект 5-тонного танка. По три машины каждой фирмы с примерно одинаковыми параметрами (массой 3,5 т и скоростью 37 км/ч) весной 1934 года (без вооружения) поступили в учебные подразделения. После сравнительной оценки проектов и обкатки в войсках предпочтение отдали крупповскому образцу, который создали инженеры Гогельлог и Вольферт.
Считается, что немецкие конструкторы ориентировались на английскую танкетку «Виккерс-Карден-Лойд» MkVL. Существует две версии этой легенды. По первой - якобы Советское правительство передало немцам две машины из приобретенных в 1929 году для бронесил Красной Армии. Английские источники утверждают, что в 1932 году немецкая фирма А.Новак купила три шасси этой танкетки. В любом случае, повод у немцев для тщательного изучения английской техники был.
Выпускавшиеся серийно с июля 1934 года по 1936 год PzKpfw I Ausf A комплектовались 57-сильными четырехцилиндровыми двигателями воздушного охлаждения «Крупп» M305. Силовая передача - механическая, производства «Райнметалл-Борзиг», с пятиступенчатой коробкой передач и бортовыми фрикционами в качестве механизмов поворота. Корпус сварной из катаных броневых листов средней твердости, с расширенной подбашенной коробкой. В верхнем лобовом листе расположен люк доступа к агрегатам трансмиссии. Место водителя смещено влево от продольной оси по ходу движения. Низкая башня смещена соответственно вправо. Эта модификация имела смешанную подвеску ходовой части - передний каток на индивидуальном узле со спиральной пружиной, остальные блокировались попарно с листовыми четвертьэллиптическими рессорами. Задний каток исполнял роль ленивца. Отличительной особенностью являлась балка жесткости, соединяющая обе тележки катков. Танк вооружался спаренной пулеметной установкой в башне. Всего построили 818 PzKpfw I Ausf A.
В 1935 году в результате модернизации появился PzKpfw I Ausf B. На нем установили более мощный шестицилиндровый мотор фирмы «Майбах», из-за чего повысилась скорость движения. Увеличили и длину корпуса - ввели еще один каток и приподняли ленивец. Танк стал тяжелее, но бронирование и вооружение остались прежними. Эти машины выпускались до июня 1937-го (всего 675 единиц), а строительство шасси продолжалось до 1941 года.
В 1935-1937 гг. фирма «Даймлер-Бенц» построила 184 малых командирских танка Kl Pz Bef Wg f Ausf B (Sd Kfz 265). Вместо башни они имели вместительную рубку с пулеметом в шаровой установке. Боевая масса - 5,9 т., экипаж - три человека. Использовались командирами танковых рот, батальонов, полков и бригад. Придавались также подразделениям связи и артиллерийской разведки.
В 1936-1938 гг. выпустили 164 легкие ремонтно-эвакуационные машины Berge Pz I Ausf B. Без башни, вооружения и кранового оборудования их масса составляла 4 т. В экипаж. Помимо командира и водителя, входили несколько ремонтников. В сентябре 1939 года 51 танк переделали в транспортеры боеприпасов. Башню сняли, а отверстие под нее закрыли броневым листом. Со временем обе модификации стали базовыми (после переделки) и для некоторых образцов самоходных установок. И еще, по крайней мере, три танка переделали в огнеметные машины.
К осени того же года построили 40 единиц VK 601 (или PzKpfw I Ausf C). Это действительно было нечто новое. Танк массой 8 т. с двигателем мощностью 150 л.с. развивал скорость 64, а по другим данным - даже 79 км/ч. Изменилось вооружение. Хотя и были оставлены пулеметы, но разного калибра: 13,2 и 7,92 мм (по другим данным, 20-мм пушка и 7,92-мм пулемет). Толщина лобовой брони доходила до 30, а бортовой до 20 мм. Эту машину, по-видимому, создавали для специальных операций, поскольку предусматривалась ее транспортировка по воздуху гигантским планером Me323. А вот на роль маневренного бронированного разведчика она подходила мало, так как экипаж, как и прежде, состоял из двух человек.
По крайней мере, восемь VK1801 воевали на советско-германском фронте в составе 1-й танковой дивизии. В это же соединение вермахта поступили и два VK601, остальные участвовали в боях во Франции в 1944 году.
.2 Легкий танк PzKpfw II (SdKfz 121)
Своим появлением обязан, скорее всего, Г. Гудериану. Именно он желал видеть в будущих танковых дивизиях сравнительно легкий танк с противотанковым вооружением. Такая машина массой 10 т. в июле 1934 года была заказана фирмам «Крупп-Грузон», «Геншель» и MAN. Танк с 20-мм пушкой предназначался для использования в качестве разведывательного и замены пулеметного PzKpfw I. До тех пор. Пока не были сняты ограничения Версальского договора, он официально создавался как сельскохозяйственный трактор LaS 100.
Первые прототипы из неброневой стали были готовы в октябре 1935 года. Ни один проект полностью не устраивал заказчика, и в производство была передана комбинированная машина: шасси от фирмы MAN, корпус и башня - от «Даймлер-Бенц». С мая 1936-го по февраль 1937 года было изготовлено 75 танков. Все они имели ходовую часть из шести опорных катков малого диаметра, сгруппированных в три тележки на борт. Боевая масса составляла 7.6 т.
Эта партия, в свою очередь, делилась на три модификации - а/1, а/2 и а/3, в каждой по 25 машин. Между собой, в общем плане, отличались несущественно, но в то же время исполняли роль испытательного стенда для проверки отдельных технических решений. Так, PzKpfw II Ausf a/2 получили вместо литого сварной ленивец и противопожарные стенки моторного отделения. Танки PzKpfw II Ausf a/3 имели увеличенный радиатор системы охлаждения и усиленные пружины подвески.
Весной 1937 года было выпущено 25 машин PzKpfw II Ausf b с усовершенствованной трансмиссией и ходовой частью (новое направляющее колесо, широкие опорные катки и поддерживающие ролики). Попутно установили более мощный мотор, который значительно лучше вентилировался и охлаждался. Масса танка возросла до 7,9 т.
Серийные танки стали производить с марта 1937 года. До апреля 1940 года было выпущено 1088 машин модификаций A, B и C. В принципе это была одна и та же конструкция с закругленной носовой частью корпуса. Различие состояло лишь в расположении и размерах смотровых щелей и используемых прицелах. Броневая защита, как показала польская кампания, оказалась довольно слабой. Даже лобовая броня легко пробивалась из польского противотанкового ружья Ur. Ее в спешном порядке усилили методом экранировки - накладкой дополнительных 20-мм пластин.
PzKpfw II Ausf F - была практически последней массовой модификацией. 524 машины были выпущены с марта 1941-го по декабрь 1942 года (в дальнейшем строились исключительно самоходные установки на базовом шасси). Их главное достоинство по сравнению с предыдущими образцами - усиленная броневая защита. Теперь носовая часть корпуса выполнялась из 35-мм листа с наклоном 13 градусов к вертикали. Верхний 30-мм лист имел наклон 70 градусов. Изменились форма ленивца и конструкция подбашенной коробки. В ее лобовом листе, установленном с наклоном 10 градусов, справа канавкой имитировалась смотровая щель. Командирская башенка имела восемь перископов.
PzKpfw II в начале Второй мировой войны составляли 38% танкового парка вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и бронированию практически всех танков аналогичного класса: польских 7TP, французских R35 и H35, советских Т-26 и БТ. Но все равно производство PzKpfw II, существенно сократившееся в 1940 году, в последующие два года резко возросло. До накопления в необходимых количествах PzKpfw III и PzKpfw IV легкие машины продолжали оставаться основной техникой в танковых частях и подразделениях. Лишь в 1942 году их вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в штурмовых артиллерийских бригадах, либо на второстепенных участках фронта. Все в больших количествах танковые шасси после ремонта передавались под монтаж самоходных установок.
.3 Средний танк PzKpfw IV (SdKfz 161)
Решение о создании среднего танка (иногда называемого танком артиллерийской поддержки) с короткоствольной пушкой приняли в январе 1934 года. В следующем году фирмы «Райнметалл-Борзиг», MAN и «Групп-Грузон» представили прототипы для испытаний. Армейцам больше понравился крупповский проект. В 1937 году были выпущены машины модификации A, в 1938-м - модификации B. В 1939 году построили 134 машины модификации C.
Танки имели боевую массу от 18,4 до 19 т., броню толщиной до 30 мм, скорость по шоссе 40 км/ч и запас хода 200 км. В башне устанавливалось 75-мм орудие длиной 24 калибра (L/24) и спаренный с ним пулемет. Еще один пулемет в шаровой установке размещался в лобовом листе корпуса справа.
К 1 сентября 1939 года вермахт располагал 211 PzKpfw IV. В польской кампании танк показал себя хорошо, и его утвердили в качестве основного. С октября того же года развернулось его массовое производство. Уже в 1940 году выпустили 278 машин модификаций D и E.
К моменту вторжения во Францию в немецких танковых дивизиях на западном театре военных действий насчитывалось около 280 PzKpfw IV. Опыт эксплуатации в боевых условиях указал на недостаточную броневую защиту. В результате толщину листов лобовой части корпуса довели до 50, на бортах - до 30, на башне - до 50 мм. Возросла до 22т. боевая масса модификаций E и F, выпускавшихся в 1940-1941 года. Чтобы сохранить удельное давление в приемлемых рамках, увеличили ширину гусениц - с 380 до 400 мм.
Огневые поединки с советскими танками Т-34 и КВ PzKpfw IV проигрывали из-за неадекватных характеристик пушечного вооружения. С весны 1942 года на них стали устанавливать 75-мм длинноствольную (L/43) пушку. ЕЕ подкалиберный снаряд получал начальную скорость 920 м/с. Так появилась модификация F2, (SdKfz 161/1), по вооружению даже превосходившая Т-34-76. В 1942-1943 года выпускалась модификация G, с 1943-го - H и с июня 1944-го - J (все они кодировались как SdKfz 161/2). Танки последних двух модификаций оказались самыми совершенными. Толщина лобовых броневых листов корпуса доходила до 80 мм. Пушка стала еще мощнее: длина ее ствола достигала 48 калибров. Масса возросла до 25 т. PzKpfw IV Ausf J могли на одной заправке перемещаться по шоссе на расстояние 320 км. С 1943 года на всех танках стали обязательными 5-мм экраны, защищавшие борта и башню сбоку и сзади от кумулятивных снарядов и пуль противотанковых ружей.
Сварной корпус машины прост по конструкции, хотя и не отличался рациональным наклоном броневых листов. Обилие люков, с одной стороны, облегчало доступ к различным агрегатам и механизмам, а с другой - снижало прочность корпуса. Внутреннее пространство делилось перегородками на три отсека. Передний занимал отделение управления, в котором находились коробки передач: общая и бортовые. Тут же размещались водитель (слева) и радист, каждый со своими приборами наблюдения. Средний отсек и башня многогранной формы отводились под боевое отделение. В нем располагались основное вооружение, боеукладка и остальные члены экипажа: командир, наводчик и заряжающий. Люки по бокам башни улучшали ее вентилирование, но снижали снарядостойкость.
Командирская башенка оборудовалась пятью смотровыми приборами с броневыми заслонками. Смотровые щели имелись также по обе стороны маски пушки и в боковых люках башни. Наводчику полагался телескопический прицел. Вращение башни осуществлялось электромотором или вручную, вертикальная наводка пушки - только вручную. В боекомплект входили осколочно-фугасные и дымовые гранаты, бронебойные, подкалиберные и кумулятивные снаряды.
Моторное отделение в кормовой части корпуса предназначалось для 12-цилиндрового с водяным охлаждением карбюраторного двигателя. ходовая часть состояла из восьми обрезиненных опорных катков малого диаметра, сблокированных по два. В качестве упругих элементов подвески использовались рессоры.
PzKpfw IV зарекомендовал себя очень надежной и легкоуправляемой машиной. Однако проходимость ее, особенно у перетяжеленных последних выпусков, была неудовлетворительной. По вооружению и броневой защите он превосходил все средние танки западных стран, кроме некоторых модификаций американских M4 и английских «Комет».
3.4 Тяжелый танк PzKpfw VI Ausf H «Tiger» (SdKfz 181)
В 1937 году вермахту потребовался танк прорыва, который был бы в полтора раза тяжелее PzKpfw IV и имел 50-мм броню. Его проектирование поручалось машиностроительной фирме «Геншель» в г. Кассель.
От управления вооружений заказом занялся начальник отдела новых разработок Э.Адерс, впоследствии названный «отцом тигров». Первой его машиной стал DW1 (Durchdruchswagen - машина прорыва), изготовленный в одном экземпляре. В 1938 году появился DW2. С такой же, как и у DW1, ходовой частью (пять катков на индивидуальной торсионной подвеске) он развивал скорость 35 км/ч. В сентябре Э.Адерс начал работу над уточненным (масса конкретизировалась в 30 т.) заданием. Одновременно к проекту подключились фирмы MAN, «Даймлер-Бенц» и конструкторское бюро Ф.Порше.
К тому времени обозначения для экспериментальных машин стандартизировали, и заказанная машина получила марку VK3001. Первые две цифры обозначали проектную массу, последние - порядковый номер образца.
Э.Адерс взял за основу свою машину DW2. На фирме «Геншель» изготовили четыре незначительно различавшихся прототипа по два в марте и октябре 1941 года. При боевой массе 32 т. двигатель мощностью 300 л.с. обеспечивал им скорость не более 25 км/ч. Ходовая часть составляла из семи катков, расположенных в шахматном порядке, и трех поддерживающих роликов. Вооружался танк короткоствольной 75-мм пушкой и двумя пулеметами. Лобовую часть корпуса и башни защищала 50-мм, борта - 30-мм броня. Экипаж предусматривался из пяти человек.
Пока VK3001 (H) дорабатывался, началась война против Советского Союза. После первых же сражений стало ясно. Что геншелевские прототипы проверку боем с Т-34 и КВ не выдержат. Что касается Ф.Порше, то он только пробовал себя в конструировании танков. Это и предопределило его дальнейшие неудачи на танкостроении. Два экземпляра его машины VK3001 (P) изготовили зимой 1940/41 года. Танк не превысил заданной массы и благодаря двум двигателям с воздушным охлаждением развивал скорость 60 км/ч. Ф.Порше предложил продольную торсионную подвеску шести катков на борт и электротрансмиссию. Однако освоить столь сложную конструкцию в сжатые сроки немецкая промышленность не смогла, и оригинальный замысел остался не реализованным.
Фирма «Геншель» в мае 1941 года занялась еще одним экспериментальным образцом VK3601 с пушкой, снаряд которой мог бы пробивать броню толщиной 100 мм с расстояния 1500 м. Когда изготовили этот танк, толщина его брони составляла также 100 мм. Машина массой 40 т. развивала скорость 40 км/ч. Его ходовая часть имела восемь катков большого диаметра (позже она перешла к «Тигру»).
В июле 1941 года министерство вооружений и боеприпасов выдало фирме «Геншель» и конструкторскому бюро Ф.Порше заказ на VK4501. Предлагалось спроектировать машину под 88-мм зенитную пушку образца 1936 года, которая перерабатывалась в танковый вариант. Пушка была создана в 20-е года совместными усилиями двух концернов - немецкого «Крупп» и шведского «Бофорс». Имея основное предназначение для борьбы с воздушными целями, эта система все-таки более прославилась как мощное противотанковое средство. В такой роли немцы опробовали еще в Испании. А особенно активно использовали в 1940-1942 годах на полях сражений Второй мировой войны против танков с противоснарядным бронированием - советских танков Т-34 и КВ, английских и американских «Матильд», «Грантов» и «Шерманов». Выпущенный из нее бронебойный снаряд поражал эти машины даже на дистанциях 2000-2500 м.
Полуавтоматическое, с вертикальным клиновым затвором орудие дополнили дульным тормозом и электроспуском. После модернизации оно стало называться 8,8cm KwK 36 - 88-мм пушка образца 1936 года.
Оба VK4501 (H и P) должны были быть готовы к дню рождения Гитлера - 20 апреля 1942 года. То есть времени отводилось мало. И тот и другой конструктор взяли все лучшее из своих предыдущих экспериментальных машин. После сравнительных испытаний выбор остановили на танке Адерса, хотя фюрер поддерживал Ф.Порше.
Его VK4501 (P) - конструкторское обозначение «Порше 161» - имел боевую массу 57 т., экипаж из пяти человек, развивал скорость 35 км/ч. Вооружение и крупповская башня были такими же, что и у машины соперника. Толщина лобовой брони башни и корпуса составляла 100 мм, бортовой 80 мм.
Благодаря системе воздушного охлаждения двух десятицилиндровых бензиновых двигателей лучшей машины, чем конструкция Порше, было не найти для пустынных условий Африки. На заводе фирмы «Нибелунген» в австрийском г. Линце в июле 1942 года даже изготовили пять танков и еще около 90 корпусов, получивших обозначение PzKpfw VIP, или «Tiger» (P).
Серийное производство танков конструкции Адерса фирма «Геншель» организовала с августа 1942 года. Выпуск «Тигров» продолжался до августа 1944 года. В 1942 году построили 84 танка, в 1943-м - 647, в 1944-м - 623. Максимальный месячный выпуск зарегистрирован в апреле 1944 года - 104 машины.
Боевая масса серийных машин превысила заданную более чем на 10 т. С момента появления и на протяжении около полутора лет «Тигр» был сильнейшим танком в мире почти по всем показателям. Прежде всего, он имел весьма мощное бронирование. Э.Адерс придал корпусу прямоугольное коробчатое сечение за счет вертикальной установки бортовых и незначительного наклона лобовых броневых плит. Такая конфигурация упростила и ускорила технологический процесс. Более того, броневые плиты соединялись на шипах и закреплялись сваркой, что позволяло достигать высокой механической прочности. Днище изготавливалось из одного листа. Броня - катаная хромоникельмолибденовая, гомогенная.
Внутреннее пространство корпуса делилось на четыре отсека. Впереди слева размещался в своем отделении водитель, справа - радист. Между ними монтировалась многоступенчатая коробка переключения передач (восемь переднего и четыре заднего хода) безвального типа. В ее картер помещались многодисковый, работающий в масле, главный фрикцион и тормоз. Дифференциальный механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче и поворот на месте. Управлялся танк рулевым колесом через полуавтоматический гидравлический сервопривод. При его отказе задействовалось два ручных рычага с приводом на дисковые тормоза.
Ширина смотровой щели водителя регулировалась перемещавшейся вверх-вниз толстой броневой заслонкой. При плохой видимости водитель ориентировался не визуально, а по курсоуказателю (гирополукомпасу), расположенному справа. Люки, прорезанные над головами водителя и радиста, прикрывались крышками с перископическими приборами наблюдения. При стрельбе из лобового пулемета MG34 радист прицеливался через свой перископ.
Под боевое отделение отводилась подковообразная, выгнутая из 80-мм броневого листа, башня с вертикальными стенками и средняя часть корпуса, отделенная от моторного отсека броневой перегородкой. Слева от пушки рабочее место наводчика, справа - заряжающего. И тот и другой имели перед собой узкие смотровые щели со стеклоблоками. Башню поворачивал с помощью гидравлического привода наводчик, нажимая ногой на педаль. Дублировал горизонтальную наводку и командир танка.
Ему предназначалось устанавливаемая слева сзади на крыше башни цилиндрическая башенка с люком и пятью смотровыми щелями. С июля 1943 года ее заменили на унифицированную, сферической формы, с семью перископическими приборами наблюдения по периметру и круговым ободом для крепления и перемещения зенитного пулемета. На передней стенке башни монтировалось три метательных устройства для стрельбы дымовыми гранатами.
-мм пушка (L/56) и спаренный 7.92-мм пулемет (справа от нее) устанавливались в броневой маске толщиной 110 мм. Боеукладка размещалась ниже погона башни - по стенкам боевого отделения, рядом с водителем и под поликом башни. Унитарный патрон и полуавтоматика орудия обеспечивали боевую скорострельность до 8 выстрелов в минуту.
«Тигр» стал первым серийным немецким танком с новой ходовой частью, изобретенной Г. Книпкампом. на борт приходилось по восемь расположенных в шахматном порядке тройных опорных катков на торсионной подвеске с гидравлическими амортизаторами на первом и последнем блоках. Немцы уже применяли такую конструкцию шасси на более легких машинах - полугусеничных бронетранспортерах и артиллерийских тягачах. Она равномерно распределяла массу машины по гусенице, не слишком нагружая каждый каток, и позволяла экономить резину на бандажах. С января 1944 года перешли к каткам с внутренней амортизацией, без бандажей.
В моторном отделении размещался карбюраторный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL210P45 мощностью 650 л.с. С мая1943 года, в связи с переходом на унификацию танкового производства, его заменили на более мощный двигатель HL230P30.
Прогрессивная трансмиссия с гидросервоприводами и торсионная подвеска сделали «Тигр» легкоуправляемой машиной с плавным ходом. Ее водитель не затрачивал больших физических усилий, не переутомлялся. Освоить управление танком было несложно. От водителя не требовалось высокой квалификации, и. если он выбывал из строя, его заменял любой член экипажа.
ранних «Тигров» оснастили оборудованием для подводного вождения (ОПВТ), позволяющим преодолевать по дну водные преграды до 4 м. Кроме того, машины первых серий вооружались S-средством (Schrapnell) ближнего боя. Оно предназначалось для поражения солдат противника, пытающихся взять поврежденный танк. Пять гранатометов по краям корпуса выстреливали вверх на 1,5-2 м шрапнельные гранаты. Взрываясь, они засыпали все вокруг 360 стальными шариками.
Помимо линейных, было изготовлено 84 командирских танка. Освобождая место для второй радиостанции, в башне убрали спаренный пулемет и уменьшили боекомплект пушки до 66 выстрелов.
Впервые «Тигры» пошли в бой на Восточном фронте в районе станции Мга (под Ленинградом) осенью 1942 года. В дальнейшем воевали на всех фронтах.
.5 Тяжелый танк PzKpfw VI Ausf B «Tiger II» (SdKfz 182)
Отслеживая тенденцию совершенствования бронетанковой техники союзников (и в первую очередь Красной Армии) в плане повышения бронезащищенности, немецкое командование вполне обоснованно пожелало усилить вооружение танков, приспособив для них самые мощные полевые буксируемые 88-мм противотанковые пушки, принятые на вооружение в 1943 году и больше известные как PaK43/41 и PaK43 (Panzerabwehrkanone). Выпускаемый из них с начальной скоростью 1000 м/с бронебойный снаряд массой 10,2 кг пробивал на дистанции 2000 м броню толщиной до 132 мм под углом 30 градусов к нормали, а подкалиберный - и того более.
Техническое задание на машину, превосходившую «Тигр» не только по огневой мощи, но и по другим параметрам, выдали фирме «Геншель» и конструкторскому бюро Порше в августе 1942 года, т.е. еще задолго до окончательной отработки пушки KwK43. Важным требованием было рациональное расположение броневых листов корпуса по подобию советских Т-34
Э. Адерс и Ф. Порше вновь начали состязание: чей танк признают лучшим. Как и прежде, Ф. Порше проиграл. Он стал попросту подгонять свой «Тигр» под новый проект. На машине «тип 180» в смещенной вперед башне конструктор предлагал установить 150-мм пушку (L/37) или 105-мм с длиной ствола 70 калибров. Но вскоре эту затею оставил и принялся создавать VK4502 (P). Впрочем, большая потребность в дефицитных материалах, в частности меди, поставила крест на этом танке. Первый образец Э.Адерса тоже отвергли, а вот второй - VK4503 (H) - приняли.
К производству танка, получившего обозначение PzKpfw VI Ausf B «Tiger II» (SdKfz 182) (известен, как «Королевский тигр»), приступили в январе 1944 года. Сначала со сборочного конвейера завода фирмы «Геншель» сходили обе «шестерки». Тем не менее в том году выпустили 377 «Королевских тигров», а в январе-марте 1945-го - 112. Максимум - 84 танка - пришелся в август 1944 года. Всего же построили 489 таких машин.
Первые 50 «Королевских тигров» получили башню обтекаемой формы конструкции Порше. Основание командирской башенки выступало за ее боковую стенку. Закругленная лобовая часть создавала заметный «заман». Этот специфический термин очень тонко характеризировал главный недостаток конструкции: снаряд, попадавший в скошенную броню, отражался вниз и пробивал относительно тонкую крышку корпуса. С июля 1944 года машины стали комплектовать более простой башней Адерса. Которая к тому же в лобовой детали имела броню 185-мм вместо 100 мм у башни «Порше».
Помимо мощной пушки PzKpfw VI Ausf B выгодно отличался рациональной формой и вообще бронированием корпуса. Верхний лобовой лист толщиной 150-мм ставился к вертикали под углом 50 градусов.
Под таким же, но обратным углом устанавливался 100-мм нижний лист. Верхние боковые стенки были наклонены на 25 градусов, кормовые - на 30 градусов, нижние располагались вертикально. Толщина всех стенок корпуса одинакова - 80 мм при наклоне последней на 21 градус. Однако гомогенная броня из-за понеженного содержания легирующих добавок (сказался дефицит в связи с потерей сырьевой базы на Украине) уступала по снарядостойкости применявшейся ранее на «Тиграх» и «Элефантах». Перед сваркой броневые листы соединялись сложным способом посредством шипов, «ласточкиного хвоста» и т.п.
Почти третью часть боекомплекта - 22 унитарных выстрела в горизонтальном положении - разместились в большой кормовой нише башни вблизи казенника пушки. Вместе с механизмом заряжания это повышало боевую скорострельность и облегчало работу заряжающего.
«Королевские тигры» имели оптические приборы очень высокого качества. Командир же танка располагал еще и панорамным артиллерийским прицелом. Следовательно, дальность ведения огня теперь ограничивалась только максимальным углом возвышения пушки - 15 градусов (для сравнения: у «тигра» - 10, у «Элефантах» - 14 градусов).
Башня, в отличие от «Тигра», была без полика. Механический (как на «Тигре») привод поворота башни дополнялся гидростатическим, управлять которыми могли и наводчик, и командир.
Для уменьшения загазованности боевого отделения предусматривалась система продувки сжатым воздухом канала ствола пушки до открытия затвора после выстрела. Через люк в заднем обводе башни меняли ствол пушки, загружали боеприпасы и покидали танк в аварийных ситуациях. Его прямоугольная дверца имела пистолетную амбразуру.
В корме располагалась силовая установка - двигатель «Майбах» HL230P30. Трансмиссии «Тигров» друг от друга отличались лишь некоторыми деталями: на модификации B у механизма поворота отсутствовали две степени свободы при прямолинейном движении. Управление механизмом поворота осуществлялось гидросервоприводом посредством штурвала; механический привод являлся резервным.
Более существенны расхождения в ходовой части. Сдвоенные катки с внутренней амортизацией и тем же шахматным расположением не заходили в промежутки с соседними блоками, а чередовались на длинных и коротких осях балансиров. Подвеска катков торсионная одинарная. На первом и девятом узлах находились гидравлические амортизаторы. Ширина боевых гусениц составляла 800 мм.
При перевозке по железной дороге они заменялись на узкие транспортные - 660 мм, внешние катки снимались. Верхние ветви гусениц прикрывались экранами, защищающими танк от кумулятивных снарядов.
«Королевский тигр» в дуэльном огневом бою превосходил все танки Второй мировой войны. Обладал он и наибольшей боевой массой - 68 т. Командирские танки оснащались дополнительной радиостанцией.
Новыми танками вооружались несколько тяжелых танковых батальонов вермахта и войск СС. Воевали они на Восточном и Западном фронтах, особенно интенсивно в 1944 году в Польше, в Арденнах. Последний раз эти машины участвовали в бою в мартовском наступлении 1945 года в районе озера Балатон в Венгрии, где большая часть их была уничтожена советскими войсками.
Заключение
Несмотря на оснащенную по последнему слову техники армию, нацистская Германия так и не смогла осуществить свои планы, она чрезмерно переоценила свои собственные военные силы. Причиной стал и недостаток ресурсов, что сильно сказалось на качестве и бронетехники. Другой же причиной стала сложность конструкций, и многие заводы просто не смогли в кратчайшие сроки выпускать большое количество техники. Последние модели танков PzKpfw VI Ausf H «Tiger» и PzKpfw VI Ausf B «Tiger II» были крайне ненадежными, что сильно сказалось на боеспособности армии. К тому же к концу войны немецкая армия перестала верить в победу, что также повлияло на ход сражений. Третьей причиной, возможно, стало вмешательство Гитлера в военные планы. Но самой главной причиной поражения Германии остается сплоченность войск антигитлеровской коалиции, которая положила конец планам Гитлера и НСДАП.
Технический прогресс, достигнутый Германией во время Второй мировой войны, сильно повлиял на дальнейшее развитие науки, техники и истории.
Источники и литература
1.И.П. Шмелев «Бронетехника германии 1934-1945».
2.Питер Чемберлен и Хилари Дойл «Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны».