Проектирование нефтехозяйства сельскохозяйственного предприятия
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия РФ
ФГОУ ВПО «Самарская Государственная
Сельскохозяйственная Академия»
Кафедра ЭМТП
Курсовая
работа
По теме:
“Проектирование нефтехозяйства сельскохозяйственного предприятия”
Проверил:
ст. преподаватель
Апаликов
А. И.
Кинель, 2008.
Содержание
1.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТАМИ СЕЛЬСКИХ
ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
СХЕМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТАМИ СЕЛЬСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ОБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ
НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ..6
3.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ С.-Х. ПРЕДПРИЯТИЯ В НЕФТЕПРОДУКТАХ
РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В ДИЗЕЛЬНОМ
ТОПЛИВЕ
РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В БЕНЗИНЕ
РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛАХ
4.
РАСЧЕТ ВМЕСТИМОСТИ РЕЗЕРВУАРНОГО ПАРКА
5.
СРЕДСТВ ЗАПРАВКИ НА ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНЫХ ПУНКТАХ
6.
РАСЧЕТ СРЕДСТВ ПЕРЕКАЧКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ И ТРУБОПРОВОДНЫХ
КОММУНИКАЦИЙ НЕФТЕСКЛАДА
7.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН НЕФТЕСКЛАДА И ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНОГО ПУНКТА
8.
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ЕГО
РАЗМЕЩЕНИЕ
9.
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА НЕФТЕСКЛАДА
10.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НЕФТЕСКЛАДА: ФУНДАМЕНТЫ ПОД РЕЗЕРВУАРЫ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
11.
ОБВАЛОВАНИЕ РЕЗЕРВУАРНЫХ ПАРКОВ
12.
ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ НЕФТЕСКЛАДА
13.
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ПО
ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И САНИТАРИИ
ЛИТЕРАТУРА
1. Исходные данные
Вариант №35.
количество
|
ГАЗ
3307
|
количество
|
ЗИЛ-130
|
Площадь
сельскохозяйственных
культур,
га
|
Поголовье
КРС,
голов
|
|
Среднее
расстояние
перевозок
|
|
Среднее
расстояние
перевозок
|
пар
|
Озимая
пшеница
|
ячмень
|
овес
|
Яровая
пшеница
|
Производство
молока при бес-
привязном
содержании
|
Выращивание
молодняка
|
Производство
говядины
|
9
|
18
|
2
|
27
|
430
|
380
|
370
|
300
|
360
|
800
|
520
|
440
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НЕФТЕПРОДУКТАМИ СЕЛЬСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
2.1 Схемы обеспечения нефтепродуктами
сельских товаропроизводителей
Обеспечение
нефтепродуктами сельских товаропроизводителей осуществляется через
региональные распределительные нефтебазы, на которые нефтепродукты поступают с
нефтеперерабатывающих предприятий железнодорожным, водным, автомобильным
транспортом или по трубопроводам. Наиболее распространены железнодорожные
перевозки, водный транспорт используется при наличии водных путей между
нефтеперерабатывающим заводом и нефтебазой, а автомобильный - на автомагистралях
с хорошими дорожными условиями при перевозках на небольшие расстояния.
Перекачка нефтепродуктов по магистральным продуктопроводам является наиболее
экономичным видом их транспортирования, но, применение этого способа сдерживается
слабым развитием трубопроводной сети в большинстве районов России.
С
распределительной нефтебазы нефтепродукты поступают потребителям.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям
нефтепродукты доставляются, как правило, автомобильным транспортом — наливным
или бортовым, хотя при наличии на сельскохозяйственном предприятии подъездных
путей, нефтепродукты могут поступать туда по железной дороге, а при отсутствии
или плохом состоянии автомобильных дорог, в труднодоступных районах (например:
Сибирь, Крайний Север и т. д.), для этих целей используются судоходные реки.
Полевые сборно-разборные трубопроводы нашли применение во время освоения
целинных земель. Они использовались для перекачки горючего от железнодорожных
станций в глубинные хозяйства, но этот вид транспортирования целесообразен лишь
при больших количествах перекачиваемого горючего. Дальнейшего распространения
он не получил.
Система
нефтепродуктообеспечения сельских товаропроизводителей зависит от расположения
нефтебаз сбытовых организаций и автозаправочных станций общего назначения в
регионе.
Возможны
следующие варианты нефтепродуктообеспечения потребителей:
• доставка с
нефтебаз по радиальным кольцевым маршрутам автомобильным транспортом,
принадлежащим ассоциациям хозяйств, нефтесбытовым организациям или
автотранспортным предприятиям;
• доставка с
нефтебаз транспортом потребителя;
• заправка
сельскохозяйственных и транспортных машин полностью или частично на
автозаправочных станциях общего назначения или на специальных заправочных
пунктах нефтесбытовых организаций;
• комбинированный
вариант с использованием двух или нескольких из перечисленных (например, на
заправочных станциях общего назначения целесообразно организовать заправку
тракторов и сельскохозяйственных машин с централизованной доставкой дизельного
топлива, а масла и смазки вывозить с нефтебазы собственным автотранспортом
потребителя).
В ряде
рассмотренных случаев может быть оправданным использование железнодорожного
или водного транспорта на плече подвоза нефтебаза - хозяйство.
Выбор схемы
организации нефтехозяйства, в зависимости от особенностей сельскохозяйственных
предприятий, осуществляются в основном по следующим вариантам.
Вариант 1. В отделениях (бригадах) хозяйств имеются
заправочные пункты для сельскохозяйственной техники, куда топливо поставляется непосредственно с
нефтебазы. Заправка автомобилей
производится на заправочном пункте центральной усадьбы. Нефтесклад в
хозяйстве отсутствует. Такой вариант приемлем, когда в каждом отделении
имеется не менее 20 тракторов и
оно расположено на расстоянии 10... 15 км от нефтесклада, а состояние
дорог позволяет беспрепятственно доставлять нефтепродукты в отделение. При этом
варианте организация нефтехозяйства
требует меньше капитальных затрат за счет отсутствия склада, но в хозяйстве нет
страхового запаса на случай
перебоев с их доставкой.
Вариант 2. Центральный нефтесклад в хозяйстве
отсутствует, а в отделениях имеются заправочные пункты, которым придаются
механизированные заправочные агрегаты на шасси автомобиля или прицепа,
доставляющие нефтепродукты с заправочного пункта отделения к машинам,
работающим на удаленных полях. Такой вариант применяется при наличии в
отделении более 20 тракторов, работающих на полях, которые удалены от
заправочного пункта свыше 2 км, и имеющих навесное оборудование. Преимущества и
недостатки те же, что при 1-м варианте; организация нефтехозяйства требует
меньше капитальных затрат за счет отсутствия нефтесклада, но в хозяйстве нет страхового
запаса нефтепродуктов на случай перебоев с их доставкой.
Вариант 3. На центральной усадьбе хозяйства
имеется нефтесклад с заправочным пунктом, а в отделениях - заправочные пункты.
Такой вариант применяется, когда нефтебаза находится на значительном удалении
от хозяйства, отделения удалены от центральной усадьбы, возможны перебои доставки
нефтепродуктов. При этом варианте обеспечивается стабильное снабжение техники
нефтепродуктами за счет имеющихся на нефтескладе запасов, но система
удорожается из-за необходимости строительства нефтесклада.
Вариант 4. При наличии
нефтесклада на центральной усадьбе, в отделениях техника заправляется как на
стационарном заправочном пункте, так и с помощью механизированных заправочных
агрегатов. Применение этого варианта рационально, когда в отделении
насчитывается более 26...30 тракторов, работающих на удалении от заправочного
пункта отделения. Преимущества и недостатки те же, что и при 3-м варианте.
Вариант
5. Нефтепродукты хранятся на нефтескладе хозяйства и доставляются оттуда
непосредственно к месту работы сельскохозяйственной техники. Заправочные пункты
в отделениях не создаются, благодаря чему снижаются затраты на организацию
нефтехозяйства, но при этом нужно круглогодично поддерживать в хорошем
состоянии внутрихозяйственные дороги и обеспечить высокую техническую
готовность подвижных средств заправки.
2.2
Объекты системы нефтепродуктообеспечения сельскохозяйственных предприятий
К
стационарным инженерным объектам системы нефтепродуктообеспечения,
функционирующим непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях,
относятся нефтесклады и заправочные пункты.
Нефтесклад и
заправочный пункт имеют в своем составе заправочные посты, оснащенные
оборудованием для заправки машин. Обычно заправочные посты, расположенные на
нефтескладе, осуществляют заправку техники как автомобильным, так и дизельным
топливом, а заправочные посты заправочных пунктов отделений, бригад и других
подразделений осуществляют заправку сельскохозяйственных машин в основном
дизельным топливом.
Кроме
стационарных инженерных объектов, в состав нефтехозяйства
сельскохозяйственного предприятия входят технические средства, предназначенные
для транспортирования нефтепродуктов (автомобильные цистерны,
прицепы-цистерны, автопоезда)
Нефтесклады
сельскохозяйственных предприятий сооружаются, как правило, на центральной
усадьбе хозяйства. Оборудование и сооружения нефтесклада должны обеспечивать
выполнение следующих операций:
• прием
нефтепродуктов, доставляемых с распределительных нефтебаз системы нефтеснабжения;
• хранение
нефтепродуктов в объемах, обеспечивающих бесперебойную работу
машинно-тракторного парка и других потребителей;
• отпуск
нефтепродуктов в автомобильные цистерны для доставки их на заправочные пункты
отделений;
• отпуск
нефтепродуктов в механизированные заправочные ацетаты для заправки
сельскохозяйственной техники в полевых условиях;
• отпуск
нефтепродуктов на хозяйственные нужды и техническое обслуживание техники;
• заправку
автомобилей и тракторов на стационарном заправочном пункте нефтесклада.
Нефтесклады
должны иметь следующие сооружения и оборудование: -
• резервуары
для хранения нефтепродуктов;
• крытые
хранилища или навесы для хранения
нефтепродуктов, поступающих в таре (бочках, бидонах, банках и т. п.);
• средства
перекачки жидких нефтепродуктов;
• устройства
для слива и налива автомобильных цистерн;
• средства
механизации погрузочно-разгрузочных работ;
• средства
заправки автомобилей и тракторов топливом и смазочными материалами;
• средства
расфасовки и выдачи смазочных масел; противопожарное оборудование и инвентарь;
• оборудование,
обеспечивающее соблюдение требований пожарной безопасности и охраны труда;
• оборудование
и сооружения, предотвращающие загрязнение окружающей среды.
Для сельского
хозяйства разработаны типовые проекты нефтескладов различной вместимости
(Приложение 7).
В состав
типовых проектов нефтескладов входят:
• резервуарный
парк с наземной или заглубленной установкой резервуаров;
• операторская
с маслораздаточной;
• хранилище для
масел и смазок в таре (может быть совмещено с операторской);
• пожарный
сарай и пожарный резервуар для воды вместимостью 100 м (на
нефтескладе вместимостью 1200 м - пожарный водоем
объемом 250 м).
Для
определения требуемой вместимости резервуарного парка нефтесклада при выборе
типового проекта, разработке индивидуального проекта или реконструкции
существующего объекта необходимо знать потребность с.-х. предприятия в
нефтепродуктах.
Заправочные
пункты нефтескладов обеспечивают прием с нефтесклада и выдачу всего
ассортимента топлива
и масел в байт машин, в бочки и другую тару.
Заправочные
пункты отделений (бригад) сооружаются, как правило, но индивидуальным проектам
в соответствии с конкретными требованиями, определяемыми количеством
заправляемых машин, периодичностью доставки нефтепродуктов на заправочный
пункт, удаленностью от источника снабжения нефтепродуктами (центрального
нефтесклада, распределительной нефтебазы и
т. п.). На таких пунктах осуществляется приём дизельного топлива из
автомобильных цистерн и других транспортных средств, выдача топлива, масел и
смазок для заправки техники и для налива в тару, а также отпуск дизельного
топлива в механизированные заправочные агрегаты и другие подвижные средства
заправки. С целью осуществления этих операций заправочные Пункты
укомплектовывают наземными или заглубленными резервуарами, топливораздаточными
колонками, маслораздаточными устройствами и оборудованием для налива подвижных
средств заправки, а также хранилищем для расфасовки масел и смазок. Кроме того, заправочный пункт должен быть
обеспечен средствами пожаротушения и оборудован устройствами для
предотвращения загрязнения окружающей среды.
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ С.-Х.
ПРЕДПРИЯТИЯ В НЕФТЕПРОДУКТАХ
3.1
Расчет потребности в дизельном топливе
В
общем случае расход дизельного топлива планируется по основным видам работ, к
которым относятся:
• производство
продукции растениеводства;
• производство
продукции животноводства;
• транспортные
работы;
•
ремонт и техническое обслуживание машинно-тракторного парка;
• прочие технологические и хозяйственные нужды.
Таким образом, общая потребность в дизельном топливе для
обеспечения сельскохозяйственных работ составляет:
(1)
Где
Q - годовая
потребность в нефтепродукте данного вида для производства продукции
растениеводства, кг (т); Q - годовая
потребность в нефтепродукте для производства продукции животноводства, кг (т);Q - годовая
потребность в нефтепродукте для транспортных автомобильных работ, кг (т); - годовая
потребность в нефтепродукте для технического обслуживания и ремонта автомобилей
и сельскохозяйственных машин, кг (т); годовая
потребность в нефтепродукте на прочие нужды.
Потребность
в дизельном топливе, но основным видам работ в растениеводстве в соответствии
с технологическими картами определяется по формуле:
(2)
кг
где Fi - площадь, запланированная для возделывания сельскохозяйственной
культуры, га; qp - норма расхода дизельного топлива на один физический гектар
площади посева при производстве продукции растениеводства, кг/га (приложение
3);.
Потребность
в дизельном топливе по основным видам работ в соответствии с технологическими
картами в животноводстве определяется по формуле:
(3)
кг
где
Ni - количество животных i-гo вида,
планируемых для получения товарной продукции, гол; qж - норма
расхода нефтепродукта на одну голову животного при производстве продукции
животноводства, кг/гол (для ориентировочных расчетов qж=90 кг/гол);
Расход дизельного топлива на
транспортные работы для автомобилей равен 0, т. к. применяется бензин.
Потребность
в дизельном топливе на техническое обслуживание и ремонт машинно-тракторного
парка Q составляет
0,7 % от расхода на их эксплуатацию:
кг
При
определении годового расхода топлива на полевые работы следует предусмотреть
дополнительный расход на прочие нужды, Q (в процентном
отношении к потребности на полевые работы), не учитываемый в нормах расхода
топлива на физический гектар: на ежедневные переезды в начале и в конце смены
к месту работы и обратно к месту стоянки - 3 %; длительные разовые переезды -
1 %; комплектование агрегатов - 0,2 %; подготовка полей к работе - 1 %; дополнительный
расход, связанный с изменением эксплуатационных свойств тракторов и машин,
снижением их надежности и т. д. - 2,5 %. Итого 7,7 %:
кг
Результаты
расчетов определения потребности в дизельном топливе записывают в виде таблицы
1. Норма годовой потребности топлива по месяцам в процентах приведена в
приложении 4.
Таблица 1 -
Расход дизельного топлива техникой подразделения
№
|
Расход топлива по месяцам
|
Расход
топлива
|
п./п.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
за
год, (кг)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
5632
|
5632
|
8448
|
16895
|
28159
|
33791
|
39423
|
50686
|
47870
|
28159
|
11264
|
5632
|
281590,6
|
Используя
расчетные данные представленные в таблице 1, строят график расхода топлива. По
оси ординат откладывают расход топлива, а по оси абсцисс - календарные дни (1
...365). Затем строят гистограмму месячного расхода топлива (ступенчатый
график). Высота каждой ступени должна соответствовать расходу топлива в месяц или
в сутки.
Суточный расход топлива по месяцам
определяют по формуле
где
Qmi
- расход топлива в i-ом месяце; mj - количество
календарных дней в i-ом месяце.
1. кг
2. кг
3. кг
4. кг
5. кг
6. кг
7. кг
8. кг
9. кг
10. кг
11. кг
12. кг
3.2
Расчет потребности в бензине
Общая
потребность в бензине определяется по методике изложенной в подразделе 3.1
где
Нл - линейная норма расхода топлива на
100 т-км транспортной работы грузового автомобиля, (Нл = 1,3 л); Di - надбавка к нормам расхода топлива при работе автомобилей в
условиях, отличающихся от тех, для которых установлены линейные нормы, (Di = 20 %); Qt-km - количество
т-км
Lr - дальность поездки с грузом, км
(принимается по данным хозяйства, выдано в задании); Qт - объем
грузоперевозок, т
,
Н - норма высева семян, урожайность,
т/га (приложение 5); Q - площадь занятая под культурой, га.
Посев: ,
т,
т,
т,
т,
Уборка:
т,
т,
т,
т.
Общий грузооборот:
Qсум=91,2+92.5+54+86,4+1216+1110+600+900=4150,1
т.
Распределим
весь грузооборот по данным маркам автомобилей:
ЗИЛ-130:
1383,4 т
т-км,
ГАЗ-3307: 2766,7 т
т,
Тогда общий
расход бензина т.
Результаты
расчетов определения потребности в бензине записывают в виде таблицы 2. Норма
годовой потребности топлива по месяцам в процентах приведена в приложении 4.
Таблица 2 -
Расход бензина техникой подразделения
№
|
Расход бензина
по месяцам
|
Расход
топлива
|
п./п.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
за
год, (кг)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
22704
|
22704
|
34056
|
68112
|
113520
|
136224
|
158928
|
204336
|
192984
|
113520
|
45408
|
22704
|
1135200
|
3.3
Расчет потребности в смазочных материалах
Количество
масел и смазок на эксплуатацию и техническое обслуживание машин определяется
на основании индивидуальной эксплуатационной нормы расхода масла (плановое
количество, установленное в процентах к основному топливу и выделенное для смазки
трактора данной марки в процессе его эксплуатации).
Необходимое
годовое количество масел для машинно-тракторного парка, работающего на
дизельном топливе, определяется по выражениям:
моторное
масло для дизельных машин:
,
кг,
трансмиссионное
масло для дизельных машин:
кг
индустриальное масло
кг,
моторное
масло для бензиновых машин:
кг,
трансмиссионное масло для бензиновых
машин:
,
кг.
Полученные
данные представляются в виде таблицы 4 и фактическом виде (гистограмма,
диаграмма и т. д.).
Таблица 3-Годовая потребность
масел для тракторов
|
Потребность масел по месяцам, т
|
Всего, т
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
Моторные масла
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51422
|
Группа Г2
|
233,8
|
233,8
|
350,7
|
701,4
|
1169
|
1402,8
|
1636,6
|
2104,2
|
1987,3
|
1169
|
467,6
|
233,8
|
11690
|
Группа Г1
|
794,64
|
794,64
|
1191,9
|
2383,92
|
3973,2
|
4767,8
|
5562,5
|
7151,7
|
3973,2
|
3973,2
|
1589,3
|
794,64
|
39732
|
Трансмиссионные масла
|
392,52
|
392,52
|
588,78
|
1177,56
|
1962,6
|
2355,1
|
3532,6
|
3336,4
|
1962,6
|
785,04
|
392,52
|
19626
|
Индустриальные
И другие специальные
масла
|
25,98
|
25,98
|
38,97
|
77,94
|
129,9
|
155,88
|
181,86
|
233,82
|
220,83
|
129,9
|
51,96
|
25,98
|
1299
|
4. РАСЧЕТ ВМЕСТИМОСТИ РЕЗЕРВУАРНОГО
ПАРКА
Типовой
проект при строительстве нового или реконструкции существующего нефтесклада
производственной организации выбирают на основании емкости резервуарного парка
для хранения производственного запаса основных видов топлива (дизельного
топлива, бензина), обеспечивающих бесперебойную работу машинно-тракторного
парка.
Производственный
запас нефтепродуктов, хранимый на нефтескладах хозяйств подразделяют на текущий, страховой и подготовительный.
Для
определения требуемой вместимости резервуарного парка необходимо знать
прогнозируемый среднесуточный расход нефтепродуктов в расчетном году.
Среднесуточный
расход каждого вида нефтепродукта, за год:
Дизельное топливо:
где
Gcc - среднесуточный расход
нефтепродуктов, кг/сут.
Бензин:
кг/сут
Моторное
масло Г1:
кг/сут.
Моторное
масло Г2:
кг/сут.
Трансмиссионное масло:
кг/сут.
Индустриальное
масло:
кг/сут.
Определяют
максимальный суточный расход нефтепродуктов
где Qмmax - максимальный месячный расход
топлива; мmax - количество
дней месяца, с максимальным расходом топлива
Определим его для дизельного топлива:
Дизельное
топливо:
Бензин:
Масло Г1:
Масло
Г2:
Трансмиссионное
масло:
Индустриальное
масло:
Необходимый
запас (текущий запас - средняя
величина производственного запаса, обеспечивающая непрерывную работу машинно-тракторного
парка при равномерном поступлении и расходовании нефтепродуктов) каждого вида
нефтепродукта при равномерном его расходовании определяется по формуле:
Рт=Gсс*tд,
где
tд - интервал доставки нефтепродукта,
сут.
tд=T/Nг
где
Т - длительность расчетного периода, дни (Т=365); Nг
- оптимальная частота (периодичность) доставки топлива, определяется по
формуле
Wд - оптимальное количество доставки
(объем заказа (доставки), определяют исходя из минимума затрат на доставку и
хранение нефтепродуктов
Qr - годовой расход нефтепродуктов; Lд - стоимость
доставки нефтепродукта, руб
- стоимость 1 км пути автоцистерны,= 1,2...6,5 руб.; RД - расстояние
доставки, RД =35...50 км;
Lx - стоимость хранения запасов
нефтепродуктов на нефтескладе, руб./т в год;
При
подстановке числовых значений показателей получим стоимость хранения, зависящая от вида топлива: для
дизельного топлива Lx = 400...700
руб/т в год, для бензина Lx=500...800pyб/т в гoд.
Дизельное
топливо
т
Бензин
т
Дизельное
топливо
сут
Бензин
сут
Дизельное
топливо
сут
Бензин
сут
Дизельное
топливо
кг
Бензин
кг
Полученное
по формуле значение оптимального объема доставки - это оптимальная вместимость
автоцистерны, которую экономически целесообразно применять при доставке нефтепродуктов
на данный нефтесклад в течение всего года. На основании полученных расчетов принимают
автоцистерну с емкостью близкой значению
При
определении вместимости резервуарного парка следует учитывать страховой запас, который
служит для обеспечения техники нефтепродуктами при суточном отклонении их
расхода в сторону увеличения и при задержке доставки:
Рстр=Рн+Рз,
где
Рн - страховой запас для компенсации неравномерности расхода нефтепродукта:
,
Дизельное
топливо кг
Бензин
кг
- коэффициент неравномерности расхода:
- максимальный суточный расход; P3-страховой
запас для компенсации задержки доставки;
Дизельное
топливо
Бензин
P3=Gсс*t3;
t3-продолжительность
задержки доставки по сравнению с плановой, сут(t3=0,5…0,8).
Дизельное
топливо Рз=771,5*0.5= 385,75кг
Бензин
Рз=3110*0.5=1555 кг
Дизельное
топливо Рстр=11578,7+385,75=11964,45 кг
Бензин
Рстр=21247,52+1555 =22802,52 кг
Подготовительный запас Рп
предусматривается в связи с отстоем дизельного топлива в течение 96 ч (4 суток)
и рассчитывается:
Рп= Gсс*tпод;
Где tпод- время,
необходимое для отстоя дизельного топлива, сутки(tпод=4)
Дизельное
топливо Рп=771,5*4=3086 кг
Бензин
Рп=3110*4=12440 кг
Работа
такой системы осуществляется следующим образом: как только уровень
производственного запаса опустится ниже определенного уровня, называемого точкой заказа, или станет равной
ему, подают заявку на пополнение запасов.
Регулирующими
параметрами системы являются максимальный уровень запасов Рmax и точка заказа РТЗ. Эти величины
постоянные. Периодичность заказа - величина переменная, размер партии -
количество продукта, на которое нужно оформить заказ, чтобы минимальный уровень
запаса достиг максимума.
Точку заказа
Ртз и максимальный уровень заказа PПРmax определяют по
формулам:
Ртз=Рстр+Рт+РП
Дизельное
топливо
Ртз=11964,45+10338.1+3086 =25388,55
кг
Бензин
Ртз=22802,52 +18971+12440=54213,52
т
Рmax= Ртз+WД,
Дизельное
топливо
Рmax=25388,55+10300=35688,55 кг
Бензин
Рmax=54213,52+19100= 73313,52кг
Емкость
резервуарного парка для хранения запасов отдельных видов нефтепродуктов на
складе определяют:
р
- плотность нефтепродукта (таблица 3). где -
степень заполнения резервуара, =0,85...0,90;
Дизельное
топливо
м3
Бензин
м3
Таблица 4 -
Среднее значение плотности нефтепродуктов
Нефтепродукт
|
Плотность при 20°. кг/м
|
Нефтепродукт
|
Плотность при 20°, кг/м
|
Дизельное топливо ДЗ
|
795...815
|
Масло дизельное зимнее
|
885... 905
|
Дизельное топливо ДЛ
|
810...840
|
Масло дизельное летнее
|
890...910
|
Дизельное топливо Л
|
800...840
|
Масло автотракторное летнее
|
910...918
|
Бензин А-66
|
712...742
|
Масло автотракторное зимнее
|
915... 925
|
Бензин А-72
|
715...735
|
|
|
Типовой
проект нефтесклада выбирают из условия
VН>VДТ+VБ,
где
VН -
номинальная вместимость резервуаров нефтесклада, м3; Vдт и VБ - соответственно
требуемые емкости для хранения в производственной организации дизельного
топлива и бензина, м3.
Общая
вместимость резервуарного парка Vн=47,2+110,1=157,3
м3. следовательно, принимаем VН=160 м3.
Резервуары
выбираются, как правило, из числа горизонтальных цилиндрически резервуаров,
серийно выпускаемых промышленностью.
Установка
резервуаров, в зависимости от местных условий и с учетом экономических
соображений, осуществляется в наземном или заглубленном варианте. При
технико-экономическом обосновании выбора варианта установки резервуара
учитывается стоимость работ по установке и потери нефтепродукта при различных
вариантах, а в случае необходимости - обеспечение требуемой защиты резервуаров
от внешнего воздействия.
При
выборе емкости для хранения масел исходят из того, что планируют и осуществляют
поставку масел в объеме квартальной потребности. Установка отдельной
резервуарной емкости для масел на центральной усадьбе производится в случае,
если объем квартальной потребности превышает емкость цистерны, используемой
при доставке нефтепродуктов. Учитывая, что расход моторных масел тракторами,
автомобилями и другими машинами невелик, для их хранения рекомендуется
устанавливать резервуары емкостью не более 10 3.
5 РАСЧЕТ СРЕДСТВ ЗАПРАВКИ НА
ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНЫХ ПУНКТАХ
Для заправки
техники нефтепродуктами используются топливо- и маслораздаточные колонки.
Исходными
данными для определения количества топливораздаточных колонок для каждого вида
топлива служит:
• среднесуточная
потребность в данном виде топлива, м3/сут;
• пропускная
способность топливозаправочной колонки, машин/ч;
• продолжительность
использования колонки, ч/сут;
• производительность
колонки, м3/ч;
• средняя доза
заправки машин, л;
• количество
заправляемых машин.
Необходимое
количество топливораздаточных колонок можно ориентировочно определить из
выражения:
где Gcc - среднесуточный расход
нефтепродукта; gk
- пропускная способность одной топливозаправочный колонки, машин/час; кз - доля суточного расхода топлива, выдаваемого
через заправочный пункт (для ориентировочных расчетов кз=0,7... 1,0); кк - коэффициент использования
топливораздаточной колонки (для ориентировочных расчетов кк=0,5); t
- продолжительность работы топливозаправочной колонки, ч/сут (для
ориентировочньгх расчетов t =2.. .8 ч).
Пропускная
способность одной топливораздаточной колонки определяется по формуле:
где
tпв
- продолжительность, вспомогательных операций (подача машины под
заправку, установка раздаточного крана, отъезд от колонки и т. п.), мин. Ориентировочно tпв=5мин; (dз - средняя доза заправки; gН - производительность
топливозаправочной колонки, л/мин производительность колонок типа КЭР-50-1,0;
КЭР-50-0,5; КЭД-50-0,5 равна 50 л/мин.
Где d3i- средняя доза заправки i-го трактора
(автомобиля) на нефтескладе, (значения доз заправок машин наиболее
распространенных марок, полученные путем выборочного анализа фактических данных
на заправочных пунктах различных предприятий; nтр.Аi- количество тракторов(автомобилей) i-й марки; nтрiAi- общее количество тракторов и автомобилей
заправляемых на нефтескладе.
Количество
маслораздаточных колонок, как правило, определяется исходя из числа марок
потребляемых моторных масел (по одной на каждую марку масел). Принимаем, что на
нефтескладе 5 маслораздаточных колонок.
Для проведения с/х
работ устанавливаем следующий состав МТП:
Тракторы:
К-701………………………………………………………………………2
шт
ДТ-75М……………………………………………………………………1
шт
Т-150……………………………………………………………………...1
шт
МТЗ-80…………………………………………………………………...3
шт
Т-40……………………………………………………………………….3
шт
кг
кг
Принимаем n=2
Автомобили:
ГАЗ-3307………………………………………………………………9 шт
ЗИЛ-130………………………………………………………………….2
шт
кг
кг
Принимаем n=3
6
РАСЧЕТ СРЕДСТВ ПЕРЕКАЧКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ И ТРУБОПРОВОДНЫХ
КОММУНИКАЦИЙ НЕФТЕСКЛАДА
Технологическая
схема нефтесклада, в зависимости от его назначения, должна обеспечивать
возможность выполнения следующих операций:
• перекачки
нефтепродуктов с участка приема в резервуары участков хранения;
• перекачки
нефтепродуктов с участка хранения на участок отпуска в автомобильные средства
транспортирования и заправки;
• перекачки
нефтепродуктов с участка хранения на топливозаправочный пункт;
• перекачки
нефтепродукта с участка приема непосредственно на топливозаправочный пункт,
минуя участок хранения;
• внутрискладской
перекачки из одного резервуара (группы резервуаров) в другой резервуар (группу
резервуаров), а также между резервуарами одной группы;
• перекачки
нефтепродукта из резервуаров в разливочную для затаривания в бочки.
Технологическая
схема заправочного пункта (автозаправочной станции) должна предусматривать
возможность слива топлива из автоцистерн в расходные резервуары насосом
автоцистерны или автономным насосом и самотеком, а также забор топлива из
резервуаров для заправки техники насосом топливораздаточной колонки, а также
подачу масла из резервуара насосной установкой маслораздаточной колонки,
установленной на горловине резервуара с маслом.
Сливные
устройства топливораздаточного пункта могут устанавливаться непосредственно на
крышке горловины резервуара или в специальном сливном колодце. Второй вариант
предпочтительнее, так как позволяет размещать автоцистерны при сливе на
безопасном удалении от резервуара.
Исходными
данными для гидравлического расчета трубо-
проводов являются:
• выбранная
технологическая схема нефтесклада с указанием местных сопротивлений;
• расстояние
между объектами нефтесклада в соответствии с принятым генеральным планом;
• геодезические
отметки объектов нефтесклада (профиль трассы трубопровода);
• физико-химические
свойства перекачиваемых нефтепродуктов (вязкость, плотность, давление
насыщенных паров);
• климатические
условия района размещения нефтесклада (барометрическое давление и температура
воздуха).
Гидравлический
расчет обычно производится для участка трубопровода, эксплуатирующегося в
наиболее неблагоприятных условиях, т. е. самого протяженного, имеющего
наибольшее количество местных сопротивлений и наибольшую отрицательную
разность геодезических отметок конечных точек участка.
При
выполнении гидравлического расчета необходимо:
• обосновать
производительность перекачки нефтепродуктов;
• определить
для всех участков трубопроводных коммуникаций оптимальные внутренние диаметры
и подобрать размеры труб согласно существующим стандартам;
• выбрать и
расставить на трубопроводных коммуникациях необходимую запорную арматуру,
фитинги и т. п.;
• рассчитать
потери напора в трубопроводе;
• подобрать по
каталожным данным насосы с характеристиками, обеспечивающими заданную
производительность при операциях на нефтескладе;
• проверить насосы
на бескавитационную работу;
• проверить
всасывающие коммуникации на возможность разрыва струи жидкости вследствие
образования паровых пробок.
Для
перекачки нефтепродуктов на нефтескладе используются
стационарные станции или передвижные насосные установки. Независимо от
использования передвижного или стационарного варианта производительность
средств перекачки должна обеспечивать требуемую скорость перекачки
нефтепродуктов по трубопроводу.
Производится
выбор насоса, обеспечивающего соответствующие показатели подачи и напора.
Технические характеристики некоторых насосов, применяемых. для перекачки
нефтепродуктов, приведены в таблицах.
Для
привода насоса необходимо выбрать соответствующий двигатель. Передвижные
средства перекачки укомплектованы двигателем внутреннего сгорания или
электродвигателем.
При
проектировании стационарных насосных станций целесообразно использовать
насосные агрегаты, у которых насос агрегатирован с электродвигателем
соответствующей мощности, имеющим необходимую частоту вращения.
При
необходимости производят подбор электродвигателя к выбранному при
проектировании насосу по потребляемой мощности на валу насоса и частоте
вращения.
Для
перекачивания светлых нефтепродуктов с температурой от минус 30 до плюс 50°С,
вязкостью 0,55...60,00 мм2/с и плотностью не более 1000 кг/м3 применяются
также электронасосы центробежные типа КМ.
Данные
электронасосы предназначены для работы в местах, где по условиям работы
возможно образование взрывоопасных смесей паров или газов с воздухом.
Пример
условного обозначения электронасоса:
Электронасос КМ 100-80-170-5 У2
3631-120-05806720-99, где К - консольный; М - моноблочный; 100 - условный диаметр всасывающего
патрубка, мм; 80 - условный
диаметр напорного патрубка, мм; 170
- условный диаметр рабочего колеса, мм; 5 - условное обозначении вала; У - климатическое исполнение; 2 - категория размещения.
Для
проектируемого нефтесклада выбираем электронасос типа КМ65-40-140
Таблица 6. Технические параметры
электронасоса
Обозначение типоразмера
электронасоса
|
Подача
М3/ч(л/с)
|
Напор,
м
|
Частота вращения
|
Мощность, кВт
|
Напряжение, В
|
Масса, кг
|
КМ65-40-140
|
20(5,6)
|
18
|
2900
|
2,2
|
380
|
60
|
Вместе
с насосом заводы-изготовители, как правило, поставляют электродвигатель, часто
смонтированный на одной плите. Мощность электродвигателя назначается выше, чем
мощность насоса с некоторым коэффициентом запаса.
,
Где H-номинальный напор, м; Q- номинальная производительность, м3/ч;
-плотность жидкости, кг/м3; Kз- коэффициент запаса, учитывающий случайные перегрузки
двигателя (для нашего случая принимаем Kз=1,2); -коэффициент полезного
действия насоса по паспортным данным, =0,70…0,75,
,
Где Г- гидравлический коэффициент
полезного действия, Г=0,80…0,95; М- механический коэффициент
полезного действия, М=0,95…0,98; О- объемный коэффициент
полезного действия, О=0,90…0,98.
Дизельное
топливо Вт=3,9 кВт
Бензин
Вт=3,4 кВт
Диаметр
трубопровода определяется по формуле, полученной из условия непрерывности
потока жидкости:
Где Q- производительность перекачки, м3/ч,
W-скорость течения жидкости в
трубопроводе, м/с(для ориентировочных расчетов W=2 м/с).
м
Исходя
из полученного расчетного значения принимаем стандартный диаметр трубопровода.
Таблица
7- характеристика трубопровода.
Наружний диаметр,
мм
|
Номинальная
толщина стенки, мм
|
Характеристика материала труб
|
Коэффициент
надежности
по материалу, К1
|
Марка стали
|
, МПа
|
, МПа
|
60
|
4;5;6
|
20
|
431
|
255
|
1.55
|
Скорость течения жидкости
при необходимости уточняем:
м/с
При
проектировании трубопровода следует определить рабочее и испытательное
давление, на основании чего выбрать толщину стенки трубы, которая определяется
по формуле:
м=3 мм
Где
Р- рабочее давление в трубопроводе, Па; dв- внутренний диаметр трубопровода, м, тек-
нормативное значение коэффициента текучести металла, Па; к- коэффициент
неоднородности, учитывающий отклонение качества металла и их основных размеров
от установленных нормативных показателей, к=0,85…0,9, n- коэффициент перегрузки, учитывающий возможность повышения
рабочего давления при эксплуатации трубопровода, n=1,1..1,2; m- Коэффициент
условий работы, m=0.75…0,80.
Рабочее
давление в трубопроводе равно максимальному давлению, создаваемому насосом.
Если в паспортных данных насоса приведена величина напора в метрах, создаваемое
им давление находится из выражения
,
МПа
Где - плотность нефтепродукта, кг/м3.
Определяем потери насоса
во всасывающем трубопроводе по выражению
м
Где Нвс-
потери напора во всасывающем трубопроводе, м; НТР- потери напора в
трубах на трение, м; НМС- потери напора в местных сопротивлениях, м.
Потери напора на трение
(гидравлические потери) определяются по формуле Дарси-Вейсбаха:
,
Где - коэффициент гидравлического
сопротивления; LПР- геометрическая длина трубопровода; d-внутренний диаметр трубопровода, м; W- скорость течения жидкости в
трубопроводе, м/с.
м
Местные
потери напора вычисляют по формуле Вейсбаха, полученной на основании
размерностей.
,
Где - коэффициент местного сопротивления,
определяется в зависимости от узла сопротивления. Зависит от режима течения
жидкости в трубопроводе и шероховатости внутренней стенки трубы.
Внезапное
расширение
Внезапное сужение
м
Резкий
поворот трубы
м
Обратный клапан
м
Плавный поворот трубы
м
Задвижка
м
Дроссельный затвор
м
м.
Режим
течения жидкости в трубопроводе характеризуется критерием Рейнольдса Re рассчитаем для дизельного топлива:
,
Где - кинематическая вязкость перекачиваемого
нефтепродукта, (для ориентировочных расчетов дт=0,003…0,005
м2/с).
м/с
При Re < 2000 имеет место ламинарный
режим течения жидкости, и коэффициент гидравлического сопротивления находится
из выражения
,
При
2000 < Re< 2800 имеет место переходный
режим и коэффициент гидравлического сопротивления
,
При
значениях Re > 2800 – турбулентный режим и
значение коэффициента гидравлического сопротивления определяется по табличным
данным.
Затем
производится проверка бескавитационной работы всасывания по выражению
,
Где - допустимая вакуумметрическая высота
всасывания, м; Нвс - потери напора во всасывающем трубопроводе, м;
Допустимая
вакуумметрическая высота всасывания находится по паспортным данным насоса или
рассчитывается по формуле:
,
Где На-минимальное
атмосферное давление в районе нефтесклада, м; Ну - давление
насыщенных паров перекачиваемого нефтепродукта при максимальной температуре
окружающего воздуха, м; - коэффициент кавитационного
запаса(=1,2..1,4); -потери
напора при входе нефтепродукта на лопатки рабочего колеса, м;
м
Величины
определяются из выражений:
,
м
и
,
м
где Ра,
и Ру - атмосферное давление и давление
насыщенных паров, соответственно (атмосферное давление Ра=101325 Па, давление
насыщенных паров для дизельного топлива Ру=110000 Па, давление
насыщенных паров для бензина Ру=67000 Па); - плотность нефтепродукта, кг/м3.
Величина
потерь напора при входе на лопатки рабочего колеса определяется по
формуле Руднева
,
м
Где n-частота вращения
вала насоса, мин-1; Скр - кавитационный критерий подобия
насоса.
Значения
Скр определяются по паспортным данным или находятся в зависимости от
коэффициента быстроходности насоса, который определяется по формуле:
;
об/мин
По
результатам расчета делается вывод о невозможности бескавитационной
работы насоса.
Гидравлический
расчет трубопроводов заправочного пункта и автозаправочной станции
производится в соответствии с изложенным выше. Если топливозаправочный пункт
функционирует в составе нефтесклада, подача топлива в расходные резервуары
производится стационарными или передвижными средствами перекачки склада. В этом
случае проводится гидравлический расчет соответствующих трубопроводов.
Укладка
заглубленного трубопровода в траншею производится на песчаное основание
толщиной 0,2 м. Для запорной арматуры оборудуются колодцы размером 0,5x0,5. На
подземные трубопроводы наносится противокоррозионная изоляция, а для наземных
трубопроводов осуществляется изоляция между трубопроводом и опорами. Все
трубопроводы, как подземные, так и наземные, защищаются от статического
электричества путем устройства заземления через каждые 200 м их длины.
При
проектировании трубопроводов следует соблюдать минимальное расстояние до
зданий, сооружений и инженерных сетей, значения которых приведены в таблице 16.
При
пересечении инженерных сетей расстояние по вертикали должно быть не менее: для
электрокабелей, железнодорожных путей и автомобильных дорог -1м; для кабелей связи -0,5 м; для водопровода, канализации и теплосети - 0,2 м.
Вывод: насос
и электродвигатель подобраны, верно.
7 ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН НЕФТЕСКЛАДА И
ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНОГО ПУНКТА
Основные требования к
устройству нефтескладов
Согласно
инструкции по разработке проектов и смет, рекомендуется типовые проекты
нефтескладов разрабатывать в одну стадию (технорабочий проект).
Основным
документом, на основании которого проектная организация разрабатывает типовые
проекты нефтескладов, является задание на проектирование. В нем должны быть
указаны наименования нефтескладов, основание для их проектирования, вид
строительства, режим работы нефтесклада, требования по площади земельных
участков для строительства нефтескладов, требования по защите окружающей среды,
необходимость автоматизации технологических
процессов стадийность проектирования, наименование генеральной проектной
организации.
Требования
к сооружению и оборудованию нефтебаз (складов нефти и нефтепродуктов) изложены
в "Строительных нормах и правилах". Согласно строительным нормам и
правилам (СНиП), склады для хранения нефти и нефтепродуктов подразделяются на
две группы.
К
первой группе относятся склады для хранения и снабжения потребителей нефтью и
нефтепродуктами, товарно-сырьевые парки нефтеперерабатывающих заводов и
нефтепромыслов, склады при насосных станциях магистральных трубопроводов и
перевалочные базы нефти и нефтепродуктов, а также склады предприятий.
В
общую вместимость склада включаются вместимости резервуаров и тары.
Вместимость промежуточных резервуаров у сливно-наливных железнодорожных эстакад
и водных причалов, а также расходных резервуаров при котельных и дизельных электростанциях для
собственных нужд в общую вместимость склада не включается.
Ко
второй группе относятся расходные склады нефти и нефтепродуктов, входящие в
состав предприятий.
8 Нормы проектирования технологического оборудования и его
размещение
Нормы
разработаны на основе изучения опыта проектирования с учетом ассортимента
нефтепродуктов, используемых в сельскохозяйственных предприятиях. Наряду с
нормированием числа технологического оборудования большое значение имеет выбор
схемы его размещения.
При
правильном размещении технологического оборудования создаются наиболее
благоприятные эксплуатационные санитарно-гигиенические и пожаробезопасные
условия, обеспечиваются поточность операций, удобное и целесообразное взаимное
расположение отдельных технологических установок, сооружений, устройств.
Основной
показатель, характеризующий условия эксплуатации нефтесклада – коэффициент его
оборачиваемости ( отношение годового расхода нефтепродуктов к вместимости резервуарного
парка нефтесклада ).
Среднее
значение коэффициента оборачиваемости нефтесклада при проектировании
рекомендуется принимать не менее 10.
9 Нормы проектирования генерального плана нефтесклада
Территория нефтесклада в зависимости
от выполняемых операций делится на зоны:
·
приема и отпуска
нефтепродуктов (сливно-наливные устройства, погрузочно-разгрузочные рампы,
хранилища нефтепродуктов в таре, разливочная для затаривания нефтепродуктов в
бочки, насосная станция);
·
хранения
нефтепродуктов (резервуарный парк и технологические насосы для внутрискладских
перекачек);
·
производственно-подсобных
зданий и сооружений (операторская, химическая лаборатория, бытовые помещения,
сарай для пожарного оборудования и т. п.).
·
очистных
сооружений (нефтеловушки).
Разработка
генерального плана осуществляется в следующей последовательности. Составляется
план резервуарного парка в соответствии с проведенными расчетами и принятыми
решениями о выборе способа установки резервуаров, затем размещаются другие
объекты нефтесклада с соблюдением между ними, а также с окружающими
сооружениями расстояний, установленных существующими требованиями.
Для определения размеров
нефтескладов на плане суммируются размеры объектов склада и расстояние между
ними по горизонтали и вертикали. Находится общая площадь склада в гектарах.
Разработка генерального плана и технологической схемы топливозаправочного
пункта (автозаправочной станции) производится после определения числа
резервуаров и раздаточных колонок для каждого вида нефтепродуктов и их
размещения на плане территории топливозаправочного пункта. Кроме того, на территории
заправочного пункта должен быть размещен пункт слива топлива из автоцистерн
(если заправочный пункт не входит
в состав нефтесклада), операторская и устройство для сбора проливов нефтепродукта и нефтесодержащих
ливневых вод. Для автозаправочной станции наличие пункта слива топлива из автоцистерны
обязательно.
При
разработке генерального плана должны соблюдаться следующие требования:
• удаление
расходных резервуаров от раздаточных колонок должно быть в пределах от 4 до 30 м;
• расстояние от
топливораздаточных колонок до здания операторской должно быть минимальным, но
не менее 6 м при использовании в конструкции здания материалов II степени огнестойкости
и не менее 9 м- при использовании
материалов III степени огнестойкости;
Расстояние
от топливозаправочного пункта или автозаправочной станции могут быть уменьшены
:
• до жилых, и
общественных зданий I и П степени огнестойкости - не более чем на 25 % (за
исключением наземных резервуаров одностенной конструкции);
• до лесных
массивов хвойных и смешанных пород - в 2 раза при наличии вспаханной полосы
земли шириной не менее 5 м.
Максимальное
расстояние между зданиями и сооружениями топливозаправочного пункта
(автозаправочной станции) выбираются в соответствии с требованиями, где
показаны расстояния от стены здания до проема в стене.
Таблица
9-расстояния между объектами в пределах ТЗК
№
объекта
|
Объект,
до
которого определяется расстояние
|
Расстояние,
м (до объекта)
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Подземные
резервуары
|
-
|
4
|
-
|
3/9
|
9
|
-
|
6
|
2
|
Топливораздаточные
колонки
|
4
|
-
|
8
|
6/9
|
9
|
4
|
16
|
3
|
Площадка
слива топлива
|
-
|
8
|
-
|
6/9
|
9
|
-
|
9
|
4
|
Операторская
и здания для персонала 1 и II степени огнестойкости
|
3/9
|
6/9
|
6/9
|
6
|
9
|
3/9
|
/9
|
5
|
Операторская
и здания для персонала III степени огнестойкости
|
9
|
9
|
9
|
9
|
12
|
6/9
|
9
|
6
|
Очистные
сооружения для нефтесодержащих ливневых вод
|
-
|
4
|
-
|
3/9
|
6/9
|
-
|
6
|
7
|
Площадка стоянки автотранспорта
|
6
|
16
|
9
|
-/9
|
6/9
|
6
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
Проектирование элементов нефтесклада: фундаменты под резервуары и
технологическое оборудование
Фундаменты
под оборудование должны удовлетворять требованиям СНиП "Бетонные и
железобетонные конструкции монолитные. Нормы проектирования".
Допускаемые
отклонения размеров фундамента от проекта не должны превышать следующие
величины, мм:
Продольные и
поперечные оси 20
Основные
размеры в плане 30
Высотные
отметки поверхности фундамента -30
Размеры
уступов в плане -20
Размеры
колодцев в плане +20
Отметки уступов
в выемках и колодцах -20
Оси
фундамента болтов в плане 5
Глубина
колодцев для фундаментных болтов +50
Оси закладных
устройств в плане 10
Отметки
верхних торцов фундаментных болтов +20
11
Обвалование резервуарных парков
Отдельно
стоящий резервуар или группа наземных резервуаров должны быть ограждены сплошным
земляным валом или стеной из несгораемых материалов, рассчитанными на гидростатическое
давление разлившейся жидкости (нефтепродукты).
Высота
внешнего ограждения должна быть на 0,2 м выше расчетного уровня разлившейся жидкости.
Объем,
образуемый внутри внешнего обвалования, должен быть равен полной вместимости
резервуара для группы резервуаров.
Обвалование
предотвращает утечку и растекание аварийно разлитого нефтепродукта на
нижерасположенную часть территории нефтесклада и соседних предприятий. Это одно
из основных противопожарных мероприятий по локализации пожароопасных зон.
Высота
обвалования должна быть на 0,2 м выше расчетного уровня разлившейся жидкости,
соответствующего полной вместимости резервуара или группы резервуаров,
расположенных внутри обваловывания, но не менее 1 м.
Высота
прямоугольного обваловывания определяется по формуле
,
м
где
a и b -
соответственно длина и ширина обваловываемой площадки, м; Vpi -
вместимость i-го
резервуара; n - число
резервуаров в обваловании, шт.
Вместо
земляного вала можно сооружать стенки из бетона, кирпича, бутового камня,
сборных блоков. Расстояние от резервуара до подошвы обвалования - не менее 2 м, а между наземными резервуарами в фунте на одном фундаменте - не менее 1 м. В случае раздельной установки резервуаров расстояние между ними должно быть не менее 0,75
диаметра. Обвалование оборудуется переходными мостиками из несгораемых
материалов, а также дренажными устройствами, включающими дренажную трубу с
запорным устройством для отвода ливневых и талых вод. Группу наземных
резервуаров следует оборудовать металлическими лестницами и переходными
помостами.
Обвалование
также служит аккумулирующей емкостью для сбора ливневых стоков на время дождя и
выполняет функции регулирующего резервуара в составе очистных сооружений.
Расход
стоков при выпуске из обвалованного резервуарного парка регулируется
хлопушкой, установленной внутри обвалования в трап-колодце.
Сооружение
земляного обвалования предусматривается из глинистых недренирующих грунтов с
послойным уплотнением. Заложение откосов обвалованию принимают 1:1,5. Откосы
укрепляются посевом трав, а верх вала - трамбованием щебня толщиной 5...7см.
Допускается
вместо земляного обвалования проектировать стенки из бетона, кирпича, бутового
камня, сборных бетонных блоков.
Иногда
обвалование резервуарных парков одновременно используют в качестве
противопожарных проездов, тогда ширина по верху обвалования назначается из
условия проезда автотранспорта, но в любом случае не более 4 м.
Для
перехода через обвалование или ограждающую стенку предусматриваются
лестницы-переходы из несгораемых материалов (бетон, кирпич, металл).
12
Здания и сооружения нефтесклада
Сооружаемые
на нефтескладах здания делятся на четыре основные группы:
• технологического
назначения (сливо-наливные насосные для темных и светлых нефтепродуктов,
хранилище нефтепродуктов в таре, операторская с маслоскладом);
• вспомогательного
назначения (блок обслуживающего и подсобно-производственного назначения,
котельная с мазутно-насосной);
•материальный
склад, противопожарная, водонасосная;
•здания
по очистке стоков, к которым относится канализационная насосная.
Некоторые
из перечисленных зданий блокируются. Здания в основном имеют небольшие размеры
в плане и по высоте.
Пролеты
принимаются равными 6, 12, 18 м, стены несущие из мелкоштучных материалов -
кирпича, шлакоблоков, покрытия и перекрытия из крупнопанельных железобетонных
плит размерами 3x6, 3x12 м, фундаменты ленточные из сборных бетонных блоков.
В
неотапливаемых зданиях каркас проектируют из сборных железобетонных элементов,
стены и кровлю - из асбоцементных листов усиленного профиля, цокольную часть на
высоту 1,2 м - из неутепленных стеновых железобетонных панелей.
13
Охрана окружающей среды от загрязнения,
мероприятия
противопожарные,
по
технике безопасности и санитарии
На
нефтескладах продуктами загрязнения атмосферного воздуха являются пары
нефтепродуктов, а рек и водоемов - нефтесодержащие стоки ливневых и производственных
вод. Источниками загрязнения могут быть утечки через неплотности соединений
трубопроводов и сальниковые уплотнения, переливы в резервуарах, разрывы
технологических трубопроводов, переливы и утечки во время сливо-наливных
операций, выбросы в атмосферу паров нефтепродуктов при заполнении резервуаров,
автоцистерн и других емкостей для нефтепродуктов.
Для
защиты окружающей среды в проектах нефтескладов следует предусматривать
герметизацию технологических трубопроводов при сливоналивных операциях и
минимально необходимое число фланцевых соединений, применять насосы со
специальными торцевыми уплотнениями и т.д. Кроме того, необходимо
предусматривать сбор, отведение и очистку стоков, загрязненных нефтепродуктами,
из резервуарных парков, с площадок сливоналивных устройств, с площадок
заправки тракторов и автомобилей.
Если
в резервуарном парке хранится этилированный бензин, то в проектах нефтебаз эти
емкости выделяют в отдельную группу с самостоятельным обвалованием.
Основные
мероприятия по защите зданий и сооружений нефтесклада от пожара - назначение
при проектировании нормативных противопожарных расстояний до зданий и
сооружений соседних предприятий, жилых и общественных зданий населенных
пунктов, а также между зданиями и сооружениями нефтесклада. Кроме того, обвалования
резервуарных парков должны вмещать полный объем отдельно стоящего резервуара.
Все здания и сооружения должны быть не ниже II степени огнестойкости.
На
нефтескладах III категории с резервуарами вместимостью менее 5000 м3 каждый, допускается тушение пожаров мотопомпами или автонасосами из
противопожарных или естественных водоемов. На нефтескладе предусматривается
противопожарный водоем. Если на
расстоянии менее 250 м от нефтесклада есть естественный водоем,
противопожарного водоема не требуется, но нефтесклад должен быть обеспечен
дополнительно к средствам первичного пожаротушения двумя углекислотными
огнетушителями.
При
проектировании мероприятий по технике безопасности и санитарии следует
учитывать, что резервуарные парки с нефтепродуктами должны быть расположены с
подветренной стороны по отношению к зданиям и сооружениям с постоянным
пребыванием работающих и также по отношению к зданиям и сооружениям, где
применяют открытый огонь (котельные, сварочные участки и т. п.).
Резервуарные
парки размещают ниже по рельефу местности или вертикальной планировки по
отношению к зданиям и сооружениям соседних предприятий.
В
генеральном плане должен быть предусмотрен необходимый комплекс очистных
сооружений для хозфекальных и ливневых стоков, содержащих нефтепродукты, в том
числе этилированные.
При
типовом проектировании должно быть предусмотрено благоустройство и озеленение
территории нефтесклада и санитарно-защитная зона вокруг артезианской скважины.
В
специальных разделах проекта ". Мероприятия по предотвращению
взрывопожарной. и пожарной опасности" и "Охрана окружающей
среды" должны быть изложены мероприятия по снижению пожарной и взрывной
опасности технологических процессов, по уменьшению вредных выбросов в атмосферу
и загрязненных стоков в водоемы, по ограничению возможного пожара и снижению
разрушительных последствий возможного взрыва и пожара.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автозаправочные
станции: Оборудование. Эксплуатация. Безопасность / В.Г. Коваленко, А.С.
Сафонов, А.И. Ушаков, и др. - СПб: НПИКЦ, 2003. - 280 с.
2. Бабин, Л.А.
Типовые расчеты при сооружении трубопроводов / Л.А. Бабин, П.Н. Григоренко,
Е.Н. Ярыгии. - М.: Недра, 1995.-246 с.
3. Васильев,
Б.А. Гидравлические машины / Б.А. Васильев, Н.А. Грецов. - М.: Агропромиздат,
1988. - 272 с.
4. Гидравлика и
гидравлические машины / З.В. Ловкие, В.Е. Бердышев, Э.В. Костюченко и др. ~ М.:
Колос, 1995. - 303 с.
5. ГОСТ Р
51164-98. Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от
коррозии. - М.: Госстандарт России, 1998.-42 с.
6. Зазуля, А.Н.
Нефтепродукты, оборудование нефтескладов и заправочные комплексы:
каталог-справочник / А.Н. Зазуля, С.А. Нагорнов, В.В. Остриков и др. - М.: Информагротех,
1999. -176 с.
7. Зоря, Е.И.
Техническая эксплуатация автозаправочных комплексов: учебное пособие для вузов
/ Е.И. Зоря, В.Г. Коваленко, А.Д. Прохоров. - М.: Паритет Граф, 2001. - 492 с.
8. Коваленко,
В.П. Проектирование объектов системы нефтепродуктообеспечения: методические
рекомендации по дипломному проектированию / В.П. Коваленко, А.В. Симоненко, В.С.
Яковлев. - М.: МГАУ, 2000. - 64 с.
9. Кухмазов,
К.З. Нефтехозяйство сельскохозяйственного предприятия: учебное пособие / К.З.
Кухмазов, З.Ш.. Хабибуллин, Ю.В. Гуськов. - Пенза: РИО ПГСХА, 2002. - 180 с.
10.Методические указания по
проектированию нефтескладов для колхозов и совхозов / А.Н. Никифоров, Н.П.
Гермаш, А.В. Викторов и др. - М.: ВИМ, 1985. - 40 с.
11.Насосы самовсасывающие 1СВН-80А,
1СВН-80АВ. Агрегат самовсасывающий электронасосный 1 .АСВН-80А. Паспорт 1289
ПС.
12.Посаднев, Е.К. Использование и
хранение нефтепродуктов. - М.: Россельхозиздат, 1987. - 43 с.