партизанский маркетинг
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
НА ТЕМУ ПАРТИЗАНСКИЙ МАРКЕТИНГ
КАФЕДРА
ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ДОЦ. ДЕДИЛОВА Т.В
СДАЛ СТУДЕНТ ГРУППЫ А-46
МАДАМИНОВ АЗИЗБЕК
ХНАДУ-2016
СОДЕРЖАНИЕ
1.Что такое партизанский маркетинг?
2.Откуда взялось это направление в
маркетинге?
3.Каковы особенности партизанского
маркетинга?
4.Кто может использовать
партизанский маркетинг?
5.В чем заключается партизанский
маркетинг?
6.В чём заключается партизанский
маркетинг «по Левитасу»?
7.Какие стратегии дают результат, а
какие не работают? На чем можно сэкономить? Как сотрудничать с не-конкурентами?
Стоит ли прибегать к эпатажным акциям?
8.Примеры партизанского маркетинга
на компаниях.
Что такое «партизанский маркетинг»?
Партизанским маркетингом (guerrillamarketing)
называют малобюджетные способы рекламы и маркетинга, позволяющие эффективно
продвигать свой товар или услугу, привлекать новых клиентов и увеличивать свою
прибыль, не вкладывая или почти не вкладывая денег. Поэтому партизанский маркетинг
называют также «малобюджетным маркетингом» или «малозатратным маркетингом».
Откуда взялось это направление в маркетинге?
Малобюджетный
маркетинг как таковой существует с незапамятных времён. Примеры незатратной
рекламы можно найти даже в древнегреческих и древнеримских книгах.
Само же
понятие «партизанский маркетинг» ввёл в обиход и подвёл под него теоретическую
базу американский рекламист Джей Конрад Левинсон (JayConradLevinson), в прошлом
креативный директор рекламного агентства «Лео Барнетт», опубликовав в 1984 году
книгу под таким названием. Книга была адресована владельцам малых бизнесов и
посвящёнамалозатратным способам рекламы.
Термин
«партизанский» автор позаимствовал из военного дела, где тот используется для
ведения войны силами малых отрядов, не имеющих тяжёлого вооружения - чтобы
провести аналогию с малым бизнесом, чей рекламный бюджет невелик, так что фирма
не может позволить себе дорогостоящие способы продвижения.
Подход,
предложенный Левинсоном, сводился в основном к использованию дешёвых рекламоносителей
- таких, как визитные карточки, листовки, вывески, буклеты, открытки и т.п. -
взамен дорогостоящих. Автор также давал множество приёмов и уловок, позволяющих
поднять эффективность такой рекламы и выжать из неё максимальный результат.
В более
поздних книгах Левинсона и его коллег набор инструментов партизанского
маркетинга был расширен, в том числе и бесплатными способами продвижения -
такими, как написание статей для тематических журналах, выступления на
общественных мероприятиях, выстраивание отношений с клиентами и т.п. В качестве
важного принципа было выделено также партнёрство с другими бизнесами.
В
настоящее время к партизанскому маркетингу обычно также относят ряд методов
рекламы, которые не входят в официальные списки Левинсона, но отвечают
основному принципу партизанского маркетинга - доступности для фирм с небольшим
рекламным бюджетом. Среди таких методов - «вирусный маркетинг», «эмбиент медиа»
(ambientmedia), «эпатажный маркетинг» и другие.
Каковы особенности партизанского маркетинга?
Основная
предпосылка партизанского маркетинга заключается в том, что у фирмы нет
большого рекламного бюджета. Поэтому первой особенностью партизанского
маркетинга, отличающей его от маркетинга классического, является отказ от
традиционной рекламы в СМИ как от основного способа продвижения. Вместо этого
используются либо дешёвые рекламоносители, либо «окольные» пути продвижения, нетрадиционные
рекламные каналы.
Например, служба доставки цветов размещает
свою рекламу на коробках с праздничными тортами - дескать, идешь на торжество,
торт уже купил, а теперь закажи и цветы.
Вторая
особенность партизанского маркетинга заключается в том, что большинство его
приёмов дают результат либо немедленно, либо спустя короткое время. Поскольку
малый бизнес не обладает запасами наличных, он не может ждать месяцами, пока
сработает реклама - и партизанский маркетинг даёт ряд инструментов, которые
позволяют получить новых клиентов буквально на следующий день.
Следующая
особенность партизанского маркетинга - его методы зачастую невидимы для
конкурента, и поэтому не могут быть им скопированы. Если обычная рекламная
активность фирмы видна не только потенциальным клиентам, но и конкурентам, то
большинство «партизанских» способов рекламы скрыты от посторонних глаз - эту
рекламу увидят только потенциальные покупатели, и больше никто.
Доводилось ли Вам, например, слышать о
партизанских методах рекламы, используемых Сбербанком России? Думаю, нет - если
Вы не входите в целевую аудиторию этих рекламных кампаний.
Далее,
следующее отличие партизанского маркетинга (и особенно партизанского маркетинга
«по Левитасу») заключается в избегании рекламной «гонки вооружений», когда
конкурента стараются задавить рекламным бюджетом, всё время публикуя больше
объявлений, выставляя больше щитов и запуская на радио больше роликов. Вместо
этого «партизаны» стараются завоевать клиента за счёт повышения эффективности
рекламы, более изощрённых рекламных ходов и более прицельного обращения к потенциальным
клиентам.
Дополнительное
отличие партизанского маркетинга заключается в том, что «партизаны» стремятся
измерять эффективность каждой своей рекламной акции, и поэтому предпочтение
отдаётся тем способам рекламы, для которых можно подсчитать отдачу на вложенный
рубль. Кроме того, используются специальные приёмы и уловки, позволяющие
измерить эффективность обычныхрекламоносителей.
И,
наконец, ещё одна особенность партизанского маркетинга (и особенно
партизанского маркетинга «по Левитасу») заключается в том, что конкуренции
предпочитают партнёрство. Вместо того, чтобы тратить силы на борьбу с
конкурентами, «партизан» предпочтёт наладить с ними взаимовыгодное партнёрство.
И тем более он будет стремиться к сотрудничеству с другими, не конкурирующими с
ним бизнесами.
Кто может использовать партизанский маркетинг?
Часто
спрашивают, предназначен ли партизанский маркетинг только для малых бизнесов,
или может пригодиться и крупному? Ответ простой - партизанский маркетинг может
эффективно использоваться как малым, так и средним, и даже крупным бизнесом, но
использоваться он будет по-разному.
Для
малого бизнеса «партизанщина» может стать основным способом рекламы - по
меньшей мере, до тех пор, пока фирма не окрепнет и не встанет на ноги. Средний
бизнес может использовать партизанские способы рекламы наряду с более традиционными,
увеличивая таким образом эффективность своих рекламных кампаний и отдачу на
вложенные деньги
Что же
касается крупного бизнеса - партизанский маркетинг позволяет ему добраться до
тех категорий потенциальных клиентов, которых не удаётся «зацепить» обычной
рекламой. Конечно, речь идёт всего о нескольких процентах от общего числа
потенциальных покупателей - но для российского или американского рынка эти
несколько процентов могут означать несколько миллионов человек.
Поэтому
неудивительно, что такие известные фирмы, как Сбербанк России, производитель
корма для собак Iams или знаменитый производитель мотоциклов Harley-Davidson
используют партизанский маркетинг как один из инструментов продвижения своих
товаров и услуг.
В чём заключается партизанский маркетинг «по Левитасу»?
Мой
подход близок к подходу отца-основателя партизанского маркетинга, моего
«наполовину однофамильца» Левинсона, однако не вполне совпадает с ним. Левинсон
в своих работах уделяет основное внимание тому, какие рекламоносители использовать,
чтобы за небольшие деньги обратиться к потенциальным клиентам. Я же развиваю
другие направления партизанского подхода, дополняющие работы классика.
Ключевые
идеи в рамках моего подхода - «точно вовремя» и «в нужном месте». Я учу тому,
как найти людей, прямо сейчас готовых к покупке. А также тому, как добраться до
этих людей со своей рекламой именно в тот момент, когда интерес к Вашему товару
наиболее силён - но при этом прежде, чем потенциальный клиент столкнётся с
рекламой Ваших конкурентов.
Вторая
ключевая идея партизанского маркетинга «по Левитасу» - активное сотрудничество
с другими бизнесами, включая даже Ваших конкурентов. Эта тема была поднята в
книгах Левинсона, но я значительно расширил и систематизировал её, добавив
множество собственных наработок. После моего семинара Вы удивитесь тому, как
много обнаружите фирм, готовых поставлять Вам клиентов, рекламировать Вас или
иными способами помогать Вашему бизнесу.
Далее,
большой фирме нужно много клиентов, иначе она нерентабельна - а малый бизнес
может прекрасно прожить и на тех крошках, которые «гигант» поленился подобрать.
Например, одномоторные «летающие такси» прекрасно чувствуют себя на местных
авиалиниях, где никто не станет гонять «Боинг-747». Поиск таких вот малых
категорий клиентов, за которых не придётся конкурировать с крупными фирмами -
ещё одна часть партизанского маркетинга «по Левитасу».
И ещё
две важных вещи, которым я обучаю в рамках своего подхода к партизанскому
маркетингу - максимизация прибыли с одного клиента и способы снижения риска.
Крупная
фирма нередко «берёт числом» и обеспечивает себе доход за счёт большого потока
клиентов. Фирма-«партизан» не всегда может существенно увеличить поток
клиентов. Иной раз потому, что просто не в состоянии обслужить большее
количество - например, массажист или парикмахер физически не может принимать
больше какого-то количества посетителей в день.
Однако
«партизанствующий» бизнес всегда может пойти другим путём - максимизировать
прибыль с клиента, стараясь сделать так, чтобы каждый покупатель оставил в
кассе (или иным способом принёс фирме) как можно больше денег. Только за счёт
этого нередко можно поднять доходы на десятки процентов, даже не привлекая
новых клиентов. Разумеется, эту стратегию можно и совмещать с привлечением
новых покупателей.
Чем
фирма крупнее, тем на больший риск она может пойти в своих рекламных кампаниях.
Сумма, сопоставимая с годовым оборотом малого бизнеса, легко может быть списана
компанией-«тяжеловесом» на неудачный рекламный эксперимент. Но чем меньше
рекламный бюджет, тем чувствительнее и опаснее для фирмы любая потеря денег
из-за неудачной рекламы.
Поэтому
«партизанствующий» малый бизнес должен быть очень осторожен в обращении со
своим рекламным бюджетом, чтобы не допустить такой ошибки, от которой он уже не
сможет оправиться. Я учу соблюдать ряд «правил рекламной безопасности», которые
защитят рекламный бюджет Вашей фирмы от наиболее опрометчивых и рискованных
шагов - это тоже часть партизанского маркетинга «по Левитасу».
Как выглядит партизанский маркетинг «по Левитасу» на
практике?
Приведу
лишь несколько примеров использования партизанских приёмов и уловок в рамках
того метода:
Директор
книжного магазина хотел наладить доставку книг покупателю на дом, чтобы таким
образом поднять продажи и получить конкурентное преимущество, однако из
расчётов выходило, что это будет нерентабельно - стоимость доставки книг съест
всю прибыль от их продажи. По моему совету, магазин наладил сотрудничество с
расположенной неподалёку пиццерией - её курьеры и так ездят по всему городу.
Отправляясь в нужный район, курьер прихватывает с собой посылку от книжного
магазина.
Оптовый
торговец лако-красочными изделиями после моего семинара обратился с просьбой о
содействии к своему поставщику. В результате производитель красок не только
снабдил его рекламными материалами, но и бесплатно направил к нему своего
бизнес-тренера для обучения продавцов - после чего продажи оптовика выросли
более чем на 17% в следующий же месяц.
«Центр
фэн-шуй», занимающийся фэн-шуй во всех его проявлениях - от фигурок на столы до
дорогостоящей экспертизы участков под застройку - договорился с фирмой,
поставляющей воду в офисы, клиентом которой он являлся, о том, что водители
фирмы будут бесплатно заниматься распространением рекламных материалов центра.
Каждый раз, когда водитель доставляет в офис бутыли с водой, ему вручают пачку
визитных карточек, и в каждом офисе, куда он приносит воду, он оставляет
несколько визитных карточек «Центра фэн-шуй» прямо на кулере. При затратах
только на печать визитных карточек, фирма накрыла своей рекламой сотни офисов и
вскоре получила несколько крупных заказов и множество мелких.
Какие стратегии дают результат, а какие не работают? На
чем можно сэкономить? Как сотрудничать с не-конкурентами? Стоит ли прибегать к
эпатажным акциям?
На заре
карьеры один разработчик игр поставил мне задачу — придумать интересную акцию
для участия в отраслевой выставке. Разумеется, бюджет был минимальным. Учитывая
особенности целевой аудитории (мужчины, возраст 18-35, сложности с личной
жизнью), я предложил давать всем покупателям дисков на стенде или в
интернет-магазине возможность выиграть ужин в известном ресторане с одной из
девушек со стенда компании.
Затраты:
1500 руб. на создание баннера. Две красивые студентки (почасовая оплата на
время выставки, боди-арт) получали бесплатный ужин без каких-либо обязательств.
Ресторан оплачивал два ужина на двоих за размещение своего лого на стенде.
Продажи игр за двое суток выставки выросли более чем на 400%, по итогам месяца
— на 30%. Один из победителей застеснялся и не пришел.
Статистика
такова, что на один удачный пример бюджетного маркетинга можно привести
полдюжины безрезультатных. А если в качестве экономии нанять подвернувшегося
недорогого студента, то шансы на успех примерно такие же, как высота полета у
пингвина. Хотя есть несколько форматов, которые при минимальной адаптации и
небольших затратах могут быть использованы почти везде.
Что
работает?
1.
Партнерство
Сотрудничество
с не-конкурентами, с теми компаниями, которые ориентированы на ту же целевую
аудиторию, что и у вас, но предлагают ей другие продукты, — оптимальный вариант
по параметрам расходы/эффективность. Ремонтный бизнес всегда связан с
продавцами аксессуаров, и неважно, речь идет о мобильниках или автомобилях. С
больницами сотрудничают не только похоронные бюро, но и адвокатские конторы.
Посетители курсов йоги положительно воспринимают информацию о магазинах
«здоровой» еды и веганских ресторанах. Поставщики воды для кулеров и продавцы
офисной канцелярии и техники просто созданы для сотрудничества. Стоматологии и
зубные пасты, салоны красоты и косметика, служба такси и доставка, вызов
мастера на дом и магазин бытовых вещей и так далее. Нужны примеры более
креативного подхода? Владелец сети ресторанов в США, открывая очередное
заведение, устраивал прием для парикмахеров города. Впечатленные приемом
парикмахеры не один месяц делились с клиентами подробностями о замечательном хозяине
и прекрасных блюдах. Психология плюс трезвый расчет.
Как
найти потенциальных партнеров? Напрягаем часть мозга, ответственную за логику,
проводим опрос по всем знакомым и родственникам: в каких бытовых ситуациях ваши
услуги и продукты будет уместно предложить? Составляем типаж компаний —
потенциальных партнеров, открываем «Желтые страницы» и поисковики, составляем
список кандидатов. Как вариант — стать завсегдатаем тусовок различных
бизнес-клубов и профессиональных сообществ, знакомиться на месте и импровизировать
по формам сотрудничества. Если есть свободное время, можете стать организатором
сами. Затраты минимальны. С участников — взнос за напитки, а рестораторы обычно
рады раз в квартал зарезервировать зал для местной бизнес-элиты.
Если вы
составили список и потенциальных партнеров много, используйте адресную
рассылку. Никакого шаблона — только именное письмо, с кратким предложением о
сотрудничестве и возможностях. Предложение примут с большим радушием, если к
письму вы приложите образцы ваших продуктов (а если их нет, небольшой сувенир
или коробку конфет). Креатив приветствуется. EvansIndustries, еще только
развивая бизнес, к письмам дистрибьюторам прикладывала лотерейные билеты и
сообщение, что стать миллионерами можно, выиграв в лотерею или на продажах ее
продукции. Учиться у мэтров не зазорно.
2.
Lifeplacement
Люди по
своей природе социальны и подражательны. Встреча по дороге с несколькими
«счастливыми покупателями» автоматом включает потребительский инстинкт. Люди с
коробками техники, расходящиеся от одного места, как бы намекают, что рядом
магазин, где либо новинки, либо распродажи. А несколько статистов с пустыми
коробками не требуют особенных затрат. Так, например, поступила в ряде крупных
российских городов компания Sitronics. Она атаковала дистрибьютеров с помощью
звонков «покупателей», спрашивавших об их бренде.
Еще
лучше поступила компания Vespa (производство мотороллеров), нанявшая несколько
десятков красивых девушек, которые приезжали на скутерах марки Vespa в модные
места, где охотно знакомились с желающими и как бы невзначай демонстрировали
свой новенький скутер. Впрочем, в России всех опередил Николай Шустов с его
буянящими и требовавшими «шустовский» коньяк студентами. Возможно, исполнители
рекламной акции перебрали энтузиазма, поскольку инциденты стали попадать в
прессу, которую вряд ли удивишь обычной дракой в московском трактире. Так или
иначестолица узнала о новом коньяке.
3.
Тесты
Еще
один вариант, не требующий отдельных затрат, — бесплатные образцы и
демонстрации. Если предлагаете дорогие услуги, особенно B2B, то консультации
или даже мини-семинары должны включаться в график работы по умолчанию. Инстинкт
«халявы» неистребим, а традиция пощупать-попробовать живет еще со времен
вавилонских базаров.
Очень
важный элемент — обратная связь. Если удастся получить от клиента ответ хотя бы
на три вопроса «понравилось — не понравилось» и его контакт, это уже шанс
сделать его постоянным. Или хотя бы учесть и исправить свои ошибки. Кстати, с
креативностью, а особенно с юмором, надо быть осторожнее. Один местный
производитель устроил раздачу пробников сыров в маленьких упаковках. В
зависимости от сорта были стикеры «Для семьи», «Для друзей» и в шутку «Для
тещи». Прошло уже лет 8, а в том городе эта марка до сих пор известна как
«отравленный сыр» или «тёщин сыр». Продажам не мешает, но как-то обидно.
4.
Программы лояльности
Это
подарочные сертификаты, накапливающиеся скидки, спецпредложения и т д. Главное
здесь — увеличение контактной базы (ведь для участия в таких акциях требуется
авторизация) и удержание клиентов с минимальными усилиями. Будьте осторожнее —
слишком частые акции и рассылки начинают восприниматься как отчаяние или спам.
Интерес корпоративных клиентов к подобным акциям даже выше, чем у частных (у
них более серьезное отношение к графе «расходы»). Но чтобы не потеряться в их
внутренней переписке, сделайте свои рассылки нечастыми, но регулярными (лучше
ежемесячными), и ставьте в них не только информацию о текущих, но и о планирующихся
акциях и мероприятиях.
Если
есть неликвид или срочно потребовалось устроить демпинг, можно обратиться к
одной из купонных компаний. После пузыря Groupon они постепенно уходят, но все
еще остаются в достаточном количестве. Они предложат шаблон для рекламной
кампании и сами приведут необходимую аудиторию. Затрат как таковых нет, но и о
прибыли речь не идет.
5.
Сарафанное радио
Великая
вещь, безусловный фаворит. Один нюанс: для успешного запуска вы действительно
должны быть или уникальными, или лучшими, или получить в распоряжение отличный
кейс.
Случаются
курьезы. В прошлом году в небольшом райцентре было с дюжину сервисов для вызова
такси. Сразу в несколько из них поступил срочный заказ — опоздание в областной
аэропорт, времени уже нет. Вызов взяла только одна из них — и с некоторыми
нарушениями ПДД в аэропорт клиента доставили на машине ДПС (российские реалии).
Боже упаси использовать это в рекламе, но как-то вышло, что вскоре весь город
знал об этом случае. Угадайте, какое такси сегодня номер один?
Поскольку
запланировать такие случаи невозможно, а с эксклюзивными предложениями у 99%
компаний проблемы, то для запуска сарафанного радио используют суррогаты —
рефералки (для молодых групп) и спецпредложения (для более возрастных
клиентов). Обе схемы рабочие и не требуют особых затрат. Способов мотивировать
клиента привести еще одного (или хотя бы поделиться информацией) и получить за
это бонус достаточно много, на эту тему существует немало отдельных статей.
6.
Эпатажные кампании
Их
задача — заставить говорить о себе как прессу, так и обывателей. Это может быть
как реклама на грани фола, которую использовали «Евросеть», Эльдорадо,
Пятерочка, а может быть акция из разряда «Разденься и получи мобильник», «Каждому
сделавшему татуировку — наушники в подарок». Но надо понимать, что
обсуждаемость и популярность акции далеко не всегда конвертируется в увеличение
продаж. А повышение узнаваемости бренда может сопровождаться репутационными
потерями. Так что каждый владелец бизнеса должен сам решать допустимость
подобных ходов.
Все
вышеперечисленные способы объединяет одно: нестандартность воздействия на
потребителей. В основе каждого лежит компенсация нехватки денег переизбытком
идей. Не стоит думать, что креативность — удел узкой прослойки гениев и
творцов. Не нужна особая искра, все уже придумано до вас. Смотрите
бизнес-журналы, каталоги с выставок, пролистайте книги по рекламе. Вы будете
удивлены тем, сколько творческих идей можно приобрести за 300 руб. А заимствовать
— не зазорно. Бренд кваса «Никола» и соответствующие слоганы были придуманы
Виктором Пелевиным в его романе «GenerationП». Марка выведена на рынок
новгородской компанией, чей маркетолог зарегистрировал соответствующие права.
Ничего личного, просто бизнес.
Что не
работает?
Полагаю,
будет полезным упомянуть методики, которые сегодня не работают.
1.
Стенды на выставках
Участие
в специализированных мероприятиях сегодня имеет прикладной смысл только для
специализированных В2В-компаний с разбросанной по стране аудиторией, которая по
какой-то причине не пользуется интернетом. Для остальных это просто статья
расходов. Размещение в каталоге или на сайте подобных выставок – тот же
результат. Если не верите, посмотрите на мусорные корзины вокруг места
проведения. Если хотите завязать новые контакты, не полагайтесь на случайную
встречу с новым партнером на форуме, ищите ее сами — интернет и мобильный под
рукой. Насколько я знаю, от предложений о выгодном сотрудничестве малый и средний
бизнес не отказывается.
2. Пресс-релизы
Размещать
по понедельникам боевой листок о деятельности вашей компании — это просто
свидетельствовать о том, что вы еще живы. Даже не пытайтесь тратить время на
размещение релизов в сети. На нормальную площадку вам не попасть, а
порталы-сборщики релизов среди профессионалов именуются «корзинами», сами
догадайтесь почему. И боже упаси делать рассылку по клиентской базе. Никому,
кроме вас, ваша компания не интересна. Единственное, что способно вызвать
отклик, — уведомление об акциях с понижением цен или бесплатной раздачей
плюшек.
3.
Публикации
То же
самое касается и публикаций в прессе: если вы не федеральный игрок, не вывели
на международный рынок уникальный продукт или у вас не взорвалась
производственная линия или склад с фейерверками, то ваш контент СМИ не
интересен.
4.
Отзывы клиентов
Это то,
что вы должны собирать с момента основания компании. И это то, что никто и
никогда не прочитает. Выберите 5-7 самых узнаваемых лого клиентов и разместите
на днище сайта. Достаточно.
Если
подвести итог, то есть немало вариантов снизить затраты на маркетинг. Но вместо
денег придется вкладывать свое время, фантазию и знания. Я намеренно не
затрагиваю особенности и технологии сетевого продвижения — это тема для
отдельной статьи, а то и нескольких. Мой совет: старайтесь продавать не
продукт, а результат, не вашу компанию, а готовые решения клиентских проблем. И
не забудьте, что найти нового клиента стоит дороже, чем удержать старого.
Поэтому не стоит забывать про него после продажи — работа с клиентом только
начинается.
Примеры партизанского маркетинга на компаниях.
1.
Владелец магазинов по продаже мужских костюмов, захотел поднять продажи. Он
заказал тысячу различных монет, которые напоминали монеты определенного
государства. Эти монеты были покрыты платиной, золотом и серебром и
распределены по каждому магазину. Продавец, пока упаковывал костюм, незаметно
вкладывал одну из таких монет в карман пиджака.
Предполагалось,
что покупатель позже обнаружит эту дорогую на вид монету, покажет её своим
родственникам, знакомым, сослуживцам и, конечно же, упомянет магазин, в котором
он делал покупку. Однако продажи за 1-й месяц заметно не изменились. Однако,
уже в следующем месяце продажи выросли в 3,5 раза!
2.
Зоомагазин для продвижения своих товаров пригласил учеников ближайших школ на
познавательную экскурсию по магазину в рамках урока по природоведению. В конце
экскурсии каждому ученику вручили ПОДАРОК - живую рыбку в пакетике с водой. А
также подробную брошюру о том, как нужно ухаживать за этой рыбкой. В результате
многие родители этих детей приобрели для рыбки аквариум, а так же специфический
корм, водоросли, аэратор, и другие сопутствующие товары. Общая прибыль от этой
акции в десятки раз превысила стоимость подаренных рыбок.
3.
Когда у компании Apple были не самые благоприятные времена, она подарила каждой
калифорнийской школе по одному компьютеру. Этим были достигнуты 2 цели:
-
Во-первых, дети рассказали о новом компьютере своим родителям.
-
Во-вторых, сформировалось целое поколение пользователей, которые стали поклонниками
продукции Apple.
4.
Владелец популярной в США ресторанной сети тратил очень мало денег на
маркетинг. Несмотря на это, в его ресторанах всегда было много клиентов. Как
это ему удалось? Каждый раз, когда он открывал новый ресторан, он организовывал
в нем грандиозный прием, на который приглашал всех парикмахеров города. Они
веселились и вкусно ели за счет хозяина, а на следующий день в отличном
настроении выходили на работу.
А как
работают парикмахеры? Именно! Они каждый день общаются с клиентами. И в течение
нескольких недель с удовольствием распространяют информацию о замечательном
ресторане, где можно хорошо провести вечер.
5. Еще
в начале 20-го века русский предприниматель Николай Шустов нанял на работу
десяток студентов, которые должны были обходить московские трактиры и требовать
коньяк «Шустов». Не обнаружив такого, студенты устраивали скандалы и лезли в
драку. Об этом начали писать местные газеты, а Москва узнала о новом бренде
алкоголя.
6.
Чтобы гарантированно заставить многие СМИ обсуждать какую-то акцию, нужно
создать достаточно дерзкий предлог. Особо преуспела в этом направлении компания
«Евросеть». Например, 1 апреля 2002 г. компания провела акцию, в рамках которой
каждый желающий мог бесплатно получить мобильный телефон, но с одним условием:
он должен прийти в один из салонов Евросети без одежды (СОВСЕМ).
Любителей
халявы нашлось много, но желающих посмотреть на это зрелище намного больше.
Факты документировались на фото и видео, и, естественно, во всех кадрах
присутствовали логотипы «Евросети». Информация об этой акции была опубликована
в ряде СМИ, а через некоторое время в интернет были выложены фотографии голых,
но счастливых обладателей телефонов Motorola С350.
И еще
несколько лет после этого фотографии бродили по сети: на форумах, новостных и
развлекательных сайтах и т. д. Акция «Разденься и получи мобильник» обошлась
компании всего в $ 1300, но популярность Евросети значительно выросла.
7.
Компания Sitronics, использовала так званый прием «lifeplacement» (создание
искусственной популярности товара), используя для этого подставных «счастливых»
покупателей. Суть акции в том, что на многих оживленных станциях метро в
крупных городах появились люди, которые несли коробки с техникой Sitronics.
Промоутеры
иногда «случайно» встречали своих «друзей» и громко обсуждали «покупку». Кроме
того, перед тем, как отправлять своего торгового представителя в магазин, где
компания планировала продавать свою малоизвестную технику, туда звонили
подставные покупатели и спрашивали, есть ли в продаже техника Sitronics. До
начала акции узнаваемость бренда составляла 26,5%, после – 44%.
Что-то
подобное сделала и сеть магазинов «Просто». Вот как это выглядело:
9.
Производитель стекол для автомобилей подшутил над автовладельцами, расклеив на
их авто наклейки, имитирующие разбитое стекло:Надпись на визитной карточке:
"Открыты каждый день, даже 1 апреля".
Использованные
ресурсы:
1.Книга «Партизанский маркетинг-победа малыми силами»
автор: Пол Хэнли.
2.Сайт Фиолетовая Корова#"#">http://www.levitas.ru/
4.Информационный бизнес портал «О Бизнесе»http://obiznese.com