внедрение и сертификация Системы Менеджмента Качества в соответствии с Требованиями для оборонных, авиационных и космических организаций - стандартом AS/EN 9100 (C);
получение прибыли от основной деятельности в объёме 1200 млн.руб.;
обеспечение повышения уровня реализации продукции на 20% по сравнению с 2012 г.;
достижение степени удовлетворённости потребителей - не менее 8 баллов по 10-балльной шкале;
производство новой номенклатуры продукции в объёме не менее 60тн;
реализация I этапа проекта создания комплекса глубокого передела изделий из специальных сталей и сплавов;
освоение материальных ресурсов на модернизацию производства в объёме 1400 млн.руб.;
снижение потерь от брака до 1,9% от себестоимости продукции;
увеличение производительности труда на 23% по сравнению с 2012 г.
выполнение плана повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов на 100%;
обеспечение роста среднемесячной заработной платы на 10% по отношению к уровню 2012г.
В 2013 году ситуация в мировой металлургии не претерпела существенных изменений по сравнению с 2012 г. Стагнация продолжается. Рост объёмов производства металлопродукции хоть и составил порядка 4%, но произошёл он в основном за счёт Китая, Индии, Японии и Тайваня.
Европа, начиная с 2007 г. вывела из производства порядка 20 млн.тн металлургических мощностей, но это не решило проблемы их избытка. В целом избыток мощностей.
Общество успешно прошло аттестацию по системе менеджмента качества на соответствие требованиям AS/EM 9100 для оборонных, авиационных и космических организаций. Не без замечаний, но в целом очень успешно для первого раза этот рубеж был пройден. Корректирующие мероприятия по замечаниям, изложенным в заключении комиссии произведены, отчёт отправлен и теперь Общество ожидает получения соответствующего сертификата ТЮФ.
Результаты работы Общества за 2013год по основным показателям показаны в таблице 1.
Таблица 1 Результаты работы ОАО МЗ «Электросталь» за 2013год
ПоказателиЕд. изм.Объём% к 2012г.% к Программе «Прибыль-2013»Производство сталитн.6495293,290,8Производство прокататн.1992187,981,9Реализациямлн. руб.11599953109,890,6Чистая прибыльмлн. руб.370,3109-
В целом необходимо отметить, что, несмотря на сложившиеся непростые условия, в которых приходится работать Обществу, его финансово-экономическое положение продолжает оставаться достаточно устойчивым и имеет тенденцию к улучшению.
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ проведен на основе бухгалтерской отчетности. Калькулирование фактической себестоимости по сортаментным группам производится по (управленческой) себестоимости, калькулирование по географическим сегментам производится по прямым затратам.
Объёмы производства и выручка от реализации по сортаментным группам показаны в таблице 2.
Таблица 2 Объёмы производства и выручка от реализации по сортаментным группам
Вид продукцииОбъём производства, тнТоварная продукция, тыс.руб.2013 год2012 год2013 год2012 годтыс.руб.в % к итогутыс.руб.в % к итогуСлитки товарные + гранулы2 3399 543106 1630,9421 0814,0Нержавеющий сорт6 1006 9092 435 75121,02 596 30724,6Жаропрочные сплавы3 5732 9526 370 36654,95 158 57948,8Лист Прокатного цеха № 29110875 9160,797 8210,9Лента Прокатного цеха № 2254223430 9163,7363 5303,4Инструментальная сталь2 6193 562250 0462,2338 4973,2Быстрорежущий сорт685704341 9882,9350 6723,3Проволока Прокатного цеха № 2517607351 4883,0390 9863,7Конструкционный сорт2 9634 116255 6782,2258 8472,5Калиброванная и со спецотделкой1 4101 385447 2463,9416 3073,9ЛПЗ124-208 0661,8--Прочие виды продукции, работ, услуг--326 3292,8171 2861,6ИТОГО11599954100,010563913100,0
Объёмные показатели выросли только по жаропрочным сплавам, по остальным позициям остались невыполненными и даже ниже, чем в 2012г., но при этом реализация продукции хоть и не достигла запланированного уровня, но почти на 10% превысила прошлогодний в денежном выражении. Результат по чистой прибыли тоже положительный, а прибыль от реализации превысила на 50% ожидаемую. Произошло это благодаря тому, как были скорректированы планы по сортаментным группам, с учетом их рентабельности, слаженной работе службы продаж и планово-экономической службы в определении ценовой политики, успешной работе производственной и технической служб по совершенствованию технологии и снижению затрат.
Затраты на производство и финансовый результат показаны в таб. 3.
Таблица 3 Затраты на производство и финансовый результат ОАО МЗ «Электросталь»
Вид продукцииЗатраты коп./1 руб. тпФинансовый результат тыс.руб.2013 год2012 год2013 год2012 годСлитки товарные103,5109,5- 3 729- 39 822Нержавеющий сорт87,688,1302 270307 765Жаропрочные сплавы66,570,22 132 9391 535 811Лист Прокатного цеха № 2105,387,7- 4 00512 054Лента Прокатного цеха № 292,197,133 99610 595Инструментальная сталь196,0169,1- 239 988- 233 778Быстрорежущий сорт111,4105,4- 39 022- 19 108Проволока Прокатного цеха № 2124,7121,8- 86 857- 85 273Конструкционный сорт161,9150,3- 158 354- 130 255Калиброванная и со спецотделкой131,0126,7- 138 605- 111 253ЛПЗ110,3-- 21 355-Прочие виды продукции, работ, услуг--10 98113 757ИТОГО1 788 2711 260 493
Как видно из таблицы, общий финансовый результат увеличился в 2013 г. Однако рост прибыли заметен по жаропрочным сплавам и нержавеющим сортам.
Выручка от реализации по географическим рынкам сбыта показана в таблице 4.
Учёт доходов в Обществе осуществляется в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждённого приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н.
Таблица 4 Выручка от реализации по географическим рынкам сбыта, тыс.руб.
Рынок сбыта продукции, товаров, работ, услуг2013 годв % к итогу2012 годв % к итогуВнутренний рынок10 162 24087,69 069 21085,9экспорт305 7682,6798 5147,6СНГ1 094 3499,4629 7906,0Беларусь37 5970,366 3990,6ИТОГО11599954100,010563913100,0
Выручка от продажи товаров, работ, услуг за 2013 год, отражённая по строке 2110 «Отчёта о прибылях и убытках», составила 11599954 тыс.руб. За 2012 год выручка составила 10563913 тыс.руб.
Структура доходов по обычным видам деятельности за 2013 и 2012 гг. представлена в таблице 5.
Таблица 5 Структура доходов по обычным видам деятельности за 2013 и 2012 гг.
№ п/пНаименование показателя2013 год2012 годСумма, тыс.руб.Уд. вес, %Сумма, тыс.руб.Уд. вес, %1Выручка от реализации металлопродукции1145678598,81039234998,42Выручка от реализации услуг производственного характера32 7360,340 8230,43Прочие доходы от обычных видов деятельности110 4330,9130 7411,2ИТОГО1159995410010563913100
Прочие доходы, отражённые по строке 2340 «Отчёта о прибылях и убытках», за 2013 год составили 236945 тыс.руб.
Структура прочих доходов Общества за 2013 и 2012 гг. представлена в таблице 6.
Учёт расходов в Обществе осуществляется в соответствии с ПБУ 10/99, утверждённым приказом Минфина РФ от 06.05.1999 33н.
Таблица 6 Структура прочих доходов Общества за 2013 и 2012 гг.
Наименование показателя2013 год2012 годСумма, тыс.руб.Уд. вес, %Сумма, тыс.руб.Уд. вес, %Реализация материалов и прочих активов63 61426,888 45916,5Реализация ценных бумаг--10 5402,0Реализация основных средств15 6606,623 5724,4Доходы от сдачи имущества в аренду15 2026,418 1253,4Кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности1 6220,71 3360,2Положительные курсовые и суммовые разницы85 09635,9337 75463,2Излишки, выявленные по результатам инвентаризации16 0146,810 3261,9стоимость материалов от ликвидации ОС5 9502,519 3271,7штрафы, пени, неустойки, взыскание долгов по суду в связи с нарушением договоров, возмещение ущерба4 0001,694170,1разница в оценке вклада в УК других организаций26 92011,3634 2036,4Прочие доходы2 8671,27640,1ИТОГО236 945100534 823100
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг по основным видам деятельности, отражённая по строке 2120 «Себестоимость продаж» «Отчёта о прибылях и убытках», с учётом расходов по строкам 2210 и 2220 составляет 9937818 тыс.руб.
Структура расходов Общества по обычным видам деятельности за 2013 и 2012 гг. представлена в таблице 7.
Таблица 7 Структура расходов Общества по обычным видам деятельности за 2013 и 2012 гг.
Наименование показателя2013 год2012 годСумма, тыс.руб.Уд. вес, %Сумма, тыс.руб.Уд. вес, %Себестоимость металлопродукции9 800 98898,69 347 35198,4Себестоимость услуг производственного характера17 5970,120 4430,2Себестоимость прочих видов обычной деятельности119 2331,2135 7191,4ИТОГО9 937 818100,09 503 513100,0
Прочие расходы, отражённые по строке 2350 «Отчёта о прибылях и убытках», за 2013 год составили 757521 тыс.руб.
Структура прочих расходов Общества за 2013 и 2012 гг. представлена в таблице 8.
Таблица 8 Структура прочих расходов Общества за 2013 и 2012 гг.
Наименование показателя2013 год2012 годСумма, тыс.руб.Уд. вес, %Сумма, тыс.руб.Уд. вес, %От реализации материалов и прочих активов61 9658,287 07511,7От реализации ценных бумаг10,09 7701,3От реализации основных средств4 4100,67 4921,0От ликвидации основных средств15 0222,011 0951,5Амортизация и содержание имущества, сданного в аренду6 2500,89 5061,3Налог на имущество70 7949,362 6758,4Услуги банков45 4556,035 7304,8Отрицательные курсовые и суммовые разницы334 24644,1315 89542,3Содержание законсервированных основных средств4 5300,65 4890,7Расходы за счёт собственных средств, всего211 25427,9198 97026,7в том числе :по фонду социального страхования114 89615,2114 91915,4по фонду материального поощрения73 8559,768 3209,2прочие расходы за счёт собственных средств22 5033,015 7312,1Прочие расходы3 5950,52 3810,3ИТОГО757 521100746 078100
2.3 Оценка инновационного потенциала предприятия
Разработка и внедрение качественных систем управления предприятием основывается на современных информационных технологиях. Инвестиции в ИТ - это ответственное решение для руководителя любого предприятия. Внедрение современного подхода к управлению будет успешным только при тщательном анализе предложений на рынке решений по автоматизации для ЛПК и взвешенном выборе продукта, отвечающего требованиям конкретной компании.
Создание информационной системы управления предприятием - довольно длительный по времени и ресурсоемкий процесс, в котором можно выделить четыре основные стадии.
. Эскиз проекта. Подробное описание целей и задач проекта, доступных ресурсов, любых ограничений и т.п.
. Оценка проекта. Определяется, что будет делать система, как будет работать, какие аппаратные и программные средства будут использоваться и как они будут обслуживаться. Готовится список требований к системе, изучается потребности постоянных пользователей.
. Построение и тестирование. Персонал должен убедиться, что с системой удобно работать, до того, как она станет основой деятельности.
Управление проектом и оценка риска. Проект не завершен до тех пор, пока менеджер проекта не сможет продемонстрировать, что система работает надежно.
Как мы уже говорили в первом разделе, для крупного предприятия, имеющего значительные объемы производства, наиболее эффективным считается выбор в пользу внедрения адаптируемых интегрированных АСУП. Такой подход обеспечивает учет специфики бизнес-процессов, разработку решения под конкретные требования предприятия.
Для расчёта уровня инновационного потенциала прежде всего не обходимо определить оценки показателей инновационного потенциала для исследуемого предприятия и рассмотреть аналогичные для предприятия - ближайшего конкурента. Необходимо отметить, что инновационный потенциал предприятия в первую очередь ограничен отсутствие отдельного инновационного подразделения.
Поэтому целесообразно рассматривать инновационный потенциал исследуемого предприятия с точки зрения второго уровня оценки инновационного потенциала, внедрения и коммерциализации инноваций, в соответствии с факторами и показателями оценки уровня инновационного потенциала предприятия, приведенными в приложении 1.
Рассмотрим оценки показателей уровня инновационного потенциала предприятия для ОАО МЗ «Электросталь» и его ближайшего конкурента при помощи таблицы 9. Необходимо отметить, что здесь (табл.9) количественные показатели оценены в стоимостном или натуральном измерении, а качественные - в баллах(б) по 5-балльной шкале.
Таблица 9 Сравнение оценок показателей уровня инновационного потенциала предприятий
Показатели для оценкиЭкспертные оценкиЦенность для клиентаОАО МЗ «Электросталь»Конкурент11 Новизна инновации11.1Уровень новизны инновации (б)2212 Качество инновации12.1Индекс качества инновации1,321,1113 Цена инновации13.1.Индекс экономических параметров1,181,1214 Обслуживание инновации14.1.Уровень обслуживания клиента (б)54Критерии и показатели ценности для предприятия15 Прибыльность15.1Величина чистой прибыли в текущем году, грн.1043322120045315.2Показатель прибыльности (рентабельности) реализованной инновации (предприятия), %81215.3Коэффициент прибыльности общего капитала0,30,3216 Конкурентоспособность16.1Интегральный показатель конкурентоспособности товара--16.2Количество (объем, грн.) экспортированных товаров (услуг, технологий) в текущем году 53662561744416.3Часть новых товаров (услуг, технологий) в годовых объемах продажи в текущем году, %429306915017 Рыночные позиции17.1Часть рынка предприятия в отрасли на рынке города, %8517.2Часть рынка важнейшего конкурента, %121217.3Показатель благосклонности (лояльности) потребителей (б)4517.4Количество наград, полученных на конкурсах и выставках за инновации0117.5Оценка сформированного имиджа предприятия (б)4417.6Уровень сотрудничества с партнерами (б)53
Проведём расчеты по формуле с помощью таблицы 10.
Таблица 10 Расчёт показателя роста инновационного потенциала
№ показателя для оценкиВес показателя, ВіОді /Обі Индекс 110,251,000,25120,131,190,15130,061,050,07140,061,250,0815.10,030,870,0315.20,130,670,0815.30,030,940,0316.1 00 0 16.20,110,870,1016.30,060,620,0417.10,021,600,0317.20,021,000,0217.30,030,800,0317.40,020,000,0017.50,031,000,0317.60,031,670,05Итого1,00 0,97
Таким образом, показатель роста инновационного потенциала ∆ІП для ОАО МЗ «Электросталь» составляет 0,97. Этот показатель отображает уровень инновационного потенциала предприятия относительно конкурента. Значение этого показателя говорит о том, что предприятию необходимо работать над развитием своего инновационного потенциала, хотя относительно конкурента он находится на достаточно высоком уровне. Этого можно достигнуть путём разработки и внедрения новых товаров, а также совершенствования старых.
2.4 Анализ производственного процесса
Принимая во внимание мировой опыт развития сталеплавильного производства и существующие производственные мощности эмитента, исходя из необходимости сохранения объемов производства, конкурентоспособности, был принят поэтапный вариант реконструкции ОАО ОАО МЗ «Электросталь».
В настоящее время на заводе завершено строительство комплекса 80-тонной дуговой сталеплавильной электропечи, газоочистных сооружений, станции водоподготовки, установки вакуумирования (поставщик «DANIELI», Италия), кислородного цеха с воздухоразделительной установкой производительностью 5100 кубометров кислорода в час (поставщик оборудования «SIAD», Италия), объектов электроснабжения. Запущен в эксплуатацию аргоновый блок (поставщик оборудования «SIAD», Италия). Завершено внедрение в эксплуатацию отделения подготовки ферросплавов.
Электросталеплавильный процесс является более современным и производительным благодаря большей интенсивности производства. На базе существующего сортамента будет увеличиваться технологическая гибкость производства, что позволит быстрее перестраивать производство в зависимости от конъюнктуры рынка.
Объём производства и сортамент металлопроката формируется из поступающих на завод заказов потребителей.
В 2014 году выполнялись следующие работы:
Аглодоменный цех:
участок «обжига известняка»: выполняются проектные работы;
участок №1, «серогазоочистка»: проектной организацией выполнены работы по разработке ОВОС, ТЭО, ТЛЗ;
участок №1, «серогазоочистка»: заключён договор на выполнение проекта;
участок №1, «серогазоочистка»: заключается контракт на поставку инжиниринга технологии очистки аглогазов;
участок №1, агломашина №2: выполняется проект на оборудование аглоспёка;
участок №2, выбор подрядной организации для монтажа оборудования системы дозирования кокса. Автоматический отпуск и учет кокса на коксовом складе;
участок №2: монтаж оборудования доменной газоочистки;
участок №2: монтаж оборудования аспирации скиповых ям ДП№1 и ДП№3;
участок №2: монтаж оборудования отсева «коксового орешка»;
утверждена концепция развития и реконструкции аглодоменного производства;
ЭСПЦ:
система вакуумной уборки пыли, выполнен проект;
прорабатывается вопрос по выбору МНЛЗ (блюм, сорт).
Прокатный цех:
проведены пуско-наладочные работы на участке №1 по переводу 7 группы колодцев на природный газ;
прорабатывается вопрос по установке оборудования гидросбива окалины;
прорабатывается вопрос по выбору нагревательной печи (вместо нагревательных колодцев);
утверждена концепция установки новой пилы горячей резки с возможностью раскроя профилей проката до Ǿ360мм.
Литейный цех:
ДСП 10, выполнен монтаж оборудования газоочистки;
система аспирации участка чугунного литья, выполнен проект.
В долгосрочной перспективе:
приобретение оборудования, строительство и ввод в эксплуатацию машины непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) в электросталеплавильном цехе, что является наиболее перспективным и экономичным способом разливки стали (взамен разливки в слитки).Это позволит существенно снизить затраты на производство металла и повысить его качество;
прорабатывается вопрос приобретения оборудования, строительство и ввод в эксплуатацию нового прокатного стана в прокатном цехе, что является наиболее перспективным и экономичным способом внедрения новой технологической линии, э позволит существенно снизить затраты на производство проката и повысить его качество и гибкость производства;
прорабатывается вопрос по переводу железнодорожного транспорта на автотранспорт;
прорабатывается вопрос по внедрении установки ПУТ (пылеугольного топлива) в аглодоменном цехе на участке №2;
прорабатывается вопрос реконструкции калибровочного цеха (объединения двух участков);
прорабатывается вопрос внедрения участка брикетирования ферросплавов;
прорабатывается вопрос автоматизации доменной печи № 5;
прорабатывается вопрос дальнейшего развитие линии дозирования на аглофабрике (весодозаторы);
проработан вопрос аспирация ДСП-80, выполнен проект, подготовлен конкурентный лист на поставку и монтаж оборудования;
прорабатывается вопрос по приобретению оборудования для сбива окалины после нагревательной печи в прокатном цехе;
прорабатывается вопрос по приобретению оборудования новых стендов нагрева ковшей;
прорабатывается вопрос по приобретению оборудования гидравлических шиберных затворов.
Общие цели организации на 2015 г.:
Получение прибыли от основной деятельности в объёме 1450 млн. руб.
Увеличение уровня реализации продукции на 10 % по сравнению с 2014 г.
Это должно достигаться за счет проведенной широкомасштабной модернизации оборудования. Перед Обществом открываются большие возможности как в области производства традиционных видов продукции, так и в освоении выпуска изделий глубокого передела.
В 2015г., с использованием нового сталеплавильного и термического оборудования, необходимо реализовать программы по освоению производства ряда перспективных экспортных марок сталей, особенно высоконикелевых и со специальными свойствами. Это позволит ОАО МЗ «Электросталь» выйти на европейский рынок и увеличить объемы производства традиционного ассортимента, а кроме того облегчит в дальнейшем выход на европейский рынок с изделиями высокого передела - штамповками и кольцами.
И конечно, важнейшей задачей является пуск в эксплуатацию и освоение комплекса по производству этих изделий, а в дальнейшем и их механической обработки, что позволит повысить конкурентоспособность нашей продукции и занять лидирующее место среди аналогичных предприятий страны.
3. Совершенствование производственных процессов ОАО МЗ "Электросталь", на основе внедрения новых информационных технологий и оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
.1 Автоматизация производства, путем внедрения конфигурации «1С: Предприятие 8»
Основной целью проекта является обеспечение руководства и акционеров ОАО МЗ «Электросталь» оперативной и достоверной информацией о состоянии предприятий корпорации в режиме реального времени для снижения рисков и принятия обоснованных управленческих решений. Реализация проекта должна позволить достичь повышения управляемости как отдельными производственными и сервисными предприятиями, так и корпорацией в целом.
В рамках проекта автоматизации планируется внедрить интегрированную адаптированную программу «1С: Предприятие 8» в качестве основы единой корпоративной системы управления. При этом часть существующего программного продукта, автоматизирующих отдельные бизнес процессы компании и отвечающих ее бизнес целям и задачам, будет сохранена.
Для определения плана автоматизации и анализа целесообразности интеграции существующего программного обеспечения с данной системой, во втором разделе мы провели анализ текущего состояния применения информационных технологий на предприятии.
В результате анализа, разработали предложения по автоматизации деятельности всего предприятия, путем внедрения автоматизированной системы управления «1С Предприятие 8». Проект рассчитан на 1,5 года.
В рамках данного проекта до 2016 года предполагается автоматизация центральных объектов бизнес-линий и предприятий, включенных в основные бизнес-процессы предприятия. Для этого необходимо установить программный продукт в ряде подразделений и служб производственных предприятий, включая:
Дирекцию (генеральный директор, финансовый директор, коммерческий директор, директор по производству, директор по кадрам, директор по ИТ);
Планово-экономический отдел;
Производственные цеха;
Производственно диспетчерский отдел;
Отдел главного технолога;
Отдел сбыта;
Служба качества;
Отдел материально технического обеспечения (снабжения);
Отдел маркетинга;
Склады материалов и готовой продукции;
Бухгалтерию;
Отдел кадров;
ИТ-службу;
Информационно аналитический отдел;
Всего около 100 пользователей.
Программный продукт легко интегрируется с АСУТП, существующими на предприятии, в нашем случае, это совместимость с программой «1С: Предприятие 8». Данные из АСУТП могут быть загружены и обработаны в автоматизированной системе.
На предприятии, после внедрение продукта, технологическая информация из АСУТП накапливается в базе данных «Interbase», входящую в состав внедряемого программного продукта. Передача этих данных в подсистему оперативного учета на платформе «1С: Предприятие 8» выполняется автоматически по настроенному расписанию обмена в круглосуточном режиме.
На предприятии в систему загружаются данные автоматизированных линий изготовления изделий высокого предела штамповок и колец, а также линий их механической обработки.
Кроме того, предусмотрена загрузка данных из автоматизированной системы учета отгрузки готовой продукции на суда, железнодорожный транспорт, в контейнеры и автомобили с использованием штрихкодов на пакетах, которые также планируется внедрить на предприятии.
Управление производством
Одним из наиболее результативных способов снижения издержек в производстве является построение и оптимизация плана производства продукции. Это позволяет предприятию снизить уровень простоя оборудования и высококвалифицированных специалистов, сократить сроки выполнения заказов, избежать срывов плана продаж по причине перегрузки производственных ресурсов, оптимизировать движения материалов и складские остатки, сделать процесс производства прозрачным и управляемым.
Подсистема управления производством предназначена для планирования производственных процессов и материальных потоков в производстве, отражения процессов производственной деятельности предприятия и построения нормативной системы управления производством.
Реализованные в подсистеме «Управление производством» механизмы планирования производства обеспечивают:
Сценарное планирование для выработки различных вариантов стратегии производства или учета возможных изменений в условиях деятельности предприятия;
Скользящее планирование, расширяющее горизонт планирования по мере наступления очередных плановых периодов;
Проектное планирование производства;
Фиксацию распланированных данных от изменения (по сценариям и периодам);
Интеграцию с подсистемой бюджетирования.
Рабочее место цеха штамповки
Рабочее место, в котором указывается основная информация, сопровождающая работу смены, позволяющее ускорить ввод информации по плану и факту потребления заготовок и сырья, выпуску изделий, составу смены, выработке.
Совместное использование рабочего места мастера и сменно-суточного планирования позволяет разносторонне производить план-фактный анализ по подаче сырья и выработке.
Диспетчер отдела подготовки производства формирует в системе наряд на выпуск продукции на смену для подразделения, в котором указывает потребность подразделения в сырье, способ его обработки (спецификация, постав) и планируемый выпуск продукции.
Спецификация определяет количество и характеристики производимой из сырья номенклатуры согласно технологическим особенностям оборудования. Каждому виду сырья должна соответствовать своя спецификация.
На информационной панели «План выпуска» отражаются плановые данные диспетчера по выпуску продукции (данные из документа «Задание на производство»). Мастер в течение смены может ориентироваться на достижение плана выпуска в оперативном режиме.
Информация о составе смены отражается на вкладке «Состав смены». Указываются данные о работниках (табельный номер, Ф.И.О., коэффициент трудового участия).
Данные заполняются аналогично документу «Сдельный наряд». При этом могут учитываться различные виды расчетов (приработок, тариф, отработанное время) в зависимости от установленного на предприятии порядка.
Для расчета зарплаты работников смены и корректного отражения начислений в себестоимость выпущенной продукции предназначена закладка «Технологические операции».
На закладке «Технологические операции» указывается тип операции, расценка за единицу выпуска, фактически выработанное количество, общая стоимость выработки за смену.
Информационная модель производственного процесса отображена на рисунке 2
Рисунок 2 - Информационная модель производства
Входящим документом для «Рабочего места мастера цеха» является «Задание на производство» (сценарий «Плановое»), подготавливаемое диспетчером отдела подготовки производства и содержащее план производства на смену.
Автоматически создается документ «Задание на производство» с видом сценария «Нормативное» - это нормативное задание на производство с указанием норм выхода продукции из фактически поставленного сырья. В случае отличий характеристик планового и фактически потребленного сырья норма выпуска отличается от планового задания на выпуск. Если плановое сырье совпадает с фактически потребленным, то задания будут совпадать.
В учетной политике предприятия может быть определен вариант учета результатов производства за смену.
Если на предприятии ведется оперативное управление производством, то возможна выгрузка данных по смене в «Отчет мастера за смену».
Если на предприятии ведется неоперативный производственный учет, то данные выгружаются в документ «Отчет производства за смену».
В системе формируется документ «Отчет мастера смены».
В документе «Отчет мастера смены» фиксируется информация по фактически выпущенной продукции, в т.ч. отходам, их объему и характеристикам, спецификациям, по которым она была выпущена.
Так же в отчете мастера смены фиксируется информация по фактически израсходованному сырью и материалам, их объему и характеристикам.
Управление затратами и расчет себестоимости
Одним из важнейших факторов в конкурентной борьбе является снижение себестоимости продукции, управление затратами. Наличие системы управленческого учета, отражающей реальную производственную себестоимость, позволяет предприятию выработать эффективные меры по снижению издержек производства и себестоимости продукции, повысить рентабельность бизнеса.
Подсистема управления затратами предназначена для учета фактических затрат предприятия и расчета себестоимости продукции на основе данных управленческого учета.
Основные функции подсистемы:
Учет фактических затрат отчетного периода в необходимых разрезах в стоимостном и натуральном измерении;
Оперативный количественный учет материалов в незавершенном производстве (НЗП);
Учет фактических остатков НЗП на конец отчетного периода в необходимых разрезах;
Учет брака в производстве и на складах;
Расчет фактической себестоимости выпуска за период основной и побочной продукции (полуфабрикатов, брака) - неполной и полной производственной себестоимости и фактической полной себестоимости реализации продукции, в т.ч. расчет себестоимости выпуска продукции у переработчиков;
Расчет себестоимости выпуска в течение месяца по документам выпуска - по прямым затратам или по плановой себестоимости;
Учет переработки давальческого сырья;
Расчет фактической стоимости остатков НЗП на конец отчетного периода;
Предоставление данных (отчетов) о порядке формирования себестоимости;
Формирование отчета за смену по выпуску продукции и услугам в производстве;
Предоставление данных о структуре себестоимости выпуска для оценки отклонений от заданных нормативов.
Управление данными об изделиях
Важным инструментом управления производством является управление данными о составе продукции и полуфабрикатов, маршрутах прохождения изделий по производственным подразделениям и складам.
Нормирование состава продукции позволяет контролировать списание материалов в производство (лимитно-заборные карты), планировать себестоимость продукции, анализировать расхождения между плановой и фактической себестоимостью и выявлять их причины.
Задание маршрутной (технологической) карты позволяет планировать цепочку производства многопредельной продукции, на каждом этапе оценивая ее выполнимость с учетом загрузки оборудования и доступности необходимых для производства ресурсов.
Функциональные возможности подсистемы могут использоваться главным инженером и сотрудниками, работающими в отделах главного конструктора и главного технолога.
В рамках управления производством реализована функция учета нормативных расходов материалов при производстве и анализ отклонений от норм. Нормы потребления материалов закладываются в спецификации изготовления продукции.
Нормативный состав продукции используется:
при анализе отклонений от норм для контроля качества продукции;
для расчета себестоимости - как база распределения косвенных затрат.
Для целей сменного планирования весь технологический процесс можно представить в виде набора последовательностей операций. Такой набор задает маршрутную карту изготовления продукции. Каждая операция может быть охарактеризована своим набором материальных потребностей на входе и набором изделий на выходе.
Управление запасами (складом)
Использование подсистемы управления складом (запасами) позволяет эффективно организовать складское хозяйство и повысить производительность труда работников склада, сотрудников снабженческо-сбытовых структур, а так же предоставляет оперативную и развернутую информацию коммерческому директору предприятия.
В программном продукте «1С: Предприятие 8» предусмотрена возможность ведения учета готовой продукции по пакетам в разрезе вида продукции, сорта. Для каждого пакета автоматически с помощью сканера штрих-кода информация об установке, на которой он был выработан, о смене и контролере заносится в программу.
Система позволяет вести учет движений пакетов на складе готовой продукции, а также оформлять такие операции с пакетами, как поступление, размещение и перемещение по местам хранения, инвентаризация, комплектация пакетов на отгрузку и изменение параметров пакета. Реализовано списание пакетов в различных ситуациях - отгрузка, возврат на производство, списание остатков, списание на собственные нужды.
Рапорт руководителю
«Рапорт руководителю» - принципиально новый для продуктов системы «1С: Предприятие» механизм, который позволяет организовать регулярное формирование и доставку руководящему составу информации о текущем состоянии дел на предприятии. Важно, что для этого руководителю не требуется самому составлять запросы и даже просто запускать «1С: Предприятие». Будучи единожды настроен, механизм «Рапорт руководителю» может в соответствии с заданным регламентом - например, каждый день в 19:30 или каждые 15 минут в течение дня - автоматически публиковать в интернете или отправлять по заданным адресам электронной почты отчет, в котором разноплановая информация о деятельности предприятия сконцентрирована в удобном и наглядном для руководителя виде. В отчете приводится оперативный анализ данных по различным показателям деятельности предприятия: по выполнению производственных планов, по объему продаж, по дебиторской и кредиторской задолженности, по движениям денежных средств в разрезе статей и т.д. Список показателей можно настроить индивидуально для каждого из руководителей различных служб компании.
Для удобства анализа в отчете предусмотрено графическое представление данных: графики сравнения фактических показателей с запланированными или с такими же показателями за прошлые периоды.
Технологические достоинства
Использование современной трехуровневой платформы с комплексным приложением масштаба предприятия, позволяет директору по ИТ и специалистам ИТ подразделения предприятия быть уверенными в надежности хранения данных, производительности и масштабируемости системы. ИТ специалисты получают удобный инструмент для реализации задач, необходимых предприятию и сопровождения созданной при внедрении системы.
Масштабируемость и производительность
Использование в качестве платформы системы «1С: Предприятие 8» обеспечивает эффективную работу и надежное хранение информации при работе десятков и сотен пользователей. Современная трехуровневая архитектура системы обеспечивает сохранение высокой производительности при значительном росте нагрузки на систему и объемов обрабатываемых данных, а также позволяет увеличивать пропускную способность путем наращивания мощности используемого оборудования, без затрат, связанных с модификацией или заменой используемого прикладного решения.
Предложение по составу очередей внедрения ПП «1С: Предприятие 8.»
Первая очередь внедрения:
Мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия
Управление продажами
Управление закупками
Управление отношениями с поставщиками и покупателями
Управление складом (запасами)
Управление денежными средствами
Управление взаиморасчетами
Вторая очередь внедрения:
Планирование производства
Управление затратами и расчет себестоимости
Управление данными об изделиях
Управление основными средствами и планирование ремонтов
Бюджетирование
Третья очередь внедрения:
Бухгалтерский и налоговый учет
Учет по МСФО
Формирование консолидированной отчетности
Управление персоналом, включая расчет заработной платы
Оценка стоимости типового внедрения ПП «1С: Предприятие 8.» представлена в таблице 11.
Характеристика предприятия:
354 чел. сотрудников;
До 100 пользователей в системе.
Таблица 11 Оценка стоимости внедрения программы «Предприятие 8»
Очередь внедренияОбщее кол-во. пользователей, чел.Стоимость лицензий на ПО, руб.Стоимость проектных работ, руб.Первая50285 0001 450 000Вторая7055 0001 750 000Третья10085 0001 150 000Итого100425 0004 350 000
Итого стоимость внедрения программного продукта «Предприятие 8» составляет 4 350 000 рублей.
Для комплексной автоматизации производственной деятельности, совместно с внедрением программы «Предприятие», предполагается внедрение маркираторов штрих-кодов, модуль, которого, предназначен в программе «Предприятие 8».
Реализация данного решения позволит существенно повысить оперативность ввода и качество анализа данных о производственных процессах предприятия.
3.2 Автоматизированный учет материалов с помощью маркиратора штрих-кода и сканера
Учет движения материальных потоков, или, иначе говоря, учет товародвижения, является важной функцией систем управления складскими и производственными комплексами. В основе современных автоматизированных систем учета товародвижения лежит применение технологий автоматической идентификации: штрихового кодирования, радиочастотной идентификации и др.
Реализация технологий автоматической идентификации в системах учета товародвижения предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
маркировку изделий уникальными идентификационными кодами;
автоматизированную регистрацию идентификационных номеров объектов учета при выполнении цепочки производственных технологических операций.
Для внедрения современной системы маркировки и учета (СМУ) необходимо установить оборудование маркировки изделий.
Маркиратор - это особый вид оборудования, с помощью которого на продукцию различного вида наносятся нестираемые символы, чаще всего графические или буквенно-цифровые.
Для этого сейчас применяются специальные маркировщики - оборудование, которое позволяет производить маркировку с большой скоростью, в промышленных объемах.
Преимущества нанесения штрих-кода
С тех пор, как появились штрих-коды, вводить информацию стало намного быстрее и точнее, да и все дальнейшие процессы по обработке информации заметно улучшились. Чтобы выяснить вручную текущий статус какой-нибудь работы, материалы, инструмента или другого перемещающегося предмета, понадобится огромное количество времени. Штрих-коды дают возможность почти мгновенно отследить любое движение товаров, а значит значительно сэкономить время, быстро ответить на запросы, чутко реагировать на малейшие изменения в процессе.
Существует несколько видом маркировки:
. Каплеструйная маркировка представляет собой нанесение на товар условных обозначений, штрих-кодов с использованием нестираемых чернил. Маркировка проводится бесконтактным способом, когда продукт передвигается по конвейерной ленте, при этом не происходит прямого контакта с продуктом. Информация, наносимая каплеструйным принтером, может выполняться в любом цвете. По желанию заказчика выбирается и высота маркировки.
. При лазерной маркировке информация на товар наносится с помощью лазерного луча. При этом виде промышленной маркировки происходит выжигание верхнего слоя товара. Глубина маркировки зависит от мощности применяемого маркиратора. Лазерная маркировка лучше всего позволяет защитить товар от подделок. Она считается наиболее устойчивой к механическому и химическому воздействию.
. Ударно-точечная маркировка представляет собой нанесение информации в виде точек (углублений) с помощью игл. Такой вид маркировки очень часто используется в металлургическом и машиностроительном производстве.
Для считывания информации с нанесенной маркировки необходим сканер штрих-кода.
Сканеры штрих кода
Основное предназначение сканера - однозначная идентификация самого товара, либо какого-либо признака товара, например упаковки или серийного номера.
На предприятии ОАО МЗ «Электросталь» планируется внедрить беспроводной сканер штрих-кода Argox AS-8000CL BT. Данный сканер штрих-кода, разработанный для работы по беспроводной технологии Bluetooth, объединяющий в себе лучшие достоинства светодиодной и лазерной технологии сканирования: хорошее качество и большую дальность считывания, а также высокую надежность эксплуатации, благодаря отсутствию движущихся частей. Наглядно, данный сканер представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 - Беспроводной сканер штрих-кода Argox AS-8000CL BT
Особенности сканера Argox AS-8000CL BT:
Беспроводная работа на расстоянии до 10 метров от базовой станции, с использованием технологии Bluetooth;
Работа от аккумуляторной батареи без подзарядки до 5,5 часов;
Базовая станция поддерживает все распространенные интерфейсы подключения, в том числе USB;
Быстрое сканирование штрих-кодов со скоростью 300 скан/сек;
Считывание всех популярных линейных штрих-кодов, а также штрих-кодов стандарта PDF-417 и RSS;
Сканер выдерживает многократные падения на твёрдую поверхность с высоты 1.5 метра.
Внедрение автоматизированного учета пиломатериала с помощью маркиратора штрих-кода и сканера в ОАО МЗ «Электросталь» планируется на следующих производственных участках:
) Штапмовочный цех;
) Цех сортировки;
) Склад готовой продукции.
Штамповочный цех и цех сортировки оборудуются каплеструйными маркираторами EBS 6200, которые монтируются в конце конвейерной ленты, где формируются пакетированные изделия.
Также, для внештатных ситуаций, в цехах будет функционировать беспроводные ручные маркираторы EBS-250.
На складе готовой продукции будет функционировать беспроводной сканер штрих-кода Argox AS-8000CL BT. А также, при случаях внештатных ситуаций, на складе будет находиться беспроводные ручные маркираторы EBS-250.
Принцип производственного цикла на складе, таков: в сортировочном цехе формируются пакеты изделий, с присвоенными идентификационными номерами, с помощью маркировки штрих-кода для перемещения полученной продукции, а кладовщики с помощью сканеров штрих-кодов заполняют документы по образцам.
Сканеры штрих - кодов можно применять при проведении инвентаризации склада.
Организация компьютерной сети
Все оборудование системы объединяется в единую компьютерную сеть Ethernet. Так как нагрузка на компьютерную сеть и задачи безопасности требуют высокой отказоустойчивости и высокой пропускной способности, в данном случае требуется организация отдельной компьютерной сети Ethernet для системы безопасности.
Между производственным зданием и зданием администрации отсутствует возможность прокладки компьютерной сети. В наличии имеется проложенный кабель ТПП на 25 жил, только 4 из которых задействованы. Для организации компьютерной сети необходимо установить 2 DSL модема.
Все события - производственная цепочка движения изделий фиксируются в памяти всей системы «1С: Предприятие 8».
Далее в таблице 12 представлен расчет стоимости оборудования для автоматизированного учета изделий с помощью маркиратора штрих-кода и сканера.
Таблица 12 Оценка стоимости оборудования для автоматизированного учета изделий
Наименование оборудованияСтоимость оборудования, рубКол-во, ед.Общая сумма, руб.Каплеструйный маркиратор EBS 6200325 0002750 000Каплеструйный ручной маркиратор серии EBS-250 HandJet106 0003318 000Беспроводной радио (BlueTooth) сканер штрих-кода Argox AS-8000CL BT12 000224 000Блок питания 100-240V EU для комплектации с RS232 кабелем для Argox-8000CL (98-85101-011)90021 800Интерфейсный кабель KBW для сканера Argox AS-8000CL (27-04009-222)6001600Чернила для EBS 6200 TS3A001 (бутылка 500 мл)3 700518 500Чистящий комплект для принтера EBS 6200 3A01KR (бутылка 1 л)1 50057 500Итого1 120 400
Итого стоимость внедрения оборудования для автоматизированного учета изделий с помощью маркировки штрих-кода и сканера составит 1 120 400 рублей.
В результате внедрения автоматизированной системы учета изделий увеличится уровень контроля над всем производственными циклами, а также повышается оперативность и достоверность получаемых данных.
3.3 Внедрение автоматизированной системы безопасности предприятия и учет рабочего времени
Для внедрения автоматизированной системы безопасности у учета рабочего времени на предприятии необходимо решить следующие задачи:
. Установка оборудования контроля доступа во все помещения предприятия за исключением туалетов и гардероба.
. Организация выдачи временных карт доступа для посетителей в бюро пропусков.
. Автоматизация работы бюро пропусков.
. Установка преграждающего устройства на вход / выход в проходной.
. Организация изъятия временных пропусков у посетителей.
. Организация центрального поста охраны.
. Организация учета рабочего времени на базе турникетов проходной.
Проходная
Охрана здания проходной обеспечиваются контроллером PERCo-CS01, установленным на входе / выходе в помещение дежурной смены охранников с территории предприятия. К контроллеру подключаются шлейфы охранной сигнализации.
Шлейф охранной сигнализации состоит из объемных извещателей типа «Фотон».
К этому контроллеру подключается электромеханический замок, установленный на двери, которая ведет с прилегающей территории в помещение дежурной смены охранников. Контроль доступа в помещение Бюро пропусков и в помещение дежурной смены охранников из вестибюля проходной осуществляется с помощью контроллеров PERCo-CL01, к каждому из которых подключается электромеханический замок.
Для организации контроля доступа персонала в здании проходной устанавливаются две электронных проходных PERCo-KT02. Для организации сбора временных пропусков у посетителей устанавливается картоприемник PERCo-IC01. Сотрудники используют картоприемник как обычный считыватель, представленные на рисунке 4.
Рисунок 4 - а) Предъявление постоянных пропусков б) Сбор пропусков посетителей
Проход сотрудников и посетителей через проходную осуществляется по бесконтактным картам доступа, которые оформляет сотрудник Бюро пропусков.
На предприятии ОАО МЗ «Электросталь» планируется использование проксимити карт (Proximity card).
Проксимити карты появились на российском рынке не так давно, но благодаря ряду существенных преимуществ, уже успели обрести определенную популярность у отечественных компаний. Они являются одним из типов пластиковых карт, предназначенных для предъявления их сотрудниками системам контроля доступа в различных организациях закрытого типа.
Среди разнообразия современных пластиковых карт проксимити карты считаются наиболее перспективным вариантом. Они эффективно используются для систем доступа в помещение и выполняют роль ключа на пропускных пунктах на различные предприятие. Бесконтактные радиочастотные технологии и ряд существенных преимуществ обеспечивают проксимити картам популярность и долгосрочное использование.
Во-первых, важным фактором является то, что проксимити карту практически невозможно подделать, а срок ее использования неограничен.
Во-вторых, при помощи специального считывателя даже на значительном расстоянии за мгновение в 0,1 сек. система доступа получает информацию с карты и контролирует доступ на охраняемый объект.
А в-третьих, проксимити карта универсальна и удобна в применении. Она может выполнять роль персонального пропуска, на котором указаны личные данные сотрудника, есть его фотография, может содержать название организации или ее реквизиты.
Проксимити карта представляет собой пластик светло-белого цвета, стандартных размеров 85,7х54х1,8 мм с указанием заводского номера. Этот тип пластиковых изделий является бесконтактным и работает на частотах 125 и 62,5 кГц по технологии «Проксимити» (Proximity), откуда и пошло название самой карты.
Для автоматизации работы Бюро пропусков устанавливается программное обеспечение «Бюро пропусков» PERCo-SM03, с помощью которого права доступа сотрудников и посетителей разграничиваются по помещениям и по времени.
Проход сотрудников через проходную и доступ в кабинеты осуществляется по принципу «свой / чужой». Чтобы пройти через турникет или попасть в кабинет, достаточно поднести карту к считывателю. В этот момент система контроля доступа сопоставляет информацию, хранящуюся в памяти контроллера, с кодом поднесенной карты и определяет, разрешен ли доступ ее владельцу. Если доступ разрешен, система автоматически разблокирует турникет или замок. Устанавливать и изменять режимы доступа системы можно при помощи программного обеспечения.
Административное здание:) Кабинет:
Каждый кабинет оборудуется контроллером PERCo-CS01, к которому подключаются шлейфы охранной сигнализации. Шлейф охранной сигнализации состоит из объемных извещателей типа «Фотон». К каждому контроллеру PERCo-CS01 также подключается электромеханический замок.
К контроллерам кабинетов для приема посетителей подключаются считыватели бесконтактных карт PERCo-IR02 с мнемонической индикацией.
К контроллерам кабинетов, не предназначенных для приема посетителей, подключаются считыватели PERCo-IR01.
Доступ сотрудников и посетителей в кабинеты осуществляется по бесконтактным картам доступа. Руководители управляют доступом посетителей в свои кабинеты с помощью пульта дистанционного управления PERCo-AU01. С помощью установленного внутри блока индикации хозяин кабинета может проверить, открыт или закрыт кабинет для доступа посетителей.
б) Места общего доступа
Контроль доступа в коридор А 1-1 обеспечивается контроллером PERCo-CS01, установленным на входе / выходе из административного здания в производственное здание. К этому контроллеру подключается замок двери и шлейфы охранной и пожарной сигнализации, обеспечивающие охранно-пожарную безопасность коридора А 1-1.
Контроль доступа в коридор А 1-2 обеспечивается контроллером PERCo-CS01, установленным на входе / выходе в коридор. К этому контроллеру подключается замок двери и шлейфы охранной сигнализации, обеспечивающие охранно-пожарную безопасность коридора А 1-2.
Для организации контроля доступа на лестничные клетки административного здания на входе / выходе на лестницы устанавливаются контроллеры PERCo-CL01, к которым подключаются замки.
Туалеты не оборудуются системой контроля доступа.
Производственное здание:) Цеха:
Каждый цех оборудуется контроллером PERCo-CS01, к которому подключаются шлейфы охранной и пожарной сигнализации. Шлейф охранной сигнализации состоит из объемных извещателей типа «Фотон». Шлейф пожарной сигнализации состоит из пожарных дымовых извещателей типа ИП-212. Количество и места установки пожарных извещателей определяются в соответствии с планом безопасности.
К каждому контроллеру PERCo-CS01 также подключается электромеханический замок двери и считыватель бесконтактных карт PERCo-IR01. Доступ сотрудников промышленного предприятия осуществляется по бесконтактным картам доступа. Входы в кабинеты руководителей цехов, расположенные внутри помещений цехов, дополнительно не оборудуются системой контроля доступа.
б) Места общего доступа
Контроль доступа в коридор производственного здания обеспечивается контроллером PERCo-CS01, установленным на входе / выходе из административного здания. К этому контроллеру подключается замок двери и шлейфы охранной и пожарной сигнализации, обеспечивающие охранно-пожарную безопасность коридора.
Туалеты не оборудуются системой контроля доступа.
Пожарный выход и грузовые ворота не оборудуются системой контроля доступа.
Организация сети электропитания
Для обеспечения бесперебойной работы контроллера PERCo-CS01 потребуется источник бесперебойного питания типа БИРП 12/2.
Организация компьютерной сети
Все оборудование системы объединяется в единую компьютерную сеть Ethernet. Так как нагрузка на компьютерную сеть и задачи безопасности требуют высокой отказоустойчивости и высокой пропускной способности, в данном случае требуется организация отдельной компьютерной сети Ethernet для системы безопасности.
Между зданием проходной и зданием администрации отсутствует возможность прокладки компьютерной сети. В наличии имеется проложенный кабель ТПП на 25 жил, только 4 из которых задействованы. Для организации компьютерной сети необходимо установить 2 DSL модема.
Все события - проходы по картам доступа, разблокировка замков, тревожные события фиксируются в памяти системы.
Организация учета рабочего времени
В условиях жесткой конкуренции кадровый вопрос весьма актуален: руководителям предпочтительнее нанимать сотрудников, которые не опаздывают на работу и не покидают рабочее место преждевременно. Учет рабочего времени это один из ресурсов, позволяющих руководителю не только оптимизировать затраты по заработной плате, но и оценивать отношение сотрудника к его должности в частности и к компании в целом.
На компьютере бухгалтера устанавливается программное обеспечение «Учет рабочего времени» PERCo-SM07. Когда сотрудник подносит карту к считывателю для прохода через турникет на проходной, система идентифицирует сотрудника и фиксирует время его прихода на работу. Аналогично фиксируется время ухода сотрудника с работы. Система сравнивает время присутствия сотрудника на рабочем месте с его индивидуальным графиком работы, выявляя опоздания и преждевременные уходы с работы. Информация о времени прихода сотрудника на работу и ухода с работы сохраняются в памяти системы.
Интеллектуальный алгоритм учета поддерживает сменные и скользящие графики работы. В случае необходимости бухгалтер вводит в систему оправдательные документы и наряды на сверхурочные работы. Табели по стандартным формам Т-12 и Т-13 формируются автоматически.
Далее в таблице 13 приведено необходимое оборудование для автоматизации системы безопасности и учета рабочего времени.
Таблица 13 Оценка стоимости оборудования для автоматизированной системы безопасности
Наименование оборудованияКол-во, ед.Цена, руб.Стоимость, руб.Контроллер безопасности помещения PERCo-CS01388 500323 000Контроллер замка PERCo-CS0143 95015 800Считыватель PERCo-IR0223 4506 900Считыватель PERCo-IR01362 49089 640Пульт дистанционного управления PERCo-AU0127001 400Блок внутренней индикации PERCo-AI0123 8407 680Электронная проходная PERCo-KT02234 91069 820Картоприемник PERCo-IC01130 60030 600Источник бесперебойного питания БИРП 12/2413 156129 396Камера видеонаблюдения KT C501 70085 000Камера видеонаблюдения WAT 300129 500114 000IP-видеосервер A-linring 7910626 990433 380Извещатель пожарный дымовой ИП 3 СУ16419031 160Извещатель пожарный ручной МПР 3СУ141542 156Светозвуковой Извещатель «Молния»72001 400Извещатель охранный объемный «Сокол»241 35032 400Извещатель охранный объемный «Фотон»3044013 200Извещатель ДРС «Арфа»5262032 240Кнопки дистанционного управления421446 048Замок электромагнитный ML 50041 2004 800Замок электромеханический384 000152 000Бесконтактные карты доступа400197 600Комплект ПО PERCo-SР03132 70032 700Модуль ПО «Бюро пропусков» PERCo-SM0316 2406 240Модуль ПО «Прозрачное здание» PERCo-SM15410 08040 320Модуль ПО «Центральный пост охраны» PERCo-SM13131 20031 200Модуль «Дисциплинарные отчеты» PERCo-SM0517 8007 800Модуль ПО «Дидеонаблюдение» PERCo-SM12115 60015 600Итого:1 723 480
Итого стоимость автоматизированной системы безопасности и учета рабочего времени составит 1 723 480 рублей.
3.4 Расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий
Проведем расчет стоимости комплексного проекта по автоматизации предприятия, представленные в таблице 14.
Таблица 14 Расчет стоимости проекта по внедрению новых информационных технологий
Наименование проектаСумма, рубАвтоматизация производственной деятельности предприятия с помощью программы «Предприятие 8»4 350 000Автоматизированный учет изделий с помощью маркировки штрих-кода и сканера1 120 400Автоматизация системы безопасности и учета рабочего времени1 723 480Итого:7 193 880Примерная стоимость кабельных изделий, монтажа и наладочных работ (25% от стоимости оборудования ПО)1 798 470Итого:8 992 350
Далее проведем расчет окупаемости комплексной автоматизации предприятия, представленный в таблице 15.
Таблица 15 Расчет окупаемости комплексной системы автоматизации предприятия
Наименование вида экономииСумма, руб.Экономия снижения рисков хищения300 000Экономия снижения рисков вандализма20 000Дополнительная прибыль за счет повышения эффективности труда975 000Итого экономический эффект от внедрения проекта1 843 850Стоимость оборудования и монтажа проекта по внедрению новых информационных технологий8 992 350Простой срок окупаемости, лет (без учета дисконтирования вложений)4,9
Таким образом, срок окупаемости системы составит 4 года и 9 месяцев.
Крупномасштабный проект по автоматизации деятельности предприятия является необходимым условием дальнейшего развития предприятия. Сейчас невозможно сохранять конкурентоспособность, на мировых рынках не обладая должным уровнем развития информационных технологий. Убеждена, ставка на внедрении самых передовых технологий, позволит ОАО МЗ «Электросталь» значительно увеличить эффективность и на равных конкурировать с компаниями мирового уровня.
Заключение
Современные эффективные методы управления бизнесом требуют сбора и анализа информации о всех фактах хозяйственной деятельности предприятия и изменениях внешней среды, так или иначе влияющих на организацию и ведение бизнеса. Только при наличии полной, достоверной, своевременной и объективной информации можно говорить о возможности принятия обоснованных решений по управлению производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия и при установлении договорных и инвестиционных отношений с партнерами. При значительных объемах управленческой информации, циркулирующей в любом хозяйствующем субъекте, достичь этого можно лишь используя преимущества автоматизированных информационных технологий, основанных на применении компьютеров и средств телекоммуникаций. Вследствие этого на предприятиях повсеместно создаются автоматизированные информационные системы (АИС).
В системах управления современными предприятиями автоматизированные процедуры информационного процесса интегрированы с функциями управления. Наряду со своими основными функциями, их непосредственно выполняет управленческий персонал. Поэтому современные экономисты и менеджеры должны обладать не только профессиональными знаниями, непосредственно относящимися к их специальности, но и владеть современными методами обработки данных на компьютерах.
Постоянно растущая конкуренция вынуждает руководителей компаний искать новые методы управления, направленные на сохранение и расширение своего присутствия на рынке, повышения рентабельности своей деятельности, внедрять новые методы управления производством и маркетингом. Особую роль в этом играют информационные технологии, которые должны обеспечивать поддержку всех прогрессивных нововведений менеджмента. Более того, зачастую новые подходы к управлению предприятиями изначально ориентируются на возможности современных информационных технологий и практически неосуществимы без использования компьютерных систем. В этих условиях АИС становятся действенными инструментами управления предприятиями, неотъемлемой частью инфраструктуры бизнеса и о них можно говорить как об информационных системах управления предприятиями (ИСУП).
Однако создание ИСУП, соответствующей современным требованиям, является сложным, длительным и многоэтапным процессом, требующим затрат значительных ресурсов. Для достижения поставленных целей реализация проекта требует постоянного контроля со стороны высшего менеджмента и значительных усилий со стороны всех сотрудников системы управления предприятием. Поэтому высококвалифицированные специалисты-управленцы должны не только уметь работать с компьютерной техникой, но и понимать роль ИСУП в деятельности современного предприятия; разбираться в современных компьютерно-ориентированных технологиях управления и конкурентных преимуществах, обеспечиваемых их применением; иметь целостное представление об основах построения и функционирования ИСУП; представлять себе порядок работ по развертыванию и вводу в эксплуатацию современных компьютерных систем и реорганизации управления на их основе.
Использование информационных технологий для управления предприятием делает любую компанию более конкурентоспособной за счет повышения ее управляемости и адаптируемости к изменениям рыночной конъюнктуры. Подобная автоматизация позволяет:
Повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией на основе единого банка данных.
Снизить расходы на ведение дел за счет автоматизации процессов обработки информации, регламентации и упрощения доступа сотрудников компании к нужной информации. Изменить характер труда сотрудников, избавляя их от выполнения рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на профессионально важных обязанностях.
Обеспечить надежный учет и контроль поступлений и расходования денежных средств на всех уровнях управления.
Руководителям среднего и нижнего звеньев анализировать деятельность своих подразделений и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов.
Повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями, филиалами и центральным аппаратом.
Гарантировать полную безопасность и целостность данных на всех этапах обработки информации.
Автоматизация дает значительно больший эффект при комплексном подходе.
Частичная автоматизация отдельных рабочих мест или функций способна решить лишь очередную «горящую» проблему. Однако при этом возникают и отрицательные эффекты: не снижаются, а порой даже увеличиваются трудоемкость и затраты на содержание персонала; не устраняется несогласованность работы подразделений.
Информационные технологии при всей своей революционности не отменили производственного процесса, не ликвидировали конкурентов и не отняли у человека право принимать решения. Объект управления - фирма не перестала существовать, даже если она стала виртуальной, внешнее окружение продолжает существовать, и даже возросло, необходимость находить решения слабоструктурированных задач осталось. Скорее можно говорить об интенсификации всех процессов в информационном веке. Изменился инструментарий в управлении фирмой, но зато настолько сильно изменился, что повлиял на все процессы, к которым имеют отношение менеджеры: планирование, организацию, руководство и контроль.
Анализ работы фирмы показал, что для повышения эффективности ее работы необходимо внедрить программу, которая позволяет автоматизировать: систему исполнения заказов клиентов, систему заказа товара у поставщика, систему отчетности.
В результате внедрения программы:
выручка фирмы в течение 2015 года должна вырасти на 15% что составит более 1,5 млн. руб.
производительность труда увеличилась на 14,3%.
Коэффициент экономической эффективности внедрения информационной системы составляет 5,5.
В перспективе ожидается снижение затрат на приобретение товара у поставщика вследствие оптимизации системы управления товарными запасами.
Рост рентабельности продукции составляет 5%
Из этого можно сделать вывод, что внедрение новой информационной системы не обеспечивает немедленного экономического роста, но способствует развитию фирмы, ее переходу на качественно более высокий уровень, как в улучшении качества обслуживания клиентов, так и в прозрачности движения товара и капитала.
Список литературы
1.Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
2.Антонец В.Л., Нечаева Н.В. Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. - М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2013. - 320 с.
.Башкатова Ю.И. Контроллинг: Учебно-метод. компл. - М.: ЕАОИ, 2012. - 108 с.
.Беккер Й., Вилкова Л. Менеджмент процессов. - М.: Эксмо, 2014. - 384с.
.Беккер Й., Вилкова Л., Таратухина В., Кугелера М., Роземанна М. Менеджмент процессов. - М.: Эксмо, 2012. - 384 с.
.Боярчук Н.Я. Комплексный анализ финансового состояния предприятия: Учебное пособие. - Братск ГОУ ВПО «ВрГТУ», 2013. - 123 с.
.Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации: Учебно-практ. пособие. - М.: МЭСИ, 2013. - 256 с.
.Венделева М.А. Информационные технологии управления: учебное пособие для бакалавров: по специальности "Менеджмент организации" / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - Москва : Юрайт, 2011. - 462 с.
.Вишняков В.А. Инновационный менеджмент: учебно-методический комплекс / В.А. Вишняков, В.И. Гончаров. - Минск : Издательство МИУ, 2009. - 240 с.
.Вишняков В.А. Информационное управление и корпоративные системы: учебно-методический комплекс / В. А. Вишняков, Ю. В. Бородаенко. - Минск : Издательство МИУ, 2009. - 342 с.
.Вишняков В.А. Основы электронного бизнеса и коммерции: учеб.-метод. комплекс / В.А. Вишняков, Ю.В. Бородаенко. - Минск : Издательство МИУ, 2008. - 183 с.
.Вишняков В.А. Сетевые технологии в управлении / В.А. Вишняков. - Минск: Издательство МИУ, 2011. - 232 с.
.Голенда Л.К. Электронный бизнес: пособие: для студентов экономических специальностей / Л.К. Голенда, М.А. Акинфина. - Минск : БГЭУ, 2011. - 112 с.
.Грабауров В.А. Электронный бизнес: учеб. пособие для вузов / В.А. Грабауров. - Минск : БГЭУ, 2007. - 211 с. Глухов, В.В. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. - СПб: Питер, 2012. - 608 с.
.Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении: учеб. пособие для вузов / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2007. - 154 с.
.Информационные технологии управления: учеб. пособие для вузов / под ред. Г.А. Титоренко. - 2-е изд., доп. - Москва : ЮНИТИ, 2005. - 439 с.
.Киселев Г.М. Информационные технологии в экономике и управлении (эффективная работа в MS Office 2007): учебное пособие для вузов / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова, В.И. Сафонов. - Москва : Дашков и К, 2009. - 268 с.
.Корнейчук Б.В. Информационная экономика: учеб. пособие / Б.В. Корнейчук. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2006. - 394 с.
.Корпоративные информационные системы: пособие: для студентов экономических специальностей / [Н.Н. Говядинова и др.]; под общ. ред. Л.К. Голенда, Н.Н. Говядиновой. - Минск : БГЭУ, 2011. - 290 с
.Кострова А.В. Методы и модели информационного менеджмента: Учебное пособие // А.В. Кострова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 336 с.
.Логинов В.Н. Информационные технологии управления: учебное пособие / В.Н. Логинов. - Москва : КноРус, 2010. - 239 с.
.Митрофанов Е.П. За качество инноваций!: оценка эффективности качества инновационного развития региона / Е.П. Митрофанов // Креативная экономика. - 2010. - № 7. - С. 116-120. - (Информационные технологии в бизнесе)
.Маглинец Ю.А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам. - М.: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2013. - 200 с.
.Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. /Д.А. Медведев // - Сайт Президента России
.О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-декабре 2009 года. - Министерство промышленности и торговли РФ
.О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-феврале 2010 года. - Министерство промышленности и торговли РФ
.Попов, В.Л. Управление инновационными проектами: Учебное пособие // В.Л. Попов. - М.: Инфра-М, 2013. - 336 с.
.Саак А.Э. Информационные технологии управления: учебник для вузов / А.Э. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. - 318 с.
.Тронин Ю.Н.Информационные системы и технологии в бизнесе / Ю.Н. Тронин. - Москва : Альфа-Пресс, 2005. - 236 с.
.Шевцова А.М. Введение в автоматизированное проектирование: учебное пособие / А.М. Шевцова, П.Я. Пантюхин. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 283 с.
.Шуремов, Е.Л., Чистов Д.В., Лямова Г.В. Информационные системы управления предприятиями. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2012.
.Экономическая эффективность информационных систем: теория и практические приложения / Т.А. Ткалич. - Минск : Право и экономика, 2006. - 314 с.
Приложение 1
Таблица 1. Факторы и показатели оценки уровня инновационного потенциала предприятия
Исходные факторы (критерии)Показатели, которые характеризуют критерии на входеЭтап І. Генерации идеи и создание инноваций1 Финансирование НИОКР1.1Часть расходов на НИОКР в объемах продажи предприятия в текущем году (за последние 5 лет)2 Квалификация и профессионализм научно-исследовательского персонала2.1Количество работников с научной степенью доктора, кандидата2.2Количество научных публикаций в текущем году (за последние 5 лет)2.3Количество полученных научных степеней в текущем году (за последние 5 лет)3 Соответствие технического и технологического обеспечения НИОКР3.1Уровень обеспечения научно-исследовательским оборудованием (аппаратурой)3.2Уровень информатизации НИОКР4Соответствие организационно-управленческих подходов в проведении НИОКР4.1Уровень инновационного климата.4.2Уровень межфункциональной сотрудничества в проведении НИОКР5 Лицензионная деятельность5.1Количество (стоимость) проданных лицензий в текущем году (за последние 5 лет)5.2Количество (стоимость) приобретенных лицензий в текущем году (за последние 5 лет)6 Патентная деятельность6.1Количество зарегистрированных в Украине патентов в текущем году (за последние 5 лет)6.2Количество зарегистрированных за границей патентов в текущем году (за последние 5 лет)7 Эффективность НИОКР (без учета лицензионной и патентной деятельности7.1Количество реализованных научно опытных тем в текущем году (за последние 5 лет)7.2Количество опытных образцов, разработанных собственными силами, но не запатентованных (готовых к Этапу II) в текущем году (в последние 5 лет)7.3Количество опытных образцов, разработанных подрядчиком на заказ (готовых к Этапу ИИ) в текущем году (за последние 5 лет)8 Техническое и технологическое развитие предприятия8.1Уровень обеспечения предприятия основными средствами8.2Показатели физического и морального сноса основных средств в текущем году (за последние 5 лет)8.3Показатели обновления и выбытия основных средств в текущем году (за последние 5 лет)8.4Количество новых технологий, освоенных в текущем году (за последние 5 лет)8.5Уровень информатизации предприятия9 Квалификация и профессионализм персонала9.1Часть работников с витым образованием по отношению к другим группам работников9.2Уровень профессионализма персонала9.3Уровень повышения квалификации персонала10 Эффективность инновационного менеджмента и предприятии10.1Уровень инновационного климата на предприятии10.2Уровень между функционального сотрудничества в инновационной деятельности10.3Уровень освоения современных концепций управления10.4Уровень эффективности системы стимулирования рационализатораЭтап ІІ. Освоение и коммерциализация инновацийА. Ценности для клиента11Новизна инновации11.1Уровень новизны инновации12Качество инновации12.1Индекс качества инновации13Цена инновации13.1.Индекс экономических параметров14Обслуживание инновации14.1.Уровень обслуживания клиентаБ. Критерии и показатели ценности для предприятия15 Прибыльность15.1Величина чистой прибыли в текущем году 15.2Показатель прибыльности (рентабельности) реализованной инновации (предприятия)15.3Коэффициент прибыльности общего капитала16 Конкурентоспособность16.1Интегральный показатель конкурентоспособности товара16.2Количество (объем) экспортированных товаров (услуг, технологий) в текущем году (за последние 5 лет)16.3Часть новых товаров (услуг, технологий) в годовых объемах продажи в текущем году (за последние 5 лет)17 Рыночные позиции17.1Часть рынка предприятия в отрасли17.2Относительная часть рынка важнейшего конкурента17.3Показатель благосклонности (лояльности) потребителей17.4Количество наград, полученных на конкурсах и выставках за инновации17.5Оценка сформированного имиджа предприятия17.6Уровень сотрудничества с партнерами.