Кадровый консалтинг как элемент развития кадровых служб
Введение
Возникновение и развитие, а
значит, и системное изучение отрасли управленческих консалтинговых услуг
становится практически неизбежным для экономики, в которой производственные
отношения регулируются путем создания политических, экономических, правовых,
социально-психологических и иных условий. Соответственно консультантов по
управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на
разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных
управленческих решений.
При этом в современных условиях
проблема управления персоналом является ключевой в перестройке системы
управления любого предприятия (организации, фирмы), т.к. исходя из условий
новой управленческой парадигмы теперь персонал рассматривается как основной ресурс
предприятия, которым надо грамотно управлять и вкладывать средства в его
развитие.
В настоящее время
прослеживается тенденция к усложнению структурного и функционального состава
организаций, что неизбежно формирует запрос на внедрение более эффективных форм
и методов управления персоналом. Специалисты стали более образованны и
подготовлены профессионально, лучше информированы и лучше знают свои права, их
уровень занятости и жизненные запросы увеличились, система ценностей
кардинально изменилась. Появилась потребность в качественно новых задачах
развития персонала, при этом обнаруживается недостаточный уровень подготовки
службы управления персоналом к этой работе.
Разрешение этих противоречий
требует постоянного обновления систем управления персоналом, целенаправленной
деятельности руководителей организации и специалистов служб управления
персоналом по обеспечению темпов обновления работы по управлению персоналом в
соответствии с текущими и перспективными целями организации, профессиональную
помощь в которой оказывают специалисты - консультанты. Кадровый консалтинг -
это вид деятельности, связанный с решением задач, стоящих перед менеджерами
высшего звена в области управления человеческими ресурсами. Основная цель
консультантов в области управления персоналом заключается в улучшении качества
деятельности кадровых служб, что в свою очередь окажет существенное влияние на
эффективность деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной
производительности труда каждого работника.
Для России кадровый консалтинг
является сравнительно новым направлением, но наиболее растущим сектором
экономики.
Общие проблемы управления
персоналом в отечественной литературе рассматривается в работах В.В. Авдеева,
Т.Ю. Базарова, В.Р. Веснина, О.С. Виханского, И.П. Герчиковой, А.П. Егоршина,
А.И. Наумова, O.K. Платова, В.И. Лунева, Н.Н. Тренева, В.К. Тамбовцева, Г.Н.
Чернецова, Ю.А. Цыпкина и др. Частные вопросы кадрового консалтинга в основном
получают освещение в периодических изданиях.
Цель данной работы: изучить
особенности кадрового консалтинга.
Для достижения цели необходимо
решить следующие задачи:
дать понятие термину «кадрового
консалтинга»;
выявить особенности кадрового
консалтинга;
исследовать становление
кадрового консалтинга в РФ.
Данная работа представляет
собой реферативное изложение материала по теме исследования, на основе изучения
и анализа теоретических источников вышеназванных и других авторов.
Работа состоит из введения,
двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.
. Кадровый консалтинг:
понятие, сущность
1.1 Основные
понятия и определения
Консалтинг (англ. consulting -
консультирование) - вид профессиональных услуг, предоставляемых корпоративным
клиентам, заинтересованным в оптимизации своего бизнеса. Круг проблем, решаемых
консалтингом, весьма широк: стратегия, экология, организация труда, инвестиции,
кадровая политика, финансы, налоги или т.д. Иными словами, консалтинг - это
любая помощь в решении той или иной проблемы, оказываемая внешними
консультантами.
Как вид профессиональной
деятельности консультирование зародилось в конце XIX века. По мере усложнения
экономики и соответствующего развития экономических и социальных наук начала
формироваться новая область профессиональных услуг - консультирование по
экономике и управлению и одним из первых профессиональных консультантов в этой
области стал основатель теории научного управления предприятием Ф.Тейлор (автор
известной системы тейлоризма). Первая фирма по менеджмент-консалтингу была
образована в 1914 году в Чикаго. В 20-30-х гг. такие фирмы распространились в
Европе (в первую очередь в Англии и Германии), в 40-50-х гг. - и в других
регионах мира (Азия, Африка, Латинская Америка).
Круг проблем, решаемых
консалтингом, весьма широк. На сегодняшний день, нет четкой классификации услуг,
оказываемых консалтинговыми компаниями в области управления персоналом. Каждая
компания классифицирует услугу исходя из собственного представления. Общую
массу консалтинговых услуг можно классифицировать по следующим основаниям:
) По направлению: бизнес-консалтинг;
психологическое консультирование.
) По отраслевой или предметной
области консалтинга: консалтинг в управлении персоналом; юридический
консалтинг; IT-консалтинг; консалтинг в маркетинге; консалтинг в логистике и
т.д.
В Европейском справочнике консультантов
по менеджменту приведена предметная классификация консалтинговых услуг, в ней
выделено в 8 групп:
общее управление - это
разработка и планирование общей стратегии развития; прогнозирования;
организации филиалов, отделений и новых фирм, изменение формы собственности и
т.д.
администрирование - вопросы
формирования и регистрации компаний, организация работы офиса, обработка
данных, т.е. оптимизация управления организацией.
финансовое управление - вопросы
финансового планирования и контроля, налоги, бухгалтерский учет, страхование и
т.д.
управление кадрами - подбор
сотрудников, контроль уровня подготовки кадрового состава, системы оплаты
труда, повышение квалификации и обучения кадров и т.д.
маркетинг - формирование
структурных подразделений по сбыту и маркетингу, подбор надежных
партнеров-оптовиков, поиски новых заказчиков и рынков, стимулирование и
исследование перспектив сбыта.
производство выбор технологии
производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и
контроль качества продукции и т.д.
информационная технология -
использование компьютеров и информационных систем в управлении.
специализированные услуги - это
те виды услуг, которые не относятся ни к одной из вышеперечисленных групп:
обучающее консультирование, информационный консалтинг, консалтинг по
телекоммуникациям, экологии, консалтинг в государственном секторе и т.д.
Одним из самых быстро
развивающихся рынков в мире является рынок управленческого консалтинга. Его
рост составляет 15-20% в год, что в 2-3 раза выше, чем темпы развития рынков
наукоемкой продукции и потребительских услуг. К данной категории консалтинговой
деятельности относится и консалтинг в области управления человеческими
ресурсами и их развития (включая специализированное обучение сотрудников), а также
формирования (или преобразования) корпоративной культуры и стиля руководства
управления персоналом.
В работе кадровых служб любой
организации возникают вопросы:
. Откуда и как привлечь
профессиональные кадры?
. Как усилить мотивацию
персонала?
. Повысит ли обучение
сотрудников эффективность работы?
. Как оптимизировать
численность персонала?
. Компания быстро растет,
необходимо формализовать процедуры, установить единые правила игры. Как с этим
быть?
. Стоит ли оценивать
топ-менеджмент?
. Как не ошибиться в выборе
нового управляющего?
В поисках ответов на эти и
другие вопросы, связанные с организацией эффективной работы службы управления
персоналом, поможет осуществление процедур кадрового консалтинга.
Рассмотрим, как определяют
кадровый консалтинг практики и научные специалисты? Так, Арефьева Н. так
характеризует кадровый консалтинг - это система организационно-психологических
мероприятий по диагностике и, при необходимости, коррекции организационной
структуры и/или культуры предприятия (организации) с целью улучшения
производственных показателей, оптимизации социально-психологического климата,
усиления мотивации персонала. Специалисты групп компаний ПрофБух под кадровым
консалтингом понимают деятельность, направленную на решение сложнейших задач в
области управления кадровыми ресурсами на предприятии.
Кадровый консалтинг - оказание
консультационных услуг топ менеджменту организаций по вопросам управления
персоналом.
Европейская Федерация
ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее
определение: «Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых
советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем
и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации».
Таким образом, кадровое
консультирование есть разновидность управленческого консультирования
(консалтинга), и исходя из этого - кадровое консультирование (кадровый
консалтинг, HR-consulting, HR-консалтинг) - вид деятельности, связанный с
решением задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области управления
человеческими ресурсами, с целью увеличения прибыльности бизнеса.
Целью кадрового консалтинга
является обеспечение организации-клиента новейшими и самыми эффективными
способами работы с человеческими ресурсами.
Субъектом кадрового консалтинга
является консультант или консалтинговая фирма, объектом - клиент (руководители
и специалисты организации, нуждающиеся в консультационных услугах).
Продуктом консультационной
деятельности является услуга, оказываемая клиенту. Под услугой отдельной
личности или организации понимается осуществление деятельности определенного
плана, которая является полезной и приемлемой для клиента.
Этот вид консалтинговых услуг
направлен на удовлетворение функций, относящихся к сфере кадровых служб, а
именно в рамках кадрового консалтинга решаются следующие задачи:
) Организация с нуля
деятельности службы по работе с персоналом.
) Повышение эффективности
деятельности действующей службы управления персоналом.
) Разработка и оптимизация
отдельных процедур по управлению кадрами: документационное обеспечение
управления персоналом; поиск, подбор и адаптация персонала; оценка персонала;
система стимулирования и мотивации; обучение и развитие.
В ходе кадрового
консультирования могут быть проведены:
анализ текущего состояния и
кадрового потенциала компании;
анализ должностных функций и
организационно-кадровой структуры предприятия;
оценке кадрового состава
организации, выявлению кадрового резерва;
анализ существующей системы
кадрового менеджмента, управления кадрами и его мотивации;
анализ эффективности
существующих в организации способов привлечения, адаптации и продвижения
персонала;
оценка профессионального уровня
сотрудников компании исходя из её целей и задач;
диагностика психологического
климата и организационной культуры;
оценка эффективности стилей
управления, взаимодействия управляющего состава с коллективом;
оптимизация технологии
управления и деятельности персонала.
.2 Кадровый
консалтинг в России
кадровый консалтинг
менеджмент персонал
Кадровый консалтинг в России
сформировался, как и его другие виды в самом начале 1990-х гг., прошел ряд
этапов, которые при этом, органично связаны с развитием науки управления
персоналом (табл. 1)
С началом процессов рыночной
трансформации хозяйственные руководители оказались в очень трудной ситуации,
что послужило источником огромного потенциального спроса на управленческое
консультирование.
Предпосылками развития
консалтинга в сфере управления персоналом в России послужило:
необходимость решения проблем
повышения эффективности производства, важнейшим активом которых становится
интеллектуальный капитал;
все более широкое
распространение концепции человеческого капитала, основные положении которой
обосновывают кадровые инвестиции;
повышение наукоемкости сферы
управления персоналом, требующей от специалистов знания лучших образцов мировых
достижений, имеющих навыки научной работы, опыт реализации проектов в сфере
управления персоналом и других важнейших компетенций;
повышение управленческой
компетентности руководителей различных уровней, понимание ими современных
реалий, и, как следствие, востребованность ими консалтинговых услуг в сфере
управления персоналом.
Этап
|
Наука управления персоналом
|
Консалтинг
|
Зарождение 1990-2000
|
Начало подготовки специалистов по
управлению персоналом в рамках специальности «Менеджмент». Формирование
научной школы управления персоналом. Появление систем управления персоналом
на российских предприятиях
|
Приход западных консалтинговых
компаний, создание рынка консалтинговых услуг. Возникновение первой школы
консультантов по управлению в структуре Академии народного хозяйства при
Правительстве РФ. Формирование понятия «консультант»
|
Становление 2000-2008
|
Выделение управления персоналом в
самостоятельную специальность. Широкое распространение на российских
предприятиях, систем управления персоналом реализующих современные подходы к
управлению персоналом. Появление первых профессиональных сообществ специалистов
по управлению персоналом
|
Выделение нового направления в
структуре управленческого консалтинга - кадрового, в основном в рамках
крупных диверсифицированных консал-тинговых компаний.
|
Развитие 2008 - настоящее время
|
Выделение управления персоналом в
самостоятельное направление подготовки. Регулярное проведение международных и
межвузовских конференций и форумов по вопросам управления персоналом
|
Рост числа компаний,
специализирующихся на кадро-вом консалтинге. Активное продвижение
консал-тинговых услуг в управлении персоналом
|
С началом мирового финансового
кризиса в конце 2008 г. профессиональные объединения консультантов, как и весь
консультационный рынок, оказались в новых непростых условиях, которые заставили
их существенным образом пересматривать свою деятельность. В условиях, когда для
компаний и индивидуальных консультантов встал вопрос выживания, они осознали
преимущества объединения. Сегодня в кадровом консалтинге выделились свои
лидеры: ЭКОПСИ Консалтинг, Евроменеджмент, Компьюлинк Групп, Группа компаний
АйТи, IBS и др.).
Важно отметить, что в разные
периоды развития как самого консалтинга, так и организаций-заказчиков,
востребованы были разные направления. Так в 2002 году наибольшим спросом
пользовались услуги по оценке и развитию персонала, актуальны были услуги по
индивидуальному развитию топ-менеджеров - коучингу. В 2003 году - наибольшим
спросом пользовались услуги по разработке KPI (ключевых показателей
эффективности), систем мотивации и аттестации персонала. В 2004-2005 годах
наибольшим спросом пользовались услуги по внедрению информационных систем
управления персоналом. В 2006-2007 годах наибольший спрос был зафиксирован на
услуги по оценке персонала, индивидуальным ассесмент-центрам, разработке и
внедрению моделей компетенций, на автоматизированные системы управления
человеческими ресурсами, позволяющие оптимизировать работу не только в части
кадрового делопроизводства и расчета заработной платы. В 2008-2009 годах
основной акцент переместился на расчет нормативной численности персонала,
автоматизацию базовых HR-функций: расчета зарплаты, учета рабочего времени,
кадрового администрирования, управления организационной структурой. В 2010-2011
годах актуальными направлениями становятся услуги в области развития персонала,
мастер-классов для руководителей компании. При этом уменьшается спрос на
классические HR-услуги: создание управленческих компетенций и процедур
управления по целям, разработка систем премирования. Клиент все чаще делает это
самостоятельно.
Как отмечают многие эксперты,
актуальность спроса на разные направления кадровых услуг связано с динамикой
развития самого рынка, а так же с динамикой развития организаций. Сегодня
структура российского рынка консалтинга выглядит следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1 - Структура
российского рынка консалтинга, %
Как наглядно видно из
диаграммы, на российском рынке одной из самых востребованных услуг, является
консалтинг в области управления персоналом. Более того, по словам экспертов, в
будущем спрос на данный вид услуг будет только увеличиваться.
Таким образом, исходя из
приведенных данных можно сделать вывод, что перечень услуг, оказываемый
консалтинговыми компаниями в области кадрового консалтинга на сегодняшний день
охватывает широкий круг направлений. Очевидно, что консалтинг в области
управления персоналом прочно завоевал позиции во многих жизненно важных
отраслях страны и создана конкурентная среда, способная предоставлять услуги в
области кадрового консалтинга широкого спектра и высокого качества.
Однако, несмотря на высокую
динамику развития, изменение отношения к консультантам в России, другие
позитивные сдвиги, эксперты сходятся во мнении, что российский рынок
консалтинговых услуг не является зрелым и до сих пор находится на этапе
развития, который предполагает появление крупных компаний - лидеров,
концентрацию рынка в результате массовых процессов слияний и поглощений,
значительную дифференциацию продукта - консалтинговых услуг.
. Кадровое
консультирование как элемент развития кадровой
службы
Итак, мы выяснили, что кадровый
консалтинг (кадровое консультирование) - особая профессиональная деятельность
специалистов по кадровому менеджменту. Она предполагает оказание помощи
организации или отдельным руководителям в разрешении управленческих проблем.
Кадровое консультирование как
программа управления персоналом возможно в двух вариантах.
В первом варианте
кадровое консультирование представляет собой любую
помощь, оказываемую консультантом в вопросах содержания, процесса, структуры
задач. При этом сам кадровый консультант не решает тех вопросов, с которыми
обращаются к нему за помощью, а создает особую ситуацию, в которой решение
находят сами заказчики консультирования. Другими словами - задача кадрового
консультирования состоит в применении особой технологии анализа проблем, при
котором сам человек или группа людей оказываются в состоянии увидеть
собственную ситуацию с иной стороны, обнаружить неиспользованные резервы и
выбрать приемлемый для себя способ решения. В этом смысле все сотрудники
организации являются друг для друга кадровыми консультантами, когда коллеги
обращаются за помощью к сослуживцам или просят их разъяснить некоторые
обстоятельства, вызывающие сомнения.
Следовательно, кадровое
консультирование в первом варианте предполагает потенциальное участие следующих
субъектов: топ-менеджеры (руководители высшего звена); руководители
подразделений; специалисты; линейные руководители; исполнители.
Кадровый менеджер является
представителем группы специалистов. Соответственно, любой сотрудник
организации, вне зависимости от ранга, может обратиться к нему с вопросами,
касающимися проблем организации взаимодействия с коллегами, подчиненными,
руководителями или с вопросами организации собственной деятельности. Кадровое
консультирование этого рода проводится индивидуально и в группе.
Индивидуальное кадровое
консультирование проводится с использованием метода моделирования. Консультант
организует процедуры, с помощью которых консультируемый описывает ситуацию,
вызывающую затруднение и получает возможности ее анализировать.
В качестве приемов
моделирования используются такие как SWOT-анализ, семантическое моделирование
(словесное описание характеристик), структурное моделирование и т.д.
Современная форма
консультирования получила наименование коучинга. Коучинг - специфическая форма
консультирования, при котором постепенно сам консультируемый составляет план
действий, направленных на реализацию его целей, видит свои возможности и
обучается их использовать. В процессе коучинга консультант не оказывает
давления на консультируемого, не предлагает ему вариантов выхода из ситуации.
Задача консультанта - контролировать ход рассуждений консультируемого с целью
предотвращения логических и фактических ошибок при принятии решений.
Групповое кадровое
консультирование проводится в виде семинаров, тренингов и конференций. На
семинарах кадровый консультант прежде всего выступает как преподаватель -
носитель новой информации. Семинары, как правило, используются в том случае,
когда в организации нет серьезных проблем, персонал работает стабильно. Задача
семинара - рассказать более подробно о каком-то аспекте деятельности -
технологиях, материалах, средствах деятельности, формах ее организации, новых
документах, оформляющих деятельность и т.д.
Структура семинара предполагает
наличие двух частей:
информационной - основная часть
семинара, посвященная изложению нового материала;
пояснительной - ответы на
вопросы и разъяснения отдельных аспектов.
При этом, семинар как форма
кадрового консультирования не может заменить собой обучение персонала, а только
дополняет его.
Тренинг как самостоятельная
форма группового кадрового консультирования используется все шире. Основная
задача тренинга - создание нового состояния группы, в котором проблемы
участников получают новое освещение. Именно достижение нового состояния
позволяет в ходе тренинга быстро сформировать навыки, не образующиеся в ходе
семинаров, обсуждений и обучения. В основе тренинга лежит ориентация на
действия. В ходе тренинга участники получают ответ на следующие вопросы:
) Как действовать в конкретных
обстоятельствах;
) Каков собственный ресурс
эффективности действий;
) За счет чего этот ресурс
можно увеличить;
) Какие внутренние механизмы
являются помехой индивидуальной эффективности;
) Каков диапазон актуальной
компетентности.
Эти же вопросы можно решить и в
ходе индивидуального консультирования. Однако, групповая работа позволяет
существенно экономить время, так как группа создает особые
социально-психологические эффекты, интенсифицирующие процессы формирования
навыков.
Тренинги также используются для
формирования особых свойств группы как единого целого, таких как целостность,
гибкость, коммуникативность, а также - для придания группе единых черт
корпоративной культуры. С этой целью на тренинге отрабатываются навыки
телефонных переговоров, переговоров с клиентами и партнерами, навыки поведения,
особенности стиля коммуникации, внешнего вида и т.д.
Конференция представляет собой
особый вид консультирования, который еще не получил развития в должной мере.
Задача конференции - создать условия прямого диалога сотрудников организации с
представителем того или иного уровня управления или специализированного
подразделения. В ходе подготовки конференции предварительно собираются вопросы
от потенциальных участников, адресованных лицу, приглашаемому на конференцию.
Сама конференция - непосредственная встреча сотрудников организации с
приглашенным лицом. В начале этой встречи излагаются в целом ответы на
поступившие вопросы. Далее предполагается работа в режиме пресс-конференции,
когда вопросы поступают из зала и требуют обязательного непосредственного
ответа. В конце конференции подводятся итоги и сообщается о порядке
рассмотрения поступивших вопросов и предложений.
Конференции необходимо
тщательно готовить, готовя к ним участников. В этом основную роль играют
кадровые консультанты, выступающие в роли PR-сопровождения. при грамотном
проведении конференции позволяют снять многие противоречия в организации,
предотвратить организационные конфликты, отрегулировать элементы
организационной культуры, в частности - утвердить имидж топ-менеджмента и
отдельных специалистов.
Второй вариант
кадрового консультирования представлен особыми проектами,
реализуемыми в организации. В этом случае организация, как правило, уже
столкнулась с проблемами деятельности и выступает как заказчик разрешения этих
проблем. Такое консультирование осуществляется чаще всего внешней
консультационной службой, к которой организация обращается в роли заказчика.
Задача консультантов:
) Выявление
организационно-управленческих проблем;
) Анализ выявленных проблем,
определение их источников и оценка возможностей их разрешения;
) Формулирование рекомендаций в
адрес системы управления организации;
) Оказание методической и
организационной помощи в реализации рекомендаций.
Таким образом, второй вариант
кадрового консультирования предполагает внедрение консультантов в систему
организации деятельности и управления и участие в управлении в качестве
специалистов. В этом смысле кадровое консультирование аналогично антикризисному
управлению и иногда является его существенной частью. Т.Ю. Базаров предлагает
кадровое консультирование такого рода подразделять на виды в зависимости от
того, какие характеристики консультирования выступают на первый план. Парадигмы
кадрового консультирования представлены двумя вариантами:
Можно выделить две
поведенческие роли консультанта: консультант по ресурсам; консультант по
процессу:
по ресурсам - экспертиза
актуального состояния профессионально-кадрового состояния и предложение путей
разрешения кадровых проблем. Консультант по ресурсам (эксперт) помогает
клиенту, однако руководство организации не предполагает, чтобы он широко
касался социальных и поведенческих аспектов процесса изменения в организации.
Он участвует в обсуждении, поставляет нужную информацию, разрабатывает новую
систему, обучает персонал, вносит некоторые рекомендации, но действия его
ограничены.
по процессу - организация
процесса разрешения проблем и обучение сотрудников организации самостоятельным
действиям в рамках созданных алгоритмов. Консультант по процессу является
активно действующим субъектом изменений в организации, он пытается научить
клиента решать свои проблемы, передавая методы, прогнозируя последствия
изменений, подходы к оценке, чтобы организация сама могла в дальнейшем
проводить диагностику и устранять (решать) собственные проблемы.
Различие между этими
поведенческими ролями консультанта заключается в том, что если консультант по
ресурсам старается предложить клиенту что изменять, консультант по процессу
предлагает, в основном, как изменять, и помогает клиенту пережить процесс
изменений и решить проблемы человеческих отношений по мере их возникновения. Э.
Шейн описывает эту модель как «род деятельности консультанта, который помогает
клиенту заметить, понять и воздействовать на события в ходе процессов, которые
происходят в окружении клиента».
Парадигмы консультирования
напрямую связаны с типом консультационного заказа, который может быть выражен в
двух формах:
) Заказ-задача - конкретная
формулировка проблемы с заявкой определенного продукта консультирования.
Адресуя консультанту
заказ-задачу заказчик хочет решить конкретную задачу и даже предполагает, каким
способом этого можно добиться. Он фактически делегирует консультантам
исполнительскую функцию, предоставляя им возможность самостоятельного выбора
средств;
) Заказ-проблема - формулировка
проблемы, требующей уточнения и конкретизации.
Здесь заказчик фактически лишь
определяет проблемное поле, в котором он сам готов двигаться под руководством
консультанта. При этом у заказчика нет ясных представлений о конкретных
задачах, скорее - лишь образ желаемого будущего. Консультант в этом случае
должен научить заказчика самостоятельно разрешать проблемы с помощью средств,
предлагаемых консультантом.
Кадровое консультирование
осуществляется поэтапно. В укрупненном виде можно выделить два этапа.
на первом этапе проводится
анализ ситуации и определяется базовая стратегия разрешения проблемы;
на втором этапе формируются
конкретные процедуры и разрабатывается план мероприятий, сотрудники обучаются
использовать эти мероприятия для повышения эффективности собственной
деятельности, а руководители обучаются управлять системой новых мероприятий
организационных процедур.
Более детально процесс или
технологию кадрового консалтинга можно представить в виде следующих основных
последовательных действий:
. Уточнение проблемы, возникшей
у объекта консалтинга.
. Обсуждение с объектом сути
возникшей проблемы.
. Изучение проблемы,
диагностика ситуации.
. Разработка советов и
рекомендаций (предложение определённых технологий решения проблемы).
. Доведение советов и
рекомендаций до объекта консалтинга.
. Оказание оперативной помощи
объекту в процессе разрешения проблемной ситуации.
. Оценка результатов и
последствий действий, предпринятых объектом консалтинга, внесение корректив в
предложенную технологию.
Схема проведения кадрового
консалтинга показана на рисунке 2.
Рисунок 2 - Этапы кадрового
консалтинга
Консультирование как метод
вмешательства и оказания услуг включает в себя процесс обучения, научные
исследования и информационные услуги. Оно бывает экспертное и процессное (рис. 3).
Рисунок 3 - Содержательные
блоки консультирования
Обучение консультанта и клиента
происходит взаимно, хотя иногда клиент не осознает того, что учит консультанта.
Обучение часто используется как метод вмешательства в целях изменения и помощи
освоиться с изменениями в организации. Поэтому консультант в процессе
консультирования организует обучающие семинары для управленческого персонала.
Такая практика требует навыков преподавания и разработанных технологий обучения.
Научная работа и
консультирование связаны между собой. Дело в том, что работая с проблемами
управления, консультант должен быть знаком с результатами научных исследований
и уметь пользоваться ими. Например, прежде чем рекомендовать какой-либо метод,
ему необходимо узнать, изучал ли кто-нибудь его применение в аналогичных
условиях, каковы негативные и позитивные последствия применяемого метода и т.д.
Отсюда консультант должен поддерживать контакт с ведущими исследователями в
области управления, что, естественно, способствует и практике, и научным
разработкам. Очень многие проблемы можно решить только с помощью научных
разработок, получив новые знания.
Информация в консультировании
имеет огромное значение и может влиять на поведение людей, которые заинтересованы,
и способны на ее основании делать выводы и принимать управленческие решения.
Иногда единственная задача, которую ставит клиент перед консультантом - это
обеспечить информацией клиента по интересующей его проблеме. Таким образом,
сбалансированность этих методов вмешательства позволяет получить наилучший для
клиента эффект.
Отметим, что в настоящее время
актуализируются следующие консалтинговые услуги в сфере управления персоналом:
оценка работающего персонала (кадровый аудит); проведение семинаров и тренингов;
коучинг-руководителей и топ-менеджеров; бенчмаркинг (законная бизнес-разведка)
и др. Консультанты активно используют технологии проектного управления;
анкетирование, интервьюирование, проведение комплексных социологических
исследований, мониторинг, аудит; тренинги и коуч-сессии, а также элементы
фокус-группы. Быстрый результат приносят групповая дискуссия, диагностика
командных отношений, элементы социально-психологического, рефлексивного и
организационного тренингов и группы личностного роста.
Набирают популярность
технологии решения сложных задач, моделирования желаемого будущего и многие
другие. В процессе решения проблем применяются технология группового решения
проблемы, процедуры которой предписывают определенные действия, направленные, в
конечном счете, на решение проблемы; диагностика ситуации; постановка проблем;
определение целей; выработка решений; разработка проекта; разработка программ
реализации.
Основная технология,
используемая консалтинговыми компаниями при подборе персонала - executive
recruiting (высококачественный рекрутинг) и executive search (прямой поиск
специалистов высшей квалификации).
Консультанты оказывают клиенту
содействие в тестировании и оценке кандидатов. Это делается при помощи
интервью, психологических тестов или тестов на определение способностей, через
оценочные центры и путем тщательной проверки всех рекомендаций. При этом также
занимаются разработкой и распространением компьютерных психометрических тестов
для подбора, аттестации и оценки персонала.
Эффективность деятельности
специалистов кадрового консалтинга, во многом обусловливают принципы,
реализация которых для них является обязательной:
принцип профессиональной
компетентности (постоянное наращивание консультантами уровня профессиональной
компетентности);
принцип приоритетности
интересов клиента (интересы настоящего клиента выше интересов бывших клиентов и
собственных);
принцип независимости и
объективности (независимость мышления и независимость поведения позволяют
консультанту выражать беспристрастное мнение без конфликта интереса или
негативного влияния других);
принцип научности
(использование последних достижений науки).
Заключение
Таким образом, стремительно
изменяющиеся условия внешней среды и усиление конкурентной борьбы в различных
отраслях бизнеса предъявляют сегодня руководителям компаний высокие требования
по управлению кадровыми ресурсами.
В данной работе был проведен
теоретический анализ особенностей кадрового консалтинга и его использование в
развитие кадровых служб. При этом были решены следующие задачи:
исследована сущность и
содержание консалтинга, его место в системе кадровых служб;
определены цели, задачи и этапы
консультирования.
Кадровый консалтинг
представляет собой деятельность, осуществляемую по заказу клиента
специалистами, специализированными предприятиями и организациями в области
управления персоналом, результатом которой является выработка рекомендаций по
решению поставленных проблем.
Основная задача консультантов в
области управления персоналом - содействие руководителям в деятельности по
оптимизации привлечения и использования человеческих ресурсов организации.
Следовательно, кадровый
консалтинг можно определить как систему организационно-психологических
мероприятий по диагностике и, при необходимости, коррекции организационной структуры
и/или культуры предприятия (организации) с целью улучшения производственных
показателей, оптимизации социально-психологического климата, усиления мотивации
персонала.
Нами изучены особенности
кадрового консалтинга в РФ. Реформирование российской экономики повлекло за
собой увеличение и расширение спроса на консультационные услуги области
управления персоналом. Профессиональные консультанты на основе проведенного
анализа определяют проблемы и находят пути устранения их.
Выделяют две поведенческие роли
консультанта: консультант по ресурсам - экспертиза актуального состояния
профессионально-кадрового состояния и предложение путей разрешения кадровых
проблем; консультант по процессу - организация процесса разрешения проблем и
обучение сотрудников организации самостоятельным действиям в рамках созданных
алгоритмов.
Любой консалтинговый проект
включает в себя основные этапы: диагностика (выявление проблем); разработка
решений проблемы; внедрение решений в практическую деятельность компании. В
укрупненном виде можно выделить два этапа.
на первом этапе проводится
анализ ситуации и определяется базовая стратегия разрешения проблемы;
на втором этапе формируются
конкретные процедуры и разрабатывается план мероприятий, сотрудники обучаются
использовать эти мероприятия для повышения эффективности собственной
деятельности, а руководители обучаются управлять системой новых мероприятий
организационных процедур.
Обучение консультанта и клиента
происходит взаимно, хотя иногда клиент не осознает того, что учит консультанта.
Консультант в процессе консультирования организует обучающие семинары.
В настоящее время
актуализируются следующие консалтинговые услуги: оценка работающего персонала
(кадровый аудит); проведение семинаров и тренингов; коучинг-руководителей и
топ-менеджеров; бенчмаркинг и др.
При этом, консультанты активно
используют технологии проектного управления; проведение комплексных
социологических исследований, аудит; тренинги и т.д. Эффективный результат
приносят групповая дискуссия, диагностика командных отношений, элементы
социально-психологического, рефлексивного и организационного тренингов.
Эффективность деятельности
специалистов кадрового консалтинга, во многом обусловливают принципы,
реализация которых для них является обязательной.
Список используемых
источников
1. Анисимов В.М. Кадровая служба и
управление персоналом организации: Практическое пособие кадровика / В.М.
Анисимов. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. - 704 с.
. Арефьева Н. Кадровый консалтинг - что
это // Управленческий консалтинг. Путеводитель по рынку профессиональных услуг
/ Н. Арефьева. - М.: Коммерсантъ XXI, Альпина Паблишер, 2002.
. Блинов А.О. Управленческое
консультирование / А.О. Блинов, В.А. Дресвянников. - М.: Дашков и К, 2013. -
212 с.
. Григорьева Н.Н. Организационное консультирование.
Учебный курс / Н.Н. Григорьева. - М.: МИЭМП, 2010. - 36 с.
. Егоршин А.П. Основы управления
персоналом: учеб. пособие / А.П. Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 352 с.
. Ефремов В.С. Консалтинговая
деятельность: Учебник / В.С. Ефремов. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - С. 70.
. Зильберман М. Консалтинг: методы и
технологии / М. Зильберман - СПб.: Питер, 2007. - 432 с.
. Карта российского консалтинга //
Аудитор. - 2011. - № 3. - С. 18-22.
. Клопотовская П.В. Востребованность
консалтинга в области управления персоналом / П.В. Клопотовская, Т.В. Лукьянова
// Кадровик. - 2013. - № 8.- С. 124-132.
. Клопотовская П.В. Кадровый консалтинг:
сущность и содержание / П.В. Клопотовская // Научный журнал «Гуманитарные,
социально-экономические и общественные науки». - 2012. - № 5.
. Корнюшин В.Ю. Кадровый консалтинг.
Учебно-методический комплекс / В.Ю. Корнюшин. - М.: МИЭМП, 2010. - 86 с. С. 12.
. Кравцова Н. Кадровый консалтинг / Н.
Кравцова. - Иркутск: БГУЭП, 2003. - 223 с.
. Кубр М. Управленческое консультирование:
введение в профессию / М. Кубр. - М.: Планум, 2006. - 977 с. С.404-406.
. Кудрявцева Е.И. Управление персоналом /
Е.И. Кудрявцева. - СПб: Изд-во МИПК, 2008. - 293 с. - С. 254-261.
. Лукьянова Т.В. Управление инновациями в
кадровой работе: учебно-практическое пособие / Т.В. Лукьянова и др. - М.:
Проспект, 2012. - С.12.
. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг:
Учеб. пос. / Г.И. Маринко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 381 с.
. Терехова Г.И. Управление персоналом:
Учебно-методический комплекс / Г.И. Терехова. - Тамбов: ТИСТ, 2010. - 46 с.
. Токмакова Н.О. Основы управленческого
консультирования: Учебное пособие / Н.О. Токмакова. - М.: МГУЭСИ 2004. - 226 с.
. Управление персоналом организации:
Учеб. для студентов / Под ред. А.Я. Кибанова.- М: ИНФРА-М, 2009. - 638 с.
. Управление персоналом: Учебник / Под
ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремена. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 560 с. С. 238-248.
. Целютина Т.В. Направления и технологии
консультирования по управлению человеческими ресурсами / Т.В. Целютина //
Экономика и менеджмент: проблемы и тенденции развития. - Ярославль. - 2011. - №
12. - 103 с.
. Цыцарова Т.Е. Управленческое
консультирование: текст лекций / Т. Е. Цыцарова. − Ульяновск: УлГТУ,
2009. − 63 с.