Международные экономические конфликты

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,67 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международные экономические конфликты

Содержание

Введение

. Пекин-Вашингтон: экономическая взаимозависимость

. Экономическое противостояние между США и КНР

Заключение

Список литературы

Введение

Экономические конфликты возникают между субъектами социального взаимодействия на основе столкновения экономических интересов.

Экономические конфликты - это противоборство субъектов социального взаимодействия (наций, государств, классов и т. д.) на основе противоположных экономических интересов, обусловленных положением и ролью в системе общественных отношений (отношений собственности, власти, права и т. д.).

Понятие экономического конфликта означает не что иное, как борьбу различных общественных сил за влияние в сфере экономики: борьбу за экономические ресурсы, рынки сбыта, приоритет в производстве товаров и т. д. Главным фактором, определяющим экономические конфликты, является отношение собственности, которое в той или иной форме находит свое воплощение в субъектах социального взаимодействия.

Основными субъектами экономических конфликтов являются государства, экономические союзы, крупные финансовые объединения, монополии и т. д.

Экономические конфликты могут проявляться на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях и вовлекать в свои орбиты тысячи и миллионы людей, политические партии и государства. Экономические конфликты отличаются и по формам своего проявления. Такими формами могут быть: конкуренция, экономическая блокада, эмбарго, забастовка и др.

Управление экономическими конфликтами предполагает все виды деятельности, связанные с прогнозированием, предупреждением и разрешением конфликтов. В зависимости от характера конфликта этот процесс может осуществляться на различном уровне: межгосударственном, государственном, региональном и местном. Особое место в управлении экономическими конфликтами принадлежит государству, а также различным международными экономическими ситуациями.

Сегодняшний Китай <#"justify">1.Пекин-Вашингтон: экономическая взаимозависимость

На сегодняшний день КНР является крупнейшим зарубежным владельцем долговых обязательств США на сумму 1,3 трлн долл., что составляет 24% американского внешнего долга, принадлежащего иностранным государствам. Китай фактически оплачивает значительную часть американского бюджетного дефицита, помогает предохранять от колебаний фондовый рынок и удерживать низкие процентные ставки. Запасы долларов США в валютных резервах КНР превышают 2 трлн.

Объем торговли между двумя странами в 2012 г. превысил 536 млрд долл., увеличившись в 6,6 раза по сравнению с 2001 г. (80,5 млрд долл.). При этом китайский экспорт составил 425,6 млрд долл., импорт - 110,5 млрд долл. Экспорт в экономике Китая составляет 36,6%, при этом его 20% идет в США. Доля КНР в объеме высокотехнологичного импорта США возросла почти до 40% по сравнению с 14% в 2003 г. Соединенные Штаты являются одним из крупнейших инвесторов Китая, объем американских инвестиций в 59 тыс. китайских проектов составляет 115 млрд долл. Экономики КНР и США становятся все больше взаимозависимы.

Несмотря на возрастающий торговый оборот, между двумя странами сохраняются существенные разногласия. США выражают озабоченность относительно некоторых аспектов торговой политики Китая, включая используемые им экспортные ограничения на сырьевые товары, субсидирование китайских компаний, действующих на американском рынке, заниженный примерно на 40% курс юаня по отношению к доллару, искусственно создающий конкурентные преимущества для китайских производителей и не позволяющий США сократить отрицательное сальдо торгового баланса, а также ограничительный инвестиционный режим и необходимость защиты прав на интеллектуальную собственность. Американские аналитики отмечают, что повышение курса юаня по отношению к доллару на 20% способствовало бы уменьшению американского внешнеторгового дефицита на сумму от 50 до 125 млрд долл. и созданию 300-750 тыс. новых рабочих мест
(по оценкам китайских экспертов, курс юаня по отношению к доллару с 2005 г. вырос на 31%).
Китайские претензии касаются снятия ограничений на экспорт в КНР высокотехнологичной продукции, политизации торгово-экономических вопросов, антидемпинговых расследований и создания равных условий для инвестиций китайских компаний в США.

Американская экономика привязана к китайской за счет выноса части производств на территорию КНР, растущей зависимости американского потребительского рынка от импорта китайских товаров, наличия у Китая крупных долларовых активов и американских долговых обязательств. Более 80% американских компаний, работающих в Китае, сообщили о двузначном росте доходов в 2011 г., при этом у половины из них прибыль увеличилась более чем на 20%. Жесткая конфронтация с Пекином означала бы для Вашингтона удар по собственным экономическим интересам. Поэтому США реализуют сценарий, сочетающий в себе экономическое "прагматическое сотрудничество" и возможность блокировать растущую роль Китая в глобальном масштабе. Соединенные Штаты хотят однополярного мира, но многополярной Азии. Китай, напротив, стремится к многополярному миру, но однополярной Азии.

В то время как Вашингтон за счет дальнейшей продажи Пекину своих долговых обязательств и роста курса юаня надеется сократить дефицит торгового и платежного баланса, КНР все больше сомневается в целесообразности экономической и финансовой взаимозависимости с США, сохранности своих валютных резервов в американских активах, поставив под сомнение роль американского доллара в мире. При этом складывается парадоксальная ситуация, когда Китай, покупая долговые обязательства Соединенных Штатов, фактически оплачивает модернизацию вооруженных сил США и свое окружение американскими военными базами и флотом.

Дальнейшее развитие партнерских отношений между США и КНР может привести к расширению их сотрудничества в области торговли и инвестиций, созданию зоны свободной торговли, совместным действиям в ответ на общие глобальные угрозы и вызовы.


Официально признавая КНР мировой державой, США, тем не менее, не готовы рассматривать Китай в качестве равноправного партнера. В то же время американская администрация пыталась разделить мир на сферы влияния между США и Китаем, обратившись в 2009 г. к Пекину с предложением о создании "группы двух" (G2). Но Китай заявил о несогласии с подобной формулой и подтвердил свою приверженность концепции многополярного мира.

США и их ключевые союзники по НАТО не заинтересованы в глобальном присутствии и усилении Китая, особенно в наращивании им военной мощи. В связи с этим они стремятся ограничить его влияние на международной арене, вытесняя КНР из Африки, с Ближнего Востока, из Латинской Америки, сдерживая его активность в Средней и Восточной Азии, в бассейне Индийского океана. С этой же целью Соединенные Штаты стремятся создать на Ближнем Востоке "коалицию умеренных" - военный союз из государств-членов Совета сотрудничества стран Персидского залива, а также Египта и Иордании.

Участие США и их союзников в военном конфликте в Ливии, в результате чего Китай лишился 3% своего импорта нефти, вызвало негативную реакцию Пекина. Без работы там также остались 36 тыс. китайских граждан из 75 компаний, занятых в 50 проектах. Ущерб, понесенный китайскими компаниями из-за военных действий в Ливии, превысил 20 млрд долл.

Сегодня нарастает американо-китайское противостояние в Южном Судане из-за доступа к его нефтяным запасам, обеспечивающим 8% потребностей Пекина в сырой нефти. Обе стороны поддерживают противоборствующие силы в этом регионе: Китай - повстанцев, действующих в Южном Судане и соседней Уганде, США - угандийские правительственные войска. В последнее время Вашингтон даже направил в Уганду спецназовцев для содействия реализации американскими корпорациями проекта строительства нефтепровода из Южного Судана к побережью Атлантического океана для последующей транспортировки нефти в США. Сегодня Соединенные Штаты получают 18% поставок энергоресурсов из Африки, и это число увеличится до 25% к 2015 г.

Дестабилизация Ирана является еще одним средством ослабления Китая. Несмотря на усилия Пекина диверсифицировать поставки энергоносителей, КНР до сих пор критически зависит от импорта иранской нефти. Недавно Саудовская Аравия, враждебно относящаяся к иранской ядерной программе, предложила снабжать китайцев по более низкой цене тем же количеством нефти (14% импорта КНР), которую Китай импортирует из Ирана. Но Пекин, для которого Иран - долгосрочный стратегический союзник, отказался от предложенной сделки.

Свидетельством изменения позиции Вашингтона по отношению к Пекину стала пересмотренная в январе 2012 г. Стратегия национальной обороны США, в которой Китай впервые назван потенциальным противником Соединенных Штатов. В ней КНР характеризуется как региональная держава, значительно влияющая на экономику и безопасность США. Документ предусматривает перемещение "стратегической опоры" США в Азиатско-Тихоокеанский регион и поддержание стабильности в АТР путем укрепления отношений с азиатскими союзниками и партнерами.

Сегодня Китай располагает 74 из 500 имеющихся в мире суперкомпьютеров, занимая по их наличию второе место в мире после США (263 суперкомпьютера). Для сравнения: 12 лет назад у Пекина не было ни одного суперкомпьютера. Американские эксперты убеждены: если так пойдет и дальше, вскоре КНР догонит и перегонит Америку по этому показателю, что угрожает национальной безопасности США, поскольку суперкомпьютеры широко используются при реализации программ совершенствования ракетно-ядерного оружия и современных авиационно-космических средств.

Соединенные Штаты сыграли определенную роль в становлении китайской космической и ядерной программы, в частности, разрешив известному американскому ученому-ракетчику китайского происхождения Цянь Сюэсеню выехать на родину. Там он внес значительный вклад в создание ракетно-космической отрасли, а также в становление китайской научной школы. Свою лепту в этот процесс внесли и американские корпорации "Лорал" и "Хьюз электроникс", передавшие в 1990-е годы Китаю информацию, позволившую ему улучшить характеристики своих баллистических ракет, систем наведения и ядерных вооружений. Большую помощь в создании современных МБР оказала и китайская разведка, одна из трех сильнейших в мире, заполучив секреты создания семи новых американских боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет.

Заключение

Формирующаяся двух полярная американо-китайская структура будет во все возрастающей степени влиять на ситуацию в мире и характеризоваться следующими действиями США и КНР в сфере двусторонних отношений:

Целью "хеджированной" политики США в отношении Китая на ближайшие годы будет сдерживание Пекина от претензий на роль регионального гегемона и глобального лидера. В зависимости от дальнейших действий КНР Соединенные Штаты и их азиатские союзники будут строить партнерские или сопернические отношения с Пекином. В то же время Китай будет стремиться "выиграть без боя", вытесняя США как ведущую державу из Азии и Африки, избегая при этом прямой конфронтации.

США возьмут на себя роль гаранта равновесия в АТР, сохраняя свой доминирующий статус и выступая при этом в качестве посредника в урегулировании конфликтов и сглаживании дисбалансов сил между потенциальными соперниками.

Вашингтон будет пытаться вовлечь Пекин в систему многосторонних организаций и участия в миротворческих и антитеррористических операциях, международных форумах по решению различных проблем, а также противопоставить ему все азиатское сообщество, чтобы ограничить и "связать" активность КНР в глобальном и региональном масштабе. американское китайское экономическое конфликт

Для сокращения своего внешнеторгового и бюджетного дефицита США продолжат оказывать давление на Китай с целью ревальвирования юаня и отказа от субсидирования экспортной продукции. Для этого Вашингтон постарается заручиться поддержкой ВТО, МВФ и "большой двадцатки".

С целью ограничения экономического роста Китая США могут вывести свои инвестиции из КНР в соседние страны, уменьшить экспорт технологий, а также ввести ограничения в двусторонней торговле вплоть до торговой войны.

Сокращение КНР покупки казначейских обязательств США в пользу золота, твердых активов и валют развивающихся рынков, а также диверсификация им своих валютных резервов может привести к ограничению оборота и падению курса доллара на мировых рынках и биржах, снижению активности МВФ и Всемирного банка.

Китай может воспользоваться финансово-долговой зависимостью США от КНР, чтобы добиться сотрудничества Соединенных Штатов в таких спорных вопросах, как поставки оружия Тайваню и решение "тайваньской проблемы". Кроме того, достижение военного паритета между вооруженными силами КНР и США в западной части Тихого океана может привести к "финляндизации" Тайваня и его возможному дальнейшему использованию в качестве плацдарма Китая в его экспансии в бассейнах Тихого и Индийского океанов..

В условиях нарастающего стратегического соперничества Китай может превратиться в долговременную угрозу для США, а обострение существующих между ними противоречий - привести к конфликтам и даже к крупномасштабной войне.

Более двухсот лет назад Наполеон Бонапарт пророчески говорил о Китае: "Там лежит спящий гигант. Пусть он спит. Когда он проснется - весь мир содрогнется". Сегодня гигант просыпается...

Список литературы

. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2007. - 591 с.

Похожие работы на - Международные экономические конфликты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!