Некоторые
страны Евросоюза
|
|
Россия
|
Германия
|
Франция
|
Италия
|
Великобритания
|
Польша
|
Нидерланды
|
Эстония
|
Количество
МСП
|
3,2
млн.
|
1,9
млн.
|
2,6
млн.
|
3,8
млн.
|
1,7
млн.
|
1,6
млн.
|
0,6
млн.
|
0,05
млн.
|
Занятость
на МСП, чел
|
19
млн.
|
13,6
млн.
|
8,8
млн.
|
12,3
млн.
|
9,8
млн.
|
5,9
млн.
|
3,6
млн.
|
0,3
млн.
|
Выручка,
трлн. Евро
|
Выручка
сектора МСП
|
30,8трлн.
р.Экв 0,8 тр.евр
|
2,2
|
1,9
|
1,9
|
2,2
|
0,5
|
0,8
|
0,02
|
Из таблицы видно, что Россия
имеет преимущество по сравнению с другими странами по количеству и занятости на
МСП. Это характеризует нашу страну как развивающуюся ,стремящуюся к
экономическому подъему.
Основным законом России,
определяющим законодательную базу деятельности малых предприятий, является
закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации" от 24 июля 2007 года №209-ФЗ. Он устанавливает для малых
предприятий предельные значения средней численности работников: до ста человек
включительно. Среди малых предприятий выделяются микро предприятия - до
пятнадцати человек. Кроме того, устанавливается ограничение в доле участия
государственных структур в уставном капитале в размере 25%.
Средние размеры компаний: на
малом предприятии работает, в среднем, 32 чел., на микро предприятии - 4 чел.,
на среднем - 101 чел. Ежегодная выручка малого предприятия, в среднем,
составляет порядка 60 млн. рублей, микро предприятия - 5,6 млн. руб., а
среднего - почти 283 млн. руб.
Самая высокая средняя годовая
выручка - почти 500 млн. руб. на одно предприятие - у ИП, которых по количеству
занятых можно отнести к категории средних предприятий, а самая низкая - 1,4
млн. руб. - у ИП с масштабами микро предприятия, где занято, среднем, только 2
работника.
Подавляющее большинство действующих МП-юр. лиц
85,9% - это микро предприятия, имеющие до 15 сотрудников. Именно эти небольшие
компании обеспечивают каждое третье рабочее место и 43% выручки всего сектора
МСП.
Большинство МП-юр. лиц (92,7%) зарегистрированы
в форме ООО. 4,6% предприятий являются акционерными обществами, из них 3,8%
зарегистрированы в форме ЗАО.
Почти все ИП - 99,9% - попадают в рамки сектора
МСП. Но около 100 ИП по числу работников фактически можно отнести к крупным
предприятиям - они имеют от 251 до 800 занятых. Примерно 40% ИП работали в 2010
году в качестве наемных работников у других ИП или в других компаниях. [25]
Важным для рассмотрения тенденций развития
малого предпринимательства является оценка доли малых предприятий в отраслях
народного хозяйства нашей страны
Малые предприятия в настоящее время
специализируются на пяти основных видах деятельности .
Первым видом являются обрабатывающие
производства, к которым от-
носятся предприятия, производящие пищевые
продукты, выпускающие текстильную и швейную продукцию, изделия из кожи, из
дерева, ведущие издательскую и полиграфическую деятельность, предприятия
нефтяной, химической, металлургической, машиностроительной промышленности, а
также другие аналогичные производства.
Следующим видом экономической деятельности
является оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В дальнейшем этот
вид деятельности будет называться кратко - торговля.
К малым предприятиям транспорта и связи
относятся предприятия сухопутного, водного, воздушного видов транспорта, а
также все виды предприятий электросвязи, почтовой и курьерской деятельности.
Сфера экономической деятельности, связанная с
операциями с недвижимым имуществом, включает в себя не только различные
операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление сопутствующих услуг,
но и аренду машин и оборудования без оператора и прокат бытовых изделий и
предметов личного пользования, а также ряд вспомогательных услуг. [6]
Отраслевая структура российского малого бизнеса
осталась прежней - лидирует торговля и ремонт автотранспортных средств и
бытовых изделий (38%), операций в сфере недвижимости и услуг (21%),
строительства (11%). Достаточно велика доля МСП-юрлиц в сфере добычи полезных
ископаемых, производстве и распределении электроэнергии газа и воды (11%).
Рисунок 2.1. - Диаграмма отраслевой структуры
МСП-ИП, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011 г.
Число основного и самого крупного сегмента
малого бизнеса - торговли и ремонта бытовых изделий сократился на 2,6 тыс.
предприятий, как и большинство других секторов малого бизнеса. Рост числа
предприятий малого бизнеса в 1-м квартале 2012 года был в основном за счет 8
тысяч новых предприятий в сфере недвижимости и услуг с ней связанных и 3,5
тысяч новых предприятий ЖКХ, которые скорей всего были созданы формальным
дроблением существующих предприятий для оптимизации налогообложения.
Рассмотрим коэффициент рождаемости и смертности
малых предприятий в 2012 году.
Рисунок 2.2. - Диаграмма, отражающая коэффициент
рождаемости и смертности малых предприятий в 2012 году. (Росстат)
По сведениям Росстата за 1-й квартал 2012 года
коэффициент рождаемости малых предприятий (кол-во новых предприятий на 1 тыс.
существующих) - 22,3, что на 0,6 предприятий меньше, чем в 2011 году. А
коэффициент смертности малых предприятий (кол-во официально закрытых на 1 тыс.
существующих) - 21,4, что на 5,1 предприятий больше, чем в 2011 году. Как видно
из графика рождаемости и смертности предприятий малого бизнеса (2012 год сделан
на основе 1-го квартала), скоро для малого бизнеса настанет критический момент,
когда закрываться будет больше предприятий, чем открываться.
Таким образом, если тенденция 1-го квартала 2012
года по рождению и смертности малого бизнеса в 2012 году сохранится, то никакие
усилия по делению и почкованию предприятий ЖКХ не покроют сокращение количества
предприятий малого бизнеса.
Еще одно радостное известие о том, что занятых в
малом бизнесе стало на 15% больше, чем в прошлом году (6,15 млн. человек по
сравнению с 5,262 млн.). Если количество предприятий малого бизнеса, кроме
почек ЖКХ и недвижимости сокращается, откуда этот рост в почти 800 тысяч
трудящихся в малом бизнесе? Это увеличение вполне могло произойти за счет
появления "малого бизнеса" в сфере ЖКХ и недвижимости. [26]
Что касается занятости в
секторе МСП по отраслям - по основному виду деятельности реально работающих
предприятий и ИП, cреди МСП
юр. лиц больше всего рабочих
мест предоставляют предприятия торговли и ремонта (25%), операций с недвижимым
имуществом (21%), добычи полезных ископаемых, производства и распределения
воды, электроэнергии и газа (19%), а также строительные фирмы (13%).
Предприятия сельского хозяйства предоставляют 7% всех рабочих мест.
Среди ИП, по сравнению с предприятиями, в сфере
торговли, ремонта и услуг занято еще больше работников - 57% всех рабочих мест.
Вторая и гораздо меньшая доля рабочих мест - 9% - отмечена в сфере транспорта и
связи, 9% - в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств,
производства и распределения электроэнергии, газа и воды. По 7% всех рабочих
мест приходится на ИП, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, и ИП в
сельском хозяйстве.
Можно сделать вывод ,что всерьез рассуждать о
малом бизнесе в России как о сколько-нибудь значимом факторе ее развития пока
еще рано.
У нас 238 тыс. предприятий в 1 кв. 2012 года, в
США для сравнения, в 2011 году их было более 26 миллионов. Но наша страна не
стоит не месте и быстрыми темпами развивается по сравнению с некоторыми
странами Евросоюза. На поддержку малого и среднего бизнеса в Росси за последние
3 года выделено 124,5 млрд. рублей и в 2013-2015 годах планируется выделить
регионам из федерального бюджета 67,8 млрд. рублей. Мы надеемся что через
несколько лет Россия займет свое место в мировой экономике
2. Перспективы развития и проблемы становления
малого бизнеса в России
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России
Общеизвестно утверждение о значимости малого
предпринимательства для развития и становления рыночной экономики. Малый бизнес
обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной
собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные
предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего
класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. Низкая
платежеспособность населения делает невыгодным, а часто невозможным развитие
малых предприятий. Но можно утверждать и другое: колоссальный потенциал малого
бизнеса не использован в России. Это обстоятельство не просто досадно, это
обстоятельство чрезвычайно опасно и для экономики, и для политической
стабильности государства. Для спасения ситуации не достаточно улучшить законы,
принять одну или несколько программ - поздно. Для спасения ситуации необходимо
коренное изменение государственной политики в сфере отношений с российским
производителем вообще и с малым бизнесом в частности. [26]
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий
сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового
национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса
приходится 60-70% ВНП.
Значение малого бизнеса в рыночной экономике,
очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни
развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из
основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной
экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике -
ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество
валового национального продукта. Малое предпринимательство, оперативно реагируя
на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую
гибкость.
В России малое предпринимательство как особый
сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не
используется его потенциал. По закону, малые предприятия могут создаваться на
основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной
деятельности, если они не запрещены законом.
Недостатки правительственной программы, тормозят
развитие малого бизнеса. Например, непродуманная система налогообложения, забирающая
львиную долю прибыли, в результате чего, предприятия становятся на грань
банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.
Проводимая в нашей стране налоговая политика не
только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной
в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики.
Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое
предпринимательство. Общее направление совершенствования налоговой системы -
усиление регулирующей функции налогов, направленной на стимулирование малого
бизнеса. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые
технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого
предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового
подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки
налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей. [14]
По моему мнению необходимо разработать систему
налогообложения так,чтобы она наоборот стимулировала предприятия производить
продукцию.
Так же сссылаясь на данные последнего
мониторинга, С. Борисов отметил, что предприниматели отмечают увеличение
налоговых проверок. Так, 8% опрошенных указывают на увеличение давления со
стороны налоговых органов за последние полгода. [27]
Следующий недостаток реформы связан с логикой
развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики -
попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху,
игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика
создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от
интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры
(налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.) обслуживающей и
реализующей этот интерес.
Далее хотелось бы отметить проблемы, выделенные
в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий:
·медленно
идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
·низкими
темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в
производственной сфере;
·не
во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты,
региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они
приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;
·недостаточно
налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по
развитию малого предпринимательства, так и в организации практического
хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.
[26]
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата
за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это
затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные
усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых
предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых
предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала,
невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность
налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере
материального производства оказывают неразвитость производственной
инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной
базы.
Еще один очень важный фактор негативного
воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть
зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в состоянии
приступить к реальному производству продукции.
К настоящему времени сделаны только самые первые
шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого
предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Так же
разработывается государственная программа развития малых предприятий, так как
малый бизнес играет огромную роль в развитии экономики страны.[27]
.2 Перспективы развития предпринимательства в
России на современном этапе развития
Прежде чем говорить о развитии малого бизнеса в
России, необходимо дать четкое определение малого бизнеса, для адресной помощи
всему сектору экономики. В Федеральном законе №209-ФЗ "О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации" сказано: к субъектам
малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый
государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и
коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных
унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый
государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
крестьянские хозяйства. [6]
Малый бизнес является одним из основных факторов
развития для экономики многих зарубежных стран, но, к сожалению, малый бизнес в
Российской Федерации делает только первые шаги. Несмотря на то, что многие
малые предприятия в России не могут просуществовать и двух лет, перспективы
малого бизнеса в России выглядят весьма оптимистично. [28]
Также закономерным и отражающим реальность можно
считать следующий вывод: чем больше эффективно действующих и
конкурентоспособных предприятий малого и среднего размеров в определённой
отрасли, тем выше в ней темпы экономического роста. Поэтому для экономического
благополучия нашего государства жизненно необходимы радужные перспективы
развития малого бизнеса.
Для их обеспечения
правительству РФ следует проводить ряд мер, как формирование благоприятной
предпринимательской среды путём упрощения регистрации небольших фирм, снижение
налогового давления. Кроме того, немаловажным моментом является преодоление
консервативного поведения населения и активизация "предпринимательского
духа.
Вышеперечисленные мероприятия
должны благоприятно отразиться на перспективах развития малого предпринимательства
в России. [29]
Правительство Российской Федерации не стоит на
месте, предпринимает множество мер, которые должны помочь встать на ноги
начинающим предпринимателям. Одним из направлений работы государственных и
местных органов власти является снятие административных барьеров и выделение
денежных средств на развитие малого бизнеса. [28]
Следует отметить, что субъекты малого бизнеса
являются наиболее осведомлёнными в вопросе уровня спроса на локальных (местных)
рынках. Эти знания способствуют развитию предприятий малого бизнеса.
Собственники небольших фирм отличаются склонностью к сбережениям и к
продуманному инвестированию. В большинстве случаев у них высочайший уровень
личной мотивации в достижении определённых успехов на экономическом поприще, то
есть рынке. [29]
Перспективы развития малого бизнеса в России
лучше видны в крупных городах. Сфера услуг остается тем рынком, на котором
достаточно свободных ниш. Также стоит отметить, что многие люди, потерявшие
работу в кризис, часто стараются найти возможность открыть собственное дело.
Многие предприятия, которые не смогли выдержать натиска финансового кризиса,
вынуждены очень дешево сдавать свои помещения и распродавать оборудование, что
позволяет начинающим бизнесменам довольно быстро открыть собственное дело.
Перспективы малого бизнеса в России могут
открыться в самых неожиданных областях, например, известны случаи, когда люди
открывали ателье по пошиву одежды для домашних животных, которые приносили
довольно приличную прибыль, хотя, казалось бы, данное предприятие больше
напоминало авантюру.
Развитие малого бизнеса довольно часто упирается
в невозможность сбыта своей продукции, поэтому, рассматривая перспективы малого
бизнеса в России, связанного с производством продукции, необходимо
рассматривать, прежде всего, рынки сбыта. Продукция многих производителей не
может попасть на полки супермаркетов не из-за низкого качества, а из-за
довольно высоких аппетитов ритейлеров, которые хотят извлечь как можно больше
прибыли. Для того чтобы поддержать малый и средний бизнес, многие региональные
власти открывают специализированные ярмарки или магазины, где частные
предприниматели могут реализовать свою продукцию.
Перспективы малого бизнеса в России в большей
степени зависят от законопроектов, которые принимаются органами государственной
и муниципальной власти. Некоторые малые предприятия вынуждены значительно
повышать цены на свои товары и услуги или закрывать собственный бизнес из-за
введения новых налогов, или требований лицензирования, благодаря которым
частное предпринимательство становится нерентабельным. [28]
На современном этапе
совершенствования экономики дальнейшие перспективы развития малого
предпринимательства видятся как необходимая закономерность, которая была
вызвана ходом истории, а также новыми потребностями, возникшими в результате
развития производственных технологий и сил. [29]
3. Зарубежный опыт развития
малого бизнеса
3.1 Особенности функционирования малого бизнеса
за рубежом
Уровень развития малого бизнеса напрямую
определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно
упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6
предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России
доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в
странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа
предприятий. [9]
Во многих зарубежных странах малое
предпринимательство играет существенную роль в экономике, поскольку в этой
сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46% до 78% трудоспособного
населения. Количество малых предприятий во Франции составляет около 2,0 млн., в
Германии - 2,3 млн., в Великобритании - 3,0 млн., в Италии - 5,0 млн., в Японии
- 5,7 млн. (99% от общего числа предприятий), в США - 20 млн. В Китае около 3
млн. малых предприятий и более 30 млн. индивидуальных предпринимателей (см.
рисунок). В России по данным Федеральной службы государственной статистики в
2009 году насчитывалось 1602521 малых предприятий, из них 1374777 - это
микропредприятия.
Рисунок 2.3 - Диаграмма, характеризующая
численность малых предприятий разных стран
По данным Росстата, доля занятого населения в
малом бизнесе (без микропредприятий) в 2010 г. составляла 5562,9 тыс. чел., что
соответствует 7,37% численности экономически активного населения России. Это
далеко от уровня развития малого предпринимательства в развитых странах
мира.[25]
Одной из главных проблем нашей страны является
отношения граждан к предпринимательской деятельности. "Казалось бы, уже 20
лет, как существует новая экономика, а стереотипы остаются. Нужно создать
программу пропаганды предпринимательского дела как труда для огромного
количества людей. Нужно, чтобы у нас процентов 30-40 людей, а то и больше,
стало предпринимателями",- справедливо отмечает Медведев.
Есть два фактора, которые не лежат на
поверхности, но играют ощутимую роль в общем результате, - это качество
экономического образования в стране и отношение россиян к предпринимательству
как виду деятельности.
Какими же инструментами мы обладаем, для того,
чтобы увеличить вклад предпринимательства в экономику и создать тот самый
средний класс, который и станет основой возрождения страны?
Во-первых, это реальная пропаганда
предпринимательства. Попробуйте набрать в поисковой системе запрос "доля
малого бизнеса в ВПП" и Вы увидите, что самая свежая информация в первой
десятке Яндекса датируется 2010 годом, а основная масса статей и вовсе
относится к выборному 2008 году и ранее. Тогда воодушевленный приходом к власти
Дмитрий Медведев говорил о своих планах исправить неприглядный показатель в 15%
вклад малого бизнеса в ВВП страны; ему вторила и Эльвира Набиуллина,
рассчитывая увеличить долю занятых в предпринимательстве к 2012 году до трети
населения. Более актуальных новостей о малом предпринимательстве одна из лучших
поисковых систем мира не находит просто потому, что их нет: СМИ не пишут об
этой проблеме, не актуализируют ее среди своих читателей.
По данным статистики запросов того же Яндекса, в
среднем, доля малого бизнеса в ВВП интересует 191 человека в месяц, а, для
сравнения, ценами на нефть интересуется 23944 человека - разница в 125 раз!
Увидев такую огромную разницу, Сергей Некучаев, Руководитель Департамента
развития франчайзинга невольно вспомнил слова одного знакомого американского
профессора, который, не раз побывав в России, заметил, что основное отличие
среднего американца от среднего россиянина в понимании того, что ему никто
ничего должен, что он должен рассчитывать только на себя и добиваться всего
сам. Мы же считаем, что уровень нашей жизни зависит не от нас, а от цен на
нефть, статистика запросов демонстрирует, что на одного человека, который
считает, что его жизнь зависит от него, приходится более 100 человек, которые
надеются на государство.
Во-вторых, необходимо не только
увеличивать количество начавших предпринимательскую деятельность, но и
уменьшать количество тех, кто, начав, не выжил и закрылся. И вот здесь одним из
ключевых инструментов является франчайзинг, ведь по данным той же Американской
Ассоциации Франчайзинга, количество неуспешных предпринимателей из числа тех,
кто приобрел франшизу в 4 раза меньше, чем в собственном бизнесе. Приобретение
франшизы дает российскому предпринимателю возможность не только зарабатывать,
но и учиться на уже готовых и проверенных бизнес-моделях. Иными словами,
франчайзинг значительно снижает риски. [4]
Мы уверен, что
предпринимательство будет активно развиваться в нашей стране, ведь как отметил
президент Медведев "без предпринимательства у нас нет никакого будущего:
ни цивилизованного, ни нецивилизованного".
Развитие малого бизнеса на Западе идет более
быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение
предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне.
Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний
класс, который служит базой для стабильного
развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого,
среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур,
Индонезия и т.д.). Если проследить темпы
развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей
экономики в целом. [9]
На Западе совсем по иному. Там всерьез считают,
что малый бизнес нуждается в помощи и поддержке, он ведь малый. Поэтому на
Западе создана целая и цельная система государственной поддержки небольших
фирм. Она осуществляется в различных формах:
. Гарантированная помощь малому бизнесу в
получении государственных заказов. Например, в США уже давно 23% заказов
госбюджета непременно достаётся малому бизнесу. В кризис администрация Обамы
увеличила эту долю до 26% всех гос. закупок. Более того, если заказ слишком
крупный для этого бизнеса, конгресс дробит его на части. Кроме того, в Америке
крупные предприятия обязаны размещать в малом бизнесе до 20% оборонных заказов.
. Дешёвые кредиты малому бизнесу. Известно
заявление Обамы о готовности предоставить малому бизнесу $30 миллиардов,
которые вернули по программе TARP американские банки. Они пойдут на дешевые
кредиты (4-6% вместо обычных - 8-15%). В США льготный кредит для малого бизнеса
составляет 9% годовых. Во Франции для кредитования малых предприятий существует
специальный фонд объемом 2 млрд. В Германии в кризис выросло число
микрокредитов (до 25 тыс.), кстати, выдаются они под невиданные на
постсоветском пространстве под 4-6% годовых (обычные кредиты в разы больше).
Так что знаменитое: "банк - это место, где вам с удовольствием одолжат
денег... если вы докажете, что зарабатываете достаточно, чтобы в них не
нуждаться" для немецкого малого бизнеса не актуально. А в Южной Корее в
своё время было принято решение для банков о том, что не менее 35% кредитов
получают именно малые предприятия.
. Налоговые льготы малому бизнесу. Одной из
самых лучших государственных поддержек стартового бизнеса в Европе считается
немецкая. Так, например, в Германии первые два года существования малое
предприятие освобождается от всех выплат (в Испании - на 5 лет), в кризис налог
на прибыль снизили с 39% до менее чем 30%, уменьшили отчисления в фонды
соцстрахования (взнос по безработице - с 6,5% до 3,3%). Во Франции созданные
малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и
от местных налогов, снижаются другие налоги, для предпринимателей, работающих в
депрессивных зонах, отменены выплаты в фонды социального обеспечения, иногда им
даже выплачиваются подъёмные. В США малые предприятия, имеющие статус
юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают налог на доходы
в 19% (стандартная ставка - 33%). Там бизнесмен может сэкономить на налоге за
счёт собственного отпуска. В кризис правительство Италии объявило о годовом
моратории по ипотеке и некоторым другим видам долга для средних и малых компаний.
Так что проводимая на постсоветском пространстве налоговая политика явно идёт
вразрез с мировой практикой. Неоправданно высокое налогообложение у нас
буквально "убивает" малое предпринимательство, порой оставляя бизнесу
не более 10% полученной прибыли. Воистину западному предпринимателю трудно
понять российскую шутку "хочешь завести маленький бизнес, купи большой и
заплати один раз все налоги".
. Финансовые гарантии малому бизнесу. В
Великобритании в разгар кризиса для малого бизнеса был выделен более чем
"миллиардный лимит" государственных гарантий. В Германии
государственный банк KfW выдаёт этому бизнесу льготные кредиты, причём половину
коммерческого риска берёт на себя государство. Частичный возврат вкладов
кредиторам гарантируют и в США.
. Обеспечение доступной системы обучения и
повышения квалификации предпринимателей. Во всех развитых странах существуют
программы обучения бизнесу. К примеру, в Германии в предпринимательскую
деятельность вовлекают в прямом смысле со школьной скамьи, для старших школьников
созданы мини-предприятия, финансово поддерживается студенческое
предпринимательство. Во многих странах предлагают простые краткосрочные курсы
по маркетингу, менеджменту, управлению персоналом. А в японских университетах
появились специальные курсы, посвященные управлению малыми компаниями.
. Создание материально-технических условий
малому бизнесу. Здесь речь пойдёт, разумеется, о бизнес-инкубаторах, широко
распространённых в западных странах. Они позволяют начинающему бизнес на
несколько лет за символические деньги получить офис со всем необходимым
оборудованием и мебелью. На таких же условиях выделяются и производственные
площади. Благодаря инкубаторам 75% предприятий продолжают свою деятельность и
по истечении 5 лет после её начала, в иных условиях до этого срока доживают
только 33%.
. Многочисленные бесплатные
информационно-консультативные центры малому бизнесу, в которых можно получить
совет по любому вопросу: регистрация, налогообложение, страхование, получение
финансирования. Там всегда помогут составить бизнес-план или решить вопросы
материально-технического снабжения. Кстати, в Великобритании можно получить
подобные телефонные консультации 24 часа в сутки. В Германии существует
интернет-портал, где вам дадут профессиональный совет, можно бесплатно скачать
пакет программного обеспечения по составлению бизнес-плана, наладить бухучёт,
получить необходимые разрешения и налоговые номера. Там вы точно на вопрос:
"я хочу начать малый бизнес. Что мне делать?", не получите ответ:
"купите большой бизнес и подождите".
. Юридическая помощь. К примеру, в США действует
специальный адвокатский отдел, который защищает малый бизнес не только в суде,
но и в конгрессе. А в Великобритании пошли ещё дальше, там малый бизнес
получает приличную материальную помощь на покрытие затрат в судебной тяжбе с
налоговой инспекцией, НДС инспекцией, по поводу защиты здоровья работников
компании, при возникновении уголовной ответственности и т.д.
. Контролирующие функции. На Западе, конечно,
предприниматель не носит взятки во все проверяющие инстанции. Там ведь
контролирующая функция государственных структур сведена к минимуму. Но если вы
думаете, что налоговая инспекция может разорить бизнес только в Украине,
России или Беларуси, то глубоко ошибаетесь. В
Британии, как уже было отмечено, существует НДС инспекция - настоящая гроза для
малого бизнеса, конечно, если им нарушено налоговое законодательство. Налоговый
кодекс там приходиться чтить как Библию. Умышленное уклонение от налогов,
например, во Франции завершится штрафом от 40 тыс. и пятью годами тюрьмы. Как
говорят американцы: в жизни неизбежны только две вещи - смерть и налоги.
Статистика свидетельствует, что 86% американцев платят налоги во время и очень
чётко, остальные же просто добросовестно ошибаются при заполнении налоговой декларации.
Тем не менее, у малого бизнеса и на Западе хватает больших проблем.
Но наша страна все-таки не стоит на месте.
Примером является Премия в области поддержки малого и среднего бизнеса
"Основа Роста"
Цель Премии - содействовать развитию экономики России
путем укрепления позиций малого и среднего предпринимательства. В рамках Премии
поставлены задачи по выявлению, поощрению и тиражированию лучших практик по
поддержке и развитию малого и среднего бизнеса; стимулированию внедрения
инновационных проектов и программ поддержки малого предпринимательства;
содействию формированию положительного образа отечественного предпринимателя и
стимулированию постоянного освещения темы малого и среднего предпринимательства
в средствах массовой информации.
В общем, как бы ни просто было заниматься малым
бизнесом, в эту игру можно, нужно и интересно играть. И не забывать при этом
замечание Уинстона Черчилля о том, что "пессимист видит трудности при
каждой возможности, а оптимист в каждой трудности видит возможности". [4]
3.2 Национальные экономики
развития малого бизнеса на примере разных стран
3.2.1 Развитие малого бизнеса в США
Бизнес в США начал развиваться в период Великой
Депрессии, неудивительно, что он находится на стабильно высоком уровне. Минуя
эпоху Великой Депрессии, непосредственно малый бизнес в США, способствовал
появлению рабочих мест, что подчеркнуло его социальную значимость. [30]
США - страна не только гигантских корпораций, но
и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного
сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а
именно малый бизнес.
К категории малого бизнеса американцы относят
хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек. При этом все
малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20
человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, в массиве малых
предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных работников, и те,
где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.
Сегодня в США насчитывается около 7 млн.
предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6
млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн.
индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.
Примерно одна из каждых трех американских семей
вовлечена в МБ. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов
предпринимательства, а, в сущности, образ жизни. [7]
В США очень четко развита система критериев, по
которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности
малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах
определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других -
оборот и прибыль.
Помимо Федерального агентства для соблюдения
правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса в стране
создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в
суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят
малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США
постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес - важный рычаг
оздоровления всей экономики в целом. [31]
Бизнес в США позволяет использование
руководителем определенных визовых льгот. Кроме того, можно законно минимизировать
налоги. Для этого можно приобрести готовый малый бизнес в США, так как открытие
бизнеса "с нуля" доставляет немало осложнений, требующих
дополнительных расходов. В любом случае, открывая свой бизнес в США можно
воспользоваться всеми правами и возможностями, которые доступны местным
жителям. [30]
Малое предпринимательство представлено в
соединенных штатах как в торговле, в финансовой сфере, так и в производственном
секторе, а также в области социальных услуг, сфере инноваций и консалтинге.
Существенным фактором, обеспечивающим стабильность малого бизнеса в Соединенных
Штатах, является гибкая налоговая система, и главным образом, постепенное
снижение размеров относительных и абсолютных федеральных налогов; налоговые
льготы, как например "бонус первого года", а также принятие мер по
сохранению добросовестной конкуренции на рынке товаров и услуг. Принятие
подобных мер, несомненно, стимулирует рост, развитие и укрепление позиций
небольших предприятий в экономической системе США. [30]
.2.2 Малый бизнес в Японии
Япония - это страна частного
предпринимательства. После войны американские оккупационные власти провели в
стране экономические реформы. Тогда, в условиях разрухи, были национализированы
магистральные железные дороги, телефон и телеграф, но в 80-х годах они снова
перешли в частные руки. В этой стране к малому бизнесу относятся 5 миллионов
738 тысяч предприятий - 99% их общего числа. На них работает 88% всех занятых.
[17]
Несмотря на то, что многие всемирно известные
компании и концерны по наукоемкому производству автомобилей, техники,
инновационной продукции находятся именно здесь, малый бизнес составляет
значительную долю в общих объемах промышленности Японии . Однако нужно
отметить, что малый бизнес в Японии в большей степени представлен в следующих
отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. Наукоемкие
производства ведутся в основном лишь крупными компаниями. Это и есть основная
задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного
высокотехнологичного производства в малом бизнесе.
Принимаемые правовые акты в отношении
предприятий малого бизнеса в Японии определяют статус малых предприятий и
льготы для них. Льготы предусматривают специальное налогообложение в
зависимости от вида деятельности предприятия. Значительная часть законопроектов
направлена на регулирование антимонопольного законодательства Японии.
Японское законодательство довольно жестко
регулирует и ограничивает уровень повышения/понижения рыночной стоимости на
продукцию. За необоснованные скидки, или наоборот спекулятивные цены,
предприятия и предприниматели могут лишиться права осуществления своей
деятельности. Причем эти условия действительны для всех без исключения
компаний. Благодаря развитым рыночным механизмам японским властям довольно
удачно удается сдерживать необоснованные изменения цен и инфляцию. Таким
образом, ввиду равенства начальных условий и возможностей, в Японии созданы
хорошие предпосылки для развития малого бизнеса.
Стимулирование предприятий малого бизнеса в
Японии ведется на всех уровнях, начиная от властей центрального правительства и
заканчивая самостоятельными союзами и объединениями малых предприятий.
Центральные власти и местные органы самоуправления субсидируют на всех этапах
жизненного цикла предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в
создании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Для таких предприятий
государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через
предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной
поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях
производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная
поддержка. [31]
В Японии появились новые тенденции , к которым
можно отнести тот факт, что все больше и больше японских женщин приходит в
бизнес. И если раньше японские предпринимательницы занимались в основном сферой
обслуживания, то в последнее время они делают большие успехи в области
промышленного бизнеса, бизнеса, связанного с информационными технологиями и
наукоемкими производствами. Но и в сфере обслуживания появились новые
направления деятельности, которые сразу же подхватили владельцы (и в основном
как раз владелицы) малого и среднего бизнеса. Направление это связано с уходом
за престарелыми людьми. Тут надо пояснить, что Япония - нация стареющая. Уже
сейчас 25% жителей страны перешагнули 65-летний возраст. При этом большинство
из них являются еще вполне здоровыми и энергичными людьми. Часть из вышедших на
пенсию японцев открывает свой, как правило, малый бизнес. Другая часть - более
преклонного возраста - нуждается в опеке и общении. Новые виды малого бизнеса
предоставляют такие востребованные в современной Японии услуги, как помощь
престарелым людям на дому, прогулки с пожилыми людьми, сопровождение их в
театрах, музеях, ресторанах, спортивных залах, загородных и туристических
поездках и т.п. Многие пожилые жители Страны восходящего солнца нуждаются
просто в общении. И такую услугу также предоставляет японский малый бизнес.
[11]
Можно сделать вывод ,что успешное развитие в
Японии во многом является результатом проводимой правительством активной
экономической политики, направленной не на сохранение диктата государства и его
мелочной опеки, а на создание стимулирующей экономической, политической и
социальной среды. Представляется, что критическое изучение опыта Японии в этой
области полезно при формировании малого бизнеса в России. [18]
3.2.3 Малое предпринимательство в Германии
Германия - страна малого бизнеса. В Германии
насчитывается сейчас почти 3,5 миллиона малых предприятий, что составляет почти
80% всех предприятий страны. 20 млн. работающих на таких предприятиях - это
почти 70% всего занятого населения страны. Именно эти люди дают в казну 41%
всех налоговых отчислений и производят половину всего ВВП.
При этом сфера услуг в сегодняшней Германии
крайне непочетна. С молчаливого согласия местных жителей сферу общественного
питания, частных химчисток, маленьких продуктовых магазинов, табачных лавок,
прачечных, парикмахерских, студий красоты, мастерских по ремонту обуви и пошива
одежды также стали заполнять эмигранты. Подобная схема бизнеса вполне
устраивает немцев, имеющих высокий образовательный и интеллектуальный уровень.
Другое дело информационные технологии, биолаборатории, исследования в области
химии и фармакологии, средств коммуникаций. Бундестаг всячески поощряет на этой
ниве начинающих и уже состоявшихся предпринимателей. Недаром на долю малых
компаний в Германии приходится до 60-70% всех зарегистрированных патентов и
открытий. [35]
В Германии существует более 1000 программ
поддержки развития малого и среднего бизнеса, которые рассчитаны на помощь как
начинающим, так продолжающим свою деятельность предпринимателям. Ими могут
воспользоваться только малые и средние предприятия, т.е. микропредприятие до 10
чел. и до 2 млн. евро годовой оборот; малое предприятие до 50 чел. до 10 млн.
евро годовой оборот; среднее предприятие до 250 чел. до 50 млн. евро годовой
оборот.
Помимо этого интересным видом выявления и
поддержки бизнес-инициативы граждан являются такие организации как, например,
Ганновер-импульс. Это общество экономического развития города и региона
Ганновера, основной обязанностью которого является поддержка и содействие в
учреждении и развитии предприятий в регионе. Ганновер - импульс помогает
регистрировать предприятие, находит программу поддержки для данного
предприятия, организует кооперационные проекты между экономикой и наукой. Эта
организация постоянно проводит конкурсы бизнес-идей, победитель которых
получает гранд на развитие бизнеса. Для этого необходимо до определенного срока
зарегистрироваться, прислать свою концепцию и свой бизнес-план. Если есть
проблемы в грамотном оформлении документов, можно зарегистрироваться на целую
серию мероприятий, проводимых бесплатно этой организацией, таких как: первичная
консультация, совместный семинар, вечера поиска идей, формирования концепции,
разработки бизнес-плана, др. Помимо этого на конечном этапе можно проверить все
документы у эксперта Ганновер-импульс. [36]
Концепция поддержки малого и среднего бизнеса
крайне популярна в Германии, всесторонне развита и весьма успешна. В отличие от
развивающихся стран, где к сфере микрокредитования относят займы объемом в
несколько сотен евро, в Германии микрокредитом считается сумма до 25 тыс. евро.
Основные клиенты подобных программ - мелкие бизнесмены, владельцы небольших
семейных компаний: ресторанов, парикмахерских, ремонтных центров. Процедура
выдачи микрокредита в берлинском Investitionsbank Berlin (IBB) и других
подобных банках значительно проще и выгоднее, чем получение аналогичных сумм в
частном банке. Так, по данным немецкого исследовательского института DIW, в
обычном банке подобные кредиты даются под ставку до 20% годовых, а в земельных
банках, работающих по программе стимулирования мелкого и среднего бизнеса, -
под 4 - 6%. Неудивительно, что в кризис объем выданных таким образом кредитов
значительно вырос: 145 млн евро в 2009 году против 120 миллионов в 2008 году.
Количество выданных микро кредитов также увеличилось: с 7 до 8,1 тысячи по всей
стране.[37]
Отличительная особенность нынешних малых
предприятий - преобладающее количество ремесленных предприятий: их почти 600
тыс., и охватывают они 97 видов деятельности. Чуть ли не четверть таких
"мастерских" работает и на экспорт, обеспечивая 17% всего объема
внешней торговли Германии. Еще 860 тыс. человек работают по принципу Ich bin AG
- "Я сам себе предприятие". Это представители свободных профессий:
медработники, юристы, консультанты, аудиторы. Они дают работу еще 2 млн человек
и по своей экономической отдаче уступают только ремесленникам и торговцам.
Можно с уверенностью сказать, что сегодняшние
малые немецкие компании - это самая настоящая кузница кадров. 75-80%
выпускников вузов предпочитают начинать свою трудовую деятельность именно на
таких предприятиях. И не зря: более 80% всех договоров о повышении квалификации
с высшими учебными заведениями заключают именно частные предприниматели. [35]
Можно сделать вывод, что бизнес в Германии
открывает перед предпринимателями множество возможностей.
.3 Применение опыта зарубежных стран в России
Малые и средние предприятия в развитых странах
составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия
определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны,
то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают
социально-экономическую стабильность развития. Опыт многих стран, показывает,
что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно
осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий
достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это SBA, в Германии -
"генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг
и свободных профессий" (DG VIII) "Федерального Министерства экономики
и технологий" (BMWA), в Японии - "Агентство малого и среднего
предпринимательства" (SMEA). При этом, часть исполнительных полномочий
делегируется другим организационным структурам (профильным министерствам,
контрольно-ревизионным службам, департаментам , банкам, фондам. Функции всех
вышеназванных ведомств во многом схожи, отличия заключаются в иерархии
подчинённости и во взаимодействии с другими ведомствами, в организационной
структуре и в масштабах деятельности, а так же в системе отношений с
партнёрскими и общественными организациями. [20].
В "Законе о малом бизнесе США"
говорится, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве и
свободной конкуренции, обеспечивающих национальное благосостояние и
безопасность страны невозможны без развитого сектора МСП, нуждающегося в
постоянной поддержке. В целях обеспечения высокого государственного статуса,
SBA было подчинено непосредственно Президенту страны и не могло быть
аффилировано ни с одним другим правительственны органом. Руководит
деятельностью SBA - Управляющий, кандидатура которого выдвигается Президентом и
утверждается Сенатом. К настоящему времени SBA является одной из наиболее
крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и
развитии МСП.
В зависимости от исторического развития
различных стран, наблюдаются существенные различия в построении органов
государственной власти и степени либерализации в системе управления. Выше
перечисленные функции могут быть распределены между различными государственными
структурами и успешно реализовываться в странах, где существуют традиции
добросовестного частного предпринимательства и законопослушания граждан.
Например, в Великобритании для координации
деятельности различных правительственных организаций, в каждом ведомстве
назначены ответственные за выполнение и оценку результатов реализации
стратегических направлений развития и поддержки МСП, а важнейшие вопросы
регулярно рассматриваются Правительством.
В России же в течение ряда поколений подавлялась
предпринимательская инициатива, а вся мощь государства веками направлялась на
поддержание властного аппарата. В ходе ускоренных социально-экономических и
политических реформ, ещё не сложилось ни правовое государство, ни гражданское
общество и конечно не образовались устойчивые потребности в добросовестном
предпринимательстве и в законопослушании граждан. Поэтому, для нашей страны
предпочтительнее было бы ориентироваться на SBA - как пример создания высоко
интегрированного и действенного государственного органа, обладающего
достаточными ресурсами и полномочиями для эффективной поддержки и развития МСП
в России. Уже имеющийся в нашей стране опыт создания федеральных органов
поддержки МСП, показал, что отсутствие достаточных полномочий, финансовых
средств и механизмов взаимодействия с другими ведомствами и региональными
администрациями, не позволяет проводить эффективную государственную политику в
отношении МСП. Однако создание достаточно полномочного Департамента поддержки и
развития предпринимательства при Правительстве Москвы, позволило решить многие
проблемы МСП, обеспечив организацию мощной инфраструктуры поддержки МСП и
создав, по мнению самих предпринимателей, лучшие в стране условия для развития
МСП. SBA организовала в США разветвленную сеть представительств, отделений,
консультационных пунктов, бизнес центров и уполномоченных компаний полностью
или частично, финансируемых из средств федерального бюджета.[12]
Кратко остановимся только на некоторых видах
поддержки МСП, которые, не требуя больших капиталовложений, нашли широкое
распространение во многих странах и вполне могут быть применены в нашей стране,
в их числе:
. "Консультационные бюро руководящих
работников в отставке" (Service Corps of Retired Executives - SCORE),
работа которых связана с использованием опыта высококвалифицированных
специалистов, ныне вышедших на пенсию, для консультаций и технической помощи
МСП. В 389 консультационных пунктах США сотрудничают 11400 пенсионеров, которые
ежегодно консультируют свыше 400 тыс. клиентов. Аналогичные структуры действуют
в странах ЕС (European Senior Service Network - ESSN), оказывая
консультационную помощь с выездом на предприятия, в том числе и в страны СНГ по
программе TACIS. В нашей стране этот опыт может быть применён путём создания
локальных баз данных о высококвалифицированных пенсионерах, заинтересованных в
активном сотрудничестве с местными структурами поддержки МСП.
. Во многих странах (Германия, США, Япония и
др.) для получения крупных кредитов или достаточно весомой технической помощи,
предприятие должно представить объективные сведения по организационным,
финансовым, техническим, кадровым и другим аспектам своей деятельности. Такие
сведения обычно подготавливаются уполномоченными специализированными
организациями или диагностическими центрами. Это существенно снижает риски вложения
средств в предприятия. В нашей стране, при ограниченности ресурсов, при
массовых обращениях за финансовой помощью и при частых случаях невозвращения
выделяемых кредитов необходимо введение института обязательного
диагностирования предприятий, нуждающихся в финансовой или технической помощи,
либо в реструктуризации. Это будет способствовать сбережению средств и целевому
их использованию, а так же повышению ответственности предпринимателей.
. Мощным рычагом косвенной финансовой поддержки
МСП, является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов,
выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения
доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии,
Германии и мн. других странах. Развитие подобной системы в нашей стране
позволит значительно расширить базу финансовых ресурсов поддержки МСП за счет
привлечения частного капитала.
. Интересен опыт инвестиционного кредитования
МСП, широко распространённый в США, Японии и Англии. В его основе создание сети
частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies - SBIC),
которые, используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под
гарантии SBA, осуществляют различные инвестиции в МСП. Эти компании
предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а
также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Побудительным стимулом для
их деятельности является возможность участия в прибылях в случае успешного
развития и дальнейшего расцвета малых предприятий.
. Вхождение в глобализированную экономику с
обострённой конкуренцией на мировых рынках и жесткой регламентацией рыночных
отношений в рамках ВТО требует от России концентрации ресурсов на наиболее
эффективных направлениях деятельности (программирование, коммуникации,
электроника, энергетика, высокие технологии, точное приборостроение,
биотехнологии, авиационно-космическая техника и др.). Инновационная
деятельность позволяет наиболее полно использовать ещё сохранившийся в нашей
стране творческий и научно-технический потенциал. Необходимость интенсивного
развития и поддержки инновационной деятельности в секторе МСП ставит задачи
финансирования этих работ и обеспечения взаимодействия между разработчиками,
научно-исследовательскими институтам, университетами и испытательными
лабораториями. В мировой практике есть примеры объединения финансовых ресурсов
различных ведомств в целях выполнение НИОКР по государственной тематике.
Примером поддержки инновационной деятельности США, являются программы
"Инновационные исследования в МСП" и "Распространение технологий
МСП". Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной
основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих
федеральных ведомств.
. Очень серьёзной проблемой инновационных
предприятий сектора МСП, является защита прав интеллектуальной собственности. В
этой связи Японское правительство, по примеру США, предприняло ряд
организационных и законодательных мер, обеспечивающих совершенствование
национальной системы регистрации прав интеллектуальной собственности, её защиты
и распространения. В условиях нашей страны, целесообразно создать экспертный
совет, наделённый правом давать заключения о целесообразности финансирования
затрат на патентование инновационных разработок малых предприятий и
сертификацию новых продуктов в других странах. Для финансирования этих затрат
можно использовать государственные гарантии и механизм льготного кредитования.
Это позволит многим инновационным предприятиям найти средства для патентования
и сертификации имеющихся разработок обладающих мировой новизной и
конкурентоспособностью, облегчив им возможность выхода на мировые рынки.
. Опыт многих стран, свидетельствует об
эффективном использовании возможностей сектора МСП в сфере выполнения
государственных и муниципальных заказов. В этих странах имеются четкие правовые
механизмы и соответствующие подразделения при государственных органах поддержки
МСП, которые заняты размещением госзаказов в секторе МСП на конкурсной основе.
Российские малые предприятия также могут рассчитывать на получение доли
госзаказов, поэтому целесообразно воспользоваться имеющимся опытом развитых
стран и создать в нашей стране чётко работающую систему размещения госзаказов в
секторе МСП. Это позволит создать конкурентную среду в сфере исполнения
госзаказов, даст возможность дополнительного финансирования МСП, поднять их
технический уровень и снизить стоимость заказанной продукции.
. Большой интерес для нашей страны представляет
опыт вовлечения старших школьников и студентов в предпринимательскую
деятельность. Правительством Германии при содействии Deutsche Ausgleichsbank и
других партнеров в ВУЗах страны создано 42 кафедры предпринимательства.
Реализуется программа EXIST финансовой поддержки и стимулирования студенческого
предпринимательства, что позволило создать 350 новых инновационных предприятий.
Германским Институтом Труда запущена программа JUNIOR для старших школьников по
созданию мини-предприятий, работающих в рыночных условиях под контролем опытных
консультантов. [12]
. Особый интерес представляет сфера рискового
(венчурного) предпринимательства, которая обеспечивает мощное развитие деловой
активности в новых видах деятельности. Германское Правительство поддерживает
развитие рынка венчурного капитала и содействует организации "Германской
Сети Добровольных Инвесторов" (Business Angel Network Germany), что
позволило в последние годы создать 40 таких структур и объединить их в
общенациональную сеть. В части ускорения технологического и инновационного
прогресса в секторе МСП реализуется 6 государственных программ, в их числе
"Программа инновационной поддержки МСП" (PRO INNO) по интенсификации
проведения НИОКР предприятиями сектора МСП в кооперации с научными
учреждениями. Эта программа предусматривается и возможность временного перевода
специалистов из институтов в малые предприятия и наоборот. В этой связи, в
нашей стране было бы целесообразным создать систему из нескольких рисковых
фондов, финансовые средства которых могли бы вкладываться в предприятия,
действующие на самых передовых позициях научно-технического прогресса,
способных дать эффективное ускорение для развития нашей экономики и для
создания новых рыночных ниш.
В заключении следует заметить, что во всех
странах с рыночной экономикой развита система статистического учёта и анализа
деятельности всех субъектов экономической деятельности и конечно сектора МСП во
всём его многообразии. Только при наличии объективной информации об
экономической деятельности можно проводить взвешенную государственную политику
социально-экономического развития. [38]
Заключение
Важным направлением развития
новых организационных форм создания материальных благ, конкурентоспособных
товаров, повышения эффективности хозяйствования является формирование сети
малых предприятий.
Среди целого ряда разнообразных
факторов экономического роста развитых стран мира одними из важнейших считаются
умелая реализация предпринимательского потенциала граждан каждой страны,
использование хозяйственной инициативы человека, признание предпринимательства
незаменимой силой общественного благосостояния.
Качественными критериями малого
бизнеса являются: преобладание частной собственности на средства производства,
юридическая и экономическая независимость в принятии решений, упрощенная
система управления, профессиональная взаимозаменяемость работников,
непосредственное участие собственника в управлении предприятием, инициативный,
поисковый характер деятельности.
Сейчас в индустриально развитых странах малые
предприятия являются ведущим сектором рыночной экономики, который определяет
темпы экономического роста, структуру и качество валового национального
продукта. Именно этот сектор экономики представляет наиболее эффективную
систему отбора талантливых и предприимчивых людей, позволяет создавать
необходимую атмосферу конкуренции, способствует быстрому решению целого ряда
проблем, которые не могут быть разрешены более крупными хозяйственными
структурами.
Итак, в данной работе выполнены поставленные в
начале цели исследования следующие задачи:
. Рассмотрена сущность малого бизнеса как основа
развития экономических отношений (малый бизнес- сектор экономики, включающий в
себя индивидуальной предпринимательство и небольшие частные предприятия. Сектор
малого предпринимательства является неотъемлемым, необходимым элементом любой
развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не
могут нормально существовать и развиваться. Именно в секторе малого
предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных
ресурсов, которые являются основой для среднего и крупного бизнеса. Выделены
причины популярности малого бизнеса и преимущества его над крупным бизнесом
(создание новых рабочих мест, эффективность малых фирм, прибыльность, особое
отношение к труду, большая конкурентоспособность, мобильность, глубокая специализация
и востребованность, качество продукций и услуг, активная инновационная
деятельность). Было отмечено, что воздействие малого бизнеса на разнообразные
общественные процессы позволяет сделать вывод о высокой социально-экономической
значимости его функций.
. Изучена нормативно-законодательная база в
сфере малого бизнеса.
Отмечены основные направления по оказанию помощи
малому предпринимательству (безвозмездные гаранты, субсидирование малым
предприятиям кредитных ставок до двух третей процентов от ставки
рефенансирования ЦБ, развития микрофинансирования, создание государственных
гарантийных фондов. Выделена основная проблема развития малого бизнеса -
налогооблажение. Основной мерой решения которой отмечено введение налоговых
каникул. Так же для развития предпринимательства применяется ряд экономических
методов и рычагов, в том числе акцизы, субсидии, инвестиции, кредиты,
государственные гарантии.
. Отражена статистика, анализ в деятельности
малого бизнеса. Указанно, что Россия имеет преимущество по сравнению с другими
странами по количеству и занятости на МСП. Это характеризует нашу страну, как
развивающуюся, стремящуюся к экономическому подъему. Отраслевая структура
малого бизнеса осталось прежней - лидирует торговля и ремонт автотранспортных
средств и бытовых изделий. Коэфицент рождаемости малых предприятий уменьшился,
а вот смертности увеличился, это означает, что скоро для малых предприятий
настигнет критический момент. А вот занятых в малом производстве на 15% стало
больше.
. Проанализированно развитие малого бизнеса на
примере разных стран. Отмечена система государственной поддержке на Западе
(финансовые гарантии малому бизнесу, создание материально-технических условий,
обеспечение доступной системы обучения, бесплатные информационные
консультации). Выделено ,что в Америке основным инструментом является
франчайзинг, в Германии принят закон упрощающий передачу бизнеса наследнику, во
Франции для кредитования существует специальный фонд ,а В Южной Корее принято
решение для банков о том, что не менее 35% кредитов получают именно малые
предприятия.
. Сформулированы проблемы и перспективы развития
предпринимательства в России и зарубежом.Основной является недостатки
правительственной программы, тормозящей развитие малого бизнеса. Например,
непродуманная система налогообложения, забирающая львиную долю прибыли, в
результате чего, предприятия становятся на грань банкротства независимо от их
народнохозяйственной значимости. Существуют так же следующие проблемы: медленно
идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса; низкими темпами происходит
увеличение числа малых предприятий; недостаточно налажено взаимодействие
регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого
предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия
предпринимателей различных регионов между собой.
Историей доказано, что предпринимательство было
и будет основным двигателем любой экономической системы. Изменяется отношение
общества к малому бизнесу: повышается статус малого предпринимательства в
экономике, в социально-политической сфере, в государственном строительстве и
международных отношениях. Меняются механизмы взаимодействия государства,
крупного бизнеса и малого предпринимательства. Из находящегося в тени
аутсайдера малый бизнес становится точкой экономического роста.
Список используемой литературы
1. Большие законы в поддержку малому
бизнесу, 2011 //http://www.o-nedvizhimosti.ru/category/biznes/bolshie-zakony-v-podderzhku-malomu-biznesu/
(дата обращения апрель 2013 год)
. Васнев С.А. Статистика
предпринимательства и малого
бизнеса//http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook096/01/part-020.htm (дата обращения
апрель 2013 год)
. Гавриленко А. Как начать свой бизнес //
"Молот", №19-20, 2012
4. Думай
о малом бизнесе больше, чем… о населении // Альянс Медиа,2010 год (дата
обращения апрель 2013 год)
. Колесов
В.П. Международная экономика: Учебник. / В.П. Колесов, М. В. Кулаков. - М.:
Экономика, 2009.
. Кузин
А.В. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России, 2012, №1
/http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep12-01/346
. Лебедева
Л. США: малое предпринимательство как образ
жизни.://chelt.ru/2005/9-05/lebedeva_9-05.html (дата обращения май 2013 год)
8. Малое предпринимательство, как
экономическое явление.2012/http://e-biznes.ru/malyy-biznes/28-maloe-predprinimatelstvo-kak-ekonomicheskoe-yavlenie.html
(дата обращение март 2013 год)
9. Малый
бизнес: зарубежный опыт
//http://businessidei.com/interesnoe/277-malyjj-biznes-zarubezhnyjj-opyt.html(дата
обращения апрель 2013 год)
. Малый
бизнес: шокирующее сравнение Запада с Россией и Украиной // Альянс Медиа, 2010
год
11. Масляева М. Малый бизнес по-японски //
http://www.b2bis.ru/articles/biznes-praktika/1434 (дата обращения май 2013 год)
. Мировая экономика: Экономика зарубежных
стран: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: Флинт, 2008
13. Некучаев
С. О малом бизнесе в России http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=11598
(дата обращения март 2013 год)
14. Пиньковецкая С. Малое
предпринимательство: некоторые закономерности, тенденции //
"Вестник", 2012, №3(26) http://smppartner.ru/all_news/statistika_malogo_biznesa_rossii_2012/
. Совет федерации. Совершенствование
качества законодательного обеспечения развития малого и среднего
предпринимательства,
2012//http://rudocs.exdat.com/docs2/index-588139.html?page=14(дата обращения
апрель 2012 год)
16. Статистика малого и среднего бизнеса :
итоги обследования Росстата в 2011году//http://www.rcsme.ru/common/totals.asp
(дата облащения апрель 2013 год)
. Харитонова Д. Малый бизнес по-японски
. http://www.openbusiness.ru/html_euro/Japan_open6.htm
. Цветова И. Политика стимулирования
малого бизнеса: опыт Японии/http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/15_5_97.htm
. Шахматов Ф. О государственной поддержке
предпринимательства в России//http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/18_2_98.htm (дата
обращения прель 2013 год)
21. Small
business administration / www. s -ba . gov/ aboutsba/ sbaprograms/ sbir/ index
22.
http://www.vdcr.ru/important/terminology/small-business.html
. http://www.nisse.ru/business/article/article_1536.html?effort=
. http://biz.mbdon.ru/book/CHto-takoe-malij-biznes%3F.html
. http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/facts-figures
analysis/performance-review/index_en.htm#h2-3
. http://www.rcsme.ru/common/totals.asp
. http://smp-partner.ru/all_news/statistika_malogo_biznesa_rossii_2012/
. http://www.admin.irbp.ru/page/111/1125/
. http://www.invest-profit.ru/malyi-biznes/analitika-malogo-biznesa/705-perspektivy-malogo-biznesa-v-rossii.html
. http://www.malyi-biznes.ru/razvitie/perspektivy-razvitiya-malogo-biznesa-mozhno-li-skazat-chto-to-opredelenno/
. http://www.hombiz.ru/dengi-i-finansi/malyj-biznes-v-ssha-kakim-obrazom-nachal-razvivatsya-biznes-v-ssha.html
. http://www.kreditbusiness.ru/usa.html
. http://www.hombiz.ru/investicii/biznes-v-ssha-malyj-biznes-v-ssha.html
34. www.uspeh4u.com
. http://www.kreditbusiness.ru/japan.html
. www.nisse.ru
. http://business-women-union.blogspot.ru/2011/11/blog-post_14.html
. http://jivkurilka.com/subpage26.html
. www.allmedia.ru