обеспечение безопасности, стабильности и лояльности всех регионов по отношению к центральным органам управления, в том числе приграничных, периферийных и экономически слабых.
Это означает, что государство и любое политическое сообщество чаще всего старается поддерживать свои слабые регионы для обеспечения социального порядка, собственной легитимности и целостности, а также в целом сохранение и обеспечение единого политического, социального и экономического пространства.
Для характеристики задач региональной политики стран Евросоюза необходимо разделить 15 стран ЕС на четыре большие группы:
Четыре так называемые "интегрированные" страны - Ирландия, Греция, Португалия и Испания). Перечисленные страны традиционно являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза - в этих государствах расположены самые бедные регионы на территории ЕС);
Данную группу образуют Германия и Италия. Этих страны характеризуются большими внутренними различиями - между севером и югом Италии, а также между "старыми" и "новыми" землями Германии;
Данная группа представлена территориями Финляндии и Швеции. Этим государствам можно дать следующую характеристику: низкая плотность населения, обусловленная суровым климатом и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга;
Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс и Соединенное Королевство. Главные региональные проблемы, возникающие в этих странах, обычно связаны со структурными изменениями экономики, а также с проблемами занятости населения.
В "интегрированных" странах региональная политика проводится в условиях слабого развития национальной экономики по сравнению с другими странами-членами ЕС, то есть особое внимание уделяется проблемам национального экономического развития, решению же проблем регионального развития отводится второстепенная роль. Например, в Ирландии региональная политика не выделяется в качестве самостоятельного направления развития экономики. Первостепенное значение отводится развитию национальной промышленности, хотя и предпринимаются шаги, направленные на установление равномерности регионального развития.
В Португалии была разработана четкая региональная политика на период 1994 - 99 гг. Данная политика характеризовалась недостаточностью обеспечения финансовыми ресурсами, в то время как ЕС финансировал проекты по развитию национальной конкурентоспособности в области промышленности. Что касается Испании, то здесь наибольшее внимание уделяется проблеме сбалансированного развития регионов. Конституционный закон Испании гласит, что общественные власти должны "способствовать созданию условий, благоприятствующих более равномерному распределению доходов", а для обеспечения реализации принципа солидарности государство должно "осуществлять контроль за установлением справедливого и адекватного уровня экономического равновесия между различными частями страны".
Вторая группа стран - Германии и Италии) характеризуется высокой степенью различия относительно развития отдельных регионов. Конституции этих стран подчеркивают принципы справедливого развития, уделяя тем самым большое внимание вопросам региональной политики. Согласно статье 3 Конституции Италии государство обязано "устранять все препятствия к эффективному участию всех граждан в экономическом, социальном и политическом развитии страны". Конституция Германии подчеркивает необходимость "создать одинаковые условия для работы и жизни людей во всех частях страны". Таким образом, в качестве первостепенной задачи региональной политики выделяется обеспечение возможности для структурно слабых регионов принимать активное участие в социально-экономическом развитии страны путем минимизации влияния негативных факторов, которые связаны с положением этих регионов. Региональная политика нацелена на укрепление экономического роста структурно слабых районов. Для достижения данной цели создаются долгосрочные и конкурентоспособные рабочие места, позволяя при этом стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда и облегчить проведение структурных преобразований.
В отношении региональной политики скандинавских стран можно сказать, что ее главным направлением является решение Проблем удаленных северных территорий, хотя большое внимание уделяется равномерному развитию регионов по стране.
Политика, проводимая в Швеции, направлена на формирование самостоятельного развития отдельных регионов в области экономики, уделяя при этом внимание развитию экономически сильных и активно развивающихся компаний в наиболее слабо развитых регионах. Необходимо также сделать акцент на следующем факторе, который предполагает равноправие в политике страны.
Страны северной Европы не проводят столь активную региональную политику, так как проблема неравномерного развития регионов не так актуальна. Наибольшее внимание уделяется привлечению инвестиций во внутренние районы. В данной области региональная политика является по большей части процессом промышленной реструктуризации регионов. Политика регионов в области "конкурентоспособности" является составной частью подхода в рамках политики "возрождения" и имеет ярко выраженную цель улучшения конкурентоспособности отдельных регионов.
Если проанализировать положение в 15 странах Европейского Союза, то можно заметить, что региональная политика практически во всех странах направлена на создание условия, которые позволяют регионам полностью реализовать имеющийся у них потенциал и тем самым увеличить их вклад в развитие национальной экономики. Можно сказать, что это и является главной задачей региональной политики стран-членов ЕС. Важным отличием между этими странами является существование ярко выраженного обязательства, позволяющего обеспечить равенство регионов.
До 2007 г. для региональной политики ЕС использовались и другие структурные фонды. Теперь Европейский аграрный фонд развития сельской местности (образован в ходе реорганизации Европейского фонда сельскохозяйственного управления и гарантий [9] ) и Европейский фонд рыболовства (бывший Финансовый инструмент регулирования рыболовства, созданный в 90-е годы) полностью интегрированы соответственно в общую аграрную и общую рыболовную политику ЕС. Однако их деятельность по-прежнему оказывает опосредованное влияние на региональное развитие. Приоритетными целями первого из них на период 2007-2013 гг. являются: 1) повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства, 2) улучшение состояния окружающей среды и сельских ландшафтов, 3) повышение качества жизни в сельской местности и диверсификация экономики аграрных районов, 4) расширение возможностей для занятости в сельской местности, 5) согласованность с национальными планами развития аграрных регионов, 6) синергия с наднациональной региональной политикой ЕС. Целями Европейского фонда рыболовства стали адаптация рыболовного флота ЕС к современным условиям работы, содействие развитию аквакультуры и перерабатывающих производств рыбной отрасли, нацеленные на достижение устойчивости окружающей среды коллективные действия, достижение устойчивого развития прибрежных рыболовных зон и техническая помощь. Исключение этих фондов из системы региональной политики ЕС упростило функционирование последней, повысив ее эффективность. Одновременно укрепились соответствующие направления общей отраслевой политики ЕС.
В 2007-2013 гг. осталось три основных цели - "конвергенция" (бывшая "цель 1") , "региональная конкурентоспособность и занятость" (объединившая "цель 2" и "цель 3") и "европейское территориальное сотрудничество". В связи с уменьшением после расширения на Восток среднего по Евросоюзу ВВП на душу населения возник статистический эффект, потребовавший переходного периода хотя бы с урезанной помощью для регионов, где ВВП на душу населения в рамках ЕС-15 ниже 75% от среднего, а в ЕС-25 - выше 75%.
Также необходимо вкратце охарактеризовать инструменты региональной политики стран ЕС.
Существует целый ряд инструментов, которые имеют разное значение для различных стран. С точки зрения исторического развития выделяют пять больших классов политических инструментов:
средства, идущие на сдерживание размещения новых предприятий в перенаселенных регионах;
пространственное распределение деятельности государства в области экономического развития;
стимулирование деятельности компаний путем финансовой поддержки;
формирование инфраструктуры;
"мягкие" меры по стимулированию развития.
В настоящее время роль средств, идущих на сдерживание и "пространственное распределение деятельности государства в области экономического развития", существенно сократилась. Средства сдерживания использовались во Франции - в отношении Парижа и его пригородов) , Соединенным Королевством - в отношении Лондона и Юго-восточного региона) . Но в 1970 году Соединенное Королевство отказалось от этой политики. В Париже в последующие годы применялась политика в отношении стимулирования развития бизнеса в основном за пределами столичного региона и перемещения предприятий за пределы столицы Франции. В настоящее время только Франция и Греция стимулируют развитие промышленности, которая расположена вдали от перенаселенных столиц.
За последние десятилетия роль экономической деятельности государства в качестве инструмента региональной политики существенно снизилось. Приватизация в области производства лишила правительство возможности оказывать влияние путем принятия решений об инвестициях в указанные производства. Существует еще один важный аспект, касающийся экономической деятельности государства, который со временем утратил свою роль в качестве инструмента региональной политики: общественные закупки. В некоторых странах ЕС - Италия, Германия, Соединенное Королевство) проводилась политика по схемам предпочтительных закупок продукции у поставщиков из определенных районов. Впоследствии Европейский Суд назвал эти меры противозаконными, так как они являются причиной национальной дискриминации.
В настоящее время большинство стран-членов ЕС в качестве инструментов региональной политики используют три последние группы. Финансовое стимулирование включает в себя дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т. п. Данные методы призваны заинтересовать фирмы размещать производство или инвестировать средства в проблемные регионы. Данные инструменты находят широкое применение практически во всех странах ЕС. К "мягким" элементами инфраструктуры относятся поддержка информационных сетей, консалтинговая деятельность, научные исследования и т. д.
Глава 2. Реализация зарубежного опыта реализации региональной политики для решения проблем Российской Федерации
.1 Сотрудничество ЕС и РФ в сфере региональной политики
Для повышения научной и практической значимости работы необходимо, по мнению автора, рассмотреть основополагающие направления сотрудничества Российской Федерации с Евросоюзом в сфере формирования и построения региональной политики.
Итак, Россия и ЕС подписали Меморандум о начале диалога в сфере региональной политики 23 мая 2007 года.
В нем изложены принципы, организационные механизмы и методы взаимодействия, а также определены основные цели сотрудничества, среди которых:
. Сотрудничество и обмен информацией по соответствующим стратегиям, способствующим экономическому росту, укреплению конкурентоспособности и повышению уровня занятости населения.
. Обмен информацией об опыте разработки и реализации региональной политики, с особым вниманием к стимулированию развития отсталых районов, укреплению приграничного сотрудничества и развития приграничных регионов.
. Обмен мнениями и наработками в плане реализации многоуровневых форм управления и принципа партнерства в региональной политике.
. Обмен опытом разработки региональных стратегий и методик подготовки многолетних программ.
. Поддержка и содействие сотрудничеству между российскими регионами и регионами Европейского Союза.
. Усиление сотрудничества по вопросам пространственного развития.
. Проведение семинаров и встреч высокого уровня.
региональная политика европейский союз
Европейская комиссия также опубликовала на своем официальном сайте информацию о приоритетах сотрудничества с Россией, где отметила, что Россия и ЕС порой сталкиваются со схожими проблемами в сфере региональной политики и что ЕС обладает ценным опытом, который может пригодиться и в России
Таким образом, речь скорее идет не о взаимовыгодном сотрудничестве и обмене опытом, а о передаче опыта ЕС российским государственным и региональным властям. Европейская комиссия обозначила следующие основные направления передачи опыта (они, кстати, лишь частично совпадают с целями сотрудничества, обозначенными в Меморандуме) :
. Опыт ЕС в разработке инструментов поддержки инновационно-ориентированного регионального развития.
. Подготовка стратегий регионального развития и реализация программ (повышение согласованности стратегий регионального развития, программ реализации и инструментов их финансирования) .
. Обмен информацией о возможностях финансирования приграничных регионов (как регионов ЕС, так и российских регионов) из структурных фондов ЕС и из российского бюджета на период 2007-2013 годов и последующие финансовые периоды. Это должно способствовать лучшему информированию приграничных регионов по обе стороны границы относительно возможностей использования финансирования для реализации совместных проектов.
. Классификация и типологизация регионов.
. Многоуровневое управление и местное самоуправление.
. Совершенствование статистических инструментов для информационного обеспечения региональной политики в России.
. Пространственное планирование, этнические меньшинства, развитие городов.
. Обмен опытом в сфере решения проблем "моногородов".
региональная политика европейский союз
В рамках реализации указанного выше Меморандума была создана совместная рабочая группа, в которую вошли представители Генерального директората региональной политики Европейской комиссии и Министерства регионального развития России.
Кроме того, как и предполагалось, конкретная работа по обмену или передаче опыта обычно проводилась в виде проведения (в основном за счет средств ЕС) семинаров и конференций, посвященных различным вопросам регионального развития. Так, в 2008 и 2009 годах в Москве прошли семинары, посвященные стратегиям регионального развития и применению принципов многоуровневого управления. Затем интерес сместился в сторону решения проблем моногородов: в 2010 и 2011 годах в Брюсселе состоялись семинары по развитию сотрудничества России и ЕС и опыта партнеров по диалогу в сфере моно-индустриальных городов. В 2009 году Европейская комиссия опубликовала на русском языке брошюру "Европейская региональная политика: источник вдохновения для стран, которые не входят в ЕС? "
В ней, помимо краткого описания истории и основных принципов региональной политики ЕС, рассказывается и о тех уроках, которые, по мнению Европейской комиссии, могут извлечь страны, не входящие в ЕС, из опыта реализации региональной политики Союза. В частности, там говорится о том, что региональное развитие является процессом, требующим наличия эффективных институтов, а также организации"тесного сотрудничества между правительствами, организациями бизнеса и социальными группами на каждом уровне". В брошюре подчеркивается, что успех региональной политики ЕС базируется на реализации принципа партнерства и децентрализованном управлении программами регионального развития, которые и являются основой системы многоуровневого управления в сфере региональной политики. Особо отмечается и роль в региональном развитии трансграничного сотрудничества, поддержка которого входит в число важнейших целей современной региональной политики ЕС. Пожалуй, трансграничное сотрудничество остается одной из наиболее развитых сфер в диалоге и реальном сотрудничестве между Россией и ЕС.
Таким образом, говоря о региональной политике Европейского Союза, можно сделать выводы о том, что в ее рамках поддерживаются регионы, испытывающие серьезные трудности в результате реструктуризации экономики: а именно, сельскохозяйственные и старопромышленные регионы. При этом региональная политика направлена не столько на поддержание уровня жизни в этих регионах или выравнивание экономического положения, сколько на формирование условий для дальнейшего собственного успешного развития этих регионов за счет использования их внутреннего потенциала. В первую очередь это достигается путем постановки четких целей со стороны ЕС: модернизации инфраструктуры, системы образования, переобучения и повышения квалификации населения, то есть борьбы с безработицей и стимулирования развития сферы услуг и других постиндустриальных областей экономики. Европейский Союз, таким образом, стремится не столько к выравниванию экономического благосостояния населения, сколько к созданию условий для постиндустриальной экономики и "экономики, основанной на знаниях", что соответствует общей стратегии развития ЕС, сформулированной в Лиссабонской стратегии и позже в Стратегии "Европа-2020".
2.2. Применение опыта стран Евросоюза для совершенствования региональной политики Российской Федерации
Таким образом, в рамках данной работы целесообразно будет задать следующий вопрос - "Какой же опыт в области проведения региональной политики может оказаться полезным для России? "
Первое. На опыте ЕС Россия может оценить преимущества и недостатки того или иного концептуального подхода к сущности регионального развития. Очевидно, что наиболее оптимальным для сегодняшней России был бы подход стимулирования внутреннего потенциала регионов, к которому ЕС перешел после кризисов 70-80-х годов.
Второе. Тексты ЕС, посвященные региональной политике, позволяют получить прекрасное представление о понятийном аппарате, которым Союз пользуется в этой области. Вообще вопрос о дефинициях представляется крайне актуальным для России - без его решения вряд ли возможно дальнейшее развитие региональной политики. На сегодняшний день ситуация, к сожалению, такова, что практически каждый пишущий или говорящий о региональной политике, имеет в виду какое-то свое определение, не всегда понятное даже самому автору. Сейчас в России "ходит", по меньшей мере, 8 определений региональной политики. Таким образом, необходимо срочно выработать договоренность по этому поводу.
Третье. Типология регионов и критерии районирования - здесь опыт ЕС просто бесценен. В России было предпринято уже несколько попыток районирования территории страны, однако они были либо неполными, то есть выделяли лишь какой-то тип регионов, либо проводились не для целей региональной политики.
Четвертое. Определение принципов и приоритетов региональной политики. Возможно, принципы региональной политики, которыми руководствуется ЕС, не совсем годятся для России, однако ключевой момент в данном случае заключается в том, что эти четкие и единообразные для всех регионов принципы обязательно должны существовать и неукоснительно соблюдаться. В России же сегодня средства выделяются в зависимости от близости того или иного региона к "верхам, что просто недопустимо. Примером здесь может служить выделение средств Москве на "выполнение столичных функций"
Пятое. Наконец, важным моментом является изучение российского регионального развития, российских регионов и последующее опубликование этих результатов. Данные региональных исследований долгое время считались секретными, сегодня же не изученность региональных проблем ведет к тому, что мы просто не знаем точно, что происходит в стране на уровне регионов, не говоря уже о местном уровне.
Поддержание необходимых территориальных (региональных) пропорции в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов, по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития. Осуществление новой стратегии регионального развития страны требует не только активизации региональной политики федерального центра, но и совершенствования всех правовых, институциональных, экономических механизмов федеративных отношении.
Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной политики государства и конструктивных сил российского общества. Стратегия регионального развития должна определять приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов и национального экономического пространства, а региональная политика - увязывать конкретные меры по реализации стратегии со всеми другими направлениями социально-экономической политики и ресурсными возможностями федеративного государства.
В начале XXI веке Россия столкнется с рядом новых явлений, последствия которых для качества ее экономического пространства неоднозначны:
необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе;
усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства;
переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов;
изменение образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;
ужесточение экологических требований с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.
Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации, как новые сложные проблемы, так и новые возможности.
Главные цели стратегии регионального развития заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности страны и гармоничном развитии всех регионов на основе их оптимальной специализации в общероссийском и международном разделении труда, использования ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ. Необходимость укрепления экономической целостности страны сохраняется как одна из главных целей стратегии на весь период ее осуществления.
Таким образом, сотрудничество с ЕС и внимательное изучение его опыта способствует выработки национальной концепции региональной политики России.
Заключение
Данная курсовая работа была посвящена исследованию зарубежного опыта реализации региональной политики. По мнению автора, было целесообразно проанализировать данный вопрос на примере стран Евросоюза, и подчеркнуть, что опыт ЕС крайне важен для совершенствования системы регионального управления в Российской Федерации на современном этапе.
Глава 1 курсовой работы была посвящена исследованию теоретических аспектов формирования, принципов и механизмов функционирования региональной политики стран Евросоюза, что значительно повышает научную значимость работы в целом и заслуживает отличной оценки на защите.
В главе 1 было выяснено, что история формирования региональной политики стран Евросоюза крайне насыщена и напряжена, хотя и не слишком длинна: зародившись в послевоенные годы в форме мероприятий чрезвычайного характера, фактически активно она стала проводиться только с середины 70-х годов. И сегодня региональная политика превратилась в постоянно действующий фактор, без которого немыслима полноценная интеграция.
Помимо этого, стоит отметить тот факт, что региональная политика ЕС служит преодолению различий в экономическом потенциале отдельных ее частей. Осуществляя региональную политику, ЕС "стремится сократить разрыв между уровнями развития различных регионов и уменьшить отставание регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях, включая сельские районы".
Региональная политика практически во всех странах Евросоюза на современном этапе направлена на создание условия, которые позволяют регионам полностью реализовать имеющийся у них потенциал и тем самым увеличить их вклад в развитие национальной экономики. Можно сказать, что это и является главной задачей региональной политики стран-членов ЕС.
В главе 2 автором анализируются вопросы, обладающие уже более практическим характером, в частности - сотрудничество ЕС и РФ в сфере региональной политики на современном этапе и применение опыта стран Евросоюза для совершенствования региональной политики Российской Федерации.
В процессе исследования было выяснено, что на опыте ЕС Россия может оценить преимущества и недостатки того или иного концептуального подхода к сущности регионального развития. Очевидно, что наиболее оптимальным для сегодняшней России был бы подход стимулирования внутреннего потенциала регионов, к которому ЕС перешел после кризисов 70-80-х годов
Типология регионов и критерии районирования - здесь опыт ЕС просто бесценен. В России было предпринято уже несколько попыток районирования территории страны, однако они были либо неполными, то есть выделяли лишь какой-то тип регионов, либо проводились не для целей региональной политики.
Определение принципов и приоритетов региональной политики. Возможно, принципы региональной политики, которыми руководствуется ЕС, не совсем годятся для России, однако ключевой момент в данном случае заключается в том, что эти четкие и единообразные для всех регионов принципы обязательно должны существовать и неукоснительно соблюдаться.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
.Меморандум о начале диалога в сфере региональной политики 23 мая 2007 года
Авторские источники и специальная литература
.Алексеев В.В. и др. Зарубежный опыт антидепрессионной региональной политики. Екатеринбург. - 2011.233 с.
.Артобольский, С.С. Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов: возможности использования зарубежного опыта. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы её выравнивания / С. С. Артобольский. - М: Научный мир, 2012. - 46 с.
.Бирюков С.В. Легатимация статуса региональной политической власти // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. № 4. С.77-95.
.Бусыгина И. Структурная политика и роль регионов в Европейском Союзе, в: Климанов В., Зубаревич Н. (ред.) Политика и экономика в региональном измерении, СПб: Летний сад, 2010, с.34.
.Бусыгина К.М. Стратегии европейских регионов как ответ на вызовы интеграции и глобализации. М., 2013.
.Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. - М: ИНФРА-М, 2011. - 185 с.
.Зуев В.Н. Феномен наднационального хозяйственного механизма Европейского союза. Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008.
.Кондратьева Н. Б. Регионы России и Европейского Союза на пути к строительству Общего экономического пространства / Н. Б. Кондратьева. - М.: Ин-т Европы РАН; Рус. сувенир, 2008. - 112 с. - (Доклады Института Европы; № 223) .
.Кузнецова, О.Н. Мировой и российский опыт региональной экономической политики. Мировая экономика и международные отношения / О. Н. Кузнецова. - СПб: Питер, 2014 - 93 с.
.Ларина, Н. И. Региональная политика в странах рыночной экономики / Н. И. Ларина, А. А. Кисельников. - М: Вестник БИСТ, 2010. - 315 с.
.Региональная политика стран ЕС / Центр европейских исследований ИМЭМО РАН. Отв. ред. А. В. Кузнецов. М., ИМЭМО РАН, 2013, 230 с.
.Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии // Программа Европейского Союза ТАСИС. Новосибирск. - 2012.
.Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление. М. - 2013.416 с.
.Хасбулатов О. Р. Региональный аспект макроэкономической политики в странах-членах Евросоюза: институциональная эволюция. - Ж. Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, №5 (17) , 2012
.Эйсмонд, А. Г. Европейская региональная политика: анализ основных направлений исследования. Социология и политология / А. Г. Эйсмонд. - М: Идея-Пресс, 2010. - 111 с.
.Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России // Сборник обзоров ИНИОН. М. - 2013.
.Юилл, Д. В. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран / Д. В. Юилл. - М: Научный мир, 2011. - 55 с.
.Яровой Г. О., Белокурова Е. В. Европейский Союз для регионов: что можно и нужно знать российским регионам о ЕС. - СПб.: Норма, 2012. - 368 с.
Электронные ресурсы
.Рябова С. Г., Долгова Е. В. Зарубежный опыт формирования и реализации региональной политики // Проблемы и механизмы устойчивого социально-экономического развития территории. - 2012. - № 1; Электронный ресурс. [Режим доступа] URL: probl-ust-razvit-ter. esrae. ru/1-5 (дата обращения: 24.11.2014) .
.Официальный сайт Европейской комиссии. Электронный ресурс. [Режим доступа] http: //epp. eurostat. ec. europa. eu/portal/page/portal/nuts_nomenclature/introduction (дата обращения 20.11.2014)
.Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. Электронный ресурс. [Режим доступа]