Внедрение минимума вертикального эшелонирования в воздушном пространстве 'Аэронавигации Дальнего Востока' как элемент системы менеджмента качества
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Тихоокеанский
государственный университет»
Факультет
автоматизации и информационных технологий
Кафедра
«Технологической информатики и информационных систем»
Внедрение
минимума вертикального эшелонирования в воздушном пространстве «Аэронавигации
Дальнего Востока» как элемент системы менеджмента качества
Пояснительная
записка к курсовому проекту
КП
100431339 ПЗ
Выполнила студентка
гр. УКз-01
Щербакова Д.Д.
Проверил
руководитель
Бадяев И.В.
Хабаровск
- 2015
РЕФЕРАТ
Курсовой проект содержит 4 демонстрационных
листа формата А1, пояснительную записку на 60 листах формата А4, включающую 4
рисунка, 6 литературных источников и 4 приложения.
ВНЕДРЕНИЕ МИНИМУМА ВЕРТИКАЛЬНОГО ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ
В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ « АЭРОНАВИГАЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА» КАК ЭЛЕМЕНТ
УЛУЧНЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА.
Цель курсового проекта - внедрить минимум
вертикального эшелонирования в воздушное пространство «Аэронавигации Дальнего
Востока» основываясь на опыте других стран применяющих минимум вертикального
эшелонирования в своем воздушном пространстве.
В работе выполнен анализ системы менеджмента
качества предприятия «Аэронавигации Дальнего Востока» для улучшения
обслуживания воздушного движения.
После выполнения анализа, были разработан план
по внедрению минимума вертикального эшелонирования, что в свою очередь должно
улучшить систему менеджмента качества Предприятия.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
.СИСТЕМА
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
.1
Понятие систем менеджмента качества
.2
Обслуживание воздушного движения как элемент предоставления услуг
.3
Практика создания систем менеджмента качества на предприятиях
аэронавигационного обслуживания
.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В «АЭРОНАВИГАЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»
.1
Основные характеристики предприятия филиал «Аэронавигация Дальнего Востока»
ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
.2
Описание системы менеджмента качества в «Аэронавигации Дальнего Востока»
2.3
Анализ системы менеджмента качества для улучшения обслуживания воздушного
движения
.3.1
Внутренние аудиты
.3.2
Внешние аудиты
.
РАЗРАБОТКА МИНИМУМА ВЕРТИКАЛЬНОГО ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ
.1
Основные технические характеристики RVSM
.2
Разработка плана по внедрению RVSM
.3
Условия эксплуатации воздушного пространства с RVSM
.4
Порядок перехода на правила полетов по RVSM
Заключение
Список
используемой литературы
Приложения
эшелонирование воздушный обслуживание
ВВЕДЕНИЕ
Для обеспечения постоянного совершенствования
организации воздушного движения (ОрВД) и радиотехнического обеспечения полетов
Предприятие разработало, внедрило и поддерживает систему менеджмента качества
(СМК) в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001-2011.
Обеспечению безопасности полетов при ОрВД в
Предприятии присвоен наивысший приоритет.
Предприятие постоянно совершенствует работу с
пользователями воздушного пространства, ведет мониторинг и анализ их
удовлетворенности, использует полученную информацию для улучшения
производственных процессов.
Посредствам СМК Предприятие стремится добиться
повышения управляемости, снижения непроизводительных затрат, роста доверия со
стороны клиентов, конкурентных преимуществ на рынке услуг провайдеров АНО.
Поэтому применение сокращенного минимума вертикального эшелонирования (здесь и
далее по тексту RVSM)должно положительно повлиять на СМК Предприятия.
Введение RVSM направлено на повышение пропускной
способности системы ОВД и является основной составляющей Программы упорядочения
и интеграции управления воздушным движением в Европе. Фактически, введение RVSM
позволит применять минимум вертикального эшелонирования (VSM) в 1000 футов
между соответственно оборудованными воздушными судами в диапазоне эшелонов полета
290 - 410 включительно, с возможностью использования дополнительных шести
эшелонов полета. Целью реализации программы RVSM является увеличение пропускной
способности путем введения шести дополнительных эшелонов полета, снижение
рабочей нагрузки диспетчеров с поддержанием или повышением существующего уровня
безопасности, и обеспечение для пользователей воздушного пространства
улучшенной операционной среды с оптимизированными профилями выполнения полетов.
1.СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
1.1Понятие систем
менеджмента качества
Для того, чтобы функционирование организации
было успешным, необходимо управлять ею системным и наглядным образом.
Управление организацией, наряду с другими
аспектами менеджмента, включает в себя менеджмент качества.
СМК - это система, создаваемая в организации для
формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих
целей СМК, как и любая система, характеризуется своим назначением, структурой,
составом элементов и связями между ними. СМК - совокупность организационной
структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления
политики в области качества с помощью планирования, управления, обеспечения и
улучшения качества.
Политика в области качества является основным
документом системы. Она определяет цель построения и функционирования СМК, а
также обязательства высшего руководства по достижению поставленных целей.
Функционирование СМК осуществляется за счет
вовлеченности всего персонала, при этом высшее руководство берет на себя полную
ответственность за достижение целей в области качества.
Административное влияние на СМК базируется на
управлении процессами по фактическим показателям. Его основной целью является
создание условий способных обеспечить непрерывное улучшение процесса. При этом,
оценка изменений качества процесса осуществляется на основе критериев.
Процесс разработки и внедрение системы
менеджмента качества включает следующие этапы:
выбора модели СМК;
сравнения деятельности предприятия с требованиями
выбранной модели;
перестроения деятельности предприятия там, где
это необходимо;
разработки и внедрения документации СМК,
подтверждающей соответствие деятельности предприятия требованиям модели;
сертификации СМК, с целью повышения
эффективности процессов деятельности;
улучшения деятельности на основе непрерывного
совершенствования процессов.
Решение задачи повышения качества услуги связано
с необходимостью создания комплексной системы управления. Построение подобной
системы с опорой только на оценку результатов любого процесса является
принципиально несостоятельным.
Эффективного управления качеством можно добиться
только путем управления процедурами внутри самого процесса. Причиной всех
ошибок всегда являются неправильные действия. Для того, чтобы избежать ошибок,
необходимо определить правильную последовательность действий, описать
(формализовать) их, разработать инструкции по выполнению и контролю правильных
действий.
СМК призвана обеспечить качество предоставляемых
услуг и «настраивать» это качество на ожидания потребителей. При этом главная
задача СМК - не контроль каждой отдельной услуги, а создание системы, которая
позволит не допускать появление ошибок приводящих к плохому качеству услуг.
Успех может быть достигнут в результате
внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента, разработанной
для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех
заинтересованных сторон.
СМК состоит из следующих элементов: организация;
процессы; документы; ресурсы.
В соответствии с определениями ИСО:
Организация - это группа сотрудников и
необходимых средств, с распределением ответственности, полномочий и
взаимоотношений.
Процесс - это совокупность взаимосвязанных и
взаимодействующих элементов деятельности преобразующих «входы» в «выходы».
Очень часто «входами» процесса являются «выходы» других процессов.
Важное значение для СМК имеет понятие процедуры.
Процедура - это установленный способ осуществления деятельности или процесса.
Процедурой можно назвать процесс (совокупность процессов). С другой стороны -
это документ, описывающий правила выполнения процесса.
Ресурсы СМК - все то, что обеспечивает
менеджмент качества.
Что необходимо для создания СМК организации?
идентифицировать основные процессы деятельности;
установить последовательность и взаимодействие
процессов;
определить критерии и методы, необходимые для
обеспечения эффективности как работы, так и управления процессами;
обеспечивать наличие ресурсов и информации,
необходимых для поддержки работы и наблюдения за процессами;
наблюдать, измерять и анализировать процессы;
принимать меры, необходимые для достижения
запланированных результатов и постоянного улучшения процессов;
.2 Обслуживание воздушного движения как элемент
предоставления услуг
Роль ОВД сводится к информированию экипажей
воздушных судов (ВС) об условиях воздушной обстановки и воздушного движения,
передаче им соответствующих рекомендаций. ОВД не несет ответственности за
предотвращение столкновений ВС с земной поверхностью и препятствиями на ней во
время полета по маршруту и в аэродромных зонах. Ответственность за это
полностью возложена на командира ВС. ОВД выполняет следующие задачи:
.Предупреждение столкновений между ВС.
.Предотвращение столкновений между ВС,
находящимися в районе маневрирования аэродрома и с препятствиями на местности.
.Ускорение и поддержание упорядоченного потока
воздушного движения в диспетчерских зонах.
.Предоставление консультаций и информации,
необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов.
.Уведомление соответствующих органов о ВС,
нуждающихся в помощи и спасении, а также оказание этим организациям
необходимого содействия.
В правилах ИКАО предусматривается несколько
видов ОВД с различной степенью ответственности за безопасность полетов:
.Летно - информационное обслуживание.
.Диспетчерское обслуживание.
.Консультативное обслуживание.
.Аварийное обслуживание.
Виды применяемого обслуживания зависят от
характера местности, интенсивности воздушного движения, оборудования,
метеоусловий и так далее.
Для осуществления задач ОВД в каждом государстве
создается национальная служба ОВД. В ряде стран, тесно связанных между собой,
созданы межгосударственные службы ОВД
1.3 Практика создания систем менеджмента
качества на предприятиях аэронавигационного обслуживания
Организация воздушного движения является
составной частью государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию
(АНО)пользователей воздушного пространства Российской Федерации, также включающей
обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и
метеорологической информации, поиск и спасание.
Государственная услуга по АНО предоставляется на
всех этапах полета воздушного судна, а также на площади маневрирования аэродрома
всем воздушным судам, выполняющим в установленном порядке полеты в воздушном
пространстве Российской Федерации.
Предоставление государственной услуги по АНО
осуществляется
Федеральным агентством воздушного транспорта
через подведомственную организацию - федеральное государственное унитарное
предприятие
"Государственная корпорация по организации
воздушного движения в Российской Федерации", являющимся национальным
поставщиком аэронавигационного обслуживания.
В воздушном пространстве за пределами территории
Российской
Федерации, где ответственность за организацию
воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, организация воздушного
движения осуществляется в соответствии со Стандартами, установленными
Конвенцией о Международной гражданской авиации.
Организация воздушного движения принадлежит к
основным производственным процессам Предприятия.
Обобщенная модель процесса ОрВД (процесса
«верхнего уровня») показана на Рисунке 1, схема управления процессом показана
на Рисунке 2.
Рисунок 2 - Схема управления процессом
Цели процесса ОрВД:
. Обеспечение реализации миссии Предприятия в
части аэронавигационного обслуживания в воздушном пространстве над территорией
Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за
организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию;
. Обеспечение и организация безопасного,
экономичного и регулярного воздушного движения;
. Совершенствование непосредственного управления
воздушного движения в соответствии с установленными показателями безопасности
полетов;
. Оптимизация структуры воздушного пространства,
в том числе совершенствование схем маневрирования в районах аэродромах, в целях
обеспечения обслуживания воздушного движения и организации потоков воздушного
движения;
. Предотвращение столкновений воздушных судов;
. Внедрение усовершенствований, нацеленных на
обеспечение безопасности полетов;
.Обеспечение соответствия технологических
процессов ОрВД установленным нормам;
.Обеспечение приемлемого уровня безопасности полетов,
установленного государством и снижение риска катастроф;
.Повышение пропускной способности воздушного
пространства;
. Снижение эксплуатационных расходов
пользователей воздушного пространства;
. Снижение негативного влияния деятельности по
ИВП на окружающую среду;
. Обеспечение перехода к перспективным наземным,
бортовым и спутниковым средствам и системам, принятым в Российской Федерации и
соответствующим концепции CNS/ATM и Глобальной эксплуатационной концепции
системы организации воздушного движения ИКАО;
. Совершенствование метеорологического
обеспечения органов ОВД;
. Совершенствование поисково-спасательное
обеспечение полетов в части аэронавигационного обеспечения дежурства
поисково-спасательных воздушных судов в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации;
Для достижения целей процесса ОрВД в сроки,
установленные соответствующими планами и программами, Предприятием проводятся
мероприятия по следующим направлениям:
Совершенствование организации воздушного
пространства.
Оптимальное разделение воздушного пространства
на секторы;
Оптимизация структуры воздушного пространства в
районе аэродрома;
Создание маршрутов на основе навигационных
характеристик;
Развитие и оптимизация сети основных маршрутов с
учетом потребностей пользователей и цикличности ветровых режимов;
Развитие сети транзитных маршрутов;
Приближение маршрутов ОВД к ортодромии;
Моделирование воздушного пространства на
комплексе имитационного моделирования;
Укрупнение центров ЕС ОрВД;
Гибкое использование воздушного пространства;
Совершенствование организации потоков воздушного
движения.
Повышение качества информационного обеспечения
деятельности по ОПВД;
Реализация рекомендуемой практики ИКАО по
централизации деятельности по ОПВД, путем создания Централизованной службы ОПВД
в ГЦ ЕС ОрВД и Групп ОПВД в ЗЦ/Укрупненных РЦ ЕС ОрВД;
Внедрение методов и процедур автоматизированного
взаимодействия Централизованной службы ОПВД и Групп ОПВД с органами ОВД,
предоставляющими аэродромное диспетчерское обслуживание (группами обеспечения
планирования ВД), органами ОрВД/ОПВД смежных государств, включая организацию
Евроконтроль, пользователями ВП;
Обеспечение деятельности по ОПВД в реальном
масштабе времени с учетом складывающейся воздушной, метеорологической и
аэронавигационной обстановки;
Реализация принципа «коллективного принятия
решений» ИКАО в процессе ОПВД;
Совершенствование обслуживания воздушного
движения.
Обеспечение контроля выдерживанием траектории
(маршрут, высота) при диспетчерском ОВД;
Внедрение системы предупреждения о минимальной
безопасной абсолютной высоте в центрах ОВД с высокой интенсивностью воздушного
движения;
Внедрение систем прогнозирования и
предупреждения конфликтных ситуаций в центрах ОВД с высокой интенсивностью
воздушного движения;
Внедрение сокращенных норм бокового
эшелонирования в центрах ОВД с высокой интенсивностью воздушного движения;
Обеспечение независимых заходов на посадку на
близко расположенные ВПП;
Применение сокращенных интервалов эшелонирования
на ВПП;
Внедрение стандартных маршрутов прилета и вылета
(SID и STAR) в районах аэродромов с высокой интенсивностью воздушного движения;
Внедрение автоматизированной системы координации
«земля-земля» при координации между органами ОВД и аэропортовыми службами, а
также при координации между органами ОВД;
Внедрение системы организации построения
очередности прибывающих и убывающих потоков воздушных судов AMAN/DMAN;
Внедрение аэродромной информационной системы
(службы автоматической передачи информации в районе аэродрома) ATIS-D;
Образование органов ОВД в вновь создаваемых
структурных подразделениях Предприятия в соответствии с решения федеральных
органов исполнительной власти в целях развития Аэронавигационной системы
России;
Организация воздушного движения представляет
собой динамичный и комплексный процесс, включающий подпроцессы обслуживания
воздушного движения, организации потоков воздушного движения и воздушного
пространства, осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом,
путем предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и
взаимодействии всех заинтересованных сторон и с использованием бортовых и
наземных функций.
Процесс ОрВД включает:
обслуживание (управление) воздушного движения
(менеджмент ОрВД);
организация потоков воздушного движения
(менеджмент ОПВД);
организация воздушного пространства в целях
обеспечения
обслуживания (управления) воздушного движения и
организации потоков воздушного движения (менеджмент ОВП).
Обслуживание воздушного движения представляет
собой подпроцесс процесса ОрВД, включающий три вида обслуживания:
диспетчерское обслуживание (районное
диспетчерское обслуживание;
диспетчерскоеобслуживание подхода;
аэродромное диспетчерское обслуживание);
полетно-информационное обслуживание;
аварийное оповещение.
Организация потоков воздушного движения
представляет собой подпроцесс процесса ОрВД, направленный на организацию
безопасных, упорядоченных и ускоренных потоков воздушного движения в целях обеспечения
максимально возможного использования пропускной способности органов ОВД
исоответствия объемов воздушного движения пропускной способности,заявленной
соответствующим органом ОВД.
Организация воздушного пространства представляет
собой подпроцесс процесса ОрВД, осуществляемый органами ОВД в соответствующих
зонах и районах и направленный на определение (согласование) границ элементов
структуры воздушного пространства, а также классификации воздушного
пространства, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном воздушным
законодательством и учитывающий:
государственные приоритеты в использовании
воздушного пространства;
возможности органа ОВД по обеспечению
приемлемого уровня
безопасности полетов и безопасности
использования воздушного пространства при обслуживании воздушного движения;
интересы пользователей воздушного пространства.
Основные входы и выходы процесса ОрВД.
Процесс ОрВД инициируется:
требованиями государства к организации
использования воздушного
пространства Российской Федерации;
потребностью пользователей воздушного
пространства в аэронавигационном обслуживании.
Рисунок 3 - Ресурсы процесса ОрВД.
Для обеспечения выполнения операций процесса
ОрВД привлекаются и потребляются ресурсы:
Технические ресурсы:
средства РТО (технические средства, изделия,
предназначенные для выполнения функций по радиотехническому обеспечению полетов
и обеспечению производственной деятельности Предприятия);
электросвязь (совокупность центров, станций
связи, оконечных устройств, различных средств электросвязи, соединенных между
собой в сетях электросвязи);
системы и средства автоматизации
(автоматизированные средства и системы обслуживания воздушного движения).
информационные ресурсы:
аэронавигационная информация (сведения, касающиеся
характеристик и фактического состояния аэродромов, порядка маневрирования в
районе аэродрома, воздушных трасс и их оборудования радио-электротехническими
средствами);
метеоинформация (метеорологические сводки,
анализ, прогнозы и любые другие сообщения, касающиеся фактических или ожидаемых
метеорологических условий).
Персонал:
специалисты в области организации ОрВД
(квалифицированный
персонал, имеющий специальное образование и
допуск).
материально-техническое и финансовое
обеспечение:
материально-техническое обеспечение -
совокупность материальных средств, предназначенных для поддержания
жизнедеятельности Предприятия (здания, коммуникации, расходные материалы);
финансовое обеспечение (оплата договоров на
поставку ресурсов).
Анализ результатов процесса ОрВД.
Ответственный за Процесс ОрВД оценивает:
статистические данные фактического ИВП: за
месяц, полугодие, год;
статистические данные по безопасности полётов:
за неделю, месяц, полугодие, год;
степень удовлетворения запросов пользователей на
ИВП (за полугодие, год);
нарушения порядка ИВП пользователями, нарушения
технологий работы и должностных инструкций персоналом, занятым в процессе ОрВД
(ежемесячно);
степень укомплектованности и компетентности
персонала, занятого в процессе ОрВД (ежемесячно, за полугодие, год);
степень обеспечения ресурсами процесса
(ежемесячно).
На основе анализа фактических данных, отчётности
и предложений, полученных от филиалов определяется степень достижения целей и
показателей Процесса ОрВД, а также необходимость и содержание мероприятий по
улучшению процесса (перспективные планы развития, планы устранения
недостатков).
2. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В АЭРОНАВИГАЦИИ
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
.1 Основные характеристики предприятия филиала
«Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
«Аэронавигация Дальнего Востока» - один из 17
филиалов Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная
корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» -
поставщика аэронавигационных услуг в Российской Федерации. Образовалась
«Аэронавигация Дальнего Востока» 5 ноября 1993 г. путем выделения служб
движения, радиотехнического обеспечения полетов и аэронавигационной информации
из состава объединенных авиационных отрядов.
Деятельность предприятия сертифицирована
Международной организацией по стандартизации - ISO (International Organization
for Standardization). Внедрение системы менеджмента качества в соответствии со
стандартом ISO 9001:2000 позволило повысить безопасность полетов, управляемость
бизнес-процессами и улучшить качество аэронавигационного обслуживания.
Основная миссия «Аэронавигации Дальнего Востока»
- качественное обеспечение аэронавигационного обслуживания. Безопасность
полетов является наивысшим приоритетом деятельности «Аэронавигации Дальнего
Востока».
Коллектив «Аэронавигации Дальнего Востока» -
более 2000 специалистов. Основная задача их деятельности - качественное
обеспечение аэронавигационного обслуживания. Безопасность полетов является
наивысшим приоритетом предприятия.
«Аэронавигация Дальнего Востока» несет
ответственность за организацию воздушного движения в небе над Хабаровским и
Приморским краями, Еврейской автономной областью, Амурской и Сахалинской
областями, а также над нейтральными водами Охотского и Японского морей. Общая площадь
этих территорий около 2,5 миллионов квадратных километров.
В состав «Аэронавигации Дальнего Востока» входят
Хабаровская (базовая) служба движения, Хабаровская (базовая) служба
эксплуатации радиотехнического обеспечения полетов и связи (ЭРТОС), Зональный
центр Единой системы организации воздушным движением и пять центров организации
воздушного движения: Благовещенский, Владивостокский, Комсомольский-на-Амуре,
Николаевский-на-Амуре и Сахалинский.
Через воздушное пространство района
ответственности «Аэронавигации Дальнего Востока» проходят десятки международных
воздушных трасс маршрутов ОВД, которые соединяют аэропорты различных стран и
континентов: Юго-Восточную Азию с Европой и Северной Америкой; десятки
внутренних воздушных трасс, соединяющих аэропорты региона между собой и с
другими аэропортами России и сотни местных воздушных линий. Регулярные полеты
из Европы в Японию, КНДР и далее в страны Юго-Восточной Азии осуществляют более
тридцати авиакомпаний, еще полтора десятка авиакомпаний выполняют рейсы из США
и Канады в Японию, Южную Корею, КНР и другие страны этого направления
перевозок.
Организация воздушного движения обозначается
аббревиатурой ОрВД. В англоязычных источниках используется термин Air Traffic
Management (ATM).
Организация воздушного движения обеспечивает
эксплуатантам воздушных судов возможность придерживаться планируемого времени
вылета и прибытия и выдерживать наиболее предпочтительные профили полета при
минимальных ограничениях и без снижения установленных уровней безопасности.
ОрВД включает: - обслуживание (управление) воздушного движения; - организацию
потоков воздушного движения; - организацию воздушного пространства в целях
обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков
воздушного движения.
Задачами ОВД являются:
а) предотвращение столкновений между воздушными
судами;
б) предотвращение столкновений воздушных судов с
препятствиями на площади маневрирования;
г) предоставление консультаций и информации,
необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов;
д) уведомление соответствующих организаций о
воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание
таким организациям необходимого содействия.
Структура воздушного пространства района
ответственности "Аэронавигации Дальнего Востока" соответствует
требованиям Федеральных правил использования воздушного пространства Российской
Федераци и обеспечивает возможность выполнения полетов в принятых международной
организацией гражданской авиации (ИКАО) классах воздушного пространства A, C,
G.
Через воздушное пространство проходят
Транссибирский, Трансполярный, Трансвосточный, Кроссполярный маршруты ОВД,
обеспечивающие полеты ВС из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и
Северную Америку и обратно. Кроме этого, имеется обширная сеть внутренних
воздушных трасс и воздушных трасс, открытых для международных полетов.
В «Аэронавигации Дальнего Востока» функции по
ОрВД выполняют направления начальника Хабаровского ЗЦ ЕС ОрВД - заместителя
директора и заместителя директора по ОрВД. Эти направления включают в себя
отдел ОрВД, Хабаровский ЗЦ ЕС ОрВД, Хабаровскую (базовую) службу движения,
службу аэронавигационной информации и службы движения центров ОВД. Хабаровская
(базовая) служба движения является крупнейшим подразделением «Аэронавигации
Дальнего Востока», обеспечивающим обслуживание воздушного движения.
В структуру службы движения входит районный
центр (РЦ), аэроузловые (аэродромные) диспетчерские центры (АДЦ) и
диспетчерские пункты местных воздушных линий.
ОВД предоставляется на 24 аэродромах гражданской
авиации.
Зональный и районный центры осуществляют
планирование и координирование использования воздушного пространства, а также
осуществляют координацию деятельности по вопросам организации использования
воздушного пространства.
органов ОВД предоставляют диспетчерское
обслуживание воздушного движения и аварийное оповещение.
органов ОВД оборудованы соотвествующими
техническими средствами, позволяющими предоставлять полетно-информационное
обслуживание воздушного движения. Хабаровский ЗЦ ЕС ОрВД дополнительно
оборудован системой приема от пользователей воздушного пространства планов
полета (ФПЛ) с использованием системы интернет.
Обслуживание полетов по МВЛ, в районе
авиационных работ, а также полетов ниже нижнего эшелона осуществляется под
управлением диспетчера местного диспетчерского пункта (МДП). Для этих целей
организовано пять МДП в Хабаровске, Благовещенске, Владивостоке,
Южно-Сахалинске и Николаевске-на-Амуре.
.2 Описание системы менеджмента качества в
аэронавигации Дальнего Востока
Система менеджмента качества предприятия
внедрена в филиале в 2007 году. Основные элементы и процедуры СМК
использовались в деловой практике филиала давно и достаточно успешно. В тоже
время, существует необходимость улучшения процедур управления документами и
записями, уточнения целей в области качества на уровне структурных
подразделений.
Заявленная высшим руководством ФГУП
«Госкорпорация по ОрВД» политика в области качества рассматривается
руководством филиала и центров ОВД как инструмент повышения результативности
деятельности филиала при обеспечении максимально возможного уровня безопасности
полётов при ОрВД.
Цели и задачи:
качественное предоставление аэронавигационных
услуг пользователям воздушного пространства;
обеспечение безопасности полетов;
обеспечение регулярности и экономичности
полетов;
осуществление планирования и координирования
использования воздушного пространства в зоне своей ответственности;
обеспечение аварийного оповещения органов и
служб, организующих поисково-спасательные работы;
обеспечение координации полетов воздушных судов
при проведении поисково-спасательных работ;
предоставление средств радиотехнического
обеспечения полетов, авиационной электросвязи, каналов связи, а также
информационное обеспечение;
передача экипажам метеорологической информации,
а также оперативной аэронавигационной информации и изменений в
аэронавигационной обстановке;
осуществление функций расчета аэронавигационных
сборов и взимания платы за АНО в районах аэродромов, местных воздушных линиях и
районах выполнения авиационных работ с российских и иностранных пользователей
воздушного пространства.
По этим и другим направлениям совершенствования
СМК в филиале в течение года проводился комплекс мероприятий, в соответствии с
Планом мероприятий по развитию системы менеджмента качества в филиале на 2013
г:
Разработаны и конкретизированы цели филиала в
области качества на 2013 г.
В филиале в период с 2007 по 2013 г. разработано
36 стандартов и положений по различным направлениям деятельности. В отчётном
году осуществлялось оформление, доработка и уточнение рабочих инструкций
(технологий работы персонала ОВД, рабочих инструкций различных служб,
инструкций по охране труда) в соответствии со стандартом филиала «Порядок
разработки должностной инструкции работника филиала, технологии работы и
рабочей инструкции».
Проведены внутренние аудиты (проверки) СМК в
Хабаровских (базовых) службах движения и ЭРТОС и в центрах ОВД.
Документы СМК размещены на
официальном сайте филиала <#"828813.files/image003.jpg">
Рисунок
4 - Воздушное пространство с RVSM/ без RVSM
Требования
к оборудованию и его функциям.
Воздушные
суда, выполняющие полеты в воздушном пространстве с RVSM, должны быть оснащены
следующим оборудованием:
а)
как минимум двумя системами измерения абсолютной высоты;) системами
автоматической коррекции погрешности приемника статического давления (SSEC)/
погрешности, обусловленной местом установки датчика (РЕС).
Примечание.
Для одноместного самолета достаточно наличия одной системы измерения абсолютной
высоты, отвечающей вышеуказанным требованиям, и второй системы, обеспечивающей
аналогичную точность при использовании таблицы поправок;
с)
приемоответчиком ВОРЛ, предоставляющим данные об абсолютной высоте и способным
работать от любой системы измерения абсолютной высоты;) системой сигнализации
об отклонении по абсолютной высоте, которая оповещает экипаж звуковым сигналом
и визуально, если отображаемая абсолютная высота отличается от заданной абсолютной
высоты более чем на ±60 м (±200 фут). При разработке MASPS (технические
требования к минимальным характеристикам бортовых систем) для оборудования
должны быть определены допуски относительно этого номинального порога;
е)
автоматическим устройством выдерживания абсолютной высоты, конструкция которого
такова, что в случае любого единичного отказа в этом устройстве:
)
отклонение воздушного судна от траектории полета не превысит ±90 м (±ЭОО фут) в
течение 3 секунд до вмешательства пилота;
)
не будет нарушена балансировка до такой степени, когда пилоту будет трудно
вывести воздушное судно в нормальное положение;
)
система управления воздушным судном не предпримет действия, которые трудно
понять пилоту по перемещению органов управления, индикации пилотажных приборов
или выданной рекомендации.
.2
Разработка плана по внедрению RVSM
Внедрение
системы эшелонирования RVSM началось в 1997 году с Северо-Атлантического
региона, где впервые были установлены сокращенные до 1000 футов интервалы
вертикального эшелонирования между FL330 и FL370. С 2000 года начался массовый
переход на интервалы RVSM по всему миру. К 2005 году система RVSM уже была
установлена практически во всем европейском регионе и западном полушарии, а в
2011 году и в России.
На
сегодняшний день все страны-члены ИКАО установили в своем воздушном
пространстве RVSM между эшелонами FL290 и FL410. Особняком стоят Китай,
Монголия и КНДР, которые отказались от перехода на футовую систему измерения
высоты, тем не менее, ввели RVSM в метровых величинах.
На
практике RPG будут нести ответственность за обеспечение приемлемого уровня
безопасности системы в воздушном пространстве с RVSM. С этой целью для принятия
соответствующих решений рекомендуется следующая стратегия внедрения, основанная
на эксплуатационной оценке и анализе риска столкновения.
а)
Этап 1. Оценка требований. На этом этапе следует оценить:
)
степень необходимости введения RVSM;
)
соотношение затрат/преимуществ от введения минимума RVSM для потребителей и
поставщиков;
)
последствия для обслуживания воздушного движения (ОВД).) Этап 2. Оценка
безопасности системы. На этом этапе следует оценить:
)
частоту пролетов воздушных судов в рассматриваемых районах;
)
типичные возможности воздушных судов в части выдерживания высоты;
)
возможности обеспечения расчетного TLS, равного 2,5 х 10-9 катастрофы на час
полета воздушного судна;
)
результаты анализа сообщений об отклонениях по высоте в результате ошибочных
указаний диспетчеров УВД и выполнения аварийных процедур. При этом следует
оценить частоту возникновения таких отклонений, а также уровень риска
столкновения в существующих условиях и в условиях планируемого RVSM, причины
ошибок и рекомендуемые меры по снижению риска в условиях RVSM;
)
аспекты эксплуатации, которые могут повлиять на безопасность полетов, включая
возможность увеличения числа донесений о предпосылках к авиационным
происшествиям.
с)
Этап 3. Планирование и подготовка. На этом этапе необходимо:
)
разработать график выполнения программы работы;
)
провести консультации с пользователями воздушного пространства;
)
подготовить необходимые документы (например, технические условия, правила
эксплуатации и программы сертификации);
)
определить порядок утверждения государствами;
)
обеспечить механизм регионального контроля за выдерживанием высоты и разработать
критерии характеристик выдерживания высоты;
)
создать системы контроля за характеристиками выдерживания высоты;
)
разработать меры, направленные на снижение остроты проблемы, связанной с
визуальным обнаружением пилотами других воздушных судов, находящихся на смежных
эшелонах полета (например, применение смещенных линий пути, оборудования
предотвращения столкновений, консультативной службы ОВД);
)
разработать план выполнения любых корректирующих действий, необходимость
которых была выявлена на предыдущих этапах.) Этап 4. Проверка/испытаний. На
этом этапе необходимо:
)
в течение согласованного периода времени оценивать работу всей системы
применительно к воздушным судам, сертифицированным для полетов по RVSM, в
условиях действующего VSM в 600 м (2000 фут) до тех пор, пока:) не будет
подтверждено, что требования к летной годности и выдаче разрешения на
выполнение полетов, а также соответствующие рекомендации инструктивного
материала являются адекватными в том смысле, что соблюдение таких требований
позволяет обеспечить характеристики выдерживания высоты, предусмотренные в
соответствующих глобальных требованиях;) не будут устранены причины наблюдаемых
ошибок, не соответствующих глобальным требованиям к характеристикам
выдерживания высоты; ) не будет обеспечиваться с заранее заданным уровнем
статистической достоверности TLS, равный 2,5 х 10-9 катастрофы на час полета
воздушного судна (исходя из наблюдаемых характеристик выдерживания высоты); )
не станут действенными любые дополнительные критерии и меры безопасности,
вводимые в целях количественной оценки и уменьшения вероятности столкновения
из-за ошибочных указаний диспетчеров УВД и выполнения аварийных процедур;
)
предусмотреть дополнительный период времени для выполнения полетов в условиях
RVSM на испытательной основе в целях проверки целостности системы. Проверка
должна подтвердить, что уровень риска в условиях RVSM, связанный с причинами
ошибок, не включенными в CRM, не превышает уровня риска при вертикальном
эшелонировании в 600 м (2000 фут).) Этап 5. Эксплуатация. После внедрения
особое внимание следует уделить мероприятиям, необходимым для того, чтобы:
)
все воздушные суда, осуществляющие полеты выше эшелона полета 290,
соответствовали MASPS;
)
эффективно действовала система выдачи утверждений государством;
)
продолжала функционировать система контроля за характеристиками выдерживания
высоты, обеспечивая выдачу характерных данных о группе воздушных судов;
)
проводилась регулярная оценка уровней риска в системе и сравнение их как с TLS,
равным 2,5 х 10-9 катастрофы на час полета воздушного судна, так и с другими
критериями безопасности, которые, по мнению RPG, являются приемлемыми;
)
предусматривались своевременные и эффективные меры для выявления и устранения
причин больших отклонений по высоте.
.3
Условия эксплуатации воздушного пространства с RVSM
Простое
перечисление эксплуатационных условий и требований не даст полного
представления о многочисленных и разнообразных структурах воздушного
пространства, метеоусловиях, системах ОВД и особенностях воздушного движения,
существующих в разных государствах и регионах. Ниже перечислены основные
условия обеспечения полетов, которые должны соблюдаться в воздушном
пространстве с RVSM:
с)
необходимо разработать дополнительные планы и процедуры для обеспечения
эшелонирования в районах, где метеорологические условия неблагоприятно влияют
на характеристики выдерживания высоты. Следует предусмотреть обеспечение
прогноза таких условий и выполнения плана действий в непредвиденных
обстоятельствах при возникновении этих условий ;) необходимо разработать и
внедрить стратегические процедуры УВД для корректировки ситуации, когда данные
контроля за характеристиками системы свидетельствуют о том, что установленные
пределы нарушены. Это может потребовать проведения мероприятий по упорядочению
движения воздушных судов, использования односторонних маршрутов, выполнения
полетов по систематически смещаемым трассам и пр.;
е)
необходимо разработать планы действий в непредвиденных обстоятельствах при
отказах материальной части в полете.
.4
Порядок перехода на правила полетов по RVSM
Ожидается,
что введение правил полетов по RVSM будет осуществляться по регионам до полного
охвата всего мирового воздушного пространства. На этот период потребуется
разработать четкий порядок пересечения границ между воздушным пространством с
RVSM и прилегающими районами (где еще применяется VSM 600 м (2000 фут). Следует
рассмотреть, но не ограничиваться этим, следующие вопросы:
а)
необходимые меры по обеспечению пропускной способности смежного воздушного
пространства, рассчитанной на возможное увеличение потока движения из
воздушного пространства с RVSM;) выдача разрешений только тем воздушным судам,
которым разрешено выполнять полеты в воздушном пространстве с RVSM;
с)
метод перехода. Это требует детального планирования с определением особых
пунктов, в которых воздушные суда будут направляться по расходящимся маршрутам,
и конкретных точек, где будет обеспечиваться достаточное боковое эшелонирование
для перехода к VSM 600 м (2000 фут);) проверка с помощью моделирования
разработанной методики перехода
е)
координация действий всех служб УВД с целью выработки межрегионального или, при
необходимости, международного соглашения с распределением обязанностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система
менеджмента качества предприятия в филиале соответствует требованиям
международного стандартов ISO 9001:2008 и ГОСТ ISO 9001-2011, стандартов ФГУП
«Госкорпорация по ОрВД» и филиала «Аэронавигация Дальнего Востока».
В
филиале имеются достаточные ресурсы для достижения целей в области качества.
К
сильным сторонам СМК в филиале следует отнести профессиональную компетентность
персонала, систему аудитов (проверок), использование современных информационных
технологий для обеспечения доступа персонала к документации СМК.
Основные
направления улучшения процессов и СМК Предприятия в филиале:
Совершенствование
учёта и контроля корректирующих мер по устранению замечаний и несоответствий,
выявленных в результате внешних и внутренних аудитов.
Руководителям
при разработке целей подразделений в области качества руководствоваться
требованиями положения П-ГК-0001-006, устанавливать цели только с измеряемыми
показателями достижения.
Переработка
стандарта «Порядок разработки положения о подразделении филиала», уточнение
стандарта Филиала «Порядок разработки должностной инструкции работника филиала,
технологии работы и рабочей инструкции» в соответствии с положениями стандарта
Предприятия СТО-ГК-0001-042 «Порядок разработки, согласования, утверждения,
ввода в действие, внесения изменений в технологии работы диспетчеров ОВД…»,
доработка (уточнение) других действующих стандартов филиала, разработка новых
документов по направлениям деятельности.
Применение
сокращенного минимума вертикального эшелонирования в воздушном пространстве
«Аэронавигации Дальнего Востока», вносит значительные изменения в операционную
среду РДЦ верхнего воздушного пространства. Тщательное предварительное
планирование реализации RVSM будет способствовать оптимизации пропускной
способности и операционной эффективности, a диспетчеры ОВД смогут успешно
реагировать на масштабные изменения в своей операционной среде и постоянно
обеспечивать уровень безопасности.
Предоставление
дополнительных эшелонов полета - это один из способов, дающий возможность
диспетчерам ОВД:
успешно
работать с существующими и будущими потоками движения в своих зонах
ответственности,
более
эффективно стратегическими методами предотвращать возникновение конфликтов в
основных точках пересечения европейской сети трасс и,
выполнять
требования пилотов по предоставлению оптимальных крейсерских эшелонов.
Все
эти факторы будут способствовать повышению безопасности полетов в воздушном
пространстве « Аэронавигации Дальнего Востока», что является одним приоритетов
в работе Предприятия.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Системы
менеджмента качества Авторы: Степанов С. А, Щербаков А. Ю., Ященко В. В.
Издательство: СПбГЭТУ 2003 г.
Сайт
dv.gkovd.ru <#"828813.files/image004.jpg">
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ё
ПРИЛОЖЕНИЕ В