Рис. 1. Конфликт как регулятор формирования заданного уровня противоречий
Данные способы находятся в стадии научной разработки и их насущная актуальность подтолкнет ученых к дальнейшим исследованиям по супероптимальным решениям.
2.3 Метод снижения уровня противоречий сторон с антагонизма или столкновения до поляризации или различия
Противоречие возникает в результате взаимодействия сторон с различной степенью восприятия и оценки одного и того же явления, процесса, информации. Все противоречия могут быть сведены к трем видам: системным, производственным и личностным.
Системные противоречия отражают противоречия, возникшие между управляющей и управляемой подсистемами.
Личностные противоречия отражают столкновение личных интересов.
Обычно выделяют четыре ступени противоречий - различие, поляризация, столкновение и антагонизм:
различие - возникает, как правило, при нововведениях, такие противоречия разрешаются в процессе коммуникации;
поляризация - характеризуется взаимопониманием в целях, задачах между руководителем и подчиненным, но и различием их подходов в средствах и методах;
столкновение - характеризуется частичной поддержкой общей цели задания со стороны подчиненных. При этом формируются различные частные цели.
Причины столкновений: различный уровень компетенции руководителя и подчиненного; различные позиции по поводу перехода на новое изделие;
низкий уровень системных знаний у руководителя; плохо организованная система коммуникаций;
антагонизм - непримиримое противоречие, основанное на разных подходах к общей и частным целям, средствам и методам.
Грамотный руководитель использует все виды противоречий для развития внутрифирменной конкуренции. Иногда противоречия вызываются или организовываются целенаправленно. Чтобы управлять развитием организации с помощью противоречий, необходимо уметь соотнести тип противоречия с конкретной ситуацией в организации.
Задача руководителя - распознать тип противоречия и перевести на требуемую ступень.
К примеру, антагонизм может позитивно себя реализовать в поисковой работе, в переходных, экстремальных условиях. Результатом может стать супероптимальное решение (смена продукта, смена формы собственности, переход от механистической к органической структуре). Но антагонизм в коллективе не может продолжаться долго: тратится слишком много энергии, снижается уровень культуры организации, происходит ухудшение микроклимата в коллективе.
Наука управления противоречиями тесно связана со знанием психологии и конфликтологии. Конфликт в переводе означает "столкновение". Именно серьезное разногласие, столкновение, спор вызывают конфликтную ситуацию. Конфликты с сослуживцами, с начальником могут возникать по самым разным поводам. И хотя конфликты - объект исследования конфликтологии, нас это интересует с позиций исследования отношений между элементами в организации.
3. Система принятия решений - супероптимальных решений, в Чрезвычайных ситуациях
Целью моей работы является разработка предложений по повышению эффективности процесса принятия управленческого решения (УР), при чрезвычайных ситуациях чтобы оно отвечало наивысшим качественным и количественным критериям и его можно было отнести к классу - супероптимального решения (СОР).
.1 Система управления принятия решений при чрезвычайных ситуациях как организационная система
Эта система предусматривает, как правило, решение задач прогнозирования, оценки и ликвидации последствий ЧС и одновременно преследует ряд целей, которые, могут противоречить друг другу. Принятие решений в большинстве случаев осуществляется в условиях неопределенности.
. При принятии решения должна максимально учитываться информация о реальной обстановке. Решение, принимаемое без комплексного учета прямых или косвенных данных о фактической обстановке, не может считаться объективно обоснованным, поэтому для повышения уровня обоснованности решения необходим поиск путей снятия или хотя бы частичного преодоления неопределенности за счет получения дополнительной информации об обстановке.
.Другим важнейшим требованием, оказывающим влияние на эффективность мероприятий по защите населения от вредных воздействий окружающей среды, является оптимальность вырабатываемых и принимаемых органами управления решений в ходе обнаружения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф и бедствий. Следовательно, функционирование системы управления органов МЧС осуществляется в сложных, динамично изменяющихся . условиях. Представляется, что выработка и принятие решений по противодействию и ликвидации последствий ЧС должны учитывать особенности состояния окружающей среды и обстановки.
Основными из них, являются:
практическая внезапность и скоротечность большинства процессов;
возникновение условий, угрожающих жизни и здоровью населения;
априорная неопределенность местоположения очагов возникновения ЧС;
слабая контролируемость динамики развития ЧС и т.д.
Поэтому главными требованиями к системам управления ЧС в части принятия решений можно назвать:
оперативность, обусловленная дефицитом времени;
способность организовать добывание и прием многоплановой информации о постоянно меняющей обстановке;
высокая скорость анализа и обработки разнородной оперативной информации;
эффективные каналы связи между оперативным штабом и личным составом.
В настоящее время действующая система управления чрезвычайными ситуациями требует постоянной оптимизации принятия управленческих решений, которые можно отнести к супероптимальным решениям.
.2 Автоматизированная информационно-управляющая система, подсистема поддержки принятия решения
Решение задачи выбора супероптимальных решений в условиях неопределённости и многокритериальное, дефицита времени, когда решение должно быть направлено на достижение цели лежит на пути создания в рамках автоматизированной информационно-управляющей системы подсистемы поддержки принятия решений. Такая подсистема должна обеспечить реализацию процедур принятия решений как в ситуациях, допускающих строгую формализацию проблемы, так и в тех случаях, когда необходим анализ качественной информации - мнений специалистов-экспертов.
Необходимость принятия супероптимальных решений привела к разработке и широкому использованию количественных методов. Наибольшее распространение получили оптимизационные методы. Они опираются на предположение о существовании единственного критерия принятия решения. В этом случае лицо, принимающее решение из большого числа различных и часто противоречивых показателей вынужден конструировать такой единственный критерий, увеличение или уменьшение значения которого эквивалентно улучшению решения. Однако, даже использование методов свертывания критериев не всегда позволяет ЛПР сделать это. В этом случае единственный критерий приходится формулировать с большой степенью произвола.
Оптимизационные методы оказались пригодными для анализа лишь относительно простых моделей, не отражающих сложности реальных явлений в достаточной степени. Поэтому их использование для задач МЧС ограничено.
Имитационный подход позволяет преодолеть ограниченность оптимизационных методов. При его использовании можно анализировать достаточно сложные модели, причем число показателей, изучаемых при исследовании, может быть большим. Однако, имитационный подход имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что вариантные расчеты позволяют оценить последствия только отдельных решений, но не могут дать общей картины потенциальных воздействия на изучаемую систему при значительном количестве допустимых решений. Таким образом, использование при принятии управленческих решений в МЧС методов математического моделирования не приводит к адекватному решению задачи.
Для преодоления недостатков имитационного моделирования предлагается использовать системный подход, обеспечивающий построение человеко-машинных имитационных систем принятия решений. В таких имитационных системах методы имитации используются в сочетании с другими методами исследования моделей. Это обеспечивает эффективное использование различных методов на тех этапах исследования, на которых их достоинства проявляются в наибольшей степени, а недостатки наименее существенны. В этих условиях именно разработка человеко-машинных имитационных систем открывает путь к моделированию процессов принятия решений в МЧС адекватных складывающейся ситуации.
Заключение
Интересы повышения эффективности управления требуют глубокого анализа и оценки управленческой деятельности на всех уровнях руководства, использования последних достижений науки и техники. Необходимы все более широкие и глубокие обобщения накопленного опыта управления при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Управление должно вбирать все новое, передовое, что появляется в области управления и других сферах человеческой деятельности.
Вопросы управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации и гражданской обороны при возникновении чрезвычайных ситуаций являются сложными и во многом проблемными, что обязывает руководящий состав органов управления постоянно совершенствовать формы и методы своей работы.
Опыт последнего времени показывает, что там, где управление организовано грамотно и базируется на современных средствах, ликвидация чрезвычайных ситуаций носит плановый, организованный характер. А это, в конечном счете, ведет к увеличению числа спасенных людей, качественному выполнению мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, позволяет значительно экономии государственные средства.
Список использованной литературы
2. Олянич Д. Б. <http://portal-u.ru/o/olyanich> Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич [и др.].
Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 408 с.: ил. - (Высшее образование).
. Иванов А.В., Малявина А.В. Разработка управленческих решений.
М.: МАЭП. 2011.