Человек и биосфера
Человек и
биосфера
В первой
половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты
проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование в
рассказах "Царь-рыба".
Главные герои
"Царь-рыбы" — это Природа и Человек. Критики назвали произведение
социально-философским. Мысли и чувства автора имеют общечеловеческое значение.
Название повествованию дала глава "Царь-рыба", имеющая обобщенный
символический смысл. Царь-рыба — это огромный осетр. С царь-рыбой борется
человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается
драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от
него, унося в своем теле крючки. Очень драматично выглядит финал борьбы — рыба
уходит от человека, чтобы умереть: "Яростная, тяжело раненная, но не
укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной заверти,
буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу".
Речь в
повествовании идет и о трагедии Человека, который связан с Природой теснейшей
связью, но забыл об этом и губит себя и ее. Мы росли в эпоху Чернобыля. Нам
всегда будут памятны кошмары картины ядерной катастрофы. Если человечество не
сумеет изменить свое сознание, то новые катастрофы просто неизбежны. А ведь
несколько десятилетий назад А. И. Вернадский создал свое учение о ноосфере —
сфере человеческого разума, где необходимо "мыслить и действовать... не
только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но
и планетарном аспекте".
Понятие
"человечество" возникло несколько веков назад, однако лишь в
последние годы люди начали учиться чувствовать себя человечеством —
нераздельной общностью. Почему проблемы экологии приобретают такую остроту?
Ответ прост: сегодня человечество оказывает на природу такое же по силе
влияние, как, например, самые сильные шторма или мощные извержения вулканов. А
нередко человечество и превосходит стихийные разрушительные силы природы.
Возвращение к "райскому саду", то есть к нетронутой природе, уже
абсолютно невозможно. Однако вопросы взаимоотношений человека и природы должны
решаться с учетом этического фактора.
В повествовании
"Царь-рыба" все герои — главные. Это и Аким, и Николай Петрович,
Киряга и многие другие. Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ
автора, стремясь к провозглашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных
принципов. Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к размышлению,
от картин природы к публицистике.
Выбор автором
формы произведения — повествование в рассказах — не случаен. Эта форма
позволила Астафьеву отстраниться от строгой сюжетности повествования, чего не
позволяет, например, форма романа. Одна из главных задач "Царь-рыбы"
— обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь
браконьер — это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства.
Браконьер — это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и
тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов. "Царь-рыба" —
это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно
повествование.
Всепоглощающая
идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в
главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы,
расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед
всеми людьми. Большое идейно-художественное значение имеет и место действия
"Царь-рыбы" — Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства
одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири
основываются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. "Так что же я ищу?
Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа". Виктор Астафьев не дает
готовых ответов на поставленные в повествовании ответы. От читателя требуется
мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только
человек. Это задача настоящего и будущего.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/