Оценка рыночной стоимости бизнеса на примере ОАО 'Торговая фирма 'Невский'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,44 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка рыночной стоимости бизнеса на примере ОАО 'Торговая фирма 'Невский'

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева"

Факультет экономики и управления







Курсовая работа

Оценка рыночной стоимости бизнеса на примере ОАО "Торговая фирма "Невский"










Самара 2014 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая часть. Три подхода к оценке стоимости бизнеса

.1 Доходный подход

.2 Сравнительный подход

.3 Затратный подход

Глава 2. Расчётная часть

.1 Расчет стоимости объекта оценки в рамках доходного подхода

.2 Оценка рыночной стоимости ОАО "Торговая фирма "Невский" сравнительным подходом

.3 Оценка рыночной стоимости ОАО "Торговая фирма "Невский" затратным подходом

.4 Согласование результатов оценки ОАО "Торговая фирма "Невский"

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

оценка бизнес стоимость рыночный

Введение

Целью данной работы является нахождение рыночной стоимости предприятия ОАО "Торговая фирма "Невский"

Полное наименование организации       :

Открытое акционерное общество "Торговая фирма "Невский"

Регион Санкт-Петербург

Адрес 193231, Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 6, корп. 1

Генеральный Директор компании Логинов Игорь Витальевич

Виды деятельности

Компания ОАО "Торговая фирма "Невский" осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):

Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах

Розничная торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы

Розничная торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты (Основной вид деятельности)

Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах

Розничная торговля рыбой, ракообразными и моллюсками

Розничная торговля рыбой и морепродуктами (Дополнительный вид деятельности)

Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах

Розничная торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы

Розничная торговля продуктами из мяса и мяса птицы (Дополнительный вид деятельности)

Компания работает в следующих отраслях промышленности (в соответствии с классификатором ОКОНХ):

Торговля и общественное питание

Внутренняя торговля

Розничная торговля

Глава 1. Теоретическая часть. Три подхода к оценке стоимости бизнеса

.1 Доходный подход

Данная глава посвящена самым популярным методам оценки стоимости предприятия - методам, объединенным в рамках доходного подхода.

Подходы и методы в оценке стоимости предприятия (бизнеса)

Для определения рыночной или другого вида стоимости оценщики применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую "реакцию" рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

Как мы уже выяснили, "оцениваемая стоимость" - понятие многократное, ее величина зависит от множества различных факторов. Все факторы невозможно одновременно учесть в рамках одного рас­четного алгоритма. Поэтому при построении той или иной модели определения стоимости бизнеса ряд факторов принимается за постоянную величину, в то время как другие - за переменную. Величина стоимости бизнеса одним из методов рассчитывается с учетом влияния не только нескольких основных факторов. Методы оценки различаются также временными аспектами исследования. Одни методы ориентированы в основном на ретроспективную информацию, другие - на перспективную, третьи - на текущую информацию фондового рынка.

В зависимости от факторов стоимости, являющихся основными переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый под­ход позволяет "уловить" определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше вели­чина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Оценщик, внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости. Доходный подход - это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания.

Хотя, как правило, доходный поход является, наиболее подходя­щей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной другими подходами.

.2 Сравнительный подход

Данный подход особенно подходит для оценки в том случае, если на рынке имеется несколько объектов, с которыми можно сравнить оцениваемый бизнес. На точность определения рыночной стоимости объекта напрямую влияет достоверность собранных оценщиком сведений о продажах аналогов.

Оценщик собирает экономическую и финансовую информацию о предприятиях, по которым имеется информация о ценах сделок с пакетами акций, долями в уставном капитале. Если на рынке совершалось мало таких сделок, или между оценкой и продажей аналогичных объектов прошло слишком много времени, или рынок был нестабилен, результат оценки может стать недостаточно точным. Дело в том, что резкие изменения на рынке провоцируют искажение показателей.

В сравнительном подходе используется принцип замещения. Чтобы сравнить объект оценки с аналогами, оценщик выбирает бизнесы, с которыми тот конкурирует, т.е. подбираются компании по таким критериям, как: принадлежность к отрасли, размеры компании, вид выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, стадия жизненного цикла, финансовые характеристики.

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения. Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их акции. При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и многое другое, что, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку. Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

Сравнительный подход обладает рядом преимуществ и недостатков, которые должен учитывать профессиональный оценщик. Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, т.к. оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе произведенных расчетов.

Сравнительный подход базируется на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые предприятием результаты производственно-финансовой деятельности, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.

Другим достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке.

Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике.

Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем.

Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии самой разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий аналогов является достаточно сложным и дорогостоящим процессом.

В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить эти различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости. Возможность применения сравнительного подхода в первую очередь зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие - это открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, поскольку сравнительный подход является достаточно трудоемким и дорогостоящим.

Сравнительный подход предполагает использование трех основных методов, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки.

. Метод компании-аналога.

. Метод сделок.

. Метод отраслевых коэффициентов.

Рассмотрим содержание, оптимальную сферу и необходимые ус­ловия применения каждого метода

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком.

Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода - оценка 100%-го капитала, либо контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты обычно рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. На основе анализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.

.3 Затратный подход

Затратный подход основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины и экономического разделения. В целом, все три подхода связаны между собой. Каждый из них предлагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.

Каждый из трех подходов открывает перед оценщиком различную перспективу. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

В рамках затратного подхода применялся метод скорректированной стоимости чистых активов компании.

Определение стоимости чистых активов Компании осуществляется на основании Приказа Минфина РФ №10н, ФКЦБ РФ №0у-6/нз "Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ". Согласно данному документу величина чистых активов представляет собой разницу между суммой активов, принимаемых к расчету, и суммой обязательств как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Величина чистых активов определяется по состоянию на определенную дату. В данной работе активы корректируются по состоянию на дату последней финансовой отчетности (01.08.2007 года).

Метод скорректированной стоимости чистых активов включает в себя следующие этапы оценки:

анализ бухгалтерской отчетности;

формирование статей баланса по основным расчетным группам;

перевод текущей балансовой стоимости активов в рыночную стоимость;

перевод обязательств компании в текущую рыночную стоимость;

расчет рыночной стоимости скорректированных чистых активов компании.

В результате проведенных работ стоимость чистых активов компании определяется как рыночная стоимость совокупных активов минус текущая рыночная стоимость всех обязательств.

Глава 2. Расчётная часть

.1 Расчет стоимости объекта оценки в рамках доходного подхода

Расчёт методом дисконтирования денежных потоков производим на основании данных балансовых отчетов и финансовых результатов (форма №1 и №2 Приложение 1).

Выбор модели денежного потока

При оценке бизнеса мы применяем модель денежного потока для собственного капитала.

Таблица 1. Модель потока для собственного капитала


Чистая прибыль после уплаты налогов

Плюс

Амортизационные отчисления

Плюс (минус)

Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала

Плюс (минус)

Уменьшение (прирост) инвестиций в основные средства (изменения в постоянных и др. долгосрочных активах)

Плюс (минус)

Прирост (уменьшение) долгосрочной задолженности

Итого

Денежный поток


Рассчитаем денежный поток:

Денежный поток = 25864929+12175884,48+151164150+1461117-60439272=130226808,48

Определение длительности прогнозного периода

Согласно методу дисконтированных денежных потоков, стоимость предприятия основывается на будущих, а не на прошлых денежных потоках. Поэтому задачей оценщика является выработка прогноза денежного потока на какой-то будущий временной период начиная с текущего года. В качестве прогнозного берется период, продолжающийся до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются (предполагается, что в постпрогнозный период должны иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечный поток доходов). С одной стороны, чем длиннее прогнозный период, тем большее число наблюдений и более обоснованным с математической точки зрения выглядит итоговая величина текущей стоимости предприятия. С другой стороны, чем длиннее прогнозный период, тем сложнее прогнозировать конкретные величины выручки, расходов, темпов инфляции, потоков денежных средств. В странах с рыночной экономикой прогнозный период составляет 5-10 лет, в странах с переходной экономикой допустимо сокращение прогнозного периода до 3 лет.

Выбираем прогнозный период, длительностью 6 лет.

Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации

Анализ валовой выручки и ее прогноз требуют детального рассмотрения и учета целого ряда факторов, среди которых: номенклатура выпускаемой продукции; объемы производства и цены на продукцию; ретроспективные темпы роста предприятия; спрос на продукцию; темпы инфляции; имеющиеся производственные мощности; перспективы и возможные последствия капитальных вложений; общая ситуация в экономике, определяющая перспективы спроса; ситуация в конкретной отрасли с учетом существующего уровня конкуренции; доля оцениваемого предприятия на рынке; долгосрочные темпы роста в послепрогнозный период; планы менеджмента данного предприятия.

Таблица 2. Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки

3 ЭТАП

4 кв. 2007

4 кв. 2008

4 кв. 2009

4 кв. 2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Выручка

19039837

21906693

22941812

26532674

29666564,36

33170612,23

37088538,55

41469228,31

46367340,53

51843990,24

темп прироста


15,05714571

4,7251267

15,65204178







средний темп прироста


11,81143806











Этапы выполнения расчётов ретроспективного анализа:

кв. 2008

(21906693 -19039837) / 19039837 * 100 = 15,05714571

кв. 2009

(22941812 - 21906693) / 21906693 * 100 = 4,7251267

кв. 2010

(26532674 - 22941812) / 22941812 * 100 = 15,65204178

Анализ и прогноз расходов

На данном этапе оценщик должен:

•        учесть ретроспективные взаимозависимости и тенденции;

•        изучить структуру расходов, в особенности соотношение постоянных и переменных издержек;

•        оценить инфляционные ожидания для каждой категории издержек;

•        изучить единовременные и чрезвычайные статьи расходов, которые могут фигурировать в финансовой отчетности за прошлые годы, но в будущем не встретятся;

•        определить амортизационные отчисления исходя из нынешнего наличия активов и из будущего их прироста и выбытия;

•        рассчитать затраты на выплату процентов на основе прогнозируемых уровней задолженности;

•        сравнить прогнозируемые расходы с соответствующими показателями для предприятий-конкурентов или с аналогичными среднеотраслевыми показателями.

Таблица 3. Анализ и прогноз расходов

4 этап





2011

2012

2013

2014

2015

2016

Себестоимость

16119922

18883058

19532886

21165202

24903090,78

27844503,92

31133340,26

34810635,46

38922272,11

43519552,17

доля себестоимости от выручки

0,846641807

0,861976657

0,8514099

0,797703315







средняя доля себест от выручки


0,839432921











Этапы расчёта анализа и прогноза расходов:

)        Доля себестоимости = Себестоимость/Выручка

)        Средняя доля себестоимости = Доля себестоимости/кол.во долей

)        Себестоимость расчётного года = Выручка расчётного года*Средняя доля себестоимости

Анализ и прогноз инвестиций

Данный этап метода дисконтирования денежных потоков включает:

•        определение излишка или недостатка чистого оборотного капитала компании. Излишек увеличивает рыночную стоимость компании, а недостаток должен быть восполнен, поэтому он уменьшает рыночную стоимость;

•        анализ капитальных вложений с целью замены основного капитала по мере его износа и расширения производственных мощностей;

•        расчет изменения (увеличения или уменьшения) долгосрочной задолженности (для модели денежного потока, приносимого собственным капиталом).

Таблица 4. Анализ и прогноз инвестиций






2011

2012

2013

2014

2015

2016

Долгосрочные фин влож (капит влож)

982548

1016371

1111572

854432

1325020,878

1481524,898

1656514,294

1852172,454

2070940,656

2315548,529

доля капит влож

0,051604854

0,046395455

0,0484518

0,032203011







средняя доля капит влож


0,044663779









прирост инвестиций





470588,8781

156504,0204

174989,3958

195658,1599

218768,2023

244607,873



Этапы расчёта анализа и прогноза инвестиций

)        Доля капитальных вложений = Долгоср.фин.вложения/Выручка

)        Средняя доля кап.вложений = Доля кап. Вложений/кол.во

)        Долгоср.фин.вложения расч.периода = Долгоср.фин.вложения* Средняя доля кап.вложений

)        Прирост инвестиций расч. Периода = Долгоср.фин.вложения расч.периода-фин.вложения пред.года

Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода

Расчет денежного потока по годам прогнозного периода производится по результатам предыдущих этапов. Более реален прогноз денежного потока для собственного капитала. При прогнозе денежного потока, как правило, не применяются методы экстраполяции, так как величины денежного потока зависят от инвестиций, а последние не подчиняются какой-либо априорной модели. Нужно вести расчеты элементов денежного потока по годам прогнозного периода по данным о выручке, издержках и инвестициях.

Существуют два основных метода расчета величины потока денежных средств: косвенный и прямой. Косвенный метод анализирует движение денежных средств по направлениям деятельности. Он наглядно демонстрирует использование прибыли и инвестирование располагаемых денежных средств.

Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, т. е. по бухгалтерским счетам.

Таблица 5. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода

6 этап





2011

2012

2013

2014

2015

2016

валовая прибыль

2919915

3023635

3408926

5367472

4763473,577

5326108,308

5955198,292

6658592,85

7445068,42

8324438,065

прибыль до налогообложения





3604256,577

4224852,308

4909005,292

5664709,85

6500879,42

7427458,065

график плат по кредитам (по задан)





1159217

1101256

1046193

993883

944189

896980

налог на прибыль





720851,3153

844970,4616

981801,0584

1132941,97

1300175,884

1485491,613

чистая прибыль





2883405,261

3379881,846

3927204,234

4531767,88

5200703,536

5941966,452




2011

2012

2013

2014

2015

2016

балансовая стоимость





22947559

20104904

17614386

15432384

13520680

11845791

величина амортиз. отчислений

2753707,08

2412588,48

2113726,32

1851886,08

1622481,6

1421494,92








оборотные активы

4829303

4878980

4605995

5384434

5933312,871

6634122,446

7417707,71

8293845,662

9273468,105

10368798,05

доля оборотных активов

0,253642035

0,222716409

0,2007686

0,202935972







ср доля оборотных активов


0,220015749









прирост оборот активов





548878,8713

700809,5749

783585,2638

876137,952

979622,4435

1095329,942


долгосрочные обязательства

7102513

10073212

11115450

10428877

12027829,37

13871932,65

15998773,3

18451700,54

21280709,87

24543462,08

темп прироста


41,82602693

10,34663

-6,17674498







средний темп прироста


15,33197073









прирост долг обязат





1598952,369

1844103,279

2126840,654

2829009,327

3262752,209




2011

2012

2013

2014

2015

2016

денежный поток





6216596,961

6779260,01

7209196,548

7764785,088

8453803,817

9286275,766



Определение ставки дисконта

С технической, т.е. математической, точки зрения ставка дисконта - это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса. В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования или это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.

Ставка дисконта или стоимость привлечения капитала должна рассчитываться с учетом трех факторов: 1) наличие у многих предприятий различных источников привлекаемого капитала, которые требуют разных уровней компенсации; 2) необходимость учета для инвесторов стоимости денег во времени; 3) фактор риска или степень вероятности получения ожидаемых в будущем доходов.

Существуют различные методики определения ставки дисконта, наиболее распространенными из которых являются: для денежного потока для собственного капитала: модель оценки капитальных активов (САРМ - Capital Asset Pricing Model) и метод кумулятивного построения; для денежного потока для всего инвестированного капитала: модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC - Weighted Average Cost of Capital).

Таблица 6. Определение ставки дисконта

Ставка дисконтирования (коммул. метод)

24

Фактор риска

Величина премии за риск, %

Размер компании

3

Финансовые риски

4

Ключевая фигура и качество руководства

3

Товарно-территориальная диверсификация

3

Диверсификация потребителей

3

Прочие риски

2

модель CAMP

25,30

  

0,95

  

20%

  

3%

  

3%


СРЕДНЯЯ СТАВКА ДИСК-НИЯ

24,65


Расчет величины стоимости в постпрогнозный период

Определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что бизнес способен приносить доход и по окончании прогнозного периода. Предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы бизнеса стабилизируются и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечные равномерные доходы.

По модели Гордона годовой доход послепрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости при помощи коэффициента капитализации, рассчитанного как разница между ставкой дисконта и долгосрочными темпами роста. При отсутствии темпов роста коэффициент капитализации будет равен ставке дисконта. Модель Гордона основана на прогнозе получения стабильных доходов в остаточный период и предполагает, что величины износа и капиталовложений равны.

Расчет конечной стоимости в соответствии с моделью Гордона производится по формуле:

=CF(t+1)/(K-g)

где V - стоимость в постпрогнозный период;(t+ t) - денежный поток доходов за первый год постпрогнозного (остаточного) периода;

К - ставка дисконта;- долгосрочные темпы роста денежного потока.

Конечная стоимость V по формуле Гордона определяется на момент окончания прогнозного периода.

Расчет конечной стоимости

 

47258400,85

Формула Гордона



Предварительная величина стоимости бизнеса

Состоит из двух составляющих: текущей стоимости денежных потоков в течение прогнозного периода и текущего значения стоимости в послепрогнозный период.

Таблица 7. Предварительная величина стоимости бизнеса

Дисконтирование конечной стоимости

12598688,1

 


2011

2012

2013

2014

2015

2016

Дисконтирование

4987241,846

4363125,703

3722288,4

3216327,83

2809252,338

12598688,11

Предварительная величина

31696924,21








2.2 Оценка рыночной стоимости ОАО "Торговая фирма "Невский" сравнительным подходом

Выбираем метод рынка капитала.

Метод рынка капитала, или метод компании-аналога, основан на сформировавшихся на фондовом рынке рыночных ценах акций сходных компаний. Базой для сравнения служит цена за одну обыкновенную (простую) акцию сходных компаний на фондовых рынках. При этом цена одной акции меняется в зависимости от величины приобретаемого пакета - контрольного (мажоритарного) или неконтрольного (миноритарного). Основу метода составляет финансовый анализ оцениваемой компании и сопоставимых компаний. Преимущество данного метода заключается в использовании, как правило, фактической информации, а не прогнозных данных, которым присуща известная неопределенность.

Основные этапы оценки предприятия методом компании-аналога:

) изучение рынка и сбор необходимой информации;

) сопоставление списка аналогичных предприятий;

) финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации;

) расчёт ценовых мультипликаторов;

) выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемой компании;

) определение итоговой величины стоимости оцениваемого предприятия.

) внесение итоговых корректировок.

Таблица 8. Показатели данных предприятий-аналогов

Аналоги

 ОАО "Околица"

ОАО "ПЛАНЕТА"

ОАО "ПРИОЗЁРЬЕ"

ОАО "Павловоавтотранс"

Капитализация

42240000000

63852800000

16051200000

37276800000

Выручка

36995200000

49632000000

17283200000

42521600000

Себестоимость

30729600000

43894400000

14713600000

34460800000

Собственный капитал

29871159789

28658739930

9280991878

29197199856

Основные средства

41898125702

63060900778

13042008355

47737304349

Валюта баланса

58592694582

75396766931

26333813651

68372004061


Таблица 9. Расчет мультипликаторов по отдельным предприятиям

Мультипликаторы

 ОАО "Околица"

ОАО "ПЛАНЕТА"

ОАО "ПРИОЗЁРЬЕ"

ОАО "Павловоавтотранс"

Выручка

1,141769743

1,286524823

0,928716904

0,876655629

Себестоимость

1,374570447

1,454691259

1,090909091

1,081716037

Соб. капитал

1,414072982

2,22803934

1,729470321

1,276725172

Осн. средства

1,008159656

1,01255769

1,230730694

0,780873585

Валюта баланса

0,720908985

0,846890425

0,609528123

0,545205607


Медианы



Сред. значение


Выручка

1,035243324


Выручка

1,058416775

Себестоимость

1,232739769


Себестоимость

1,250471708

Соб. капитал

1,571771651


Соб. капитал

1,662076954

Осн. средства

1,010358673


Осн. средства

1,008080406

Валюта баланса

0,665218554


Валюта баланса

0,680633285


Таблица 10. Стоимость с учётом корректировок

Стоим. по выручке

28082627,24

Стоим. по себестоимости

26466486,3

Стоим. по соб. капиталу

24211413,49

Стоим. по осн. средствам

26461919,04

Стоим по валюте баланса

24623400,41



Среднее значение

25969169,3

Медианное значение

26461919,04

Уточнённое значение

26215544,17


Таким образом, с помощью сравнительного подхода стоимость ОАО "Торговая фирма "Невский" составит 26215544,17 руб.

2.3 Оценка рыночной стоимости ОАО "Торговая фирма "Невский" затратным подходом

Выбираем метод скорректированной стоимости чистых активов.

Метод скорректированной стоимости чистых активов включает в себя следующие этапы оценки:

анализ бухгалтерской отчетности;

формирование статей баланса по основным расчетным группам;

перевод текущей балансовой стоимости активов в рыночную стоимость;

перевод обязательств компании в текущую рыночную стоимость;

расчет рыночной стоимости скорректированных чистых активов компании.

В результате проведенных работ стоимость чистых активов компании определяется как рыночная стоимость совокупных активов минус текущая рыночная стоимость всех обязательств.

Таблица 11. Экономический баланс. Данные корректировок и рыночной стоимости.

 

код

4 кв. 2010

корректировка

рыночная стоимость

АКТИВ

 

 

 

 

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

 

Нематериальные активы

110

16943

0

16943

Основные средства

120

26192140

13096316

39288456

Незавершенное строительство

130

873555

-173029,7

700525,2606

Доходные вложения в материальные ценности

135

425

0

425

Долгосрочные финансовые вложения

140

854432

0

854432

Отложенные налоговые активы

145

474741

-1871,36

472869,64

Прочие внеоборотные активы

150

3219867

-85108,56

3134758,44

Итого по разделу I

190

31632103

 

44468409,34

 

 

 

 

 

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

 

Запасы

210

579182

-2784,10

576397,90

НДС

220

143427

0

143427

Дебиторская задолженность (через 12 мес.)

230

76742

-48,98

76693,02

Дебиторская задолженность (в теч. 12 мес.)

240

3204690

-84313,4

3120376,6

Краткосрочные финансовые вложения

250

128428

 

128428

Денежные средства

260

1251275

 

1251275

Прочие оборотные активы

270

690

 

690

Итого по разделу II

290

5384434

 

5297287,49

 

 

 

 

 

БАЛАНС

300

37016537

 

49765696,83




 

 

ПАССИВ

 

 

 

 

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

 

 

 

Уставный капитал

410

2387973

 

2387973

Собственные акции, выкупленные у акционеров

411

0

 

0

Добавочный капитал

420

1715901

 

1715901

430

119399

 

119399

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

10343690

 

10343690

Итого по разделу III

490

14566963

 

14566963

 

 

 

 

 

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

Займы и кредиты

510

9594944

-1047089

8547855

Отложенные налоговые обязательства

515

819232

 

819232

Прочие долгосрочные обязательства

520

14701

 

14701

Итого по разделу IV

590

10428877

 

9381788

 

 

 

 

 

КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

Заемные средства (в теч. 12 мес.)

610

6656119

-726377

5929742

Кредиторская задолженность

620

3588900

-105573,9

3483326,1

Задолженность участникам по выплате доходов

630

13975

 

13975

Доходы будущих периодов

640

97398

 

97398

Резервы предстоящих расходов

650

1583470

 

1583470

Прочие краткосрочные обязательства

660

80835

 

80835

Итого по разделу V

690

12020697

 

11188746,1

 

 

 

 

 

БАЛАНС

700

37016537

 

20570534,1










29195162,73



На основе данных таблицы 11 рыночная стоимость, определенная затратным методом составляет 29195162,73 руб.

.4 Согласование результатов оценки ОАО "Торговая фирма "Невский"

Согласование результатов оценки ОАО "Торговая фирма "Невский" с помощью метода анализа по 5 критериям

Критерий

дп

сп

зп

1 Адекватность подхода оценки

5

5

3

2 Наличие необходимой и достоверной информации, на основе которой производился анализ

5

5

5

3 Способность используемого подхода учитывать влияние рыночной ситуации, отражать коньюктурные колебания

4

5

3

4 Адекватность применения подхода типу реализуемого бизнеса, способность его учитывать специфические потребности объекта оценки, влияющие на его стоимость

4

5

4

5 Способность используемого подхода учитывать риски оцениваемого бизнеса

4

4

2

Сумма

22

24

17

Сумма(общ)



63

W(Сдп, Ссп, Сзп/ Сумма(общ))

0,349206349

0,380952381

0,26984127


. Затратный подход менее адекватен при оценке стоимости торговых фирм, т.к. он не учитывает долгосрочной прибыли.

. Информация была предоставлена в полном объёме, согласно приложению 1 и 2.

. Экономическая ситуация, складывающаяся на рынке наиболее ярко отражается в сравнительном подходе оценки

. Наиболее подробную финансовую картину мы получаем, пользуясь сравнительным методом оценки, т.к. рассматривается торговая компания, требующая учёта компаний-аналогов.

. Затратный подход не учитывает риски бизнеса.

РС (рыночная стоимость) = (31696924,21*0,349)+

+(26215544,17*0,38)+(29195162,73*0,2692)= 28933700,94 руб.

Найдём стоимость 13% акций:

РСк = 28941745,92*0,13= 3761381,122 руб.

Найдём стоимость акций, с учётом скидки на неликвидность:

РСкл= РСк*(1-скидка)= 3761381,122*(1-0,6)= 1504552,449 руб.

Стоимость акций         с учётом скидки, по данным ФБК составляет 1504552,449 руб.

Заключение

В настоящей работе были рассмотрены подходы к оценке бизнеса:

доходный (метод дисконтирования денежных потоков)

сравнительный (метод рынка капитала)

затратный (метод скорректированной стоимости чистых активов)

узнали стоимость 13% акций предприятия

Подход

Рыночная стоимость, руб.

Доходный подход

31696924,21

Сравнительный

26215544,17

Затратный подход

29195162,73

стоимость 13% акций

1504552,449


По итогам проведенных исследований можно сделать такие выводы.

Оценку предприятия (бизнеса) проводят в следующих целях: повышения эффективности текущего управления предприятием; принятия обоснованного инвестиционного решения; купли-продажи предприятия; установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров; реструктуризации предприятия; разработки плана развития предприятия; определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании; страхования; налогообложения; принятия обоснованных управленческих решений; и в иных случаях. Для определения стоимости предприятия (бизнеса) применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета.

Литература

1. Авраменко С.В. (экономист). Особенности определения ставки дисконтирования в оценке предприятий / Ценные бумаги. - 2011.

2. Гриссом Т.В. (MAI, США). Определение вида стоимости: его место в процессе проведения оценки / Терри В. Гриссом; Терри В. Гриссом (Terry V. Grissom) // Вопросы оценки. - 2012.

3. Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2010

. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013

5. Милова Ю.М. (начальник планово-экономического отдела Управления Федеральной почтовой связи Республики Карелия). Предварительная оценка бизнеса методом дисконтированных денежных потоков / Ю.М. Милова // Справ. экономиста. - 2012

. Михайлец В.Б. (г. Москва). Осторожно, WACC! / В.Б. Михайлец; В.Б. Михайлец // Вопросы оценки. - 2010

. Синявский Н.Г. Оценка бизнеса: гипотезы, инструментарий, практические решения в различных областях деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2011

. Основы оценки стоимости машин и оборудования: Учебник / А.П. Ковалев, А.А. Кушель, И.В. Королев, П.В, Фадеев; Под ред. М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 2013

. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 2012

. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебное пособие / Под ред. Абдуллаева Н.А., Колайко Н.А. - М.: Издательство "ЭКМОС", 2010

Приложение 1

Форма №1

 

 

код

4 кв. 2007

4 кв. 2008

4 кв. 2009

4 кв. 2010

 

АКТИВ

 

 

 

 

 

I

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

 

 

 

Нематериальные активы

110

754

748

858

16943

 

Основные средства

120

16865280

20205221

22433227

26192140

 

Незавершенное строительство

130

818128

826056

1316878

873555

 

Доходные вложения в материальные ценности

135

0

0

0

425

 

Долгосрочные финансовые вложения

140

982548

1016371

1111572

854432

 

Отложенные налоговые активы

145

115260

279626

516443

474741

 

Прочие внеоборотные активы

150

1582752

1966990

2821611

3219867

 

Итого по разделу I

190

20364722

24295012

28200589

31632103

 

 

 

 

 

 

 

II

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

 

 

 

Запасы

210

757906

634868

638821

579182

 

НДС

220

1344785

1482746

513171

143427

 

Дебиторская задолженность (через 12 мес.)

230

183170

113906

91183

76742

 

Дебиторская задолженность (в теч. 12 мес.)

240

2229545

2241804

2845280

3204690

 

Краткосрочные финансовые вложения

250

58412

5090

118390

128428

 

Денежные средства

260

254421

399688

397948

1251275

 

Прочие оборотные активы

270

1064

878

1202

690

 

Итого по разделу II

290

4829303

4878980

4605995

5384434

 

 

 

 

 

 

 

 

БАЛАНС

300

25194025

29173992

32806584

37016537








 

ПАССИВ

 

 

 

 

 

III

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

 

 

 

 

Уставный капитал

410

2387973

2387973

2387973

2387973

 

Собственные акции, выкупленные у акционеров

411

0

0

0

0

 

Добавочный капитал

420

1966411

1874566

1804986

1715901

 

Резервный капитал

430

119399

119399

119399

119399

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

6029900

6721202

7790410

10343690

 

Итого по разделу III

490

10503683

11103140

12102768

14566963

 

 

 

 

 

 

 

IV

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

Займы и кредиты

510

4898756

8652724

10027367

9594944

 

Отложенные налоговые обязательства

515

434596

489654

710860

819232

 

Прочие долгосрочные обязательства

520

1769161

930834

377223

14701

 

Итого по разделу IV

590

7102513

10073212

11115450

10428877

 

 

 

 

 

 

 

V

КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

Заемные средства (в теч. 12 мес.)

610

3106672

3268101

3834529

6656119

 

Кредиторская задолженность

620

3800960

3627743

3907051

3588900

 

Задолженность участникам по выплате доходов

630

68801

36915

23489

13975

 

Доходы будущих периодов

640

135248

114424

104182

97398

 

Резервы предстоящих расходов

650

476148

950457

1667425

1583470

 

Прочие краткосрочные обязательства

660

0

0

51690

80835

 

Итого по разделу V

690

7587829

7997640

9588366

12020697

 

 

 

 

 

 

 

 

БАЛАНС

700

25194025

29173992

32806584

37016537



Приложение 2

Форма №2

Наименование показателя

4 кв. 2007

4 кв. 2008

4 кв. 2009

4 кв. 2010

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

Выручка

19039837

21906693

22941812

26532674

Себестоимость

16119922

18883058

19532886

21165202

Валовая прибыль

2919915

3023635

3408926

5367472

Коммерческие расходы

0

0

0

0

Управленческие расходы

0

0

0

0

Прибыль (убыток) от продаж

2919915

3023635

3408926

5367472

Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

Проценты к получению

36206

53730

31713

37443

Проценты к уплате

619557

1071352

1158654

1220228

Доходы от участия в др. организациях

74717

145706

373163

686733

Прочие операционные доходы

333204

362240

1133529

1301512

Прочие операционные раходы

962162

717814

1941547

2424848

Внереализационные доходы

0

0

0

0

Внереализационные расходы

0

0

0

0

Прибыль (убыток) до налогооблажения

1782323

1796145

1847130

3748084

Отложенные налоговые активы

102325

25086

236817

-41702

Отложенные налоговые обязательства

-97199

-55058

-221206

-108372

Текущий налог на прибыль

-562619

-530095

-608423

-822412

Иные аналогичные платежи

0

0

0

0

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

2544466

2406384

2913576

4637166


Похожие работы на - Оценка рыночной стоимости бизнеса на примере ОАО 'Торговая фирма 'Невский'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!