Формирование кадровой политики в организации: экономико-правовой механизм
Курсовая работа
Формирование кадровой политики в организации: экономико-правовой механизм
Введение
Одним из главных результатов современного этапа научно-технической революции стало превращение человека в главную движущую силу производства, поэтому сегодня для организации ее персонал является основным богатством.
Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
Актуальность темы «Формирование кадровой политики в организации» обусловлена тем, что в условиях острой рыночной конкуренции организации необходимо проводить качественную кадровую политику, с целью сохранения грамотного персонала и чтобы не ошибиться и не принять некомпетентного специалиста.
Теоретической основой написания курсового проекта являются учебники и учебные пособия для вузов, работы российских и зарубежных ученых, занимающихся раскрытием сущности и формирования кадровой политики на предприятии, кроме того в целях наиболее полного раскрытия данной темы, применялись материалы круглых столов. Были использованы работы отечественных и зарубежных авторов, среди которых следовало бы выделить: Лапин А. «Формирование системы управления персоналом»; Магура М.И. «Место поиска и отбора кадров в общей системе управления персоналом»; Маслов Е.В. «Управление персоналом предприятия»; Тюрина И.О. «Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала» и другие.
Предмет курсового проекта - система формирования кадровой политики предприятия.
Объект курсового проекта ОАО «Каменск - Уральский литейный завод».
Задачи курсового проекта:
изучить сущность и содержание кадровой политики,
раскрыть элементы кадровой политики,
описать задачи кадровой политики,
выявить условия формирования кадровой политики на предприятии,
проанализировать формирование кадровой политики на примере ОАО «Каменск - Уральский литейный завод».
разработать направления совершенствования кадровой политики в ОАО «Каменск - Уральский литейный завод».
В работе применялись основные группы методов: наблюдения, описания, синтеза, анализа. Кроме того применялись группа частных методов: исследования моделирования, исследования и системного подхода.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования можно использовать как в практической, так и дальнейшей научной деятельности.
Структура курсового проекта состоит двух основных теоретической глав и одной практической. В первой главе раскрыты теоретические аспекты кадровой политики, во второй главе раскрыты основные направления формирования кадровой политики на предприятии, и в третьей главе курсового проекта на практике раскрыты формирование кадровой политики на примере ОАО «Каменск - Уральский литейный завод».
1. Теоретические аспекты кадровой политики
.1 Сущность и содержание кадровой политики
кадровый управление персонал
Термин «кадровая политика» имеет широкое и узкое толкования:
) система правил и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами: отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации);
) набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей и организации. В этом смысле, например, слова: «Кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием» - могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса [4, с. 56].
Понятие «кадровая политика» было достаточно распространенным в конце 80-х годов. Вместе с тем оно выражало известный субъективизм административно-хозяйственной власти, который, в частности, предполагал приоритет личных представлений руководителя о степени полезности того или иного управленца более низкого ранга. Оценка последнего зависела в конечном счете оттого, ориентирован ли директор на выполнение основной целевой функции предприятия - выпуск продукции или главное для него - сохранение личного, достаточно привилегированного положения. Для первой и второй ситуации характерны принципиально противоположные механизмы формирования команды подчиненных.
Под политикой организации, как правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию.
Важнейшая составная часть стратегически ориентированной политики организации - ее кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов.
Главная цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.
Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:
пассивная;
реактивная;
превентивная;
активная.
Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной политике кажется алогичным. Однако мы можем встретиться с ситуацией, в которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.
Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.
Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций - разработка целевых кадровых программ.
Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.
Но механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию) [17, с. 123].
В соответствии с этим мы можем выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.
При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.
При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.
Проблемы при реализации подобной кадровой политики могут возникнуть в том случае, если усилится влияние факторов, которые ранее не включались в рассмотрение, что приведет к резкому изменению ситуации, например, при существенном изменении рынка, появлении нового товара, который может вытеснить имеющийся сейчас у предприятия. С точки зрения кадровой работы необходимо будет провести переобучение персонала, однако быстрая и эффективная переподготовка может быть успешно проведена, например, на предприятии, обладающем скорее молодым персоналом, чем на предприятии, имеющем очень квалифицированный, хорошо специализированный персонал пожилого возраста.
Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики - открытую и закрытую.
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Таким типом кадровой политики характеризуются современные телекоммуникационные компании или автомобильные концерны, которые готовы «покупать» людей на любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов [11, с. 238].
Сравнение этих двух типов кадровой политики по основным кадровым процессам отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнение отрытой и закрытой кадровой политики
Кадровый процессТип кадровой политикиоткрытаязакрытаяНабор персоналаСитуация высокой конкуренции на рынке трудаСитуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых рабочих рукАдаптация персоналаВозможность быстрого включения в конкурентные отношения, внедрение новых для организации подходов, предложенных новичкамиЭффективная адаптация за счет института наставников («опекунов»), высокой сплоченности коллектива, включение в традиционные подходыОбучение и развитие персоналаЧасто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию новогоЧасто проводится во внутрикорпоративных центрах, способствует формированию единого взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организацииПродвижение персоналаЗатруднена возможность роста, так как преобладает тенденция набора персоналаПредпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьерыМотивация и стимулированиеПредпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации)Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии)Внедрение инновацийПостоянное инновационное воздействие со стороны новых сотрудников, основной механизм инноваций - контракт, определение ответственности сотрудника и организацииНеобходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности, ответственности за изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия
Таким образом, в данной таблице раскрыта сравнительная характеристика двух систем кадровой политики. Кадровый процесс сосредотачивает внимание на отдельных элементах в зависимости от вида кадровой политики.
.2 Элементы кадровой политики
Комплексное понимание кадровой политики складывается как внутреннее единство следующих мер:
Во-первых, обеспечение всех участков производства необходимыми человеческими ресурсами. Поскольку человек на производстве не является тем объектом, который можно планировать любым образом, в кадровой политике следует учитывать интересы работополучателей. Это относится как к обеспечению рабочих мест, так и к предоставлению возможностей для развития личности и к созданию условий труда, достойных человека и соответствующих его квалификации. Инструментом для решения этих задач является кадровое планирование.
Во-вторых, создание мотивации персонала па высокоэффективную трудовую деятельность. Особенность кадровых решений заключается в том, что они почти всегда отражаются на мотивации сотрудников и моральном климате в коллективе. В идеале они должны соотноситься с общей системой ценностей, принятой в организации, с установками и ожиданиями каждого работника. Иными словами, кадровые решения, хотим мы того или нет, будут либо размывать наработанные культурные ценности, либо помогать их укоренению в организации [16, с. 110].
Поскольку проведение активной и эффективной кадровой политики обеспечивает деятельность всего производства и конечный хозяйственный результат, эта политика становится сердцевиной деятельности аппарата управления. Как и в случае с основным капиталом организации, в кадровой сфере также необходимо заранее позаботиться о сохранении субстанции «капитала» и о повышении стоимости. Затраты при зачислении на работу, на обучение и повышение квалификации (инвестиции на образование), расходы по заработной плате, услуги социального характера и производственные расходы на создание рабочего места слишком значительны, чтобы они не принимались руководством организации в расчет при разработке планов и концепций.
Рассматривая и анализируя тенденции работы с персоналом, можно говорить о том, что все большее значение приобретают стратегические аспекты. Они преобладают над традиционными исполнительскими задачами, хотя продолжают работать традиционные инструменты в управлении кадрами: планирование, привлечение человеческих ресурсов, повышение квалификации, администрирование кадров.
Но активная кадровая политика ориентируется прежде всего на стратегические факторы успеха, такие, как:
приближенность к рынку через ориентацию на сферу деятельности и на запросы клиентов;
необходимое обслуживание с применением соответствующих технических средств;
высокое качество продукции;
использование достижений научно-технического прогресса и новейших технологий;
чувство экономической ответственности и соблюдение экономического равновесия;
квалифицированный кадровый потенциал;
адаптивные и гибкие организационные структуры.
Собственные цели кадровой политики определяются с учетом основных положений всех составных частей концепции развития и включают:
цели, связанные с внешними условиями деятельности предприятия (рынок труда, взаимоотношения с государственными и местными властями и т.д.);
цели, определяемые внутренними условиями, реализация которых направлена на улучшение отношений предприятия со своими сотрудниками (их участие в управлении предприятием, углубление профессиональных знаний, совершенствование стиля руководства, решение социальных вопросов и т.п.).
Управление персоналом в организации выступает как средство реализации кадровой политики. Выдержать конкурентную борьбу и, следовательно, эффективно развиваться может только та фирма (предприятие), которая сформирует кадровую политику, построенную на демократических принципах, на глубоком анализе внешней среды и точно отражающую ограничения и условия функционирования фирмы.
Задачи управления персоналом в основном распространяются на оперативные области, поскольку речь идет о повседневной реализации принятой кадровой политики. При этом одним из важных моментов управления персоналом является оказание помощи руководителям различных уровней при выполнении ими своих функций по руководству предприятием и его структурными подразделениями.
) безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение всеми организациями и отдельными гражданами положений законов о труде и профессиональных союзах, Трудового Кодекса РФ, типовых правил внутреннего распорядка и других документов, принятых высшими органами по этому вопросу;
) подчиненность всей работы с кадрами задачам бесперебойного и качественного обеспечения основной хозяйственной деятельности требуемым числом работников необходимого профессионально - квалификационного состава;
) рациональное использование кадрового потенциала, имеющегося в распоряжении предприятия, организации, объединения;
) формирование и поддержание работоспособных, дружных производственных коллективов, разработка принципов организации трудового процесса; развитие внутрипроизводственной демократии;
) разработка критериев и методики подбора, отбора, обучения и расстановки квалифицированных кадров;
) подготовки и повышения квалификации остальной части работающих;
) разработка теории управления персоналом, принципов определения социального и экономического эффекта от мероприятий, входящих в этот комплекс [19, с. 167].
Сегодня кадровая политика начинает охватывать области, ранее не упитывающиеся в кадровой работе. Это сфера трудовых конфликтов и взаимоотношений с администрацией, с новыми общественными организациями в ходе решения производственных проблем, роль социальных программ, осуществляемых организацией в рыночных условиях, оказывающих влияние на производственную отдачу персонала, и т.п.
Разрабатывают кадровую политику высшее хозяйственное руководство, совет акционеров, администрация, кадровая служба. Основные моменты этой политики широко обсуждаются в коллективе и с профсоюзами, в результате чего должен быть достигнут необходимый компромисс; к разработке ее могут и должны привлекаться сторонние специалисты и даже научные организации.
Основополагающими принципами формирования кадровой политики являются:
научность, использование всех современных научных разработок в этой области, которые могли бы обеспечить максимальный экономический и социальный эффект;
комплексность, когда должны быть охвачены все сферы кадровой деятельности;
системность, т.е. учет взаимозависимости и взаимосвязи отдельных составляющих этой работы;
необходимость учета как экономического, так и социального эффекта, как положительного, так и отрицательного влияния того или иного мероприятия на конечный результат;
эффективность: любые затраты на мероприятия в этой области должны окупаться через результаты хозяйственной деятельности.
Наряду с краеугольными положениями кадровой политики, имеющими всеобщий характер и закрепленными законодательно, существуют проблемы методического характера, которые требуют качественного анализа выбранных вариантов решения. Это тем более актуально, что в ряде случаев имеется несколько взаимоисключающих методик (например, по оценке работников). В этом случае из нескольких вариантов применительно к условиям данной организации должен быть выбран какой-то один. К числу подобных материалов можно отнести методику совершенствования структуры организации, разработку положений о подразделениях и должностных инструкций, методику приема на работу и расстановки вновь принятых по рабочим местам, адаптации работников и др.
Переход к рыночным условиям вносит существенные изменения как в принципы, так и в конкретное содержание кадровой политики, в соотношение прав субъектов, участвующих в ее разработке.
Кадровая политика обосновывает необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов набора, расстановки и использования кадров, но не занимается детальным анализом их содержания и спецификой проведения практической работы с кадрами.
Говоря о кадровой политике, нельзя отождествлять ее с управлением персоналом. Понятия «управление персоналом» и «политика» сами по себе далеко не тождественны. «Управление» - термин гораздо более широкий, одной из составляющих которого является политика, в данном случае кадровая политика.
С учетом сказанного кадровую политику можно определить как систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории работников. Кадровая политика организации - это целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы, имеющая целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
Основным содержанием кадровой политики являются:
во-первых, обеспечение рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наём, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.;
во-вторых, развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе;
в-третьих, совершенствование организации и стимулирования труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты. Подразделения управления персоналом активно участвуют в переговорах с профсоюзами при заключении коллективных договоров, в разборе жалоб, претензий, осуществляют контроль за трудовой дисциплиной.
.3 Задачи кадровой политики
Задачи кадровой политики могут быть решены по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:
увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше: переводить на сокращенные формы занятости или использовать на несвойственных работах, на других объектах; а может направлять на длительную переподготовку и т.п.
подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку,
набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия
набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования
вкладывать деньги в подготовку «дешевых», но узкоспециализированных рабочих или «дорогих», но маневренных и т.п.
Поскольку формирование кадров предприятия связано не с первоначальным решением, а с альтернативностью возможных путей, с выбором наиболее эффективного из них, то правомерна постановка вопроса и о выборе стратегии трудообеспечения и решения задачи кадровой политики с учетом всех факторов и обстоятельств, характерных для настоящего и будущего.
При выборе решения задачи кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия:
требования производства, стратегия развития предприятия
финансовые возможности предприятия, определяемый ими допустимый уровень издержек на управление персоналом
количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.
ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения),
спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы,
влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников,
требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.
Задачи кадровой политики в современных условиях сводятся к следующему:
. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития (или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
. Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой - динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия (фирмы). Последняя включает ценности и убеждения, разделяемые работниками и предопределяющие нормы их поведения, характер жизнедеятельности предприятия.
. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.
Таким образом, кадровая политика в новых условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.
Последние, как отражение государственной политики в отношении воспроизводства рабочей силы, влияют на кадровую политику через требования к обеспечению надлежащей социальной защиты работника.
В реализации кадровой политики возможны альтернативы: она может быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести.
Задачи кадровой политики реализуется через кадровую работу, поэтому выбор кадровой политики связан не только с определением основной цели, но и с выбором средств, методов, приоритетов и т.д.
Кадровая работа базируется на системе правил, традиций, процедур, комплексе мероприятий, связанных непосредственно с осуществлением подбора кадров, необходимой их подготовки, расстановки, использования, переподготовки, мотивации, продвижения и т.д.
Поэтому содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу (выбор источников пополнения кадров, требования к исполнителям и т.п.), а касается принципиальных позиция предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.
Задачи кадровой политики носят и общий характер, когда касаются кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируются на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).
Кадровая политика формирует:
требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.)
отношение к «капиталовложениям в рабочую силу», к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы
отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части)
отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также переподготовке кадров
отношение к внутриорганизационному движению кадров и т.д.
2. Формирование кадровой политики
.1 Этапы построения кадровой политики
В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия - обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Сутью же кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации.
Кадровая политика - составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.
Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Так, в ходе формирования кадровой политики, в идеальном случае, должно происходить согласование следующих аспектов:
. разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;
. организационно-штатная политика - планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения;
. информационная политика - создание и поддержка системы движения кадровой информации;
. финансовая политика - формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;
. политика развития персонала - обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;
. оценка результатов деятельности - анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала (центр оценки и другие методы оценки эффективности деятельности) [21, с. 271].
Формирования кадровой политики в организации.
Этап 1. Нормирование. Цель - согласование принципов и целей работы с персоналом, с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития. Необходимо провести анализ корпоративной культуры, стратегии и этапа развития организации, спрогнозировать возможные изменения, конкретизировать образ желаемого сотрудника, пути его формирования и цели работы с персоналом. Например, целесообразно описать требования к сотруднику организации, принципы его существования в организации, возможности роста, требования к развитию определенных способностей и т.д.
Этап 2. Программирование. Цель - разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, - представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации. Например, в ситуации закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать программы интенсивного набора персонала через кадровые агентства, средства массовой информации. В этом случае при наборе важно обращать внимание на знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений. Для корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры, культивирующей дух «единой семьи», нецелесообразно при наборе использовать строгие, а зачастую и жестокие психологические тесты, большее внимание следует уделять процедурам собеседований, групповым мероприятиям, моделированию реальных производственных ситуаций и т.д.
Этап 3. Мониторинг персонала. Цель - разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В таком случае мы можем говорить о существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием [11, с. 222].
.2 Кадровые мероприятия и кадровая стратегия
Известно, что в становлении системы стратегического менеджмента можно выделить четыре основные фазы:
. хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде;
. стратегическое планирование в узком смысле - предвидение новых осложнений во внешних условиях деятельности организации и разработка заранее стратегий ответных действий (исходное предположение: новая стратегия должна основываться на использовании имеющихся сильных и нивелировании слабых сторон организации);
. управление стратегическими возможностями - выявление внутреннего потенциала организации для адаптации в быстро меняющейся среде (прогнозируются не только будущие проблемы и пути их решения, но и уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу организации для успеха в будущем);
. управление стратегическими задачами в реальном масштабе времени - разработка и реализация постоянно корректирующейся программы.
Кадровые мероприятия - действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящиеся с учетом конкретных задач этапа развития организации.
Основные кадровые мероприятия в зависимости от типа стратегии организации и уровня планирования раскрыты в таблице 2
Таблица 2. Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом типе кадровой политики
ТипУровень планированиястратегии организациидолгосрочный (стратегический)среднесрочный (управленческий)краткосрочный (оперативный)Открытая кадровая политикаПредпринимательскаяПривлечение молодых перспективных профессионалов. Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатамПоиск перспективных людей и проектов, создание банка кандидатов на работу в организацию, проведение конкурсов, выдача грантов. Установление контактов с кадровыми агентствамиОтбор менеджеров и специалистов под проектыДинамического ростаАктивная политика привлечения профессионаловРазработка принципов и процедур оценки кандидатов и работы. Обучение управленцев - формирование горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсовРазработка штатного расписания. Создание должностных инструкций. Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под конкретные виды работ. Адаптация персоналаПрибыльностиРазработка новых форм организации труда под новые технологииРазработка оптимальных схем стимулирования труда, увязанных с получением прибыли организацией. Анализ и рационализация рабочих местРеализация программ оценки и стимулирования труда персонала. Набор эффективных менеджеров (управляющих)ЛиквидационнаяНе рассматриваетсяСоздание нормативных документов по кадровому аспекту ликвидации предприятия. Установление контактов с фирмами по трудоустройствуОценка персонала с целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и трудоустройству. Использование схем частичной занятостиКруговоротаОценка потребности в персонале для различных этапов жизни организацииПоиск перспективных специалистовКонсультационная помощь персоналу (в первую очередь, психологическая). Реализация программ социальной помощиЗакрытая кадровая политикаПредпринимательскаяСоздание собственных (фирменных) институтовПоиск перспективных студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятииПривлечение друзей, родственников и знакомыхДинамического ростаПланирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожизненный - Япония)Проведение внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении. Разработка программ стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги летНабор сотрудников с высоким потенциалом и способностью к обучению. Проведение программ адаптации персоналаПрибыльностиРазработка схем оптимизации труда, сокращения трудовых затратРеализация программ обучения управленческого персонала. Разработка социальных программСоздание кружков «качества», активное включение персонала в оптимизацию деятельности организации. Использование ресурсов «внутреннего найма» - совмещениеЛиквидационнаяНе рассматриваетсяПроведение программ переподготовкиПоиск рабочих мест для перемещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых сотрудниковКруговоротаСоздание «инновационных» отделов. Разработка программ стимулирования творческой активности сотрудников. Проведение конкурсов проектовРазработка программ частичной занятости по основному направлению с возможностью реализовать активность сотрудников в направлениях, полезных фирмеКультивирование «философии фирмы». Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации
Таким образом, для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей.
.3 Условия разработки кадровой политики
На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы двух типов: внешние по отношению к организации и внутренние.
Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы: нормативные ограничения; ситуация на рынке труда.
Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала.
Ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы.
Важно получить представление о профессиональных и общественных объединениях, в которые так или иначе вовлечены работники или кандидаты на работу. Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы следует учитывать для создания и реализации эффективных кадровых программ.
Факторы внутренней политики
Наиболее значимыми представляются следующие факторы:
) цели предприятия, их временная перспектива и степень проработанности. Так, например, организации, нацеленной на быстрое получение прибыли и затем сворачивание работы, требуются совершенно иные профессионалы по сравнению с предприятием, ориентированным на постепенное развертывание крупного производства со множеством филиалов;
) стиль управления, закрепленный в том числе и в структуре организации.
Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, организации, предпочитающей принцип децентрализации, показывает, что им требуется различный состав профессионалов;
) условия труда. Привлекают или отталкивают людей такие характеристики работ, как:
степень требуемых физических и психических усилий;
степень вредности работы для здоровья;
месторасположение рабочих мест;
продолжительность и структурированность работы;
взаимодействие с другими людьми во время раб
степень свободы при решении задач;
понимание и принятие цели организации.
) качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом;
) стиль руководства. Независимо от стиля руководства, предпочитаемого конкретным менеджером, важны следующие его цели:
максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника;
обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы;
получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации [15, с. 156].
Таким образом, формирование кадровой политики основывается на этапах и мероприятиях разработки кадровой политики, и условиях для их формирования.
3. Кадровая политика ОАО «Каменск - Уральский литейный завод»
.1 Характеристика деятельности ОАО «Каменск - Уральский литейный завод»
Открытое акционерное общество «Каменск - Уральский литейный завод»» действует на основании Устава под редакцией от 04 июля 2012 года. Основной деятельностью ОАО «Каменск - Уральский литейный завод» является выпуск отливок стратегического назначения и тормозных колес для авиации.
Юридический и фактический адрес: 623428, Свердловская область г. Каменск-Уральский, ул. Рябова, 6.
ОАО «КУЛЗ» является одним из крупнейших в России производителем изделий для авиационной техники. Завод располагает замкнутым циклом производства от литейного до механосборочного, включая подразделения термообработки, механообработки, гальванообработки, фрикционной металлокерамики.
Продукция литейного цеха по производству отливок из алюминиевых и магниевых сплавов характеризуется широким разнообразием отливок отличающихся маркой сплава, размерами, весом, назначением и уровнем требований к изделию. Это в основном отливки авиационных колес, блоков цилиндров тормозных систем и корпусных заготовок для агрегатов управления. В качестве материала отливок используются литейные алюминиевые сплавы марок АК7 ч, АК5М, АМ5 ГОСТ 1583-93 и магниевые сплавы марок МЛ5, МЛ5пч, МЛ10, МЛ12.ГОСТ 2856-79 Производство данных отливок осуществляется методом литья в кокиль, песчано-глинистые формы и выжиманием, причем большая часть отливок изготовляется методом литья в кокиль. Участок литья выжиманием предназначен для получения крупногабаритных тонкостенных отливок из сплавов АМ4,5Кд, АК7 ч.
К основным проблемам литейного производства на ОАО «КУЛЗ» относятся:
. Износ оборудования.
Более 95% оборудования эксплуатируется свыше 20 лет. Несовершенное оборудование отрицательно влияет на производительность изготовления отливок и качество выпускаемой продукции.
. Условия труда.
Устаревшее оборудование и неэффективная вентиляция приводят к сильной загазованности вредными веществами атмосферы литейного цеха, особенно это касается участка плавки и заливки в кокиль алюминиевых и магниевых сплавов.
Помимо этого, само здание цеха находится в аварийном состоянии и требует проведение капитального ремонта крыши, стен, систем отопления и вентиляции.
. Кадры.
Несмотря на приток молодых специалистов на ОАО «КУЛЗ» по-прежнему существует значительная нехватка высококвалифицированных кадров, рабочего персонала в цехах в связи с устаревшим оборудованием и сложившихся в цехе санитарно-гигиенических условий труда.
Техническое перевооружение проводится с целью повышения производительности труда, механизации труда, повышения качества выпускаемой продукции, улучшения условий труда.
Техническое перевооружение металлургического производства предусматривает:
Приобретение нового оборудования;
. Модернизация физически и морально устаревшего оборудования на современное, а также ремонт действующего оборудования;
. Выполнение мероприятий по охране труда и промышленной безопасности - восстановление приточно-вытяжной вентиляции на участках цеха цветного литья и лабораторий с целью обеспечения условий труда в соответствии требованиям ГОСТ12.1.0005-88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»
. Развитие информационных технологий. Совершенствование процессов проектирования и освоения новых изделий.
.2 Кадровая политика ЗАО «Строительно-инвестиционного холдинга «Ликос»
Задача руководства завода ориентировать менеджмент на комплексное развитие организации, когда цели, стратегии и инструменты кадровой политики определяются одновременно с учетом интересов производства, сотрудников, государства и окружающего мира.
Цель кадровой политики ОАО «КУЛЗ» - разумное сочетание процессов обновления и сохранения, поддержания оптимального численного и качественного состава персонала в его профессиональном и социальном развитии, способного на высоком уровне обеспечить решение задач, безопасность жизни и здоровья граждан.
Направление кадровой политики остаются неизменными, они подчинены целям и задачам, которые встают перед обществом и государством в определенные исторические периоды. В работе с кадрами сохраняются основные черты, основополагающие идеи, которые носят устойчивый и долговременный характер и составляют основные принципы организации кадровой работы, лежащие в основе процессов планирования, подбора, подготовки, расстановки и использования кадров.
Эти принципы - отражение социально-экономических закономерностей развития общества, результат исторического опыта работы с людьми, накопленного практикой управления в ходе металлургического производства. Указанные принципы служат своеобразными ориентирами и критериями рациональной организации кадров, предопределяют конкретные формы и методы управления людьми, приемы и способы кадровой работы. Эти принципы носят название «руководящих принципов»
Руководящие принципы кадровой политики:
Предоставление сотрудникам увлекательной, требующей усилий работу, которая их бы воодушевляла. Руководство ценит и поощряет в своих сотрудниках качественное выполнение работ. Тем самым предоставляет ответственную работу, которая дает возможность профессионального роста.
Культура корпорации ориентирована на результат и справедливое вознаграждение труда. В компании объективно оценивается личный вклад каждого сотрудника.
ОАО «КУЛЗ» создает условия для развития профессиональных навыков и компетенций. Движущей силой развития карьеры сотрудника является помощь в развитии навыков в процессе работы - это наставничество, оценка работы и консультационное сопровождение руководителя.
Руководство организации ценит в корпоративной культуре атмосферу открытости и доверия на заводе и возможность после интересной работы заниматься личной жизнью.
Сотрудники ценят хороших управленцев, которые их вдохновляют и ставят труднодостижимые и интересные задачи.
На заводе царит убеждение, что главное в работе - это высокая ответственность перед:
Людьми - Мы несем ответственность за преобразования среды, в которой живут, работают и отдыхают люди.
Сотрудниками - Мы привлекаем высококвалифицированные кадры, в которых ценим профессионализм, активность, инициативность. И несем ответственность за создание комфортных условий для жизни и работы, позволяющих профессионально расти и совершенствоваться.
Партнерами - Репутация честного бизнес-партнера - бесценное качество корпорации. Мы всегда действуем в соответствии с существующим законодательством и твердо придерживаемся высоких этических стандартов ведения бизнеса.
Обществом в целом - Мы помогаем государству и обществу решать социальные задачи и проблемы - от создания новых рабочих мест до благотворительной заботы о нуждающихся.
Формирование кадровой политики организации занимается отдел кадров. Данный отдел разрабатывает основные направления кадровой политики. Руководство данным отделом осуществляет Кузнецов Вячеслав Александрович - начальник отдела кадров.
Система работы с кадрами строится как на внутреннем изучении связи между составляющими системы, так и внешними. При внутренних взаимосвязях отдел анализирует и учитывает при составлении профессиограмм, подборе, оценке, расстановке персонала, выявлении кадровой потребности, определении уровня квалификации, форм и содержания профессиональной подготовки. Внешние взаимосвязи системы работы с кадрами состоят в работе с другими сферами управления, где отдел учитывает при решении кадровых вопросов, потребности и интересы общества, подбор руководящих кадров и формирование аппарата управления в соответствии с конкретными управленческими функциями.
Кадровая политика реализуется через управление персоналом, как систему внутрифирменных отношений и систему работы с внешними источниками персонала. Стратегия развития управления персоналом неотъемлемая часть общей стратегии компании, способствуя достижению ее финансово - экономической стабильности, устойчивой доходности и динамического развития. Ориентируется на укрепление преимуществ, повышение эффективности работы. Создание целостной системы нормативных, распорядительных, методических внутрифирменных документов и принципов работы с персоналом; формирование и укрепление корпоративного духа компании.
Большое внимание в ОАО «КУЛЗ» уделяется развитию профессионального и творческого потенциала сотрудников, формированию предпринимательской этики, поддержанию высокой ответственности за качество работы и судьбу корпорации в целом.
На заводе сложился эффективный механизм подготовки и повышения квалификации персонала. Процесс обучения представляет собой последовательность звеньев общей цепочки: «аккумулирование опыта - поддержка учащихся и вознаграждение за успехи - установление обратной связи с преподавателем - обеспечение вовлеченности работников - интеграция их усилий». Для этого ОАО «КУЛЗ» использует не только свои кадры, активно привлекаются внешние консультанты, известные специалисты, приглашаются специалистов других предприятий, организуются «круглые столы» и дискуссии. Окончившим продолжительные курсы выдаются сертификаты и дипломы, имеющие признание на национальном уровне. Работники завода, учащиеся в колледжах и университетах, получают поддержку со стороны организации. При успешной сдаче экзаменов завод возмещает стоимость обучения.
В корпорации действует центр по ресурсам развития карьеры. Для расширения возможностей индивидуального роста введена система «двойной лестницы», или «двух направлений в карьере» (в зависимости от индивидуальных способностей и предпочтений работника возможно продвижение либо по административной или по научно-инженерной линии).
Данную кадровую политику в ОАО «КУЛЗ» можно отнести к активной, поскольку руководство компании имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией.
Кроме того, кадровая политика ОАО «КУЛЗ» является открытой, прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства.
.3 Направления совершенствования кадровой политики ОАО «Каменск - Уральский литейный завод»
В первых двух подпунктах третьей глав были проанализированы элементы кадровой политики ОАО «КУЛЗ». В ходе описания кадровой политики можно сделать вывод, что программа мероприятий кадровой политики направлена на административный персонал. Все направления кадровой политики создается руководством для сотрудников отделов.
Нами отмечен тот факт, что программа кадровой политики лишь отчасти касается рабочих специальностей. А ведь именно от их работоспособности, зависит в целом успех предприятия. Рабочий персонал занимается непосредственно производством, проводит коммуникации, и благоустраивает территории.
На наш взгляд, необходимо в кадровой политике завода уделять больше внимания рабочим специалистам, для этого необходимо разработать:
. систему стимулирования труда,
. программу мероприятий повышения классности рабочих специальностей.
. создание программы социального обслуживания рабочих,
. создание бонусной программы для рабочих.
Все представленные направления закрепить с Положениях.
Разработать и ввести следующие Положения:
. Положение о премировании рабочих за текущие результаты деятельности;
. Положение о материальном стимулировании за выполнение особо важного задания;
. Положение об установлении персональных окладов;
. Положение о порядке установления персональных надбавок;
. Положение о порядке установления надбавки за профессиональное мастерство рабочим;
. Положение о мотивационном фонде руководителя;
. Положение о проведении межбригадного соревнования и присвоения звания «Лучшая бригада»;
. Положение о порядке и условиях предоставления жилья работникам в рамках программы «Доступное жилье»;
. Положение о порядке выплаты единовременного пособия за выслугу лет;
Положение о молодом специалисте;
. Положение о порядке присвоения звания «Лучший молодой специалист»;
. Положение о порядке присвоения звания «Лучший по профессии» среди рабочих;
. Положение о порядке присвоения звания «Лучший мастер»;
. Положение о предоставлении льгот работникам и членам их семей на получение высшего и среднего профессионального образования.
. Положение о производственной бригаде.
Таким образом, необходимо чаще проводить анализ мотивационного профиля работников предприятия. По результатам анализа вводить эффективные мотивационные системы, сочетающие материальные интересы работников с задачами предприятия.
Заключение
Таким образом, в ходе написания курсового проекта можно сделать следующие основополагающие выводы.
Кадровая политика - это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей и организации.
Главная цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
Существует множественная классификация кадровой политики. Можно выделить следующие типы кадровой политики: пассивная, реактивная, превентивная, активная, открытая, закрытая.
Комплексное понимание кадровой политики складывается как внутреннее единство следующих мер: обеспечение всех участков производства необходимыми человеческими ресурсами, создание мотивации персонала на высокоэффективную трудовую деятельность.
Управление персоналом в организации выступает как средство реализации кадровой политики. Задачи управления персоналом в основном распространяются на оперативные области, поскольку речь идет о повседневной реализации принятой кадровой политики.
Сегодня кадровая политика начинает охватывать области, ранее не учитывавшиеся в кадровой работе. Это сфера трудовых конфликтов и взаимоотношений с администрацией, с новыми общественными организациями в ходе решения производственных проблем, роль социальных программ, осуществляемых организацией в рыночных условиях, оказывающих влияние на производственную отдачу персонала, и т.п.
Кадровая политика в рыночных условиях должна быть направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.
Формирования кадровой политики основывается на следующих аспектах: разработке общих принципов кадровой политики, определении приоритетов целей, создании и поддержке системы движения кадровой информации; формулировании принципов распределения средств, обеспечении эффективной системы стимулирования труда, обеспечении программы развития, профориентации и адаптации сотрудников, а также планировании индивидуального продвижения, формировании команд, профессиональной подготовке и повышение квалификации, выявлении проблем в кадровой работе, оценки кадрового потенциала.
На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы двух типов: внешние по отношению к организации и внутренние.
В целом, формирование кадровой политики основывается на этапах и мероприятиях разработки кадровой политики, и условиях для их формирования.
В ОАО «Каменск - Уральский литейный завод» существуют открытая кадровая политика. Данная политика проводится с самого начала работы завода. Руководство организации уделяет большое внимание кадровой политики, которая проявляется не только в найме персонала, а также в ряде проводимых мероприятий, нацеленных на успешное развитие холдинга. Но анализируя кадровую политику мною замечено то обстоятельство, что она направлена на административный персонал, ли лишь едва затрагивает рабочий персонал. Мною предложены направления, направленные на совершенствование кадровой политики в ОАО «Каменск - Уральский литейный завод».
Библиографический список
1 Архипова Н.И., Организационное управление: учебное пособие./Н.И. Архипова, В.В. Кульба. - М.: ПРИОР, 2012 - 448 с.
Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учебник./ Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин - М.: ЮНИТИ, 2011 - 423 с.
Брэддик У. Менеджмент в организации: учебник/ У. Брэддик - М.: ИНФРА-М, 2013. - 344 с.
Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: учебное пособие./ И.В. Бизюкова. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2011 - 150 с.
Веснин В.Р. Основы менеджмента./ В.Р. Веснин. - М.: «ГНОМ - пресс», 2012 - 440 с.
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе./ В.Р. Веснин. - М.: - Юрист, 2012 - 496 с.
Виханский О.С. Менеджмент: учебник./ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: «ЮНИТИ», 2013 - 528 с.
Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник./ О.С. Виханский. - М.: «Гардарика», 2012 - 296 с.
Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. - СПб: «Питер», 2008. - 211 с.
Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник./ И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2007 - 501 с.
Денисов В., Филиппов А. Управление персоналом в быстрорастущих компаниях // Кадры. - 2010. - №11. - С. 16-17.
Иванов В.Н., Пойрушев В.И., Гладышев А.Г. Основы социального управления. - М.: ЮристЪ, 2011. - 314 с.
Иванова Т.Ю. Теория организации: Учебное пособие / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. - СПб.: Питер, 2013. - 270 с.
Кибанов А.Л. Управление персоналом организации: практикум./ А.Л. Кибанов. - М.: - ИНФРА - М, 2009, - 638 с.
Кибанов А.Л. Управление персоналом организации./ А.Л. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2013, - 156 с.
Коротков Э.М. Исследование системы управления: учебник./ Э.М. Коротков. - М.: Дела, 2013 - 285 с.
Лукашевич В.В. Основы менеджмента: учебник./ В.В. Лукашевич. - М.: - Экономика, 2011 - 238 с.
Мескон М.Х. Основы менеджмента: учебное пособие/ М.Х. Мескон, Альберт М., Хедоури Ф. - М.: - Центр, 2012 - 645 с.
Румянцева З.П. Менеджмент организации: учебное пособие./ З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Акбердин Р.З. - М.: - ИНФРА - М, 2013 - 432 с.
Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом./ В.А. Спивак. - Питер, 2007 - 416 с.
Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия: учебник./ В.В. Травин, В.А. Дятлов - М.: Дело, 2009 - 227 с.
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 2011. - 186 с.
Шекшня С.В. Управление персоналом современных организаций. М.: ЮНИТИ, 2010. - 429 с.
. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Р.А. Фатхудинов. - М.: ЗАО «Бизнес - школа «Интел - синтез», 2009. -304 с.
Устав ОАО «Каменск - Уральский литейный завод».
http://www.kulz.ru/ - официальный сайт ОАО «Каменск - Уральский литейный завод».