Эзопов язык как художественный прием (на примере одного или нескольких произведений)
Эзопов язык
как художественный прием (на примере одного или нескольких произведений)
Сатира — способ
проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии
отрицательных явлений, действительности, разоблачений пороков общественного
значения. “Сатира борется с “главным существенным злом”; она есть “грозное
обличение того, от чего происходит и развиваются общие народные недостатки и
бедствия”, — писал Добролюбов. Социальной основой сатиры является борьба нового
со старым .
Художественный
мир М.Е. Салтыкова-Щедрина населен необычными героями. Перед нами проходит
целая вереница градоначальников, помпадуров и помпадурш, пустоплясов .
Читатель
щедринских сатирико-публицистических циклов и сказок до конца не узнает имен
подавляющего большинства героев .
Почти ничего не
известно об их индивидуальных вкусах, привычках. В основных чертах совпадают и
их биографии. Лишь в некоторых случаях, но очень скупо, дан намек на портретную
характеристику. Зато и эти внутренне однотипные герои, которые чересчур похожи
друг на друга, руководствуются одними и теми же побуждениями, чрезвычайно
отчетливо обнаруживается их общественно-политическое лицо, их
социально-нравственные образы дают яркое представление о том, что
Салтыков-Щедрин назвал “общим тоном жизни” .
Собирательные
образы обладают удивительными свойствами: они включают в себя целые социальные
пласты, слои и прослойки общественного организма, И писатель здесь не только
живописец, он — исследователь, мыслящий обширными понятиями, улавливающий нечто
общее, типическое. Салтыков-Щедрин не только создает рабскую привычку
обывателей к повиновению. У писателя это состояние народа ассоциируется с несуществующим,
фантастическим городом и его многочисленными обитателями. Автор “Истории одного
города” как бы видит, слышит, чувствует своих героев-глупцов .
Жители города
то ликуют, ходят в кабак и потрясают воздух благодарственными восклицаниями,
адресованными очередному градоначальнику, то обрастают шерстью, перестают
ощущать стыд и сосут лапы, то в финале романа, в эпоху Угрюм-Бурчеева,
“изнуренные, обруганные^ уничтоженные”, начинают раздражаться и роптать .
Салтыков-Щедрин
часто рассказывает о том, что и как могли бы говорить и делать люди, если
развязать им языки и руки. В этом заключается еще одна очень важная особенность
его сатирического дара. Писатель исследует различные человеческие, как он
говорил, “готовности”, до поры до времени сознательно или невольно маскируемые.
И оказывается, что головы всевластных бюрократов начинены мясным фаршем или
нехитрым музыкальным устройством/И выясняется, что многие властолюбцы страшны в
своей безнаказанности, и безропотно и начальстволюбиво внимающие им обыватели
обречены на жуткое и нелепое существование .
На Руси начало
70-х годов XIX века насквозь проникнуто духом предпринимательства, доходившего
до откровенного крупномасштабного разбоя .
Неуемные
претензии вчерашних крепостников, из-под ног которых ускользала почва, хищные
помещичьи вожделения не могли оставить писателя равнодушным. Люди-хищники с
живостью саранчи обступают государственный пирог. И вот строка за строкой
появляются первые страницы “Дневника провинциала в Петербурге”. Вот как
характеризует автор своих героев: “Все притворились, что у них есть нечто в
кармане, и ни один даже не пытался притвориться, что у него есть нечто в
голове” .
Салтыков-Щедрин
очень дорожил принципом сатирического исследования и выявления в человеке
внешне сокрытого, упрятанного в глубине и обнаруживаемого лишь при подходящих
обстоятельствах .
Первые сказки
Салтыкова-Щедрина были опубликованы в “Отечественных записках” еще в 1869 году
.
Все остальные
произведения, включенные писателем в знаменитый сказочный цикл, создавались в
80-е годы. Событиями 1 марта 1881 года исчерпала себя вторая в истории России
революционная ситуация .
Жизнь
беспощадно отвергла расчеты на возрождение страны мыслящими
интеллигентами-“реалистами” .
Становилось
ясно, что бороться за землю для народа без его участия невозможно.
Салтыков-Щедрин тем не менее никогда не переставал надеяться, что “хоть
что-нибудь, хоть штрих один, хоть слабый звук — дойдет по адресу” .
Уже в 1881 году
можно было с уверенностью сказать, что народ начинает интересоваться жизнью, хочет
многое знать о своих правах и обязанностях, И именно в последней трети XIX
века, в пору предчувствия массового читателя, и у многих писателей России
обнаруживается тяга к расширению читательской аудитории, к близким и доступным
большинству жанрам сказки, легенды, песни. Именно в сказках воплощены
представления Салтыкова-Щедрина о народном читателе .
Сказки
Салтыкова-Щедрина наталкивают на трудные вопросы, решить которые нельзя,
руководствуясь прописными истинами .
Салтыков-Щедрин
выносит в заголовок говорящий недвусмысленно-оценочный эпитет: “Премудрый
пескарь”. У В.И. Даля: премудрость — соединение истины и блага, высшая правда,
слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного
совершенства .
Поначалу
сохраняется вера в несомненность этого определения: и родители у пескаря были
умные; и его советом родительским не обидели; и у самого героя сказки,
оказывается, “ума палата была”. Но шаг за шагом прослеживая ход умозаключений
пескаря, автор возбуждает в читателе лукавую насмешку, ироническую реакцию,
чувство брезгливости, в финале даже сострадания к житейской философии тихого,
безгласного, умеренно-аккуратного существа .
Жизненная
позиция пескаря — заботиться о себе, о собственной сохранности и благополучии.
Но подводящему итог долгой жизни пескарю открывается тоскливая истина:
“Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться
достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Никому
от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни
бесславия... живут, даром место занимают да корм едят” .
“Орлы хищны и
плотоядны — живут всегда в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не
занимаются, но разбойничают”. Так начинается сказка об “Орле-меценате” .
Это введение
сразу раскрывает перед читателем характерные обстоятельства жизни царственного
орла и дает порыть, что речь идет совсем не о птицах. Орел “нарядил в кандалы”
и “заточил в дупло навечно” грамотея-дятла, уничтожил соловья за его вольные
песни, разорил ворон-мужиков .
Кончилось тем,
что вороны взбунтовались. И -оставили орла умирать голодной смертью. “Сие да
послужит орлам уроком”, — многозначительно заключает сатирик .
Достойны
особого внимания строки “Карася-идеалиста”, рисующие гибель наивного мечтателя,
задавшегося целью посредством одного магического слова лютую щуку в карася
превратить. “Карась вдруг почувствовал, что сердце в нем загорелось. И он во
всю мочь гаркнул: “Знаешь ли ты, что такое добродетель?” Щука разинула рот от
удивления. Машинально потянула она воду и, вовсе не желая проглотить карася,
проглотила его” .
Ироническим
указанием на машинальность действия щуки автор подсказывает читателю мысль о
тщетности всяких призывов к совести хищников. Хищники не милуют своих жертв и
не внемлют их призывам к великодушию. Волк не был тронут самоотверженностью
зайца, щука — карасиным призывом к добродетели .
Гибнут все, кто
пытался, избегая борьбы, спрятаться от неумолимого врага или умиротворить его,
— гибнут и премудрый пескарь, и самоотверженный заяц, и его здравомыслящий
собрат, и вяленая вобла, и карась-идеалист .
В целом книга
салтыковских сказок — это живая картина общества, раздираемого внутренними
противоречиями .
В “Сказках”
Салтыков-Щедрин воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного
русского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами угнетенных масс, свои
глубокие симпатии к трудовому человеку и свои светлые надежды на силу народную
.
Сатира всегда
современна. Она не только идет по горячим следам событий. Она пытается
заглянуть в завтрашний день .
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/