Тема любви, красоты и памяти в рассказах И. А. Бунина
Тема любви,
красоты и памяти в рассказах И. А. Бунина
Иван Алексеевич
Бунин - один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого
века.
В литературу он
вошел в конце прошлого столетия, в трудные и тяжелые годы социального и
духовного кризиса русского общества. Ощущение перелома жизни, гибели старой
дворянской культуры во многом определило основное содержание произведений
писателя.
Первые
прозаические произведения Бунина появляются в начале 90-х годов. Многие из них
по жанру - лирические миниатюры, напоминающие стихи в прозе. Поэзия как бы
ведет за собой прозу писателя, которая приобретает у него своеобразный
лирический характер, содержит особое чувство ритма.
В 1897 году
выходит первая книга рассказов, куда вошли рассказы “Вести с родины”, “На край
света”, “Танька” и другие. Основная тема этих произведений - нищая, разоренная
крестьянская Россия. Он пишет о новых капиталистических отношениях, о деревне,
в которой царствует голод и смерть, о физическом и духовном увядании
дворянства. Беспросветна и печальна судьба обедневшего под напором жестокой
цивилизации поместного дворянства. Бунин видит идеал жизни в патриархальном
прошлом с его старосветским благополучием. Чувство безысходной грусти и
сожаления вызывает у автора запустение и вырождение дворянских гнезд,
нравственное и духовное оскудение их хозяев. Лирической эпитафией прошлому
звучит рассказ “Антоновские яблоки”.
Период расцвета
бунинского таланта приходится на годы войны (“Чаша жизни”, “Господин из
Сан-Франциско”). В эти годы писатель много путешествует по Европе и Востоку,
что дает ему обильный материал для широких социально-философских обобщений.
Главная тема этих сборников -вечный вопрос о смысле жизни и любви, о суетности
поисков счастья, о несбывшихся надеждах. Так, в рассказе “Господин из
Сан-Франциско” описана трагическая судьба безымянного героя. Писатель
показывает как бесцельна и призрачна жизнь перед лицом смерти и как ничтожны
власть и деньги, если смерть рядом. Перед лицом смерти все равны, перед ней
стираются все социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей. И
ни при каком идеально устроенном обществе и самой счастливой личной судьбе
человек не будет спокойно и безразлично к этому относиться.
Но Бунин
обращается и к вечным темам - любви, счастья. Писатель создает такие рассказы,
как “Грамматика любви”, “Легкое дыхание”, где повествуется о трагедии любви, о
несбывшихся надеждах. Любовь для Бунина - это высшая ценность в этой тяжелой,
непостоянной, непредсказуемой жизни, это “последнее всеобъемлющее, жажда
вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь его отдать
кому-нибудь другому” (“Братья”). Но любовь в бунинских рассказах чаще
соприкасается со смертью и даже как бы одухотворена ее близостью. Почти все
любовные сюжеты у него завершаются смертью. Иногда развязки таких историй
кажутся даже искусственными, неожиданными.
Как и Куприн,
Бунин тоже много писал о любви, тоже пытался раскрыть, “расколдовать” тайны
этой прекрасной и вместе с тем “пагубной страсти”, способной и вознести
человека на вершину счастья и блаженства, и стать невыносимой пыткой, нередко
толкающей людей на самоубийство.
Именно такая
трагическая история любви и положена в основу повести “Митина любовь”, написанной
Буниным уже в эмиграции. По свидетельству близких и друзей писателя, повесть
эта во многом автобиографична. В ней нашел отражение окончившийся драматически
для Бунина его юношеский роман с Варварой Пащенко.
Этой же теме -
любви, памяти, красоте - посвящены рассказы, вошедшие в цикл “Темные аллеи”.
Главные герои этих рассказов живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего,
опаленные ею, гибнут. Для Бунина неприемлема любовь как ровное, тихое горение,
безоблачное счастье. Любовь у него - легкое дыхание, готовое в любой миг
исчезнуть, любовь появляется в минуты роковые, это всегда короткая,
ослепительная вспышка, до дна озаряющая души влюбленных и приводящая их к
критической точке, за которой — гибель, самоубийство, небытие.
Героиня
рассказа “Холодная осень” - женщина, прожившая безрадостную, полную страданий
жизнь, вспоминает прощание с женихом, уходящим на фронт. День прощания
запомнился ей на всю жизнь; она запомнила последние слова любимого: “Ну что ж,
если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи
ко мне”. Теперь, спустя много лет после его гибели, уже в эмиграции, оказавшись
в полном одиночестве, она снова вспоминает его слова и понимает, что в ее жизни
было единственное дорогое воспоминание - “только тот холодный осенний вечер”.
Но что
объединяет все произведения Бунина, так это трагический конец, трагедия любви.
Казалось бы, что трагическая концовка не вписывается в романтический сюжет
повести, но нет, такой конец лишь усиливает возвышенность чувства, его
романтическую приподнятость над обыденностью. Ведь умирают герои из-за любви и
во имя любви.
Правдиво
показывая жизнь, автор нередко идеализирует своих героев, делает их отношения
сложными и романтичными, в его рассказах присутствуют музыка и природа,
благородство и низкие чувства, порочные связи и вечная любовь, которая
одухотворяет героев, делая их выше и прекраснее.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/