Семья и домашнее хозяйство. Потребительская социализация

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семья и домашнее хозяйство. Потребительская социализация

Содержание

Введение

.Семья и домашнее хозяйство

.1 Понятие семьи и домашнего хозяйства, распределение ролей в семье

. Потребительская социализация

.1 Методы потребительской социализации

. Анализ практики разработки маркетинговой стратегии компаниями, ориентированными на нетрадиционные домашние хозяйства

Заключение

Список использованных источников


Введение

Актуальность темы исследования. Современная экономическая мысль рассматривает домашнее хозяйство в качестве самостоятельного института и субъекта рынка, жизнедеятельность которого осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей отдельного индивида, каждой семьи и общества в целом.

Экономическое значение домашнего хозяйства неуклонно усиливается. Это связано с развитием предпринимательства, надомного труда, образованием семейных предприятий, расширением самообслуживания домашних хозяйств, способствующего преодолению недостатков социальной инфраструктуры, созданием нового слоя в сельском хозяйстве - фермеров, основывающих свою деятельность на семейном труде. Домашнее хозяйство становится катализатором формирования среднего класса, без которого невозможно не только утверждение нормальных рыночных отношений, но и достижение необходимой экономической эффективности реформ.

Целью денной работы является, раскрытие основных теоретических и практических вопросов касающихся семьи и домохозяйства , включая понятие и признаки семьи и домохозяйства, осуществление распределения ролей в семье , процесса потребительской социализации и его методы. Особое внимание уделено анализу практики разработки маркетинговых стратегий компаний, ориентированных на нетрадиционные домохозяйства.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением домохозяйства как субъекта рыночных отношений, а также рационального поведение потребителей .

В настоящее время семья является важной составляющей общества с индивидуальными потребностями, поэтому проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер и представляет научный и практический интерес.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка, используемой литеры.

1. Семья и домохозяйство

.1 Понятие семьи и домохозяйства, распределение ролей в семье

Семья представляет собой социальный институт, основанный на брачных отношениях между мужчиной и женщиной и порождающий права и обязанности между супругами, между детьми и родителями. Многофункциональность семьи, многообразие отношений и процессов, складывающихся в ней, определяют междисциплинарный характер научных исследований и практических вопросов, относящихся к сфере семьи. Семья и домохозяйство выступают в качестве предмета изучения таких наук, как статистика, демография, право, социология, педагогика, медицина, экономика, геронтология и другие.

В пределах каждой научной дисциплины представлены формулировки понятий «семья» и «домохозяйство», в которых акцент делается на те их сущностные свойства, которые наиболее актуальны для данной конкретной области знания. Так, с позиций правовой науки семью обычно рассматривают как официально зарегистрированный семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В этом определении превалирует правовой подход.

Демография и статистика видят в семье прежде всего совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством или свойством и общим бюджетом. Данная формулировка ориентирована не столько на раскрытие сущности семьи, сколько на обозначение трех ее опознавательных признаков, что важно для строго однозначного определения состава семей при проведении переписей населения и других работ по сбору информации о населении .

Социологическое понимание семьи отличается акцентом на межличностные отношения между ее членами. В социологии семья определяется как «одна из исходных форм социальной общности людей, ее малая группа, основанная на браке, любви и кровном родстве входящих в нее людей, связанная общностью быта и взаимной ответственностью». Социальные функции семьи в социологическом ее понимании включают функции деторождения, мыслительную, хозяйственно-бытовую, производственно-экономическую, поддержания культуры и нравственности .

Сущность семьи как социального института столь сложна и многогранна, что ее трудно вполне адекватно выразить в предельно лаконичной форме. Достаточно полное представление о сущности семьи дает перечень ее функций.

Под домохозяйством понимается лицо или группа лиц, объединенных совместным ведением хозяйства. Известно и более детальное определение домохозяйства - это «совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных родством, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно».

Можно выделить три основных вида домохозяйств - домохозяйства одиночек, семейные домохозяйства и институциональное население.

Семейные домохозяйства в подавляющем большинстве являются одновременно семьями, но могут быть представлены и «расширенной» семьей, включающей неродственников - домашнюю прислугу, личного шофера или секретаря, либо это могут быть несколько не состоящих в родстве или свойстве человек, живущих одним хозяйством.

Многообразие аспектов исследования семьи обусловлено ее многофункциональным характером. В научной литературе представлено много вариантов классификации функций семьи и домохозяйства.

Система взаимодействия семьи и общества, семьи и личности отражается в следующих ее функциях:

. Репродуктивная - рождение детей, продолжение рода, обеспечение непрерывности смены поколений в семье и обществе;

. Воспитательная (социализация) - воспитание, обеспечение усвоения детьми социальных норм, формирование у детей интеллектуально-культурного потенциала, необходимого для адекватного функционирования и индивидуального жизнеобеспечения личности в современном обществе;

. Поддерживающая (экзистенциальная) - содержание детей, поддержка нетрудоспособных, больных, престарелых членов семьи;

. Потребительская - организация владения, использования и потребления продуктов, услуг, иных благ, обеспечение преемственности владения имуществом рода через институт наследования;

. Хозяйственно-производственная - формирование материального ресурса семьи, производство продуктов и услуг, организация быта;

. Статусная, регулятивная, властная - определение социального статуса членов внутри семьи (распределение властных отношений, функций и статусных приоритетов между членами семьи) и статуса семьи и ее членов вне самой семьи (в ее социальном окружении, в территориальном сообществе и иных субъектах социальных отношений);

. Коммуникативная - среда общения, средства общения, формы и интенсивность общения.

На протяжении многовековой эволюции института семьи происходили количественные и качественные изменения функций семьи. Менялось соотношение отдельных функций по их значимости, особыми были способы реализации семьей ее функций, отдельные эпохи различались по скорости трансформации функций семьи. Различными были масштабы дифференциации всей совокупности семей по характеру выполняемых ими функций.

Функции семьи, представленные в приведенном выше перечне, рассматриваются как условия жизнеобеспечения членов семьи. Они актуальны для человека в разных сферах жизни, в разные периоды жизни и в разных ситуациях. Реальная жизнедеятельность семьи и ее членов складывается в результате взаимодействия, противоборства, конфликта, «конкуренции» ее функций. Они способны вытеснять, поддерживать, видоизменять друг друга.

Например, в современном обществе неуклонно возрастают противоречия между репродуктивной и потребительской функциями. При ограниченных ресурсах материальных средств и свободного времени во многих семьях потребительская функция оттесняет, а иногда и полностью вытесняет репродуктивную функцию. Антагонистами могут оказаться также репродуктивная и статусная функции, репродуктивная и воспитательная функции. Отказ от деторождения из-за его несовместимости с карьерным ростом, из-за трудностей в обеспечении полноценного воспитания, детей - типичные примеры конфликта функций в семьях.

Распределение ролей в семье. Социологи описывают поведение членов домохозяйства с помощью инструментальных (экономических) и экспрессивных ролей.

Инструментальные роли заключаются в выборе финансовых, технических и других показателей продукта, условий совершения покупки.

Экспрессивные роли заключаются в эмоциональной поддержке других членов домохозяйства в процессе принятия решения, в выражении эмоциональных потребностей домохозяйства.

Потребительские решения домохозяйства предполагают выполнение, по меньшей мере, пяти ролей. Их могут выполнять муж, жена, дети и другие члены домохозяйства. Одну и ту же роль могут играть несколько членов домохозяйства. Один человек может совмещать несколько ролей.

.Инициатор - член домохозяйства, который собирает информацию о характеристиках товара, осведомлен об этом товаре, заинтересован в нем. Он является инициатором обсуждения членами домохозяйства возможной покупки товара.

.Оказывающий влияние - член домохозяйства, влияющий на выбор товаров и предлагающий оценочные критерии выбора.

.Принимающий решение - член домохозяйства, который принимает окончательное финансовое решение, а также обладает правом решать, как будут потрачены деньги домохозяйства и на какие товары.

.Покупатель - член домохозяйства, индивидуум, действительно совершающий покупку. Он посещает магазин, рассчитывается за покупку, приносит товар домой.

.Пользователь - член домохозяйства, который непосредственно использует продукт.

Решения, принимаемые супругами, классифицируются по критериям «доминирование» и «степень согласия относительно желаемого товара».

Таблица 1. Классификация решений, принимаемых домохозяйством, по критериям «доминирование» и «степень согласия относительно желаемого товара».

КритерийТип решенияСодержаниеДоминированиеС доминированием роли мужа С доминированием роли жены Автономное СовместноеНаибольшее влияние на решение принадлежит мужу Наибольшее влияние на решение принадлежит жене При принятии решений супруги не советуются друг с другом Большая часть решений принимается в результате совместного обсужденияСтепень согласия относительно желаемого товараКонсенсуальное Примирительное Общее согласие членов группы Разные предпочтения членов группы

Выделяют четыре типа решений, принимаемых в домохозяйствах, по критерию «доминирование»:

. Доминирование роли мужа;

. Доминирование роли жены;

. Автономное (индивидуальное) принятие решений;

. Совместное принятие решений.

Тип принимаемого решения зависит от типа продукта, стадии процесса принятия решения и самой ситуации. Обычно процесс принятия решения стремится от автономного к совместному.

Исследования показали, что на принятие совместного или индивидуального (автономного) решения влияют четыре основных фактора:

. Разделение ролей по половому признаку. В парах с традиционным разделением ролей чаще принимают индивидуальные решения о покупке товаров для одного пола - мужчины или женщины.

. Средства супругов. Влияние имеет тот из супругов, который вкладывает больше средст

. Опыт. Индивидуальные решения принимаются чаще внутри тех пар, которые уже имеют опыт принятия решений.

. Социо- экономический статус. Совместные решения чаще принимают в семьях среднего слоя, чем в семьях высшего или низшего слоя.

Решения, принимаемые в домохозяйствах о приобретении товара по критерию «степень согласия относительно желаемого товара», разделяют на два типа: консенсуальное и примирительное. Каждая ситуация в реальной жизни зависит от типа продукта, стадии процесса принятия решения и конкретной ситуации, в которой принимается решение.

Тип принимаемого домохозяйством решения (консенсуальное или примирительное) определяется степенью влияния ряда факторов:

. Групповая потребность - величина вклада отдельного человека в группу. Член домохозяйства, временно проживающий в другом месте (например, студент), будет меньше беспокоиться о том, что другие члены семьи приобретают для дома.

. Пользование товаром и его полезность - в какой степени рассматриваемый товар будет использоваться или удовлетворять потребность членов домохозяйства.

. Ответственность - в отношении, приобретения товаров, их эксплуатации, платежей и т.д. При принятии решения, которое влечет за собой долговременные последствия и обязательства, более вероятны разногласия.

. Влияние - в какой степени одни члены домохозяйства влияют на других при принятии решений. При принятии решений может возникнуть конфликт в том случае, когда один человек постоянно использует свое влияние в домохозяйстве для удовлетворения своих потребностей.

По мере усиления социального равноправия мужчин и женщин все реже

различные сферы принятия решений оказываются подвластными влиянию исключительно жены или мужа; все большее число принимаемых решений о покупке осуществляется в результате обсуждения и переговоров.

2. Потребительская социализация


Процесс формирования будущего потребителя происходит в среде семьи и домохозяйства.

Потребительская социализация - это процесс передачи от старшего поколения к младшему умений, знаний, отношений и культурных ценностей. Обычно потребительская социализация происходит в нуклеарной (или расширенной) семье.

Необходимо рассмотреть содержание и методы потребительской социализации. Содержание социализации обучения подразделяется на прямо относимое к объекту и не прямо относимое.

Прямо относимые аспекты обучения - это те, что непосредственно связаны с процессом покупки и потребления. Родители, к примеру, обучают своих детей конкретным навыкам: как покупать, как сравнивать сходные товары и марки, как лучше распоряжаться имеющимися денежными средствами.

К прямо относимым аспектам относятся знания о магазинах, товарах, марках, продавцах, распродажах, а также сведения о каналах и средствах рекламы, мероприятиях по стимулированию сбыта и продвижению товаров.

Не прямо относимое содержание потребительской социализации заключается в освоении мотивации покупочного и потребительского поведения. Это знания, способствующие побуждению людей захотеть конкретные товары, услуги. Также эти знания позволяют потенциальным потребителям (подрастающему поколению) давать оценки продуктам и маркам. Информация о престиже марки, хотя и не является необходимой для фактического совершения покупки, но важна для того, чтобы решить купить и что купить.

Потребительская социализация в семье происходит несколькими методами. По характеру участия родителей и старших родственников в процессе социализации выделены следующие методы: 1.Инструментальный тренинг. 2.Моделирование. 3.Посредничество.

Инструментальный тренинг - это непосредственное инструктирование детей родителями или старшими в семье, вести себя определенным образом. Инструкции могут содержать правила выбора марки и использования продуктов.

Моделирование - это неосознаваемое воспроизведение человеком поведения другого, т.е. определённое моделирование поведения происходит в процессе наблюдения за другими людьми. Моделирование необходимо для ребенка в обучении соответствующим навыкам, знаниям и отношениям. Посредством моделирования происходит обучение как позитивным, так и негативным образцам потребления.

Посредничество. Родители выступают посредниками между рекламой и своими детьми. Рекламодатели должны помнить, что дети учатся покупать и использовать продукты во взаимодействии с родителями или близкими родственниками. Поэтому разработчики рекламы, стремящиеся влиять на детей, должны делать это в манере, соответствующей ценностным ориентациям остальных членов семьи.

По степени самостоятельности потребительского поведения детей выделяются такие методы социализации, как : 1.Наблюдение, 2. Совместные покупки ,3. Прямой опыт.

Наблюдение - метод обучения потребительскому поведению путем визуального восприятия поведения других. Дети наблюдают и имитируют родительское поведение - родители служат ролевыми моделями.

Совместные покупки - метод потребительской социализации в процессе совместных походов за покупками родителей и детей. Во время таких покупок родители объясняют детям, почему они покупают или не покупают продукт.

Прямой опыт - это метод обучения детей на их собственном опыте как самостоятельных покупателей. Занятость обоих родителей влияет на то, что дети чаще совершают самостоятельные покупки. Поэтому процесс потребительской социализации происходит быстрее. Ребенок часто действует как агент по закупкам для семьи.

Процесс потребительской социализации проходит несколько стадий. Выделяют следующие стадии:

.Познавательная структура детей этой стадии - в возрасте 3-7 лет - еще слабо организована. На этой стадии родители могут позволить детям лишь небольшой потребительский выбор, например мороженое по цвету или напитки.

. Дети в возрасте 8-11 лет, когда формируются более сложные способности применять логическое мышление к конкретным проблемам. На этой стадии социализации дети начинают развивать методы убеждения, которым они учатся у других детей для влияния на своих родителей.

. У детей 12-15 лет более полно сформирована способность абстрактного мышления и ассоциирования концепций и идей. Дети имеют более значимые финансовые ресурсы и способны принимать решения по широкому спектру продуктов. Многие из детей этого возраста влияют на родительские покупки, такие, как компьютеры, электроника и так далее.

Производители могут выигрывать, понимая роль детей в процессах покупки. Известно, например, что взрослые покупатели склонны лояльно относиться к маркам, которые они привыкли потреблять в детстве. Важно также видеть, что родители вынуждены делить время между покупками и своими детьми. Поэтому крупные торговые центры создают детские игровые территории, освобождая родителей для походов по торговым секциям.

Рост длительности образования приводит к росту семей с одним ребенком. В отсутствие братьев и сестер единственные дети больше общаются со взрослыми, чем с детьми. Поэтому они более «взрослые» в коммуникативных навыках и предпочтениях, чем их ровесники предыдущих поколений. Работающие родители часто испытывают дефицит времени для детей, однако имеют больше денег для компенсации недостатка внимания покупками.

Потребительская социализация происходит не только под действием родителей. Для детей подросткового возраста увеличивается влияние сверстников. Взрослея, подростки больше полагаются на информационные источники и мнение групп ровесников.

3. Анализ практики разработки маркетинговой стратегии компаниями, ориентированными на нетрадиционные домохозяйства

В современном мире количество одиноких людей неизбежно увеличивается. Урбанизация приводит к тому, что ряды одиноких людей постоянно пополняются - об этом свидетельствует статистика. Соответственно, перед производителями различных товаров обозначился новый неохваченный пласт потребителей, и открылись просто золотые перспективы.

Товары для одиноких людей:

. Поскольку одиночество жителей Японии принимает масштаб национальной трагедии, особенно предприимчивыми оказались японские предприниматели. Швейцарские ученые по заказу японской сети продуктовых магазинов вырастили мини-овощи, предназначенные специально для одиноких людей. Идея создать и продавать мини-овощи пришла администрации японской сети супермаркетов Aeon после неожиданно успешных продаж половинок и четвертинок овощей.

. Японская фирма выпустила 38-сантиметровую игрушку, ориентированную на одиноких мужчин - «автоматизированную подружку», умеющую целоваться по команде. Робот получил название «Воплощение вечной девушки» («Eternal Maiden Actualization», EMA) и продается по цене около 175$.

. Специально для одиноких мужчин выпустили в продажу «подушку-колени» из поролона. Выглядит подушка как женские колени, сверху с юбкой. Стоит 90$. Раскупается на ура. Также изобрели специальную подушку для одиноких женщин, сшитую в форме мужского торса с одной упругой рукой. Товар с названием «Рука любимого» предлагает своей владелице уснуть в мужских объятиях.

. Одинокие японцы могут взять напрокат как жену, так и детей. «Семья на час» встретит мужчину с работы, «жена» приготовит вкусный ужин и с поклоном нальет ему чай, а «дети» покажут «папе» игрушки. «Семью» можно арендовать даже на выходные: например, гулять с детьми в парке и ходить с женой по магазинам. Цена от 700 долларов в час, однако от желающих нет отбоя.

. Шведская компания Singelringen продает в Европе специальные кольца для одиноких людей. "У нас должен быть способ показать другим людям своё одиночество. Если вы хотите закрутить роман или начать дружбу, то с нашим кольцом сделать это намного легче, так как кольцо показывает - этот человек открыт для встречи с новыми людьми", - говорят представители Singelringen. Кольца сделаны из акриловой смолы с серебром, из которого сделана внутренняя полоска - на ней выгравирован уникальный номер.

Открытость владельца должно демонстрировать окошко в форме полумесяца. Цена - около $40.

Неполных семей, так же, становится все больше и компании вынуждены разрабатывать товары и услуги для неполных семей, так например, компания Qints разработала интернет-магазин специально для матерей- одиночек и отцов- -одиночек. Изначально это был просто интернет-магазин, но впоследствии он стал целым порталом, в котором размещаются разные статьи по теме, возможны обсуждения по разным тематикам. Сайт является очень удобным для использования и представляет собой много функций для матерей. На сайте можно заказать разнообразную одежду, как для детей, так и для матерей, можно заказывать питание на дом для ребенка.

Разнообразные компании не обходят стороной и престарелых одиноких людей.

Компания Texet разработала линию телефонов для таких людей, телефон представляет собой удобное устройство с большими кнопками и очень простыми основными функциями.

Фирма Флорадикс разработала линию витаминов для престарелых людей по разным направлениям лечения.

Заключение

Учитывая все вышеизложенное, с уверенностью можно сказать что, домашнее хозяйство выступает в качестве самостоятельного субъекта рынка и является относительно самостоятельным институтом.

В первой главе мы рассмотрели теоретические основы семьи и домохозяйства.Семья- социальный институт, основанный на брачных отношениях между мужчиной и женщиной и порождающий права и обязанности между супругами, между детьми и родителями. Семья и домохозяйство выступают в качестве предмета изучения таких наук, как статистика, демография, право, социология, педагогика, медицина, экономика, геронтология и другие. Рассмотрели перечень функций семьи.

Домохозяйство- лицо или группа лиц, объединенных совместным ведением хозяйства. Можно выделить три основных вида домохозяйств - домохозяйства одиночек, семейные домохозяйства и институциональное население.

Рассмотрели распределение ролей в семье. Рассмотрели решения, принимаемые супругами, классифицирующиеся по критериям «доминирование» и «степень согласия относительно желаемого товара».

Во второй главе изложен процесс социализации и его методы. Потребительская социализация - это процесс передачи от старшего поколения к младшему умений, знаний, отношений и культурных ценностей. Обычно потребительская социализация происходит в нуклеарной (или расширенной) семье.

По характеру участия родителей и старших родственников в процессе социализации выделены следующие методы: 1.Инструментальный тренинг. 2.Моделирование. 3.Посредничество.

По степени самостоятельности потребительского поведения детей выделяются такие методы социализации, как : 1.Наблюдение, 2. Совместные покупки ,3. Прямой опыт.

В третьей главе рассматривается анализ разработки маркетинговой стратегии компаниями, ориентированными на нетрадиционные домохозяйства. Приведены примеры товаров и услуг разработанных для одиноких людей, неполных семей и престарелых одиноких людей.

Список использованных источников

1 Антонова А. И. Социология семьи. М.: Инфрам, 2010

Замураева Е. Об одиночках замолвите слово: поведение потребителей. Современная торговля. 2011.

Алешина И.В. Поведение потребителей: учебник. - М.: Экономистъ, 2006.

Драганчук Л.С. Поведение потребителей: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. домашнее хозяйство потребительская социализация

Костина Г.Л, Моисеева Н.К. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг: учебное пособие - М.: Издательство «Омега-Л», 2008

Похожие работы на - Семья и домашнее хозяйство. Потребительская социализация

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!