Категория
долга
|
млн.
долларов США
|
эквивалент
млн. евро**
|
Государственный
внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР,
принятые Российской Федерацией )
|
54
810,3
|
40
277,9
|
Задолженность
перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся
предметом реструктуризации
|
108,5
|
79,7
|
Задолженность
перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба
|
1
026,2
|
754,1
|
Задолженность
перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ
|
936,6
|
688,3
|
Коммерческая
задолженность бывшего СССР***
|
22,3
|
16,4
|
Задолженность
перед международными финансовыми организациями
|
1
376,0
|
1
011,1
|
Задолженность
по внешним облигационным займам
|
40
021,3
|
29
410,1
|
внешний
облигационный заем с погашением в 2015 году
|
2
000,0
|
1
469,7
|
внешний
облигационный заем с погашением в 2017 году
|
2
000,0
|
1
469,7
|
внешний
облигационный заем с погашением в 2018 году
|
2
547,3
|
внешний
облигационный заем с погашением в 2019 году
|
1
500,0
|
1
102,3
|
внешний
облигационный заем с погашением в 2020 году
|
3
500,0
|
2
572,0
|
внешний
облигационный займ с погашением в 2020 году
|
1
020,6
|
750,0
|
внешний
облигационный заем с погашением в 2022 году
|
2
000,0
|
1
469,7
|
внешний
облигационный заем с погашением в 2023 году
|
3
000,0
|
2
204,6
|
внешний
облигационный заем с погашением в 2028 году
|
2
499,9
|
1
837,1
|
внешний
облигационный заем с погашением в 2030 году
|
14
534,4
|
10
680,8
|
внешний
облигационный заем с погашением в 2042 году
|
3
000,0
|
2
204,6
|
внешний
облигационный заем с погашением в 2043 году
|
1
500,0
|
1
102,3
|
Задолженность
по ОВГВЗ
|
5,5
|
4,0
|
Государственные
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте
|
11
313,9
|
8
314,2
|
Для удобства анализа структуры
внешнего долга отразим данные таблицы в виде круговой диаграммы с процентным
соотношением.
Отдельно следует сказать о
займах предоставленных России международными финансово-кредитными
организациями. Между кредитором и заемщиком возникают экономические отношения,
которые называются кредитно-финансовыми отношениями. Они возникают при
использовании кредита (ссуды) в денежной или товарной форме на условиях возвратности
и обычно с выплатой процента.
Рисунок 1
Диаграмма отражает структуру
внешнего долга России, как мы видим основную задолженность составляет
задолженность по внешним облигационным займам, а также госгарантии в иностранной
валюте.
В кредитно-финансовые отношения
вступают почти все участники внешней торговли. У одних (импортеров) ощущается
недостаток валюты, чтобы рассчитаться с экспортером, и они прибегают к
организации, которая может дать им кредит. У других организаций (экспортеров)
для того, чтобы осуществить инвестиционный проект за рубежом, недостает
средств. Международные кредитные отношения не ограничиваются отношениями
организаций-экспортеров и организаций-импортеров, они неразрывно связаны с
международными кредитно-финансовыми организациями.
Кредитование в иностранной
валюте имеет следующие основные разновидности:
кредитование
экспортно-импортных операций внешней (международной торговли);
кредитование государственных
нужд, связанных с погашением внешней задолженности иностранным государствам и
банкам;
кредитование совместных
инвестиционных проектов государств, фирм, корпораций;
кредитование банков по
расчетным операциям;
иные формы кредитования.
В выполнении
кредитно-финансовых операций и в поддержании стабильности международных
расчетов важнейшая роль принадлежит международным кредитным и финансовым
институтам (организациям).
Международные
кредитно-финансовые институты - это международные организации, созданные на
основе межгосударственных соглашений с целью регулирования кредитно-финансовых
отношений между станами, содействия развитию экономических отношений, оказания
кредитной политики.
Крупнейшими специализированными
международными кредитно-финансовыми институтами являются следующие:
Международный валютный фонд
(МВФ);
Международный банк
реконструкции и развития (МБРР);
Европейский банк реконструкции
и развития (ЕБРР/Евробанк);
Европейский инвестиционный банк
(ЕИБ);
Международная финансовая
корпорация (МФК);
Европейский фонд валютного
сотрудничества (ЕФВС);
Банк международных расчетов
(БМР)
и другие региональные
кредитно-финансовые организации.
Рассмотрим некоторые из
международных кредитных организаций - партнеров Российской Федерации.
Международный валютный фонд
(МВФ)
Международный валютный фонд
создан на основе Бреттон-Вудских (США) соглашений в 1944 году. Он начал
функционировать с 1947 года и является международной валютно-финансовой
организацией. МВФ значится в виде специализированного органа Организации
Объединенных Наций (ООН). Цели создания МВФ:
содействие развитию
международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм
регулирования валютных курсов. А также контроля над их соблюдением,
многосторонней системы платежей и установления валютных ограничений;
предоставление кредитных
ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с
неуравновешенностью платежных балансов;
предоставление кредитов
странам, испытывающим трудности в области платежного баланса.
Кредитные операции
осуществляются только с официальными органами стран: центральными банками,
казначействами, валютными стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в
иностранной валюте или в форме обмена иностранной валюты на национальную
валюту.
Предоставляемые кредиты делятся
на виды в зависимости от причины, вызвавшей несбалансированность внешних
платежей. Решение о выдачи кредита принимается голосованием членов МВФ.
Вступая в МВФ, каждая страна
вносит определенную сумму взноса, называемую квотой. Квоты образуют
объединенные денежные запасы, которыми МВФ пользуется для предоставления
займов. Квоты определяют вес каждого члена МВФ.
Устав МВФ пересматривался три
раза: в 1969, 1976 и 1992 годах. Согласно Уставу высший орган МВФ - Совет
управляющих, в который входит каждая страна-член МВФ (обычно это министры
стран) сроком на 5 лет. Управляющие собираются на сессии один раз в год.
Наибольшее количество голосов имеют:
США…………………………….18,2%
Германия…………………………5,6%
Япония……………………………5,6%
Франция…………………………..5,1%
Италия…………………………….3,1%
Канада…………………………….3,0%
Россия……………………………..2,9%
На сессии МВФ избирается
Исполнительный совет в составе 22 исполнительных директоров для контроля над
деятельностью стран, которым были выданы кредиты.
Персонал МВФ насчитывает 2000
человек и возглавляется исполнительным директором-распорядителем, который
является также главой Исполнительного совета. Основной персонал находится в
штаб-квартире МВФ в Вашингтоне.
В МВФ вступили 178 стран,
полагая, что МВФ будет помогать росту международной торговли и созданию рабочих
мест в экономике государств. Сейчас МВФ дает кредиты странам, испытывающим
острую нужду в выполнении финансовых обязательств по отношению к другим
странам. Кредиты выдаются при условии, что страна, которой дается кредит,
обязуется проводить экономические реформы по программе МВФ. При этом МВФ
диктует стране, на какие цели и как расходовать предоставленный кредит. Затем
через своих экспертов собирает информацию в стране о проводимой государством
экономической политике. В настоящее время страна-заемщик вносит в МВФ плату за
услуги и компенсационные за подтверждение обязательства выдать кредит - 0,5% от
занятой суммы, а также выплачиваются проценты: как правило, 9% годовых.
Страны-члены ММВФ обязаны
представлять ему информацию о золотых запасах и валютных резервах, о состоянии
экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях.
Эти данные МВФ использует для определения платежеспособности стран.
Международный банк
реконструкции и развития (МБРР).
Международный банк
реконструкции и развития создан в 1945 году на основе Бреттон-Вудских
соглашений ряда стран. Он создавался как специализированное учреждение ООН.
Операции начал в 1946 году. Сейчас это межправительственная финансовая
организация, которую ныне называют Всемирным банком. Руководящие органы - Совет
управляющих и Директорат (исполнительный орган). В составе Совета управляющих -
министры финансов стран-участниц и руководители центральных банков. Совет
созывается один раз в год. Основные задачи МБРР:
стимулирование экономического
развития стран-членов МБРР;
содействие развитию
международной торговли;
поддержание платежных балансов
путем предоставления долгосрочных займов под достаточно высокий процент.
Займы предоставляются как
государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их
правительств. Часть кредитов направляется в местные (региональные) банки
развития, которые перераспределяют полученные средства от МБРР.
Членами МБРР могут быть только
страны-члены МВФ. Вес страны при голосовании зависит от доли акционерного
участия в капитале МБРР. В настоящее время семерка государств (США, Япония,
Германия, Англия, Франция, Италия и Канада) обладает50% всех голосов в Банке.
Уставный капитал Банка 175 млрд. долларов.
По информации Банка, Российская
программа приватизации оказалась наиболее крупной из всех когда-либо
реализованных в мире. Банк поддержал усилия Правительства, дав свои
политические рекомендации и выделив заем на проект по осуществлению
приватизации в 90 млн. долларов США и заем на развитие банковской системы в 200
млн. долларов США.
Персонал Банка составляет около
6000 человек. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
Международная финансовая
корпорация (МФК)
Международная финансовая
корпорация образована в 1956 году по инициативе США. Она является филиалом
Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка).
Цели создания МФК:
развитие частного
предпринимательства в промышленности развивающихся стран;
участие в формировании капитала
частных предприятий;
предоставление кредитов без
государственной гарантии высокорентабельным частным предприятиям. Кредиты
выдаются сроком до 15 лет в размере 20% стоимости проекта.
МФК имеет собственный капитал,
органы управления и отдельный штат сотрудников.
Европейский фонд валютного
сотрудничества (ЕФВС)
Европейский фонд валютного
сотрудничества создан в 1973 году в рамках Европейкой валютной системы. Цели
создания ЕФВС:
предоставление кредитов на
покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕФВС;
укрепление Европейкой валютной
системы.
Кредиты предоставляются странам
при условии выполнении ими программ стабилизации экономики.
ЕФВС выполняет в рамках
Европейской валютной системы функции с кредитно-расчетным обслуживанием
стран-членов ЕФВС.
Банк международных расчетов
(БМР)
Банк международных расчетов -
межгосударственный валютно-кредитный банк. БМР организован в 1930 году
центральными банками Англии, Германии, Франции, Италии, Бельгии и группой
американских банков во главе с Банкирским домом Моргана. Соглашение о создании
банка подписано в Базеле (Швейцария).
В 1931 - 1933 годах к БМР
присоединились центральные банки других стран Европы. В 1950 - 1970 годах в
Банк вступили Япония, Канада, ЮАР. В 1982 году членами БМР стали
восточно-европейские страны (кроме СССР, ГДР и других социалистических стран,
которые создали Международный банк экономического сотрудничества).
Задачи Банка:
облегчить расчеты по
репарационным платежам Германии и военным долгам;
содействовать сотрудничеству
центральных банков и расчетам между ними.
Свою главную функцию содействия
расчетам между центральными банками стран БМР сохраняет до сих пор. Он
объединяет банки 30 стран, главным образом европейских государств. С 1979 года
БМР проводит расчеты между банками стран-участниц Европейской валютной системы,
выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали, совершает
операции по поручениям отдельных стран.
БМР выполняет депозитные,
кредитные, валютные операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает
агентом центральных банков.
Будучи западноевропейским
международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование
валютно-кредитных отношений.
Парижский клуб.
Парижский клуб - это группа
главных государств-кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник,
испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводить
программу оздоровления экономики с помощью МВФ, Парижский клуб вносит свой
вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно с
данной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты
ее внешней задолженности. В результате появляется возможность преодолеть
пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта
и выплачивая постепенно свои долги. Величина долга России с процентами на 2001
год странам-кредиторам Парижского клуба составляет 40 млрд. долларов.
В начале апреля 1993 года
Россия подписала первое соглашение с Парижским клубом, по которому страна
получила право не выплачивать по долгам СССР в 1993 году 15 млрд. долларов,
ограничившись лишь выплатой 2 млрд. долларов процентных платежей.
В конце апреля 1996 года в
Париже было подписано новое соглашение о долгосрочной реструктуризации
(отсрочке) российского долга кредиторам Парижского клуба. В соответствии с
подписанным документом погашение долга Россией началось в 2002 году и должно
завершиться в 2020 году. Таким образом, Россия получила льготный период, в
течение которого она освобождена от оплаты этого долга. Это дает возможность
приступить к погашению внешнего долга кредиторам Парижского клуба после выхода
России из экономического кризиса, когда в стране начнется реальный подъем
экономики. Подписание договора дало также России возможность самой стать членом
этого клуба. Это облегчит стране получение долгов со стран-неплательщиков,
поскольку члены клуба проводят солидарную политику по отношению к должникам.
Лондонский клуб.
Лондонский клуб объединяет 600
частных банков. В него входят кредиторы, которые предоставили ссуды для СССР
без гарантий своих правительств.
С ними была достигнуты
договоренности о долгосрочной реструктуризации российского внешнего долга на
общую сумму 32 млрд. долларов (в том числе 25 млрд. долларов основной суммы
долга и 7 млрд. долларов неоплаченных процентов по нему). Этот долг был
переоформлен на следующие 25 лет с предоставлением пятилетнего льготного
периода.
В абсолютном выражении российский
внешний государственный долг
<#"827249.files/image002.gif">
Рисунок 2
Подход к решению проблемы
государственного долга должен быть комплексным. Необходимой предпосылкой
обеспечения максимально благоприятных условий урегулирования внешнего долга
является создание убедительной программы действий, ориентированной на
продолжение и ускорение рыночных преобразований в России, улучшение
инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Реализация
данной программы должна содействовать поддержанию доверия кредиторов и
инвесторов.
Необходимо извлечь максимальную
выгоду из благоприятной конъюнктуры, складывающейся на мировых рынках
энергоносителей. Дополнительно получаемая экспортная выручка должна
направляться на развитие производственных отраслей и укрепление экспортного
потенциала страны. В России же, наоборот, практически вся выручка от экспорта
направляется на покрытие долгов. Многое зависит от того, как быстро Россия
сумеет начать получать ощутимую валютную выручку от традиционных экспортных
отраслей России - аэрокосмической и военной.
Не следует также забывать о
много миллиардных долгах развивающихся стран России, необходимо найти отдельный
подход к каждому должнику. Промедление в этом вопросе ведет к серьезным потерям
для нашего государства.
2. Роль внешнего
государственного долга в экономике
Низкие показатели
государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как
развитых стран, так и государств формирующихся рынков. На фоне пересмотра в
сторону понижения рейтингов многих развитых и развивающихся стран в последние
годы, в основном по причине существенного ухудшения показателей долговой
устойчивости, российские рейтинги характеризуются стабильностью принадлежности
к инвестиционной категории. В настоящее время по основным показателям долговой
нагрузки РФ относится к государствам с умеренным уровнем долга. Относительно
невелика и долговая нагрузка на бюджет. Этому способствовала последовательная
политика Правительства РФ, направленная на отказ от внешних заимствований в
сочетании с операциями по активному управлению государственным внешним долгом.
В январе Россия досрочно погасила 3.3-миллиардный долг перед крупнейшим
кредитором 90-х годов - Международным валютным фондом. Между тем, переговоры об
условиях погашения задолженности Парижскому клубу кредиторов, которая считается
самой дорогой, пока закончилась неудачно. Обязательства России перед странами
Парижского клуба составляют около 47 млрд. долларов, из них порядка 20 млрд.
приходится на Германию.
Многократное преобладание
долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска,
ставящего управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и
состояния платежного баланса, что предполагает необходимость замещения внешнего
долга внутренним. При этом следует учитывать сохраняющиеся риски ограничения
доступа на внешние рынки заимствований. В этой связи приоритет осуществления
государственных заимствований должен быть отдан в долгосрочном плане внутренним
заимствованиям.
Согласно «Основным направлениям
долговой политики Правительства Российской Федерации в сфере государственного
долга на 2013-2015 годы и комплексу мер по ее реализации» в целях обеспечения
подконтрольности динамики государственного долга и повышения эффективности заимствований
политики Правительства Российской Федерации в области государственного долга
будут базироваться на следующих принципах:
· объем
государственных заимствований не должен превышать объем погашения
государственного долга;
· размер
государственного долга и его структура должны обеспечивать возможность
гарантированного выполнения Российской Федерацией обязательств по его погашению
и обслуживанию, а также гарантированную возможность рефинансирования долга,
независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической
конъюнктуры в конкретный период времени;
· долговая политика
должна обеспечивать возможность использования наиболее благоприятных на
соответствующий период источников, форм и инструментов заимствований;
· долговая политика должна
быть нацелена на постоянное активное управление государственным долгом с целью
снижения рисков, связанных с его структурой, и снижением стоимости его
обслуживания.
Несмотря на повышение уровня
суверенного кредитного рейтинга России и улучшения условий привлечения
государственных заимствований, основной проблемой в области государственного
долга остается отсутствие возможности устойчивого рефинансирования
государственного долга за счет внутренних и внешних заимствований в необходимых
объемах и на благоприятных условиях. При этом способность осуществлять внешние
займы ограничивается не только сравнительно низким кредитным рейтингом
Российской Федерации, и риском сокращения доступа на рынки заимствований по
причинам, не зависящим от РФ (политическая ситуация в мире, долговые кризисы в
крупнейших развивающихся странах и т.д.), а также сохраняющейся относительной
структурной слабостью экономики РФ, ее высокой зависимостью от колебаний
мировых цен на энергоносители.
Возможности гарантированного
привлечения государственных займов для целей рефинансирования долга ограничены
также стоимостными условиями этих заимствований. По расчетам Министерства
финансов Российская Федерация будет в состоянии привлекать в ближайшие годы на
внешних рынках не более 5-6млрд. долларов, а на внутреннем рынке - не менее 7-8
млрд. долларов ежегодно без существенного ухудшения условий заимствований.
К другим существенным рискам,
связанным со структурой государственного внешнего долга РФ, относятся:
· исторически
сложившаяся достаточно высокая стоимость обслуживания государственного долга;
· сохранение высокого
удельного веса внешнего долга в форме задолженности перед правительствами
иностранных государств и международными финансовыми организациями,
препятствующими проведению операций по оптимизации структуры государственного
долга;
· ограниченные
возможности рефинансирования государственного внешнего долга за счет внутренних
заимствований без существенного ухудшения структуры государственного долга по
срокам;
· неравномерный
характер погашения внешнего долга, наличие пиков платежей;
· неконтролируемые
риски корпоративных и региональных заимствований.
Большой и многообразный по
видам и формам долговых обязательств государственный внешний долг РФ требует
продуманной системы управления.
.1 Проблема эффективности
внешних заимствований
На показатели эффективность
внешних заимствований, прежде всего влияет сама Система управления
государственным внешним долгом. Данная система представляет собой совокупность
правил и процедур привлечения, использования, обслуживания и погашения
государственных заимствований, а также регулирование размера, стоимости и
структуры обязательств государства.
Несмотря на достигнутые в
течение последних лет положительные результаты по совершенствованию системы
управления государственным долгом РФ, в сфере управления государственным долгом
сохраняется ряд внешних и внутренних факторов, отрицательно влияющих на проведение
эффективной политики в области государственных заимствований.
· высокая степень
зависимости платежеспособности Российской Федерации от состояния мировых рынков
энергоносителей и сырья;
· отсутствие
устойчивого доступа РФ на мировой рынок ссудного капитала на благоприятных
условиях;
· недостатки в
законодательном разграничении компетенции органов государственной власти в
области управления государственным долгом;
· нерыночный характер
основной доли государственного внешнего долга РФ, сформированного, главным
образом, в результате внешнего долга бывшего СССР;
· недостаточное
количество квалифицированных кадров и низкий уровень технического и
технологического обеспечения в сфере управления государственным долгом.
Внутренние факторы:
· отсутствие единой
системы управления государственным внутренним и внешним долгом;
· наличие в
Министерстве финансов РФ, ЦБ РФ И Внешэкономбанке не интегрированных между
собой баз данных по учету государственного долга;
· неразвитые
процедуры долгосрочного планирования заимствований и моделирования долговой
ситуации;
· отсутствие
механизма регулирования, эффективного контроля и оценки федеральных,
региональных, муниципальных и корпоративных заимствований.
Действия указанных факторов
предопределяют уязвимость валютно-финансового положения российской Федерации
как должника в случае ухудшения мировой экономической конъюнктуры,
неспособность сложившейся системы управления государственным долгом
предотвратить или смягчить кризисы при неблагоприятных ситуациях в экономике и
финансовой сфере. Значительные колебания котировок рыночных обязательств
Российской Федерации также определяют необходимость совершенствования системы
управления государственным долгом с учетом мирового опыта и особенностей
текущего экономического и валютно-финансового положения страны. В последние
годы делаются позитивные попытки регулирования государственных заимствований.
Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга
России и предельных объемов государственных заимствований России. Так, в
соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем
государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен
превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного
внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема
государственного внешнего долга.
Существует большое количество
методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как
бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы
являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга,
с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и
государственного бюджета. Технические же методы - краткосрочные, и позволяют
решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы
долга, изменения временной структуры платежей. Родионова В.М. выделяет
следующие основные финансово-технические методы управления государственным
долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению,
отсрочку погашения и аннулирование займов .
Под конверсией обычно
понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению
государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых
процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных
ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990
г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%,
а казначейских обязательств - с 5 до 10%.
Под консолидацией понимается
изменение условий займов, связанное с их сроками. Так, в 1990 г. срок
функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией.
Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации
ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В
исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по
регрессивному соотношению, то есть приравнивая несколько ранее выпущенных
облигаций к одной новой облигации. Отсрочка погашения займа или всех ранее
выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по
выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При
отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается
выплата доходов. Под аннулированием государственного долга понимается мера, в
результате которой государство полностью отказывается от обязательств по
выпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по
двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его
банкротства; в следствие прихода к власти новых политических сил, которые по
определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих
властей.
Кроме того, в качестве метода
привлечения заимствований выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием
государственного долга называют размещение новых государственных займов для
погашения задолженности по уже выпущенным. Например, Россия использовала
рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному
внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа
облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа -
внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы. Минимальная
цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка
рефинансирования - это процентная ставка, по которой происходит заимствование
на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит
регулирует рынок межбанковских кредитов.
В настоящее время при
разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется
главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации
долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на
территории России. Предлагаются также менее традиционные методы - выплата
отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской
задолженности под расчеты по дебиторской задолженности .
Под реструктуризацией долга,
согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых
обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя
других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с
установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их
погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации
займа [1, ст. 105].Основные схемы реструктуризации включают в себя: списание
долга, то есть аннулирование прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.
В настоящее время списание долга практикуется главным образом в отношении
беднейших стран, имеющих «критические» показатели задолженности.
.2 Пути повышения эффективности
внешних вложений Российской Федерации
В связи с существованием
проблемы эффективности внешних заимствований основными целями политики в
области государственного внешнего долга на среднесрочную перспективу являются:
· обеспечение
свободного доступа РФ на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;
· активное управление
внешней задолженности с целью сокращения стоимости ее обслуживания, а также
сглаживания имеющихся «пиков платежей» по государственному внешнему долгу;
· существенное сокращение
долга бывшего СССР, задолженности РФ перед правительствами иностранных
государств и международных государств и международными финансовыми
организациями;
· наращивание
рыночной составляющей внешнего долга РФ;
· проведение
сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и
дальнейшего улучшения платежной репутации России и получения ею инвестиционного
рейтинга к 2015 году.
Проблема внешнего долга России
остается одной из наиболее важных стоящих перед государством проблем. Решение
ее несомненно займет не одно десятилетие. От успешного решения этой задачи
зависит будущее российской экономики. Подход к решению проблемы
государственного долга должен быть комплексным. Необходимой предпосылкой
обеспечения максимально благоприятных условий урегулирования внешнего долга
является создание убедительной программы действий, ориентированной на
продолжение и ускорение рыночных преобразований в России, улучшение
инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Реализация
данной программы должна содействовать поддержанию доверия кредиторов и
инвесторов.
Необходимо извлечь максимальную
выгоду из благоприятной конъюнктуры, складывающейся на мировых рынках
энергоносителей. Дополнительно получаемая экспортная выручка должна направляться
на развитие производственных отраслей и укрепление экспортного потенциала
страны. В России же, наоборот, практически вся выручка от экспорта направляется
на покрытие долгов. Многое зависит от того, как быстро Россия сумеет начать
получать ощутимую валютную выручку от традиционных экспортных отраслей России -
аэрокосмической и военной.
Не следует также забывать о
много миллиардных долгах развивающихся стран России, необходимо найти отдельный
подход к каждому должнику. Промедление в этом вопросе ведет к серьезным потерям
для нашего государства.
Должен быть выработан
конструктивный подход в позиции с переговорами с нашими западными кредиторами.
Важно стремиться к достижению реструктуризации российских долгов на наиболее
выгодной основе. Наиболее привлекательным вариантом реструктуризации
представляется схема «долг на экспорт». При этом важен качественный состав
экспорта - экспорт не сырья и материалов, а машинно-технической и иной готовой
продукции.
Необходимо соблюдать
неукоснительно выплаты по внешнему догу, чтобы восстановить репутацию
Российской Федерации как первоклассного заемщика.
Программа осуществления выплат
по внешнему догу должна состоять из двух ключевых частей:
. Профицитный бюджет,
демонстрирующий твердое намерение Правительства рассчитаться по долгам. Это -
необходимое условие доверия к стране как к заемщику.
. План структурных реформ,
включающий меры по улучшению инвестиционного климата, реструктуризации
предприятий, которые позволили бы повысить эффективность использования
инвестируемых средств и тем самым создать реальные предпосылки для повышения
деловой активности.
Разрешение проблемы внешнего
долга является задачей стратегического характера. Без ее решения практически
невозможно обеспечить необходимые условия для краткосрочного экономического
подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны.
Полезно дать оценку имеющейся на сегодняшний момент долговой ситуации в
российской экономике, поскольку периодически возникает дискуссия о допустимости
дефицита российского бюджета. Действительно, зачем сводить федеральный бюджет с
профицитом, если в фазе устойчивого экономического роста такая стратегия не
приносит пользы? До 2012г. профицит бюджета необходим. Дело в том, что в нашей
стране на протяжении длительного периода (вплоть до дефолта 1998г.) управление
долгом было ошибочным - федеральный бюджет сводился с дефицитом в фазе
длительного экономического спада. Нарушался целый перечень макроэкономических
ограничений на размер долга. Заемные денежные ресурсы тратились на потребительские
цели, а не на инвестиционные. Нарушался критерий социальной справедливости.
Нарушался критерий устойчивости динамики объема долга. Займы на рынке
внутреннего долга истощали инвестиционные и кредитные потоки в реальный сектор
экономики. Отсутствовали механизмы ограничения размера внешнего долга. Для
трансформации госдолга в механизм ускорения экономического развития необходимо
погасить ту часть долга, которая образовалась в ходе реформ с нарушением
практически всех макроэкономических критериев. Для этого необходим профицит
бюджета. Новые государственные займы необходимо использовать в соответствии с
макроэкономической теорией. Погасить указанную часть госдолга, по оценкам,
ранее 2012 г. не представляется возможным. Если оценивать не только текущее
состояние федерального бюджета, а его перспективы хотя бы на десятилетний
период, то выгода от досрочного погашения долга очевидна.
Если же от такой стратегии
отказаться, т.е. эту часть госдолга не погашать, а рефинансировать, то в
обозримой перспективе госдолг останется проблемным элементом. Неэффективное
использование заемных денежных ресурсов в период реформ превратило госдолг в
чужеродный элемент в структуре российской экономики. Возможность обслуживания
внутренней и внешней задолженности сохранится, но для трансформирования
госдолга в механизм ускорения экономического развития этого недостаточно. Нужны
проработанная научная теория государственного долга и план ее реализации на
практике.
Заключение
экономика долг внешний заимствование
Подводя итоги курсовой работы
можно сделать ряд выводов.
Отношения, связанные с
формированием внешнего долга, его погашением и обслуживанием - это динамичная,
быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Участие в
формировании политики государственных заимствований и ее практической
реализации требует от государственных служащих специальных знаний.
Главными целями долговой
политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение
следующих задач:
улучшение качества долга за
счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;
обеспечение стабильного
обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой
кризисной ситуации;
содействие достижению
инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только
обеспечит удешевление новых заимствований для государства, но и будет
способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
гибкое реагирование на
изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование
наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
усиление привлекательности
российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких
колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
прогнозирование и избегание
рисков, связанных со структурой долга, грамотное использование валютного
фактора в снижении долговых выплат;
Максимальное использование для
обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то
есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и
регионов по гарантированным государством валютным кредитам;
Создание комплексной системы
управления государственным долгом с участием органов государственной власти,
которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы
в этой сфере;
Совершенствование учета и
мониторинга государственного долга, внедрение прогрессивных технологий по
управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки
экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме
реального времени.
Эти решения являются
обоснованными не только по линии улучшения рынка внешнего государственного
долга, но и по линии улучшения социально-экономического состояния страны и ее
граждан. Снижение внешних государственных заимствований за счет увеличения
внутренних, позволяет избежать перекладывания долгов нынешних поколений на
плечи будущих. Также данная политика способствует укреплению национальной
валюты и снижению экономической зависимости государства от ситуации на
иностранных финансовых рынках. На примере современной стратегии Правительства
Российской Федерации, можно сказать о правильности решений при ее выборе.
Литература
1. Основные
направления государственной долговой политики РФ на 20013-2015 год //
Министерство Финансов. М., 2012.
. Агапова Т.А.,
Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: Маркет ДС, 2009.
. Алехин Б.И.
Государственный долг: Учебное пособие. / Б.И. Алехин. - М., 2010.
. Вавилов Ю.Я.
Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ. // Финансы. 2008, №7. -
С.33-34.
. Воронин Ю.,
Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. - 2011 - №1. С.
58-67.
. Гуторова А.Л.
Система государственного управления: В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика. -
М., ГУУ, 2012.
. Новожилова Т.Н.
Государственный долг РФ: история становления, современное состояние: Учебное
пособие / Т.Н. Новожилова. - Н.Новгород: Волго-Вятская академия государственной
службы, 2012.
. Салов А.И.
Экономика: конспект лекций / А.И. Салов. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.:
Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
. Селезнев А.З.
Государственный долг и внешние активы. / А.З.Селезнев. - М.: ИНФРА-М, 2010.
. Шабалин А.
Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. - 2011 - №3. С.
50-57.
. Экономическая
теория: Учебник. /Под редакцией Е.Н. Лобачевой. - М.: Юрайт, Высшее
образование, 2010.