курсовой работы является выявление факторов риска, классификация, виды, а также зоны риска и процессы управление рисками на предприятии.
В первой главе дается характеристика основных понятий, видов и способов снижения рисков. Классификация рисков позволит четко определять место каждого вида риска в их общей системе и использовать для управления им наиболее эффективные, соответствующие именно этому виду способы и приемы.
Во второй главе рассматривается политика управления рисками в ООО «Агент-Продукт». В частности, конкретизируются и анализируются риски, а также указываются меры по управлению рисковыми ситуациями.
Стратегия управления рисками в ООО «Агент-Продукт» заключается в том, что его руководство должно:
определить те риски, которые могут влиять на его работу;
узнать методы для их управления;
выявить сумму средств, которую фирма может выплатить при наступлении страхового случая.
Менеджеры в ООО «Агент-Продукт» призваны предусматривать дополнительные возможности для смягчения крутых поворотов на рынке. Главная цель менеджмента добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но ни в коем случае не стоял вопрос о банкротстве.
В третьей главе предложения по минимизации рисков в ООО «Агент-Продукт». Также в этой главе по каждому виду рисков, указанных во второй главе, вносятся конкретные предложения по усовершенствованию действующей системы управления рисками.
Задачи работы:
-выделить методологические основы рисков: сущность, классификацию и способы управления рисками;
-охарактеризовать виды рисков и процесс действующей системы управления рисками;
-внести предложения по улучшению этой системы.
Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Как известно, все рыночные оценки носят многовариантный характер. Важно не бояться ошибок в своей рыночной деятельности, поскольку от них никто не застрахован, а главное - оплошностей не повторять, постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли.
Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.
К сожалению, в нашей экономической науке и практике хозяйствования, по существу, отсутствуют общепризнанные теоретические положения о хозяйственном риске. Крайне слабо разработаны методы оценки риска применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам деятельности, отсутствуют распространенные практические рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска.
1. Методологические основы управления рисками
1.1 Сущность и содержание риска
Практика ведения дел в рыночных условиях вызывает у менеджеров острую необходимость квалифицированно оценивать риски в процессе управления ресурсами и эффективно снижать или компенсировать их негативные последствия. Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.
Риск неразрывно связан с менеджментом. Ни один менеджер не в состоянии устранить риск полностью, но путем выявления сферы повышенного риска, его количественного измерения, оценки допустимого уровня риска, регулярного проведения контроля руководитель способен владеть ситуацией и в определенной мере управлять риском. Искусство управления риском заключается в балансировании уровней риска и потенциальной выгоды. Менеджер сопоставляет положительные и отрицательные стороны возможных решений и оценивает их вероятные последствия, т.е. определяет, насколько приемлем и оправдан риск в сравнении с возможной выгодой [11, 212].
Риск - историческая и экономическая категория.
Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития. По мере развития цивилизации, появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события, возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой и положит. Риском можно управлять и принимать меры к снижению степени риска.
Риск - это, по сути, оборотная сторона свободы предпринимательства. Предпринимательства без риска не бывает, и наибольшую прибыль, как правило, приносят операции с повышенным риском. Проблема заключается не в том, чтобы искать дело без рисков, с заведомо однозначным предвидением результатом, избегать риска, а в том, чтобы предвидеть его и стремиться снизить до возможно более низкого уровня.
Термин «риск» используется здесь не в смысле опасности.
Риск - это потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой управленческого решения. Иначе говоря, риск есть вероятность того, что предприниматель или организация в результате неудачного решения понести ущерб в виде дополнительных расходов или неполученных доходов.
Итак, риск - это вероятностная категория, и характеризовать и измерить его следует как вероятность возникновения определенного уровня потерь. Следовательно, оценка риска предполагает измерение возможного уровня потерь, с одной стороны, и вероятности их возникновения - с другой.
Риск представляет собой действие в надежде на счастливый исход по принципу «повезет - не - повезет». Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает неопределенность хозяйственной ситуации, неизвестность условий политической и экономической обстановки и перспектив изменения этих условий.
Как выше отмечалось, все операции на рынке и, прежде всего инвестиции, так или иначе сопряжены с риском, и с участниками рынка всегда приходится брать на себя самые разнообразные риски: потери имущества, финансовых потерь, снижения доходов, упущенной выгоды. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать различные виды рисков. Это означает, что эффективность управления риском во многом зависит от его вида, что требует научно обоснованной классификации.
1.2 Классификация рисков
Под классификацией риска понимают распределение риска на группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.
Классификационная система рисков включает группу, категории, виды, подвиды и разновидности рисков (рис. 1).
В зависимости от возможного результата, риски делят на две большие группы - чистые и спекулятивные.
Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата.
Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата.
В зависимости от основной причины возникновения рисков (базисный или природный риск), они делятся на следующие категории: природно-естественные, экологические, политические, транспортные, коммерческие.
К природно-естественным относятся риски, связанные с проявлением стихийных сил природы.
Экологические риски - это риски, связанные с загрязнением окружающей среды.
Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства.
Транспортные риски связаны с перевозками грузов различными видами транспорта.
Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые и финансовые.
Имущественные риски связаны с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем.
Производственные риски связаны с убытком и остановки производства вследствие воздействия различных факторов.
Торговые риски связаны с убытком по причине задержки платежа в период транспортировки товара, не поставки товара.
Финансовые риски подразделяются на два вида - риски, связанные с покупательной способностью денег, и, связанные с вложением капитала (инвестиционные).
К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные, валютные и риски ликвидности.
Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут.
Дефляционный - это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.
Валютные риски - представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой.
Риски ликвидности - связаны с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.
Инвестиционные включают в себя следующие подвиды рисков - риски упущенной выгоды, снижения доходности, прямых финансовых потерь.
Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (страхование, инвестирование, хеджирование).
Риск снижения доходности - может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.
Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные и кредитные риски.
К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, селинговыми (продажа) компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.
Кредитный риск - это опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.
Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь, включающих следующие разновидности: биржевой, риск банкротства и селективный риск.
Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок.
Селективные риски (выбор, отбор) - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.
Риск банкротства - это опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.
1.3 Методы и способы управления рисками
Как уже отмечалось выше, большинство экономических оценок и управленческих решений носит вероятностный, многовариантный характер. Поэтому ошибки и просчеты - вещь обычная, хотя и неприятная. Однако менеджер всегда должен стремиться учитывать возможный риск и предусматривать определенные меры для снижения его уровня и компенсации вероятных потерь. В этом, собственно, и заключается сущность управления риском (риск-менеджмента). Главная цель риск-менеджмента (особенно для условий современной России) - добиться, чтобы в самом худшем случае речь могла идти об отсутствии прибыли, но никак не о банкротстве организации. Международный опыт бизнеса свидетельствует, что причиной большинства банкротства служат грубые ошибки и просчеты в менеджменте. Для оценки степени приемлемости риска следует, прежде всего, выделить определенные зоны риска в зависимости от ожидаемой величины потерь.
Область, в которой потери не ожидаются, т.е. экономический результат хозяйственной деятельности положительный, называется безрисковой зоной.
Зона допустимого риска - область, в пределах которой величина вероятных потерь не превышает ожидаемой прибыли и, следовательно, коммерческая деятельность имеет экономическую целесообразность. Граница зоны допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли.
Зона критического риска - это область возможных потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли вплоть до величины полной расчетной выручки (суммы затрат и прибыли). Другими словами, здесь предприниматель рискует не только не получить никакого дохода, но и понести прямые убытки в размере всех производственных затрат.
И, наконец, зона катастрофического риска - область вероятных потерь, которые превосходят критический уровень и могут достигать величины, равной собственному капиталу организации. Катастрофический риск способен привести организацию или предпринимателя к краху и банкротству. (Кроме того, к категории катастрофического риска независимо от величины имущественного ущерба следует отнести риск, связанный с угрозой жизни или здоровью людей и возникновением экологических катастроф).
1)наиболее вероятно получение прибыли, равной расчетной величине - Пр. Вероятность (Вр) получения такой прибыли максимальна и значение П можно считать математическим ожиданием прибыли. Вероятность получения прибыли, большей или меньшей по сравнению с расчетной, монотонно убывает по мере роста отклонений;
2)потерями считается уменьшение прибыли (▲П) в сравнении с расчетной величиной. Если реальная прибыль равна П, то ▲П= Пр - П.
Управление рисками сегодня предполагает собой один из динамично развивающихся видов профессиональной деятельности в области менеджмента.
Управление рисками включает следующие основные направления деятельности:
·распознавание, анализ и оценка степени риска;
·разработка и осуществление мер по предупреждению, минимизации и страхованию риска;
·кризисное управление (ликвидация последствий возникающих убытков и выработка механизмов выживания организации).
Принятые допущения в определенной степени спорны и не всегда выполняются для всех видов рисков, но в целом достаточно верно ожидают наиболее общие закономерности изменения коммерческого риска и дают возможность построить кривую распределения вероятностей потерь прибыли, которую и называют кривой риска.
Главное в оценке коммерческого риска - возможность построения кривой риска и определения зон и показателей допустимого, критического и катастрофического рисков. С этой целью могут быть применены три основных метода оценки риска: статистический, экспертный и расчетно-аналитический.
Статистический метод состоит в статистическом анализе потерь, наблюдавшихся в аналогичных видах хозяйственной деятельности, установлении их уровней и частоты проявления.
Экспертный метод заключается в сборе и обработке мнений опытных предпринимателей, менеджеров и специалистов, дающих свои оценки вероятности возникновения определенных уровней потерь в конкретных коммерческих операциях.
Расчетно-аналитический метод базируется на математических моделях, предлагаемых теорией вероятностей, теорией игр и т.п.
Способы управления рисками.
Их можно разделить на два основных направления, различающихся как целями, так и применяемым инструментом воздействия:
) методы предупреждения и ограничения риска;
) методы возмещения потерь.
К первому направлению, преследующему цель снизить уровень риска, можно отнести следующие методы:
·тщательная предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения и оценка соответствующих уровней риска;
·лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.;
·использование различного рода гарантий и залоговых операций для обеспечения выполнения обязательств должника;
·диверсификация - это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов;
·ориентация на среднюю норму прибыли (доходности), так как погоня за более высокой прибылью резко увеличивает риск;
·применение эффективных систем контроля, позволяющих своевременно выявлять и предотвращать возможные потери.
Ко второму направлению, имеющему цель компенсировать причиненный организации ущерб, следует отнести такие методы управления риском:
·создание специальных страховых или резервных фондов;
·страхование рисков в страховых организациях. Этот способ предполагает заключение договоров страхования различных коммерческих рисков, имущества и т.п.
2. Политика управления рисками в ООО "Агент-Продукт»
.1 Характеристика ООО "Агент-Продукт»
ООО «Агент-Продукт» крупная дистрибьюторская и логистическая компания, работающая на рынке СЗФО с 1998 года. Многолетний опыт позволяет гарантировать предоставление клиентам услуг высокого качества. Подтверждением этого является долгосрочные партнерские отношения с крупными компаниями России и Зарубежья.
ООО «Агент-Продукт» является официальным дистрибьютором таких известных производителей. как Раменский Кондитерский Комбинат, Топ Продукт, Кунцево, Полет, LOTTE, Конфаэль, Ладога, Русский снек, Доширак, Чипита, Геркулес и другие.
Компания осуществляет регулярные поставки товаров по всей России в сети Окей, Призма, Карусель, Семья, Дикси, Полушка, Перекресток, Реал, Центральные булочные, Пятачок, Лэнд, Нетто и другие.
Так же оказывает полный комплекс логистических услуг. На сегодняшний день клиентами являются такие крупные компании, как: тихвинский лимонадный завод «Воды Лагидзе», ЗАО ТД Озерский сувенир (шоколадные конфеты «премиум» класса), ООО Евроритейл, ООО Диадом (ТМ Петродиет - диабетическая продукция), ООО Продовольственная Б.И.Р.Ж.А. (Любавушка) и другие. Развитие всех подразделений, входящих в цепь поставок (таможни, складирования, транспорта и ко-пакинга), позволило разработать решения «под ключ», основанные на прекрасном знании профессиональных особенностей каждого нашего клиента и отвечающие их особым требованиям.
На сегодняшний день компания является крупнейшим в России логистическим оператором, предоставляя своим клиентам полный спектр логистических услуг: складирование, переупаковка, расфасовка, перевозка всеми видами транспорта, таможенное оформление грузов.
Текущие цели компании:
Продолжить дальнейшее расширение клиентской базы.
Увеличить грузооборот складского терминала.
Полностью использовать текущие складские мощности.
Ввести систему новую систему обучения и оценки деятельности персонала.
.2 Анализ рисков, возникающих в ООО «Агент-продукт»
Крупные финансовые операции и управление рисками организации ведутся централизованно.
Совет директоров принимает решения по задачам и уровням рисков. Ответственность за осуществление финансовых операций и управление рисками возлагается на руководство.
В Компании разработана эффективная система управления, валютным, кредитным, промышленным, транспортными, а также риском ликвидности и другие. Задачей управления рисками является снижение негативного влияния изменений внешнего окружения на финансовый результат.
Отраслевые риски ООО «Агент-продукт» вызваны изменениями основных сырьевых рынков и рынков готовой продукции.
Обеспечение продуктами и другими услугами естественных монополий:
● изменение цен на закупаемые материалы, что может повлечь за собой удорожание производимой продукции;
● удорожание продукции и услуг естественных монополий вследствие либерализации рынка логистических услуг;
● риск невыполнения поставщиками своих обязательств по составу и качеству закупаемого сырья;
● введение импортных пошлин и других ограничений на закупаемое по импорту сырье и материалы;
● риск неподачи подвижного состава, что может привести к срыву поставок сырья и материалов.
Поставки готовой продукции:
● цикличность спроса на продукцию;
● ценовые риски, характеризующиеся высокой волатильностью цен на продукцию во внутренних рынках;
● внутриотраслевая конкуренция, обусловленная высокой концентрацией предприятий, оказывающих подобные услуги;
● риски, связанные с изменением структуры отрасли, обусловленной наметившимися тенденциями отраслевой консолидации.
Риск ликвидности определяется, как риск невозможности погасить свои обязательства. Данный риск возникает в ООО «Агент-продукт» при несовпадении сроков поступления активов и погашения обязательств. Управление риском ликвидности построено таким образом, чтобы гарантировать достаточное количество денежных средств для погашения обязательств Компании. Риск ликвидности, в применении в ООО «Агент-продукт», тесно связан с поступлением средств по расчетам за продукцию.
ООО «Агент-продукт», как экспортно-ориентированное предприятие, сталкивается с валютными рисками, которые могут оказывать влияние на финансовые результаты его деятельности и привести к риску снижения ликвидности активов.
Валютный риск заключается в том, что расчет с иностранными партнерами Компании в основной своей массе производится в долларах США. И тем самым этот риск связывается с падением или повышением курса доллара.
Для решения всех этих рисков руководство ООО «Агент-продукт» проводит определенную политику, которая позволяет снизить возможность появления рисков, связанных с финансовыми потерями и потерями приобретенного статуса на российском рынке.
2.3 Операции, проводимые руководством ООО «Агент-продукт» по управлению рисковыми ситуациями
Гарантией устойчивой работы и поступательного развития ООО «Агент-продукт» являются высокие производственные и финансовые результаты. В минувшем году Компания вновь продемонстрировала свое умение выпускать высококачественную продукцию с наименьшими затратами. Это результат глубокой модернизации основных мощностей, вертикальной интеграции бизнеса, постоянной нацеленности на увеличение в общей структуре выручки и на уменьшение рисковых ситуаций.
Для снижения рисков необходимо:
·Интеграция оценки рисков в стратегические и оперативные процессы. Поскольку процесс управления рисками становится неотъемлемой частью оперативного управления, менеджеры становятся более осмотрительными при принятии решений.
·Внедрение более эффективной аналитической техники и техники раннего предупреждения. Выявление рисков на уровне бизнес-процессов приводит к принятию более взвешенных управленческих решений.
·Улучшения в измерении и мониторинге конкретных рисков. Подготовка отчетов по ключевым рискам позволит обмениваться знаниями по различным аспектам.
·Уменьшение числа негативных событий в сравнении со средними показателями по отрасли.
·Снижение затрат на привлечение капитала и увеличение стоимости акций. Эффективная система управления рисками дает компании возможность привлекать финансирование на более выгодных условиях и положительно влияет на ее капитализацию.
Для снижения коммерческих рисков необходимо проводить следующие способы уменьшения отрицательных последствий:
более тщательно проводить аналитическую работу;
прогнозировать цены в кратко- и среднесрочном плане;
более тщательно выбирать партнеров и посредников путем их глубокого изучения, получения банковских справок о деловой порядочности контрагентов, другой информации, характеризующей фирмы-контрагенты.
осуществлять страхование рисков;
вести глубокую аналитическую работу в предконтрактный период.
Для снижения влияния цикличности ценовой конъюнктуры Компания расширяет сортамент выпускаемой продукции, диверсифицирует поставки по географическому и потребительскому признаку. Данные меры снижают зависимость Компании от негативного изменения цен на отдельные виды продукции, минимизируют возможные потери от ухудшения ситуации в определенной отрасли промышленности, в одном или нескольких географических сегментах. Также эти меры могут быть эффективны при закрытии рынков вследствие применения мер тарифного регулирования и квотирования.
Постоянный мониторинг текущего состояния и отслеживание потенциала роста на разных сегментах рынка позволяют своевременно реагировать на негативные изменения и компенсировать возможные потери путем своевременного перераспределения сбытовых потоков продукции.
Валютные риски
Так как валютные риски связаны с колебанием курса, было принято решение о диверсификации валютной структуры экспортной выручки, что позволило минимизировать последствия курсовых колебаний EUR/USD.
В Компании обеспечивается пропорциональное распределение платежей по долгосрочным импортным контрактам и использование при расчетах аккредитивов с получением процентного дохода от размещения покрытия по данным операциям в депозиты. Так как подавляющая часть расходов ООО «Агент-продукт» является рублевой, существует риск снижения доходности бизнеса в случае значительных колебаний курса рубля по отношению к иностранным валютам.
К числу мер, проводимых Компанией с целью минимизации данных рисков, относятся:
● контроль валютных рисков путем заключения с банками форвардных валютных контрактов;
● размещение временно свободных денежных средств в рублевые и валютные депозиты, что позволяет снизить зависимость от курсовых колебаний с сохранением доходности.
Риск ликвидности
Риск ликвидности, в применении к деятельности Компании, тесно связан с поступлением денежных средств по расчетам за продукцию Компании.
Для минимизации риска осуществляется четкое планирование графика входящих и исходящих денежных потоков с целью выявления возможного дефицита финансовых ресурсов.
Соотношение наиболее ликвидных активов и обязательств ООО «Агент-продукт» говорит о высокой платежеспособности и, соответственно, низком риске ликвидности.
3. Разработка программы по снижению рисков
3.1 Приемы по снижению степени рисков
Приведу основные приемы снижения степени риска:
диверсификация, которая позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.
приобретение дополнительной информации - более полная информация позволяет сделать точный прогноз и снизить риск, что делает ее очень ценной.
самострахование - оперативное преодоление временных затруднений финансово-коммерческой деятельности.
страхование - защита имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
Страхование следует рассмотреть подробнее. Оно представляет собой экономическую категорию, сущность которой заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования.
Наиболее распространенный метод страхования риска - заключение страхового договора (страхового полиса) с одной из страховых компаний, (государственной или коммерческой).
Можно выделить наиболее распространенные виды страхования, связанные с предпринимательской деятельностью:
·страхование имущества предприятия (обычно имущество предприятия страхуется от стихийных бедствий);
·страхование отгруженной с предприятия продукции на период ее перевозки;
·страхование транспортных средств (предприятие страхует все принадлежащие ему транспортные средства);
·компенсационное страхование (предусматривает определенные суммы возмещения рабочим и служащим предприятия в случае частичной или полной потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, заболевания или смерти);
·медицинское страхование;
·страхование вынужденной приостановки работы предприятия.
3.2 Способы уменьшения отрицательных последствий
В настоящее время в ООО «Агент-продукт» комплексная система управления рисками отсутствует.
С рисками работают подразделения, которые сталкиваются с ними в процессе производственной деятельности. Например, валютными рисками занимается финансовая служба, транспортными рисками - технологические подразделения и управление охраны труда и промышленной безопасности. Сейчас Группа по управлению рисками в ООО «Агент-продукт» изучает, насколько полезно объединение этих направлений в единый центр и внедрение комплексной системы.
В структуре компании должно быть подразделение или хотя бы один человек - владелец полной информации по рискам. Все риски должны быть выявлены, и руководство должно понимать, какие из них компания берет на себя, в какой степени и по каким причинам. Для эффективного функционирования необходимо:
Во-первых, следует выявить и классифицировать все риски;
Во-вторых, эти риски нужно оценить;
В-третьих, компания должна определить, как она будет управлять каждым видом риска, и установить лимиты на каждый риск. Такие лимиты должны иметь численное выражение, хотя иногда могут равняться нулю - если риск полностью управляется, или не устанавливаться - если компания решила взять риск полностью на себя.
И необходимо выстроить эффективную систему контроля и реагирования на риски внутри компании.
На российских предприятиях пока чаще встречается фрагментарное управление рисками, которое развивается по следующему сценарию: руководство обращает внимание на существенные риски, которые повлияли на годовую финансовую отчетность, и ставит задачу риск-менеджеру исправить ситуацию в следующем году.
В нашей компании на данный момент ведется управление ключевыми рисками, реализация которых может оказать критическое воздействие на деятельность организации в целом.
В ООО «Агент-продукт» действует достаточно хорошая политика, направленная на снижение рисковых ситуаций, но все же предлагаются некоторые меры, которые в большей степени позволят минимизировать риски в ООО «Агент-продукт».
В анализе действующей системы управления рисками перечислены основные риски, которые возможны в ООО «Агент-продукт».
Для уменьшения рисков в ООО «Агент-продукт» необходимо ввести комплекс работ по обработке и совершенствованию используемых технологий, а также по повышению надежности производимого оборудования. Также необходимо проводить большой объем профилактических мероприятий, направленных на предотвращение аварийных и опасных ситуаций на производстве.
Для снижения коммерческих рисков необходимо проводить следующие способы уменьшения отрицательных последствий: более тщательно проводить аналитическую работу, прогнозировать цены в кратко- и среднесрочном плане. Также нужно более тщательно выбирать партнеров и посредников путем их глубокого изучения, получения банковских справок о деловой порядочности контрагентов, другой информации, характеризующей фирмы-контрагенты.
Для уменьшения финансовых рисков нужно: осуществлять страхование рисков, а также проводить глубокую аналитическую работу в предконтрактный период.
Это позволит своевременно реагировать на негативные изменения и компенсировать возможные потери путем перераспределения потоков продукции. Также необходимо создавать страховые запасы и материалы, которые обеспечат бесперебойность производственного процесса.
Валютные риски можно снизить при помощи размещения временно свободных денежных средств в рублевые и валютные депозиты, что позволит уменьшить зависимость от колебаний курса валют.
Для минимизации риска ухудшения ликвидности должно осуществляться четкое планирование графика входящих и исходящих денежных потоков с целью выявления возможного дефицита финансовых ресурсов.
Полностью избежать риска практически невозможно, но, зная источник потерь, руководитель способен снизить их угрозу, уменьшить действие выше перечисленных неблагоприятных факторов.
Тем самым предлагаются создать специальный отдел, который будет отслеживать действие этих факторов. Этот отдел поспособствует уменьшению рисковых ситуаций и тем самым позволит руководству ООО «Агент-продукт» улучшить и без того лидирующие позиции на российском рынке.
Заключение
управление руководство риск
Считается, что тема управление рисками раскрыта полностью и вопросы о методологической основе, политике управления рисками в ООО «Агент-продукт» являются составляющими элементами, которые отражают цель работы. Также я выявила основные определения, относящиеся к теме, поднятой в работе, и внесла предложения по минимизации уровня рисков ООО «Агент-продукт».
Под риском понимается вероятность потерь, связанная с конкретной альтернативой решения. Задача менеджеров заключается не в том, чтобы избегать риска, а в том, чтобы управлять им. Поэтому любая коммерческая операция требует тщательного анализа и оценки риска.
В практике менеджмента руководителям приходится иметь дело с различными видами рисков, основные из них: политический риск, системный, селективный, отраслевой, региональный, риск предприятия, ликвидности, контрагента, законодательный риск, инновационный и другие.
Управление рисками - сравнительно новая и динамично развивающаяся сфера профессиональной деятельности современного менеджмента. В коммерческих организациях создаются специальные должности риск-менеджеров, которые участвуют в анализе, обосновании и принятии рискованных решений.
Создание системы управления риском в организации предполагает:
·создание эффективной системы оценки и контроля принимаемых решений;
·выделение специального подразделения или работника, занимающегося управлением рисками;
·выделение средств и формирование специальных резервов для страхования рисков и покрытия возможных потерь.
Методы управления риском можно разделить на две группы, в одну из которых входят методы предупреждения и ограничения риска (экспертиза решений и оценка уровня риска, лимитирование риска), а в другую - методы компенсации возможных потерь (резервирование средств и страхование).
В качестве организации, по которой я проводила характеристику управления рисками, я выбрала организацию, в которой работаю логистом ООО «Агент-продукт».
Валютные риски особенно важны и требуют оценки при проведении экспортно-импортных операций и операций с валютными ценностями. Они связаны с существенными потерями, обусловленными изменениями курса иностранной валюты.
Так как в настоящее время в ООО «Агент-продукт» комплексная система управления рисками отсутствует, я предлагаю объединить все подразделения, которые сталкиваются с рисками в ООО «Агент-продукт», в единый центр и тем самым внедрить комплексную систему.
И если все меры будут приняты, ООО «Агент-продукт» сохранит позиции одной из наиболее рентабельных компаний на российском рынке логистических услуг и достигнет рекордных финансовых показателей.
Используемая литература
1.Вяткин В.Н., Вяткин И.В. и др. Риск-менеджмент: учебник. - М.: Дашков и Ко, 2003 г.
2.Грабовой П.Г., Петрова С.Н., Полтавцев С.И., Романова К.Г., Хрусталев Б.Б., Яровенко С.М. Риски в современном бизнесе. М.: Алан-с, 2000 г.
.Чернов В.А. Анализ коммерческих рисков. - М.: ЮНИТИ, 2001 г.
.Чернова Г.В. Практика управления рисками на предприятиях: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2000 г.