Основы менеджмента
Определения
основных понятий менеджмента
В англо-русском словаре есть слова manage (заведовать,
руководить), manager (заведующий, правитель), management (управление).
Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в
русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину
«управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой.
Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер
или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление»,
но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».
Термин «управление» обозначает совокупность
скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей
[2, с.5]. В. Зигерт дает такое определение: «Управление - это такое руководство
людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные
задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [3]. К этому надо добавить,
что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к
управлению. Более того, целеполагание - одна из основных обязанностей
менеджеров, особенно первых руководителей.
Термин «менеджмент» имеет несколько значений.
Рассмотрим их.
) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности.
Управление - это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс
управления. Коротко говоря, процесс управления - это непрерывное осуществление
последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели
и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата [4,
с.12].
) Менеджментом называют сам процесс управления, со
всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает
выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание
организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация)
деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют
различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или
экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие
технические средства - компьютеры, программные продукты, Интернет, средства
связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой
деятельности в единое целое.
) Менеджмент - это орган управления, например,
совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров.
Другими словами, менеджментом называют организационную структуру,
предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.
) Под менеджментом понимают категорию людей,
профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в
аппарат управления.
) Менеджмент - это научная дисциплина, посвященная
проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно
рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся
научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются
диссертации по менеджменту.
) Менеджмент как научная дисциплина опирается на
практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику
реального управления и ее осмысление.
) Менеджмент - это не только наука, но и искусство
управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные
инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно
оперативное - скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только
знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.
) Наконец, менеджмент - это учебная дисциплина,
посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических
специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам,
социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.
Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» (а их
число можно значительно увеличить) отнюдь не противоречат друг другу. Наоборот,
они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.
Законы
менеджмента
По сравнению с другими видами труда в организации
управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:
· представляет собой умственный труд, состоящий из трех
видов деятельности: организационно-административной и воспитательной,
аналитической и конструктивной, информационно-технической;
· участвует в создании материальных
благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
· предмет труда - информация;
· средство труда - организационная и
вычислительная техника;
· результат труда - управленческое
решение.
Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества
менеджеров, основаны на определенных законах (табл. 1).
координация мотивация контроль управленческий
Таблица 1. Законы управления
Принципы
менеджмента
Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества
менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов.
Принципы - правила, нормы, предписания к действию.
Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра
принципов менеджмента. Были сформулированы новые принципы, относящиеся к
неформальной модели менеджмента:
· лояльность к работающим;
· ответственность - обязательное
условие успешного менеджмента;
· атмосфера в фирме, способствующая
раскрытию способностей сотрудников;
· своевременная реакция на изменения
окружающей среды;
· установление долевого участия каждого
сотрудника в общих результатах;
· методы работы с людьми,
обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;
· коммуникации, пронизывающие фирму по
горизонтали и по вертикали;
· непосредственное участие менеджеров в
деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы;
· честность и доверие к людям;
· умение менеджера слушать всех, с кем
он сталкивается в своей работе;
· этика бизнеса - золотое правило
менеджмента;
· качество личной работы и ее
постоянное совершенствование;
· опора на фундаментальные основы менеджмента:
качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.
Таблица 2. Принципы управления
Функции
менеджмента
Основные функции управления по Анри Файолю.
В кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами
Анри Файоля: "Управлять - значит прогнозировать и планировать,
организовывать, руководить командой, координировать и контролировать". В
этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы
основные функции управления, которым посвящена настоящая глава.
Выделенные А. Файолем пять функций менеджмента дают
основу для анализа работы современного управляющего.
Функции менеджмента - это виды управленческой
деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность
организации.
Управленческие
процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения.
Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают
функции менеджмента <#"826970.files/image003.gif">
Рис.
1. Современные управленческие функции
Планирование
- управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее
состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.
Содержание
планирования как функции менеджмента состоит в обоснованном определении
основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных
источников его обеспечения и спроса на рынке.
Задачи
планирования:
· обеспечение целенаправленного развития организации в
целом и всех ее структурных подразделений;
· перспективная ориентация и раннее распознавание
проблем развития.
· координация деятельности структурных
подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как
предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная
реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;
· создание объективной базы для
эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку
деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений
параметров по принципу «факт - план»;
· стимул (мотивация) трудовой
активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий - объект особого
стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы
для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса
управления;
· информационное обеспечение работников
организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации
информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и
административных условиях проведения работ.
Необходимость планирования состоит в определении:
· конечных и промежуточных целей;
· задач, решение которых необходимо для
достижения целей;
· средств и способов решения задач;
· требуемых ресурсов, их источников и
способов распределения.
В эффективно функционирующих организациях обычно
достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и
оперативной импровизацией менеджера. Обеспечивается он, в частности,
реализацией перечисленных принципов в плановой деятельности менеджера.
Результатом процесса планирования в организации
является система взаимосвязанных плановых документов - планов.
План - основа деятельности организации любой формы
собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время
решать, какие ресурсы нужновыделить на решение каждой задачи.
По форме планирование может быть:
· перспективным {стратегическим): определение главных
целей деятельности на период более 5 лет;
· среднесрочным: выбор средств для
выполнения целей на период от 1 до 5 лет;
· текущим {оперативным): программа
использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам.
Таблица 3. Принципы планирования
Таблица 4
Принцип планирования в современном менеджменте: от
будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему (рис. 2).
Рис. 2. Общая схема планирования
Таблица 5 Сравнительная характеристика стратегического
и оперативного планирования
Результат планирования - определение оптимального
использования возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий,
ведущих к снижению эффективности его работы.
Организация - управленческая деятельность, посредством
которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных
на этапе планирования.
Содержание организации как функции менеджмента состоит
в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми
подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования
предприятия (рис. 3).
Рис. 3. Принципы функции организации
Организация как функция менеджмента реализуется через:
· административно-оперативное
управление:
· определение структуры предприятия;
· распределение функций между
подразделениями;
· установление ответственности
(предоставление прав) между работниками аппарата управления;
· оперативное управление:
· периодическое или непрерывное
сравнение фактических результатов с плановыми;
· корректировка результатов.
Формы организации производственных процессов - это
концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование:
Таблица 6 Основные принципы рациональной организации
производственных процессов
Концентрация - процесс сосредоточения производства на
более крупных предприятиях, производствах, в регионах;
Специализация - выделение особого
(специализированного) вида производства и создание нового производственного процесса,
подразделения;
Комбинирование - производство продукта ведется из
готовой продукции предыдущего передела или отходов производства других
переделов;
Кооперирование - установление производственных связей
между производителями на основе их специализации.
Организация управления обеспечивает создание наиболее
благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленный период
времени при минимальных затратах производственных ресурсов.
Особое значение функция организации приобретает в
случаях, когда при выполнении принятых решений действия отдельных исполнителей
выходят за рамки нормативных актов, утвержденных инструкций, методик и требуют
оперативной организации работы (табл. 3.6).
Регулирование - управленческая деятельность,
направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и
приведение объекта управления в требуемое состояние.
Содержание регулирования как функции менеджмента
состоит в перераспределении материально-технических и финансовых ресурсов,
оперативном управлении ходом производственного процесса (рис. 4).
Рис. 4. Принципы функции регулирования
Регулирование предполагает процесс выработки
корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических,
экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное
устранение выявленных проблем (отклонений).
Задача регулирования - обновление плановых заданий,
нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного
достижения целей организации.
В зависимости от содержания проблемы (выявленного
отклонения) и способа выработки регулирующего воздействия различают два вида
регулирования:
· реактивное - осуществляется, когда не достигнуты
стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов;
· упреждающее - проблема
рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на улучшение
деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.
Процесс оперативного регулирования включает следующие
этапы:
· информационную подготовку для принятия решения;
· разработку и принятие решений
(формирование альтернативных вариантов, установление сроков выполнения, выбор
исполнителей, обработка дополнительной информации, утверждение варианта
решения, выделение ресурсов для его реализации);
· реализацию решения и контроль его
исполнения (необходимо организационное обеспечение решения, т.е. наличие
ресурсов в распоряжении ответственных лиц, а также инструктивных материалов;
информационное обеспечение, дающее возможность проводить согласованные действия
всем исполнителям).
Регулирование хода производства должно отвечать
следующим требованиям:
· опираться на четкую организацию оперативного
планирования производства, непосредственным продолжением которого оно является;
· предполагать непрерывность контроля и
наблюдения за ходом производства;
· осуществлять обязательное быстрое и
четкое выполнение распоряжений руководства;
· базироваться на четкой
ответственности и преемственности оперативного руководства производством.
Функция регулирования в процессе управления
производством выполняет роль гибкого инструмента, с помощью которого ход
производства непрерывно вводится в строгие рамки, предусмотренные планом (рис.
.5).
Рис. 5. Результат регулирования
Координация - управленческая деятельность,
обеспечивающая согласованность работы различных производственных и
функциональных подразделений предприятия в процессе выполнения плановых
заданий.
Содержание координации как функции менеджмента состоит
в том, чтобы своевременно принять меры по обеспечению равномерного хода
производства и устранению «узких мест» из-за рассогласования в сроках поставки
материалов, технологического оснащения.
Эффективным средством достижения скоординированной
работы подразделений является проведение совещаний менеджеров, на которых
осуществляется согласование их деятельности по обслуживанию, материальному
обеспечению производства.
Оперативная координация работ состоит из этапов:
· выяснение причин отклонений от
плановых заданий;
· определение состава дополнительных
работ и производственных заданий для их выполнения;
· определение резервов, выделяемых
предприятием для выполнения дополнительных работ;
· уточнение распределения обязанностей
и ответственности между менеджерами различных уровней управления, призванным
устранять возникшие отклонения в ходе производства.
Мотивация - процесс побуждения себя и других к
деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы
результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ее оценки
использование соответствующих побудительных мотивов.
Сущность мотивации как функции менеджмента состоит в
том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии с
делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими
решениями.
В зависимости от целей теории мотивации можно
разделить на три большие группы:
· содержательные, цель которых -
установить потребности работников и определить оптимальное для них соотношение
внутреннего и внешнего вознаграждения;
· процессуальные, цель которых -
установить вероятность наступления ожидаемого от работника результата при
мотивирующей роли различных потребностей и возможной различной степени их
удовлетворения;
· параллельные, цель которых -
определить, какие виды деятельности удовлетворяют параллельно низшие и высшие
потребности человека, и какие отдельно каждую группу потребностей, и создать на
этой базе оптимальную систему стимулирования труда с материальными и
нематериальными составляющими.
Для успешной мотивации сотрудников руководителю
необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных
потребностей для творческого выполнения производственных задач, распределенных
дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника. Этот
процесс будет сопровождаться повышением преданности интересам организации и
производительности труда. При этом каждый человек должен рассматриваться не в
качестве орудия для достижения целей, а как личность, требующая к себе
бережного отношения и индивидуального подхода. Итак, работа в значительной мере
должна соответствовать интересам и способностям работника.
Анализ отечественных и западных теорий мотивации
приведен в разделе 6 настоящего учебного пособия.
Руководство - управленческая деятельность, обеспечивающая
нормальное протекание производственных и управленческих процессов.
Рис. 6. Типы власти
Содержание руководства как функции менеджмента состоит
в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают,
но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна власть - возможность
влиять на поведение других людей.
Власть - это возможность влиять на поведение других
(рис. 6).
Влияние - это поведение одного человека, которое
вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека.
Существуют две формы влияния, которые могут побудить
исполнителя к более активному сотрудничеству:
· убеждение;
· участие сотрудников в управлении.
Для эффективного использования влияния менеджеру
необходимо выполнять ряд условий:
· потребность, к которой аппелируют, должна быть
актуальной;
· человек, на которого влияют, должен
рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той
или иной степени) какой-то потребности;
· человек, на которого влияют, должен
ожидать с достаточно высокой вероятностью, что исполнение задания приведет к
удовлетворению или неудовлетворению его потребности;
· человек, на которого влияют, должен
верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.
Особенно эффективным является влияние лидера,
признанного коллективом. Применительно к управлению лидерство - это способность
оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на
достижение целей организации.
Контроль
Контроль, учет, анализ - система наблюдений и проверки
соответствия процесса функционирования объекта управления принятым
управленческим решениям.
Контроль - управленческая деятельность, фиксирующая
состояние объекта управления в заданные моменты времени.
Содержание контроля как функции менеджмента
заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной
деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий,
нормативов, стандартов) и изменений внешней среды (рис. 3.7).
Контроль - комплексная функция, включающая функции
учета, оценки, анализа.
Задачи контроля:
· сбор и систематизация информации о
фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция - учет);
· оценка состояния и значимости
полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов -
плановых заданий, нормативов (функция - оценка);
· анализ причин отклонений и
дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция -
анализ);
· прогнозирование последствий
сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих
воздействий.
Значение контроля:
· завершает управленческий цикл и
связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми
основными предметными функциями менеджмента;
· производится корректировка ранее
принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных
условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом
цикле.
Процесс контроля включает:
· установку стандартов, выработку
критериев оценки;
· изменение фактических результатов;
· принятие необходимых корректирующих
действий.
По форме осуществления контроль может быть:
· внутренним - система контроля
организуется предприятием самостоятельно;
· внешним - контроль со стороны внешних
контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д.
Рис. 7. Принципы функции контроля
В табл. 3.7 приводятся характеристики основных видов
контроля.
Эффективная система контроля характеризуется:
· стратегической направленностью;
· ориентацией на результаты;
· соответствием контролируемому виду
деятельности;
· своевременностью (нужная информация
нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью;
· экономичностью и простотой.
Учет - управленческая деятельность по финансированию
состояния объекта управления с начального до конкретного момента времени.
Содержание учета как функции менеджмента состоит в
учете выполнения производственной программы, наличии материальных и финансовых
ресурсов и т.д.
По виду учет делится на:
· оперативный - текущее управление
определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями;
· финансовый (бухгалтерский) -
информация о кругообороте всех средств и ресурсов в процессе хозяйственной
деятельности предприятия;
· статистический- дополняет предыдущие
виды учета информацией о процессах, не имеющих стоимостной оценки; может быть
сплошным и выборочным.
Таблица 7. Характеристика основных видов контрольной деятельности
Анализ - управленческая деятельность, обеспечивающая
выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и
осуществляющая разработку мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Содержание анализа как функции менеджмента состоит в
изучении выполнения производственной программы, эффективности использования
материальных и финансовых ресурсов.
Цели экономического анализа -
· определить эффективность
производственно-сбытовой деятельности предприятия;
· выявить направления деятельности на
текущий и перспективный периоды.
Анализ может быть внешним и внутренним.
Внешний характеризует:
· имущественное состояние предприятия;
· финансовую устойчивость;
· платежеспособность;
· рентабельность деятельности;
· привлечение источников капитала;
· отношения предприятия с внешней
средой.
Внутренний характеризует:
· формирование прибыли;
· структуру себестоимости;
· ценовую политику;
· себестоимость по видам продукции;
· характер ответственности должностных
лиц.
Список
источников
1. Иваницкая, И. И. Основы менеджмента [Электронный ресурс] : учебное пособие
для студентов специальности 080507 "Менеджмент организации" и
направления бакалавриата 080500 "Менеджмент" очной формы обучения :
учебное электронное издание на компакт-диске / И. И. Иваницкая ; М-во
образования и науки Российской Федерации, Сыктывкарский лесной ин-т - фил. гос.
образовательного учреждения высш. проф. образования "Санкт-Петербургская
гос. лесотехническая акад. им. С. М. Кирова", Каф. менеджмента и
маркетинга. - Сыктывкар : СЛИ, 2011. - 1 электронный оптический диск (CD-ROM);
12 см. - ISBN 978-5-9239-0228-0
2. Ильенкова, С. Д. Основы менеджмента : [Текст] :
учебно-методическое пособие / С. Д. Ильенкова, В. И. Кузнецов ; Евразийский
открытый ин-т. - Москва : ЕАОИ, 2011. - 237, [1] с. : ил.; 21 см. - ISBN
978-5-374-00114-3
. Ковылина, Л. Л. Теоретические и методологические основы
менеджмента Текст: учебно-методическое пособие / Л. Л. Ковылина ; Российский
гос. социальный ун-т, Фил. в г. Таганроге, Каф. экономики именеджмента. -
Таганрог : А. Н. Ступин, 2012. - 100 с. : ил., портр., табл.; 21 см. - ISBN
978-5-91241-190-8
. Суслова, И. М. Менеджмент библиотечно-информационной
деятельности Текст И. М Суслова, В. К. Клюев/ Моск. гос. ун-т культуры и
искусств. - СПб.: Профессия, 2009. - 600 с. - (Библиотека). - ISBN
978-5-93913-181-0.
. Экономика и менеджмент культуры : [Текст]: учеб. пособие / науч.
ред. Н.В. Кротова, Е.В. Галаева. - М. : МГУКИ, 2007. - 459 с. - 1000 экз. -
ISBN 5-94778-108-5.