Экономика и управление Ивановской области
КУРСОВАЯ РАБОТА
Экономика и управление Ивановской области
Введение
В современном мире качество жизни
населения региона напрямую зависит от его экономического благосостояния, а
именно от конкурентоспособных предприятий, находящихся на территории области.
Но следует учитывать, что необходимы не отдельные предприятия, а рационально
сосуществующая и гармонично дополняющая работу друг друга система.
Исторически сложилось, что основой
экономики Ивановской области является текстильная промышленность. Уже к 1900
году в нем было 59 промышленных предприятий, а число рабочих достигло 27 тысяч
человек. Развитие хлопчатобумажной, металлообрабатывающей, химической,
машиностроительной промышленности сделало Иваново производственным центром
крупного текстильного района. Сейчас в Ивановской области в текстильной отрасли
работает около 150 предприятий по производству хлопчатобумажных тканей и
готовой продукции на основе растительных и синтетических продуктов для
производства всевозможных текстильных товаров для дома. Но качество такой
продукции невысокое, на многих предприятиях станки и технологии изготовления не
менялись с момента открытии фабрик, при этом цены зачастую выше, чем у других
аналогичных производителей, следовательно, ни о какой конкурентоспособности не
может быть и речи.
Актуальность выбранной темы
обусловлена необходимостью реструктуризации экономики Ивановской области,
стабилизацией социально-экономических показателей региона, повышением
конкурентоспособности территории за счет создания текстильно-промышленного
кластера.
Объектом исследования выступает
экономическое развитие Ивановской области.
Предметом исследования является
механизм управления экономическим развитием области.
Цель работы: проанализировать
социально-экономические параметры региона, инфраструктуру, природно-ресурсный и
трудовой потенциал территории, и на основе анализа выявить приоритетные
направления развития области.
Задачами исследования являются сбор
и обработка статистических данных изучаемой территории; анализ отобранных параметров;
выявление сильных и слабых сторон области, выявление приоритетных направлении
стратегии развития территории, а так же разработка предложений по
совершенствованию экономики области.
В работе использовались такие методы
исследования, как: системный анализ, сравнительный анализ, моделирование и
экономико-статистический анализ.
Методологической основой работы
послужили учебники (Кистанов В.В. «Региональная экономика России»,
«Региональная экономика: учебник для вузов» под ред. проф. Т.Г. Морозовой и т.д.),
учебные пособия (Коваленко Е.Г. «Региональная экономика и управление»), а так
же материалы Федеральной службы государственной статистики, Региональной службы
государственной статистики, отчеты, федеральные и региональные программы,
целевые программы и научные статьи.
1. Развитие экономики
Ивановской области
.1
Экономико-географическое положение
управление экономика
хозяйственный трудовой
Географическое положение: область
расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. Граничит с
Нижегородской, Владимирской, Ярославской, Костромской областями. Расстояние от
Иванова до Москвы -318 км.
Крупнейшие города и промышленные
центры: Иваново, Кинешма, Шуя, Вичуга, Фурманов, Тейково, Родники.
На рисунке 1 представлена
схематическая карта области и граничащие с ней территории.
Рисунок 1 - Схематическая карта
области и граничащие с ней территории
Ведущая отрасль промышленности -
легкая промышленность.
Второй по своему значению отраслью промышленности является машиностроение.
Предприятия этой отрасли выпускают текстильное оборудование, станки, автокраны,
экскаваторы, приборы.
В области действуют предприятия энергетической, торфяной, лесной,
деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, полиграфической промышленности, промышленности
строительных материалов, химической и нефтехимической, пищевой,
мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности. Из продовольственных
товаров производится мясо и колбасные изделия, цельномолочная и маргариновая
продукция, майонез, кондитерские, макаронные, винно-водочные и хлебобулочные
изделия, мука, крупа, консервы (мясные и молочные).
Ярко выраженной специализации в
сельском хозяйстве область не имеет. Можно отметить производство картофеля,
льноволокна, продукции мясного и молочного животноводства, которое
удовлетворяет потребности непосредственно внутри области.
Транспортная система представлена
достаточно хорошо, но многие асфальтовые покрытия нуждаются в капитальном
ремонте. По территории области проходят важные автомобильные и железнодорожные
магистрали, соединяющие Московский и Западный регионы между собой, а также с
восточными и юго-восточными регионами.
На территории
области функционируют 5,244 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, из
них 5,017 тыс. км с твёрдым покрытием.
Основные
автомобильные дороги: Подход от М7 «Волга» к Иваново протяжённостью 102 км;
Р600 Кострома - Иваново протяжённостью 105 км, проходящая через Фурманов и
Приволжск; Автодорога Иваново - Нижний - Новгород, проходящая через города Шую,
Палех и посёлок Пестяки; Автодорога Р79 связывающая областные центры Иваново и
Ярославль; Региональная дорога протяжённостью 265 км, проходящая с запада на
восток региона и связывающая между собой города Юрьевец - Кинешма - Вичуга -
Родники - Иваново - Тейково и западный посёлок Ильинское-Хованское. В настоящее
время идёт реконструкция автодороги Ковров - Шуя - Кинешма и продолжается
строительство автодороги Заволжск - Островское. После окончания строительства
появится возможность нового прямого выхода из центральных регионов России через
города Шуя - Родники - Кинешма на северный транспортный коридор.
Железнодорожный транспорт имеет в
основном местное и региональное значение, его протяженность 590 км, из них 345
км общего пользования.
В Иванове действует международный аэропорт
Иваново-Южный, способный принимать воздушные суда массой до 30 тон.
Проанализировав
экономико-географическое положение территории, можно сделать выводы о
преимуществах и недостатках территории. К преимуществам территории можно
отнести непосредственную близость к промышленно развитым регионам Европейской
части России, относительно развитую транспортную инфраструктуру, наличие выхода
к морю через р. Волгу и близость к Московскому региону, а именно к рынкам сбыта
производимой продукции.
Из недостатков можно выделить
удаленность области от основных топливных баз и, также как и преимущество,
близость к Московскому региону, которая провоцирует отток кадров из области.
1.2 Природно-ресурсный
потенциал Ивановской области
Исследуя экономические аспекты региона,
необходимо обратиться к информации о природно-ресурсном потенциале Ивановской
области.
Область расположена на стыке двух
зон: европейской тайги и смешанных лесов. Всего леса занимают 48% территории
области, а луга около 10%. Особенно лесисты Заволжский, Южский и Тейковский
районы.
Преобладающий тип почв -
дерново-подзолистый с малым количеством гумуса, супесчаный в центральной и
южной, суглинистый в северо-восточной частях региона. Кроме того распространены
осушённые торфяные почвы, земли в Балахнинской низменности заняты болотными, а
в Ильинском и Гаврилово-Посадском районах встречаются серые лесные почвы.
Водные ресурсы области представлены
сетью рек и ручьёв, число которых составляет около 1700 (183 из них
протяжённостью более 10 км). Наиболее крупные - р. Волга, Уводь, Нерль, Теза и
Лух. Реки принадлежат к равнинному типу, преимущественно снегового и дождевого
питания. На территории области насчитывается около 150 озёр.
На территории Ивановской области
отсутствуют крупные месторождения полезных ископаемых, однако там расположены
залежи глин и суглинков для производства кирпича, керамзитовых изделий,
дренажных труб, песков для силикатных изделий и прочих строительных,
гравийно-песчаных материалов и камня строительного (карбонатных пород).
Следует, однако, отметить, что запасы полезных ископаемых в области невелики,
особенно по гравию и известнякам, которые завозятся в область из других
регионов. В области также существуют запасы торфа и минеральных вод.
Промышленное значение на территории
Ивановской области имеют лишь нерудные полезные ископаемые, представленные
глинистыми, песчаными, гравийно-песчаными и карбонатными породами, залегающими
близко от поверхности. Запасы полезных ископаемых в области включают в себя
месторождения высококачественных глин и суглинков, используемых в производстве
строительных материалов. Запасы их в целом по области составляют 51897 тыс.
куб. метров.
Анализ природно-ресурсного
потенциала области позволяет выделить преимущества и недостатки территории. К
преимуществам необходимо отнести обеспеченность водными ресурсами для
текстильной промышленности (в т.ч. крупная река Волга), наличием стройсырья и
относительно легкую его добычу (т.к. преобладает открытый способ), а так же
высокую долю лесных угодий (~48%). Слабые стороны территории выражены в
отсутствии крупной добычи полезных ископаемых и топливных ресурсов.
1.3 Население и трудовые
ресурсы
Анализируя экономику региона,
невозможно обойти стороной вопрос населения, так как население является основой
трудовых ресурсов, а трудовые ресурсы являются основополагающим фактором
экономического развития области.
Динамика
численности населения представлена на рисунке 2.
Численность
населения области по данным Росстата составляет 1 043 130 чел. (2013 г.).
Плотность населения - 48,66 чел./км2 (2013 г.). Городское население
- 81,53% (2013 г.).
В состав Ивановской
области входят 6 городских округов, 11 городов районного подчинения, 14
поселков городского типа, 149 сельских администраций, 2998 сельских населённых
пунктов.
Рисунок 2 -
Динамика численности населения Ивановской области 1990-2013 гг., тыс. чел.
Анализ динамики
показал тенденцию к сокращению численности населения, которая с 2000 по 2013
гг. сократилась на 135,9 тысяч человек.
Ивановская область относится
к высокоурбанизированным регионам России, сеть городских населенных пунктов
достаточно разветвленная. В целом структура городского населения Ивановской
области оптимальна, доля населения, проживающая в городах численностью 50 - 250
тыс. человек, велика. Города распределены по территории области неравномерно,
зона обслуживания крупных городов (с числом жителей более 50 тыс. человек) не
покрывает значительную часть территории региона, особенно на востоке и западе.
Значительная часть городского населения проживает в поселках и городах с
численностью населения менее 12 тыс. человек - более 13% от всего городского
населения. Столь значительный перечень населенных пунктов может привести к
дальнейшему сокращению численности городского населения по причине перевода
части из них в статус сельского населения. Монопрофильная структура экономики
способствует миграции населения в другие районы и города Ивановской области или
за ее пределы на постоянной или маятниковой основе.
Так же был проведен
анализ естественного прироста населения, результаты которого приведены на
рисунке 3.
Динамика коэффициента смертности
имеет скачкообразный характер, который с 2008 г. имеет тенденцию к стабильному
сокращению. Анализ динамики коэффициента рождаемости отражает постепенное стабильное
возрастание показателя с каждым годом.
Рисунок 3 - Динамика изменения
коэффициента естественного прироста населения 2000-2012 гг., ‰
Данные рисунка
показывают, что в регионе происходит естественная убыль населения, которая
имеет тенденцию к сокращению с каждым годом.
Естественная убыль
населения происходит на всей территории Ивановской области. Уровень
естественной убыли в регионе значительно превышает среднее значение по России
(0). Несмотря на увеличение числа родившихся, суммарный коэффициент рождаемости
остается на низком уровне.
Таблица 1 - Общие показатели
воспроизводства населения Ивановской области и соседних субъектов РФ в 2003 и
2011 гг., ‰
|
Общие коэффициенты
|
|
рождаемости
|
смертности
|
естественного прироста
|
|
2003 г.
|
2012 г.
|
2003 г.
|
2012 г.
|
2012 г.
|
Россия
|
10,2
|
13,3
|
16,4
|
13,3
|
-6,2
|
0,0
|
Ивановская обл.
|
8,8
|
11,0
|
22,1
|
16,8
|
-13,3
|
-5,8
|
Костромская обл.
|
9,5
|
12,8
|
21,7
|
16,0
|
-12,2
|
-3,2
|
Владимирская обл.
|
9,3
|
11,5
|
20,8
|
16,6
|
-11,5
|
-5,1
|
Ярославская обл.
|
9,1
|
11,9
|
20,8
|
15,9
|
-11,7
|
-4,0
|
Несмотря на сильный
социально-экономический кризис, Ивановская область в 1990-х годах имела
положительное сальдо миграций благодаря возвратным миграциям из постсоветских
стран. Затем ситуация ухудшилась, но со второй половины 2000-х гг. миграционный
прирост населения восстановился, в отличие от соседней Костромской области,
которая еще более удалена от Московской агломерации (рисунок 4). Однако в 2012
г. миграционный прирост покрывал менее одной пятой естественной убыли населения
Ивановской области.
Рисунок 4 - Коэффициент
миграционного прироста, на 10 тыс. чел. населения
Ивановская область практически
мононациональна, по итогам переписи 2002 гг. русские составляли 93,7%
населения. Перепись 2010 гг. показала меньшую долю русских - 90,6%, но при этом
доля лиц, не указавших свою национальную принадлежность, увеличилась по
сравнению с предыдущей переписью с 2 до 5%. Возможно, эти изменения обусловлены
неточностями переписного учета.
Одним из аспектов
анализа населения является анализ возрастной структуры. Особенностью возрастной
структуры населения Ивановской области является низкая доля населения моложе
трудоспособного возраста. Доля населения старше трудоспособного возраста в
Ивановской области (27,3%) выше средних значений по ЦФО (23,4%) и, особенно,
России (20,1%).
Более значительными
являются внутрирегиональные различия по возрастной структуре населения. В ряде
районов удельный вес населения старше трудоспособного возраста составляет уже
более 30% населения, а трудоспособного - меньше 55%.
Такая структура является отражением
рынка труда и оказывает влияние на численность экономически активного
населения.
Рассматривая рынок труда в
Ивановской области можно отметить скачкообразный характер показателей,
вызванный кризисом 2008 г. (таблица 2)
Таблица 2 - Численность экономически
активного населения, тыс. чел.
Фактически, Ивановская область
является монопрофильной областью, поэтому на регион в большей степени влияют
последствия кризиса, чем на прочие регионы Центрального Федерального округа.
Так, например, в 2009 году безработица региона за год увеличилась на 5,7%
относительно предыдущего года, тогда как в других областях ЦФО скачок этого
показателя не превышал 3%.
Рисунок 5 - Уровень безработицы в
некоторых регионах Центрального ФО, %
В настоящее время можно отметить
положительную тенденцию снижения безработицы и роста уровня экономически
активного населения. Эти сдвиги обусловлены активной инвестиционной и
социальной политикой в Ивановской области.
Уровень экономической активности
населения Ивановской области (67% населения в возрасте 15-72 лет) близок к
среднероссийскому (67,8%). При этом численность занятых в области за два
десятилетия сократилась на 27% (по РФ на 10%) вследствие постарения населения и
депрессивности экономики.
Главное отличие структуры занятости
населения Ивановской области от среднероссийской - высокая доля занятых в
промышленности, но, как и в целом по стране, промышленная занятость снижается
на фоне роста занятости в секторе услуг, особенно в торговле.
Информация о распределение
численности занятого населения представлена в таблице 3 и рисунках 7 и 8.
В них отражается распределение
трудового населения по видам экономической деятельности в 2000 и 2011 гг.
Таблица 3 - Распределение
численности занятых по видам экономической деятельности (по основному виду
деятельности), %
|
Ивановская область
|
Вид деятельности
|
2000 г.
|
2011 г.
|
С/х и лесное хозяйство
|
10,5
|
6,3
|
Промышленность
|
31,1
|
28,5
|
Строительство
|
4
|
6
|
Транспорт и связь
|
6,1
|
Торговля, гостиницы, рестораны
|
14
|
20,3
|
Социальная сфера
|
19,9
|
18,9
|
Прочая деятельность
|
14,4
|
13,3
|
На таблице 3 представлена динамика
изменения распределения численности занятых по видам экономической деятельности
за 2000 и 2011 гг.
Рисунок 6 - Распределение
численности занятых по видам экономической деятельности в Ивановской области,
2000 г.
Рисунок 7 - Распределение
численности занятых по видам экономической деятельности в Ивановской области,
2011 г.
Исходя из рисунков 6 и 7, можно
сделать вывод, что основная доля населения (31-29%) занята в промышленности,
что обусловлено специализацией региона. Так же стоит отметить возросшую долю
занятых в сфере туризма, гостиниц и ресторанов (с 14% до 20%), что обусловлено
повсеместным расширением рынка услуг.
Структуру доходов населения
Ивановской области отличает самая высокая среди регионов ЦФО доля социальных
выплат (28% в 2011 г., в среднем по стране - 18%), в основном это пенсии. Такая
особенность региона обусловлена возрастной структурой населения.
Различия уровня оплаты труда в
муниципалитетах области (данные по крупным и средним предприятиям) достигают
двух раз - от 11,5 до 23 тыс. руб.
В 2000 г. уровень бедности в
Ивановской области был самым высоким среди регионов страны - 68% (за
исключением слаборазвитых республик Ингушетия, Тыва и Дагестан, где точный учет
доходов населения затруднен). К 2011 г. уровень бедности снизился до 19% (в
среднем по РФ - 12,5%). (рисунок 8).
Рисунок 8 - Уровень бедности в
некоторых регионах Центрального ФО, %
Говоря о трудовом населении необходимо
отметить структуру занятости в экономике региона по уровню образования (рис.
10), которая так же обусловлена отраслями специализации в Ивановской области.
Доля занятых с начальным профессиональным и средним полным образованием выше,
чем по России в целом, что свойственно для регионов с производственными
отраслями специализации.
Рисунок 9 - Структура занятых в
экономике по уровню образования в 2011 г., %.
Проведя анализ демографической
ситуации и рынка труда в Ивановской области, можно сделать следующий выводы о
преимуществах и недостатках региона. К преимуществам относятся постепенный рост
экономически активного населения и относительно высокий образовательный и
квалификационный уровень рабочих и инженерно-технических кадров. К недостаткам
можно причислить сокращение численности трудоспособного населения;
отрицательный естественный прирост населения; высокий уровень смертности, в том
числе мужчин трудоспособного возраста; непривлекательность региона для
мигрантов; значительную межрегиональную дифференциацию по уровню оплаты труда
между Ивановской областью и Москвой стимулирует отток кадров в столицу; высокий
уровень бедности населения; значительную внутрирегиональную дифференциацию по
уровню оплаты труда и старение населения и возрастание доли социальных выплат.
2. Экономика Ивановской
области
.1 Структура экономики и
ее изменение
Основным показателем,
характеризующим развитие экономики в регионе, является ВРП, динамика которого
представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 - Динамика Валового
регионального продукта, 2009-2011 гг., млрд. руб.
Анализ рисунка 10 показывает, что с
2009 по 2011 гг. ВРП Ивановской области увеличилось на 40,1 млрд. руб.
Дополняет и конкретизирует ВРП показатель
ВРП на душу населения, динамика которого отражена на рисунке 11.
Рисунок 11 - Динамика ВРП на душу
населения, 2008-2011 гг., тыс. руб.
Валовой региональный продукт
Ивановской области в расчёте на душу населения вырос с 81,3 тыс. рублей в 2009
году до 122 тыс. рублей в 2011 году.
Рассматривая экономику региона,
необходимо проанализировать изменения в удельном весе производств в структуре
ВРП, для этого обратимся к рисунку 12 и 13.
Рисунок 12 - Удельный вес
производств в структуре ВРП Ивановской области, 2010 г.
Рисунок 13 - Удельный вес
производств в структуре ВРП Ивановской области, 2011 г.
За год значительных изменений в
структуре ВРП по производству не наблюдается. Основные изменения произошли в
секторе строительства, который сократился почти на 3%, а так же в секторе
производства и перераспределения электроэнергии, газа и воды, который возрос на
2,6%.
Соответственно можно сделать выводы,
что строительство на данном этапе развития экономики, не является инвестиционно
привлекательным сектором региона. Сектор производства и перераспределения
энергии, газа и воды возрос благодаря незначительному росту других видов
производств, которым для работы необходима энергоресурсная база.
На рисунке 14 представлен удельный
вес отдельных городов и районов в промышленном производстве Ивановской области.
Больше половины, а именно 55,5% всего производства сосредоточено в региональном
центре - городе Иваново.
Рисунок 14 - Доля отдельных городов
и районов в промышленном производстве Ивановской области, 2012 г., %
Основной положительной тенденцией в
Ивановской области является стабильный рост ВРП и ВРП на душу населения, но, в
современных условиях развития, этот рост недостаточен для успешного
функционирования экономики в регионе.
Так же к недостаткам можно отнести
централизацию всех производств в городе Иваново, так как остальные районы
области по сравнению с региональным центром слабо развиты, что приводит к
безработице и оттоку кадров в город Иваново.
2.2 Развитие и
размещение отраслей хозяйственного комплекса. Инфраструктура области
Для определения приоритетных
направлений экономического развития региона следует выделить отрасли
специализации области, для этого обратимся к рисунку 15 и рассмотрим структуру
промышленности в Ивановской области.
Рисунок 15 - Структура
промышленности Ивановской области.
В Ивановской области ведущая роль
принадлежит текстильной промышленности. Другие отрасли промышленности
(машиностроение, химия) тесно связаны с текстильной промышленностью. С основной
специализацией города связано текстильное машиностроение и производство красок.
Появились новые отрасли - станкостроение, производство торфяных,
подъемно-транспортных и дорожных машин; автомобильных кранов.
А) Текстильная промышленность.
В Ивановской области сосредоточено
2/3 российских производственных мощностей по выпуску хлопчатобумажных тканей. В
текстильной промышленности области занято более 35 тысяч человек, на её долю
приходится около 28,6% отгруженной продукции предприятий. С деятельностью
предприятий легкой промышленности связана жизнь около 1/6 части населения
Ивановской области.
Основной проблемой многочисленных
текстильных предприятий является сбыт продукции. После кризиса 1998 г. отрасль
стала оживать на волне импортозамещения, стали создаваться холдинговые
структуры, включающие швейное производство. В их числе «Юнистайл Холдинг»,
объединяющий компании, занимающиеся разработкой и производством одежды на
собственных мощностях (Ивановская швейная фабрика и Кинешемская швейная
фабрика), а также на контрактной основе на российских и зарубежных
предприятиях. В свою очередь «Юнистайл Холдинг» входит в холдинг «Мега», частью
которого является «Ивановское текстильное объединение», специализирующийся на
производство хлопчатобумажных тканей, постельного белья и текстиля для дома. В
«Ивановское текстильное объединение» входят производственная компания «Максима-стиль»,
торговая фирма «Мега-Олий», прядильная фабрика «Тезинка» (г. Шуя), Колобовская
ткацкая фабрика (Шуйский район), отделочная фабрика «Зиновьевская мануфактура»
(г. Иваново). Другой региональный холдинг - промышленная группа «РОСКО» - объединил
относительно небольшие предприятия: Вичугскую, Лежневскую и Фурмановскую
прядильно-ткацкие фабрики, отделочные фабрики «ЗиМа» и «БИМ» в г. Иваново,
Яковлевскую мануфактуру (г. Приволжск). В регион присутствует и крупный
межрегиональный холдинг «Русский текстиль» (Тейковский хлопчатобумажный
комбинат).
Говоря о текстильной специализации
региона, необходимо отметить, что хлопчатник, который является основным сырьем
отрасли, в России не выращивается, поэтому российская хлопчатобумажная
промышленность полностью ориентируется на импортное сырье. Хлопок-сырец
поступает из среднеазиатских государств: Узбекистана, Туркмении, Таджикистана,
Кыргызстана; и лишь небольшая часть - из Казахстана, Азербайджана, Египта,
Сирии, Судана и др. В последние годы наблюдаются перебои с поставками сырья из
стран СНГ, которые, зарабатывая валюту, используют любую возможность
реализовать хлопок за границу. Все это серьезно дестабилизирует
хлопчатобумажное производство в России.
Б) Машиностроение.
Вторая по значению отрасль - машиностроение.
Ивановский автокрановый завод (ОАО «Автокран») выпускает автокраны «Ивановец»,
которые составляют 40% автокранов в стране. Предприятие «Кранэкс» -
производитель экскаваторов. Действует совместное предприятие с японской фирмой
Komatsu - «Кранэкс-Komatsu», которое изготавливает металлоконструкции как для
экскаваторов Кранэкс, так и для экскаваторов, выпускаемых заводом Komatsu в
Великобритании и для отрытого в 2010 году завода Komatsu в Ярославле.
«Ивановский завод тяжёлого станкостроения» - одно из крупных предприятий по
производству высокотехнологичных станков, однако в связи с низкой
конкурентоспособностью отечественного станкостроения задействовано не более 15%
мощностей завода.
Практически все крупные предприятия
региона сконцентрированы в областном центре - г. Иваново.
К отраслям, дополняющим производство
можно отнести химическую промышленность и производство электроэнергии.
Основными предприятиями химической
промышленности региона являются:
. ОАО «ИВХИМПРОМ» производит
текстильно-вспомогательные вещества; средства для пожаротушения;
смазочно-охлаждающие жидкости; препараты для производства химических волокон;
препараты для нефте-, газо-, горнодобывающей промышленности; препараты для
кожевенной и меховой промышленности; лакокрасочные материалы; товары бытовой
химии; поверхностно-активные вещества и прочее.
. ОАО «ИвТУИР» специализируется на
производстве технического углерода (форсуночный, ламповый, малоактивный,
четыреххлористый) и восстановлении покрышек.
. ОАО «Ивановоискож»
специализируется на производстве тентовых материалов, армированных,
многослойных и переплетных материалов, искусственных кож, линолеума, моющихся
обоев и подошвенной резины.
. ООО ПО «ИвКИП» производит
резинотехнические изделия: резину подошвенную; искусственные кожи и рабочую
обувь.
Говоря о производстве
электроэнергии, можно выделить ОАО «Ивановская генерирующая компания» (филиал
ОАО «ТГК-6») и ОАО «Ивэнергосбыт», выделенные в процессе реформы из состава ОАО
«Ив-энерго»
По большинству индикаторов
социально-экономическое положение Ивановской области - худшее среди «русских»
регионов страны.
В сфере дошкольного и общего
образования сеть учреждений сжимается быстрее, чем в здравоохранении.
Вследствие глубокого демографического кризиса в регионе за 20 лет число детских
садов уменьшилось в 2,6 раз. При этом в 2011 г. не было проблемы
переполненности детских садов, характерной для большинства регионов (99 детей
на 100 мест, тогда как по РФ - 106). Число школ по сравнению с 1990 годом
сократилось вдвое. При этом доля учащихся во вторую смену - индикатор
переполненности школ - ниже среднего по стране (11,2 и 13,8% соответственно).
Статистические показатели развития
профессионального образования сопоставимы со средними по стране (рисунок 10).
Индустриальная специализация хотя бы частично сохранила спрос на начальное
профессиональное образование, хотя общероссийская тенденция сокращения числа
учебных заведений и учащихся проявляется и в Ивановской области, сокращение к
уровню 1990 г. составило 2 раза. Чуть ниже среднероссийского показателя число
получающих среднее и высшее профессиональное образование (рисунок 10).
Вследствие демографического спада вузы региона, как и по всей стране,
столкнулись с сокращением числа поступающих в 2010-х гг. При этом «сжатие»
высшей школы в Ивановской области шло опережающими темпами, если сравнить
показатели числа учащихся на 10 тыс. населения. В советское время Иваново было
заметным центром высшего образования (медицинский, технические вузы и др.), но
постепенно утрачивает это преимущество.
Обеспеченность жильем в Ивановской
области превышает среднероссийский уровень (в 2011 г. - 24,2м2 и 23
м2 на чел. соответственно) вследствие сильной депопуляции. При этом
объем ввода нового жилья более чем в два раза уступает среднему по стране. В
Центральном ФО хуже показатель только в Тульской области. Жилищное
строительство - хороший индикатор привлекательности региона для проживания и
наличия платежеспособного спроса населения. Несмотря на высокий уровень
урбанизации, показатели благоустройства жилья в Ивановской области
(обеспеченности водопроводом, горячим водоснабжением и канализацией) хуже
средних по стране, а среди соседних регионов сопоставимы только с менее
урбанизированной Костромской областью (таблица 4). Доля ветхого и аварийного
жилья меньше общероссийской - 2,4%.
Таблица 4 - Благоустройство
жилищного фонда Ивановской области и соседних регионов, 2011 г.
|
водопроводом
|
канализацией
|
отоплением
|
газом (сетевым сжиженным)
|
горячим водоснабжением
|
Россия
|
78,1
|
74,1
|
83,4
|
68,6
|
65,3
|
Ивановская обл.
|
66,6
|
66,5
|
81,1
|
88,1
|
58,5
|
Владимирская обл.
|
79,6
|
74,7
|
80,7
|
91,8
|
58,5
|
Костромская обл.
|
71,0
|
62,4
|
65,3
|
87,4
|
46,3
|
Ярославская обл.
|
78,9
|
75,3
|
83,3
|
89,0
|
67,7
|
Статистические показатели
обеспеченности услугами здравоохранения в Ивановской области выше средних по
России (на 10 000 населения в 2011 г. приходилось 55 врачей и 119 человек
среднего медперсонала, а в среднем по стране - 51 и 107 соответственно).
Причина повышенной обеспеченности - интенсивное сокращение численности
населения области, тогда как сеть учреждений здравоохранения сокращалась
медленно. Однако, несмотря на лучшие статистические показатели обеспеченности
услугами здравоохранения, показатели заболеваемости в регионе наихудшие среди
регионов Центрального ФО.
Рыночная и промышленная
инфраструктура региона развита слабо практически на всей территории области
(исключая индустриальные парки) и характеризуется низким уровнем собираемых
налогов с предприятий.
2.3 Динамика и структура
инвестиций
Ивановская область с 1990-х гг. относится
к депрессивным регионам. Ее душевой валовой региональный продукт (ВРП)
составлял в 2011 году только 41% от среднего по регионам РФ, это самый низкий
показатель среди всех так называемых «русских» регионов. Отставание несколько
сократилось по сравнению с 2006 г. (36% от среднего по РФ), но по причине
кризисного спада экономики более развитых регионов. Спад в Ивановской области -
самый сильный среди промышленных регионов Центра, сопоставимые или еще более
низкие темпы выхода из экономической депрессии имеют Кировская (52%),
Курганская (44%) области и Забайкальский край (41%).
Рисунок 16 - Основные отрасли
инвестирования в Ивановской области, 2011 г., %
Ивановская область характеризуется
низким уровнем инвестиционной привлекательности. Низкий уровень инвестиционного
потенциала характерен как для финансовой, производственной, инновационной сфер,
так и для потребительской сферы. Это приводит в целом к недостаточному объему и
динамике инвестиций и, как следствие, к низкому коэффициенту обновления
основных фондов и недостаточным темпам обновления технологического потенциала
на современной основе.
На сегодняшний день
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области проводит
работу по созданию необходимых условий для привлечения инвестиций, в том числе
иностранных. Для этого совершенствуется действующее законодательство, ведется
работа по обновлению портала «Инвестиции Ивановской области». Ход реализации
инвестиционных проектов отражается в средствах массовой информации. При
необходимости ведется целенаправленная работа с конкретным инвестором, желающим
реализовать свой проект на территории области.
В регионе действует
Межведомственный Совет по размещению производительных сил и инвестиций на
территории Ивановской области, созданный с целью координации государственной
инвестиционной политики в области.
Так же стоит
отметить, что одной из мер по поддержке инвестиционной привлекательности
региона являются льготные ставки по налогу на имущество организаций,
реализующих инвестиционные проекты, включенные в государственный реестр.
Проекты с объемом инвестиций более 1 млрд. рублей и предприятия легкой
промышленности, реализующие инвестиционные программы, вообще освобождаются от
этого налога.
В Ивановской
области для инвесторов уже подготовлены земельные участки и производственные
площадки для размещения объектов промышленности и сельского хозяйства.
К преимуществам
территории можно отнести создание и развитие инвестиционной законодательной
базы, государственную и региональную налоговую поддержку инвесторов, а так же
возможность целенаправленной работы с конкретным инвестором.
Но низкий уровень
инвестиционной привлекательности региона, стереотип депрессивности экономики
все еще является важнейшей проблемой Ивановской области.
.4 Организация
управления экономикой Ивановской области
На рисунке 18 представлена структура
Центральных исполнительных органов Государственной власти Ивановской области.
Рисунок 17 - Центральные
исполнительные органы государственной власти Ивановской области
В регионе действует Комплекс
экономического развития Ивановской области. Его основная задача заключается в
координировании отдельных направлений деятельности Правительства Ивановской
области по осуществлению экономической политики региона.
В Комплекс экономического развития
входят:
Департамент экономического развития
и торговли Ивановской области;
Департамент управления имуществом
Ивановской области;
Департамент сельского хозяйства и
продовольствия Ивановской области;
Региональная служба по тарифам
Ивановской области;
Служба ветеринарии Ивановской
области;
Управление по информатизации
Ивановской области;
Управление координации Комплекса
экономического развития аппарата правительства Ивановской области.
Комплекс обеспечивает взаимодействие
Правительства Ивановской области со следующими институтами:
Министерство экономического развития
Российской Федерации;
Министерство промышленности и
торговли Российской Федерации;
Министерство энергетики Российской
Федерации;
Министерство регионального развития
и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросам,
отнесенным к компетенции Комплекса;
Федеральная служба по тарифам
Российской Федерации;
Федеральная налоговая служба
Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Комплекса;
Федеральная антимонопольная служба;
Федеральная служба по финансовым
рынкам;
Федеральная антимонопольная служба;
Федеральная служба государственной
статистики;
Федеральная служба государственной
регистрации, кадастра и картографии;
Федеральная таможенная служба;
Главное управление Центрального
Банка РФ по Ивановской области;
Федеральная служба по
военно-техническому сотрудничеству;
Федеральная служба по
интеллектуальной собственности;
Федеральная служба по надзору в
сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
Федеральное агентство связи;
Федеральная служба по аккредитации;
Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии;
Федеральное агентство по управлению
государственным имуществом;
Федеральная служба по оборонному
заказу;
Федеральная служба по техническому и
экспортному контролю и иными федеральными органами исполнительной власти,
территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительными органами
государственной власти Ивановской области по вопросам, отнесенным к его
компетенции.
Исходя из анализа инфраструктуры и
отраслей производства в регионе, можно сделать вывод, что на территории
Ивановской области функционирует ряд экономически важных и крупных предприятий
текстильной промышленности и машиностроения России. Но эффективность этих
предприятий полностью зависит от инфраструктуры региона, которая в свою очередь
недостаточно развита. Для успешного и конкурентоспособного функционирования
необходимо принимать меры по совершенствованию как внутренних технологии
предприятий, так и инфраструктуры Ивановской области.
3. Основные пути
совершенствования управления развитием экономики Ивановской области
Исходя из анализа региона, можно
выделить основные факторы развития Ивановской области в виде SWOT-таблицы.
Таблица 5 - SWOT - анализ Ивановской
области
Преимущества
|
Недостатки
|
Выгодное географической положение в центре Европейской части
России
|
Низкий межрегиональный показатель ВРП и ВРП на душу населения
|
Развивающаяся система транспортных коммуникаций
|
Низкие показатели демографического развития региона
|
Наличие квалификационных кадров
|
Низкий показатель доходов населения
|
Наличие в регионе инвестиционной политики, а так же поддержка
инвесторов государством
|
Сокращение численности трудового населения
|
|
Старение население и увеличение доли социальных выплат
|
|
Централизация производства в г. Иваново.
|
|
Слабо развитая производственная, рыночная и социальная
инфраструктуры.
|
Возможности
|
Угрозы
|
Возможность роста продукции текстильно-промышленного кластера
|
Риск замедления экономического развития
|
Развитие производства на территории Ивановской области
|
Риск недостаточной инвестиционной привлекательности
|
Развитие инновационно-кадровой инфраструктуры в регионе
|
Риск снижения доходов населения
|
Создание рабочих мест
|
Риск бюджетной несостоятельности
|
Развитие машиностроительного комплекса
|
Риск кадровой недостаточности (по видам экономической
деятельности)
|
|
Риск низкого качества государственного управления, нехватки
жизнеобеспечивающих специалистов
|
|
Риск низкого качества работы органов местного самоуправления
муниципальных образований
|
|
Риск бюджетной несостоятельности
|
Для эффективного и всестороннего
социально-экономического развития региона необходимо определить стратегические
цели, достижение которых являются залогом успешного развития Ивановской
области. Проанализировав социально-экономические факторы региона, можно
выделить следующие цели:
1. Создание
текстильно-промышленного кластера всероссийского значения, способного
обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции на уровне мировых стандартов на
основе масштабной модернизации производства и повышения производительности
труда, а также повышение на этой основе уровня жизни и занятости населения.
2. Создание высокоэффективного
наукоемкого машиностроительного комплекса, способного обеспечить выпуск
конкурентоспособной продукции.
. Привлечение инвестиций в
экономику путем создания благоприятных экономических условий в Ивановской
области и обеспечение конкурентоспособности среди регионов ЦФО.
. Сбалансированное развитие
транспортной инфраструктуры, повышение энергетической обеспеченности, развитие
системы газоснабжения и инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства региона
для улучшения социально-экономических условий жизни населения и обеспечения
равномерного развития экономики и социальной сферы.
. Повышение качества
образовательных услуг и обеспечение возможности для всего населения области
получить доступное образование, обеспечивающее потребности экономики региона.
. Минимизация показателя
естественной убыли населения за счет предоставления населению гарантированной
медицинской помощи.
. Снижение темпа сокращения
численности населения.
. Улучшение жилищных условий
населения и формирование доступного рынка жилья в регионе.
В целом, Ивановская область обладает
высоким потенциалом: занимает выгодное положение в ЦФО, имеет достаточно
развитую транспортную сеть, имеет квалификационную базу.
На сегодняшний день приоритетным
направлением развития Ивановской области является создание
текстильно-промышленного кластера, законодательной базой которого выступает
Закон Ивановской области «О стратегии социально-экономического развития
Ивановской области до 2020 года» от 11 марта 2010 года.
Основой текстильно-промышленного
кластера является текстильное производство, интегрирующего в единую систему
также предприятия и организации других видов экономической деятельности,
технологически связанных с деятельностью предприятий текстильной промышленности,
в том числе по направлениям:
проведение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ в целях обеспечения инновационной базы развития
текстильной промышленности;
развитие объектов инфраструктуры.
Важнейшим фактором
конкурентоспособности текстильно-промышленного кластера является интеграция
текстильных предприятий с предприятиями нефтегазового комплекса в целях
освоения производства смесовых тканей и нетканых материалов.
Сформировавшийся имидж Ивановской
области как текстильного центра России говорит в пользу сохранения текстильной
промышленности и развития регионального текстильно-промышленного кластера, что
обусловлено следующими причинами:
исторические факторы, обусловившие
развитие текстильного производства на территории Ивановской области и
значимость текстильной промышленности как одной из ведущих отраслей,
определяющих промышленный профиль региона;
наличие родственных, вспомогательных
и обслуживающих отраслей, таких как текстильная химия, машиностроение,
приборостроение;
наличие инновационной и кадровой
инфраструктуры, отвечающей потребностям текстильной отрасли;
географическая концентрация
предприятий, взаимосвязанных в рамках полного производственного цикла от
переработки сырья до пошива готовых изделий;
социальная значимость предприятий
текстильной промышленности, большинство которых расположены в городах с
численностью населения до 50 тыс. человек и поселках и являются
градообразующими;
«бренд», «марка» ивановских
текстильных предприятий и ивановских модельеров, которые известны далеко за
пределами региона.
В целях повышения
конкурентоспособности текстильной продукции, производимой с использованием
химических волокон и нитей, и оптимизации издержек производство полиэфирных
волокон и нитей целесообразно размещать в непосредственной близости от
потребителей, в качестве которых выступают текстильные предприятия Ивановской
области.
Строительство на территории
Ивановской области комбината по выпуску синтетических волокон и нитей нацелено
на преодоление сырьевой зависимости текстильных предприятий от импорта и в
перспективе обеспечит создание комплекса новых текстильных производств,
специализирующихся на выпуске инновационной продукции специального и
технического назначения с использованием полиэфирных волокон и нитей. На
сегодняшний день при производстве тканей с вложением синтетической нити доля
вложения может составлять до 55% от объема хлопчатобумажной пряжи. Таким
образом, реализация проекта строительства комбината синтетического волокна
приведет к замещению хлопка синтетическими волокнами и нитями в объеме до 35
тысяч тонн в год.
1. Комбинат будет занимать
площадь 8 - 10 га.
2. Мощность установки - до 500
тысяч тонн сухого РТА, около 170 тысяч тонн РЕТ и около 70 тысяч тонн
РЕТ-пряжи.
. Ориентировочная стоимость
проекта составляет более 8 млрд. рублей.
. Годовой оборот - до 16
млрд. рублей.
. Число создаваемых новых
рабочих мест - до 1200.
. Строительство комбината
планируется начать в 2013 году.
Реализация стратегической программы
проекта текстильно-промышленного кластера характеризуется следующими конечными
результатами:
увеличение доли продукции
текстильно-промышленного кластера в структуре обрабатывающих производств
области до 35 - 40%;
создание более 1200 новых рабочих
мест и обеспечение сохранения рабочих мест работникам, занятым на действующих
текстильных и швейных производствах региона;
суммарная величина налоговых
поступлений в бюджеты всех уровней составит более 9,5 млрд. рублей.
Заключение
Ивановская область характеризуется
моноструктурностью. Исторически сложилось, что ее основой является текстильная
промышленность. Она играет значительную роль в обеспечении экономической и
стратегической безопасности страны, занятости трудоспособного населения и
повышения его жизненного уровня.
Негативные для экономики России
процессы в монопрофильных регионах, к которым относится Ивановская область,
проявляются наиболее остро, так как территориальные образования такого типа
более чутко реагируют на колебания внешней среды. В условиях экономической
нестабильности предприятия специализации из источника жизнедеятельности и
развития монопрофильного региона превращается в источник угроз его
существования.
Для достижения цели данной работы в
исследовании были изучены основные социально-экономические показатели региона,
проведен их анализ, а так же разработана SWOT-таблица региона.
В ходе исследования были выполнены
все поставленные задачи.
Основной задачей
социально-экономической политики Ивановской области на данный момент является
преодоление и внутреннее сопротивление изменяющимся внешним условиям и кризису,
а основой стабилизации и эффективности экономики региона будет выступать
текстильно-промышленный кластер. Так же создание кластера позволить решить
многие социально-экономические проблемы, выявленные в ходе исследования, такие,
как тенденция к сокращению численности населения, естественную убыль и
старение, а так же миграционный отток трудовых кадров в другие регионы.
Создание новых рабочих мест,
повышение заработной платы в рамках повышения конкурентоспособности региона
позволит повысить показатели экономической активности населения, а так же
повысить доходы семьи, что является предпосылкой увеличения естественного
прироста населения.
Список литературы
1. Региональная
экономика: Учебное пособие/ Под ред. Морозовой Т.Г. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2013;
2. Экономическая
география России: Учебное пособие/ Под ред. Морозовой Т.Г. - М.: ЮНИТИ, 2012.