Основные задачи мотивации персонала
Министерство сельского хозяйства РФ
Забайкальский-Аграрный институт - филиал ФГОУ ВПО
"Иркутская государственная
сельскохозяйственная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Предмет: Управление персоналом
Выполнил: Касатонова О.В.
Проверил: Жарова Н.А.
Содержание
1. Мотивация и стимулирование персонала. Теория мотивации А. Маслоу
1.1 Мотивация и стимулирование персонала
1.2 Теория мотивации А. Маслоу
2. Философия фирмы. Принципы, содержание. Составьте философские
морально-этнические принципы для произвольно избранной Вами фирмы
Список использованной литературы
1.
Мотивация и стимулирование персонала. Теория мотивации А. Маслоу
1.1 Мотивация
и стимулирование персонала
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления
персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом,
выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и
расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а,
следовательно, и методов мотивации.
В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям,
основным мотивирующим фактором работников является желание иметь
гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда
в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но
гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.
Выделяют основные задачи мотивации:
формирование у каждого сотрудника понимания сущности и
значения мотивации в процессе труда;
обучение персонала и руководящего состава психологическим основам
внутрифирменного общения;
формирование у каждого руководителя демократических подходов
к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека.
Мотив находится "внутри” человека, имеет "персональный” характер,
зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а
также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не
только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как
будет осуществлено это действие.
В зависимости оттого, что преследует мотивирование, какие
задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип
состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию
определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные
действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При
данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать
человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Второй тип
мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной
мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на
то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы
действия человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному
управлению человеком.
Второй тип мотивирования требует больших усилий, знаний и
способностей для его осуществления.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей
"раздражения”, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве
стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания,
носители обязательств и возможностей, предложения человеку в компенсацию за его
действия или что он желал бы получить в результате определенных действий.
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования.
Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с
помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень
развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми
применяется стимулирование.
Если посмотреть, на что в деятельности человека оказывает
воздействие мотивация, то выяснится что это следующие характеристики деятельности:
усилие;
старание;
настойчивость;
добросовестность;
направленность.
Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая
различные усилия.
Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в
организации. Одному может быть безразлично качество его труда, другой может
стремиться делать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не
отлынивать от работы, стремиться к повышению квалификации, совершенствованию
своих способностей работать и взаимодействовать с организационным окружением.
Стимул - это побуждение к действию или причина поведения
человека. Различают четыре основные формы стимулов.
. Принуждение. В демократическом обществе на предприятиях
используют административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на
другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
. Материальное поощрение. Сюда относят стимулы в
материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки,
вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки,
кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.
. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на
удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности,
публикации в прессе, правительственные награды и др.
. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека,
побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения
(написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма
и др.). Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется
только у наиболее развитых членов общества.
Что касается мотивации, то по своей сути мотивировать
работников - значит удовлетворить их потребности, будь то материальные или же
элементарная поддержка со стороны руководства. Появление различных теорий
мотивации объясняется тем, что появилась необходимость изучить, а также
систематизировать основные потребности индивида.
1.2 Теория
мотивации А. Маслоу
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией
потребностей Маслоу.
Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это
более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что
предметом психологии является поведение, а не сознание человека.
Рис. 1. Иерархия потребностей Маслоу
В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно
разделить на пять групп:
физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в
еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от
физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том,
что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
социальные потребности - необходимость в социальном окружении, в
общении с людьми, чувство "локтя" и поддержка;
потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к
личным достижениям;
потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и
в реализации своих потенциальных возможностей.
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три
вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в
строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой
лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
Обычно дают следующие рекомендации для удовлетворения потребности
в самовыражении:
создать на работе единую команду;
периодически проводить совещания;
не разрушать без нужды неформальные группы;
создать условия для проявления активности работников вне
организации;
на работе дать возможность людям общаться.
Для удовлетворения потребности в уважении рекомендуется выполнять
следующие правила:
предоставлять более содержательную работу;
высоко оценивать и поощрять работника;
предоставлять работнику дополнительные права и возлагать дополнительные
обязанности;
обеспечивать переподготовку, повышение квалификации.
Фактически перечисленные правила можно рассматривать как методику
обеспечения социальных потребностей человека.
персонал мотивация философия фирма
2. Философия
фирмы. Принципы, содержание. Составьте философские морально-этические принципы
для произвольно избранной Вами фирмы
2.1 Философия
фирмы. Принципы, содержание
Философия предприятия - совокупность моральных и
административных норм и правил взаимоотношений персонала, подчиненных
достижению глобальной цели предприятия.
Философия фирмы, как совокупность целей и правил поведения
сотрудников, возникла в Японии в крупных компаниях "Mitsubishi",
"Toyota", "Sony", а затем получила широкое распространение
в США в компаниях "IBM", "General Motors",
"McDonald’s".
Кадровая политика находит свое отражение в философии
предприятия, Правилах внутреннего распорядка и Коллективном договоре (рис.1).
Рис. 1. Концептуальные кадровые документы.
Основные разделы философии предприятия и содержания этих
разделов:
) Цель предприятия. Задачи предприятия. Критерии достижения
цели.
) Декларация прав сотрудника (Личные и гражданские права
сотрудника Культурные права. Социальные права. Права на свободный выбор
профессии, вида занятости и места работы. Права на охрану труда. Право на
справедливое вознаграждение. Права на ограничение рабочего времени. Право на
отпуск. Права на защиту своих интересов, прав и свобод. Право на образование).
) Что поощряется и запрещается?
На предприятии поощряется инициатива сотрудников. На
предприятии запрещается разглашать сведения, составляющие коммерческую и
служебную тайны. На предприятии запрещается также:
употребление спиртных напитков в рабочее время и появление на
работе в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
применение к рабочим и служащим методов физического или
грубого психологического воздействия;
интимные отношения с сотрудниками предприятия или принуждение
к вступлению в интимные отношения сотрудников или клиентов предприятия и др.
) Деловые и нравственные качества.
Деловые качества сотрудника: дисциплинированность,
самостоятельность, трудолюбие, энергичность, настойчивость и т.д. Нравственные
качества сотрудника: отзывчивость, доброжелательность, честность, скромность,
справедливость и т.д. На предприятии нетерпимо проявление таких человеческих
пороков, как: безответственность, вероломство, грубость, властолюбие, жадность,
зависть, лень, распущенность, сладострастие, лицемерие, подлость,
предательство, хамство. Предприятия вправе проводить социально-психологическое
тестирование сотрудника с целью определения объективного набора качеств для
конкретной должности и обеспечения хорошего социально-психологического климата
в коллективе.
) Условия труда. Рабочее место.
Предприятие обеспечивает каждому сотруднику комфортные
условия труда в офисе, оснащенном современной мебелью и оборудованием.
Предприятие рекомендует сотруднику:
не назначать и не проводить встречи с родственниками и
друзьями внутри предприятия;
сократить до минимума личные разговоры по служебному телефону
и т.д.
Здоровье и работоспособность.
) Оплата труда.
На предприятии приняты следующие принципы оплаты и оценки
труда: · ориентация на достижение конечного результата; · сочетание
коллективного и личного интереса; · отказ от уравниловки в оплате; · поощрение
за совмещение профессий; · заработная плата - служебная тайна и пр. Для
штатного персонала на предприятии принята повременно-премиальная система оплаты
труда для работников, не стоящих в штате предприятия, принята
сдельно-премиальная система оплаты труда плюс премия из прибыли. Оценка труда
штатного персонала осуществляется раз в три года путем изучения потенциала
работников и их индивидуального вклада в конечный результат.
). Социальные блага.
) Социальные гарантии.
) Увлечения (хобби).
На предприятии принята концепция всестороннего развития
личности - поэтому поощряются разнообразные увлечения сотрудников в свободное
время: чтение литературы, занятия искусством, посещение театров и кино, занятие
охотой и рыбной ловлей и т.д. Предприятие не поддерживает увлечения азартными
играми на деньги (карты, кости, рулетка, скачки и др.). Предприятие не
рекомендует сотрудникам принимать подарки от клиентов и считает недопустимым
предоставление в обмен на них служебной информации.
Правила внутреннего распорядка - важный нормативный документ,
регламентирующий прием и увольнение сотрудников, рабочее время, организацию
труда, порядок разрешения трудовых споров, получения социальных благ и гарантий,
вознаграждения и наказания.
Основные разделы:
) общие положения;
) порядок приема и увольнения сотрудников;
) время труда и отдыха;
) основные обязанности сотрудников;
) основные обязанности администрации;
) служебные и коммерческие тайны;
) меры поощрения и взыскания.
Коллективный договор - соглашение между администрацией,
профсоюзным комитетом и трудовым коллективом предприятия по решению
производственных и социальных задач и улучшению условий труда рабочих и
служащих. Примерная структура Коллективного договора:
общее положение;
гарантии профсоюзной деятельности;
развитие и совершенствование производства;
тарифное соглашение;
работа с персоналом;
улучшение условий, охрана труда и окружающей среды;
обеспечение интересов трудящихся в социально-бытовой сфере;
структура зарплаты и сроки выплаты;
приложение
Философия фирмы - это совокупность целей, ценностей и
принципов ведения бизнеса. В изложении философии фирмы вы формулируете, к чему
стремится предприятие в будущем (в среднесрочной перспективе) и какие
конкретные проблемы для какой целевой группы вы намереваетесь решать лучше, чем
ваши конкуренты. Эта качественная целевая установка является основой
существования предприятия, она должна стать стимулом и ориентиром для всего
коллектива. Философия фирмы должна стать долгосрочной основой для
целенаправленных интеллектуальных и физических усилий всех сотрудников.
Философия фирмы - это "священная
книга”, система ключевых ценностей, которая отвечает на вопрос, что является
для организации самым важным, отражает восприятие ею себя и своего
предназначения, совокупность важнейших принципов деятельности и качественных
целей. Философия задает главные направления деятельности организации, стиль
руководства, основы мотивации, порядок разрешения конфликтов, правила поведения
персонала. Другими словами, это - общий этический язык данного предприятия.
Философия фирмы - это совокупность целей,
ценностей и принципов ведения бизнеса. В изложении философии фирмы
формулируется, к чему стремится предприятие в будущем (в среднесрочной
перспективе) и какие конкретные проблемы для какой целевой группы оно
намеревается решать лучше, чем его конкуренты. Эта качественная целевая
установка является основой существования предприятия, она должна стать стимулом
и ориентиром для всего коллектива. Философия фирмы должна стать долгосрочной
основой для целенаправленных интеллектуальных и физических усилий всех
сотрудников.
Каждое предприятие исповедует свои
принципы управления. Однако следует заметить, что девиз "прибыль любой
ценой" давно уже канул в прошлое.
Сегодня фирмы, преуспевающие в бизнесе,
придерживаются других принципов:
Первый принцип - лидерство через качество.
При этом качество здесь понимается не простое, а интегральное - от идеи нового
продукта до организации технологических процессов и условий сбыта. Составной
частью концепции интегрального качества является концепция "качество
внутри фирмы”. Согласно последней ответственность за качество конечной
продукции в равной мере ложится на все подразделения фирмы. При этом
производитель берет на себя право формировать потребности клиента, ибо лучше,
чем сам потребитель, знает его действительные нужды.
Второй принцип заключается в формировании
корпоративной личности. Корпоративная личность - это работник фирмы любого
ранга, всецело посвятивший себя интересам ее роста и процветания. Подобный
принцип ведет к самоотождествлению работника с фирмой, корпорацией, что
свойственно "хозяину дела”. Тем самым постепенно преодолевается разделение
на работодателей и наемных работников. Дальнейшим развитием политики
корпоративной личности является система пожизненного найма, широко
использующаяся, например, японскими корпорациями.
Философия фирмы устанавливает совокупность
внутриорганизационных принципов и правил взаимоотношений персонала.
Это система ценностей и убеждений,
воспринимаемая добровольно или в процессе трудового воспитания всем персоналом
организации.
Такой моральный кодекс поведения внутри
организации гарантирует успех и благополучие, сокращение конфликтных ситуаций,
рост имиджа организации. Несомненно, что многие вопросы философии фирмы нашли
отражение в ее программных и нормативных документах. Однако единый свод
философских утверждений необходим и позволяет:
строго регламентировать служебные
отношения между сотрудниками, сотрудниками и покупателями, поставщиками и т.п.;
ускорить адаптацию вновь принимаемых
работников;
стандартизировать взгляды на
самоуправление, выборность руководства, единоначалие, роль трудового коллектива
в управлении и т.д.;
узаконить или регламентировать политику
собственника в отношении персонала и организации в целом;
сохранить или упрочить
конкурентоспособность организации независимо от возможных изменений в ее
руководстве.
Философия фирмы включает в себя следующие
элементы:
. Основной замысел, отражающий цели
предприятия, его стратегию и направленность деятельности; важнейшим элементом
здесь является миссия организации.
. Описание предприятия - его история,
параметры, возможности и преимущества, стратегические цели и способы их реализации
в современных условиях, мотивы деятельности, девиз.
. Философия заказчиков - целевые группы,
их интересы, сбытовая политика.
. Связи с партнерами - капиталовложения,
финансовая политика, снижение уровня риска, распределение прибыли. Главное в
этом разделе - повышение доверия к фирме со стороны ее партнеров и прочих
заинтересованных организаций.
. Отношение с другими организациями -
выполнение обязательств, обеспечение стабильности в работе, охрана окружающей
среды, вложения в развитие региона.
Таким образом, внедрение на российских
предприятиях философии, систематизирующей как внешние, так и внутренние аспекты
деятельности приведет к следующим положительным результатам:
. Повышение производительности труда на
предприятии. Введение и соблюдение на предприятии своей философии позволит
свести к минимуму действие субъективных факторов, повысить мотивированность
персонала и в конечном счете производительность труда, и доверие к организации,
и уверенность работника в своем будущем.
. Улучшение климата и отношений внутри
самого предприятия: между работниками, специалистами и руководителями.
Прописанность определенных норм позволит избежать многих недоразумений и
неприятностей.
. Повышение доверия к предприятию со
стороны инвесторов, партнеров и контрагентов. Осведомляя общество о своей
философии, организация ставит себя в рамки определенного поведения, нарушение
которого повлечет за собой серьезные последствия: падение продаж, снижение
инвестиций, недоверие кредиторов, усиление конкурентов и т.п.
. Улучшение отношений с общественными организациями
и организациями, представляющими государственную власть, повышение степени
прозрачности этих отношений. Повышение социальной ответственности бизнеса,
прежде всего за своих работников.
. Маркетинговый эффект привлечения
внимания к своему предприятию поставщиков и покупателей, вследствие этого
повышение продаж.
. Уменьшение срока адаптации молодых
специалистов и введения в должность руководителя.
. Сближение целей и интересов работников и
руководства предприятия. Повышение ответственности менеджмента за развитие
организации и своих сотрудников.
. Стабильность отношений на предприятии
вне зависимости от смены руководящего состава.
2.2 Составьте философские морально-этнические принципы для
произвольно избранной Вами фирмы.
ООО "Черновский хлебозавод"
Юридический адрес: г. Чита, п. Наклонный, ул. Якутская, 6
Основные виды деятельности предприятия (по ОКВЭД):
Производство хлеба и мучных кондитерских изделий
недлительного хранения;
Производство сухих хлебобулочных изделий;
Производство сахаристых кондитерских изделий;
В соответствии с законом Российской Федерации " Об
акционерных обществах" от 24.11.95 года, органами управления ООО
"Черновский хлебозавод" являются: Собрание акционеров, Совет
директоров, а также правление во главе с Генеральным директором.
В менеджменте под миссией организации понимают основную общую
цель, четко выраженную причину существования организации.
Миссию ООО "Черновский хлебозавод" можно
сформулировать следующим образом:
Максимальное удовлетворение потребностей самого широкого круга
клиентов в хлебобулочной продукции и услугах путем производства и реализации
широкого ассортимента хлебобулочной продукции отличного качества.
Усовершенствование технологического процесса производства
хлебобулочной продукции, развития сети розничной продажи, оказания различных
дополнительных услуг и оперативного реагирования на потребности рынка.
Основная общая цель организации (миссия) образует фундамент
для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых
должно ориентироваться высшее руководство.
С учетом сформулированной ООО "Черновский
хлебозавод"
миссии можно выделить следующие цели, стоящие перед
организацией:
) расширение круга предлагаемых услуг и продукции;
) постоянное обновление ассортимента;
) установление приемлемых цен на все виды продукции;
) поиск и внедрение новейших технологий и техники;
) повышение квалификации сотрудников;
) изучение потребностей потребителей;
) выход на новые рынки.
Философия фирмы - с ее помощью руководство формирует и
поддерживает ценности и моральный дух компании, лежащий в основе ее успеха.
Ключевые морально-этнические принципы фирмы:
) Стремление стать лучше - основа совместной работы всего
коллектива под 2) Ориентация на потребителя: "Наши потребители - это наши
партнеры, от них в решающей мере зависит успех нашего предприятия. Мы должны
выполнять пожелания и решать проблемы наших клиентов, так как благодаря им мы
зарабатываем деньги и обеспечиваем себе будущее! Наши продукты должны давать
потребителю явные преимущества и приносить ему пользу - прежде всего за счет
своего качества, технического исполнения, широкого ассортимента и коротких
сроков поставки. Мы должны работать быстрее и лучше, чем конкуренты. Мы должны
ежедневно демонстрировать клиенту эти наши преимущества".
) Сотрудники: "Наше существенное преимущество - это
высокий уровень подготовки наших сотрудников. Они - наш лучший капитал. Если мы
хотим сохранить и повысить конкурентоспособность, то одна из наших главных
задач - это укрепление кадрового потенциала, повышение его готовности к
творческой, ответственной и разнообразной работе".
Культура и имидж организации.
Как и большинство российских компаний, ООО "Черновский
хлебозавод" не имеет специально разработанной системы норм и правил
поведения людей в организации. Единственным правилом при работе является
соблюдение трудовой дисциплины, своевременное выполнение всех заданий и
доброжелательное отношение к каждому клиенту. За счет этого же создается и
имидж фирмы. На сегодняшний момент ООО "Черновский хлебозавод"
ассоциируется у потребителей с компанией, качественно и дешевле, чем у
конкурентов, производящей любые виды хлебобулочной и кондитерской продукции.
. Составьте свое персональное резюме.
Касатонова Оксана Викторовна
Дата рождения: 15.09.1986 г.
Адрес проживания: г. Чита, мкр. Батарейный 7-27
Телефон: (3022) 33-42-58 e-mail: oksana. kasatonova@mail.ru
Цель: возможность применения своего профессионального опыта
на должности сметчика.
Опыт работы:
июнь 2010 г. - наст. время - сметчик
ООО"Читаремстроймонтаж" Сфера деятельности: строительство
Функциональные обязанности:
· Составление и проверка
сметной документации
· Согласование сметы с
заказчиками и осуществление контроля за соблюдением ими нормативов, заложенных
в сметы, составление актов выполненных работ.
Образование: 2003-2006 гг., "Читинский техникум
отраслевых технологий и бизнеса", специальность: Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений, специализация: Оценка технического состояния
зданий и сооружений.
Дополнительное образование:
· Апрель 2010 г., учебный
центр "Гранд", курс "Сметное дело"
Профессиональные навыки: полное ведение и составление сметной
документации.
Личные качества: стрессоустойчивость, внимательность,
ответственность, организованность, порядочность, честность, аккуратность,
высокая концентрация внимания, умение работать с большим объемом информации.
Список
использованной литературы
1.
Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие /В.В. Арутюнов, И.В.
Волынский. - Ростов-на-Дону, 2009. - 448с.
.
Боронова, Г.Х. Психология труда. Конспект лекций/Г.Х. Боронова, Н.В. Прусова. -
М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
.
Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. -
М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 688 с.
.
Дятлов, В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов. - М.: ПРИОР,
2009. - 365 с.
.
Зайцева, Т.В. Управление персоналом: учеб. /Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: ИД
"ФОРУМ": ИНФРА-М, 2008. - 336 с. - (Профессиональное образование).