Управление конкурентоспособностью организации на примере ИП Дроздовcкий С.М.
План
Введение
. Теоретические основы управления
конкурентоспособностью организации
.1 Конкуренция и
конкурентоспособность: сущность и виды
.2 Формирование конкурентных
преимуществ предприятия
.3 Методические основы оценки и
анализа конкурентоспособности организации
. Анализ
конкурентоспособности организации на примере ИП Дроздовcкий
С.М.
.1 Общая характеристика организации
.2 Анализ рынка бытовой техники и
электроники с. Туринская Слобода
.3 Оценка и анализ
конкурентоспособности предприятия
. Разработка рекомендаций
по повышению конкурентоспособности организации
.1 Разработка конкурентной стратегии
организации
.2 Разработка маркетинговых
мероприятий
.3 Разработка рекомендаций по
расширению ассортимента
.4 Экономический анализ
эффективности проведенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Введение
С развитием рыночных отношений, рассмотрение
проблем конкуренции и конкурентоспособности становится все более актуальным
вопросом для эффективного и прибыльного функционирования предприятий. Оценка
отраслевой привлекательности и конкурентных возможностей фирмы на основе
анализа цепочки ценностей, дает возможность определить позицию бизнеса в
отрасли, а также определить ее реальное конкурентное преимущество, выражающееся
в превышении среднеотраслевого уровня доходности. Конкурентное преимущество
достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды
деятельности. Посредством этой деятельности фирмы создают определенные ценности
для своих клиентов. Конечная ценность, созданная фирмой, определяется тем,
сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой.
Значение управления конкурентоспособностью,
позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной
перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в
окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя,
возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление
новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления
деятельности, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное
распространение и получение информации, широкая доступность современных
технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов
привели к резкому возрастанию значения управления конкурентоспособностью.
Как показывает практика, не существует единого
универсального управления конкурентоспособностью. Каждая организация уникальна
в своем роде, и процесс выработки конкурентной политики для каждой организации
уникален и зависит от ее позиции на рынке, динамики ее развития, ее потенциала,
поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею
услуг, состояния экономики, культурной среды и многого другого.
Таким образом, управление конкурентоспособностью
становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в
жесткую конкуренцию, как между собой, так и с иностранными корпорациями.
Цель данной работы заключается в изучении
теоретических и практических аспектов конкурентоспособности предприятия, а
также разработке рекомендаций по повышению конкурентоспособности.
Исходя из цели исследования, необходимо решить
следующие задачи:
Определить понятия: конкуренции, ее типов,
конкурентоспособности, конкурентного преимущества, рынка и его видов.
Провести экономический анализ предприятия.
Провести анализ конкурентоспособности
организации.
Разработать рекомендации по повышению
конкурентоспособности организации.
Рассчитать экономическую эффективность
предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования является организация,
осуществляющая торговую деятельность бытовой техникой и электроникой
«Техномания™».
Предметом исследования являются факторы, лежащие
в основе формирования конкурентоспособности организации.
1. Теоретические основы конкуренции в рыночной
экономике
.1 Конкуренция и конкурентоспособность: сущность
и виды
Основу рыночной экономики составляет понятие
конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов,
функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого
соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу.
Важнейшим фактором в рыночной экономике является
дух соперничества, который в значительной степени определяет формы
хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой
экономической категории, как конкуренция.
Конкуренция возникает в том случае, если на
одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам
товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции
предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых
предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия
конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.
Конкуренция - это соперничество людей
(предприятия), прежде всего в экономической, а также и в других сферах жизни
общества. С позиции экономики, конкуренция - это борьба продавцов
(производителей) за лучшее удовлетворение требований потребителей, а также
соперничество покупателей за приобретение максимально полезных им товаров на
наиболее выгодных условиях. Конкуренция, с одной стороны, является залогом
непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой -
неотъемлемыми спутниками конкуренции являются конфликтность, нестабильность,
банкротство, увольнение работников.
В разных литературных источниках по-разному
трактуется понятия конкуренции.
Например, английский экономист Адам Смит
предлагал понимать под конкуренцией поведенческую категорию, когда
индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные
продажи и покупки соответственно. Так же А. Смит считал, что конкуренция - это
та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность участников
рынка и главной её целью является борьба за получение возможно большей прибыли.
Известный отечественный экономист Фатхутдинов
Р.А. в своем учебном пособии «Стратегический маркетинг» предлагает следующее
определение: "Конкуренция-процесс управления субъектом своими
конкурентными преимуществами для достижения победы или достижения других целей
в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных
потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях».
Конкуренция - состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических
или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия
жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания"
некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения
Закона «О защите прав потребителей»
Современный американский экономист П. Хайгне
считает: «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критерием
доступа к редким благам». [1]
Одним из синонимов к слову конкуренция является
слово «соперничество». Как известно из психологии соперничество является одним
из основных инстинктов человека. Соперничество побуждает человека к лучшему
использованию своих способностей и знаний. Большая часть достигнутых
человеческих благ получены именно путем соперничества, конкуренции.
Австрийский экономист Й. Шумпетер определил
конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.
Австрийский ученый экономист и социолог,
виднейший представитель неолиберализма Ф.А. Хайек отмечал, что конкуренция -
процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению,
на рынке только благодаря конкуренции, скрытое становится явным. Конкуренция
ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых
человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции.
В некоторых литературных источниках встречается
упоминание о том, что конкуренция может быть поведенческой, структурной и
функциональной.
Под поведенческой конкуренцией понимают борьбу
за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.
Соперничество старого с новым, с инновациями,
когда скрытое становится явным можно обозначить как функциональную конкуренцию.
Как было доказано многими экономистами и на
практики как зарубежного, так и отечественного бизнеса, конкуренция является
движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов,
повышения качества товаров и уровня жизни населения.
Конкуренцию можно классифицировать по
географическому признаку. Можно выделить местную, региональную, национальную,
межнациональную и глобальную конкуренцию.
Конкуренция - это элемент рыночного механизма,
который реализуется в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между
ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях
рынка способствует формированию хозяйственных пропорций и санации экономики.
На рынке конкуренция может выступать в различных
формах и осуществляться различными методами. Она может под разделяться на
внутриотраслевую и межотраслевую.
Под внутриотраслевой конкуренцией следует
понимать соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более
выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Это происходит вследствие того, что
предприятия одной и той же отрасли существенно различаются между собой по
качеству используемых средств производства, сырья, технической оснащенности и
квалифицированной рабочей силы, вследствие чего возникают различия по стоимости
выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции. Несмотря
на данные различия, внутриотраслевая конкуренция приводит к уравнению цен и
прибылей предприятий.
Межотраслевая конкуренция - это конкуренции
между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе
данного вида конкуренции находится стремление предпринимателей к получению
максимальной прибыли, к поиску наиболее выгодной сферы вложения капитала.
В промышленно развитых странах эффективность
механизма конкуренции существует давно и ее механизм хорошо отлажен. Поэтому
важно на начальном этапе построения механизма конкуренции и обеспечения
конкурентоспособности определиться с терминами и понятиями.
По степени интенсивности конкуренция может быть:
привлекательной, когда в данном сегменте субъект
качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в
предыдущем сегменте;
умеренной, когда действия субъекта конкуренции
поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
ожесточенной для объекта конкуренции, когда
субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
ожесточенной для субъекта конкуренции, когда
объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного
сегмента;
Формы конкуренции:
предметная - конкуренция между товарами одной
ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту
же потребность;
функциональная - конкуренция между товарами
(объектами)-заменителями.
В современной экономике, для того, чтобы создать
конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и
управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута.
Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно
использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия
необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от
потенциальных или реальных конкурентов.
Прежде всего, нужно заняться профессиональной
подготовкой своего персонала. Особое внимание здесь следует уделить изучению
дисциплин по стандартам, регламентам, сертификатам и пр. Далее необходимо
выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов,
продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с
тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и
привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы
менеджмента качества должны охватывать не только производственную, но и
финансовую деятельность предприятия. Наконец, нужно сделать прозрачную систему
финансовой отчетности. Для этого необходимо подготовить поколение бухгалтеров,
способных заниматься тем, чем занимаются в настоящее время финансовые
директора, то есть управлять активами и их справедливой рыночной стоимостью.
В современном экономическом мире
конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
качество продукции и услуг;
наличие эффективной стратегии маркетинга и
сбыта;
уровень квалификации персонала и менеджмента;
технологический уровень производства;
налоговая среда, в которой действует
предприятие;
доступность источников финансирования.
Существуют и другие важные требования,
выполнение которых повышает конкурентоспособность, а именно - рост качества и
снижение цены продукции. Во многом на цену товара или услуги сейчас влияет
стоимость обязательной или добровольной сертификации.
Далее конкурентоспособность менеджмента и продукции
предприятия базируется на доступе к заемным средствам, успешной
производственной и торговой деятельности, высокой квалификации персонала.
И наконец, идеальное предприятие должно
осуществлять полноценный бухгалтерский учет своей финансовой деятельности, в
соответствии с требованиями стандартов финансовой отчетности.
Что касается конкурентного поведения рыночных
субъектов, то существует несколько их типов:
креативное - поведение, направленное на создание
предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
приспособленческое - учитывающее инновационные
изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
обеспечивающее - поведение, направленное на
сохранение позиций.
С точки зрения активности участия в конкурентной
борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство,
ведомых и новичков.
Для современного рынка характерна
регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной. Это
обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать
производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия
хозяйственных субъектов не противоречат законам. Конкуренция может принимать
разные формы.
В современной экономике особое значение имеет
конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели
могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более
низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие
кадры и т.д. Так появилась внутрифирменная конкуренция в части улучшения
качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.
В зависимости от способа поведения фирмы на
рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция - борьба между
производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения
издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента
и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа
по ценам ниже себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и
того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга
(долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той
же цене и другого. Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на
основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий,
более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов
предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других
приемов.
Конкуренция сильно зависит от количества
производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают
совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция означает такое состояние
экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса
на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.
Несовершенная конкуренция существует тогда,
когда возможен контроль над определенной долей рынка и включает следующие виды:
монополия - власть одного продавца (монопсония -
власть одного покупателя);
олигополия - власть нескольких крупных фирм
(олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);
монополистическая - соревнования между разными
по силе и влиянию продавцами.
Рынок:
место купли-продажи товаров и услуг, заключения
торговых сделок;
экономические отношения, связанные с обменом
товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.
Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют
рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости,
потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального
(духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих
мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные,
региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране - внутренние и
внешние рынки.
Рынок - условное место купли-продажи конкретного
вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных
по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм
и правил. Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного
рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют,
руководствуясь исключительно экономико-правовыми принципами. Кроме того, для
совершенного рынка характерны следующие условия:
все товары данного вида объективно однородны в
отношении их качества, внешнего вида и упаковки (гомогенны), и цена однозначно
сопоставима с определенным товаром;
условия конкурентной борьбы одинаковы для всех
продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного,
личностного и временного характера;
прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют
возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех
обстоятельствах ведения сделок (ценах, скидках, качестве товара, условиях
поставки и платежей).
.2 Формирование конкурентных преимуществ
предприятия
Важным моментом анализа конкурентных преимуществ
предприятия является анализ возможностей и опасностей фирмы в конкурентной
среде. С учетом информации, собранной о конкурентах и объективной оценки
собственных возможностей, разрабатывается таблица рыночных возможностей и
опасностей. Цель данной таблицы - выявить и оценить привлекательные направления
маркетинговых усилий, стратегий изучаемого предприятия, на которых она может
добиться конкурентных преимуществ. Этот метод получил название SWOT-анализа (по
первым буквам: Strength- сила, сильные стороны; Weakness - слабость, слабые
стороны; Opportunity - возможность, Threats- опасности, угрозы).
В процессе изучения рынка и рыночной ситуации,
собственных возможностей предприятия и анализа конкуренции сопоставляются
потенциальные силы и слабости. Необходимо избегать опасностей и акцентировать
внимание на привлекательных возможностях рынка. Анализ такой таблицы позволяет
выбрать наиболее оптимальный курс конкурентной борьбы.
Теория конкуренции Майкла Портера говорит о том,
что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень
прибыли на рынке. Каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой
отдельный уровень конкурентоспособности товара:
· рыночная власть покупателей
· рыночная власть поставщиков
· угроза вторжения новых участников
· опасность появления товаров -
заменителей
· уровень конкурентной борьбы или
внутриотраслевая конкуренция
Майкл Портер считал, что данные элементы рынка
являются движущими силами рыночной конкуренции, что и легло в название модели -
модель пяти сил конкуренции по Портеру.
Конкурентный анализ отрасли по Майклу Портеру
помогает определить интенсивность и выраженность конкурентных сил в отрасли,
найти такую позицию, в которой компания будет максимально защищена от влияния
конкурентных сил и сможет со своей стороны оказывать влияние на них.
Золотое правило теории пяти сил конкуренции
Майкла Портера заключается следующем: чем слабее влияние конкурентных сил, тем
больше возможностей к получению высокой прибыли в отрасли имеет компания. И
наоборот, чем выше влияние конкурентных сил, тем выше вероятность, что ни одна
компания не в состоянии будет обеспечить высокую прибыльность от
капиталовложений. А средняя прибыльность отрасли определяется наиболее
влиятельными конкурентными силами.
Модель пяти сил используется наиболее часто в
стратегическом управлении, а в маркетинге она удобна для следующих направлений
работ:
· Угрозы для роста компании, обнаруженные с
помощью модели анализа конкуренции Портера, помогают при проведении
SWOT-анализа компании.
· Модель пяти сил конкуренции Майкла
Портера помогает в составлении подробного конкурентного анализа и анализа
рынка.
.3 Методические основы оценки и анализа
конкурентоспособности организации
Данными для анализа экономической деятельности
служит ряд различных показателей, взятых из финансовой отчетности предприятия
за последние три года. Среди них можно выделить Отчет о финансовых результатах.
Отчет о прибылях и убытках характеризует результаты деятельности организации за
отчетный период и показывает, каким образом она получила прибыли и убытки
(путем сопоставления доходов и расходов). Информация, представленная в отчете,
позволяет оценить изменение доходов и расходов организации в отчетном периоде
по сравнению с предыдущим, проанализировать состав, структуру и динамику
валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли, а также выявить факторы
формирования конечного финансового результата. Обобщив результаты анализа,
можно выявить неиспользованные возможности увеличения прибыли организации,
повышения уровня ее рентабельности. Информация, представленная в отчете о
прибылях и убытках, позволяет сделать вывод о том, насколько эффективна
деятельность данной организации и насколько оправданы и выгодны вложения в ее
активы.
Чтобы проследить динамику развития организации,
необходимо рассчитать прирост показателей, представленных для анализа. Темп
прироста - это характеристика изменения какого-либо экономического показателя
за выбранный промежуток времени. Он определяется, как отношение величины
изменения показателя за отчетный период к величине показателя в предыдущем
периоде и может быть выражен в процентах.
Одним из наиболее важных коэффициентов,
определяющих эффективность продаж, является коэффициент рентабельности продаж.
Рентабельность продаж - коэффициент, который обычно рассчитывается как
отношение прибыли за определённый период к выраженному в денежных средствах
объему продаж за тот же период. Все данные, необходимые для расчета данного
показателя, берутся из отчета о прибылях и убытках. Коэффициент рентабельности
продаж отражает доход компании на каждый заработанный рубль и может быть
полезен как для правильной интерпретации данных об обороте, так и для
экономических прогнозов в условиях ограниченного объема рынка, сдерживающего
рост продаж. Также, рентабельность продаж является важным показателем для
сравнения эффективности организации бизнеса в компаниях, работающих в одной
отрасли.
2. Анализ конкурентоспособности организации на
примере ИП Дроздовский С.М.
.1 Общая характеристика организации
Организация ИП Дроздовский С.М., имеющая
фирменное название «ТехноМаниятм», зарегистрирована 15 апреля 2010г.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №9 по Свердловской области
за основным государственным регистрационным номером записи о регистрации
индивидуального предпринимателя 310665610500020. Организация имеет самостоятельный
баланс, банковский счет, фирменное название, и печать.
Организация зарегистрирована по адресу:
Свердловская обл., с. Туринская Слобода, ул. Октябрьская д. 9
«ТехноМания» является коммерческим предприятием,
его основной целью является получение прибыли. Предприятие является финансово и
юридически независимым. Организационно правовая форма - индивидуальный
предприниматель.
Основная деятельность (по коду ОКВЭД): 52.45 -
Розничная торговля бытовыми электротоварами, радио и телеаппаратурой.
Организация занимается продажей следующих видов
товаров и оказанием услуг:
– Бытовая техника.
– Компьютерная техника.
– Аудио и видеотехника.
– Сотовые телефоны.
– Аксессуары.
– Осуществление доставки приобретенных
товаров.
Организационная структура:
Всего в составе предприятия находится десять
человек. Персонал включает восемь человек: четыре продавца-кассира, четыре
продавца-консультанта, два грузчика. Все работники непосредственно подчиняются
основателю и директору предприятия. На предприятии используется линейная организационная
структура. Это самая простая из существующих структур и поэтому является
наиболее подходящей для небольшого предприятия.
Рисунок 1 - Организационная структура
предприятия.
Собственник предприятия самостоятельно
осуществляет основные функции руководителя: планирование, организацию,
контроль, координацию деятельности предприятия, мотивацию персонала.
Основными обязанностями продавцов являются
оформление и заключение покупки, заключение гарантийных договоров, оформление
услуг сотовой связи, приём и оформление заказов, а также консультирование
покупателей.
В небольшом коллективе преобладает тёплая,
доброжелательная атмосфера. На предприятии преобладает демократический стиль
управления. Демократический стиль характеризуется предоставлением для
подчиненных самостоятельности, в пределах выполняемых ими функций и их
квалификации. Это коллегиальный стиль, который дает большую свободу
деятельности подчиненных под контролем руководителя. Основными методами
управления являются социально-психологические методы управления.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании в
процессе управления персоналом социальных и психологических интересов, как
отдельных работников, так и коллектива в целом. Данные методы позволяют
воздействовать на подчинённых, не затрачивая дополнительных финансовых средств,
а также сохранять положительную атмосферу в коллективе.
Площадь помещения арендуемого для деятельности
предприятия составляет 155м2. Торговая площадь, если ей управлять
эффективно, увеличивает выручку торгового предприятия.
Средняя проходимость на предприятии в рабочий
день составляет в среднем от 50 до 150 человек, из которых 10-15% являются
покупателями. Наибольшая проходимость наблюдается в обеденное время (13:00 -
14:00), а также в конце рабочего дня (17:00-18:00).
Для оценки эффективности хозяйственной
деятельности предприятия необходимо рассчитать абсолютную и относительную
динамику финансовых результатов.
Таблица 1 - Данные о финансовых результатах деятельности
организации за 2011-2013гг.
№
|
Статьи
|
2013г.
|
2012г.
|
2011г.
|
1
|
Выручка
от реализации
|
7
887 047
|
7
477 867
|
6
954 416
|
2
|
Итого
доходы
|
7
887 047
|
7
477 867
|
6
954 416
|
3
|
Материальные
расходы
|
5
427 615
|
5
101 958
|
4
937 938
|
5
|
Расходы
на оплату труда
|
575
200
|
574
500
|
573
000
|
6
|
НДФЛ
|
103
536
|
103
410
|
103
140
|
7
|
Страховые
и пенсионные взносы
|
172
560
|
172
350
|
171
900
|
8
|
Итого
расходы
|
6
278 911
|
5
952 218
|
5
785 978
|
9
|
Прибыль
до налогообложения
|
1
608 135
|
1
525 649
|
1
168 438
|
10
|
Налог
на прибыль
|
241
220
|
228
847
|
175
265
|
11
|
Прибыль
(убыток)
|
1
366 914
|
1
296 801
|
993
172
|
Таблица 2 - Абсолютная и относительная динамика
данных о финансовых результатах деятельности организации за 2012-2013гг.
№
|
Статьи
|
2013г.
|
2012г.
|
|
|
Абс.
|
Прирост
|
Абс.
|
Прирост
|
1
|
Выручка
от реализации
|
409
180
|
0,054
|
523
451
|
0,075
|
2
|
Итого
доходы
|
409
180
|
0,054
|
523
451
|
0,075
|
3
|
Материальные
расходы
|
325
657
|
0,063
|
164
020
|
0,033
|
5
|
Расходы
на оплату труда
|
700
|
0,001
|
1
500
|
0,002
|
6
|
НДФЛ
|
126
|
0,001
|
270
|
0,002
|
7
|
Страховые
и пенсионные взносы
|
210
|
0,001
|
450
|
0,002
|
8
|
Итого
расходы
|
326
693
|
0,041
|
166
240
|
0,022
|
9
|
Прибыль
до налогообложения
|
82
486
|
0,192
|
357
211
|
1,375
|
10
|
Налог
на прибыль
|
12
373
|
0,192
|
53
582
|
1,375
|
11
|
Прибыль
(убыток)
|
70
113
|
0,192
|
303
629
|
1,375
|
Прирост прибыли в 2013 году значительно снизился
по сравнению с предыдущим 2012 годом. Прирост выручки от реализации
незначительно снизился, в то время как прирост расходов увеличился. В 2013 году
прирост расходов стал опережать прирост доходов. Расходы на оплату труда
изменились незначительно. Снижение прироста выручки от реализации и прирост
материальных расходов могут говорить о падении спроса на предлагаемую продукцию
и уменьшение клиентской базы, а также о перенакоплении материальных запасов
(товаров для перепродажи).
Одним из наиболее важных коэффициентов, определяющих
эффективность продаж, является коэффициент рентабельности продаж.
Рентабельность продаж - коэффициент равный
отношению выручки от реализации продукции к сумме полученной чистой прибыли,
показывает размер чистой прибыли на 1 рубль реализованной продукции.
Расчет рентабельности продаж за 2013-2011гг.:
где ЧП - чистая прибыль, ВР -
выручка от реализации.
год
год
год
Рисунок 2 - Прирост коэффициента
рентабельности
Как показывает рисунок, прирост
рентабельности продаж в 2013 году по сравнению с 2012 снизился, что также
говорит о том, что в экономической деятельности организации наметилась
отрицательная тенденция, а также о падении спроса на продукцию и перенакоплении
запасов.
.3 Анализ рынка бытовой техники и
электроники г. Туринская слобода
Чтобы оценить конкурентоспособность
предприятия, необходимо провести сравнительный анализ предприятия с
существующими конкурентами.
По данным сети «Эксперт» в сфере
розничной торговли бытовой техникой значительное место занимают три крупнейших
торговых сети:
. «Эльдорадо»
. «М.Видео»
. «Техносила»
Компания «Эльдорадо» основана в 1994
году и на данный момент является крупнейшей торговой сетью в России. Согласно
официальному электронному ресурсу сети, она занимает около 28% рынка бытовой
техники в России, входит в ТОП-5 ритейлеров бытовой техники и электроники в
Европе и в ТОП-10 - в мире. В настоящее время на территории страны
функционирует более 1000 магазинов бытовой техники, принадлежащих данной сети.
«Эльдорадо» представляет широкий
ассортимент качественных товаров ведущих мировых брендов, который насчитывает
свыше 20 000 наименований в 110 товарных группах. Стратегическое партнерство с
ведущими международными производителями позволяет клиентам «Эльдорадо» в числе
первых узнавать о впечатляющих инновациях и получать эксклюзивные новинки.
На сегодняшний день Программа
лояльности насчитывает более 6 млн. участников. Программа для постоянных
покупателей «Эльдорадо» обеспечивает одни из самых выгодных условий по
сравнению с аналогичными программами конкурирующих сетей.
«Эльдорадо» представляет широкий
ассортимент качественных товаров ведущих мировых брендов, который насчитывает
свыше 20 000 наименований в 110 товарных группах.
«М.видео» - одна из самых динамично
развивающихся компаний на российском рынке розничной торговли бытовой техникой
и электроникой. Компания основана, в 1993 году, в Москве, и за несколько лет
превратилась из небольшого магазина в розничную сеть федерального масштаба. В
настоящее время сеть насчитывает более 300 магазинов на территории России.
Компания насчитывает более 17 тысяч сотрудников.
Товарный ассортимент магазинов
«М.Видео» превышает 20 тысяч наименований различной техники: аудио/видео и
цифрового направлений, мелкой и крупной бытовой электроники, товаров для
развлечения, а также аксессуаров.
Сеть торговых гипермаркетов
«Техносила» также является одним из ведущих российских лидеров в сфере
розничной торговли электроникой и бытовой техникой. За счет оптимизации
ассортимента, современных логистических технологий, оптимизации отношений с
поставщиками, а также благодаря эффективному использованию маркетинговых
средств, компания достигла одного из самых высоких темпов развития в отрасли.
Ассортимент сети насчитывает более
25 тысяч наименований, большая часть которых - продукция ведущих мировых
брэндов. Уникальные возможности работы с поставщиками позволяют сети предлагать
свои товары по конкурентным ценам.
Высокое качество товаров и услуг в
магазинах «Техносила», перспективный торговый формат, каждодневная забота о
покупателях, а также уникальный подход к торговому процессу позволяют торговой
сети успешно развиваться и осваивать новые рынки, укрепляя свои позиции по всей
России.
Также стоит отметить, что все
компании осуществляют качественное сервисное обслуживание, развивая
оптимизированную работу сервисных центров в крупных городах и обеспечивают тем
самым тем самым оперативное и качественное обслуживание и ремонт.
Для того, чтобы оценить текущую
конкурентоспособность организации, был проведен ряд аналитических мероприятий.
. Анализ пяти конкурентных сил
Портера:
Таблица 3 - Оценка угроз со стороны
товаров-заменителей
Параметры
оценки
|
Оценка
параметра
|
|
3
|
2
|
1
|
Товары-заменители
«цена-качество»
|
Существуют
и заменяют высокую долю на рынке
|
Существуют,
но только вошли на рынок и их доля мала
|
Не
существуют
|
|
|
|
1
|
Итоговая
оценка
|
1
|
1балл
|
Низкий
уровень угрозы со стороны товаров-заменителей
|
1
балл - низкий уровень; 2 балла - средний уровень; 3 балла - высокий уровень
|
Таблица 4
- Уровень внутриотраслевой конкуренции
Параметры
оценки
|
Оценка
параметра
|
|
3
|
2
|
1
|
Количество
игроков
|
Высокий
уровень насыщенности
|
Средний
уровень насыщенности
|
Небольшое
количество игроков
|
|
|
2
|
|
Темп
роста рынка
|
Стагнация
или снижения объема рынка
|
Замедляющийся,
но растущий
|
Высокий
|
|
|
2
|
|
Уровень
дифференциации продукции на рынке
|
Компании
продают стандартизированный товар
|
Товар
на рынке стандартизирован по ключевым свойствам, но отличается по
дополнительным преимуществам
|
Продукты
компаний значительно отличаются между собой
|
|
3
|
|
|
Ограничение
в повышении цен
|
Жесткая
ценовая конкуренция на рынке, отсутствие возможности повышения цен
|
Есть
возможность повышения цен, только в рамках покрытия роста затрат
|
Всегда
есть возможность к повышению цены для покрытия роста затрат и повышения
прибыли
|
|
|
2
|
|
Итоговый
балл
|
9
|
9
баллов
|
Высокий
уровень внутриотраслевой конкуренции
|
4
балла - низкий уровень; 5-8 средний уровень; 9-12 высокий уровень;
|
Таблица 5 - Оценка угрозы выхода новых игроков
на рынок
Параметры
оценки
|
Оценка
параметра
|
|
3
|
2
|
1
|
Экономия
на масштабе при реализации товара или услуги
|
Отсутствует
|
Существует
только у нескольких игроков
|
Значимая
|
Сильные
марки с высоким уровнем знания и лояльности
|
Отсутствуют
крупные игроки
|
2-3
крупных игрока держат около 50% рынка
|
2-3
крупных игрока держат около 80% рынка
|
|
|
2
|
|
Дифференциация
продукта
|
Низкий
уровень разнообразия товаров
|
Существуют
микро-ниши
|
Все
возможные ниши заняты игроками
|
|
|
|
1
|
Уровень
инвестиций и затрат для входа в отрасль
|
Низкий
(окупается за 1-3 месяца работы)
|
Средний
(окупается за 6-12 месяцев работы)
|
Высокий
(окупается более чем за 1 год работы)
|
|
|
|
1
|
Доступ
к каналам распределения
|
Доступ
к каналам распределения полностью открыт
|
Доступ
к каналам распределения требует умеренных инвестиций
|
Доступ
к каналам распределения ограничен
|
|
|
2
|
|
Политика
правительства
|
Нет
ограничивающих актов со стороны государства
|
Государство
вмешивается в деятельность отрасли, но на низком уровне
|
Государство
полностью регламентирует отрасль и устанавливает ограничения
|
|
3
|
|
|
Готовность
существующих игроков к снижению цен
|
Игроки
не пойдут на снижение цен
|
Крупные
игроки не пойдут на снижение цен
|
При
любой попытке ввода более дешевого предложения существующие игроки снижают
цены
|
|
|
2
|
|
Темп
роста отрасли
|
Высокий
растущий
|
Замедляющийся
|
Стагнация
или падение
|
|
|
2
|
|
Итоговый
балл
|
14
|
14
баллов
|
Средний
уровень угрозы входа новых игроков
|
8
балла - низкий уровень; 9-16 средний уровень; 17-24 высокий уровень;
|
Таблица 6 - Угроза потери потребителей (власть
потребителей)
Параметры
оценки
|
Оценка
параметра
|
|
3
|
2
|
1
|
Для
покупателей с большим объемом продаж
|
Более
80% продаж приходится на несколько клиентов
|
Незначительная
часть клиентов держит около 50% продаж
|
Объем
продаж равномерно распределен между всеми клиентами
|
|
|
|
1
|
Склонность
переключения на товары субституты
|
Товар
компании не уникален, существуют полные аналоги
|
Товар
компании частично уникален, есть отличительные характеристики, важные для
клиентов
|
Товар
компании полностью уникален, аналогов нет
|
|
3
|
|
|
Чувствительность
к цене
|
Покупатель
всегда будет переключаться на товар с более низкой ценой
|
Покупатель
будет переключаться только при значимой разнице в цене
|
Покупатель
абсолютно не чувствителен к цене
|
|
3
|
|
|
Потребители
не удовлетворены качеством существующего на рынке
|
Неудовлетворенность
ключевыми характеристиками товара
|
Неудовлетворенность
второстепенными характеристиками товара
|
Полная
неудовлетворенность качеством
|
|
|
2
|
|
Итоговый
балл
|
9
|
9
баллов
|
Высокий
уровень угрозы ухода клиентов
|
4
балла - низкий уровень; 5-8 средний уровень; 9-12 высокий уровень;
|
Таблица 7
- Стабильность поставщиков
Параметры
оценки
|
Оценка
параметра
|
|
2
|
1
|
Количество
поставщиков
|
Незначительное
количество поставщиков или монополия
|
Широкий
выбор поставщиков
|
|
|
1
|
Ограниченность
ресурсов поставщиков
|
Ограниченность
в объемах
|
Неограниченность
в объемах
|
|
|
1
|
Издержки
переключения
|
Высокие
издержки к переключению на других поставщиков
|
Низкие
издержки к переключению на других поставщиков
|
|
|
1
|
Приоритетность
направления для поставщика
|
Низкая
приоритетность отрасли для поставщика
|
Высокая
приоритетность отрасли для поставщика
|
|
|
1
|
Итоговый
балл
|
4
|
4
балла
|
Низкий
уровень влияния для поставщиков
|
4
балла - низкий уровень; 5-6 средний уровень; 7-8 высокий уровень;
|
· Низкий уровень угрозы со стороны
товаров-заменителей
· Высокий уровень внутриотраслевой
конкуренции
· Средний уровень угрозы входа новых
игроков
· Высокий уровень угрозы ухода
клиентов
· Низкий уровень влияния для
поставщиков
По данным таблицы, высокая внутриотраслевая
конкуренция является в первую очередь следствием отсутствия уникальности
предлагаемого ассортимента. Этот фактор в совокупности с жесткой ценовой
конкуренцией также влияет на низкую лояльность клиентов. Товары-заменители и
влияние поставщиков отсутствуют.
Многоугольник конкурентоспособности.
Чтобы составить сравнительный анализ
конкурентов, в первую очередь нужно выбрать критерии для сравнения. Важно
учитывать как количественные, так и качественные характеристики. Чтобы провести
исследование рынка и конкурентный анализ, необходимо использовать инструменты
маркетинга. Также в данной ситуации важно учитывать, что сравнительный анализ
проводится в масштабах поселения, что обусловлено этапом развития предприятия.
В данной работе использовался метод анкетирования клиентов организации.
Результаты исследования представлены в таблице 8.
Таблица 8
- Сравнительный анализ конкурентов.
№
|
Критерий
|
Эльдорадо
|
Техносила
|
М.Видео
|
Техномания
|
|
|
Физ.
лица
|
Юр.
лица
|
Физ.
лица
|
Юр.
лица
|
Физ.
лица
|
Юр.
лица
|
Физ.
лица
|
Юр.
лица
|
1
|
Широта
ассортимента
|
8
|
7
|
9
|
8
|
8
|
8
|
6
|
7
|
2
|
Качество
предлагаемой продукции
|
6
|
7
|
7
|
7
|
8
|
7
|
7
|
8
|
3
|
Мерчендайзинг
|
7
|
9
|
6
|
8
|
7
|
8
|
7
|
8
|
4
|
Качество
обслуживания покупателей
|
7
|
8
|
6
|
7
|
7
|
8
|
7
|
7
|
5
|
Качество
сервисного обслуживания
|
5
|
7
|
8
|
9
|
7
|
7
|
7
|
7
|
6
|
Лояльность
клиентов
|
7
|
7
|
7
|
7
|
9
|
9
|
7
|
7
|
7
|
Средняя
цена
|
5
|
8
|
7
|
9
|
8
|
7
|
8
|
7
|
8
|
Маркетинг
|
7
|
9
|
8
|
7
|
7
|
8
|
5
|
5
|
Для наглядности, результаты исследования
представлены в виде многоугольников конкурентоспособности.
Важную роль при обработке данных играет степень
важности для клиентов того или иного фактора. Оценка степени важности
проводилась на основе анкетирования клиентов по шкале от 1 до 10.
Рисунок 3 - Многоугольник конкурентоспособности
1 (Ф.Л.)
Рисунок 4 - Многоугольник конкурентоспособности
2 (Ю.Л.)
Таблица 9 - Степень важности факторов
сравнительного анализа
№
|
Критерий
|
Физ.
лица
|
Юр.
лица
|
1
|
Широта
ассортимента
|
3
|
2
|
2
|
Качество
продукции
|
2
|
3
|
3
|
Мерчендайзинг
|
7
|
6
|
4
|
Качество
обслуживания покупателей
|
5
|
8
|
5
|
Качество
сервисного обслуживания
|
8
|
7
|
6
|
Лояльность
клиентов
|
6
|
5
|
7
|
Средняя
цена
|
1
|
1
|
8
|
Маркетинг
|
4
|
4
|
Проанализировав данные таблиц 8 и 9, можно
сделать следующие выводы:
Очевидно, что наиболее важным для клиентов
является соотношение цены и качества продукции. Покупатель всегда желает
получить товар лучшего качества по меньшим ценам. «Техномания» в данных
показателях не уступает конкурентам, что является хорошим показателем. Еще
одним важным фактором является возможность выбора и наличие широкого
ассортимента, а также грамотное использование инструментов маркетинга. Ситуация
с ними обстоит иначе, конкуренты имеют значительное преимущество. Остальные
показатели организация поддерживает на среднем уровне.
Исходя из вышеперечисленных анализов и
исследований, можно составить SWOT-Анализ.
Таблица 10
- SWOT-Анализ
Сильные
стороны
|
Слабые
стороны
|
Устойчивое
финансовое положение, наличие нераспределенной прибыли. Устойчивая
благоприятная атмосфера в коллективе.
|
Снижение
спроса на продукцию. Уменьшение клиентской базы.
|
Возможности
|
Угрозы
|
Возможность
использовать преимущества малого бизнеса. Возможность расширения
ассортимента.
|
Усиление
конкуренции на рынке. Отсутствие стратегии развития. Слабый маркетинг.
Отсутствие финансовых средств и инвестиций для создания и расширения сети.
|
конкуренция финансовый стратегия
маркетинговый
3. Разработка рекомендаций по повышению
конкурентоспособности организации
.1 Разработка конкурентной стратегии организации
Приведенный во второй главе анализ рынка
показал, что организация не способна оказать существенное влияние на
конкурентов, имеет ограниченные ресурсы для развития и захвата лидирующей
позиции на рынке. Исходя из этого, можно сделать вывод, что организация
вынуждена подстраиваться под новых конкурентов, имеющих более широкие
возможности и ресурсы, а также удерживать свое текущее положение на рынке.
В первую очередь, процесс разработки стратегии
организации заключается в разработке миссии организации, а также долгосрочных
целей организации.
Миссию организации можно сформулировать
следующим образом: «Миссия организации: помочь покупателю сделать правильный
выбор и создать вокруг себя комфортный мир, наполненный техникой высокого
качества по доступной цене».
Исходя из приведенной выше миссии, можно
выделить следующие цели организации:
Добиться сохранения позиции в текущем рыночном
сегменте.
Добиться сохранения текущей клиентской базы и
лояльности клиентов.
Сохранить существующую финансовую и юридическую
независимость и добиться положительной динамики финансовых результатов.
Реализация данных целей подразумевает следующие
задачи:
развитие эффективной системы маркетинга
расширение ассортимента
развитие гибкой ценовой политики
Для реализации текущих задач организации
необходимо изучить аналогичные показатели конкурентов, выявить сильные стороны
и предложить покупателю аналогичный вариант, с возможными улучшениями.
Исходя из проведенного анализа рынка, следует
сфокусироваться на предоставлении покупателю более широкого ассортимента, а
именно популярных товаров высокого качества по конкурентоспособным ценам.
Учитывая активную маркетинговую политику конкурентов в продвижении товара, а
также высокие темпы роста технологий и постоянное обновление ассортимента,
необходимо сформировать собственную систему маркетинга, позволяющую оперативно
информировать покупателя обо всех текущих новостях и обновлениях организации.
.2 Разработка маркетинговых мероприятий
Процесс развития эффективной системы маркетинга,
состоит из использования различных инструментов маркетинга. Самым
распространенным инструментом маркетинга является реклама. Реклама в прессе
является одним из самых недорогих видов рекламы. Реклама, размещенная на
уличных щитах и стендах, является сравнительно эффективной и недорогой.
Реклама в прессе:
Для реализации данного средства необходимо
проанализировать местные СМИ и выбрать оптимальный вариант. Для анализа были
выбраны газеты, имеющие наиболее полный охват целевой аудитории. Результаты
анализа представлены в таблице 11.
Учитывая небольшую цену услуги, целесообразно
рекомендовать использовать все три варианта. Таким образом, сумма затрат на
рекламу в прессе в год составит: 7644 руб.в год + 2600 руб. в год + 3120 руб. в
год = 13 364 руб. в год.
Таблица 11 - Сравнительный анализ СМИ.
№
|
Критерий
|
Коммунар
|
Уральский
рабочий
|
Районные
будни
|
1
|
Охват
целевой аудитории
|
64%
|
35%
|
66%
|
2
|
Тип
печати
|
ч\б
|
ч\б
|
Цветная
|
3
|
Место
для рекламы
|
Последняя
страница
|
Последняя
страница
|
10
страница
|
4
|
Цена
объявления, в расчете на одинаковую выкупленную рекламную площадь
|
30
руб. х 2 сообщ. в нед. х 52 нед. = 3120 руб. в год
|
25
руб. х 2 сообщ. в нед. х 52 нед. = 2600 руб. в год
|
49
руб. х 3 сообщ. в нед. х 52 нед. = 7644 руб.в год
|
5
|
Периодичность
выпуска
|
2
раза в нед.
|
2
раз в нед.
|
3
раза в нед.
|
6
|
Количество
страниц
|
5
|
8
|
20
|
7
|
Тип
рекламы
|
Текст+
Изображение
|
Текст
|
Текст+
Изображение
|
Рекламные щиты являются одним из способов
представить информацию наиболее широкой аудитории. При выборе места для
установки рекламного щита следует учитывать несколько важных факторов, а именно
плотность движения людей на данном участке, а также наличие возможных
препятствий для обзора, таких как ветви деревьев, существующие или строящиеся
здания. Наиболее целесообразно размещать такую рекламу в непосредственной
близости к организации, а также вблизи площадей и на дорожных трассах. Для
данного мероприятия было решено установить 2 рекламных щита, в центре поселения
в непосредственной близости от местоположения организации, а также на въезде в
поселение. Аренда щитов рассчитывается как стоимость содержания одного щита в
неделю, умноженная на количество щитов, полученное число умножается на
количество недель в году: 500 х 2 х 52 = 52 000 руб. в год.
На основе проведённого анализа можно составить
таблицу этапов внедрения рекламных мероприятий и провести подсчет материальных
затрат.
Таблица 16 - Этапы внедрения рекламных
мероприятий
№
|
Этап
|
Мероприятия
|
Рекламные
средства
|
Затраты
|
1
|
Выбор
целей рекламной компании
|
1.
Анализ целей 2. Целевая аудитория
|
-
|
-
|
2
|
Выбор
методов и средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|