Организация и процесс стратегического управления на малых и средних предприятиях
Оглавление
Введение
. Понятие и
сущность, цели и задачи стратегического менеджмента
. Система и этапы
стратегического менеджмента
. Стратегии
стратегического менеджмента
. Преимущества и
ограничения стратегического менеджмента в условиях малых и средних предприятий
. Организация и
процесс стратегического управления на малых и средних предприятиях
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Стратегия управления современной фирмой охватывает огромное количество
функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры,
научные исследования и разработки. Принятие стратегического выбора означает
связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий, собранных по всей
компании, в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую
стратегию предприятия
Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента.
Среди всего, что выполняет менеджер, найдется немного того, что в такой
значительной мере влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной
стратегии, развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и
бизнес-подходов и выполнение стратегии таким образом, чтобы достичь намеченных
результатов.
Слово «стратегия» заимствовано из военной науки,
произошло от греческого strategos - «искусство полководца». Другими словами,
стратегия - это концепция достижения победы. Многие проблемы полководческого
искусства, главная из которых - находить правильные пути к достижению победы,
аналогичны проблемам управления бизнес-деятельностью организации, действующей в
условиях сложной окружающей среды.
Понятие стратегии как обобщающей модели действий,
необходимых для достижения поставленных, вошло в число управленческих терминов,
когда проблема реагирования организации на неожиданные изменения во внешней
среде приобрела большое значение.
Сейчас многие специалисты посвящают свои исследования проблемам
формирования и реализации стратегий в условиях малых предприятий. Несмотря на
мощную поддержку со стороны государства, ежегодно множество малых предприятий
терпят крах. И одна из главных причин, лежащих в основе провала деятельности
малых и средних предприятий, - повсеместный недостаток навыков и компетентности
в области стратегического менеджмента у руководителей малых и средних
предприятий. Это в свою очередь обуславливает неспособность разрабатывать
адекватные системы контроля и управления бизнесом.
1. Понятие и сущность, цели и задачи стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент - функция управления (менеджмента),
распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка
стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром
управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.
Стратегический менеджмент - разработка и реализация действий, ведущих к
долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем
конкурентов.
Стратегический менеджмент - это концепция выживания в конкретных
условиях. Оно даёт более или менее конкретное представление о том, какой должна
быть организация в будущем: в каком окружении ей предстоит работать, какую
позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие
изменения в организации предстоит осуществить.
Стратегический менеджмент - это сфера управленческой деятельности,
состоящая в реализации перспективных целей компании через осуществление
изменений в организации. Стратегическое управление выступает как процесс,
посредством которого осуществляется взаимодействие организации с её окружением.
В то же время стратегический менеджмент - это область научных знаний,
изучающая приёмы, инструменты, методологию принятия стратегических решений и
способы их практической реализации. Деятельность по стратегическому управлению
связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием взаимоотношений
между организацией и окружением, которые позволяют добиваться ей своих целей,
соответствует её внутренним возможностям и позволяет оставаться восприимчивой к
требованиям внешней среды.
Стратегический менеджмент - это управление в социально-экономических системах,
где выделяются функциональная, процессная и элементная стороны. Функциональная
- при которой управление рассматривается как совокупность видов деятельности,
направленных на достижение определённых результатов. Процессная - в её рамках
управление рассматривается как действия по выявлению и разрешению проблем, т.е.
процесс подготовки и принятия решений. Элементная - управление рассматривается
как деятельность по организации взаимосвязей определённых структурных элементов
[20, c. 229].
Эффективность системы стратегического менеджмента определяется тем, что
она:
- обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и
его внешнее окружение;
- облегчает принятие стратегических решений на основе
использования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке
информации;
- обеспечивает координацию и коммуникации, как по горизонтали,
так и по вертикали: - помогает справиться с изменениями и провести изменения;
- даёт возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;
- помогает делать стратегический выбор и реализовывать
стратегию.
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три
важнейших вопроса:
- В каком положении предприятие находится в настоящее время?
- В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять,
десять лет?
- Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую
ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться
дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс
принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых,
настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность
стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него
необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий
вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в
ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими
составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные
ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который
будет реализовывать выбранную стратегию.
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается
лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя
внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям
наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического
менеджмента лежат стратегические решения. Стратегические решения - это
управленческие решения, которые:
)ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных
управленческих решений;
)сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают
неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
)связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно
серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений можно отнести:
- реконструкцию предприятия;
- внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
- организационные изменения (изменения организационно-правовой
формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации
и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
- выход на новые рынки сбыта;
- приобретение, слияние предприятий и т. д.
Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных
управленческих задач.
задач стратегического менеджмента:
)определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических
направлений ее развития, т.е. необходимость обозначения цели и долгосрочной
перспективы;
)превращение общих целей в конкретное направление работы;
)умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей;
)эффективная реализация выбранной стратегии;
)оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение
коррективов в долгосрочные основные направления деятельности в цели, стратегию
или в ее осуществление в свете приобретенного опыта изменившихся условий новых идей
или новых возможностей.
Стратегический менеджмент - процесс формирования менеджментом
стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии,
своевременной корректировки видения, целей, стратегии и реализации [13, c. 158].
задачи создания стратегии:
)Формирование стратегического видения
)Установление целей
)Разработка стратегии.
Разработка стратегического видения. Прежде чем приступать к разработке
стратегии, менеджеры компании должны подумать, как они видят будущее своей
компании; в каком направлении она должна развиваться; какими станут в будущем
используемые технологии, товар, клиенты; какое положение в отрасли компания
должна занять через пять лет. Для ответа на эти вопросы менеджеры тщательно
изучают внутреннюю и внешнюю среду компании, чтобы понять, будут ли потребности
бизнеса меняться в течение ближайших пяти лет и дальше, а если будут, то как.
Стратегическое видение - маршрут движения компании в будущее; определяет
технологии, целевые аудитории, географические и товарные рынки, перспективные
возможности и образ компании, какой она должна стать в будущем.
Стратегическое видение и миссия. Если стратегическое видение определяет
будущий образ компании, то миссия описывает деятельность компании в настоящее
время: какие товары и услуги она производит, кто ее клиенты, каковы
технологические и деловые возможности. Большинство компаний включают миссию в
свои годовые отчеты и размещают на Web-сайтах. Миссия ничего не говорит о
направлении развития компании, будущей деятельности и бизнес-планах. Таким
образом, стратегическое видение отражает будущее компании, а миссия -
настоящее.
Миссия компании обычно описывает нынешний бизнес компании; в миссии
содержится общая характеристика сегодняшних возможностей организации, ее
целевой аудитории, видов деятельности и структуры бизнеса.
Значение стратегического видения. Миссия информирует о том, чем
занимается компания в данный момент, а видение определяет направление,
следовательно, оно важнее. Менеджер должен мыслить стратегически, оценивать
влияние новых технологий, изменения в потребностях и ожиданиях клиентов, усилия
и затраты, необходимые для опережения конкурентов, перспективные рынки, - в
общем, все внешние и внутренние факторы, которые следует учитывать при
составлении планов на будущее. Стратегическое видение - неотъемлемая часть
бизнеса. Четкое, продуманное направление развития бизнеса позволяет оптимально
распределить ресурсы и создать стратегию, обеспечивающую развитие компании в
нужном направлении. Компании, чьи менеджеры пренебрегают стратегическим
мышлением, обречены бесцельно плыть по течению и никогда не станут лидерами
отрасли. Постановка целей. На этапе постановки целей миссия бизнеса
трансформируется в конкретные результаты и итоги, к которым стремится
организация. Постановка целей и контроль их достижения помогает отслеживать
прогресс в деятельности организации. Менеджеры преуспевающих организаций знают,
что цели должны требовать напряженной работы и серьезных усилий все работников.
Для достижения трудных целей организация должна проявлять изобретательность,
настойчивость, целеустремленность и собранность. Трудные цели помогают избежать
инерционности и застоя.
Цели - результаты и последствия, желательные для организации; критерии
оценки деятельности организации и ее развития.
В постановке целей должны принимать участие все менеджеры компании.
Каждому подразделению компании нужны конкретные, измеряемые цели, достижение
каждой из которых способствует достижению глобальных целей компании. В компании
необходимо создать атмосферу всеобщей ориентации на результат. Для этого общие
цели компании конкретизируются для каждого отдельного подразделения, причем
ответственность за их достижение несут менеджеры всех уровней. Все это
невозможно, если существует хотя бы минимальное непонимание относительно
выполнения поставленных задач. В идеале создается единое коллективное усилие,
когда каждое подразделение организации стремится к достижению целей в своей
сфере деятельности и способствует тем самым достижению глобальных целей
компании и реализации ее стратегического видения. В масштабах всей компании
применяются обычно два типа оценки работы - финансовые результаты и
стратегические результаты, причем решающая роль отводится первым. Реализация
стратегического видения без достаточного уровня прибыльности ставит под угрозу
благополучие и само существование компании.
Менеджеры должны пристально следить за стратегическим положением компании
- ее конкурентоспособностью и позицией в отрасли в долгосрочной перспективе.
Если компания не повышает свою конкурентоспособность и не укрепляет свое
положение на рынке, ее достижения и финансовая стабильность весьма сомнительны.
Для достижения желательного финансового и стратегического положения
менеджеры должны определить цели по обоим направлениям. Финансовые цели - это
финансовые результаты и итоги деятельности, запланированные менеджерами, а
также рост доходов, уровень окупаемости инвестиций
Как финансовые, так и стратегические цели должны быть краткосрочными и
долгосрочными. Краткосрочные цели организации - это обычно текущие улучшения и
результаты; долгосрочные цели заставляют менеджеров думать о том, какие
действия надо предпринять сейчас, чтобы достичь хороших результатов в будущем.
При выборе между достижением краткосрочных и долгосрочных целей приоритет
обычно отдается последним. Компании редко удается достичь успеха, если
руководство ориентируется лишь на краткосрочные цели. Стратегические цели - это
укрепление положения организации в отрасли и повышение конкурентоспособности;
финансовые цели - это запланированные финансовые показатели.
Разработка стратегии. Стратегия компании представляет собой, в
концентрированном виде, ответ менеджеров на ряд ключевых вопросов бизнеса:
-Нужна ли диверсификация?
Обслуживать максимальное число потребителей или выбрать нишу рынка?
Расширять или сокращать ассортимент товаров?
За счет чего достигать конкурентного преимущества - снижения издержек,
повышения качества товара или использования организационных возможностей?
Как реагировать на меняющиеся предпочтения покупателей? Какие
географические рынки осваивать?
Какое направление развития выбрать?
Стратегия определяет, какие товары, рынки, методы конкуренции и
управления выбирает организация.
Стратегия компании - это методы конкуренции и ведения бизнеса, которые
выбирает менеджмент для удовлетворения клиентов, успешной конкуренции и
достижения глобальных целей организации.
Стратегические цели отражают масштабные (говорят также - концептуальные) намерения
компании, ведущие к достижению ею существенных результатов в сферах
предпринимательства, производства и социальной среде, и включают следующие
ранжированные по приоритетности цели:
обеспечение максимальной рентабельности при имеющемся наборе видов
деятельности, определяемом следующими показателями: объем продаж, уровень и
норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, доход на одну
акцию, доля на рынке, структура капитала, уровень дивиденда, сумма выплаченной
зарплаты, уровень качества продукции;
обеспечение устойчивости положения компании как цели глобальной политики
по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых
продуктов; потенциал конкурентоспособности; инвестиционная политика; кадровая
политика; решение социальных вопросов; -разработку новых направлений развития,
новых видов деятельности компании, что предполагает разработку структурной
политики, включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию,
приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных
компаний, акции которых подлежат покупке; разработку новых видов продуктов [7, c. 232].
2. Система и этапы стратегического менеджмента
стратегический
менеджмент конкурент долгосрочный
Структура системы стратегического менеджмента отличается от структуры
системы менеджмента только составом некоторых компонентов и временной
ориентацией этих компонентов. В системе стратегического менеджмента значительно
повышается роль целевой подсистемы. В стратегическом менеджменте повышается
роль методического, информационного и правового обеспечения системы, так как
эти проблемы необходимо прогнозировать и решать на длительную перспективу.
Обеспечение системы материальными ресурсами упрощается, однако повышаются
требования к обеспечению системы высококвалифицированными специалистами и
менеджерами.
В управляемой подсистеме вместо функций маркетинга, планирования,
организации процессов, учета и контроля, мотивации и регулирования вводятся
функции по стратегическому маркетингу, разработке стратегии фирмы. Управляющая
подсистема будет состоять из двух компонентов: разработки стратегического
управленческого решения; управления персоналом по разработке и реализации
стратегических планов.
К компонентам "внешней среды" системы стратегического менеджмента,
влияющим на эффективность и устойчивость ее функционирования, относятся
макросреда, инфраструктура региона (мезосреда), микросреда фирмы. К компонентам
входа системы относятся: законодательные акты; нормативно-методические
документы по различным вопросам разработки стратегического управленческого
решения; информация; необходимые ресурсы для разработки стратегии фирмы и
контроля за ее реализацией.
К компонентам обратной связи системы стратегического менеджмента
относятся новые требования потребителей, их рекламации, новая информация в
связи с новыми достижениями научно-технического прогресса и другими факторами.
На выходе системы будет стратегия фирмы на определенный период в форме
комплексного стратегического плана (программы) фирмы, стратегических планов по
отдельным разделам и программы реализации стратегических планов.
При отработке системы стратегического менеджмента сначала следует на
основе маркетинговых исследований конкретизировать выход, затем
проанализировать влияние на "процесс" в системе "внешней
среды" и в последнюю очередь - обеспечить качество "процесса" в
системе на уровне качества входа. Оценки качества по компонентам системы должны
быть даны в единой системе отсчета.
Оптимальным началом процесса стратегического менеджмента является структурированный
анализ рыночной среды, в которой находится компания. Анализ помогает команде
менеджеров применять стратегический подход без необходимости немедленно решать
глобальные и противоречивые задачи. Он помогает структурировать свой подход к
проблеме, что позволяет увидеть новые аспекты проблемы, которая кажется хорошо
известной. Это заставляет менеджеров мыслить глубже и способствует более
широкому применению ими инструментов и методов стратегического менеджмента.
Система стратегического менеджмента, получившая развитие на современном
этапе, предусматривает:
- выделение ресурсов предприятия под стратегические цели
независимо от фактической структуры управления производственно-хозяйственной
деятельностью;
- создание центров руководства каждой стратегической целью;
- оценку и стимулирование производственных подразделений и их
руководителей по степени достижения стратегических целей.
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана
на решении следующих задач:
- разработка стратегических целей компании;
- оценка ee возможностей и ресурсов;
- анализ тенденций в области маркетинга;
- оценка альтернативных путей деятельности;
- определение стратегии на перспективу;
- подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов;
оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев c учетом намеченных
целей и планов.
В процессе разработки стратегии производится:
- оценка потенциала фирмы, ее возможностей и резервов для
достижения общих целей;
- анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление
позиций фирмы: коммерческих, технологических, социальных;
- анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных
на приспособление к изменившейся обстановке и возникшим ситуациям;
- оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор
оптимальных вариантов для достижения поставленных целей;
- принятие решений, взятых за основу при разработке
долгосрочных планов функционирования и развития фирмы [14, c. 215].
Этапы стратегического менеджмента
К основным этапам стратегического менеджмента относятся:
.Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы;
.Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные
цели деятельности;
.Определение стратегии достижения целей деятельности;
.Разработка и реализация стратегии;
.Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих
воздействий. Целесообразно рассмотреть, что конкретно должен делать генеральный
директор как стратегический менеджер, какова последовательность его работы, в
чем ему помогают консультанты (референты помощники).
этап - выбор цели с учетом финансового положения фирмы. Здесь можно
выделить следующие варианты (типы целей):
а)восстановление платежеспособности. Такая цель очень актуальна для нашей
экономики, когда рабочие сидят без оплаты, а главная забота руководителя -
избежать банкротства;
б)увеличение массы и нормы прибыли;
в)диверсификация, то есть освоение новых сфер деятельности;
г)конверсия - полная смена профиля для оборонных заводов.
этап - уточнение, дифференциация цели. Исходя из рыночной ситуации,
намечается:
а)проникновение на новый рынок - наступательная стратегия фирмы на основе
вытеснения конкурентов с этого рынка или сотрудничество с ними.
б)сохранение и развитие рыночных позиций - оборонительная стратегия. К
примеру, наша алюминиевая промышленность и некоторые другие отрасли вышли на
мировой рынок неорганизованно, отечественные предприятия сами сбивали друг
другу цены. В результате за три года объем экспорта по ряду позиций существенно
вырос, а выручка, напротив, снизилась на 15-20 %. Очевидно, необходимо
заключение картельных соглашений об урегулировании экспортных квот и цен.
в)отступление, уход с неперспективных рынков. Фирме не нужно цепляться за
все виды деятельности, пытаться обязательно закрепиться на всех возможных
рынках. Можно и уходить с рынка, но уходить достойно, путем нормального
свертывания своей деятельности.
этап - выбор типа маркетинговой, конкурентной стратегии. Можно выделить
четыре варианта такой стратегии.
а)Неценовая конкуренция при широком ассортименте. Данный тип
маркетинговой стратегии означает, что фирма конкурирует уникальным качеством, а
не низкой ценой продукции. Это самый перспективный вид конкуренции. Он
означает, что только данное предприятие умеет изготавливать определенные
изделия и, не снижая цены, конкурирует качеством. Такой тип стратегии подходит
только для крупных фирм, обладающих большим научно-техническим потенциалом.
б)Неценовая конкуренция при узком ассортименте.
в)Ценовая конкуренция при широком ассортименте. Ее могут избрать крупные
фирмы, которые обладают сравнительно дешевыми материальными ресурсами или
рабочей силой.
г)Ценовая конкуренция при узком ассортименте (например, при производстве
каботажных судов).
этап - дифференциация целей в зависимости от этапов жизненного цикла
изделия.
этап - сегментация рынка и выбор цели для каждого сегмента. Цели фирмы
дифференцируются по различным сферам управленческой деятельности. К числу
контролируемых показателей можно отнести: сбыт (объем реализации); доходы;
уровень конкуренции; динамику цены. Специфика выпускаемого товара и
стратегическая цель, которая ставится в итоге, определяют объект особого
внимания для стратегического менеджмента.
этап - разработка целевых программ, обеспечивающих достижение целей.
Базовая цель предприятия дифференцируется для отдельных областей
(сегментов) его деятельности - стратегических зон хозяйствования. Они могут
выделяться по следующим признакам:
- характер рынков сбыта (товары, предназначенные для массового
потребителя, для экспорта в развитые страны и элитных групп в России,
выпускаемые по индивидуальным заказам);
- общность используемого сырья;
- единство технологии и фазы научно-производственного цикла
(необработанное сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, научно-техническая
продукция, услуги); патентная защита (выпуск по зарубежным лицензиям, на основе
собственных изобретений и ноу-хау без патентов) и т.д.
По каждой из этих зон целесообразно провести анализ по нескольким
направлениям:
.Удельный вес данной зоны (сегмента) в общем доходе (объеме продаж) фирмы
и его динамика. Этот показатель отражает значимость данной сферы деятельности
предприятия. При этом выделяются (по американской терминологии)
"звезды" (группы товаров с максимальными темпами роста продаж),
"дойные коровы" (товары, приносящие основной доход при стабильном
объеме реализации), "загадки" (доля в выручке невысока, но спрос
остается постоянным) и "мертвые собаки" (продажа снижается,
перспектив нет).
.Удельный вес данной группы товаров в общем объеме реализации на рынке и
его динамика. При этом учитывается доля покупателей, которые приобрели товар
фирмы (коэффициент проникновения на рынок), и отношение средней фирменной
продажной цены к уровню рыночных цен на аналогичный товар (ценовой
коэффициент). Благодаря последнему автомобильные компании России и Украины
проникают на рынки Латинской Америки, Восточной Европы и других стран.
.Стадия жизненного цикла, на которой находится товар. Стадия внедрения на
рынок начинается в Процессе нововведения и заканчивается выпуском первых
промышленных партий или образцов. На стадии роста быстро увеличивается объем
продаж и прибыль в расчете на каждую единицу продукции (при переходе к
массовому производству снижаются издержки). Фаза зрелости означает стабилизацию
выручки при некотором росте общей суммы прибыли за счет дальнейшего снижения
себестоимости. Наконец, спад начинается при устойчивом сокращении объема продаж
в связи с переключением спроса на иные товары.
Фазы жизненного цикла могут различаться на разных рынках.
.Общая конкурентоспособность и стратегическая уязвимость данной зоны
хозяйствования (степень коммерческого риска) [9, c. 111].
3. Стратегии стратегического менеджмента
Под стратегией в менеджменте понимается общая концепция того, как
достигаются главные цели предприятия, решаются стоящие перед ним проблемы и
распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Стратегия
представляет собой совокупность управленческих решений, отражающих реакцию
организации на внешние и внутренние условия ее деятельности и развития. В
развитие стратегии на среднем и низовом уровне управления разрабатывается
тактика (краткосрочная стратегия). Тактика - это наилучший вариант реализации
стратегии в существующих условиях, учитывающий появление непредвиденных
обстоятельств.
Стратегия оказывает долгосрочное воздействие на предприятие, определяет
направления формирования и развития его потенциала, помогает отбросить лишнее и
сосредоточиться на главном. Поэтому она должна быть реальной, научно
обоснованной; внутренне целостной; совместимой со средой; в меру рискованной;
соответствовать организационной культуре и этическим нормам.
В стратегию входят следующие элементы:
) система целей - это миссия, общеорганизационные и специфические
цели;
) правила осуществления управленческих действий, например, порядок
составления и утверждения планов, контроля, оценки работы и т. п.;
) предположение о развитии ключевых факторов внешней среды;
) представление о деятельности конкурентов;
) внутренние и внешние ограничения;
) курс действий;
) программа действий;
) ресурсы;
) ситуационные стратегии;
) финансовый план.
При формировании стратегии нельзя предвидеть все обстоятельства, которые
могут возникнуть в процессе ее реализации, и соответствующие шаги, которые
необходимо сделать в ответ на них. Чтобы не менять в связи с этим стратегию в
целом, организация может ставить и реализовывать стратегические задачи, при
необходимости ее дополняющие и совершенствующие.
К стратегическим задачам можно отнести:
- обеспечение выживаемости фирмы в сложных условиях;
- оптимизацию продуктовых программ и производственных
мощностей;
- разработку изменений в кооперации, диверсификации, создании
новых систем;
- приспособление внутренней системы учета, планирования,
управления к изменившимся внешним условиям;
- разработку программ развития.
При формулировке таких задач учитывается возможность приблизиться с их
помощью к главной цели организации, если от движения к ней пришлось в той или
иной степени отступить; решить несколько дополнительных проблем; добиться
получения наибольшей выгоды или избежание ущерба.
Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи
жизни. Главная из них - генеральная стратегия, отражающая способы осуществления
миссии организации. Для отдельных особых случаев разрабатываются специальные
стратегии, например стратегия банкротства.
Основными рабочими стратегиями являются функциональные, которые отражают
пути достижения специфических целей организации, стоящих перед ее отдельными
подразделениями и службами. К функциональным относятся: стратегия маркетинга,
стратегия производства, стратегия НИОКР, финансовая стратегия и др. [17, c. 127]
Собственные стратегии существуют и у основных подразделений, входящих в
фирмы.
Специалисты выделяют следующие факторы, влияющие на стратегию любой
организации и придающие ей специфику:
.Миссия, на которую значительное влияние оказывают общественные
приоритеты и потребности.
.Конкурентные преимущества, т. е. совокупность дополнительных
возможностей, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по
сравнению с соперниками.
.Особенности выпускаемой продукции, ее сбыта, послепродажного
обслуживания.
.Специфика самой организации - внутренняя структура и ее ожидаемые
изменения, система управления, развитие процессов интеграции и дифференциации.
.Имеющиеся материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы.
Чём они больше, тем масштабнее могут быть будущие изменения.
.Потенциал развития организации, совершенствования ее деятельности и
расширения масштабов, роста деловой активности.
.Культура и компетентность управления, уровень притязаний и
предприимчивости ее руководства, способность последнего к лидерству, внутренний
климат в коллективе.
На стратегию влияют также степень рискованности деятельности организации,
уровень подготовки и опыта кадров, зависимость организации от внешней среды и
от ранее принятых на себя обязательств.
На основе стратегии строится курс действий, т. е. система ориентиров,
которых организация придерживается в повседневной деятельности. В совокупности
с ограничениями (чаще всего официально не объявляемыми) он составляет
содержание политики организации. Политика есть общее руководство для действий и
принятия решений. Например, она может взять курс на повышение качественного
состава персонала и при этом проводить дискриминацию при приеме на работу по
возрастному, национальному и половому признаку.
Норму поведения в конкретной ситуации, определенную последовательность и
способы выполнения действий, но без указания сроков, предписывают правила,
являющиеся простейшим типом плана. Правила снимают необходимость действовать самостоятельно,
уменьшают разногласия между людьми. Так как их разработка на все случаи жизни
невозможна, исполнители должны иметь определенную свободу действий, поэтому
число правил обычно бывает ограничено. Набор правил, выполняемый в определенной
последовательности, называется процедурой. Примером ее является сдача экзамена,
посещение врача и т. п. Процесс формирования стратегии осуществляется следующим
образом. Сначала происходит формулировка стратегической цели; оценка рыночных
возможностей и ресурсов организации; создание общей концепции стратегии и в ее
рамках набора вариантов для обсуждения. Затем варианты дорабатываются до нужной
кондиции, анализируются и оцениваются. В результате лучший из них принимается в
качестве базового и служит основой создания специальных и функциональных
стратегий, подготовки стратегических и оперативных планов, программ, бюджетов.
Управлять с помощью правил легче, чем рассматривать каждый случай в
отдельности, поскольку они дают больше определенности и особенно необходимы на
низших уровнях иерархии.
Один из крупнейших западных специалистов в этой области Г. Минцберг
сформулировал три возможные, по его мнению, модели формирования стратегии.
.Плановая рассматривает выработку стратегии как полностью осознанный и
контролируемый мыслительный процесс, находящий свое материальное воплощение в
системе планов. Чаще всего с помощью такой модели разрабатываются стратегии,
нацеленные на достижение определенного положения фирмы, например слияний,
поглощений, диверсификации и т. п. Такие стратегии создаются
специалистами-плановиками, а первое лицо выступает в качестве главного
организатора их работы.
.Предпринимательская предполагает, что концепция стратегии формируется
полусознательно лидером, обычно предпринимателем, на основе интуитивного
понимания логики данного вида бизнеса и хорошего знания ситуации. Такой метод
обеспечивает ей индивидуальное «лицо» и гибкость.
.Модель «обучение на опыте» исходит из возможности и необходимости
последовательной корректировки стратегии с учетом новой информации, получаемой
в ходе ее реализации. Соответствующие решения принимаются в рамках
многостороннего диалога, в котором участвует максимальное число сотрудников
различных рангов (представители администрации, плановики, независимые эксперты)
[11, c. 113].
Условно организационные стратегии могут быть разделены на две группы:
- стратегии функционирования;
- стратегии развития.
Стратегии функционирования полностью связаны с поведением организации на
рынке. По мнению американского исследователя Потера можно выделить три основных
их варианта: лидерства в низких издержках, дифференциации, и фокусирования.
Стратегия лидерства в низких издержках встречается чаще всего. Она
ориентирует организацию на получение дополнительной прибыли за счет экономии на
постоянных затратах, образующейся в результате максимизации объемов продаж,
отказа от дорогостоящих программ и проектов и завоевания на основе снижения цен
новых рынков.
Суть стратегии дифференциации состоит в концентрации организацией усилий
в нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства
над другими за счет уникальности в том или ином аспекте. Вариантов такой
стратегии на практике существует бесконечное множество. Дифференциация
специфична для каждой отрасли и может касаться разнообразия продукции, ее
качества, дополнительных услуг, условий производства. Она обычно связана со
значительными затратами, и будет успешной только в том случае, если прибыль их
покроет, поэтому предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.
Стратегия фокусирования основывается на выборе какого-то из сегментов
отраслевого рынка и достижении на нем безусловных конкурентных преимуществ
путем реализации одним из двух описанных выше способов. Однако эти преимущества
можно потерять вследствие высоких затрат, недостаточной дифференциации
деятельности или продукта, а также проникновения в этот сегмент конкурентов.
Стратегии могут различаться также по своему характеру. В этом отношении
можно выделить три вида стратегий:
- наступательную,
- наступательно-оборонительную (стратегию стабилизации)
- оборонительную (стратегию выживания).
Наступательная стратегия чаще всего реализуется через процессы
диверсификации производства, его кооперации или интенсификации рынка.
Наступательная стратегия сложна в реализации, связана с риском и
оправдана лишь при точном выборе ниши, что позволяет совершить прорыв в узкой
сфере, преодолев барьер высоких расходов и в течение 2-3 лет удерживать
лидирующие позиции.
Наступательно-оборонительная стратегия реализуется в условиях перестройки
деятельности организации, когда необходимо исправлять ее пошатнувшееся
положение. В условиях оборонительной стратегии имеет место перестройка всех
сфер деятельности организации на основе жесткой централизации управления ею.
Обычно наступательный характер имеют стратегии роста и умеренного роста;
наступательно-оборонительный - комбинированная стратегия; чисто оборонительный
- стратегия сокращения деятельности [14, c. 206].
4.
Преимущества и ограничения стратегического менеджмента в условиях малых и
средних предприятий
Как утверждают специалисты, доктрина стратегического менеджмента содержит
следующие основные элементы:
- Смотреть в будущее. Следует знать, на каких рынках действует
предприятие в настоящий момент и на какие необходимо попасть в будущем.
- Уделять неослабевающее внимание внешним факторам -
технологическим, экономическим, политическим и социальным.
- Следует установить и поддерживать равновесие между этими
внешними факторами и внутренними показателями организации.
Всегда следует помнить, что стратегический менеджмент - это интерактивный
процесс. Это не то, что можно сделать в самом начале работы, а потом забросить;
стратегический менеджмент предполагает обратную связь и постоянное накопление
знаний.
Может показаться, что эти основные положения на уровне здравого смысла,
но это не означает, что их легко придерживаться. Управление стратегией - не
единичное событие, а процесс, и для успешного выполнения этой задачи требуются
действия с дополнительными сопровождающими мероприятиями и последующей
доводкой. Следовательно, стратегический менеджмент касается тех решений,
которые связаны с выбором подходящего рынка или продукта. Он помогает стратегам
компании лучше понять текущую ситуацию и выработать цели и задачи компании.
Сначала становится вопрос, каково положение компании в настоящий момент. Второй
вопрос - каково ее желательное положение. Затем следует определить, каково
будет ее положение через определенный период времени, например, через год, три
года или через пять лет. Наконец, следует подготовить набор средств для
выполнения намеченных задач и достижения целей организации.
Для того чтобы быть эффективным, особенно на малых и средних
предприятиях, процесс стратегического менеджмента не всегда должен
придерживаться строго формального порядка. Как показывают исследования,
компании, которые часто прибегают к стратегическому менеджменту, как правило,
действуют более успешно, нежели те, кто им не пользуются.
Стратегический менеджмент позволяет организации действовать превентивно,
предпринимать профилактические действия, не ограничиваясь только ответными
шагами, повышает ее готовность с уверенностью встретить как поддающиеся
контролю, так и неконтролируемые ситуации. Стратегический менеджмент
обеспечивает четкое стратегическое видение и придает смысл миссии компании.
Наличие ясного видения создает синергию и объединяет в один поток всю
энергию организации. Это помогает эффективно доносить до всех работников планы
организации, тем самым, обеспечивая их готовность решать организационные
задачи. Стратегический менеджмент позволяет оценить сильные и слабые стороны
организации и сосредоточится на стратегически важных направлениях.
Оценивая эффективность реализации стратегии, организация получает
необходимую информацию о том, насколько стратегия соответствует внешним
условиям среды; это позволяет понять природу происходящих во внешней деловой
среде изменений и привнести в стратегический процесс этические аспекты и
корпоративную социальную ответственность [7, c. 118].
Система стратегического менеджмента обеспечивает предприятию малого и
среднего бизнеса множество преимуществ. Эта система:
- Помогает специалистам по выработке стратегий лучше понять
текущее положение компании;
- Придает ясный смысл видению и миссии компании;
- Позволяет оценить преимущества и недостатки компании и
сосредоточится на том, что представляет для нее стратегический интерес;
- Помогает специалистам по разработке стратегий правильно
определить задачи и цели компании;
- Подготавливает средства для решения задач и достижения целей
организации; Позволяет организации предпринимать более упреждающие и
профилактические действия;
- Повышает готовность организации противостоять как поддающимся
контролю, так и неподконтрольным проблемам;
- Создает в рамках организации коммуникационный процесс,
обеспечивая тем самым готовность достигать поставленные цели;
- Оценивает эффективность реализации стратегии компании,
обеспечивая информацию по проблеме соответствия стратегии условиям внешней
среды, и помогает понять природу изменения этих условий;
- Позволяет привнести в стратегический процесс этические
аспекты и корпоративную социальную ответственность.
Однако, несмотря на ряд преимуществ, которые дает система стратегического
менеджмента предприятию, эта система имеет ряд ограничений в условиях малых и
средних предприятий:
- Недостатка времени и недостаточного планирования;
- Возможного непонимания важности стратегического менеджмента;
Отсутствия или недостатка необходимых знаний и информации о стратегическом
планировании и его преимуществах;
- Сложившейся практики уделять мало внимания финансовым
индикаторам, таким, как, например, движение денежных средств;
- Недостатка необходимых управленческих навыков и опыта;
- Сильной загруженности повседневными и рутинными операциями;
- Ощущения неуверенности в будущем компании;
- Малочисленности штата сотрудников;
Недостатка эффективных управленческих информационных систем, особенно
если имеющиеся системы неэффективны и плохо приспособлены для сбора и регистрации
данных.
Как уже отмечалось, несмотря на множество преимуществ использования в
малых и средних предприятиях стратегического менеджмента, все еще остаются
руководители, которые по тем или иным причинам избегают его применения. Эти
причины заключаются в следующем.
Некоторые руководители малых и средних предприятий могут просто
недопонимать всю важность стратегического менеджмента для своего бизнеса. У них
могут отсутствовать необходимые знания в этой области и информация о
стратегическом процессе и его преимуществах для них и их компаний. Некоторые из
них просто не знакомы с методиками стратегического менеджмента. Они могут
считать, что он полезен только для крупных организаций, а может быть, они не
верят в долгосрочное планирование.
Некоторые руководители малых и средних предприятий могут не иметь
управленческих навыков, необходимых для инициирования и поддержания
стратегического процесса в ходе ведения бизнеса. Они могут осознавать пользу
долгосрочного планирования, но при этом не знать, каким образом запустить этот
процесс.
Наконец, что весьма важно, многие руководители малого и среднего бизнеса
могут быть крайне загружены повседневными делами. Эти рутинные обязанности
могут отнимать время, необходимое для стратегического долгосрочного
планирования. Руководитель может не желать тратить время и средства на
стратегическое планирование, поскольку понимает, что все равно неизвестно,
каково будущее развитие событий [12, c. 293].
5. Организация и процесс стратегического управления на малых и средних
предприятиях
Этот процесс не вписывается в рамки малого бизнеса и новых
предпринимательских рискованных начинаний. Компании такого типа должны иметь
новую миссию, новые задачи, новые стратегии и новую политику, которые должны
стать результатом соотнесения внешних возможностей и угроз внутренним
преимуществам и недостаткам. Поэтому указанные авторы предложили
модифицированную версию модели стратегического менеджмента, которая в большей
степени соответствует новому предпринимательскому бизнесу. На рис. 2 представлена
модель стратегического менеджмента, подходящая для малого бизнеса; она состоит
из следующих взаимосвязанных шагов (стадий).
Разработка основной идеи бизнеса - продукт и /или услуги, имеющие
целевого потребителя и/или целевые рынки. Подобная идея может возникнуть на
основе опыта предпринимателя или быть результатом творческого озарения.
Тщательное изучение и оценка внешней среды, чтобы выявить факторы
социальной среды и среды деятельности; это позволяет определить возможности и
угрозы. В центре процесса сканирования должны находиться потенциал рынка и
доступность ресурсов.
Тщательное изучение и оценка внутренних факторов нового бизнеса.
Предпринимателю следует объективно оценить личные активы, области, в которых он
особенно компетентен, личные способности и опыт - все с точки зрения
организационных потребностей нового бизнеса [5, c. 192].
Анализ стратегических факторов в свете текущей ситуации с применением
SWOT-анализа. Потенциальные преимущества и слабые места предприятия следует
оценивать в свете возможностей и угроз внешней среды. Принятие решения о том,
следует или не следует действовать. Если представляется, что главную идею
бизнеса осуществить реально, следует продолжать действовать. В противном случае
необходимо отказаться от дальнейшей разработки идеи до тех пор, пока не
изменятся стратегические факторы.
Нет, вернуться к стадии 1
Да
Рис.1 - Процесс принятия стратегических решений на предприятиях малого и
среднего бизнеса (новые предприятия)
По мнению некоторых специалистов, ряд моделей был специально разработан
для стратегического менеджмента в малом бизнесе
Строго говоря, между моделями стратегического менеджмента для малого
предприятия, нет принципиальной разницы. В качестве основы все используют
аналогичные концепции. Многие из концепций и методик, касающихся
стратегического менеджмента, были разработаны и с успехом применены на
предприятиях.
В связи с тем, что менеджеры прилагают усилия, чтобы как можно лучше
приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям мира бизнеса, их компании,
как правило, проходят через четыре стадии развития стратегического менеджмента,
а именно:
- финансовое планирование;
- планирование на основании прогнозов;
- планирование, ориентированное на внешнюю среду
(стратегическое планирование);
- стратегический менеджмент [11, c. 243].
По своей сущности стратегический менеджмент состоит из четырех основных
элементов:
- тщательного исследования (сканирование) среды;
- формулирования стратегии;
- реализации стратегии;
- оценки и контроля.
Сканирование среды - это своего рода мониторинг, оценка и распространение
информации, полученной во внешней и внутренней среде, среди ключевых фигур
корпорации. Цель этого процесса - выявление стратегических факторов, тех
элементов внешней и внутренней среды, которые определяют будущее корпорации.
Самый простой способ провести сканирование среды бизнеса - применить
SWOT-анализ. Формирование стратегии представляет собой разработку долгосрочных
планов для эффективного управления возможностями и угрозами внешней среды на
основе корпоративных преимуществ и недостатков. Формирование стратегии включает
определение корпоративной миссии, постановку достижимых целей, разработку
стратегии, выработку руководящих принципов политики. Реализация стратегии
представляет собой процесс, в ходе которого стратегии приводятся в действие
путем разработки программ, подготовки бюджета и рабочих процедур. Процесс этот
может включать изменения общей культуры, структуры и руководства организации.
Наконец, оценка и контроль - это процесс, посредством которого
осуществляется мониторинг деятельности корпорации и ее результатов, чтобы
сопоставить фактическую эффективность деятельности с желаемой. Несмотря на то,
что оценка и контроль являются заключительными элементами стратегического
менеджмента, они могут также способствовать выявлению слабых мест в уже
реализованных стратегических планах и стимулировать повтор всего процесса.
Концептуальной основой для разработки модели стратегического менеджмента для
малых и средних предприятий стали исследования специалистов в данной области,
собственные наблюдения авторов, а также результаты первого эмпирического
обследования электронной промышленности Великобритании.
Модель стратегического менеджмента для малых и средних предприятий
включает четыре стадии:
осведомленность - понимание стратегической ситуации;
формулирование стратегии - разработку подходящих стратегий;
реализация стратегии - претворение в действительность выбранных
стратегий;
контроль и совершенствование стратегии - обзор результатов и выводы для
последующего совершенствования стратегии.
Процесс стратегического менеджмента в малом и среднем бизнесе составляет
следующую последовательность:
- анализ текущего положения МСП в контексте их продукции,
рынков, характерных конкурентных преимуществ, личных целей
владельца-руководителя и, следовательно, определение миссии, целей и ценностей
для удовлетворения потребителей;
- анализ внешней среды - оценка возможностей и угроз, которые
представляют конкуренты, поставщики, социально-политическое влияние экономики,
а также влияние технологии, что позволит повысить ценность продукции МСП для
потребителей;
- анализ внутренней среды - оценка внутренних возможностей,
преимуществ и слабых мест;
Рис.2 - Стратегический менеджмент на малых и средних предприятиях
- определение ключевых факторов, способствующих повышению
эффективности, и стратегических проблем компании, которые могут оказать влияние
на направление ее будущего движения;
- определение стратегических альтернатив целей и главных
стратегий;
- осуществление изменений для улучшения процесса (продуктов и
услуг) увеличения человеческих возможностей;
- мониторинг усовершенствования потребительской ценности и
эффективности бизнеса;
- анализ результатов примененных стратегий и извлечение уроков
в целях совершенствования стратегического менеджмента (т.е. качества принятия
решений) в будущем.
Восемь основных шагов, действительно помогают правильно расставить
приоритеты в действиях компании, желающей преуспеть за счет разработки и применения
конкурентной стратегии, последовательно осуществляющей процессы формирования,
реализации и оценки стратегий - это не только обеспечит удовлетворение
потребителей, но также позволит извлечь уроки из своих предшествующих действий
и создаст основу для последующего совершенствования стратегических способностей
компании [19, c. 229].
Заключение
Стратегическое управление - особенная отрасль менеджмента. Основным
отличием стратегического управления является то, что оно в большей степени
ориентировано на будущее, чем на настоящее. Это проявляется в том, что процесс
стратегического управления скорее направляет развитие компании, но при этом не
занимается постоянно возникающими текущими вопросами. Чаще всего в процессе
стратегического управления ставятся задачи, которые необходимо решить компании,
но выбор методов и форм их решения остается за тактикой или оперативным
управлением.
Важность и необходимость стратегического планирования
обусловлена тем, что в его процессе анализируются будущие состояния компании,
происходит поиск отдельных решений в различных условиях развития ситуации на
рынке. То есть при помощи использования стратегического планирования компания
оказывается готова к тому, что может произойти с ней в будущем.
При этом необходимо заметить, что стратегическое
планирование на различных предприятиях существенно отличается.
Нужно заметить, что размер компаний, которые могут
быть отнесены к категории «малых», разниться в зависимости от отрасли или сферы
функционирования. При этом их общей чертой является небольшое число работающих
(например, около 50 человек).
Основные особенности стратегического планирования и
управления на малых предприятиях:
Сложность в организации стратегического планирования:
проявляется в том, что малые размеры компаний этого сегмента не предполагают
создание большого числа структурных подразделений в их составе. То есть, в
отличие от крупных компаний, которые могут позволить себе организацию
специализированных служб, ответственных за стратегическое планирование, на
малых предприятиях функции стратегического планирования будут являться
дополнительными к основным обязанностям оперативного менеджмента.
Чрезвычайная важность стратегического планирования и
управления на малых предприятиях: обусловлена тем, что зачастую малые предприятия
не обладают достаточным запасом прочности. Если проводить аналогию с предыдущим
пунктом и сравнить по данному параметру малые и крупные предприятия, то можно
заметить, что на крупных предприятиях, за счет эффекта масштаба деятельности,
больших размеров активов и так далее, очень велик запас прочности. Несмотря на
то, что крупные предприятия менее гибкие, с большими трудностями
приспосабливаются к рыночным изменениям, тем не менее, в условиях кризисных
ситуаций они обладают большими шансами «выстоять» за счет накопленных резервов.
Малые предприятия являются более гибкими структурами, но, при этом, их резервы
не так велики, поэтому стратегическое планирование как фактор, повышающий
готовность к будущим переменам, рыночным потрясениям, для них особенно важно.
Стратегическое планирование и управление как фактор
перехода к новым формам ведения бизнеса. В данном случае следует заметить, что
организация бизнеса в форме малого предприятия может быть обусловлена
различными причинами и может преследовать различные цели.
Исходя из всего сказанного можно сделать вывод, что
для малых предприятий стратегическое планирование является особенно важным в
силу действия ряда объективных причин, при этом его организация сопряжена с
определенными трудностями, но эффект от применения стратегического планирования
в практике малых предприятий должен превысить издержки по его организации.
Список использованных источников
1. Грейсон,
Джексон. Американский менеджмент на пороге XXI века [Текст]: Учебник / Дж.
Грейсон, Карла О’Делл. - М.: Экономика 2009.
. Дерябин,
А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования [Текст]:
Учебник / М.: Прогресс, 2003.
. Зайцев Л.
Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Юристь, 2012. -
416 с.
. Ищейко,
А.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятий [Текст]: Учебник / А.В.
Ищейко. Новосибирск, 2008.
. Котлер, Ф.
Основы маркетинга. [Текст]: Учебник / М.: Прогресс, 2011.
. Люкшинов А.
Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,
2010. - 375 с.
. Майор, 3.
Контроллинг как система мышления и управления.[Текст]: Учебник / 3.Майор. М.:
Финансы и статистика, 2011.
. Моисеева,
Н.K., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг,
обновление. [Текст]: Учебник / Н.K. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М.:
Внешторгиздат, 2002.
. Ноздрева,
Р.Б. Как побеждать на рынке [Текст]: Учебник / Р.Б. Ноздрева. М.: ЮНИТИ, 2009.
. Панов А. И.
Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2012.
-240 с.
. Поршнев,
А.Г. Управление организацией [Текст]: Учебник / А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева,
Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2009.
. Пунин, Е.М.
Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии [Текст]: Учебник / Е.М.
Пунин. М.: Международные отношения, 2010.
. Роджерс,
Л., Маркетинг в малом бизнесе [Текст]: Учебник / Л. Роджерс М.: Аудит, ЮНИТИ,
2011.
. Румянцева,
З. П. Менеджмент организации. [Текст]: Учебник / З. П. Румянцева, Саломатина Н.
А.. М.: Инфра-М, 2006.
. Сайман, Г.
Менеджмент в организациях. [Текст]: Учебник / Г. Сайман. М.: Экономика, 2008.
. Смит, А.,
Практический маркетинг [Текст]: Учебник / А. Смит, Френк Дж. Жуковский: МЦДО
ЛИНК, 2003.
. Томпсон А.
А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и
реализации стратегии: Учебник для вузов/Перевод с англ. Под редакцией Зайцева
Л. Г., Соколовой М. И. - Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.
. Уткин, Э.А.
Стратегический менеджмент: способы выживания российских банков [Текст]: Учебник
/ Э.А. Уткин. М.: Фонд Экономического Просвещения, 2001.
. Уткин, Э.А.
Управление фирмой. [Текст]: Учебник / Э.А. Уткин. М.: Акалис, 2001.
. Хроленко,
А.Т. Самоменеджмент: для тех, кому от 16 до 20. [Текст]: Учебник / А.Т.
Хроленко. М.: Экономика, 2002.