подробное ознакомление с работой организации;
В первой части отчета я привела характеристику отдела прохождения практики.
Во второй части я рассмотрела три, наиболее актуальные для нашего города целевые программы, действующие на муниципальном уровне, проанализировала их реализацию и эффективность.
Так как муниципальное имущество очень плотно связано со сферой жилищно-коммунального хозяйства, я опиралась на данные отдела Жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) Администрации г. Апатиты Мурманской области. Именно этот отдел является главным исполнителем представленных целевых программ.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МКУ «КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ»
1.1 Основные положения
Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области» (далее - Комитет) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Апатиты Мурманской области, осуществляющим управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией, и входит в структуру исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (Администрации города Апатиты Мурманской области).
Полное наименование муниципального казенного учреждения:
Комитет по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области.
Сокращенное наименование муниципального казенного учреждения: КУИ Администрации г. Апатиты.
Комитет является юридическим лицом, имеет расчетные и лицевые счета, печать со своим наименованием, соответствующие штампы и бланки установленного образца, а также иные реквизиты, может приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Комитет как учреждение подлежит внесению в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией ФНС РФ по городу Апатиты Мурманской области.
Руководство деятельностью Комитета осуществляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Администрации города Апатиты в установленном порядке.
Председатель Комитета осуществляет руководство на принципах единоначалия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, Уставом муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, настоящим Положением и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и полномочий, а также за результаты деятельности Комитета.
Председатель Комитета подчиняется непосредственно Главе Администрации города Апатиты. Председатель Комитета должен иметь высшее образование, стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет.
Должностная инструкция председателя Комитета утверждается Главой Администрации города Апатиты.
В целях обеспечения своей деятельности, предусмотренной настоящим Положением, в составе Комитета могут образовываться в установленном порядке структурные подразделения - отделы, секторы.
Работники Комитета назначаются на должность и освобождаются от должности Главой Администрации города Апатиты в порядке, установленном действующим законодательством. Работники Комитета, исполняющие обязанности по должностям муниципальной службы, являются муниципальными служащими Администрации города Апатиты. Работники Комитета, занимающие должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы и осуществляющие техническое обеспечение деятельности Комитета, не являются муниципальными служащими. Должностной состав работников Комитета определяется штатным расписанием, утвержденным Главой Администрации города Апатиты.
В своей работе Комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Мурманской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства Мурманской области, Уставом муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, решениями Совета депутатов города Апатиты, настоящим Положением, постановлениями и распоряжениями Главы города Апатиты и Администрации города Апатиты.
Финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств городского бюджета и иных источников в порядке, установленном действующим законодательством. Имущество, необходимое для осуществления деятельности Комитета, является муниципальной собственностью городского округа Апатиты и закрепляется за Комитетом на праве оперативного управления.
Место нахождения и юридический адрес Комитета: 184209, Мурманская область, г. Апатиты, пл.Ленина, дом №1.
1.2 Задачи комитета
Основными задачами Комитета являются:
·реализация в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области и муниципальными правовыми актами муниципальной политики в области имущественных и земельных отношений на территории города Апатиты;
·управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования город Апатиты, в порядке, установленном Советом депутатов города Апатиты;
·участие в разработке проектов муниципальных правовых актов по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом;
·обеспечение надлежащего контроля за сохранностью и использованием по назначению объектов муниципальной собственности;
·обеспечение в установленном законом порядке приватизации муниципального имущества;
·обеспечение защиты имущественных интересов муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области и муниципальными правовыми актами;
·взаимодействие с органами государственной власти в сфере управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью.
1.3 Функции комитета
В целях реализации возложенных задач Комитет осуществляет следующие функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом в пределах своей компетенции:
В области имущественных отношений:
·разрабатывает в соответствии с действующим законодательством проекты муниципальных правовых актов по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе приватизации;
·осуществляет учет и ведет реестр объектов муниципальной собственности городского округа Апатиты;
·готовит документы, необходимые для государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Апатиты на недвижимое имущество и сделок с ним, в уполномоченном государственном регистрирующем органе;
·организует работу по проведению независимой оценки рыночной стоимости муниципального имущества в установленном законом порядке;
·готовит документы о принятии имущества в муниципальную собственность города Апатиты, о передаче муниципального имущества в государственную собственность Мурманской области и в собственность Российской Федерации согласно действующему законодательству;
·выявляет бесхозяйное имущество на территории города Апатиты, готовит документы по постановке его на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним и направляет в названный орган соответствующее заявление, обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данное имущество, по решению суда принимает данное имущество в муниципальную собственность с последующим оформлением права муниципальной собственности на него;
·принимает в муниципальную собственность имущество, не реализованное в процессе конкурсного производства, в соответствии с действующим законодательством;
·разрабатывает условия приватизации объектов муниципальной собственности, определяет способ, порядок, сроки проведения приватизации, определяет состав комиссии по приватизации;
·осуществляет приватизацию, исполняя функции продавца муниципального имущества, в соответствии с федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами;
·готовит ежегодный отчет о приватизации муниципального имущества и направляет его на рассмотрение и утверждение в Совет депутатов города Апатиты;
·участвует в решении вопросов создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений в установленном порядке;
·координирует деятельность муниципальных предприятий и учреждений по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом;
·передает и закрепляет имущество за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Оформляет документы на передачу муниципального имущества с баланса муниципальных предприятий или учреждений на баланс других муниципальных предприятий или учреждений;
·согласовывает договоры аренды объектов муниципальной собственности, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении муниципальных предприятий и учреждений;
·осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении у муниципальных предприятий и в оперативном управлении у муниципальных учреждений;
·разрешает муниципальным предприятиям и учреждениям списание находящегося на их балансе имущества в порядке, установленном действующим законодательством;
·готовит необходимые документы по преобразованию в порядке, установленном действующим законодательством, муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью;
·готовит проекты решений Совета депутатов города Апатиты о передаче объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование и в доверительное управление, ведет реестр договоров безвозмездного пользования, доверительного управления муниципальным имуществом;
·заключает и расторгает договоры о передаче в аренду объектов, находящихся в муниципальном нежилом и жилищном фондах, в соответствии с порядком, установленном Советом депутатов города Апатиты. Ведет реестр заключенных договоров аренды объектов муниципальной собственности;
·согласовывает договоры субаренды арендаторам муниципального нежилого фонда;
·осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального нежилого фонда, соблюдением арендаторами и субарендаторами условий заключенных договоров аренды;
·организует проведение торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления муниципальным имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества;
·осуществляет контроль за своевременностью и полнотой поступлений арендной платы по договорам аренды объектов муниципального нежилого фонда;
·от имени города Апатиты осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в муниципальной собственности;
·ведет налоговую, бухгалтерскую и статистическую отчетность. Представляет в государственные органы и в Управление финансов Администрации города Апатиты необходимую информацию в установленном порядке;
·осуществляет в рамках бюджетного процесса мониторинг, анализ и прогнозирование поступления средств от использования муниципального имущества и представляет прогноз поступлений на очередные финансовые периоды в Управление финансов Администрации города Апатиты;
·управляет в соответствии с муниципальными правовыми актами имуществом казны муниципального образования, осуществляет ведение бухгалтерского учета имущества казны;
·выступает муниципальным заказчиком при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в рамках средств, предусмотренных городским бюджетом;
·ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
·предоставляет в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для коммерческого использования, и по договорам социального найма;
·осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием его помещений установленным санитарным правилам и техническим нормам;
·заключает и регистрирует договоры передачи жилых помещений в собственность граждан, осуществляет прием жилых помещений в муниципальную собственность от граждан;
·заключает и регистрирует договоры купли-продажи освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальных квартирах;
·осуществляет ведение учета граждан по вопросам переселения, выделения субсидий на приобретение (строительство) жилья за пределами Мурманской области;
·выступает уполномоченным представителем собственника помещений, находящихся в муниципальной собственности, на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных жилых домов;
·осуществляет защиту имущественных прав и интересов муниципального образования при ведении дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, осуществляет полномочия истца, ответчика или третьего лица;
·осуществляет ведение дел по основной деятельности Комитета в соответствии с утвержденной номенклатурой, направляет документы Комитета в Муниципальное казенное учреждение «Муниципальный архив города Апатиты»;
·составляет протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 10 статьи 2 и статьей 11 Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях». Перечень должностных лиц Комитета, наделенных правом составления протоколов об административных правонарушениях, определяется отдельным постановлением Администрации города апатиты;
·осуществляет иные функции и полномочия, связанные с управлением и распоряжением имуществом муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области и муниципальными правовыми актами.
В области земельных отношений:
·разрабатывает в соответствии с действующим законодательством проекты муниципальных правовых актов по вопросам управления и распоряжения земельными ресурсами муниципального образования;
·осуществляет муниципальный земельный контроль на территории городского округа Апатиты в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном Советом депутатов города Апатиты;
·осуществляет муниципальный лесной контроль;
·организует работы по проведению инвентаризации земель;
·заключает и расторгает договоры аренды земельных участков с юридическими и физическими лицами;
·осуществляет учет и ведение реестра землепользователей на территории города Апатиты;
·готовит предложения об установлении ставок арендной платы и регулирующих коэффициентов к ним, а также ставок земельного налога за пользование земельными участками;
·организует проведение торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков;
·заключает договоры купли-продажи земельных участков;
·принимает участие в работе Комиссии по землепользованию и застройке города Апатиты и согласовывает акты выбора земельных участков;
·организует работу по проведению независимой оценки рыночной стоимости земельных участков, а также права аренды земельных участков при выставлении их на торги в установленном законом порядке;
·осуществляет контроль за своевременностью и полнотой поступлений арендной платы по договорам аренды земельных участков;
·осуществляет контроль за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, в том числе их целевого использования;
·готовит документы, необходимые для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельные участки, в уполномоченном государственном регистрирующем органе;
·заключает договоры с организациями на проведение землеустроительных работ в соответствии с действующим законодательством;
·формирует пакет документов для постановки вновь образованных земельных участков на государственный кадастровый учет.
·рассматривает обращения юридических и физических лиц по вопросам землепользования;
·обеспечивает учет и сохранность документации, необходимой для оформления правоустанавливающих документов на земельные участки;
·осуществляет защиту земельных прав и интересов муниципального образования при ведении дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, осуществляет полномочия истца, ответчика или третьего лица;
·составляет протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных пунктами 1, 6, 8, 10 статьи 2 и статьей 11.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях». Перечень должностных лиц Комитета, наделенных правом составления протоколов об административных правонарушениях, определяется отдельным постановлением Администрации города апатиты;
·осуществляет иные функции и полномочия, связанные с управлением и распоряжением земельными участками в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, муниципальными правовыми актами.
1.4 Права и обязанности комитета
Комитет в пределах своей компетенции имеет право:
·принимать участие в разработке правовых актов органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;
·принимать решения о передаче муниципального имущества в аренду, выступать арендодателем, заключать договоры аренды;
·заключать, расторгать, вносить изменения и дополнения в договоры аренды земельных участков, предоставляемых юридическим и физическим лицам, выступать в договорах на стороне арендодателя;
·запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию от органов прокуратуры, правоохранительных и иных органов, юридических лиц независимо от формы собственности, а также физических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;
·запрашивать у структурных подразделений Администрации города Апатиты, муниципальных предприятий и учреждений города Апатиты сведения, материалы и документы, необходимые для обеспечения реализации функций и полномочий, возложенных на Комитет;
·Осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством во исполнение задач и функций, указанных в настоящем Положении.
Комитет обязан:
·соблюдать действующее законодательство;
·осуществлять контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества;
·готовить и направлять отчет о результатах своей деятельности Главе Администрации города Апатиты;
·готовить и направлять отчет о выполнении Программы приватизации в Совет депутатов города Апатиты;
·в случаях, предусмотренных действующим законодательством, выступать от имени собственника муниципального имущества в защиту интересов муниципального образования в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах;
1.5 Взаимоотношения комитета
Для исполнения своих функций Комитет взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации города Апатиты, общественными и другими организациями, предприятиями и учреждениями всех форм собственности по вопросам, связанным с муниципальным имуществом.
1.6 Реорганизация или ликвидация комитета
Реорганизация или ликвидация Комитета осуществляются в соответствии с действующим законодательством.[1]
В современных условиях жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения, образующего местное сообщество.
Жилищно-коммунальное хозяйство с 1992 г. находится в процессе реформирования, которое осуществляется, в том числе, посредством целевых программ. Данные программы входят в структуру плана социально-экономического развития муниципального образования, в том числе и в г. Апатиты.
При разработке программ органы местного самоуправления ориентируются на документы федерального уровня: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд», где определены главные требования к разделам федеральной целевой программы; Приказ Минэкономразвития РФ от 17.06.2002 N 170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов РФ", где утвержден типовой «каркас» комплексной программы развития субъекта РФ.
Обращаясь к программно-целевому методу как инструменту реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, можно отметить, что главным аспектом его применения является возможность использования формата программы в качестве инструмента управления, что позволяет планировать ресурсы в соответствии с поставленными целями, обеспечивая возможность оценки результатов принимаемых управленческих решений. Кроме того, являясь обязательным элементом программы, система показателей, в составе механизма ее реализации, позволяет осуществлять оценку эффективности средств, направленных на реализацию данной конкретной программы.
Еще одним немаловажным обстоятельством применения программно-целевого метода при реформировании жилищно-коммунального хозяйства на уровне муниципального образования является возможность осуществления финансирования целевой программы из различных источников. Выстраивание связующих между целевыми программами разных уровней (федерального, регионального, муниципального), позволяет привлекать на реализацию муниципальных мероприятий программы, средства бюджетов других уровней.
Рассмотрим несколько целевых программ, действующих на муниципальном уровне, проанализируем их реализацию и эффективность.2.1. Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей города Апатиты» на 2012-2015 годы.
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является одним из важнейших направлений жилищной и демографической политики Российской Федерации.
Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. В связи с этим продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья могут наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут уплатить первоначальный взнос. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в городе Апатиты. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых семей города позволит сформировать экономически активный слой населения.
В настоящее время, когда практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса - не менее 30 % стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у молодых семей средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств.
Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема является одной из приоритетных при формировании федеральных целевых программ и ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни молодых семей.
В администрации города Апатиты по состоянию на 01.01.2011 года на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений состояло 33 молодые семьи. К сожалению, ни одна молодая семья не воспользовалась действующей муниципальной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей города Апатиты» на 2009-2011 году и, как следствие, федеральными и региональными бюджетными средствами для решения своей жилищной проблемы. Наличие долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Апатиты» (далее - Программа) даст возможность молодым семьям воспользоваться средствами, предусмотренными для этой категории граждан подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, долгосрочной целевой программы «Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области» на 2011-2015 годы. Программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома. Задачами Программы являются:
·обеспечение предоставления молодым семьям - участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья эконом - класса или строительство индивидуального жилого дома эконом - класса (далее - социальные выплаты);
·создание условий для привлечения и консолидации бюджетных, финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, и собственных средств молодых семей для решения проблемы обеспечения их жильем. Основными принципами реализации Программы являются:
·добровольность участия молодых семей в Программе;
·признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
·выполнение молодыми семьями - участниками Программы условий приобретения (строительства) жилья в рамках Программы;
·возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств местного бюджета на улучшение жилищных условий только 1 раз.
Условиями прекращения реализации Программы являются досрочное достижение целей и задач Программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
Уровень достижения целей и решения задач, предусмотренных Программой, выражается посредством количественных показателей, отражающих конкретные результаты и эффект от реализации Программы. К таким показателям и индикаторам можно отнести:
·количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств социальной выплаты;
·доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств социальной выплаты по сравнению с предыдущим годом;
·площадь жилья, приобретенного при оказании содействия за счет средств социальной выплаты.
Перечень целевых показателей Программы, их базовые и контрольные значения.
Таблица № 1
Наименование целей, задач и показателей ПрограммыЕд. измерения показателяВеличина показателя в базовом году (до начала реализации Программы)Прогнозные (контрольные) значения показателей (индикаторов) эффективности Программы20122013201420151. Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с использованием социальных выплатед.000672. Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия с использованием социальных выплат по отношению к количеству признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий на 01.01.2011 (33 семьи)%00018,221,23. Объем привлеченных средств (собственные и заемные средства молодых семей)тыс. руб.000388053124. Общая площадь жилых помещений, приобретенных (построенных) с использованием средств социальной выплатыкв. м000318390
Финансирование Программы осуществляется за счет:
·собственных средств молодых семей, используемых для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома;
·средств городского бюджета;
·заемные средства молодых семей, предоставленные кредитными и другими организациями, предоставляющими кредиты и займы, в том числе ипотечные жилищные кредиты.
Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет - 10010,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
Таблица № 2
Источник финансированияВсего2012 год2013 год2014 год2015 годГородской бюджет1074,000344,0474,0Собственные и заемные средства молодых семей12092,0003880,05312,0
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта городского бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей городского бюджета, а также зависят от установленной стоимости 1 кв. м жилья в городе Апатиты.
Эффективность реализации Программы и использования, выделенных на нее средств будет обеспечена за счет:
·прозрачности использования средств городского бюджета;
·адресного предоставления средств городского бюджета;
·привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
·привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;
·развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
·укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
·развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
В рамках программы запланировано решение вопросов методологического, организационного и финансового обеспечения в целях предоставления муниципальной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей города Апатиты.
В 2012 году Программа не предусматривала выделение финансовой поддержки в связи с отсутствием в 2011 году заявителей (список для участия в Программе на 2012 год не формировался). В 2012 году по той же причине не сформирован список участников на 2013 год. Причины низкой заинтересованности молодых семей в данной программе являются жесткие условия участия в Программе для молодых семей, установленные федеральным законодательством, растянутые сроки получения субсидии (в течение 10-11 месяцев), возможность получения бесплатного муниципального жилья семьями, стоящими в очереди.
В целях совершенствования механизма предоставления финансовой поддержки в 2012 году был разработан и дополнительно внесен в программу Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам Программы.
Информирование молодых семей об условиях участия в Программе осуществляется в соответствии с порядком опубликования НПА в средствах массовой информации.
На 2012 год финансирование программы за счет средств городского бюджета не предусмотрено, целевые показатели не устанавливались.[2]
2.2. Долгосрочная целевая программа «Развитие системы комплексного благоустройства в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией» на 2013-2015 годы
Долгосрочная целевая программа направлена на совершенствование системы комплексного благоустройства территории муниципального образования, определение приоритетных мероприятий и перспектив улучшения благоустройства города, обеспечивающих комфортные условия жизнедеятельности населения.
Большинство объектов внешнего благоустройства города, такие как, зоны отдыха (парки, скверы), инженерные коммуникации (ливневая канализация), в настоящее время не обеспечивают комфортных условий для жизни, деятельности и отдыха населения и нуждаются в ремонте или реконструкции. Это отрицательно сказывается на внешней привлекательности и уровне благоустроенности города.
В 2008 году в городе начались работы по установке детских площадок, цветников, приобретению и замене малых архитектурных форм, в том числе за прошедший период приобретено и установлено: более 530 урн, 133 скамейки, 84 ваз для цветов и других малых форм, 11 детских игровых площадок и малых архитектурных форм по итогам конкурса «Лучший двор», 60 металлических вставок для урн. Но этого недостаточно для удовлетворения реальных потребностей населения в объектах благоустройства. Вместе с тем, одной из проблем благоустройства города Апатиты является небрежное отношение к элементам благоустройства самих жителей города.
Для решения проблем в сфере благоустройства необходимо изменить в целом систему благоустроительных работ. Строительство и содержание объектов благоустройства должно координироваться со строительством и ремонтом объектов инженерного обеспечения города (водопровод, линии связи, канализация, теплотрассы), объектов жилищно-коммунального хозяйства. Важна четкая согласованность действий предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность города, и предприятий, занимающихся благоустройством города.
Цель Программы - повышение уровня благоустройства территории города Апатиты. Цель Программы определена в соответствии с пунктами 20 и 25 ч.1 статьи 16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Задача Программы: повышение привлекательности объектов внешнего благоустройства города, их устройство и текущее содержание.
В таблице 3 представлены целевые показатели Программы.
Перечень целевых показателей Программы, их базовые и контрольные значения
Таблица № 3
№ п/пНаименование цели, задач и целевых показателей (индикаторов) ПрограммыЕд. изм. показателяЗначения целевого показателя (индикатора)Базовый год 2012Годы реализации программы2013 год2014 год2015 год1.Обеспечение выполнения услуги по текущему ремонту архитектурно-декоративного элемента «Апатиты»%100-100-2.Количество отремонтированных павильонов остановок общественного транспорта/ доля от общей потребностишт./ %11/ 100-11/ 100-3.Количество отремонтированных малых архитектурных форм / доля от общей потребностишт./ %439/ 100-439/ 100-4.Количество приобретенных и установленных малых формшт.41010105.Количество отремонтированного игрового оборудования детских игровых площадок на городских территорияхшт.44446.Обеспечение выполнения услуги по содержанию детских площадокшт./ %6/ 1006/ 1006/ 1006/ 1007.Количество приобретенных и установленных урншт.505050508.Количество приобретенных и установленных металлических вставок для урншт.303030309.Количество приобретенных и установленных скамеекшт.110101010.Количество дворов, для которых приобретены и установлены детские игровые площадки, малые архитектурные формы по итогам конкурса «Лучший двор»шт.333311.Протяжённость отремонтированной ливневой канализации / доля от общей протяжённостим.п./%16/ 0,3130/ 2,265/ 1,165/ 1,112.Протяженность обслуженной ливневой канализации / доля от общей протяжённостим.п./%225/ 3,8225/ 3,8225/ 3,8225/ 3,813.Количество участков (объектов) ливневой канализации, на которые составлены технические паспорташт.-22214.Площадь отремонтированного тротуара городского сквера / доля от общей площадим2/ %-1138/ 401682/ 60-15.Обеспечение оформления города к праздникам%10010010010016.Протяженность установленных декоративных ограждений у городской поликлиники по ул. Бредова, 18м.п.---17.Протяженность установленных декоративных ограждений у городского ЗАГСа на пл. Геологов, 3м.п.---18.Протяженность отремонтированного тротуарного покрытия на ул. Зиновьевам2-1200--19.Протяженность установленных перильных ограждений на лестницахм.п.-44--20.Площадь окрашенных дорожных ограждений перильного типа/доля от общей площадим2-131,7-131,721.Количество отремонтированных лестницшт.2333
Мероприятия Программы направлены на повышение привлекательности объектов внешнего благоустройства города Апатиты, их устройство и надлежащее содержание.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении № 1.
Ресурсным обеспечением Программы являются средства местного бюджета. Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий на период 2013-2015 годов составляет 15 962,0 тыс. руб., в том числе по годам:
·в 2013 году - 6 042,5 тыс. руб.;
·в 2014 году - 5 983,1 тыс. руб.;
·в 2015 году - 3 936,4 тыс. руб.
Объем и структура бюджетного финансирования настоящей Программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями местного бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
Возможно привлечение иных источников финансирования, в том числе средств областного бюджета и внебюджетных источников. Финансирование за счёт областного бюджета осуществляется в соответствии с установленными порядками и критериями.
В результате реализации Программы ожидается:
·повышение привлекательности внешнего вида города Апатиты, улучшение условий для проживания, трудовой деятельности и отдыха населения;
2.3 Муниципальная программа города Апатиты «Капитальный ремонт многоквартирных домов»
В период с 2009 по 2012 год город Апатиты принимал участие в шести региональных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Частичный капитальный ремонт проведен в 75 многоквартирных домах общей площадью более 385 кв.м. Доля многоквартирных домов, в которых был проведен капитальный ремонт, составила 18,5% от общего числа многоквартирных домов, расположенных в городе Апатиты. Выполнено работ на сумму более 282 млн. рублей.
Мониторинг реализации муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2009-2012 годов показал, что при формировании адресных перечней многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, в работы по капитальному ремонту многоквартирных домов включались не все конструктивные элементы, требующие капитального ремонта, что не позволяло привести многоквартирные дома в удовлетворительное состояние в полном объеме.
В связи с высокой социальной важностью надлежащего содержания многоквартирных домов требуется обеспечение оптимизации процессов планирования капитального ремонта.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из критериев, установленных в статье 2 Закона Мурманской области от 24.06.2013 № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области». В первоочередном порядке предусматривается проведение капитального ремонта:
1)общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы;
2)общего имущества в многоквартирных домах, капитальный ремонт в которых требуется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Реализация указанных принципов должна обеспечить перспективное планирование капитального ремонта жилищного фонда с учётом фактического технического состояния конструктивных элементов многоквартирных домов.
Внесенные изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации определяют следующий подход к организации капитального ремонта жилищного фонда.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имуществом путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
2.3.1 Подпрограмма «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов» муниципальной программы города Апатиты «Капитальный ремонт многоквартирных домов»
Подпрограмма направлена на организацию проведения капитального ремонта во всех многоквартирных домах, расположенных на территории города Апатиты. Задачей Подпрограммы является формирование реестра многоквартирных домов по видам ремонта.
В сформированном реестре будут включены все многоквартирные дома и определены сроки проведения капитального ремонта в них.
В соответствии с приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 30.09.2013 № 148 Подпрограмма рассчитывается на срок до 30 лет в группировке по шести 5-летним периодам, необходимым для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории города Апатиты.
Подпрограмма формируется для всех многоквартирных домов, расположенных на территории города Апатиты, вне зависимости от того какой способ формирования фонда капитального ремонта выбран собственниками помещений многоквартирного дома и вне зависимости от формы собственности помещений в таких домах.
Подпрограмма реализуется в 2014-2043 годах.
Перечень целевых показателей Подпрограммы представлен в приложении № 2
Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств собственников помещений многоквартирных домов (обязательные ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме). Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ст. 167 Жилищного кодекса РФ). Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ст. 169 ст. 167 Жилищного кодекса РФ).
Финансирование работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, управляющим организациям, региональному оператору за счёт средств федерального и областного бюджета в соответствии с Методикой предоставления мер государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области, утверждённой постановлением Правительства Мурманской области от 15.08.2013 № 459-ПП.
Объем и структура бюджетного финансирования Подпрограммы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями местного бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
Сведения об объемах финансирования Подпрограммы приведены в Таблице № 3. Сведения об объёмах финансирования Подпрограммы*
Таблица № 3
СрокиИсточники финансирования, тыс. рублейВсегов том числе по источникам финансированияМБОБФБВБСПодпрограмма «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов» Всего000002014-2018000002019-2023000002024-2028000002029-2033000002034-2038000002039-204300000Всего:00000В т.ч. по соисполнителям:Комитет по управлению имуществом Администрации города Апатиты Всего000002014-2018000002019-2023000002024-2028000002029-2033000002034-2038000002039-204300000Всего:00000
*На момент разработки Подпрограммы объемы финансирования не определены. При принятии органом государственной власти субъекта РФ нормативного правового акта об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме будет предусмотрено финансирование подпрограммы, а также при поступлении средств из областного бюджета будет предусмотрено софинансирование за счет средств местного бюджета.
В целях реализации Подпрограммы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов, работ и услуг капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, определения объема государственной поддержки органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области утверждают краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области ежегодно до 1 марта года, предшествующего планируемому (Закон Мурманской области от 24.06.2013 № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области»).
Подпрограмма подлежит ежегодной актуализации. Внесение изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, допускается в случае принятия соответствующего решения собственниками помещений в этом многоквартирном доме.
Ответственный исполнитель Подпрограммы отдел жилищно-коммунального комплекса Администрации города Апатиты будет осуществлять общее управление и контроль реализации мероприятий Подпрограммы. К рискам реализации Подпрограммы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
·операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией Подпрограммы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Подпрограммой, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Подпрограммы или задержке в их выполнении. Данный риск может быть качественно оценен как умеренный.
·риск финансового обеспечения, который связан с финансированием Подпрограммы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности Подпрограммы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджетирования в части обеспечения реализации Подпрограммы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные Подпрограммой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации подпрограммы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
Реализации Подпрограммы также угрожают следующие риски, которые связаны с изменениями внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации подпрограммы:
·риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Учитывая достаточно высокую зависимость экономики России от мировых цен на углеводородные ресурсы, а также опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал существенное негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства, такой риск для реализации подпрограммы может быть качественно оценен как высокий.
·риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному снижению состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в отдельных регионах или муниципалитетах, а также потребовать концентрации средств федерального бюджета на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для подпрограммы можно оценить как умеренный.
В течение 2012 года было запланировано обеспечить безопасные и комфортные условия проживания жителей в 10-ти многоквартирных домах города Апатиты. При рассмотрении заявок 1 многоквартирный дом был исключен из программы из-за отсутствия полного пакета документов. В течение года был проведен ремонт крыш в 7-ми МКД (план 9), утепление и ремонт фасад в 9 МКД (план - 10), ремонт внутридомовых инженерных систем в 9 МКД (план -10), ремонт подвальных помещений в 1 МКД (план - 1), установка приборов учета потребления ресурсов в 8 МКД (план - 8), энергетическое обследование в 1 МКД (план -7).
Не удалось выполнить запланированный ремонт крыш в 2 МКД по причине не выполнения подрядчиком условий контракта и затягивания сроков проведения работ. Энергетическое обследование было проведено лишь в 1 доме, в 5-ти МКД данный вид работ не проводился, в связи с тем, что погодные условия (наличие положительных температур в октябре месяце) не позволили осуществить обследование.
По результатам не выполненных работ сложившаяся сумма экономии в сумме 4429,3 тыс.рублей подлежала возврату в Фонд содействия и реформирования ЖКХ. В течение года программа корректировалась в целях учета вышеуказанных изменений.
Объемы финансирования Программы
Таблица № 5
Источники финансированияПредусмотрено программой, тыс.руб.Ассигнования, предусмотренные в городском, региональном и федеральном бюджете на конец года, тыс.руб.Фактическое исполнение, тыс.руб.на начало годана конец года2012 год59 633,056 342,7422012 годсредства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства38 382,836 268,50736 268,507средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйствасредства областного бюджета10 659,110 071,99110 071,991средства областного бюджетасредства городского бюджета7 106,16714,661*7281,6**средства городского бюджетасредства товариществ собственников жилья или собственников помещений в многоквартирных домах3485,03 287,583**средства товариществ собственников жилья или собственников помещений в многоквартирных домах
* - без учета расходов городского бюджета за муниципальные помещения в многоквартирных домах (357,319 тыс.руб.)
** - с учетом расходов городского бюджета за муниципальные помещения в многоквартирных домах (357,319 тыс.руб.)
Программа реализована эффективно, хотя планируемые показатели выполнения адресной программы выполнены частично:
- в большей степени ремонт выполнен во всех 9-ти домах, включенных в программу;
денежные средства освоены, не освоенная часть средств направлена в Фонд.
См. приложения 3, 4, 5, 6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своем отчете я представила общую характеристику деятельности Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области», а так же по результатам деятельности отдела Жилищно-коммунального комплекса проанализировала насколько эффективно выполняются муниципальные целевые программы.
Так же, за время прохождения практики, я выполнила поставленные мною задачи:
·ознакомление с особенностями работы государственных служб федерального, регионального и муниципального уровня, а также государственных предприятий;
·ознакомление с основными функциями управления;
·освоение современных форм и методов административной работы;
·приобретение навыков работы по специальности; подробное ознакомление с работой организации.
Так как основной целью преддипломной практики являлось систематизация и закрепление теоретических и практических знаний по специальности; применение этих знаний при решении конкретных управленческих и финансово-экономических задач; развитие навыков ведения аналитической и исследовательской работы при решении вопросов, разрабатываемых в дипломном проекте; выяснение подготовленности студента к самостоятельной работе по избранной специальности, то я считаю, что с целью своей практики я справилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Положение о Муниципальном казенном учреждении «Комитет по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области»; Утверждено постановлением Администрации города Апатиты от 09.11.2011 № 1336 (в ред. пост. 03.08.2012, от 27.06.2013 № 778, от 17.03.2014 № 327).
.Постановление от 14.10.2011 № 1180 (в ред. пост. от 13.06.2012 № 571, от 18.03.2013 № 297, от 30.04.2013 № 468) Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Апатиты» на 2012-2015 годы.
.Постановление от 14.10.2012 № 1192 (в ред. пост. от 28.02.2013 № 208, от 06.12.2013 № 1472, от 27.12.2013 № 1606) Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие системы комплексного благоустройства в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией» на 2013-2015 годы.
.Муниципальная программа города Апатиты «Капитальный ремонт многоквартирных домов»; Утверждена постановлением Администрации города Апатиты от 12.11.2013 №1361